Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

  • Пусть сосны и ели
  • Всю зиму торчат,
  • В снега и метели
  • Закутавшись, спят, –
  • Их тощая зелень,
  • Как иглы ежа,
  • Хоть ввек не желтеет,
  • Но ввек не свежа.
  • Мы ж, легкое племя,
  • Цветем и блестим
  • И краткое время
  • На сучьях гостим.
  • Всё красное лето
  • Мы были в красе –
  • Играли с лучами,

Купались в росе!..

  1. Но птички отпели,
  2. Цветы отцвели,
  3. Лучи побледнели,
  4. Зефиры ушли.
  5. Так что же нам даром
  6. Висеть и желтеть?
  7. Не лучше ль за ними
  8. И нам улететь!
  9. О буйные ветры,
  10. Скорее, скорей!
  11. Скорей нас сорвите
  12. С докучных ветвей!
  13. Сорвите, умчите,
  14. Мы ждать не хотим,
  15. Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Краткое содержание

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Г. Геркен. Осеннее великолепие. 2012

Ели и сосны на протяжении холодных зимних месяцев крепко спят, укутанные в снежные шубы. Их листва, внешне напоминающая ежовые иголки, никогда не пожелтеет, но и никогда не будет восхищать своей свежестью.

В сравнении с ними, существуют другие листья, представляющие собой «иное племя», способное цвести и благоухать. К сожалению, жизнь их недолговечна: едва отзвучат последние птичьи трели и умчатся тёплые порывы ветров, листья не желают продолжать висеть на ветках,  желтеть и умирать. Они умоляют буйный ветер их сорвать, чтобы вместе умчаться в дальнее путешествие.

История создания

Будучи дипломатом, Тютчев, начиная с 1821 г.,  служил в Мюнхене. Там он проникся философией Шеллинга, утверждавшей идею единства противоположностей в природном мире. Через девять  лет проживания за пределами России поэт написал данное стихотворение.

В нём наглядно отражена ключевая философия Шеллинга, с которым Тютчев познакомился  лично. Стихотворение увидело свет в журнале «Русская беседа» в 1879 г. Оно остаётся и по сей день блистательным образцом пейзажно-философской лирики в отечественной литературе.

Жанр, направление, размер

Произведение представляет  жанр «элегия»: в нём через пейзажную зарисовку раскрываются глубокие мысли философского толка. В стихах второй части заметны ноты грусти и тоски, несмотря на то, что листья вдохновенно радуются предстоящему путешествию.

Стихотворный размер – двухстопный амфибрахий, рифма перекрёстная.

Композиция

Произведение представляет собой монолог листьев. С формальной точки зрения оно состоит из четырёх октав. В смысловом аспекте выделяются две части:

Часть первая – это раздумья листьев о всемирном хаосе.

Часть вторая – сравнение «тощей зелени» хвойных иголок со своей красотой, принятие решения лететь вместе с ветром в дальнее путешествие.

Образы и символы

В стихотворении представлено три ключевых образа, позволяющих нам понять основную смысловую идею произведения:

образ листьев – именно листья играют роль лирического героя и рассказчика. Всё повествование ведётся от их лица. В образе листьев прослеживается человеческая натура. Они символизируют людей, не способных долго сидеть на одном месте, ожидая старость. Такие активные люди постоянно стремятся к новым горизонтам и личной свободе;

образ сосновых/еловых игл – это «тощая» зелень, которая «век не желтеет». Хвойные иглы символизируют иную категорию людей, которым свойственны такие качества, как: косность, узость мировоззрения, нежелание меняться и развиваться. Иглы хотят жить однообразно, не стремясь к открытию новых горизонтов;

образ ветра символизирует надежды и возможности, которые даются человеку мирозданием, но которыми он не всегда пользуется. Ветер – это символ решимости, активного начала, стремления к переменам.

Темы и настроение

Основная тема произведения – раздумье листьев о собственной судьбе, а также противопоставление холодного разума мятежной душе. С целью более полного раскрытия темы Тютчев развивает одновременно два направления: размышление листьев о своей «жизни» и противопоставление мятежной натуры холодному спокойствию. Для раскрытия души природы поэт активно применяет приём очеловечивания листьев.

