Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Ночь»

Стихотворение “Зимняя ночь” написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении “Зимняя ночь” обращается к темам любви, философии.

Данное стихотворение написано в стиле сентиментализма. Пастернак обращает особое внимание на взаимодействие природы с любовью. Например, есть описания ветра, метели, что соответствует с непостоянной любовью.

Можно сказать, что природа отображает внутренний мир человека.

Автор стихотворения берет за основу противопоставление, так огонь борется со льдом, метель со свечей, которая стоит совсем одинокая. Но в итоге, надежда умирает и свеча погасает.

Идея данного стихотворения заключается в том, что бури как в личной жизни, так и во внешней среде мешают человеку продвигаться дальше, становятся трудностями на пути. Так главный герой борется с искушениями, которые показаны в виде метели.

Пастернак для того, чтобы показать сомнения лирического героя, использует слова “соблазн” и “ангел” рядом. Это еще и показывает, что грозную буру может победить только человек с любовью в душе.

А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.

Свеча выступает в образе надежды, она горит до победного конца. Свеча горит, не обращая внимания на метель, вьюгу и внешний мир.

Пастернак использует разнообразные средства выразительности, так можно увидеть метафоры, олицетворения (прежде всего это связано с метелью), эпитеты (их использует автор при описании интерьера в доме). А для усиления действий используются повторы, например, мело – мело.

В стихотворении “Зимняя ночь” Пастернак смог изобразить взаимодействие Вселенной и человека, показав на простых объектах  – свечи  и метели, он принудил свечу гореть, показывая силу надежды и веры для человека.

Вариант №2

Б. Л. Пастернак заслуженно признан одним из лучших писателей XX века. Именно он впервые гармонично слил воедино произведении прозу и поэзию. И, хотя многие современники раскритиковали его за данный прием, его роман «Доктор Живаго», в котором автор изящно объединил, казалось бы, несовместимые жанры, был удостоен Нобелевской премии.

Главный герой произведения был тонко чувствующим любителем поэзии, и об этом говорится в самом начале романа. Завершить же книгу автор решил стихами, авторство которых приписывал Юрию Живаго.

Открывает тетрадь стихов Юрия Живаго «Зимняя ночь».

После это стихотворение часто публиковалось как самостоятельное произведение, а его текст неоднократно перекладывался на музыку известными отечественными исполнителями.

Поскольку Б. Л.

трудился над созданием романа целое десятилетие, установить точную дату написания стихотворения невозможно, однако литературоведы предполагают, что «Зимняя ночь» увидели свет в военное время, когда поэт пребывал в эвакуации. Хотя часть критиков склоняется к мнению, что стихотворение, в котором можно найти отражение мыслей о приближающейся смерти, было написано почти в конце работы над «Доктором Живаго».

«Зимняя ночь», воплотившая в своих строках лучшие черты символизма, представляет собой сложное, но гармоничное сочетание философской и любовной лирики. Главный прием, используемый автором, – антитеза, мастерски подчеркнутая при помощи укороченных строк. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе.

Поэт противопоставляет теплое пламя свечи холодной зимней метели. Свеча являет собой жизненное счастье, надежду и уединение, в то время как метель символизирует тревоги и потрясения окружающей действительности. Несмотря на гнетущую атмосферу за окном, хрупкое пламя свечи не перестает гореть и освещать дом своим светом, подобно тому, любви, озаряющей нашу жизнь в трудные минуты.

Размер стихотворения – классический четырехстопный ямб. Рифмовка используется перекрестная с чередованием мужской и женской рифм. Для придания выразительности поэт задействует множество тропов.

  В тексте присутствуют олицетворения («слетались тени»), яркие метафоры («жар соблазна»), эпитеты («озаренный потолок»). Стоит отметить использование рефрена «Свеча горела», присутствующего в каждом катрене. В «Зимней ночи» много повторяющихся фраз и инверсий.

Почувствовать домашнее тепло и уют, а также оживить в воображении образы стихотворения читателю помогает аллитерация («м», «л», «с», «в»).

Анализ стихотворения Зимняя ночь Пастернака

Борис Леонидович Пастернак был одним из известных писателей хх века. Он получил Нобелевскую премию по литературе.

