Анализ романа «Приглашение на казнь» (В. Набоков)

/ Сочинения / Набоков В. / Разное / Своеобразие сюжета романа В. Набокова «Приглашение на казнь»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В русской литературе 20 века В. Набоков занимает особенное место. Его писательская биография началась на исходе Серебряного века. Она охватывает почти все вехи в развитии литературы и создает преемственность современной литературы по отношению к литературе начала 20 века.

    Роман «Приглашение на казнь» является наиболее зашифрованным, иносказательным произведением Набокова 30-ых годов. Сюжет романа составляют картины воспоминаний, проходящие перед мысленным взором главного героя Цинцинната Ц. Этот человек приговорен к смертной казни и свои последние дни проводит в камере смертников.

Маленький учитель, оказавшийся на пороге смерти, пишет свой дневник, а на самом деле создает художественный текст романа. Набоков в своем произведении показывает непохожего на остальных человека.
    Затронутая в романе проблема не отличалась новизной, но привлекла художественным решением.

«Приглашение на казнь» оказалось пророческой книгой, предвосхитив самые ужасные исторические факты прошлого века. Поэтому можно сказать, как мне кажется, что это произведение Набокова – антиутопия, предупреждение о будущем, страх перед тоталитарными режимами.
    События романа «Приглашение на казнь» разворачиваются в условном пространстве и времени. Тридцатилетний Цинциннат Ц.

осужден за «гноселогическую гнусность» и приговорен к смертной казни на плахе. В ходе повествования выясняется, что главная особенность героя – его непроницаемость – заключается в способности видеть и чувствовать отлично от других. Способность Цинцинната иметь собственные мысли расценивается как угроза обществу.

    Герой находится в тюрьме 15 дней, все это время не зная о сроке исполнения своего приговора. Томительное ожидание смерти для него – не единственный источник напряжения. Момент ожидания казни в романе усиливается ожиданием Цинцинната встречи с родственниками.

Свидание уже обещано администрацией тюрьмы, а неведомый избавитель по ночам роет подземный ход, все больше приближаясь к камере героя. Однако ожидания Цинцинната и сочувствующего ему читателя обмануты. Сначала откладывается свидание с женой, а затем в камере появляется друг героя по несчастью, его будущий палач Пьер.

Сцена встречи Цинцинната с женой и многочисленными родственниками превращена в фарс: жена героя Марфинька вульгарно кокетничает со своим новым ухажером.
    Еще больше разочарования для Цинцинната представляет тот момент, когда лаз проложен, но из пролома в стене к нему вваливаются счастливые директор тюрьмы и Пьер. Пьер сообщает герою о своей подлинной роли – исполнителя приговора.

Но тут шанс на спасение снова маячит перед Цинциннатом. Дочка директора тюрьмы подает ему знаки, которые выдают ее намерение помочь герою. Но их так называемый побег заканчивается в веселой компании тюремщиков. Цинциннат оказывается всего лишь очередной игрушкой в руках представителей правосудия.
    Почти все главы в романе (всего их 20) выдержаны в едином композиционном плане.

Каждая глава повествует об одном дне из жизни заключенного. Главы начинаются с пробуждения героя и завершаются, когда Цинциннат засыпает. Эта кольцевая композиция, подчеркивающая безысходность положения героя, нарушается лишь в финальных главах. Действие 17 главы происходит в ночь перед запланированной казнью. Затем казнь откладывается еще на сутки.

На протяжении всего романа герой находится в предельном состоянии одиночества.
    Мне кажется, что в такой обстановке утрачивается грань между живым и неодушевленным. Мир превращается в тень, утрачивает объем, оборачивается мнимой величиной. Паук, повисший на стене тюремной камеры, сделал из латуни на часах циферблат без стрелок.

Судьбу дочери директора тюрьмы предсказывает фотогороскоп. Слезы, что проливает порочная жена Цинцинната, не сладки и не солены. И, как итог, афиши, приглашающие на казнь, оповещают: «Талоны циркового представления действительности». Смертный приговор здесь, согласно обычаю, объявляют шепотом, на ухо подсудимому. Тюремщик приглашает подсудимого на тур вальса.

Правила тюрьмы предполагают, что «дирекция ни в коем случае не отвечает за пропажу вещей, ровно как и самого заключенного».
    Рассматривая характер главного героя, выясняется, что система в немалой степени поработила Цинцинната. Но, помимо внешнего воздействия, в его характере сказывается и двойственность человеческой природы.

На всем протяжении романа Цинциннат балансирует на зыбкой границе. В окружении других людей герой, повинуясь инстинкту самосохранения, приспосабливается к общественному мнению. Но стоит ему остаться одному, даже в камере, как наступает преображение. Дух творчества, дух искусства оказывается присущ герою. Недаром, еще с детства, Цинциннат ощущает себя в окружении великих: «Тут были и маленький волосатый Пушкин в бекеше, похожий на крысу Гоголь в цветистом жилете, и старичок Толстой в зипуне».
    Цинциннат, бесспорно, талантлив. Мне кажется, это его качество подтверждается и ведением дневника. Получается как бы роман в романе, главная тема которого – преображать уродство в красоту.

    Многое роднит Набокова с его современниками, а его роман – с другими антиутопиями. Но все же «Приглашение на казнь» выделяется из круга талантливых книг начала 20 века. Аллегория, сатира, сопоставление воображаемого и реального, жизни и вечности – все это заставляет задуматься над «современными» мыслями, которые оказываются созвучными великому роману Набокова.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Набоков В. / Разное / Своеобразие сюжета романа В. Набокова «Приглашение на казнь»

Анализ романа Набокова Приглашение на казнь

Вся сюжетная линия романа “Приглашение на казнь” основывается на воспоминаниях, которые проходят в потоке мыслей главного героя Цинцинната Ц. Герой находится в камере для тех, кто приговорен к смертной казне. Стоящий на краю жизни Цинциннат ведёт дневник, который по праву можно считать текстом для романа.