Основная идея

Главную идею Тютчев выразил единственной строкой: «…так что же нам даром висеть и желтеть?». Поэт доносит до нас следующую идею: лучше прожить недолгую жизнь, но яркую и достойную.

Достойная человеческая жизнь, с точки зрения Тютчева, это активное нежелание унижаться, погрязнуть в обыденности и скуке.

Хвойные иголки олицетворяют собой людей, не желающих открыто высказывать собственное суждение.

Средства выразительности

  • Интерпретируя по-своему философию Шеллинга, Тютчев использует определённые выразительные средства. С помощью них он мастерски создаёт природные образы и переживания:
  • эпитеты – «красное лето», «докучные ветви», «тощая зелень», «буйные ветры»;
  • метафоры – «мы ж, лёгкое племя», «сосны и ели…в снега и метели, закутавшись, спят»;
  • единственное сравнение – «зелень, как иглы ежа»;

аллитерация – грустное настроение листьев передаётся с помощью согласных «с» и «ж»: «так что же нам даром висеть и желтеть?». Решимость листьев передаётся путём нанизывания слов с согласным звуком «р»: «Скорее, скорее! …скорее сорвите нас…».

Тютчев Ф. "Листья"

Читайте анализ других стихотворений Тютчева:

“Смотри, как роща зеленеет””Есть в осени первоначальной”

Главные герои стихотворения “Листья” и их характеристика

  1. Листья. Легкие, игривые, веселые. Не хотят скучать и желтеть. Стремятся к переменам. Хотят жить полной жизнью. Оптимисты.

План пересказа стихотворения “Листья”

  1. Ели и сосны
  2. Иголки ежа
  3. Легкое племя
  4. Красное лето
  5. Игры с лучами
  6. Купание в росе
  7. Зефиры ушли
  8. Напрасно висеть
  9. Буйные ветры
  10. В полет

Главная мысль стихотворения “Листья”
Чем скучать и жалеть себя, лучше наслаждаться каждым мигом жизни.

  • Чему учит стихотворение “Листья”
  • Отзыв на стихотворение “Листья”
  • Анализ стихотворения “Листья”
  • Средства художественной выразительности в стихотворении “Листья”

Стихотворение учит радоваться жизни, не жалеть о прошлом, с надеждой смотреть в будущее. Учит оптимизму и позитивному мышлению. Учит любить приключения, путешествия, смену обстановки.

Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт весьма необычно рассказал историю падающих листьев. Листопад всегда казался мне чем-то печальным, грустным, но оказывается даже он может быть веселым и радостным. Автор убедил меня, что даже краткий миг полета прекраснее долгого увядания. Именно такие краткие, но насыщенные эмоциями события, помогают человеку почувствовать себя счастливым.

Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1830 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения – стремление к свободе, мятежный дух.
В стихотворении Тютчев использовал монолог листьев, которые рассказывали о своей жизни летом, о наступлении осени, и сравнивали свою яркую и короткую жизнь с долгой, но лишенной чувств и эмоций жизнью хвои. В этом монологе автор вероятно выразил и свои собственные мысли о смысле жизни, о целях, которые должен перед собой ставить всякий человек.
Жизнь сосновых иголок кажется автору бессмысленной, и их вечность только усиливает это ощущение. Яркая жизнь легкого племени листвы более привлекательна. Она насыщена событиями, и даже увядание становится лишь поводом к новым приключениям.
Автор широко использует прием олицетворения в стихотворении. Он одушевляет листья, ветры, деревья.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Эпитеты: тощая зелень, легкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.
Метафоры: в снега закутавшись, игрались с лучами, купались в росе.
Сравнения: зелень как иглы.
Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.
Гиперболы: ввек не желтеет, ввек не свежа.
Метонимия: мы легкое племя (листья).

