Анализ стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака

Каков смысл стихотворения Б. Пастернака «Гамлет», и можно ли считать его христианским по содержанию?

В. Высоцкий в роли Гамлета     

В этом стихотворении, состоящем из четырех строф (16 строк), поэтически выразились важнейшие события в жизни Б. Пастернака первых послевоенных лет. По-видимому, непосредственным поводом к его написанию явилось первое публичное чтение трагедии У.

Шекспира «Гамлет» в переводе Пастернака в феврале 1946 года в клубе Московского университета (читал актер Александр Глумов). Тогда же, в феврале 1946 года, был создан первый вариант стихотворения «Гамлет» («Вот я весь. Я вышел на подмостки…»).

Основная мысль первой редакции стихотворения: жизнь – высокая драма с трагическим звучанием.

Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Это шум вдали идущих действий.

Я играю в них во всех пяти…

Этой идее, составляющей смысловой стержень стихотворения, в окончательной редакции Б. Пастернак придал сильную и яркую евангельскую выразительность («горечь Гефсиманской ноты»).

В «Замечаниях к переводам Шекспира» в июне 1946 года Б. Пастернак отмечал, что «Гамлет» не драма бесхарактерности, а «драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения. Ритмическое начало сосредоточивает до осязательности этот общий тон драмы. Но это не единственное его приложение.

Ритм оказывает смягчающее действие на некоторые резкости трагедии, которые вне круга его гармонии были бы немыслимы» (Пастернак Б.Л. Собр. соч. М., 1990. Т. 4. С. 416). Для понимания стихотворения «Гамлет» важно не то, насколько соответствует замыслу самого У. Шекспира образ принца Датского в интерпретации переводчика, а мировоззренческая позиция Б.

Пастернака, который осознанно и смело проводит новозаветные параллели.

Так, словам из монолога Гамлета (действие 3, сцена 1): «To be, or not to be: that is the question…» («Быть иль не быть, вот в чем вопрос») он дает определенное эсхатологическое звучание: «Это уже, так сказать, заблаговременное, предварительное “Ныне отпущаеши”, реквием на всякий непредвиденный случай. Им все наперед искуплено и просветлено» (Там же. С. 688).

В ходе работы над романом «Доктор Живаго», начало которой относится к зиме 1945–1946 годов, Б. Пастернак в окончательную редакцию стихотворения «Гамлет» вводит евангельский текст. К этому времени он окончательно осознал себя как христианина.

В письме к своей двоюродной сестре Ольге Фрейденберг от 13 октября 1946 года он писал: «Собственно, это первая настоящая моя работа.

Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса и Достоевского, эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое… Я в нем свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности.

Атмосфера вещи – мое христианство».

У стихотворения «Гамлет» сложная композиция. Автор гармонически соединяет несколько планов: сценический, литературно-романический и автобиографический. Поэтический синтез настолько органический, что читателю это произведение может показаться монофоническим. Однако в стихотворении явственно звучат три голоса.

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Действие происходит в театре. Актер-Гамлет выходит на сцену. Начальное «Гул затих» сразу же создает то тревожное настроение, которым проникнуто все стихотворение.

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Это уже голос Пастернака. Действие происходит в Переделкино. Открытая в ночи дверь. Известно, что поэт был готов к тому, что за ним могут приехать в любую ночь. Прокурор, изучавший дело В.

Мейерхольда в связи с готовившейся его реабилитацией, обнаружил доносы на Пастернака и был удивлен, что он на свободе и ни разу не арестовывался. Употребленный глагол «наставлен» (ассоциация с дулом оружия) хорошо передает тревожное состояние поэта.

Метафора «тысячью биноклей на оси» (звезды ночного неба) соединяет два плана – жизненно-реальный и сценический.

  • Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.
  • Эти слова из Евангелия в середине стихотворения придают переживаниям автора возвышенный христианский смысл.
  • Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма,
  • И на этот раз меня уволь.
  • Вновь звучит голос актера, для которого участие в этой трагедии не просто профессиональная деятельность, но сопереживание герою (Гамлету) и понимание жизни как многоактной трагедии.

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

В последней строфе звучит голос Юрия Живаго, которому приписано авторство этого стихотворения. В романе не встречается слово «фарисейство».

Однако в главе 15 («Окончание») описаны последние годы главного героя романа: близкие друзья (Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров) оставляют старые свои принципы и увлечены возможностью найти свое место в новую эпоху: «Добродетельные речи Иннокентия были в духе времени.

Но именно закономерность, прозрачность их ханжества взрывала Юрия Андреевича. Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю». Сам Б. Пастернак не мог сказать о себе: «Я один, все тонет в фарисействе». До конца жизни у него был круг близких людей, которые не оставили его даже в годы гонений (1957–1960): А.А.

Ахматова, Корней и Лидия Чуковские, пианист Генрих Нейгауз, пианистка Мария Юдина, философ В.Ф. Асмус и др. Б. Пастернак, в отличие от Юрия Живаго, не был сломлен гонениями. В ожидании готовившейся расправы он написал письмо заведующему отделом культуры ЦК КПСС Д.А.

Поликарпову: «Уверяю Вас, я бы его [роман] скрыл, если бы он был написан слабее. Но он-то оказался сильнее моих мечтаний, сила же дается свыше, и, таким образом, дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в нее я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».

Стихотворение «Гамлет» написано пятистопным хореем, в котором ударные слоги чередуются с безударными.

Этот классический размер часто стал употребляться в русской поэзии после лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», написанного в конце краткого жизненного пути поэта. У М. Лермонтова основной мотив – глубокая жизненная усталость.

Основные образы прозрачны и понятны. Он – одинокий странник по кремнистому пути. Душа трепетно и чутко переживает гармонию Творца и ночной природы:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.

Эта красота меркнет для поэта, болезненно ощутившего свое отчуждение от величественной тишины мироздания. Свободу и покой человек может обрести только в Боге. Поэтому поэту «так больно и так трудно», ибо он мечтает о нескончаемом сладостном земном сне.

Позже Ф.И. Тютчев тем же пятистопным хореем написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 года». Здесь те же темы: жизнь, путь, одиночество, усталость. Но причина боли другая: разлука с любимым человеком.

Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня… Тяжело мне, замирают ноги… Друг мой милый, видишь ли меня? Все темней, темнее над землею – Улетел последний отблеск дня… Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня? Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня… Ангел мой, где б души ни витали,

Ангел мой, ты видишь ли меня?

Во всех трех произведениях присутствует мотив жизненного одиночества. Однако философско-религиозное решение разное. «Гамлет» отличается ясным звучанием идеи христианского долга и понимания жизни как высокого жребия и заповеданного подвига.

Для самого Б. Пастернака такая жизнь была выстраданным счастьем.

B церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри В мерцающих венцах бессонниц Святые, схимники, цари. Как будто внутренность собора Простор земли, и чрез окно Далекий отголосок хора Мне слышать иногда дано. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую Твою, Объятый дрожью сокровенной,

  1. B слезах от счастья отстою.
  2. (1956)
  3. 14 апреля 2009 г.

Анализ стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака "Гамлет", 11 класс

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»

Анализ стихотворения «Гамлет» Бориса Пастернака

(1890 – 1960)

На интерактивной доске портрет Б.Л. Пастернака и текст его стихотворения «Гамлет»

Восприятие, истолкование оценка.

Стихотворение Б. Пастернака «Гамлет»- своеобразный ключ к пониманию романа писателя «Доктор Живаго». Им открывается 17-я стихотворная глава этого произведения.

