Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Главная › Стихи › Гражданская лирика

05.07.2019

Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.

Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Тема произведения и главная мысль

Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова.

Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его.

Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.

Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.

По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.

Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано эмоционально, порывисто, с чувством гнева по отношению к виновникам гибели Поэта. Соответственно средства художественной выразительности, примененные в этом произведении, направлены на усиление эмоционального состояния автора.

В этом произведении использованы следующие литературные средства:

  • Эпитеты – оклеветанный, гордой (головой), мелочные (обиды), ненужный (хор), злобно, свободный, смелый (дар), чужой (земли), безжалостная (рука), ложные (слова и ласки), чудные песни;
  • Олицетворения – торжественный венок, обманутые надежды, вольное (сердце), кровавый (миг);
  • Сравнения – убит, как тот певец;
  • Метафоры –пустые (похвалы), пустое сердце,), взят (могилой), глухой (ревности), завистливый и душный свет (в значении – светское общество), пламенные (страсти), жадная (толпа), черная кровь;
  • Метонимия — свинец (в груди) судьбы (приговор) добыча ревности венец терновый, увитый лаврами, наперсники разврата, невольник чести, печать на устах. Под сению закона, суд, не доступный звону злата;
  • Литоты — жалкий лепет.
  • Архаизмы, подчеркивающие торжественность, скорбь, приближенность к Богу – светоч, нега, венец, уста, под сению (сень), наперсники.

В произведении трижды повторяется слово «убит». Причем, в одном месте эти слова идут подряд.

В заключение анализа стихотворения «Смерть поэта» отметим, что оно прославило Лермонтова. Михаил Юрьевич сблизился с пушкинским окружением, его стихотворения стали появляться в «Отечественных записках». Это же произведение послужило причиной его первой ссылки на Кавказ, и возможно, косвенной причиной дуэли с французом Эрнестом Барантом.

В 1852 году, в Берлине стихотворение «Смерть поэта» перевел на немецкий и опубликовал Фридрих Боденштедт.

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Ссылка на основную публикацию Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Смерть поэта ???? краткое содержание, о произведении

  • Погиб поэт!- невольник чести –
  • Пал, оклеветанный молвой,
  • С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

  1. Не вынесла душа поэта
  2. Позора мелочных обид,
  3. Восстал он против мнений света
  4. Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

  • Пустых похвал ненужный хор
  • И жалкий лепет оправданья?
  • Судьбы свершился приговор!
  • Не вы ль сперва так злобно гнали
  • Его свободный, смелый дар
  • И для потехи раздували
  • Чуть затаившийся пожар?
  • Что ж? веселитесь… Он мучений
  • Последних вынести не мог:
  • Угас, как светоч, дивный гений,
  • Увял торжественный венок.
  • Его убийца хладнокровно
  • Навел удар… спасенья нет:
  • Пустое сердце бьется ровно,
  • В руке не дрогнул пистолет.
  • И что за диво?… издалека,
  • Подобный сотням беглецов,
  • На ловлю счастья и чинов
  • Заброшен к нам по воле рока;
  • Смеясь, он дерзко презирал
  • Земли чужой язык и нравы;
  • Не мог щадить он нашей славы;
  • Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

  1. И он убит – и взят могилой,
  2. Как тот певец, неведомый, но милый,
  3. Добыча ревности глухой,
  4. Воспетый им с такою чудной силой,
  5. Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
  6. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
  7. Вступил он в этот свет завистливый и душный
  8. Для сердца вольного и пламенных страстей?
  9. Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
  10. Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

  • И прежний сняв венок – они венец терновый,
  • Увитый лаврами, надели на него:
  • Но иглы тайные сурово
  • Язвили славное чело;
  • Отравлены его последние мгновенья
  • Коварным шепотом насмешливых невежд,
  • И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
  • С досадой тайною обманутых надежд.
  •         Замолкли звуки чудных песен,
  •       Не раздаваться им опять:
  •     Приют певца угрюм и тесен,
  •   И на устах его печать.
  •       А вы, надменные потомки
  • Известной подлостью прославленных отцов,
  • Пятою рабскою поправшие обломки
  • Игрою счастия обиженных родов!
  • Вы, жадною толпой стоящие у трона,
  • Свободы, Гения и Славы палачи!
  • Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда – всё молчи!..