Стихотворение было написано в послевоенное время примерно зимой 1946 года, и считается первым произведением Пастернака. Слова стихотворения даже были переложены на музыку. Писатель описывает прекрасное время года зиму, когда снег огромными хлопьями спускается на землю. Зима это предвкушение праздников и хорошего настроения.

В произведении описывается погода в доме, где тепло и уютно благодаря зажжённой свечи и за окном, где февральская метель. Метель окутывает весь мир, февраль бушует и лишь огонь свечи в доме делает эту картину романтичной. Огромные хлопья снега делают зимнюю ночь сказочной и очень красивой, в сочетании с луной снег светится.

В стихотворении Пастернак пишет о тенях на потолке. По теням можно сказать о сплетении тел, об этом и свидетельствует упавшие башмачки на пол и капающий воск с лампы на платье. Писатель очень красиво и аккуратно описал картину свиданий мужчины и женщины.

Стихотворение написано в год, когда Борис Леонидович встретил Ольгу Ивнинскую и влюбился в неё без ума. Возможно даже это стихотворение описание одного вечера проведенного вместе.

Вообще это произведение является противостоянием двух стихий это снег, лед и пламя свечи, и домашний уют.

Стихотворение очень красиво и грамотно написано. Чувствуется лирический настрой героя. В доме, где горит свеча тепло и уютно, в то время когда за окном хлопьями сыпется снег, залепляя окно густым слоем. На душе у героя стихотворения тихо и спокойно, ведь рядом с ним любимый человек, и неважно какая погода за окном, главное какая погода в доме.

В мир произведение вышло в 1988 году, и было признано самым удачным лирическим стихотворением Бориса Леонидовича Пастернака.

Вариант №4

Самое романтичное стихотворение Бориса Пастернака – это, несомненно «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго». «Тетрадь Юрьевых писаний» – цикл, в который входит этот шедевр лирики – классика мировой литературы. Нельзя приписать её ни к одному конкретному течению, она и философская и в то же время любовная.

Точно никто из литературоведов не смог определить, когда же было сотворено это стихотворение. Некоторые предположительно относят его к 1946 году.

Любовь и природа неразрывно связаны между собой. Человеческие души, судьбы, страсти и страдания переплетаются воедино, что передано метафорами «скрещенья рук», «скрещенья ног». Символизмом навеяны бессмертные строки: «судьбы скрещенья». Это крест – тяжёлая ноша, которую несут лирические герои, не упоминаемые, но незримо присутствующие: «два башмачка».

Вся картина стихотворения, словно краски на холсте импрессиониста. Нелепые, но говорящие мазки складываются в непонятные силуэты. Внутренняя буря смешивается с внешней средой. Противоречие души и оболочки вытекает в угнетающую атмосферу.

Свеча – символ любви, желания жить во имя прекрасного чувства, быть способным противостоять всему миру, когда он настроен против лирического героя. Метафора «жар соблазна» – яркая и живая страсть, по сути, противопоставлена тихой и нежной свече. Порок противопоставляется христианству, что проявляется и в лексике: «соблазн» – «крестообразно».

«Слетались хлопья» – инверсия (и олицетворение), показывающая мрак окружающего мира, стремящийся погубить ростки надежды лирических героев. «озарённый потолок», «снежная мгла» показывают воспалённое нездоровое сознание влюблённых. Звуки «м», «н» собираются в аллитерацию, создающую неповторимые символы.

Простота слога сочетается с незамысловатостью ритма. Строки чётки, будто обрублены, что хорошо передаётся четырёхстопным ямбом. Динамика и обрывистость также характерны и для перекрёстной рифмовки с чередованием разных типов рифмы. Приглядевшись можно заметить укороченность двух строк – перебивку ритма. Экспрессия и энергия так и выливаются из них на белый лист бумаги.

Рефрен: «Свеча горела на столе. Свеча горела» звучит как вечное утверждение в том, что чувства не поддаются тлению, и их нельзя ничем сломить.

Литература 11 класс кратко по плану

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Ночь»

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану
    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было
  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь
    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное
  • Анализ стихотворения Ахматовой Стихи о Петербурге
    Санкт-Петербург и Царское село играют одну из главных ролей в стихотворениях поэтессы. Естественно, ведь её жизнь тесно связана с ними. Санкт-Петербург – очень красивый город, но годы революции, крови, злости, насилия, новой идеологии
  • Майков
    Известный поэт Аполлон Майков был потомком старинного дворянского рода, к которому принадлежали и многие другие талантливые люди. Например, отец его был живописцем. А сам Аполлон долго не мог выбрать между поэзией и художественным искусством.
  • Анализ стихотворения Пастернака Июль
    Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.