Читая это стихотворение, понимаешь, что оно допускает множество взаимосвязанных прочтений. Различные толкования его смысла не противоречат друг другу, а помогают точнее узнать значение стихотворения в структуре книги и оценить роман «Доктор Живаго» как произведения мировой классики.

Прочтение первое.

Название стихотворения, заданная в нем ситуация – неизбежность предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить – говорят о том, что это внутренний монолог Гамлета, датского принца, героя трагедии В. Шекспира «Гамлет».

Прочтение второе.

Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета на сцене перед зрительным залом: «Я вышел на подмостки». «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси».

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое добро» по тексту Яковлева «Я что-то не слышал ни об одном мальчишке»

Слова «замысел», «роль», «распорядок действий», «драма» можно целиком отнести к актерскому ремеслу. По своему положению актер должен до конца довести свою роль в драме.

Прочтение третье.

Вспоминаем известную формулу Вильяма Шекспира: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры».

Гамлет – это каждый из нас как человек, всякий день хорошо или плохо играющий свою роль в драме жизни, призванный достойно пройти предначертанный свыше путь. В первых строках стихотворения – начало жизненного пути каждодневной драмы.

Как быть достойным своей роли, своего предназначения в этом мире? Чей это «замысел упрямый»? Кто автор «пьесы»? Разумеется, режиссер мира, Создатель, Бог!

Прочтение четвертое.

В стихотворении содержится внутренний монолог Христа – его молитва в Гефсиманском саду: «И говорил Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Евангелие от Марка 14:36.

); «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея 26:39.).

У Пастернака соответствующая строфа воспринимается почти как дословная цитата:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Прибавим к этому картину звездной ночи, упоминание о фарисействе и одиночестве героя. В таком прочтении жизнь предстает не театром, не драмой и не ролью. Она – искупительная жертва.

Что такое личностное бессмертие человека? В чем ценность отдельной личности? Христос сказал миру новое Слово и своей жизнью подтвердил его истинность.

Интересно отметить, что мать Юрия Живаго звали Мария, как мать Христа, а фамилия героя как будто была заимствована из Откровения 7:2 – «печать Бога Живаго».

Прочтение пятое.

Будучи включенным в сборник «Стихотворения Юрия Живаго», это произведение воспринимается как созданное главным героем романа, согласно сюжету, оно было переписано и доработано Юрием Живаго за несколько дней до его смерти. Жизненный путь Живаго соотносим с жизнью Гамлета и с жизнью актера, и с жизнью Христа.

Прочтение шестое.

Оно последнее из наиболее очевидных.

Стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Жизненные пути героя романа «Доктор Живаго» и его автора соотносятся между собой.

Таким образом, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет», состоящее всего из двенадцати строк, представляет собой совершенно уникальное произведение, которое свидетельствует об исключительном и неповторимом таланте и высоких духовных стремлений его автора.

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака "Гамлет", 11 класс

  • Анализ стихов
  • Пастернак
  • Гамлет

Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой свободы.

Главный герой в своём лирическом образе осознаёт всю трагичность истории, в которой протекает его жизнь. Осознание главным героем того возможно он все-таки один пытается бороться во лжи но не сдаваясь готов в своём трудном пути идти до конца. Пастернак пытался вложить в главного героя не только свой собственный личный образ жизни, ну и смысл так сказать бытия всего огромного мира.

В главной части стихотворения ощущается напряженная борьба, которая находится в душе главного героя, но в конце этого сочинения поединок человека над самим собой заканчивается победой. Душевной внутренней человеческой свободы вокруг трагичной реальности, а победа человеческого духа против мрака и страха о смерти.

После общего анализа этого стихотворения нужно осветить вам еще одну немало важную тему, а это христианский мотив к жизни и его отношение, выраженное просьбой главным героем и обращенной просьбой к поэту.

Это возможно объяснить фразой автора “другая драма” (эти слова, автор взял, прям из Библии, а они описывают предательский эпизод Иисуса его же учеником).

Видимо он имел в виду, что эта драма уже происходит не в библейской истории, а в самой жизни.

В этом стихотворении герой Пастернака чувствует, судьба его уже давно переопределена, чтобы он не делал и как не старался и что конец будет его трагичен: суровое одиночество, лицемерие и равнодушие всех окружающих.

Пастернак продолжил своим стихотворением, классическую традицию написав его в стиле Лермонтова и его поэтической жизненной философией. Наделив своего героя художественным прекрасным талантом, этим отдав ему своё самое дорогое, чем и обладал сам.

История создания

Данное произведение Пастернак писал, будучи уже в весьма зрелом возрасте. Полностью завершено оно было после войны, в 1946 году. Произведение открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго».

Пастернак работал над своим творением с огромным увлечением. Первые две главы писатель создал практически на одном дыхании, но после этого он был вынужден «заморозить» процесс написания в силу материальных трудностей. В стихотворении «Гамлет» ярко отразилась лёгкость пера и упоение идей созидания настоящего шедевра, который вошёл в историю мировой литературы.

После окончания написания романа началась настоящая травля Пастернака, как со стороны власти, так и других писателей. В день присуждения премии, 23 октября 1958 года, Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б.

Пастернака», которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну. На Западе его произведение яро критиковал В. В. Набоков.

Стихотворение «Гамлет» служит неким отражением отношения Пастернака к окружающему миру, который кишит лжецами и лицемерами, а жизнь преисполнена преградами и трудностями.

Жанр, направление, размер

Направление, в котором писал Пастернак — это футуризм, одна из основных черт данного литературного течения нашла своё отражение в стихотворении «Гамлет», а именно — стремление к переменам и жажда увидеть своё будущее.

Как известно, он входил в футуристическое литературное объединение «Центрифуга». Свои юные годы писатель посветил занятиям музыкой (с 13 до 18 лет), попав под влияние творчества Скрябина, мечтал стать композитором, но после 6-ти лет обучения это желание растаяло, подобно миражу.

Зато музыкальность, привитая ему с детства, нашла себе применение в ри — яркое тому подтверждение.

Жанр произведения — философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму мужскую и женскую.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является новый Человек.

Это уникальный, возвышенный, сильный духовно образ, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и будущее, являясь по-настоящему одиноким.

Лирический герой выходит из своей «крепости» лишь ночью, предаваясь философским рассуждениям о будущем, ведь днём он глохнет в страшном гуле бурлящей, жестокой и неидеальной реальности.

В произведении присутствует библейский мотив, вычлененный из Евангелия. Это фраза была произнесена Иисусом, когда он усомнился в своих делах: «Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси».

Лирический герой отказывается от привычной ему социальной роли и не желает более жить как все, смерившись с устоями и хаотичностью всего сущего.

Он осознаёт, что его судьба будет очень сложной, ведь всё вокруг погрязло во лжи, и лишь только он один является противопоставлением этому: «Я один, все тонет в фарисействе».

Вариант №2

Стихотворение «Гамлет» было написано Б. Пастернаком в 1946 году. Оно также открывает последнюю семнадцатую часть в романе «Доктор Живаго», которая представляет собой сборник стихотворений главного героя Юрия Живаго.

Литературное направление, в котором написано данное стихотворение – футуризм. По жанровой принадлежности стихотворение соответствует философской лирике.

Основная тема произведения это нравственный выбор каждого отдельного человека, который он постоянно совершает и тем самым определяет свою судьбу. Выбранный Б.

Пастернаком лирический герой стихотворения заключает в себе несколько лиц, схожих в своих намерениях. Среди этих лиц — Гамлет, принц Датский; актер театра, глубоко прочувствовавший роль Гамлета; Иисус Христос; доктор Живаго и сам Борис Пастернак.

Все они, так или иначе, посвятили свою жизнь борьбе со злом, обличая пороки общества.

Борис Пастернак, как человек, не покинувший свою страну и народ, и как автор пронзительного романа, в котором отразил участь русского интеллигента, был готов к тому, что его в любой момент моги арестовать. Об этом свидетельствуют такие строки:

«На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси».

«Сумрак ночи» в данном случае метафора, при помощи которой писатель делает отсылку к советской власти. Не случайно автор выбирает в качестве лирического героя стихотворения актера театра, все действия которого выставлены на осуждение зрителям, подобно самой жизни писателя.

  Полная биография Пушкина: жизнь и творчество великого поэта

Написание романа для Б. Пастернака было одной из важнейших задач в его жизни, за что он был готов понести наказание. Драма настоящей жизни русского интеллигента не менее страшна и опасна чем драма Шекспира, поэтому обращение к Всевышнему звучит с такой мольбой:

  • «Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси».
  • Подобно тому, как однажды Иисус усомнился в назначении приносимой жертвы ради всего человечества, так и герой стихотворения в полной мере осознает всю тяжесть борьбы со злом и просит спасти его от предначертанной ему участи.
  • Обвиняя своих современников в фарисействе, то есть лжи и лицемерии, Пастернак прекрасно осознает, что долг настоящего гражданина состоит в противостоянии злу, что происходит, как правило, в полном одиночестве. Общество бездушно к его страданиям и ждать помощи ему не от кого:
  • «Я один, все тонет в фарисействе.
  • Жизнь прожить — не поле перейти».
Читайте также:  Сочинение: Артур Грэй и Ассоль в повести А. Грина «Алые паруса»: история любви

Проанализировав предложенное стихотворение можно сделать некоторые выводы, которые хотел донести будущим поколениям Б. Пастернак. Важно придерживаться собственных понятий о морали и нравственности, а не идти вслед за тем, что навязывает общество.

Только тогда становится возможным отойти от шаблонных действий, которые как роль актера, заранее обозначены обществом. Подобно Гамлету каждый человек выбирает «быть или не быть», создать себя самому и быть ответственным за свой выбор, либо подчиниться порядкам, принятым в обществе, и отвергнуть идею о самоидентификации.

Идея противостояния личности и общества, борьбы со злом сильно беспокоит автора.

Стоит отметить, что в стихотворении «Гамлет» заключены все основные принципы и убеждения, которых придерживается сам автор.

Кратко по плану

Темы и проблемы

  1. Основная проблема данного стихотворения это — нравственный выбор человека. Лирический герой избрал для себя идеалистическую высокодуховную позицию, лишённую лжи, изобилующую жизненными трудностями, непониманием со стороны общества и извечную травлю. Это отражает судьбу самого Пастернака.
  2. Основная тема — безвременность процесса творчества.

    Здесь же присутствует мотив будущего – поэт с помощью феноменальной чуткости ловит на тонкий слух, что же случится с ним дальше. Эту возможность дает ему именно творчество, ведь оно формируется вне времени, и для него такой скачок – обычное дело.

  3. Также автор сравнивает жизнь с игрой на сцене, это отсылка к Шекспиру и его «Гамлету».

    Тема фальши прослеживается и в его образе, ведь он «играет роль». Кто же режиссер этой драмы, чуждой ему? Бог, история или провидение – не важно, ведь главное, что он принял условия игры. По сюжету романа, Юрий Живаго – тоже маленький человек, который принимает обстоятельства и не бунтует против них.

    Таким образом, в стихотворении прослеживается тема всей книги – смирение.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет»

Борис Пастернак «Гамлет», стихотворение свое, написал в 1946 году. А роман о судьбе русской интеллигенции, жизнеописание доктора-поэта, был создан в 1957 году.

Семнадцатой, последней частью главного произведения Бориса Пастернака являются стихи, щедро приписанные автором своему герою.

Данный анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» призван выяснить, почему оно открывает сборник поэзии Юрия Живаго.

Усложняет анализ то, что говорить нужно о лирическом герое, созданном литературным персонажем. Позиция самого Пастернака может быть рассмотрена через призму жизненных установок этого условного автора.

Дмитрий Быков, изучающий биографию и творческое наследие поэта, утверждает, что сюжетом роман обязан тому представлению об идеальной жизни, которую хотел бы прожить сам Пастернак.

Таким образом, анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» может помочь юному читателю узнать о жизненных идеалах поэта.

Тема стихотворения сложная: автор пытается осмыслить свое литературное творчество. определить его значимость в собственной жизни, его общественную роль и назначение. Поскольку изложение ведется от первого лица, можно предположить, что свою собственную жизнь доктор-поэт сопоставляет с драматической судьбой самого неоднозначного из героев Шекспира.

Своего лирического героя он переносит на сцену, тем самым подразумевая, что жизнь его самого выставлена напоказ, и он чувствует, что играет роль, а управляет им опытный режиссер. Условность происходящего подчеркивает театральная лексика. Под «подмостками» подразумевается жизнь, косяк бутафорской двери обозначает заодно и «вход» — приход в жизнь, и «выход» — уход из нее.

Театральные бинокли – это зрители: советская «общественность», цензоры и так далее, которые «не читали, но не согласны». Кроме того, герой ощущает враждебный характер этого внимания, направленного на него, и выражает его эпитетами «ночь», «сумрак».

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» требует осветить еще одну его тему – мотив христианского отношения к жизни, выраженного в просьбе «актера», обращенной к «режиссеру».

Форма обращения говорит о том, что имеется в виду Творец всего Сущего, а герой хоть и молится, и просит пронести чашу горьких испытаний и тяжкого выбора мимо, но как истинный христианин согласен с замыслом Творца на его счет и готов ко всему, что ему уготовано.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» дает возможность понять смысл фразы «другая драма» (слова, взятые поэтом из Библии, описывают эпизод предательства Иисуса учеником его). Видимо, говорится о том, что драма связана уже не с театром и не с библейской историей, а с жизнью.

Герой чувствует, что судьба его уже предопределена, что бы он ни делал — конец трагичен: одиночество и лицемерное равнодушие окружающих.

Но, согласно идеалам самого автора романа, герой как истинный интеллигент и христианин готов нести свое предназначение, состоящее в противостоянии окружающей лжи и враждебности, до конца ответственно и взвешенно.

Конечная фраза – распространенная, часто употребляемая народная пословица, которую странно слышать из уст образованного лирического героя. Но он — русский человек, и философия мудрости народной ему не чужда. Не обладающим ею очень трудно выжить в России и сегодня.

Поэт Борис Пастернак (анализ стихотворения «Гамлет» тому доказательство) открывает этим произведением сборник стихотворений Юрия Живаго потому, что оно является программным. Оно содержит в сжатом виде самые важные жизненные установки и условного, и настоящего автора.

Смысл

Смысл произведения заключается в том, что жизнь человека — это извечный выбор. Не зря Пастернак дал своему творению название, связанное с одноимённой пьесой Уильяма Шекспира «Гамлет», где главный герой, размышляя, задаётся таким философским вопросом «быть или не быть?».

На жизненном пути встречается весьма много трудностей, которые могут сломить человека, сбив его с истинного курса.

Терпение, наличие собственного мнения и чёткой жизненной позиции — это залог успеха на пути реализации собственных идей, связанных с положительными метаморфозами процесса изменения социума.

Однако автор прекрасно понимает, что порой человек проигрывает борьбу с роком. От него пал Гамлет, от него потерпел поражение Юрий Живаго. И предвкушение этого поражения видно как раз-таки в этих строках.

Лирический герой принимает роль, данную ему, но не хочет играть в «другой драме». Но чашу не пронесли мимо, и он вынужден выйти на сцену, где его падение предрешено.

Так и герой романа понимает, к чему его ведет рок революционных событий, но покорно следует ему.

Ошибка в параметрах страницы, или недостаточно прав для открытия страницы, или закончилась текущая сессия. Уточните запрос или перейдите на главную страницу сайта

Художественные средства выразительности

Пастернак использует большое количество эпитетов, например: «в далёком отголоске», «замысел упрямый», тем самым подчёркивая шаткость и сложность своего положения.

Так же поэт использует фабульную метафору «сумрак ночи», которая служит олицетворением мирового зла, сгустившегося над лирическим героем, который находится под постоянным тоталитарным контролем. Это отсылка к советской власти.

Пастернак вводит в своё произведение такую старинную пословицу, как «жизнь прожить — не поле перейти», говоря о сложности и неоднозначности бытия.

Анастасия Некрасова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения «Гамлет» (Б. Л. Пастернак)

Роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович начал писать зимой 1945 года, а в 1946 году было написано стихотворение «Гамлет», открывающее семнадцатую главу произведения «Стихотворения Доктора Живаго», в которой содержится 25 стихотворений.

Созданные человеком искусства произведения – это его истинное лицо, его суть, отражение его Души. Знакомясь с произведениями поэтов, мы знакомимся ближе с самими авторами.

«Доктор Живаго» — уникальное произведение, которое «раскрывает» читателю автора как удивительного человека, стремящегося «дойти до самой сути» самому и очень точно, без каких-либо многообразных вариантов, объяснить, донести суть до читателя. Именно поэтому он «раскрывает» нам Юрия Живаго через его стихи, чтобы мы лучше поняли самого героя, а через героя самого Пастернака.

В 1956 году роман был окончен и отредактирован Борисом Леонидовичем. Но напечатан он был только в 1957 году в Италии, а затем, в 1958 году, во многих европейских странах. Российский читатель увидел роман лишь в 1988 году, спустя 33 года после смерти автора.

«В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»(У. Шекспир)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Гамлет» является образцом философской лирики Бориса Пастернака. Автор обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит, что весь мир – театр, а люди — все актёры. Даная метафора сама по себе очень интересна и несет глубокий философский смысл, но смысл многообразный, не умещающийся в одно узкое объяснение.

Борис Леонидович не стал разъяснять и пояснять свое отношение к данному высказыванию, а взял его за основу своего произведения, чем согласился, от части, с данным утверждением.

  Ф.И. Тютчев «Последняя любовь» — краткий анализ произведения

Стихотворение «Гамлет» имеет модернистскую направленность.

Одной из особенностей произведений данного направления является то, что нет плавного «входа» в стихотворение, поэт читателя окунает сразу в «воды» происходящего, а куда плыть, в какую сторону, каждый решает сам, то есть интерпретация произведений очень разнится у каждого из читателей.

В этом и вся сложность «общения» с модернистскими произведениями, именно поэтому кто-то не приемлет такие стихи, прозу, а кто-то с упоением «поглощает».

Размер стихотворения «Гамлет» – пятистопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Гамлет» состоит из 4 строф. Композиция последовательная.

  1. 1-я строфа начинается с метафоры. Автор сразу сообщает читателю об ощущениях, восприятии мира, жизни лирическим героем: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку…»
  2. 2-я строфа – это опасения лирического героя, его предчувствия, его вера, которая поддерживает его, помогает идти дальше, сквозь «сумрак ночи».
  3. 3-ю строфу можно назвать беседой, искренним признанием. «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь.» Эти строки говорят о смирении, о силе духа лирического героя, а также о естественном, осознанном страхе, о желании избежать того, что его пугает.
  4. 4-я строфа подытоживает всё вышесказанное, сообщает о том, к чему пришел лирический герой в своих рассуждениях. «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.». Он смирился с тем, что его тревожило в предыдущем четверостишии, он будто вспомнил, что жизнь – это непросто, что в жизни может всякое случится, что нужно быть стойким, не впадать в уныние, быть терпеливым и обязательно сильным.

