Большая трагедия маленького человека в повести «шинель»

Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель» Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»

Эта первая характеристика уже о многом говорит. Акакий Акакиевич – чиновник есть, но нет лица, вроде есть все, но нет личности. Герой ничего не хочет, ни о чем не мечтает, карьера не движется,но Акакий усердно работает, и при этом живет в своем вымышленном мире. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и подсмеивается над ним.

  • Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильем, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью.
  • После того, как его единственная шинель, отделяющая его от внешнего мира, пришла в негодность, новая шинель становится его “вечной идеей”.
  • Шинель – «подруга жизни», вещь философская, заместительница интеллектуального и эмоционального мира, представительница молчаливого внутреннего мира Акакия Акакиевича:

Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»

Так в этой особой вещи сталкиваются «два мира».

Вот почему ее утрата равносильна утрате всей жизни.

Лишившись шинели, Акакий Акакиевич пытается найти справедливость и раз в жизни решается показать характер. Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но дает ему возможность противостоять сложностям. Акакий Акакиевич осмеливается даже просить «значительное лицо». Но никто не может и не хочет ему помочь.

Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»

(высокопоставленный чиновник гордится тем, что одно его слово может лишить чувств человека).

Так не найдя во внешнем мире справедливость и свою новую шинель, Акакий Акакиевич умирает.

Большая трагедия маленького человека в повести «Шинель»

А далее история приобретает мистическую окраску.

Забитый чиновник является призраком-мстителем. Оскорбленная человечность мстит за себя, потому что при жизни не могла и помыслить о сопротивлении. Фантом настигает богатых людей, отнимая у них шубы, шинели, пока, наконец, не снимает шинель со «значительного лица».

в привидении соединились «действительный» и «возможный» Акакий Акакиевич: привидение выговаривает свое требование внятно и резко, однако с прибавлением «того».

Трагедия «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Маленький человек в повести Гоголя Шинель

Образ «маленького человека» мы нередко встречаем в русской и зарубежной художественной литературе. Нам, русским читателям, воспитывающимся на образцах русской литературы, образ «маленького человека» до боли знаком. Первая встреча с ним случается в гоголевской повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель».

А что же такое «маленький человек»? Ответ прост: это человек низкого социального положения и низкого происхождения, непримечательный и незаметный, не отличающийся выдающимися способностями, слабохарактерный, смиренный и безобидный.

Именно таким мы встречаем главного героя повести «Шинель», бедного титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересно заметить, что Николай Васильевич очень умело подошел к выбору имени его литературного героя: слово «Акакий» в переводе с греческого языка означает «не делающий зла».

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества.

С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира.

А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее.

Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает.

Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

  Краткое содержание народной сказки “Царевна лягушка”

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Социальное положение

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин занимает низкую ступень в обществе. На службе его либо вовсе не замечают, либо насмехаются над ним. Сослуживцы постоянно шутят про Акакия Акакиевича, бросают в него бумажки. И Башмачкин не пытается исправить ситуацию, он не замечает издевок в свою сторону, он привык к ним. Эта робость и несостоятельность – признаки «маленького человека».

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

«Маленький человек» – один из архетипов русской литературы. Галерея «маленьких людей» открывается портретом Самсона Вырина в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» (цикл «Повести Белкина»), продолжается образом Евгения из его же поэмы «Медный всадник» и прочно закрепляется в наследующей Пушкину и его современникам традиции реализма.

В рамках направления реализма традиционно принято рассматривать повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель», а портрет главного героя этого произведения – Акакия Акакиевича Башмачкина – включать в открытую Пушкиным галерею «маленьких людей». Эта точка зрения совершенно справедлива и легко подтверждается текстом.

Что свойственно «маленькому человеку»? Невысокое положение в обществе, закрытость (скрытость) от мира, скупость чувств (но при этом – наличия объекта любви и заботы), страдание при жизни (обычно – единичный акт, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу героя), и, вероятнее всего, смерть (часто – именно от жизненных страданий).

Всё это прослеживается и в «Шинели». Башмачкин – мелкий чиновник, переписчик бумаг, живущий бедно и аскетично.

Он не имеет друзей – у него есть только сослуживцы, которым он становится интересен только с приобретением шинели (но не раньше и не сам по себе). У Башмачкина есть и то, что он любит и лелеет.

В отличие от дочери – в случае Вырина – и Параши, любимой девушки – в случае Евгения, – у Акакия Акакиевича это буковки в документах и шинель, мечтой о которой он живёт.

Как и в других случаях, страдание «маленького человека» так или иначе связано с объектом его привязанности. Так, Вырин теряет дочь, Евгений спешит к Параше и боится, как бы потоп не причинил ей вреда.

У Башмачкина в тёмном переулке двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый промежуток времени) следует смерть главного героя.

Стоит отметить, что очень часто статус «маленького человека» подчёркивается его положением в иерархии власти; для «вскрытия» такого его положения автор помещает героя в ситуацию, где он противопоставлен кому-то, превосходящему его своим могуществом.

Рассмотрим, опять же, Вырина и Евгения – первый оказывается на пороге дома своей дочери, но вход туда ему закрыт, как бедному, незнатному и незваному гостю; второй оказывается прямо противопоставлен императору Петру (и, хотя грозит ему кулаком, понимает всё свое бессилие и незначительность).

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Небезынтересно также отметить, что в одном принципиальном моменте Гоголь отходит от предыдущей традиции.

Финалом истории его героя становится некое торжество и превосходство – дух Башмачкина срывает с чиновников тёплые шинели и наводит ужас на тех, кто с ним сталкивается.

Понятно, что это нельзя назвать торжеством «маленького человека» в полном смысле слова; но, безусловно, в этом чувствуется если не отрицание точки зрения Пушкина, то, по меньшей мере, полемика с ним и бытующим пониманием «маленького человека».

Повесть учит доброте, долготерпению, и снисхождению; однако Гоголь не избирает, как в позднейших своих произведениях, назидательный тон и не чуждается иронии в изображении своего «маленького человека».

Другие сочинения: ← Помещики в поэме Мертвые души Гоголя↑ ГогольПовесть Гоголя Шинель →

Профессия

Башмачкин – не просто титулярный советник, а «вечный» титулярный советник. Автор повести подчеркивает, что центральный персонаж всю свою жизнь работал на этой должности и вряд ли сможет продвинуться по карьерной лестнице дальше.

Когда Башмачкину предлагают не просто переписать бумаги, но и поменять лицо у глаголов, главный герой не может этого сделать. Сил у него хватает лишь на то, чтобы вечно переписывать что-то. Стоит отметить, что для Башмачкина это не в тягость, а, наоборот, в радость.

Переписывание бумаг – единственное занятие, которое приносит удовольствие в жизни Акакия Акакиевича. Герой не понимает тяготы своего жизненного положения.

  Урок литературы “Анализ поэмы С.Есенина “Анна Снегина”

Введение

В повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя (рис. 1) идет речь о «маленьком человеке». «Маленьким человеком» называют подавленного, ощущающего свое унизительное состояние человека. Важно отметить, что это служащий человек, который является винтиком в громадной бюрократической системе. Человек, занимающий одну из ступеней иерархической лестницы.

Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)

Петербург в повести «Шинель»

Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.

Читайте также:  Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»?

В «Шинели» при описании города очень часто используются слова «пустынный» и «пустыня» несмотря на то, что Петербург был многолюдным городом. В данной повести поднята очень важная литературная тема – тема одиночества человека в большом городе.

Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев.

Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.

«Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.

«Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».

Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.

Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.

Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так: «Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник».

Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.

  • Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.
  • «Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу».
  • А теперь про значительное лицо.
  • «Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того, чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке».
  • И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.
  • Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски.

Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер.

Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

В «петербургской» повести «Шинель», написанной в 1842 году, Николай Васильевич Гоголь поднимает тему «маленького человека». Эта тема постоянно присутствует в русской художественной литературе. Александр Сергеевич Пушкин был первым автором, который затрагивает эту проблематику, эту традицию продолжают и другие авторы.

Гоголь рассматривает проблему общества, в котором должен существовать маленький человек. Автор резко критикует общество титулярных советников, которые не могут принять Акакия Акакиевича.

Фраза персонажа: «Не трогайте меня, зачем вы меня обижаете?», — является риторическим вопросом к читателю.

Автор обращает внимание, что «маленькие люди» тоже имеют права на достойную жизнь и на уважение со стороны людей.

День, когда Башмачкин надевает шинель – является кульминацией произведения. В этот момент он перестает чувствовать себя «маленьким человеком». Полностью изменяется его поведение и распорядок дня. Этим Н. Гоголь показывает, что Акакий Акакиевич такой же человек, как и другие. Он ничем не отличается, переживает те же чувства, стремления и обиды. Он не лучше и не хуже других.