  1. Пословицы к стихотворению “Листья”
  2. Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Листья”

  3. Слушать актёрское чтение стихотворения “Листья”

Не тот живет больше, кто живет дольше.
Цену жизни узнаешь, когда ее теряешь.
Много спать – мало жить.
Жизнь короткая, да слава долгая.
Живет не тужит, по свету кружит.
Всю зиму сосны и ели спят в снегах. Их зелень, похожая на иглы ежа, не желтеет, но не бывает свежей.
А листья племя иное. Они цветут и блестят, но гостят на сучьях краткое время. Летом они играются с лучами, купаются в росе. А когда отпевают птицы и уходят теплые ветра, листьям не хочется даром висеть и желтеть. И они просят буйные ветра сорвать их, чтобы они могли улететь с ними.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению “Листья”

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Читать стихотворение “Листья”

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева Листья 6 класс

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не просвечивается житейская мудрость. Тютчев был молод и не хотел дожить до старости.

Герои этого произведения – листья на дереве. Они рассказывают читателю свои мысли. Вот стоят сосны и ели, они зелёные всю зиму. Их хвоя не теряет ни свежести, ни красок. Но она, хоть никогда не желтеет, никогда и не является свежей. Какую свежесть можно найти в этих тощих зелёных иголках?

Они же, листья – совсем другое дело. Они себя называют лёгким племенем. Листья свежие, красивые, блестящие. И на ветках им не круглый год торчать. Летом они купаются в росе, греются под солнечными лучами. А когда наступает осень, когда птицы прекращают петь, цветы перестают цвести и ветра становятся совсем другими, их срывает с веток и уносит вдаль.

И вправду, зачем быть привязанными к своему дому, когда уже нет ни красок, ни свежести? Листья хотят улететь далеко-далеко, вслед за птицами. И не дождутся этого момента. Их терзает нетерпеливость. Они просят ветра скорее сорвать их и унести в другие края. Потому что им не хочется стариться.

Не хотелось стариться и Тютчеву. В семнадцать лет его пугала старость. Для него это было время не мудрости, но слабости. Болезни, жалобы на жизнь и своё здоровье, угасание… Всё это приводило юного Тютчева в ужас. Он хотел умереть молодым, чтобы не испытать мучений старости. Эти мысли и были вложены в стихотворение «Листья».

Тогда Тютчев ещё не сформировался как поэт. Зрелые произведения пойдут, начиная с 50-х годов. Пока он пылкий и не слишком много думает. Но удалось ли ему исполнить свою мечту умереть молодым? Нет.

Тютчев всё-таки состарился. Потом у него пойдут другие стихотворения, где он описывает эту пору жизни, но он всегда был против жалоб и недовольства стариков.

И тем не менее, жаловаться на жизнь ему пришлось.

Когда второй инсульт парализовал его, Тютчев до конца своих дней роптал на бессилие своего тела. Он не смирился с тем, что оно уже неподвластно ему. Желание быть молодым не покинуло его и перед смертью. И дряхлый листок наконец сорвало с дерева.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

Стихотворение Ф. И. Тютчева написано в жанре пейзажно-философской лирики. Композиция произведения включает в себя четыре строфы из восьми строк.

В первой части произведения описывается зимний лес, покрытый снегом. В описании пейзажа акцент делается закутанной в снежную шапку зелени. Природа в первой строфе выглядит унылой и увядающей.

Во второй строфе речь идет о коротком лете, в то время как в третьей описывается осень. В тексте прослеживается контраст между ностальгической грустью и теплыми воспоминаниями о прошлом. Также автор противопоставляет жизнь и смерть, яркую юность и унылую старость.

Стихотворение, написанное двустопным амфибрахием, отличается богатством речи. В тексте встречается множество эпитетов, метафор и аллитераций, передающих читателю шелест листвы.

Основой произведения являются олицетворения, при этом стихотворение написано в форме монолога. Листок, являющийся лирическим героем стихотворения, сравнивается с человеком, желающим умереть молодым.

Он просит ветер побыстрее сорвать его, потому что не хочет увядать. Вместе с тем автор пытается донести для читателя необходимость наслаждаться молодостью и стремиться наполнять каждый день радостью и новыми впечатлениями.

Ведь наша жизнь проходит слишком быстро, поэтому каждый ее момент должен быть запоминающимся.

По мнению автора, на закате лет жизнь становится лишенной не только былых красок, но и смысла.

Поэт, которому на момент написания произведения едва исполнилось 17 лет, мечтал умереть в юности, чтобы не испытывать старческой немощи и сожаления о скоротечности жизни и не обременять своих родных.