Анализ стихотворения Пастернака «Гамлет» (1)

В романе «Доктор Живаго» (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился запечатлеть и себя, и Блока. и Есенина. и Маяковского .

В стихотворении «Гамлет». вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.

В стихотворении «Гамлет». написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная тема, напоминавшая о тех, кто был репрессирован в годы сталинского террора (вспомним хотя бы Осипа Мандельштама или доведенную до самоубийства М. Цветаеву — «Ах, Марина, давно уже время, да и труд не такой уж ахти, твой заброшенный прах в реквиеме из Елабуги перенести. «Памяти Марины Цветаевой». 1943)

Пастернак нашел в Гамлете своего духовного брата — ему он и доверил свою тревогу за новый век.

«Гамлет» — стихотворение о герое Шекспира принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке .

Сочинение на тему Анализ стихотворения «Гамлет» ( : Пастернак Б. Л.)

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет»

Борис Пастернак – русский писатель, поэт и переводчик. Один из крупнейших поэтов ХХ века, награждённый Нобелевской премией по литературе.

Но, к сожалению, Пастернаку пришлось отказаться от неё из-за травли со стороны власти. Вершиной литературной карьеры Пастернака является роман «Доктор Живаго», написанный в период с 1945-1955 год.

Именно стихотворение «Гамлет», написанное в 1946 году, открывает цикл стихотворений, написанных героем романа.

Данное стихотворение отражает отношение Пастернака к окружающему миру, в особенности и власти. Оно выражает трудности жизни, её вечные преграды. Стихотворение «Гамлет» является ярким предстаителем произведений футуристов. Оно отражает стремление к переменам и жажду увидеть, познать себя, своё будущее.

Стихотворении относится к философской лирике, оно затрагивает проблему смысла жизни, принятия нравственного выбора. Пастернак обращается именно к образу Гамлета, поскольку самый известный перевод бессмертной Шекспировской трагедии принадлежит ему самому. Работая с оригиналом, Пастернак проникся данной темой и смог разобраться в ней.

В актерской среде самой тяжёлой ролью является роль «Гамлета». Через чувства актера автор пытается раскрыть проблему стихотворения. Актёр- это собирательный образ, в нём каждый человек может увидеть себя.

Но не каждый готов согласиться с тем, что жизнь, как и спектакль, прописана поминутно, что от выбора человека ничего не изменится, всё предрешено. Чаша символизирует выбор, с которым сталкивается каждый.

Лирический герой умоляет «пронести её», ведь любой выбор делать трудно, каждый боится ошибиться.

Также в стихотворении имеется прямая отсылка на тоталитарный режим СССР. Лирический герой не готов идти на поводу у власти, он хочет бороться и изменить свою судьбу.

  • « Я люблю твой замысел упрямый
  • И играть согласен эту роль,
  • Но сейчас идёт другая драма
  • И на этот раз меня уволь»
  • Но в конце стихотворения лирический герой осознает, что он не в силах что-то изменить, он один против целого мира, наполненного ложью и злостью.
  • «Но продуман распорядок действий,
  • И неотвратим конец пути.
  • Я один, всё тонет в фарисействе
  • Жизнь прожить- не поле перейти».
  • Размер-ямб, перекрёстная рифма.

Для передачи чувств героя, его сомнений и трудностей Пастернак использует большое количество эпитетов: «в далёком отголоске», «замысел упрямый». Метафора « сумрак ночи» олицетворяет советскую власть.

Также пословица «жизнь прожить- не поле перейти» выражает трудность жизни, её вечные преграды.

«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.

Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик.

Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.

Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?

Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?

Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).

Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.

Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя.

Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство.

И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).

В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой.

Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»).

При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний

Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом.

Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох.

И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.

Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Гамлет»
  • По писателю: Пастернак Борис
Ссылка на основную публикацию