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Вариант №2

Повесть «Шинель» — одно из лучших произведений великого писателя Н.В.Гоголя. В ней автор один из первых затрагивает тему «маленького человека».

Таким термином обычно обозначают такого героя, который остается «невидимкой» в обществе.

Эти люди либо незаметны окружающим, либо становятся жертвой насмешек и издевательств в силу своего низкого социального положения. Таким человеком является и главный герой повести.

В начале произведения Гоголь дает нам описание внешности героя и его происхождение. Слова автора уже как бы намекают читателю на своеобразную нелепость его существования. Героя зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Это маленький, рыжий и лысоватый мужчина. Он – бедный титулярный советник.

Подниматься по карьерной лестнице он не в силах, так как обладает слабовольным характером. Акакий целыми днями переписывает бумаги в канцелярии и брать более сложную работу он боится. Коллеги часто издеваются над ним, обижают его, а герой не может им дать отпор.

Бедный, слабый, беззащитный – вот таким представлен «маленький человек» в русской литературе.

Вскоре в жизни Башмачкина случается горе: выходит из строя старая шинель, однако на новую не хватает денег. Тогда и без того узкий духовный мир героя сужается до микроскопических размеров, до одной маленькой мечты о новой шинели. В целях экономии денег Акакий перестает зажигать свечи в доме, реже стирает белье и т.д.

Через некоторое время ему удается накопить нужную сумму, и герой наконец покупает себе новую, красивую шинель. И даже здесь он вызывает жалость: сложно представить, что такое огромное счастье человека может заключаться в обычной покупке новой вещи.

Но позже Акакий становится жертвой ограбления и, конечно же, пропадает новая шинель. Он отправляется просить о помощи к «значительному лицу», но так герою никто и не помог, и вскоре он умирает от необъяснимой болезни. Башмачкин вызывает у нас сочувствие, жалость и сострадание.

Он настолько жалок в огромном жестоком мире, что никто не ручается ему помочь, оставляя его наедине со своим горем.

В повести «Шинель» Гоголь мастерски раскрывает тему «маленького человека». На примере Акакия Акакиевича, автор показывает, что эти люди абсолютно беззащитны, что не может не вызывать у читателей жалость. Писатель изображает их маленький внутренний мир, любое вмешательство в который грозит страшной бедой.

Трагедия маленького человека: хэппи энд – Алексей Алексенко – Наука и технологии – Материалы сайта – Сноб

Тема «маленького человека» в «Шинели» поднимается Гоголем неслучайно. Типизация героев – один из основных признаков реалистического метода творчества, а образ «маленького человека» стал традиционным для русского реализма. Его создателем по праву считается Александр Пушкин (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»).

Оба автора даже в самом прозаическом персонаже видят скрытые сокровища души. Любовь, самоотречение или преданность идеалу «маленькие люди» не выпячивают на всеобщее обозрение, а хранят глубоко в сердце. Этого близорукое общество не видит, явно пренебрегая ими, считая ничтожествами тех, кто на самом деле на голову выше остальных.

Конфликт в повести Гоголя «Шинель» — большая трагедия маленького человека, у которого отняли единственную ценность. Но главная проблема состоит в том, что никто не сочувствует герою, он не находит поддержки у окружения. Его беду лишь усугубляют равнодушие или насмешки.

С одной стороны, автор протестует против мира, который превращает человека в Акакия Акакиевича, нашедшего смысл жизни в вещи. Он резко критикует тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками». Таких забитых и сломленных людей вообще не должно быть.

С другой стороны, Гоголь – реалист, он понимает, что они есть и будут, поэтому призывает хотя бы обратить внимание на несчастных Башмачкиных, не допустить трагической развязки их судьбы.

Читайте также:  Эпоха возрождения кратко

Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем.

Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника.

Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.

Проходя через испытания, человеческий дух закаляется. Так и Башмачкин становится сильнее, в голове появляются смелые мысли и далеко идущие планы: «не положить ли куницу на воротник?». День обретения шинели стал для героя настоящим праздником раскрепощения.

Привычный рутинный ход его жизни, наконец, нарушился: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело». Потом он направился на своеобразную вечеринку по случаю обновки и выпил целых два бокала шампанского.