События, описываемые на страницах произведения, имеют относительное время и место действия. Герой тридцати лет находится в ожидании казни за “гносеологическую гнусность”. Умение мыслить принимается за угрозу, которая может быть нанесена обществу.

На протяжении всех 20-ти глав романа идёт соблюдение единого плана композиции. В каждой новой главе повествуется об единообразии времени проводимом в тюремных стенах. После пробуждения героя следует его сон.

Засчет такой кольцевой композиции выделяется безысходное положение, в котором находится герой. Незначительная эмоциональная смена происходит в заключительных главах, когда наступает последняя ночь перед казнью.

На протяжении всего произведения героя не покидает чувство предельного одиночества.

Изучая характер героя можно заметить, что система порабощает его. Кроме воздействия из вне в характере присутствует двойственная натура. Находясь в окружении других людей, у героя срабатывает инстинкт самосохранения, и он адаптируется к мнению общественности.

Цинциннат обладает уникальным талантом, что подтверждает его дневник, который выступает как роман в романе с заглавной темой преображение уродливого в прекрасное.

Между Набоковым и его современниками прослеживаются родственные связи, такие же связи можно заметить и между его романом и другими антиутопиями.

Но несмотря на это “Приглашение на казнь” создает некий акцент среди других книг начала XX века.

Иносказание, иронизирование, проводимая параллель между воображаемым и реальным, жизнью и вечностью – даёт повод подумать над “современными” мыслями, которые во многом созвучны с теми, что выражает автор.

Стилевые особенности романа вызваны темой двоемирия. Набоков поделил мир героев пополам. Одна половина реальная, в которой находятся герои. Вторая половина вымышленная.

Такая двойственность появляется в результате конфликта с действительностью. Герои произведения воспринимают выдуманный мир более реальным и менее агрессивным.

Подобное восприятие становится одной из проблем поднятых в романе.

Несколько интересных сочинений

«Приглашение на казнь» за 8 минут. Краткое содержание романа Набокова

«Сообразно с законом, Цинциннату Ц. объявили смертный приговор шёпотом».

Непростительная вина Цинцинната — в его «непроницаемости», «непрозрачности» для остальных, до ужаса похожих (тюремщик Родион то и дело превращается в директора тюрьмы, Родрига Ивановича, и наоборот; адвокат и прокурор по закону должны быть единоутробными братьями, если же не удаётся подобрать — их гримируют, чтобы были похожи), «прозрачных друг для дружки душ». Особенность эта присуща Цинциннату с детства (унаследована от отца, как сообщает ему пришедшая с визитом в тюрьму мать, Цецилия Ц., щупленькая, любопытная, в клеёнчатом ватерпруфе и с акушерским саквояжем), но какое-то время ему удаётся скрывать своё отличие от остальных. Цинциннат начинает работать, а по вечерам упивается старинными книгами, пристрастясь к мифическому XIX в. Да ещё занимается он изготовлением мягких кукол для школьниц: «тут был и маленький волосатый Пушкин в бекеше, и похожий на крысу Гоголь в цветистом жилете, и старичок Толстой, толстоносенький, в зипуне, и множество других». Здесь же, в мастерской, Цинциннат знакомится с Марфинькой, на которой женится, когда ему исполняется двадцать два года и его переводят в детский сад учителем. В первый же год брака Марфинька начинает изменять ему. У неё родятся дети, мальчик и девочка, не от Цинцинната. Мальчик хром и зол, тучная девочка почти слепа. По иронии судьбы, оба ребёнка попадают на попечение Цинцинната (в саду ему доверены «хроменькие, горбатенькие, косенькие» дети). Цинциннат перестаёт следить за собой, и его «непрозрачность» становится заметна окружающим. Так он оказывается в заключении, в крепости.

Продолжение после рекламы:

Услышав приговор, Цинциннат пытается узнать, когда назначена казнь, но тюремщики не говорят ему. Цинцинната выводят взглянуть на город с башни крепости.

Двенадцатилетняя Эммочка, дочь директора тюрьмы, вдруг кажется Цинциннату воплощённым обещанием побега… Узник коротает время за просмотром журналов.

Делает записи, пытаясь осмыслить собственную жизнь, свою индивидуальность: «Я не простой… я тот, который жив среди вас… Не только мои глаза другие, и слух, и вкус, — не только обоняние, как у оленя, а осязание, как у нетопыря, — но главное: дар сочетать все это в одной точке…»

В крепости появляется ещё один заключённый, безбородый толстячок лет тридцати. Аккуратная арестантская пижамка, сафьяновые туфли, светлые, на прямой пробор волосы, между малиновых губ белеют чудные, ровные зубы.

Обещанное Цинциннату свидание с Марфинькой откладывается (по закону, свидание дозволяется лишь по истечении недели после суда).

Директор тюрьмы торжественным образом (на столе скатерть и ваза со щекастыми пионами) знакомит Цинцинната с соседом — м-сье Пьером.

Навестивший Цинцинната в камере м-сье Пьер пробует развлечь его любительскими фотографиями, на большинстве которых изображён он сам, карточными фокусами, анекдотами. Но Цинциннат, к обиде и недовольству Родрига Ивановича, замкнут и неприветлив.

Брифли существует благодаря рекламе:

На следующий день на свидание к нему является не только Марфинька, но и все её семейство (отец, братья-близнецы, дед с бабкой — «такие старые, что уже просвечивали», дети) и, наконец, молодой человек с безупречным профилем — теперешний кавалер Марфиньки.

Прибывает также мебель, домашняя утварь, отдельные части стен. Цинциннату не удаётся сказать ни слова наедине с Марфинькой. Тесть не перестаёт упрекать его, шурин уговаривает покаяться («Подумай, как это неприятно, когда башку рубят»), молодой человек упрашивает Марфиньку накинуть шаль.

Читайте также:  Любовные романы для изощренной ценительницы литературы

Затем, собрав вещи (мебель выносят носильщики), все уходят.

В ожидании казни Цинциннат ещё острее чувствует свою непохожесть на всех остальных. В этом мире, где «вещество устало: сладко дремало время», в мнимом мире, недоумевая, блуждает лишь незначительная доля Цинцинната, а главная его часть находится совсем в другом месте. Но и так настоящая его жизнь «слишком сквозит», вызывая неприятие и протест окружающих.

Цинциннат возвращается к прерванному чтению. Знаменитый роман, который он читает, носит латинское название «Quercus» («Дуб») и представляет собою биографию дерева.

Автор повествует о тех исторических событиях (или тени событий), свидетелем которых мог оказаться дуб: то это диалог воинов, то привал разбойников, то бегство вельможи от царского гнева… В промежутках между этими событиями дуб рассматривается с точки зрения дендрологии, орнитологии и прочих наук, приводится подробный список всех вензелей на коре с их толкованием. Немало внимания уделяется музыке вод, палитре зорь и поведению погоды. Это, бесспорно, лучшее из того, что создано временем Цинцинната, тем не менее кажется ему далёким, ложным, мёртвым.

Продолжение после рекламы:

Измученный ожиданием приезда палача, ожиданием казни, Цинциннат засыпает. Вдруг его будит постукивание, какие-то скребущие звуки, отчётливо слышные в ночной тишине. Судя по звукам, это подкоп. До самого утра Цинциннат прислушивается к ним.

По ночам звуки возобновляются, а день за днём к Цинциннату является м-сье Пьер с пошлыми разговорами. Жёлтая стена даёт трещину, разверзается с грохотом, и из чёрной дыры, давясь смехом, вылезают м-сье Пьер и Родриг Иванович.

М-сье Пьер приглашает Цинцинната посетить его, и тот, не видя иной возможности, ползёт по проходу впереди м-сье Пьера в его камеру. М-сье Пьер выражает радость по поводу своей завязавшейся дружбы с Цинциннатом — такова была его первая задача.

Затем м-сье Пьер отпирает ключиком стоящий в углу большой футляр, в котором оказывается широкий топор.

Цинциннат лезет по вырытому проходу обратно, но вдруг оказывается в пещере, а затем через трещину в скале выбирается на волю. Он видит дымчатый, синий город с окнами, как раскалённые угольки, и торопится вниз.

Из-за выступа стены появляется Эммочка и ведёт его за собой.

Сквозь небольшую дверь в стене они попадают в темноватый коридор и оказываются в директорской квартире, где в столовой за овальным столом пьют чай семейство Родрига Ивановича и м-сье Пьер.

Брифли существует благодаря рекламе:

Как принято, накануне казни м-сье Пьер и Цинциннат являются с визитом ко всем главным чиновникам. В честь них устроен пышный обед, в саду пылает иллюминация: вензель «П» и «Ц» (не совсем, однако, вышедший). М-сье Пьер, по обыкновению, в центре внимания, Цинциннат же молчалив и рассеян.

Утром к Цинциннату приходит Марфинька, жалуясь, что трудно было добиться разрешения («Пришлось, конечно, пойти на маленькую уступку, — одним словом, обычная история»). Марфинька рассказывает о свидании с матерью Цинцинната, о том, что к ней самой сватается сосед, бесхитростно предлагает Цинциннату себя («Оставь. Что за вздор», — говорит Цинциннат).

Марфиньку манит просунутый в приоткрывшуюся дверь палец, она исчезает на три четверти часа, а Цинциннат во время её отсутствия думает, что не только не приступил к неотложному, важному разговору с ней, но не может теперь даже выразить это важное. Марфинька, разочарованная свиданием, покидает Цинцинната («Я была готова все тебе дать. Стоило стараться»).

Цинциннат садится писать: «Вот тупик тутошней жизни, — и не в её тесных пределах искать спасения». Появляется м-сье Пьер и двое ею подручных, в которых почти невозможно узнать адвоката и директора тюрьмы. Гнедая кляча тащит облупившуюся коляску с ними вниз, в город. Прослышав о казни, начинает собираться публика.

На площади возвышается червлёный помост эшафота. Цинциннату, чтобы до него никто не дотрагивался, приходится почти бежать к помосту. Пока идут приготовления, он глядит по сторонам: что-то случилось с освещением, — с солнцем неблагополучно, и часть неба трясётся. Один за другим падают тополя, которыми обсажена площадь.

Реклама:

Цинциннат сам снимает рубашку и ложится на плаху. Начинает считать: «один Цинциннат считал, а другой Цинциннат уже перестал слушать удалявшийся звон ненужного счета, привстал и осмотрелся». Палач ещё не совсем остановился, но сквозь его торс просвечивают перила. Зрители совсем прозрачны.

Цинциннат медленно спускается и идёт по зыбкому сору. За его спиной рушится помост. Во много раз уменьшившийся Родриг безуспешно пытается остановить Цинцинната. Женщина в чёрной шали несёт на руках маленького палача. Все расползается и падает, и Цинциннат идёт среди пыли и упавших вещей в ту сторону, где, судя по голосам, стоят люди, подобные ему.

История создания

Создание книги началось с кропотливого исследования В. В. Набоковым жизни и творчества писателя-социалиста и философа-утописта Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889), о котором он достаточно подробно рассказывает в автобиографическом романе «Дар» (1937).

Это произведение о том, как создавалось «Приглашение на казнь», и как жизнь и судьба Чернышевского в гротескной, карикатурной форме вплелись в этот роман.

Набоков, читая дневники Чернышевского, обнаружил, что тот был странным субъектом, мечтающим осчастливить всё человечество. Поэтому он, например, долгое время старался изобрести перпетуум-мобиле из подручных средств (что, конечно же, у него не выходило).

Писатель выяснил, что автор утопии «Что делать» был неуклюжим, чудаковатым, недальновидным, плохо ориентирующимся в жизни и литературе, бездарным писателем.

Его мысли были «заражены» банальными, штампованными идеями — любви ко всему человечеству, всеобщего счастья, — которые он в своём, (художественно некачественном, по мнению Набокова) творчестве считал гениальными. Так, Чернышевский послужил прототипом для Цинцинната Ц.

— литератора «не от мира сего» и страдающей личности, которая чувствует себя неуютно в фантастической — условно «обычной» реальности, изображённой в «Приглашении на казнь».

IV

Усыпив бдительность Родиона, в камеру к Цинциннату пробирается Эммочка. Ей все интересно, поэтому возможность пообщаться с заключенным забавляет девочку. Цинциннат обращается к Эммочке с вопросом, который не дает ему покоя после вынесения приговора: когда же состоится казнь?

Он просит Эммочку вспомнить, что говорили ее родители за обедом. Но девочка ничего не отвечает, только бегает по камере и загадочно улыбается. Цинциннат какое-то время размышляет о том, что Эммочка могла бы помочь ему бежать из крепости, будь она на несколько лет старше.

Критика

Уникальный талант Набокова был отмечен многими крупными писателями-современниками — такими, как, например, И. А. Бунин и И. А. Куприн.

Несмотря на то, что они осуждали его творчество за отсутствие популярных в то время остросоциальных нравоучительных идей, его художественное мастерство они признавали. Авторы «русского зарубежья» – например, Г. В. Адамович, В. Ф.

Ходасевич и другие, не могли не заметить столь необычайного, оригинального, яркого явления, как талант В. В. Набокова, и писали статьи о его творчестве.

Елизавета Гришанова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стилистика

Стилистически этот роман напоминает искусный витраж, изображающий поддельную, словно искажённую кривым зеркалом, реальность, тонко сплетённую с таинственным инобытием.

Это инобытие отражается в гранях цветных витражных стёкол — (под ними мы подразумеваем художественно-стилистические нюансы в романе) — но вот чуть-чуть изменяется интонация в предложении, — по-другому падает свет на витраж, и уже перед читателем — опять сомнительная, ненатуральная, карикатурная реальность.

Так, при помощи этих нюансов, роман то расширяется до безграничного мира, то сужается до мирка. Эпитеты, метафоры, метонимии и другие стилистические приёмы в романе словно оживают — они как бы ведут отдельные диалоги между собой, сплетаются в мозаичный узор, переливаются, рассыпаются на крупицы и снова собираются в единое целое.

Такова стилистика «Приглашения на казнь» — как мы успели заметить, она сложная.

Смысл произведения

  • Смысл «Приглашения на казнь» в том, что чистое искусство (и, в частности, литература), по сути, свободно от всяких навязанных представлений о нём, оно не обязано служить обществу, и у него нет никакой конкретной цели.
  • Если же всё-таки общество пытается «заставить» искусство служить его идеалам и интересам, творчество, что поддалось этим попыткам, утрачивает свою сущность, заменяется различными штампами и стереотипами, а это недопустимо, потому что его нельзя ничем ограничивать — у него нет норм как таковых.
  • Нормы — это ограничения, а ограничения — это то, что превращает подлинное искусство в его суррогат.

Проблематика

Проблематика «Приглашения на казнь» — борьба истинной сущности искусства с ложными, фальшивыми представлениями о нём.

Вся эта борьба происходит в мыслях у Цинцинната Ц. — фактически, сидя в тюрьме, он борется с самим собой, его настоящее творческое «я» прорывается наружу через стены ненастоящего, театрального, карикатурного мира.

Двойник Цинцинната в романе — это тот Цинциннат, который привязан к бутафорскому миру штампов и шаблонов. Это – воплощение бездарности, уживающейся в его натуре наряду с истинным творческим началом, и в финале романа последнее в итоге побеждает, несмотря на то, что герой боится с ним бороться (поэтому он испытывает страх перед казнью).

В целом, проблематика романа — это борьба художника за творческую свободу с правилами, стереотипами, шаблонами и нормами, которые общество пытается навязать искусству. На деле искусство — непостижимо, и стоит лишь отбросить все штампы, через призму которых толпа смотрит на художника и его творения, начинается область, трудная для восприятия.

Эта область и есть тот свободный мир, инобытие, куда по обломкам штампованных представлений о творчестве уходит Цинциннат Ц.

III

На следующее утро к Цинциннату в камеру приходит адвокат Роман Виссарионович. Он очень озабочен потерей дорогой запонки, поэтому долго осматривает камеру и никак не может сосредоточиться на разговоре с заключенным.

Адвокату удается это сделать, когда в камеру в хорошем настроении входит начальник тюрьмы и отдает Роману Виссарионовичу запонку. Ее нашла Эммочка – двенадцатилетняя дочка начальника тюрьмы, шаловливая и непоседливая девочка.

Цинциннат требует у адвоката, чтобы тот назвал точную дату казни, но защитник тоже не может ничем помочь своему подопечному в этом вопросе. Он предлагает написать письма в различные инстанции с просьбой предоставить Цинциннату выступления на суде в письменном виде. Заключенному эти бумаги не нужны, он не находит себе места от возмущения.

Чуть позже начальник тюрьмы разрешает вывести Цинцинната на смотровую площадку тюремной башни, откуда открывается чудесный вид на город и его окрестности. Цинциннат никогда не видел родные места с такой высокой точки. Он поражен их красотой и еще больше грустит от своего ужасного положения.

Читайте также:  Стихи про америку, сша: читать красивые стихотворения поэтов классиков

V

На следующее утро Родриг Иванович появляется в камере главного героя в особенно приподнятом настроении и праздничной одежде. Цинциннат решает, что казнь состоится сегодня и говорит, что он готов к ней. Однако начальник тюрьмы празднично оделся не по этому случаю. Оказывается, в соседнюю камеру посадили заключенного, и теперь Цинциннату будет с кем общаться.

Родриг Иванович даже великодушно разрешает Цинциннату посмотреть в глазок камеры на нового арестанта. Это человек лет тридцати, достаточно упитанный и низкорослый.

Цинциннату обещают на завтра встречу с Марфинькой, и он весь вечер пребывает в ожидании этого события. Свою жену он очень любит, несмотря на ее измены и достаточно примитивное восприятие жизни.

Чтобы как-то скоротать время до встречи с супругой, Цинциннат рассматривает рисунки, которые оставила ему Эммочка. Узнику вдруг кажется, что в рисунках зашифрован план побега из крепости.

II

Мать Цинцинната Цецилия Ц. родила сына от случайного прохожего, а затем отдала его в общежитие, где мальчик и воспитывался. Она считает, что свою «непрозрачность» Цинциннат унаследовал от своего отца.

С 13 лет подросток начал работать в мастерской по изготовлению кукол. Здесь он и познакомился с Марфинькой, которая впоследствии стала его женой. В тот момент Цинциннату уже исполнилось 22 года, и он работал воспитателем в детском саду, где занимался детьми с различными дефектами.

Марфинька начинает изменять Цинциннату уже в первый год совместной жизни. Она ничуть не скрывает этого и спокойно оправдывает свои грехи. От внебрачных связей Марфинька родила хромого и злого мальчика, а затем очень толстую и почти слепую девочку. Из-за своих дефектов дети попадают в детский сад к Цинциннату.

В этот период главный герой романа сильно опускается, перестает следить за собой, на него поступают первые доносы за «непрозрачность», которые со временем приводят на скамью подсудимых.

Вечером тюремщик приносит Цинциннату корзину с дюжиной слив – подарок жены директора тюрьмы.

Книга «Приглашение на казнь»

Хрустальными гвоздями метафор прибил меня к радуге, поднимая все выше. И с изумлением хрустальные раны источали то сияние с музыкой, то экстаз (капал из тех, что пониже).

Облака, туго налитые блаженством неожиданных фраз, лаская друг друга, изливались нечитанной доселе радостью, промывали насквозь мою голову.

Постепенно яснел горизонт, и так называемая реальность, вся в черных трупах бесчувственных слов после долгой, долгой, я просто не могу тебе передать, какой долгой вечности, на ходу теряя свое убожество (темный, серый, бледно-зеленый), ахая, ухая, сворачивалась в пестрый узор. Предметы получили главные роли (но ещё с опаской косились на бутафора, извека велевшего им молчать). Человек нашел Диогенов. Расступились волны, и глухие услышали, и лысые вскочили со стула, ероша волосы: на…

Развернуть

“Все сошлось, то есть все обмануло…это театральное, жалкое, посулы ветреницы, влажный взгляд матери, стук за стеной, доброхотство соседа. Все обмануло, сойдясь, все. Вон тупик тутошной жизни – и не в ее тесных пределах надо было искать спасения. Странно, что я искал спасения…”

Что же это всё-таки такое было: фарс? драма? театр абсурда? кошмарные сны наяву?..

Меланхолично-депрессивное повествование со столь явными кафкианскими мотивами (не раз и не два приходил на ум при прочтении набоковского произведения мой любимый кафкианский роман – Франц Кафка – Процесс ) умело балансирует на грани: не скатываясь в пропасть отчаяния и безнадежности (а хотелось бы, вот этому роману мрачность бы только пошла на пользу…), не заслоняя жестко-ироничным правду жизни, не маскируясь смехом от…

Развернуть 2021-09-19 14:29:04 www.livelib.ru/review/2294467

19 сентября 2021 г. 14:29

149

Пррочитал прослушал приглашение на казнь. Ранее я начинал это делать, но ничего не понял и бросил. Но сейчас с новым жизненным опытом зашло гораздо лучше. Это уже 4-е произведение Набокова, которое я прочитал. Произведение очень небольшое.

Оно где то в середине творчества Набокова по годам создания и оказывается у Набокова очень много произведений – у меня еще много открытий впереди в творчестве Набокова.
Одновременно и похоже на всего Набокова и не похоже. Все 4 книги очень разные.

Приглашение на казнь напоминает немного пену Дней Виана – но всё таки гораздо более приближенную к реальности. Приглашение на казнь Немного абсурдное и смешное произведение. С серьезной темой.

Что мне поразило, что все 4 произведения Набокова, которые я прочел очень не похожи друг на друга и что везде это как…

Развернуть 2021-09-26 19:15:09 www.livelib.ru/review/2304802

26 сентября 2021 г. 19:15

87

абсурд и звенящая пошлость сливаются в одно лицо, как сливаются в одно лицо Родион и директор, палач и новый тюремщик. Неоднозначные впечатления от книги. Красивый, не на что непохожий текст Набокова, странная судьба Цинцината, этакая театральная постановка, доигрывать или не доигрывать которую выбирает сам герой

2021-09-17 20:34:12 www.livelib.ru/review/2292199

17 сентября 2021 г. 20:34

138

Роман мне поддался только с третьего раза, что, казалось бы, смешно, ведь он совсем небольшой по объёму. Дело в его структуре, самой материи текста — она зыбкая как предрассветный сон, упругая и хрупкая, как паутина того паука, что живёт в камере Цинцинната.

До конца так и не понимаешь, что же происходит, даже финал очень неоднозначен.

Периодически ощущаешь себя в кафкиансом сне, где царит странная логика, происходящее не имеет причин (или они очень скрыты от глаз), а герои похожи на актёров, отыгрывающих свои роли: вот показательный Шут, вот образцовая Неверная Жена, вот Нимфетка второго плана, вот Директор Тюрьмы. Да и сам Цинциннат периодически «раздваивается», представляя собой ещё и некий призрак, мыслеформу того, как бы он себя повёл, если бы не. Все герои ведут себя странно и…

Развернуть

“Приглашение на казнь” по завязке очень похоже на “Процесс” Кафки, но сама подача и форма, как мне кажется, совершенно иная. Везде чувствуется абсурд, но вкус у них разный.

Кафка – мрачнее и путаннее, а Набоков – ажурно-замысловатый, написанный разным серым: от припыленности до насыщенной тени.

Язык романа поэтичен, метафоричен и описателен, а Цинциннат скорее наблюдатель и мыслитель, чем деятель.

Сам сюжет показался несколько второстепенным к раздумьям героя.

А ещё постоянно виделась навязчивая параллель между Цинциннатом и Христом: мать без отца; жена-блудница с добрыми намерениями; “друг”-предатель; испытание царствами; праздничный ужин накануне; ожидание смерти и перерождение второй его половины к иному существованию. Но как события имеют схожесть, хотя отличаются значительно, так и…

Развернуть

Цитата:

Время шло в арифметической прогрессии: восемь

Впечатление: Я очень давно не читала Набокова и если бы я не знала, что эта книга его, так бы и не поняла. Выскочила она мне среди антиутопий и тогда я была порядком удивлена.

На самом деле, книга слушалась тяжеловата, потому что витиеватые описания и метафоры автора-это нечто.
Для себя поняла, что книга для понимания и не на одну читку, но пока откладываю. Решила еще почитать статью, “как” читать эту книгу, для более глубокого процесса и утопичности всей ситуации.

Единственно, что я для себя четко уловила: как искусно режим создают иллюзию, что вот-вот все наладится, а потом бац и тебя казнят.

О чем книга: Роман-антиутопия рассказывает нам о человеке, который за свое “инакомыслие” (даже не уверено, что это было оно) был приговорен…

Развернуть

Моим первым знакомством с Владимиром Набоковым была “Камера обскура”. Прочитав ее, я влюбилась в гениальность Набоковского слога и с тех пор я продолжаю знакомиться с творчеством автора.

Владимир Набоков – мастер эмоционального манипулирования читателями, а в этой книге – и персонажами. “Приглашение на казнь” происходит в тоталитарном и почти сказочном мире, в котором общество принуждается к конформизму, а те, кто отказывается ассимилироваться, осуждаются. Главный герой, Цинциннат К.

, был судим и приговорен к смертной казни через обезглавливание за “гностическую развращенность”, выдуманное преступление без реального определения.

Цинциннат отчаянно хочет знать, сколько времени у него осталось до казни, но вместо этого над ним насмехаются смешные и чрезмерные персонажи, которые не могут…

Развернуть

Я еще не читала такого Набокова. Это настоящая антиутопия, правда написана она без фантастических закидонов. Место, где происходит действие, в этом произведении, больше похоже на небольшой, провинциальный городок в Германии или русскую глушь.

Правила, по которым живут местные жители, абсурдны, на наш взгляд, но для них они вполне логичные и приемлемые. В такой странной атмосфере, похожей на путанный сон, Набоков проталкивает основную идею – зло с добрым лицом.

Убийство непохожего на остальных человека. И не просто казнь, а еще убеждение главного героя, что все делается ради его блага, что все происходит, как надо.

Цинизм в книге зашкаливает, и он виден от начала произведения и до его конца.

Главный персонаж романа, Цинциннат, он не похож на остальных своей “непрозрачностью”. Эту…

Развернуть Текст вашей рецензии…
Всего 1

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 343

Анализ романа Приглашение на казнь Набокова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Владимир Набоков становится настоящим феноменом в русской литературе зарубежья. Роман «Приглашение на казнь» рассказывает о Цинциннате Ц., персонаж у которого кажется нет настоящих прототипов.

Образ главного героя далек от реального мира, он полностью придуман, но окажется, что он имеет свои прототипы, это станет понятно во время прочтения романа.

История создания

Началось создание с того, что Набоков кропотливо исследовал жизнь и творчество Чернышевского, который был писателем и философом утопистом. Оказалось, что автор вписал его жизнь в свое произведение, немного в гротескной форме.

Во время чтения дневников Чернышевского, автор обнаруживает, что тот был достаточно интересной и творческой фигурой, он старался изобрести перпетуум-мобиле из средств, что были у него под рукой. Немного неуклюжий и чудоковатый, он привлекает внимание окружающих людей.

Реальность и вымысел

Петропавловская крепость. Тюрьма, в которой сидит главный герой, это прототип крепости. Историки говорят, что сам Чернышевский был заключен в Петропавловской крепости, за то, что он создал революционную прокламацию.

  • Записки Цинцинната становятся прототипом книги Чернышевского, которую он начинает писать в Алексеевском равелине.
  • Союзником героя становится образ Писарева, который также был заключен в крепость за прокламацию.
  • Прототипом жены Цинцинната становится Марфинька, которой он пишет письмо, это намек на известное письмо Чернышевского своей жене, которая являлась настоящей изменщицей.
  • Сюжет
  • «Приглашение на казнь» — это повествование о том, что Цинциннат, попадает перед казнью в крепость, о том, как он жил до этого, немного странно и чудаковато.
Читайте также:  Валентин берестов: стихи: читать стихотворения поэта валентина дмитриевича берестова

Время и место развитий отходят на второй план, не важно где развиваются события. Герой с самого детства отличается от окружающих его детей, его считают непрозрачным, его трудно понять. Когда главному герою объявляют смертный приговор, не говорят, когда же вердикт будет приведен в исполнение.

В полной печали и в заключении, он старается восстановить свои отношения с супругой, которая постоянно ему изменяет. Чем ближе финал, тем ближе Цинциннат к настоящему себе.

Главные герои и их характеристика

Цинциннат является главным героем, он отбывает свое заключение в тюремной крепости. Пьер – он является союзником главного героя и является его антагонистом.

  1. Марфинька – жена главного героя, которая постоянно ему изменяет, у нее много родственников, сразу после казни идет на новое свидание.
  2. Цецилия – мама главного героя, которая постоянно ущемляет своего сына.
  3. Проблематика
  4. Главная проблема, которая поднимается в произведении, это борьба истинного и ложного, с фальшивыми представлениями о человеке и о том, каким он является.
  5. Смысл произведения
  6. Ключевым смыслом является то, что чистое искусство оно свободно он навязываемых мнений, оно не обязано служить обществу и подстраиваться под его рамки, у него нет определенной и конкретной цели.
  7. Стилистика
  8. Автор использует эпитеты, метафоры и метонимии, которые позволяют роману ожить, выйти за существующие рамки.
  9. Критика
  10. Талант Набокова подмечают многие критики, они сразу замечают его мастерство и оценивают его по достоинству.

Картинка к сочинению Анализ романа Приглашение на казнь Набокова

ПредыдущаяСледующая

«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова

Седьмой по счёту из набоковских романов, опубликованных под псевдонимом Владимир Сирин, печатался в журнале «Современные записки» (Париж), 1935 – 1936, №№ 58 – 60. Отдельной книгой вышел в издательстве «Дом книги» (Париж) в 1938 г.

Черновой вариант романа написан в Берлине с 24 июня по 15 сентября 1934 года, но, возможно, замысел его возник ещё в 1930 году, когда Набоков познакомился с неким Дитрихом, который коллекционировал фотографии казней.

Именно Дитрих подарил писателю один из главных мотивов будущего романа – эту, как вспоминал Набоков в «Других берегах», «прекрасную атмосферу полной кооперативности между палачом и пациентом», которая была видна «на очень ясных снимках», сделанных во время казни в Китае.

«Я давно потерял из виду милого Дитриха, – писал Набоков (уже после Второй мировой войны!), – но вполне ясно представляю себе выражение совершенного удовлетворения и облегчения (“…наконец-то…”) в его светлых форелевых глазах, когда он нынче, в гемютном [уютном (от нем.

gemutlich)] немецком городке, избежавшем бомбёжки, в кругу других ветеранов гитлеровских походов и опытов, демонстрирует друзьям, которые с гоготом добродушного восхищения (“Дизер Дитрих!”) бьют себя ладонью по ляжке, те абсолютно вундербар [чудесные (нем. Wunderbar)] фотографии, которые так неожиданно, и дёшево, ему за те годы посчастливилось снять».

Живя в Германии в самом начале эпохи Гитлера, возглавившего страну в результате победы его партии на демократических выборах, Набоков ясно видел, каким образом нацисты потрафляют избравшему их большинству. Была резко сокращена, а затем ликвидирована безработица.

Беднейшим слоям населения срочно оказывалась материальная помощь. Непрестанно проводились массовые культурные и спортивные празднества и т.п. При этом быстро и неуклонно росла истерия поиска и истребления всякого инакомыслия.

И вся эта наблюдаемая действительность современной Набокову эпохи Гитлера как две капли воды походила на всё то, что знал писатель о своей родине того же времени, т.е. эпохи Сталина.

Экстраполировав развитие победившей пошлости на предполагаемый конец ХХ столетия, Набоков в «Приглашении на казнь» убедительно «воссоздаёт» жизнь в «городке, избежавшем бомбёжки», но только не немецком, а русском (если судить по именам персонажей).

Жанр, литературное направление

Судя по задуманной картине будущего, Набоков должен был создать антиутопию.

Однако расхожие признаки антиутопии как кривого зеркала современности (изображаемые дегуманизация, тоталитаризм, экологические бедствия и другие явления, связанные с упадком общества) у Набокова даны как бы в двойном отражении – ещё и в кривом зеркале общечеловеческой пошлости – и таким образом приобретают черты обманчиво-приемлемой действительности.

Более того, сама эта детская игра с кривым зеркалом прямо и как бы невзначай упомянута в тексте романа, на самом же деле это упоминание является ключом к его прочтению. И если у классиков антиутопии – писателей-реалистов 1920-30-х годов (Е.Замятина и О.

Хаксли) – серьёзное внимание уделено описанию политико-экономической и духовно-нравственной системы «общества будущего», то у Набокова по сути ничего этого нет.

Объект его изображения – безнадёжная пошлость человеческого бытия, в этом смысле любого, а не только бытия в антиутопии, а метод и литературное направление – модернизм.

Тема, идея, проблематика

Тема романа – человек среди кукол. Цинциннат Ц. «чужой», «другой», но он единственный, чьи мысли и поступки поддаются понятной читателю логике.

Все остальные персонажи участвуют в какой-то игре, правила которой неизвестны ни читателю, ни Цинциннату; их действия доведены до автоматизма; их мир – это кукольный театр, блоковский балаганчик, давно ставший всеобщим образом жизни.

Будучи ими «разоблачён», Цинциннат начинает думать обо всех без исключения известных ему людях (в том числе и некогда родных) как о куклах, иногда и в лицо называя их куклами.

Идея набоковского романа более всего роднит его с антиутопией. По сути своим романом Набоков заявляет о том, что в ХХ веке, веке «восстания масс», пошлые истины и ценности массового сознания и массовой культуры настолько быстро и прочно завоёвывают мир, что если всё это не остановить, то к концу века собственно «хомо сапиенса», т.е.

человека как мыслящее, чувствующее и развивающееся существо, можно будет занести в Красную Книгу, вот только сделать это будет некому, и у такого человека или у таких людей будут большие проблемы, и, как сказал поэт, «скоро их повыведут всех до одного».

Вырождается даже техника: транспорт снова конный, редкие двухместные машины-«часики» служат лишь для развлечения золотой молодёжи.

Но главные проблемы или проблема романа – это проблема Цинцинната Ц., человека, который и хотел бы, да не может быть таким как его современники. Причина этого ясна: он рождён совсем юной Цецилией Ц. неизвестно от кого, явившегося ей в тёмном парке.

По сути перед нами евангельская история чудесно рождённого и обречённого на казнь героя, сниженная не до пародии (ибо нет цели её осмеяния), но до некой философской параболы. При этом евангельская проблема спасения, именно как главная проблема бытия, остаётся на первом плане.

Когда последние надежды героя рушатся одна за другой, он пишет в предсмертной записке: «Тупик тутошней жизни – и не в её тесных пределах надо было искать спасения».

Он ищет спасения, не очень понимая, что это такое: как тот «кто сетовал бы, что недавно во сне потерял вещь, которой у него на самом деле никогда не было».

И всё-таки он знает «эту главную, главнейшую вещь, которой никто здесь не знает»; современный ему мир потерял даже эту смутную тоску по спасению, как навсегда утратил ту «совершенную симметрию», которую потрясённый герой видит в рисунке на крыльях ночной бабочки. Вот почему его смутно волнует, что лампа в камере не точно в центре потолка и даже эшафот, где его казнят, не точно в центре площади.

Герои

У Цинцинната есть мать, которую он видел два раза в жизни, и нежно им любимая жена Марфинька, которая на протяжении их совместной жизни чуть не ежедневно ему изменяла.

В отличие от Цинцинната, Марфинька имеет много родственников, и все они живут вместе в одном доме, держатся вместе, даже на первое свидание с приговорённым к казни мужем, разрешённое жене, они приходят всем домом и мебель тоже приносят с собой.

Роман перенасыщен людьми-куклами: родственники, чиновники, стражники, прислужники, гости и т.п. Именно это количество эпизодических лиц, в чьих поступках нет привычной читателю человеческой логики, и создаёт ощущение победившего в будущем мире бессмысленного ритуала и автоматизма.

Но поскольку действие происходит в тюрьме, где остался всего лишь один заключённый, уже приговорённый к казни, в центре повествования оказываются персонажи тюремного мирка: здесь и гротескный директор Родриг Иванович, и его 12-летняя дочка Эммочка (в её портрете, капризах и проделках уже проглядывает будущая Лолита), и адвокат, и стражник Родион «в русском стиле», то снимающий, то надевающий окладистую рыжую бороду и парик. Но самый интригующий персонаж – радостно встреченный тюремным начальством месье Пьер, якобы второй арестант, помещённый в тюрьме-крепости, вокруг которого и разворачиваются основные сюжетные перипетии.

Сюжет и композиция

Начальство подчёркнуто гуманно относится к арестантам, всячески поощряя их дружбу и походы в гости друг к другу и даже помогая прорыть «тайный ход» из одной камеры в другую.

Неожиданно загадка проясняется: месье Пьер и оказывается тем самым палачом, которого больше двух недель ждёт Цинциннат.

Это ожидание, между судом и казнью, и составляет главную сюжетную линию, а жизнь и окружение главного героя проясняются по ходу явления то его матери, то жены.

Разные персонажи вызывают у героя те или иные мысли и ассоциации.

Художественное своеобразие

Авторское повествование последовательно развивает два ракурса, две точки зрения на происходящее в романе: с одной стороны, нормальная человеческая логика Цинцинната, с другой – общепринятый взгляд, на основании которого главный герой и был приговорён к казни за свою «непроницаемость».

  • «Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Машенька», анализ романа Набокова

  • «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Защита Лужина», анализ романа Набокова

  • «Дар», анализ романа Набокова

  • «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Лолита», анализ романа Набокова

  • «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова

  • «Камера обскура», анализ романа Набокова

  • «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова

  • «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова

  • «Круг», анализ рассказа Набокова

  • «Гроза», анализ рассказа Набокова

  • «Слово», анализ рассказа Набокова

  • По произведению: «Приглашение на казнь»
  • По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Ссылка на основную публикацию