Однако, его надеждам было не суждено исполниться. Ф.И. Тютчев умер в возрасте 70 лет от инсульта, из-за которого полгода пробыл в парализованном состоянии.

Вариант №3

Произведение «Листья» – образец первоначальной точки зрения поэта на литературу, написавшего это стихотворение будучи юношей в семнадцать лет, в 1830 году. В тот период времени автор глубоко философствует о человеческой сущности и скоротечном беге жизни.

Стихотворение смело делится на элементы, имеющие различные направления. Начало стихотворения можно смело назвать чувственностью пейзажа. С самых первых строчек пред нами предстает красивый хвойный лес, покрытый густым ковром из снега, но остающимся под ним вечнозеленым.

Тютчев не восторгается пейзажами родины. Наоборот, поэт дает четкое представление, что их вечная молодость неискренняя, ведь несмотря ни на что хвойный лес вечнозелен, но он не может быть молодым и зацвести весной, как другие деревья.

«Но ввек не свежа»,- обращается к нам автор и заостряет внимание на том, что даже тогда, когда вечнозеленые деревья укрыты снегом, в этом чувствуется неискренность. Таким образом, поэт хочет указать на такой тип людей, живущих без приключений, пресекающих разные побуждения.

На их неинтересную и лишенную всяких приключений жизнь.

Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж – людей горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.

С третьей строфой непосредственно имеют связь те метаморфозы, ворвавшиеся в размеренное существование листьев, с наступлением осени. Здесь без каких-либо красивых описаний, поэт тонко дает понять их момент угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Впоследствии поэт задается вопросом: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» так и не удостоив его ответом.

Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.

В конце произведения, его величеством глагола повелительного наклонения «сорвите», «умчите», «летите» поэт хочет сказать нам, что жить унылыми буднями, стареть и проживать день за днем монотонно, это неправильно. В его словах чувствуется порыв – умереть молодым. Именно заключительная строка «Мы с вами летим!» – это пик достижения поставленной цели.

Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.

Анализ стиха Листья Тютчева 6 класс

Главными героями стихотворения Федора Ивановича Тютчева выступают непосредственно листья. Их век контрастен, ярок, однако, весьма недолог. Тютчев сравнивает их с хвойными иголками. Лист меняет твой цвет в зависимости от времени года, хвоя же зимой и летом одного цвета. Но автор, все-таки, принимает сторону короткой, но яркой жизни.

Стихотворение самобытно, потому что многие слова уже сейчас являются архаизмами. Так, например, Тютчев использует слово “зефиры”, которым раньше поэты называли теплые ветра.

Возникает главный вопрос всего произведения. Если сравнивать жизнь людей и листьев, что лучше? Жить ярко и быстро или же принять сторону размерной и спокойной жизни. Зачастую, жизнь поэтов и писателей сродни судьбе листьев, в то время, как большая часть общества живет в стиле иголок.

Одушевленные листья именуют себя “легким пламенем”. Они глаголят о легкой и веселой жизнедеятельности, цветут и играют красками, будто гости на ветках деревьев. Летом они купаются в утренней росе, напоминая молодежь, которая полна сил и желания жить.

Но вот в стихотворении автор переходит к осени. Юность листьев закончилась, цветы отцвели и птички улетели в теплые края. Подобно людям, и желто-багровые листья вспоминают о счастливых теплых деньках.

Во второй половине стихотворения перед читателем изображаются скудные картины завершающейся прекрасной поры и печаль от приближающейся зимы. Именно в этот момент листья просят сорвать их с деревьев как можно скорее.

Приближение метелей и снегов кажется печальной авантюрой. Именно в этом мы слышим нотки уверенности и страсти.

Отрадно заметить, что стихотворение было написано Федором Ивановичем в семнадцатилетнем возрасте. Но юноше удалось поставить себя на место человека в возрасте и взглянуть сверху на молодые годы, приняв на душу все тяготы старчества. Это лирическое и немного философское произведение.

Кратко по плану 6 класс

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

  • Анализ стихотворения Брюсова Юному поэту
    Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых талантливых и многогранных деятелей 19 – 20 века. Он и поэт, и прозаик, и драматург, и переводчик, и историк, и критик. Все собралось в одном талантливом человеке! Его также считают одним
  • Анализ стихотворения Во всем мне хочется дойти Пастернака
    В чём заключается формула успешности творческого человека? Каждый литератор отвечает на этот вопрос по-своему. Своим секретом мастерства Б. Л. Пастернак поделился с читателем в стихотворении «Во всём мне хочется дойти…».
  • Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь
    Стихотворение “Зимняя ночь” написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении “Зимняя ночь” обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле
  • Анализ стихотворения Северянина Запевка
    Игорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
  • Анализ стихотворения Пушкина Кинжал
    Стихотворение “Кинжал” молодой поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет, находясь в ссылке. Так как произведение несет в своем замысле революционное содержание “Кинжал” не печатают. Однако данный шедевр достаточно широко распространился

«Листья» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой

Прежде чем предложить вниманию читателя анализ стихотворения Тютчева «Листья», скажем несколько слов об эстетических воззрениях поэта.

Федор Иванович был последователем немецкого философа-идеалиста Шеллинга, который понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла немало поклонников в среде молодых поэтов-романтиков не только в Европе, но и в нашем отечестве.

В какой степени мировоззрение поэта отразилось в его бессмертных творениях, поможет оценить анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
  • Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».
  • Сравнения – «зелень, как иглы ежа».

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни.

Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади.

А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу.

Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа.

Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности.

Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение.

И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству.

В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе.

Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Критические отзывы о тютчевском стихотворении

Тютчевское стихотворение – это прекрасное изображение лирики, но в то же время это и попытка поэта показать свои эмоциональные переживания в картины природы. Каждый миг жизни имеет свою неповторимую красоту.

Поэтому так много критических отзывов вызвало именно это стихотворное произведение лирика. Так. Ю.Самарин утверждал, что Федор Тютчев никогда не относился к русскому языку, его богатству фамильярно.

Вот как пишет критик:

«Ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были, несомненно, но которых никто в нем не подозревал». А вот Владимир Сольвьев утверждал, что Ф.Тютчев – самый сильный талант во всей поэзии. Эту же мысль подтверждал и А.Волынский, который считал тютчевские стихи полным откровением: ночным, небесным, душевным.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания.

В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

Особенности третьей строфы

Анализ стиха Тютчева «Листья» знакомит читателя с третьей строфой. Здесь поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев с наступлением холодов.

Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, а также использованием тематических олицетворений, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром».

И здесь же поэт предлагает решение проблемы – листья могут улететь вместе с южными ветрами в дали.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

  Анализ стихотворения «Завещание» (М. Ю. Лермонтов)

Художественно-выразительные средства тютчевского стихотворения «Листья»

Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы:

✚Антитеза: они помогают поэту. Так, у автора природа, представленная в виде сосен и елей, постоянно находится в спячке, даже независимо от времени года: зимы или лета. Так поэт — философ показал, что природа не подвергается никаким изменениям.

Но тут же автор показывает, что не вся природа находится в таком состоянии. Так, можно увидеть зелень на лиственных деревьях, которая блестит и искрится, наливаясь соком.

✚Эпитеты: при описании зелени автор использует интересное определение — «тощая».

✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии.

Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков.

Так просто и так литературно — образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение. Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.

✚Олицетворения и метафоры: листья у поэта, словно племя, которое вдруг неожиданно решило погостить на ветках деревьев и вот теперь во всей своей красе, непросто повисли, а они то играют с солнечными лучами, а то, если есть роса, купаются в ней. Но если лиственные деревья имеют краткое время своей жизни, то про хвойные лирик употребляет слово «ввек».

Федор Тютчев использует лексику простую и сниженную, то вдруг переходит к высокому стилю и тогда уже использует такие слова, как «красное лето», или «зефиры», или «легкое племя». Теперь стоит перейти к морфологическому и фонетическому анализу тютчевского стихотворения «Листья».

Начнем анализ с первой строфы, где показана ужасная картина хвойных деревьев, которые уже успели застыть в холоде. Для этого лирик использует три глагола, которые употребляются им лишь только в настоящем времени. Это помогает лирику подчеркнуть статичность.

Звукопись этой тютчевской стихотворной строки отличается тем, что в ней используется аллитерация: большое количество шипящих и свистящих согласных. Все содержание усиливает частица «пусть», которая показывает настроение. Сюжет второй строфы посвящен лету, поэтому здесь и глаголов больше.

Теперь лирик их берет шесть, и употребляются они не только в настоящем времени, но и в прошедшем. И это помогает читателю почувствовать движение, пускай и короткое, но такой яркое и насыщенное. И здесь опять аллитерация: употребляются такие звуки, как р, л, м. Все они сонорные.

Так передается гармония, полнота жизни.

Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков.

Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко.

Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.

А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру.

И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у.

Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл.

Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений.

В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Заключительная часть

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» показывает, что в четвертой, заключительной строфе темп произведения ускоряется. Это достигается поэтом за счет большого количества повторов, а также восклицательных фраз. Здесь Тютчев выражает олицетворения с помощью глаголов, стоящих в повелительном наклонении.

Автор снова использует яркие, образные эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). В этой части стихотворения читатель видит, что листья больше не хотят мириться со своим положением. Они стремятся улететь в неизведанные края вместе с теплыми ветрами. И в последней строке уже слышатся победные интонации, свидетельствующие о сбывшейся мечте («мы с вами летим»).

Впечатление усиливается при помощи аллитерации звука «с», который создает ощущение свиста в этих строках.

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» школьник может рассказать о тех размышлениях философского характера, на которые наталкивает это произведение. Можно предположить, что автор произведения боялся состояния, свойственного засохшим ветвям. Он не хотел быть дряблым, беспомощным, костенеть в привычном круге жизни.

Тютчев в ярких красках описывает листья. И можно предположить, что поэт считает более приемлемой для себя жизнь, полную свободы. Лучше желтому листу быть сорванным и унесенным в неведомые дали, чем томиться на замерзшей ветке.

Поэт сравнивает желтый лист с пожилым человеком, которому, возможно, проще уйти из жизни внезапно, чем влачить существование, полное ограничений.

Как закончился жизненный путь самого Тютчева

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может упомянуть и о том, какой же была кончина самого поэта – ждала ли его быстрая смерть, желание которой неявно присутствует в произведении? Возможно, он мечтал о скорой смерти, которая уносит человека подобно ветру, уносящему пожелтевшие листья. Но жизнь Тютчева сложилась иначе.

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям.

Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился.

Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Анализ стихотворения «Листья» (Ф.И. Тютчев)

Делая анализ стихотворения «Листья», которое написал Федор Иванович Тютчев, мы имеем возможность насладиться прекраснейшими описаниями природы, на которые не поскупился автор произведения. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ произведения, который дает возможность узнать историю создания, а так же основные особенности данного стихотворения.

История создания

Анализируемое стихотворение появилось на свет в 1830 году, но вышло в печать лишь в 1879 году, спустя шесть лет после смерти поэта.

Федор Иванович был приглашен в Мюнхен для того, чтобы занять место чиновника в 1821 году. Спустя год, поэт дает свое согласие и отправляется за границу. Там он провел более двадцати лет, что отложило определенный отпечаток на его творчестве.

Всю творческую жизнь поэта можно разделить на три периода.

Первый период творчества относится к раннему, достаточно молодому. Он включает в себя время, которое автор провел на родине до отъезда в Мюнхен.

Второй период творческой жизни приходится как раз на время его жизни за границей. Автор за время службы издает несколько сборников, которые носят философский отпечаток. Это и не удивительно, потому что во время жизни в Мюнхене, поэт очень увлекается философскими трактатами.

Ну и третий период творчества Федора Ивановича считается достаточно зрелым. А так же он известен «Денисьевским циклом».

Даже находясь вдали от родины, поэт не перестает выпускать свои произведения. Огромную роль в этом играет Александр Сергеевич Пушкин.

Жанр, размер

По жанру данное стихотворение относится к философской лирике. Автор прибегает к помощи аллегорий. Здесь, как и во многих других произведениях, Федор Иванович оживляет природу, тем самым передавая через нее основной смысл произведения.

Что же касается направления произведения, то это романтизм. Лирический герой представлен открытым, но в то же время таинственным.