Но вся ирония автора уступает место негодованию, когда у героя отнимают его достояние. Страдания, испытанные Башмачкиным после утраты шинели, сравнимы со скорбью о смерти любимого человека. Акакий Акакиевич ищет защиты у государства, однако его просьба лишь разгневала «значительное лицо».

Большая трагедия заключена в том, что мир равнодушен к горю маленького человека. Шинель грела и берегла героя, а люди только издевались над ним или не обращали своего драгоценного внимания на его судьбу.

Холодный Петербургский климат ассоциируется с атмосферой в коллективе, где даже горячее сердце спустя время либо покрывается инеем, либо перестает биться. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

СПАДИЛО.РУ

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»).

Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел».

Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».

«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты.

Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения.

Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?».

Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью.

Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Большое значение имеет погоня Медного Всадника за «бунтарем». Если прежде «кумир» относился к подвластной ему серой массе людей, их бедам и страданиям с холодным безразличием, то теперь он столкнулся с открытым неповиновением.

Бедный Евгений обречен: безумная ночная погоня заканчивается его смертью. Однако сам факт восстания представляет собой духовную победу «маленького героя» над грозным «властелином судьбы».

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски.

Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер.

Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Тема маленького человека в повести Гоголя «Шинель», рассмотрит причины, по которым Акакия Акакиевича Башмачкина можно отнести к литературному типу маленького человека.

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель» (Вар 2)

Творчество Николая Гоголя остается важным в любое время. Его произведение «Шинель» было написано в прошлом веке, но посыл повести подходит и для современного поколения.

  Черты классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Сюжет произведения «Шинель»

В центре сюжета показан мелкий служащий. Он является писарем. Каждый день он приходит петербургский департамент, где выполняет свою рутинную работу. Его имя Акакий Башмачкин. Так мужчину назвали в честь отца.

Он не имеет яркую внешность. Это невысокий и неприметный человек, который является муравьем, который четко знает свое дело. Часто Акакий терпит насмешки со стороны коллег.

Люди более высокого статуса относятся к нему с пренебрежением.

Жизнь Акакия достаточно скромна, без изысков. Ему не по карману развлечения. Он даже не может приобрести себе новую одежду. Это еще сильнее усугубляет ситуацию.

И вот в жизни главного героя наступает момент, когда ему требуется обновить гардероб, приобретя новую шинель. Для этого и так бедному писарю приходится еще туже затянуть пояса. И вот Акакий сумел приобрести обновку.

Но и тут мужчине не повезло. Грабителю отбирают у него новую шинель.

Башмачкин разбит горем. Он старается всеми способами возобновить справедливость. Он жалуется во все известные инстанции. Но людей не волнует беда этого незаметного человека, маленького писаря.

Его горе и дранная старая шинель приводят к смерти главного героя. Долгое время никто не знал о случившемся. Но когда о смерти Акакия стало известно, то люди даже не проявили капельки сострадания.

Им все равно на смерть маленького человечка.

Отношение к «маленькому человеку»

Во многих художественных произведениях показывается, что весь окружающий «маленького человека» мир настроен против него. Люди подшучивают над таким типом героя, смеются над ним, издеваются и даже не стараются в чем-то помочь, оставляя его со своими проблемами один на один.

В своих произведениях писатели не идеализируют «маленького человека», а раскрывают его характер со всех сторон. Некоторые авторы подчеркивают внутреннюю доброту и незлобивость «маленького человека» и жалеют своего персонажа. Другие авторы смеются над своим героем, как это делают и окружающие его люди, чтобы показать его нежелание менять ту бесправную ситуацию, в которой он оказался.

Сочинение: Маленький человек в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

(335 слов) А. С. Пушкин очень чутко описывал в своих произведениях разные типажи персонажей, среди которых был и «маленький человек». Такие люди отличались отсутствием амбиций и хитрости, обычно они были слабыми, тихими и довольствовались малым, но часто становились жертвами обстоятельств и властных людей, так как были беззащитными.

Читайте также:  Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

В поэме «Медный всадник» «маленьким человеком» является Евгений. Он был бедным, ничем не отличающимся жителем столицы. Автор сам о и заурядность персонажа, единственной мечтой которого было создание семьи с любимой девушкой.

Читатель из текста не узнает о внешности и характере Евгения, что делает его безликим. Пушкин даже не указывает его фамилию.

На место Евгения можно поставить любого другого человека, он является отражением того общества, которое было далеко от великолепных петербургских дворцов.

В размеренную жизнь героя врывается наводнение 1824 года, которое убивает его невесту Парашу. Смысл жизни Евгения тонет вместе с ней. Молодой человек не способен пережить это горе и перестроить свою жизнь на новый лад.

Это типично для «маленького человека» — сильное потрясение уничтожает его, он не способен пережить трудности. Петербург оживает после наводнения, но герой – нет.

Он сходит с ума, проводит дни, бесцельно бродя по городу в ветхой, истрёпанной одежде, безразлично глядя на кипящую жизнь столицы, и лишь его душу наполняет «шум внутренней тревоги».

Как только в Евгении появились сильные чувства (гнев, ярость, негодование) при виде статуи Петра I, он сразу же пугается этого, и ему видится, что Медный всадник оживает, чтобы наказать его. Евгений не может противостоять даже каменному изваянию и попросту сбегает.

Тем не менее, Пушкин подчеркивает, что бунт «маленького человека» пугает, казалось бы, всемогущего императора, и для подавления этого бунта оживает гранитная статуя, не терпящая неповиновения.

Возможно, Николай I чувствовал то же самое, поэтому не сразу позволил опубликовать поэму полностью.

Поэт не осуждает героя. Он понимает, что мелкому чиновнику никак не противостоять власти. Однако автор отмечает, что такие люди не становятся личностями, они в принципе не способны на какие-либо свершения. Но Пушкину важнее показать, что даже они достойны жизни и нельзя ими распоряжаться, как вещью. Он осуждает пренебрежение и жестокость власть имущих по отношению к человеческой жизни.

Альбина Исмаилова

Сочинения

Вкладывая огромный труд в развитие литературы, и создавая свои шедевры, писатели раскрывали самые разнообразные проблемы и темы. Среди наиболее распространенных в эпоху реализма стала тема маленького человека, которую поднимали многие писатели девятнадцатого века.

Образ маленького человека

Раскрывая в сочинении тему судьбы и образа маленького человека в русской литературе, мы понимаем, что люди из низкой социальной иерархии являются его прообразом.

Это простые люди, у которых имелись свою проблемы, переживания, беды и радости. Как пишет Достоевский в своей работе Бедные люди, маленький человек не хуже других.

Он просто не блещет, не имеет лоска, но он прежде всего, человек.

Наиболее ярко тему маленького человека и его образ раскрывают Пушкин, Достоевский и Гоголь. Изучая их работы, мы понимаем, что и образы маленьких людей разнообразны, и они могут сильно отличаться от других не только возрастом, но и характерами. Однако их всех объединяет скромное место в обществе.

Именно Пушкин стал первым писателем, который стал писать о простых людях. Данная тематика прослеживается в таких произведениях Пушкина, как Станционный смотритель, Выстрел, Барышня-крестьянка.

Особенно яркой работой стала повесть Пушкина Станционный смотритель, где писатель изображает Самсона Вырина — чиновника низшего класса, скромного человека с почтовой станции. С помощью образа главного героя, писатель хотел показать, что не существовало маленьких людей.

Ведь каждый человек выполняет главную и отведенную ему роль. Вот только само общество не хотело реагировать на проблемы маленького человека, который также имел право на счастье.

В сочинении-рассуждении на тему маленького человека хочется вспомнить и работу Гоголя под названием Шинель, где также раскрывается образ и проблема маленького человека.

В данной работе мы видим обычного служащего в департаменте, который занимается писаниной, и не желает выполнять какие-либо другие поручения, так как вполне был доволен своей жизнью. У Гоголя маленький человек с ограниченным внутренним миром, незаметный и незначительный.

Если нужно было проявить сообразительность, то гоголевский персонаж начинал волноваться. Он так разуверился в себе, что не желал совершенствоваться и двигаться вперед. Единственной его целью было накопление средств, чтобы приобрести новую шинель. Он достиг желаемого, но тут же получил сильный психологический удар.

Его шинель кто-то украл, а окружающие только над ним посмеялись. И чиновник умирает, чтобы воскреснуть и начать борьбу за справедливость. Этим Гоголь показывает, что даже маленькие люди могут стать сильными и постоять за себя.

Если сравнивать двух писателей Пушкина и Гоголя, то Александр Сергеевич в основном делал акцент на смиренность героя со своей судьбой, а вот Гоголь показывал равнодушие общества по отношению к маленьким людям.