  1. Но есть и божий суд, наперсники разврата!
  2. Есть грозный суд: он ждет;
  3. Он не доступен звону злата,
  4. И мысли, и дела он знает наперед.
  5. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
  6. Оно вам не поможет вновь,
  7. И вы не смоете всей вашей черной кровью
  8. Поэта праведную кровь!

Краткое содержание

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Д. Белюкин. Смерть Пушкина. 1986

В этом великом стихотворении поэт описывает трагическую смерть А.С. Пушкина, случившуюся в результате пулевого ранения на дуэли с французским подданным Ж. Дантесом. Роковая дуэль произошла 27 января  (8 февраля) 1837 г. в Петербурге, на Чёрной речке.

Из стихотворения мы узнаём, что в трагедии Лермонтов обвиняет светское общество, целенаправленно раздувшее в Пушкине пламя суетных страстей,  обесчестившее на словах самого творца и его жену. Лермонтов бросает проклятие в сторону великосветских убийц гениального поэта, предаёт анафеме самого Дантеса – иностранца, не ведавшего, на кого он поднимает руку с пистолетом.

Лермонтов передаёт всю полноту трагизма последних минут жизни смертельно раненого поэта: «Умер он с напрасной жаждой мщенья…» и с терновым венцом на лбу. Автор горько страдает от того, что уста гениального стихотворца теперь навеки останутся немыми.

Произведение заканчивается обращением Лермонтова к последующему молодому поколению людей, от поспешного суда которых стремится защитить погибшего поэта. Лермонтов высказывает опасение, что смерть Пушкина вызовет много злословия, поэтому призывает не забывать о небесном суде, для которого важны реальные дела гениального поэта – это его произведения.

 История создания

Стихотворение появилось на свет в 1837 г., тут же после трагической кончины Пушкина. Буквально за несколько ближайших дней эти поэтические строки разошлись в сотнях тысяч экземпляров.

Лермонтов был настолько потрясён жестокой и внезапной гибелью великого поэта, что видел в этом умышленный след и высочайшую несправедливость. Он оказался самым первым человеком в стране, сказавшим правду о фактическом убийстве поэта, назвавшим его «убийц».

Это был невероятно смелый поступок: даже самые близкие друзья Пушкина не решились на такое.

Произведение с невероятной скоростью распространилось среди людей: о Лермонтове узнала вся Россия. Смельчаку дорого обошлось это «революционное» по духу стихотворение: разгневанный император в наказание  отправил его в ссылку на Северный Кавказ, где тогда шла война, тем самым обрекая Лермонтова на смерть.

Жанр, направление, размер

Произведение имеет интересное жанровое соответствие, одновременно совмещая в себе черты оды и острой эпиграммы: вторая его часть тяготит к жанру эпиграммы. Достаточно проблематично в произведении выделить единый жанр. Плотное совмещение сатиры и элегии доносит до нас душевное терзание Лермонтова, неожиданно узнавшего страшную новость о смерти великого творца.

Читайте также:  Сочинение: Особенности композиции комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

Стихотворение выдержано в реалистической манере, написано на основе реально произошедших событий. При этом сам Лермонтов – автор с романтическим мировосприятием. В стихотворных строках воедино соединены романтизм и реализм: эти литературные направления образуют единое целое.

Произведение написано несколькими поэтическими размерами:

  • начало стихотворения – четырёхстопный ямб (самый любимый пушкинский поэтический размер);
  • вторая часть – вольный стих, состоящий из чередования фраз, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная. При этом шесть строф произведения имеют разные длины.

Композиция

Композиция стихотворения – двухчастная, линейная:

  1. Первая часть – подробное описание страшной трагедии, занимающее ровно пять строф.
  2. Вторая часть – обращение к последующим поколениям, которое сформулировано, как вывод. Обращение занимает всего лишь одну строфу.

Стихотворной кульминацией выступает четвёртая строфа: в ней Лермонтов выражает страшную скорбь и осознание конечности жизни. Мы понимаем, что смерть Пушкина является непоправимой трагедией для всей русской культуры и истории.