Борис Пастернак

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик

Уходит в облака.

  • Он потонул в тумане,
    Исчез в его струе,
    Став крестиком на ткани
  • И меткой на белье.
  • Под ним ночные бары,
    Чужие города,
    Казармы, кочегары,
  • Вокзалы, поезда.
  • Всем корпусом на тучу
    Ложится тень крыла.
    Блуждают, сбившись в кучу,
  • Небесные тела.
  • И страшным, страшным креном
    К другим каким-нибудь
    Неведомым вселенным
  • Повернут Млечный путь.
  • В пространствах беспредельных
    Горят материки.
    В подвалах и котельных
  • Не спят истопники.
  • В Париже из-под крыши
    Венера или Марс
    Глядят, какой в афише
  • Объявлен новый фарс.
  • Кому-нибудь не спится
    В прекрасном далеке
    На крытом черепицей
  • Старинном чердаке.
  • Он смотрит на планету,
    Как будто небосвод
    Относится к предмету
  • Его ночных забот.
  • Не спи, не спи, работай,
    Не прерывай труда,
    Не спи, борись с дремотой,
  • Как летчик, как звезда.
  • Не спи, не спи, художник,
    Не предавайся сну.
    Ты — вечности заложник
  • У времени в плену.

Анализ стихотворения «Ночь» Пастернака

Среди всех стихотворений Бориса Пастернака произведение «Ночь» стоит особняком. Оно было написано в 1957-м году и относится к позднему творчеству поэта. Выбрано непривычное для его лирики пространство – мир, разорванный прогрессом, и разорванность которого автор пытается восстановить. Вероятнее всего, на это создание этого произведения повлияло творчество Антуана де Сент-Экзюпери.

В самом начале кажется, что Пастернак говорит о вещах простых, обыденных – о людях, вынужденно или добровольно бодрствующих в ночи. Оно объединяет и ночной труд, и ночные развлечения. Лирический герой представлен летчиком, который наблюдает за миром с высоты, поднимаясь выше самолетов – в открытый космос.

Упоминаются тем или иным образом совершенно разные люди – кочегары, праздные гуляки, истопники, художники. Почти слышен звук баров, поездов, вокзалов. Ночной мир объят каким-то особенным огнем, не видимым глазом в свете дня. Ночь в культуре обладает своим, мистическим смыслом, означающим и приход вдохновения, и время пробуждение потусторонних сил.

Поэт словно возвышается над собой самим, над миром, наблюдая за ним с высоты даже не полета – космических тел. Даже звезды глядят на беспокойную Землю, не засыпающую полностью и ночью.

Через этот полет передается тема власти и силы, которую имеют те самые далекие Марс и Венера, ибо они имеют возможности, недоступные обычному человеку.

Читайте также:  Борис смоленский стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта борис смоленский - поэзия

Так и творец имеет возможности создавать новые миры и пространства.

Однако главный мотив произведения прослеживается только к его концу. Художник обязан творить в любое время суток, сон для него – непозволительная роскошь, во время которой он может упустить что-то важное. Если небо для летчика – холст, на котором он рисует узоры полета, то для художника оно – холст для узоров мысли.

Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге. Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия.

Используются такие литературные приемы, как эпитеты («ночные бары», «страшным креном», «спящий мир»), олицетворения («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела», «Венера или Марс глядят»), метафоры («став крестиком на ткани», «горят материки», «вечности заложник»), гипербола («беспредельные пространства»), неоднократная анафора.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Ночь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

????Ночь

Стихотворение Пастернака «Ночь» посвящено тем, кто предпочитает таинственному царству Морфея труд на благо спящих, творчество и созерцание звёздного неба. Ночью не всем дано спать, мир продолжает жить даже под звёздами, чтобы утром в лице неспящих сказать «мы сделали своё дело и передаём день остальным».

Кто не спит ночью

Ночью не спят многие и причин для этого хватает.