Продолжил раскрывать тему маленького человека и Достоевский, который любил поднимать тему униженных людей, указывая читателю на то, что всякие люди, независимо от социального положения, имеют право на сострадание. В отличие от предыдущих писателей, Достоевский делает акцент на духовном аспекте.

Трагедия маленького человека

Если говорить о трагедии маленьких людей, то она заключалась в том, что общество их не воспринимало. Оно не обращало внимание на их личностные качества, их характер и роль в этом мире.

Оно к ним относится неуважительно только потому, что маленькие люди занимают низкую ступень в иерархической лестнице.

При этом сами маленькие люди никак не могли вырваться из мира маленьких людей, и в этом также проявляется трагедия маленького человека.

Положение в обществе

«Маленький человек» – это представитель низших слоев населения. Обычно литературные персонажи, которых принято причислять к «маленьким людям», являются незначительными личностями. Они не занимают высокого положения в обществе, не имеют никакого влияния на окружающих. Помимо этого, у «маленького человека» не наблюдается успехов в карьере, такой человек занимает незначительную должность.

Социальное положение становится главной причиной унижений «маленького человека», его бесправного существования.

Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”

  • Гоголю многим обязаны те, кто
  • Нуждается в защите.
  • Н. Чернышевский

На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М.

Достоевского о современной русской литературе: “Все мы вышли из гоголевской шинели”, ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба “маленького человека”.

Одним из первых Гоголь с необычайной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как кажется с первого взгляда, смешных людях, призывая обратить на них внимание, стараясь вызвать сочувствие, понимание, жалость.

С глубоким

чувством сострадания писатель рассказывает нам о жизни Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя повести “Шинель”, показывая несправедливость и жестокость общества по отношению к этому маленькому человеку”. Во многом отношение к Башмачкину товарищей по работе связано было с его неумением постоять за себя, робостью, а также с тем, что на протяжении многих лет в департаменте он, получая довольно скудное жалованье, исполнял одну должность – чиновник для письма. Сослуживцы, даже совсем молодые, не уважали его, смеялись, “острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия”, всячески издевались над Акакием Акакиевичем: оскорбляли, сыпали на голову бумажки.

Не умея ответить обидчикам, Башмачкин все сносил терпеливо, потому что его мысли и чувства были отданы работе.

Не умея ничего, кроме переписывания документов, Акакий Акакиевич трудился “с любовью”, у него даже были собственные любимые буквы.

Несомненно, перед нами в это образе предстает ограниченная личность, потому что Башмачкин вел скучную и неинтересную жизнь (которая, кстати, его вполне удовлетворяла): он не позволял себе никаких развлечений, не обращал внимания на еду, у него не было других интересов, кроме переписывания, и все мысли – о ровных строчках. Но ведь личность формируется не только на основе тех внутренних задатков и способностей, которые даны человеку от рождения, но и в процессе взаимодействия с обществом.

Социум зачастую жесток и несправедлив по отношению к “маленькому человеку”.

Искаженные моральные нормы, ложные ценности являются причиной того, что мир принадлежит богатым и именитым, а честные, порядочные, талантливые люди вынуждены прозябать в безвестности, потому что все их усилия пропадают даром. Окружающих не интересует внутренние достоинства человека, но привлекают внешние признаки достатка, удачливости, успеха.

Заслуга Гоголя в том, что он сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором все более и более увеличивается невнимание, равнодушие людей друг к другу, где в, привычку вошло не только принимать и провожать, но и относится к человеку “по одежке”.

Это на самом деле страшно, ведь весь смысл жизни, все свое будущее счастье Башмачкин видит не в реальных достижениях, освоении непопулярного, а в пошиве новой шинели, которая из простой одежды вдруг превращается в символ благополучия, уверенности в себе, уважения в глазах других.

Еще более ужасно то, что без этой шинели общество не хочет замечать не только жизнь человека, но и его смерть, ведь умершего Акакия Акакиевича в департаменте хватились только на четвертый день.

Впоследствии многие писатели обратили свое внимание на “маленького человека”, сделав его героем своих произведений. Но именно благодаря Н. В. Гоголю читатель впервые услышал тихий жалобный голос, в котором звучит отчаяние и безнадежность: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”

(1 votes, average: 5.00

Ссылка на основную публикацию