Образы и символы

В произведении Лермонтов с целью передачи своих чувств и мыслей создал четыре основных семантических образа:

  • образ Пушкина – это образ гения, от которого отвернулась толпа. Светское общество осознанно гнало от себя его «свободный, смелый дар», и радостно раздувало на потеху пожар его сердца. Пушкин представлен бунтарём, который осмелился «восстать против мнений света». Лермонтов считал, что гениального творца подло обманули, он зря доверился «ложным словам». Пушкину нельзя было входить в лицемерное светское общество, так как оно не достойно его великого таланта;
  • образ «ничтожных клеветников» – под этим образом подразумеваются те люди, что порочили имя поэта и его супруги, тем самым поддерживая убийцу. «Ничтожные клеветники» посредством своих лицемерных поступков добились расположения и доверия Пушкина, а затем специально привели его к дуэли на Чёрной речке. По мнению автора, их ожидает небесный суд и жестокая кара;
  • образ Дантеса – невозможно оставить без внимания образ непосредственного убийцы – Ж. Дантеса. Автор пишет о нём: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов называет Дантеса человеком «с пустым сердцем»;
  • образ венка – говоря об увянувшем «торжественном венке», автор подразумевает полного сил и жажды жизни молодого Пушкина, чья смерть случилась столь внезапно. Помимо этого, венок является символом успеха и славы великого стихотворца. Образ венка автор обыгрывает и далее по тексту: венок славы и жизни вдруг сменяется библейским символом, означающим несправедливые мучения, принятые Христом.

Темы и настроение

Главная и единственная тема стихотворения – трагическая смерть А.С. Пушкина. Гибель гениального творца явилась страшной раной для всей России, для каждого современника поэта.

Настроенческий пафос стихотворения – обличительный и обвинительный. Любая ложь в отношении Пушкина глубоко ранит сердце молодого Лермонтова, оскорбляя в нём веру во всенародного кумира.

Автор пытается найти объяснение произошедшему,  а также спешит напомнить о торжестве справедливого божественного возмездия.

 Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: людская жестокость способна на чудовищные ошибки, исправить которые невозможно.

Лермонтов приравнивает Пушкина к образу Христа, который точно так же безвинно страдал при жизни, а затем был распят на кресте.

Автор показывает нам, что великий стихотворец погиб не только из-за дуэли: в его смерти виновно всё общество в целом.

Средства выразительности

В произведении Лермонтов использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «кровавый миг», «дивный гений», «грозный суд»;
  • метафоры – «звон злата», «чёрная кровь», «пустое сердце»;
  • антитеза — «чёрная кровь» клеветников и «праведная кровь» самого поэта.

В стихотворении активно используются инверсии, назывные предложения, гиперболы. Язык произведения изобилует обращениями, риторическими вопросами и восклицаниями.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» по плану

1. История создания

Стихотворение «Смерть поэта» было написано в 1837 году, сразу после трагической гибели А. С. Пушкина, и в ближайшие несколько дней разошлось в десятках тысяч экземпляров.

Молодой поэт был потрясён гибелью своего кумира и видел в этом высочайшую несправедливость.

Он первым сказал правду о смерти Пушкина, назвав и её официальную причину (дуэли были официально запрещены), и виновников. Даже ближайшие друзья Пушкина не сделали этого сразу.

Стихотворение распространилось с быстротой молнии. О Лермонтове узнала вся Россия.

Когда «революционные» по духу стихи Лермонтова дошли до императора, тот принял решение об отправке поэта на Кавказ.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере и на основе реальных событий. При этом его автор – человек с мироощущением романтика.

Трагическое и сатирическое сливаются в одно целое, образуя соединение романтического и реалистического направлений.

3. Род

Перед нами лирическое произведение с сильно выраженным публицистическим началом.

4. Жанр

«Смерть поэта» – образец гражданской лирики. Это лирическое стихотворение, тяготеющее к жанру памфлета.

5. Проблематика

Поэт со всем жаром негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социальной безучастности.

Сам Лермонтов в объяснительной записке Николаю II писал: «Я защищал честь того, кто уже не мог постоять за неё».

Его убивало стремление части просвещённого общества защитить не Пушкина, а Дантеса, замять историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого государя. Лермонтов объясняет миру истинное значение Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего Суда.