В барах снимают груз дневной усталости и снимают шляпы перед Вакхом, в казармах стоят на посту дежурные, чтобы в любой момент разбудить рать для защиты Отечества, а вокзалы не могут спать по определению – это сердце, которое круглые сутки качает кровь жизни человечества. Не могут спать истопники, ведь они согревают сны других, страдают бессонницей художники и другие творческие люди, пытаясь найти в полночь сюжеты, которые останутся в вечности.

Над всеми ними висит Млечный Путь, освещающий ночь с незапамятных времён и питающий энергией всех лунатиков, ночных трудоголиков и искателей вечного. Он показывает путь к новым мирам, стимулирует к жизни, дабы ещё при земной жизни открыть для себя новое.

  • И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным
  • Повернут Млечный путь.

Ночная вечность

Всегда над нами Венера и Марс. Они выбраны автором стихотворения не случайно, ведь Венера – это символ любови и красоты, а Марс вечный спутник войны. К сожалению, любовь и смерть идут нога в ногу с человеком вечность и никогда не изменят ему и не бросят в пути. Примиряет их только ночь, когда настаёт время для продолжения рода, а солдаты устали от дневной битвы и уснули.

Кто-то не спит без причины, но не тратит время бессонницы даром – он наблюдает вечное небо, взвешивает ошибки и достижения прошедшего дня и ищет, чему посвятить себя завтра. Чердак для него превращается в дворец, планы разрывают границы фантазии, а взгляд заглядывает в самые далёкие и неведомые миры.

Борис Пастернак в лице своего героя призывает бороться с дремотой, как борются с ней звёзды и летчики:

Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда.

Ночь для творческого человека

Автор строк понимает, что ночь может подарить немало новых идей и мыслей, а работа некоторых просто необходима для жизни других.

Особенно важно не спать ночью творческим людям, отмеченным строками в лице художника.

Они заложники вечности, так как создают её в картинах, строках и скульптурах, но находятся у времени в плену, ведь жизненный путь ограничен и надо успеть создать будущее здесь и сейчас.

Стихотворение «Ночь» легко читается и быстро запоминается. Его любил и сам Борис Леонидович, ведь строки наполнены гармонией и их чтение в спокойной обстановке похоже на медитацию.

Текст

  1. Идет без проволочек И тает ночь, пока Над спящим миром летчик
  2. Уходит в облака.
  3. Он потонул в тумане, Исчез в его струе, Став крестиком на ткани
  4. И меткой на белье.
  5. Под ним ночные бары, Чужие города, Казармы, кочегары,
  6. Вокзалы, поезда.
  7. Всем корпусом на тучу Ложится тень крыла.

    Блуждают, сбившись в кучу,

  8. Небесные тела.
  9. И страшным, страшным креном К другим каким-нибудь Неведомым вселенным
  10. Повернут Млечный путь.
  11. В пространствах беспредельных Горят материки. В подвалах и котельных
  12. Не спят истопники.
  13. В Париже из-под крыши Венера или Марс Глядят, какой в афише
  14. Объявлен новый фарс.

  15. Кому-нибудь не спится В прекрасном далеке На крытом черепицей
  16. Старинном чердаке.
  17. Он смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету
  18. Его ночных забот.
  19. Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой,
  20. Как летчик, как звезда.
  21. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну.

    Ты вечности заложник

  22. У времени в плену.

1957 год

Слушаем стихотворение

Это и другие стихотворения Пастернака можно послушать на этой странице. Читают авторы – Есенин, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский и другие..

Анализ стихотворения Пастернака Ночь

Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении. Есть также версия, что оно написано под впечатлением от произведения Антуана де Сента-Экзюпери.

  • Стихотворение написано в лирическом жанре, напоминающим элегию.
  • Оно исполнено трехстопным ямбом с перекрестной рифмой: АБАБ с чередованием мужской и женской.
  • Главные образы – ночное небо и ночной полет, во время которого кипит жизнь на земле, в дремоте и бессоннице, в труде и бодрости.

Основная тема стихотворения – ночной полет, через который автор пытается рассказать о важной миссии поэта. Он использует простые образы, которые понятны и близки читателю.

Через как бы разные виды профессиональной деятельности он пытается донести, что жизнь поэтов проходит путь в ночи – тревожной и длинной, но созерцающей и дающей новую размышления и взгляды на жизнь. Даже в темное время суток продолжается труд – шумят вокзалы, поезда, бары. И пока продолжается это ночное движение, проходит сама жизнь.

Возможно, она трудная и тяжёлая по сравнению с дневной, поэтому Млечный Путь изогнут “страшным креном” и “горят материки”, но она не останавливается, как сама земля, котора всегда вертится вокруг солнца.

Основная идея стихотворения – описание огромного пространства, в котором творит поэт. Оно подано через полет, когда лётчик может наблюдать полную картину, которая происходит в ночное время на земле. Небо в это время суток словно символизирует холст, на котором поэт рисует образы.

Часто ночь ассоциируется со временем, когда к поэтому приходит вдохновение, и Пастернак не отходит от этой традиции. Более того, его лирический герой – лётчик, который видит все с высоты, многое доступно его взору. Он как бы охватывает мир взглядом больше, чем остальные, что и свойственно поэту.

Сюжет развивается плавно. Сначала читатель видит спокойное небо “без проволочек” и летчика.

Затем следует описание того, что видно сверху – ночная жизнь, которая после захода солнца не остановилась: город продолжает трудиться.

Немного тревожных ноток добавил поэт в картину темных суток – тучи, блуждание небесных тел среди изогнутого млечного пути. И все же в конце появляется прекрасное далеко. И звучит призыв – творить, как лётчик, как звезда.

Поэт использует художественные приемы для большей выразительности: эпитеты (прекрасное далеко), метафоры (тает ночь), сравнения (крестик на ткани), олицетворение (блуждают небесные тела).

“Ночь” – стихотворение, которое вызывает с одной стороны тревожные чувства из-за того, что сама ночь ассоциируется с чем-то таинственным и темным, но с другой – светлую надежду о том, что пока город не спит, жизнь продолжается, т.е. продолжается миссия поэта.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс
    В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев
  • Анализ стихотворения Серенада Фета
    Стихотворение относится к раннему творчеству поэта. Оно написано в 1944 году. Фет нередко обращался к «вечерней» тематике поэзии. Его «Серенада» навеяна чертами романтизма и в то же время напоминает русскую протяжную
  • Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина
    Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины
  • Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс
    Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было
  • Анализ стихотворения Я тебе ничего не скажу Фета
    Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

Анализ стихотворения Пастернака "Ночь" (1956) – Пастернак Б.Л. Литература 20 века

В творчестве Бориса Пастернака задолго до реальных космических полетов стихия космоса отпраздновала свое торжество: «Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке.

Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот». Для автора «небосвод» всегда относился к главным заботам жизни. Еще совсем юным он заявил: «И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья».

В момент страсти именно им замечено: «Звезды горлом текли в пищевод».

В данном стихотворении главным является размышление о точке зрения художника, о его общем взгляде на мир. Социалистический реализм требовал погружения в реальность, фактически это сводилось к участию в коммунистическом строительстве, а конкретно — к пропаганде идеологических догм средствами литературы.

Пастернак же настаивает на противоположной общепринятой позиции художника — «надмирной»: «как летчик, как звезда». Это не означает высокомерия, а предполагает лишь ракурс, с которого только и можно охватить закономерности бытия. Лучше всего об отсутствии мессианских претензий сказано в шестой строфе, где «материки» рифмуются с «истопниками».

И те и другие в равной степени интересны для творца. Впрочем, как и наоборот: Венере и Марсу небезынтересно, «какой в афише объявлен новый фарс». Эта «равносущность» природы и общества, планеты и отдельного человека всегда была отличительной чертой Пастернака.

Здесь же найдены оригинальные метафоры: небо как ткань, как белье, на котором оставляет свою метку летчик, а старинный чердак — как прекрасное «далёко», почти как символистическая «очарованная даль».

Заслуживает особого внимания метафора ночи, использованная для передачи естественного состояния мира. Он назван «спящим», т.е. погруженным во тьму, дезориентированным, неотчетливым, причем имеется в виду совсем не социальная «смута». Ночь дана как хаос, сумятица («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела»), и это органическое состояние жизни.

Единственный, кому дано «бороться с дремотой», т.е. в искусстве преображать хаос времени в стройный порядок вечности, — это художник.

Отсюда настойчивость императивов («не спи, не спи, работай», «не спи, не спи художник») — это зов вечности, пульсирующий в крови поэта, которого время (общество, эпоха, идеология) просто захватили в заложники, а сам он ни на секунду не способен забыть, «кто он и откуда»…

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Stavcur.ru – Анализ стихотворения Р‘. Р›. Пастернака «Ночь»

Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.

Стихотворение Блока-символиста (1910) — вершина символизма в его творчестве — яркий тому пример. Поэт размы­вает границы реального и символического.

Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные реалии.

Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины, ликование людей («Пусть оркестр на трибуне гремит») — и авиакатастрофа.

Факт гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: «Остановится сердце — и винт».

Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но атмосфера стихотворения настраивает нас на самое мрачное: «в неуверенном зыбком полете», «мертвые крылья», «серые сферы».

Возможно, для Блока авиакатастрофа — это победа живого над неживым, доказа­тельство невозможности существования «стальной, бесстрастной птицы». Все, что не имеет души, тленно, недобро, бессмысленно.

Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет его с бездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца у этого существа — винт («пламенный мотор» — ?!), оно «без любви, без души, без лица», а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть.

  • РџРѕСЌС‚ четко РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ грань между РјРёСЂРѕРј Рё антимиром.
  • РњРёСЂ Блока
  • Человек
  • любовь, душа, лицо
  • творец
  • ощущение полета
  • Р–РёР·РЅСЊ
  • Древнее вальс,
  • музыка РїСЂРёСЂРѕРґР°, бездна
  • Антимир
  • нечто
  • «стальная, бесстрастная птица»
  • бездушная машина зыбкость,
  • неуверенность «мертвые крылья»
  • РЅРѕРІРѕРµ, искусственно созданное
  • рев мотора
  • машина
  • Блок РЅРµ отрицает цивилизацию, РЅРѕ РЅРµ может принять ее РіСЂСѓР±РѕРµ вторжение РІ человеческое общество, РІ человека СЃ его душой Рё страстями — РІ этом философская идея стихотворения.

«Ночь» написана Б. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения. Мировой технический прогресс необратим — и летчик уже виден в другом ракурсе. Для А.

Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать, приравнивать!) летчика и художника, поэта. А Б.

Пастернак сознательно подчеркивает это: «Не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда».

Лирический герой А. Блока отстранен (и сознательно отстранен!) от описываемого.

Пастернак же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного по сравнению с блоковским.

Поэт смотрит с самолета на землю («Под ним ночные бары, чужие города»), под землю («В подвалах и котельных не спят истопники»), из-под чердака художника на небо — из космоса вниз и снизу на космос. У А. Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в небе. Разные уровни «смотрения» — разные степени видения.

Нужно отметить, что отстраненность лирического героя А. Блока от действия придает его языку горьковатую надломленность, торжественность. У Б.

Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое.

� поэтому художник

…смотрит РЅР° планету,

  1. Как будто небосвод
  2. Относится к предмету
  3. Его ночных забот.

Факт мироздания подается Б.

Пастернаком как предмет повседневного обихода, как нечто очень простое в своей сложности.

Поэтому так легко взглянуть поэту из «неведомых вселенных», «какой в афише объявлен новый фарс».

А. Блок четко противопоставляет «бесстрастную птицу» и все живое, а Б. Пастернак объединяет их, создавая из мира и антимира А.

Блока Вселенную и Вечность — две категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и противопоставления. Б.

Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии.

  • РќРµ СЃРїРё, РЅРµ СЃРїРё, художник,
  • РќРµ предавайся СЃРЅСѓ.
  • РўС‹ — вечности заложник

У времени в плену.

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма, тесно переплетаются темы любви и природы.

Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке.

Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира.

В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…») отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури.

Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела».

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна».

Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн», «ангел», «крестообразно») позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души.

Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности: метафорами (жар соблазна, слезами с ночника), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.»). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…») и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Зимняя ночь»
  • По писателю: Пастернак Борис

Поэтический язык Бориса Пастернака

Урок по литературе в 11-ом классе

Тема урока: Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

Цели урока:       1. Продолжить знакомство с лирикой Б. Пастернака и

  •                                        помочь учащимся осмыслить идею
  •                                        стихотворения «Зимняя ночь».
  •                                    2. Охарактеризовать художественные средства,
  •                                        используемые Б. Пастернаком в стихотворении,
  •                                        обратить внимание на особенности языка поэта.        
  •                                          3. Полученные знания использовать для написания
  •                                         письменных работ.
  •                                    4. Воспитывать у учащихся чувство любви к русской поэзии
  • Оборудование: портрет Б. Пастернака, роман «Доктор Живаго», 
  •                                «Стихотворения Юрия Живаго» (на каждом столе),
  •                                    интерактивная доска, план анализа
  •                                    лирического произведения.
  • Ход урока:         
  •   I Объявление темы урока. Целевая установка
  •   II Слово учителя.

Роман о земном пути Юрия Андреевича Живаго начинается со смерти  матери, а завершается его смертью, похоронами. Лариса же попросту исчезает с лица земли, «пропала неизвестно где, … в одном из … общих или женских концлагерей севера».

О страшной судьбе их дочери  мы узнаем из разговора Гордона и Дудорова в эпилоге романа. Строчка Блока, которую вспоминают друзья  («Мы дети страшных лет России»), приобретает новое символическое значение: «Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле.

А теперь все переносное стало буквальным».

Но заканчивается роман Пастернака тем же ощущением, предвестием свободы, которым пропитано всё произведение. Состарившиеся Гордон и Дудоров перелистывают тетрадь писаний Живаго, ставших вечным его воплощением. (Зачитать отрывок в эпилоге, начиная со слов: «Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны…» (конец 16-й части, 5 глава).

Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, вечная жизнь его души и души самого автора, который понимал своё творение как исполненную миссию: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».

III Особенности поэзии Пастернака.

  1. Прочитаем стихотворение, открывающее цикл с шекспировским названием «Гамлет». (Читает заранее подготовленный ученик на фоне музыки).  

                                                 Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.

  1. Прислонясь к дверному косяку,
  2. Я ловлю в далеком отголоске
  3. Что случиться на моем веку.
  4. На меня наставлен сумрак ночи
  5. Тысячью биноклей на оси.
  6. Если только можно, Авва Отче,
  7. Чашу эту мимо пронеси.
  8. Я люблю твой замысел упрямый
  9. И играть согласен эту роль.
  10. Но сейчас идет другая драма,
  11. И на этот раз меня уволь.
  12. Но продуман распорядок действий,
  13. И неотвратим конец пути.
  14. Я один, все тонет в фарисействе.
  15. Жизнь прожить – не поле перейти.

В центре лирики Пастернака стоит образ человека, размышляющего над своей эпохой, поэтому любимым героем Пастернака был Гамлет со своими вечными вопросами. Поэтический мир Пастернака особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих поэтических открытий. На уроке литературы мы изучали лирику Пастернака.

– Чем характеризуется художественный мир поэта?

(Для поэзии Пастернака характерны следующие особенности: 1) метафорическая насыщенность, 2) взаимопроникающие образы и предметы, 3) невыделенность лирического героя, 4) понимание искусства как эквивалента жизни).

– На уроках вы анализировали стихи поэта. Назовите тропы и фигуры речи, используемые Пастернаком.

(Пастернак избегает изобретать новые средства выразительности, но среди старых предпочитает: 1)редкие слова, расположенные у границ допустимого, 2) малоупотребительные грамматические формы, 3) вводит лексику разных пластов, 4) часто употребляет фразеологические обороты и гиперболы, 5) любит эллипсисы, анаколуф (нарушение синтаксической правильности согласования членов предложения), 6) использует метафоры, сравнения, антитезу, анафору, повторы, аллитерацию).  

IV Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».

Стихотворение «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго», который  завершается циклом стихотворений, написанных Юрием Живаго (главным героем). Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в Воскресение.

  1. Сообщение ученика о месте и роли стихотворений в романе.
  2. Чтение стихотворения «Зимняя ночь» подготовленным учеником.
  • Зимняя ночь
  • Мело, мело по всей земле
  • Во все пределы.
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • Как летом роем мошкара
  • Летит на пламя,
  • Слетались хлопья со двора
  • К оконной раме.
  • Метель лепила на стекле
  • Кружки и стрелы.
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На озаренный потолок
  • Ложились тени,
  • Скрещенья рук, скрещенья ног,
  • Судьбы скрещенья.
  • И падали два башмачка
  • Со стуком на пол.
  • И воск слезами с ночника
  • На платье капал.
  • И все терялось в снежной мгле,
  • Седой и белой.
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла,
  • И жар соблазна
  • Вздымал, как ангел, два крыла
  • Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале.
  • И то и дело
  • Свеча горела на столе,
  • Свеча горела.
  1. Беседа по содержанию стихотворения.

– Что символизирует свеча?

(Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»).

           – Когда появляется в романе образ свечи? Зачитайте.

(Образ свечи появляется в романе дважды. Представим метель, рождественскую морозную ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед елкой у Свентицких.

Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне Камергерского переулка, где идет разговор между Ларой и Патулей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало»).

Именно в это мгновение Юра впервые слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «Свеча горела на столе».

            Юра ждет, что продолжение прекрасной строки «придет само собой». Но оно само собой не приходит и не может прийти. Для прихода истинной поэзии потребовалась целая жизнь.

            Второй раз: вспомним предсмертную исповедь Антипова-Стрельникова Юрию Андреевичу: «Так вот, видите ли, весь этот XIX век со всеми его революциями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства, неисполненные и приведенные в исполнение, все рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах Европы, всю новую систему идей, новизну и быстроту умозаключений, насмешливость, всю, во имя жалости выработанную, вспомогательную безжалостность – все это впитал в себя и обобщенно выразил собою Ленин, чтобы олицетворенным возмездием за все содеянное  обрушиться на старое.

           Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вокруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».

           Свеча – это символ любви Ю. Живаго к Ларе, символ надежды, добра, победившего зло, свеча – это символ искупления за все невзгоды человечества.    

  1.   – Слово учителя.
  2. -Какова тема и композиция стихотворения?
  3. («Зимняя ночь» построена как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени).

           – Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно – выразительные средства языка использует поэт? С какой целью?

  •            (Эпитеты:  озаренный потолок; мгла седая и белая;
  •             Гипербола:   мело, мело по всей земле;
  •             Сравнения: как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно;
  •             Метафоры: метель лепила на стекле кружки; и воск слезами ночника на платье капал;
  •            Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
  •            Повтор: свеча горела на столе; свеча горела (симметрично расположенный рефрен «Свеча горела на столе//Свеча горела» завораживает, усиливает впечатление кружения метели, возвращение воспоминаний);
  •            Параллелизм: скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья).
  •            – Определите стихотворный размер. ( Ямб)
  •            – Определите вид рифмы (перекрестная).

           – Почему стихотворение начинается с гиперболы? (Чтобы придать масштабность всему происходящему).

-Заключительное слово учителя

       (Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» – с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество.

Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и своё право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса.

Таким образом, любовная страсть у поэта предстаёт как сила, способная противостоять напору небытия: «…хаосу, бездне небытия противостоит предельно сжатое, сосредоточенное, интенсивное бытие, высшая концентрация жизни» (Ан.Якобсон). Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни.

   V Описание творческого процесса в романе

-Каким образом рождались такие прекрасные, завораживающие стихотворения?

         – Найдите и зачитайте в романе отрывок, в котором Юрий Живаго описывает собственный творческий процесс. ( II книга, ч.14, гл.8)

       ( « После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову.

Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить.

Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения.

Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных.

             В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.» )

            VI Творческая работа.  Анализ стихотворения «Зимняя ночь».

           Использовать план анализа стихотворения для написания сочинения.  

Развернутый план анализа лирического произведения

  1. Дата написания. (Может быть «говорящая» – особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
  2. Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
  3. Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада  –  реальные и фантастические черты, философское стихотворение  – какие общие  проблемы  бытия затрагивает, лирического героя, послание – кому адресовано и т.д.)
  4. Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.)
  5. Художественные особенности:
  • Как раскрываются категории времени и пространства;
  • Как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
  • тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
  • Использование стилистически окрашенной лексики;
  • Инверсия, повтор, антитеза;
  • Параллелизм;
  • Риторический вопрос, восклицание;
  • Обращение;
  • Особенности синтаксиса;
  1. Основные ритмические особенности стихотворения:
  • Ритм (ямб – разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль – строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двусложные с пиррихием – особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
  • Способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
  • Строфика;
  • Элементы живописи.
  1. Черты лирического героя.
  2. Личное восприятие стихотворения.
  1.            VII Чтение и обсуждение ученических работ.
  2.            Из сочинений учащихся зачитать фрагменты.
  3.           VIII Домашнее задание.
  4.          Проанализировать стихотворение (по выбору) из последней части романа «Стихотворения Юрия Живаго».
Ссылка на основную публикацию