В стихотворении отчетливо видно то, как автор тянется к прекрасному, умея замечать красоту в окружающем мире. Ему не интересны политические и социальные темы, которые так были популярны у авторов того времени. Он не перестает восхищаться и воспевать то, что подарила нам матушка-природа.

Стихотворение «Листья» Федор Иванович пишет двустопным амфибрахием, используя перекрестную рифмовку. Рифмы чередуются от женской к мужской.

Композиция

Стихотворение «Листья» состоит из четырех строф, каждая из которых содержит восемь строк. Само произведение представляет собой некий монолог лирического героя.

По сюжету стихотворение так же делится на четыре части, при этом имеет последовательную композицию.

В первой части стихотворения автор описывает хвойный лес, а в частности деревья. Тютчев подчеркивает их уникальность. Он рассказывает о том, что данный вид растений имеет вечно зеленый покров, но при этом выглядят достаточно банально. В них нет ничего особенного, что способно надолго задержать на себе внимание.

  • Их тощая зелень,
  • Как иглы ежа,
  • Хоть ввек не желтеет,
  • Но ввек не свежа.

Во второй части произведения автор знакомит нас уже с лиственными деревьями. Да, их листья не отличаются долговечностью, но они намного интереснее хвойных иголок.

  1. Мы ж, легкое племя,
  2. Цветем и блестим
  3. И краткое время
  4. На сучьях гостим.

В третьей части произведения поэт рассказывает о том, что с приходом осени листья обязательно опадают. Но в его описании не прослеживается грусть по этому поводу. Наоборот, он показывает, что улететь – это прекрасный выбор.

  • Так что же нам даром
  • Висеть и желтеть?
  • Не лучше ль за ними
  • И нам улететь!

И в заключительной части произведения мы видим решительность и смелость выбора. Листья просят ветер поскорее их унести.

  1. Сорвите, умчите,
  2. Мы ждать не хотим,
  3. Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Темы и проблемы

Одной из главных проблем данного произведения можно выделить то, что человеческая жизнь проходит очень быстро. Данную проблему поднимали очень многие авторы, но чем хороша философская лирика – взгляды всех людей различны. Благодаря этому, мы имеем возможность лучше узнать каждого из них.

В стихотворении «Листья» Федор Иванович заставляет задуматься о том, как именно мы проживаем свою жизнь. Будем ли мы сидеть на одном месте, как это делают хвойные иголки, или же будем стремиться к новому и неизведанному, беря пример с листьев?

Каждый человек сам кузнец своего счастья. Кому-то ближе жизнь консерватора, который весь отмеренный век будет сидеть на одном месте, так и не решившись на что-то.

Другие же всю жизнь горят, пытаясь успеть узнать и попробовать все. Не стоит судить людей за их выбор. Каждый из нас это индивидуальность, именно благодаря этому и интересно жить.

Ведь если бы все люди жили и мыслили одинаково – это бы было очень скучно и не интересно.

Федор Иванович на примере описания разного вида деревьев умудрился поднять очень острый и важный вопрос быстротечности жизни. Это и является основной темой и проблемой произведения, а вот как кто к этому отнесется – это уже второй вопрос.

Образы и символы

В данном стихотворении Федор Иванович выбрал достаточно интересную передачу образов. Здесь он представляет людей в роли листьев. Изначально он описывает людей, имеющих консервативные взгляды на жизнь. Он представляет их в роли иголок хвойных деревьев.

Они постоянно находятся на одном месте, имеют один цвет, и ничего в их жизни не происходит. Они не хотят никаких перемен. Да, их жизнь размеренна и постоянна, но в то же время до безумия скучна и обыденна.

Они не готовы на решительные действия, поскольку не хотят ничего менять в своей жизни.

Другую же категорию людей он показывает в виде листьев. Это люди смелые и решительные, которые выбирают перемены и не боятся риска. Их жизнь очень быстротечна, но очень насыщена. Их не страшат перемены.

Они стараются взять от жизни все самое лучше, понимая, что, не рискнув, можно остаться на одном месте на всю жизнь.

Ждать чего-то бесполезно – необходимо действовать, тогда и перемены к лучшему поспешат прийти к вам.

Лирического героя, взгляды которого разделяет автор, он относит именно к листьям, которые полны смелости и решительности.

Средства выразительности

Тютчев использует большое количество различных средств выразительности, тем самым придавая своим произведениям красок и яркости.

В стихотворении «Листья» мы видим использование эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий и олицетворений. Их совокупность очень положительно сказывается на тексте произведения.

Читатель будто переносится и сам занимает место одного из листьев, настолько ярко поэт передает настроение и чувства.

Так же автор использует инверсию и риторическое восклицание.

Основная мысль произведения

Основной мыслью стихотворения «Листья» можно назвать выбор каждого человека, относительно своего жизненного пути.

Ведь именно мы сами, а не кто-то другой, решаем, как именно нам жить. Гореть, летать и узнавать новое. Ставить все на карту и рисковать. Или же сидеть на одном месте, боясь перемен и новшеств. Никто за нас не сможет прожить жизнь и сделать выбор, поэтому здесь решать нужно самому. И уже от нашего выбора будет зависеть то, какую жизнь мы проживем.

Почему листья у Тютчева не хотят жить долго? Анализ стихотворения "Листья"

Ф.И.Тютчев. Листья

Попробую, как всегда, написать для произведения то, чего еще нет в интернете.

Произведение создано в пору молодости поэта, в 1830 году – ему всего 27 лет. Он живет в Мюнхене в счастливом браке с немкой Эрнестиной Ботмер (Петерсон).

Его круг общения – это поэты и философы Германии, в основном принадлежащие к романтическому течению.

Вот и данное стихотворение передает характерный романтический мотив – предпочтение мятежной жизни, полной поиска и страсти, холодному разумному существованию. Оно полностью написано от лица листьев, которые воплощают в себе романтический дух.

В первой октаве (восьмистишии) листья насмехаются над вечнозелеными иголками, сравнивая их с «иглами ежа». Сниженный образ хвойных деревьев достигается с помощью фамильярных слов: «сосны и ели … торчат», «их тощая зелень». Используется анафора: «хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа».

Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Со второй октавой вступает в ход антитеза: хвоя – листья. Если хвоя спит всегда, и всегда выглядит одинаково “не свежо”, то листья живут и красуются только летом, но в полную силу. Им дана жизнь недолгая, зато яркая:

Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Играли с лучами,

Купались в росе!..

Повтор однокоренных слов: “красное лето – в красе”.

Параллелизм: “цветем и блестим (…) гостим”. “Играли (…), купались”.

В третье октаве рисуется драматическая участь листьев:

Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними

И нам улететь!

Бледнеет солнце, уходят зефиры (зефир – теплый мягкий ветерок, символ весны и лета). Но гордые листья не хотят ждать медленной неминуемой смерти. Они начинают думать, что лучше улететь вслед за птицами и зефиром, в теплые края.

Так листья начинают метафорически уподобляться птицам – символу свободы и вольности души.

В последней четвертой октаве листья обращаются к холодным осенним ветрам с просьбой унести их вдаль. Они решили, что не хотят спокойно умирать на ветвях, им не терпится пуститься в полет:

О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите!

Мы с вами летим!

Образ листьев в стихотворении – гордый и мятежный. Страстность их просьбы выражена с помощью лексических повторов и риторических восклицаний: «скорее, скорей! скорее(..)!», «Летите, летите! мы с вами летим!»

В стихотворении использован достаточно редкий стихотворный размер (короткий двустопный амфибрахий). Фактически в строке лишь два самостоятельных слова:

Пусть сос-ны //и е-ли// Всю зи-му //тор-чат, В сне-га и //ме-те-ли // За-ку-тав-//шись, спят. Их то-ща //-я зе-лень//, Как иг-лы // е-жа, Хоть ввек не // жел-те-ет //, Но ввек не // све-жа.

При помощи короткой строки словно передается суть листьев: их небольшой размер и их недолгое существование.

Итак, листья предпочли гибельный для них полет, потому что в нем есть энергия жизни, движение. Конечно, в этом стихотворении нет ничего от реалистической картины природы, в которой природа бы смиренно принимала временную сезонную смерть.

Здесь листьям чуждо философское, мудрое понимание жизни. Они выражают запал молодости, горячности и дерзости.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в х!

Ссылка на основную публикацию