6. Тематика

Тема стихотворения – смерть Пушкина. Написанное по горячим следам, оно стало живым свидетельством того, что гибель поэта стала страшной раной для его современников.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что современники не смогли встать выше собственных страхов и сложившихся обстоятельств ради того, чтобы уберечь Пушкина от нелепой гибели. Цена его жизни была неизмеримо высока. Юный Лермонтов уже тогда понимал это и не щадил убийц поэта.

8. Пафос

Обвинительный и обличительный пафос стихотворения – следствие душевной боли, поразившей Лермонтова в первые минуты после получения известия о роковой дуэли.

Любая неправда в отношении Пушкина ранит молодого автора, глубоко оскорбляя в нём веру в Поэзию и всенародного кумира. Лермонтов ищет объяснения случившемуся и пытается напомнить о торжестве справедливости, если не в этом мире, так на Страшном Суде.

9. Система образов

Образы стихотворения построены через оппозицию «поэт-чернь», «поэт – его убийцы». Его «праведная кровь» противопоставлена «чёрной крови» злоумышленников.

Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.

Образ Дантеса окутан зимним холодом: «Его убийца хладнокровно навёл удар», «Не мог он знать в тот миг кровавый, // На что он руку подымал…».

На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – поэт и «молва».

Под молвой имеются в виду те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в случившемся: супруга поэта Н. Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядюшка барон Геккерн, государственный цензурный комитет, сам государь.

Все эти люди, с точки зрения Лермонтова, являются убийцами Пушкина, «наперсниками разврата». В завершении стихотворения возникает образ Бога. Виновных ожидает божий суд, и никто из них не будет оправдан.

11. Лирический герой

Лирический герой не присутствует в тексте стихотворения, но перед нами – живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представлений о совести и чести.

Поэт от первого лица говорит современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширмой красивых слов. В этом состоит его гражданское и человеческое мужество.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.

В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.

Он описывает трагизм последних минут Пушкина («Умер он с напрасной жаждой мщенья…», с терновым венцом страдания на челе), горько сожалеет о том, что уста поэта навек останутся немы.

Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

Первая часть в подробностях описывает трагедию и занимает 5 строф. Вторая часть, состоящая из 1 строфы, содержит обращение к потомкам, сформулированное как вывод.

Кульминацией стихотворения является четвёртая строфа, в которой выражены глубочайшая скорбь и осознание конечности момента. Гибель Пушкина – непоправимая трагедия русской истории и культуры.

14. Художественные особенности

  • Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.
  • Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.
  • Лермонтов не скупится на прямые и резкие характеристики героев драмы «убийца», «наперсники разврата», «пустых похвал ненужный хор», «жалкий лепет оправданья», «Свободы, Гения и Славы палачи».
  • Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.
  • В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:

  • начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
  • вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.
Читайте также:  Анализ книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир»

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.

Своеобразная строфическая нерегулярность и внутренняя аритмия передают смятения автора, неспособность говорить заданным языком и стилем о проблеме, всколыхнувшей всё русское общество. Исключительность лермонтовского сообщения подчёркивается данными формальными характеристиками.

16. Средства художественной выразительности

  1. В стихотворении используется множество эпитетов: «венец терновый, увитый лаврами», «напрасной жаждой мщенья», «звуки чудных песен», «коварный шёпот насмешливых надежд», «свет завистливый и душный», «поэта праведная кровь».

  2. Язык произведения богат сравнениями: «угас, как светоч, дивный гений», «подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов»…
  3. Встречаются метафорические иносказания-символы: увитый лаврами венец терновый (похвалы, приправленные желчью), «приют его угрюм и тесен» (могила), «на устах его печать» (безмолвие смерти).
  4. Основной приём, на котором выстраивается конфликт – это антитеза: «дивный гений – убийца хладнокровный», «вашей чёрной кровью поэта праведную кровь».

Эмоциональное напряжение передают аллитерации: «р», «п», «ч». Они напоминают резкий звук пистолетного выстрела.

Ассонансы с «а», «о», «э», «у», «и» соответствуют скорбному плачу, неудержимому рыданию, безысходной тоске и гневу автора.

17. Значение произведения

Стихотворение «Смерть поэта» вписало факт гибели Пушкина в историю русской культуры в той гениальной трактовке, которую дал ему Лермонтов. Этим текстом он канонизировал Пушкина и защитил его от ложных посмертных обвинений.

Для современников это стихотворение стало глотком правды в спёртом воздухе цензурных запретов, а также свидетельством появления в литературе нового дарования, продолжающего начатый Пушкиным великий путь национального поэта.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально по сей день. Тема отношений поэта и власти никогда не звучит так трагически, как в момент разговора о гибели творца. Это кульминация конфликта.

Певец свободы, Пушкин всей своей жизнью противопоставил небесную власть поэта над человеческими душами земной власти кесаря. Эта антитеза разрешилась трагически, и Лермонтов остро чувствовал обречённость истинного творца на гибель, чем стала примером его собственная судьба.

19. Моё отношение

Стихотворение «Смерть поэта» невозможно читать равнодушно. Меня поражает смелость юного Лермонтова, быстрота его реакции на произошедшее, сила и убедительность каждой строки, а также то, что молодой автор не пощадил ни современников, ни потомков.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас бережному отношению к памяти Пушкина, пониманию того, какой великой трагедией явилась для народа ранняя смерть гения. Человеческая жизнь ценнее всего. А жизнь такого выдающегося творца, каким был Пушкин, и вовсе бесценна.

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» | Литерагуру

Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Поклонники поэта искренне выражали свое соболезнование, и, конечно, М. Ю. Лермонтов не остался в стороне. Отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за что потом ему пришлось серьезно поплатиться.

История создания

Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего.

Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве.

Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.

Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.

Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ.

Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова.

С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия.

Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте.

Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.

В основном, Лермонтов – представитель романтизма.

Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма.

Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью.

Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.

Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.

Композиция

Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:

  1. Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
  2. Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.

Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.

Образы и символы

Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта.

Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца.

Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.

Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.

Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.

Темы

Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии.

Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы.

Однако они так часто сталкиваются с непониманием.

Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.

Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит.

Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Как противостоять ударам судьбы?

Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.

Проблемы

Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок.

Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина.

Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.

Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.

Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой».

Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.

Смысл

Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..».

Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства художественной выразительности

В своем произведении Лермонтов позаботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, которые заметно украсили его порыв: «миг кровавый», «пустое сердце», «безжалостной рукой».

Особенно красиво автор сравнивает судьбу Пушкина с поэтом, которого он сам создал – «добыча ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, который так же, как и его творец, был сражен абсолютно безжалостной рукой.

Интересно будет заметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине возникновения дуэли – ревность.

Однако Лермонтов не обвиняет любовь, и даже не столько обвиняет Дантеса, заброшенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая довела талантливого человека до крайности своим ропотом, напоминая всем клеветникам и сплетникам о том наказании, которого нельзя избежать.

  • Автор применяет и метафоры, например, «жалкий лепет оправданья», активно выражающие, насколько люди склонны прибегать к злословью.
  • Ну и, разумеется, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы с честным, простодушным, «смелым даром» великого творца ярко выделяет нам еще одно средство художественной выразительности – антитезу.
  • Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Смерть поэта» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, художественные приемы, метафоры

На уроках литературы в 9 классе изучается стихотворение М. Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, посвящённое гибели А.С.Пушкина. В нашей статье можно ознакомиться с полным и кратким анализом “Смерть поэта” по плану.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Смерть поэта.
  • История создания – 1837 год, написано на смерть Александра Сергеевича Пушкина.
  • Тема – гибель великого поэта.
  • Композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.
  • Жанр – симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы).
  • Стихотворный размер – первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шести стопный.
  • Метафоры – “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.
  • Эпитеты – “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд”.
  • Метонимия – “с свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли.

Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.

Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.

Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает.

Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери.

Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.

Тема

Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт.

Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы“.

Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов“, человек с “пустым сердцем“, даже не представлял, с кем он собирался драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”.

Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников.

Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его.

В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.

Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Композиция

Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки.

Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян.

Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём.

В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на смерть.

В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого не удастся никому.

Жанр

Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.

Средства выразительности

Эпитеты подчёркивают ораторский монолог Лермонтова: “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд” и другие.

Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облачая его в нужные острые образы: “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию