Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»

UGC

Борис Пастернак написал книгу, которая стала одним из наиболее известных и популярных произведений советского периода на Западе, — «Доктор Живаго». Краткое содержание позволяет раскрыть основные сюжетные линии и понять авторский замысел. Расскажем о нем подробнее.

«Доктор Живаго»: краткое содержание

Чтобы понять произведение «Доктор Живаго», краткое содержание романа-эпопеи, узнайте самое главное о его структуре и основных событиях:

«Доктор Живаго»: структура произведения

Для читательского дневника необходим пересказ книги «Доктор Живаго» кратко. Для этого важно понимать ее структуру. Произведение состоит из двух книг. Первая книга содержит главы с первой по седьмую, вторая — с восьмой по шестнадцатую. В конце произведения автор поместил стихи, которые написал главный герой.

«Доктор Живаго», краткое содержание по главам которого передать сложно из-за значительного объема произведения, можно представить в виде двух временных линий. Первая начинается в довоенное время и заканчивается событиями Первой мировой войны, которая меняет судьбы героев. Вторая посвящена революционным событиям. Эпилог переносит действие в 1943 год.

В романе несколько персонажей. Они время от времени меняют социальный статус и встречаются друг с другом. Так Пастернак хотел показать, как меняются судьбы людей под влиянием внешних обстоятельств.

«Доктор Живаго»: первая временная линия

Краткое содержание «Доктор Живаго» следует начать с представления героев, которым автор посвятил первую книгу произведения.

Роман начинается с похорон матери Юрия Живаго. Читатель узнает, что мальчик родился в состоятельной семье, но отец оставил его и мать и промотал все состояние. Юрия берет на воспитание дядя, а затем он попадает в семью Громеко, где знакомится с Антониной — дочерью его благодетелей.

Также читатель знакомится с еврейским мальчиком по имени Миша Гордон. Во время путешествия на поезде он был свидетелем самоубийства Андрея Живаго — отца Юрия. Позже в гимназии он встретится и с самим Юрием, который станет его лучшим другом.

Александр Александрович Громеко — врач. Однажды он отправляется на вызов к Амалии Гришар, которая пыталась покончить с собой. Миша и Юра напрашиваются поехать с ним. В доме Гришар происходит знакомство Юрия и Лары — дочери хозяйки. Там же появляется еще один персонаж произведения — адвокат Виктор Комаровский.

От Миши Юрий узнал, что Виктор — это человек, причастный к гибели его отца. С ним Андрей Живаго выпивал перед самоубийством.

Книга «Доктор Живаго», краткое содержание которой содержит лишь наброски сюжетных линий, продолжается рассказом о Ларе Гришар. В 16 лет она выглядела как взрослая женщина и уступила ухаживаниям Комаровского. Впоследствии отношения с адвокатом стали ей в тягость. Судьба сведет Лару и Юрия спустя несколько лет.

Накануне Рождества Юрий и Антонина собирались на елку к Свентицким. Они были близкими друзьями, и Анна Ивановна — мать Тони — благословила их отношения. Юрий смотрел на проталину в окне, и в его воображении родились строки стиха «Свеча горела на столе».

В это самое время Лара в разговоре с другом детства Пашей Антиповым сказала, что единственным средством спасения ее от гибели является их скорое венчание. У Свентицких веселье прервалось, когда Лара стреляла в Комаровского. Пуля убила другого человека. Когда девушку выводили из дома, Юрий вспомнил их первую встречу. Вернувшись домой, герой узнал, что Анна Ивановна умерла.

При помощи Комаровского Ларе удалось избежать наказания. Она вышла замуж за Павла, и они перебрались на Урал. У них появилась дочь.

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Доктор Живаго»: вторая временная линия

Антонина и Юрий также поженились. Началась война, и Живаго отправили на фронт, как раз когда у него родился сын. Повидать новорожденного ему толком не удалось.

Павел Антипов сомневался в том, что жена его любит. Из-за этого у них были непростые отношения. Павел закончил курсы офицеров и отправился воевать. Лара стала медсестрой. Она отправилась на фронт, чтобы отыскать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Павла, сказал Ларе, что видел, как ее муж погиб.

Началась революция, армия разваливалась. Живаго вернулся в Москву, чтобы увезти семью на Урал. В пути он слышал о восстаниях, которые жестоко подавлял некто Стрельников, воевавший с белыми. Последних возглавлял Галиуллин.

Семья Живаго осела в Варькине. Юрий принимал пациентов, приводил в порядок дом и работал на огороде. Неожиданную помощь он получил от Евграфа. Сводный брат будет появляться в сложные моменты в судьбе героя и в дальнейшем.

Живаго попал в город Юрятин и в библиотеке встретил Лару. Она рассказала, что грозный красный командир Стрельников — это ее супруг Павел. Когда он брал город, даже не поинтересовался, жива ли его семья.

Между Живаго и Ларой начался роман. Он продолжался два месяца. Юрия мучила совесть, и он собирался признаться Антонине, но по дороге домой вооруженные люди забрали его в партизанский отряд. Два года Живаго лечил больных и раненых, прежде чем сбежать.

Он оказался в Юрятине, когда город взяли красные. Обессиленный, он добрался до дома Ларисы. Герой узнал, что его семья вернулась в Москву. Позже он получил письмо от Антонины, в котором было сказано, что семью профессора Громеко высылают из страны. Женщина призналась, что любит его, но Юрий волен строить жизнь как хочет.

Живаго работал доктором, Лариса преподавала. Однако в них видели социально чуждые элементы. В городе свирепствовала чрезвычайная комиссия.

Вскоре появился Комаровский и предложил увезти их. Бывшего адвоката пригласило правительство Дальневосточной республики. Но Юрий знал о том, что Комаровский виновен в смерти его отца и сыграл злую роль в жизни Ларисы, поэтому отверг предложение.

Они решили перебраться в Варькино. Село выглядело пустым, но появление людей страшило больше, чем воющие волки по ночам. Лара сообщила, что беременна. Когда вновь появился Комаровский, доктор сказал, что Лариса должна уехать с ним. Он остался в одиночестве, пил и писал стихи.

Его одиночество было прервано появлением Стрельникова. Они беседовали всю ночь о детстве, судьбе страны, Ларисе. Утром Живаго отправился за водой, а когда вернулся, увидел, что Павел застрелился.

Долго добирался до Москвы доктор Живаго. Краткий пересказ книги продолжается появлением героя в столице в начале нэпа. Вот как развивались дальнейшие события:

  • Несколько лет герой прожил, издавая небольшие книги. Юрию приглянулась Марина, которая была дочерью дворника. Они стали жить вместе. У пары родилось две дочери. Однажды летом Живаго исчез. Марина получила письмо о том, что ему необходимо побыть в одиночестве.
  • Она не знала, что Юрий встретил Евграфа, который дал ему денег, нашел комнату, в которой когда-то жил Павел Антипов, и искал место работы.
  • По пути в Боткинскую больницу доктору стало плохо. Он упал на мостовой и умер от сердечного приступа.
  • На похороны пришло много людей, в том числе Антонина и Лариса. От Евграфа она узнала, что ее муж Стрельников не был казнен, а застрелился в Варькино. Вскоре сама Лара была арестована и отправлена в лагеря.

В 1943 году друзья доктора Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон на фронте встречают прачку Таню. Она рассказывает им свою историю. Оказывается, мать Лариса оставила ее во время бегства с Комаровским сторожихе. Спустя некоторое время сторожиха сошла с ума, а девочка оказалась сиротой.

Генерал-майор Евграф Живаго позаботился о девушке, а заодно издал стихи своего сводного брата. Среди них был и «Свеча горела».

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

«Доктор Живаго»: анализ произведения

«Доктор Живаго», анализ по главам которого проводили множество литературных критиков, стал одним из наиболее значительных произведений в литературе ХХ века. Борис Пастернак стал номинантом Нобелевской премии по литературе.

Вот на что обращают внимание критики, анализируя произведение:

  • Замысел и история создания.

Книгу «Доктор Живаго» Пастернак задумал написать непосредственно во время революционных событий, но приступил к работе только после Второй мировой войны. Работа заняла десятилетие. Автор писал по две–три страницы в день.

В журнале «Знамя» в 1954 году появились десять из 25 стихотворений, завершающих роман. Спустя два года автор отправил рукопись в три советских литературных журнала и получил отказ.

Одновременно он передал копию в итальянское издательство. Под давлением властей Пастернак вынужден был послать телеграмму с требованием остановить издание, но на словах через знакомых передал, что роман должен был напечатан.

Публикация стала мировой сенсацией. К распространению романа приложили усилия эмигрантские организации ЦРУ. В СССР роман появился в самиздате. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.

На родине власти организовали травлю писателя — он вынужден был отказаться от награды. К чести Нобелевского комитета он заявил, что отказ автора не отменяет значения произведения. Премию получил в 1989 году сын писателя. На родине книга была издана лишь в 1988 году.

Центральной темой произведения является судьба личности в эпоху перемен. С ней переплетаются другие темы произведения:

  1. Одиночество. Доктор Живаго страдает от одиночества. Произведение начинается с похорон матери. В дальнейшем, несмотря на присутствие в его жизни других людей, он остается одиноким и умирает одиноким, уйдя из семьи.
  2. Разочарование революцией. Герой демонстрирует, что идеи новой власти ему чужды. Но в большей степени разочарование проявляется в фигуре Павла. Он увлекся идеей, стал верным солдатом революции, но потерял семью и в конечном итоге покончил с собой, осознав, что натворил.
  3. Судьба. Герои произведения постоянно встречаются друг с другом. Создается впечатление, что их связывают невидимые нити.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое настоящее искусство» по тексту Грибова

Оригинальную интерпретацию темы романа предложил писатель Дмитрий Быков. Он считает, что главной темой является судьба России, которую воплощает Лара. Она делает неправильный выбор, поверив Комаровскому, пытается исправить ситуацию, выйдя замуж за Павла.

Первый воплощает капиталистический путь, второй — революционную стихию. В конечном счете, она не в состоянии быть ни с одним, ни с другим. Счастлива Лара может быть с поэтом Живаго. Но ни она, ни он не готовы к такому выбору. Они способны лишь на короткое время побыть вместе.

  • Особенности композиции и жанр.

«Доктор Живаго», сюжет которого представляет собой встречи ограниченного круга героев в различных жизненных обстоятельствах, построен вокруг одной центральной фигуры — Юрия. Он попадает в различные ситуации и притягивает других персонажей романа.

Произведение вызвало резкую критику в советские времена из-за отхода от традиций реализма. Сюжет развивается не линейно, а циклически, постоянно сводя персонажей в различные временные промежутки: война — революция — нэп.

Литературоведы определяют жанр произведения как роман-эпопея.

Юрий Живаго — типичный персонаж русской литературы, который обладает талантом, но не способен приспособиться к внешним обстоятельствам и от этого страдает.

Он рано потерял мать, и детская травма оказала влияние на его последующие отношения с женщинами. Он оставался с теми, кто мог о нем позаботиться. Антонина была ему другом и опекуном, по возвращению в Москву такой женщиной стала Марина. С ними он не мог построить отношения, поскольку была забота, но отсутствовала страсть.

Лишь Лара дала ему страсть, но требовала заботы с его стороны. Юрий оказался неспособен ее предоставить, отослав ее с Комаровским.

 Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго»Кадр из сериала «Доктор Живаго»: UGC

Одно из наиболее показательных произведений литературы ХХ века написал Борис Пастернак. «Доктор Живаго», краткое содержание которого позволяет познакомиться с идеями автора, представляет собой сложное по композиции произведение. Не удивительно, что оно выдержало множество изданий на различных языках и было экранизировано в разных странах мира.

«Тихий Дон»: краткое содержание и анализ произведения

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1852302-doktor-zivago-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго» | Литерагуру

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

История создания романа «Доктор Живаго»

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился.

Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее.

Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо.

«Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью.

Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу.

Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии.  В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению.

Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И.

Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» — Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

  • По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.
  • Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.
  • Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств.

Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе.

«Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Одной из главных тем романа можно считать тему взаимоотношения личности и истории, которые являются «равновеликими величинами». Различные проявления личности могут воплощаться в философии, поэтике и религии.

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный.

Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит.

Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Читайте также:  Анализ стихотворения «во всем мне хочется дойти…» (б. л. пастернак)

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью».

С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость.

Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет.

В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности».

Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль.

Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи».

Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции.

Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго.

Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами.

Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности.  Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности.

Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе.

Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами.

Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник.

Как ему это удаётся?

У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается.

Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча.

У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ романа Доктор Живаго Пастернака 11 класс

Роман, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе, описывает путь интеллигенции в эпоху русской революции, Первой мировой и Гражданской войн, сопровождаемый размышлениями автора над серьезными философскими проблемами.

Читайте также:  Рецензия на роман Гессе «Степной волк»

Основная тема произведения – взаимоотношение личности и внешних условий. Судьбы персонажей, не связанных сначала между собой, постепенно переплетаются, показывая, как в них отражается эпоха войн и революций.

Главный герой романа наделен говорящей фамилией, отсылающей к Библии и богослужебным текстам на церковнославянском языке. Фамилию Живаго можно трактовать как эпитет Бога, о котором подчеркивается, что он именно «живой».

Показательно, что Юрий Живаго по профессии врач, то есть несет исцеление, поэтому, можно с большой уверенностью предположить, что помимо русского интеллигента он олицетворяет и доброе начало, как его понимал писатель, то есть в светском, а не религиозном смысле.

Образ Христа воплощает в себе и страдание и самопожертвование ради миссии, которую он на себя взял. Предназначение интеллигенции многими виделось подобным образом.

Доктор Живаго также не стремится к приобретению богатства или влияния, но спокойно переносит выпавшие на его долю испытания.  Он не подстраивается под обстоятельства, оставаясь верен своим жизненным принципам.

О жертвенности, в смысле следования своему долгу, говорит и отказ Юрия посвятить себя всецело поэзии, выбор им пути практического служения людям.

Другой герой произведения Павел Антипов поддается влиянию времени. Он превращается в убежденного большевистского комиссара, разрушающего старую жизнь. Однако ход повествования романа показывает, что этот путь неправилен. Стрельников теряет жену Ларису, которая влюбляется в Юрия Живаго и затем кончает жизнь самоубийством. Попытка подстраиваться под обстоятельства сломала его.

Адвокат Комаровский – отрицательный герой произведения, разлучивший Юрия Живаго с Ларисой, и имеющий отношение к самоубийству отца главного героя, представляет собой еще один тип поведения человека в сложных ситуациях на переломе эпохи.

Он служит только себе, заботится лишь о собственных интересах, поэтому его судьба не столь печальна, как у Стрельникова, принявшего «новую веру» или интеллигента – главного героя.

Он должен наглядно продемонстрировать, что сильные и беспринципные всегда имеют больше преимуществ.

Однако мастерски изображенное в «Докторе Живаго» разрушение страны и прежней жизни не проходит даром и для главного героя. Он теряет своих женщин, утрачивает медицинские навыки и погружается в печаль по поводу утраченной Ларисы.

Однако и его скорбь все же плодотворна – она выливается в стихи, мысли о революции, человеке и сути истории. При этом невозможность для талантливого врача и поэта Живаго самореализоваться в новой жизни является символом трагедии старой дореволюционной интеллигенции.

Автор подводит к мысли, что людям, олицетворением которых стал Юрий Живаго, нет места в новом мире.

Подробный анализ

Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.

И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.

Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.

Жанр романа «Доктор Живаго».

Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.

Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.

Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.

Тематика произведения.

Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.

Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.

Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени.  В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы.

«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.

Вариант 3

Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу.

Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух.

Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.

Время было непростое, и именно оно диктовало время как и что делать людям, и многие с этим были не согласны и делали все для того чтобы это поскорее прекратить, но не всем это удавалось. Все это было написано в произведении Пастернака «Доктор Живаго». Здесь показаны все страдания, в которых утопали жители разных стран.

А вот что будет дальше, никто не знал и эта неизвестность их очень сильно пугала. Но только автор старался и очень сильно надеялся на то, что это все совсем скоро прекратиться и жизнь наладиться, а может быть, будет намного лучше, чем раньше. И вскоре это все пришло к Пастернаку, его потихоньку стали ущемлять и не давали его произведениям выпускаться.

Но автор не собирался ничего прекращать и продолжал не только писать новые произведения, но и выпускать их.

Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.

Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком.

Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день.

И есть такие, кто любят свою родину.

Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.

Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.

← Анализ романа Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
← Анализ произведения Лето Господне Шмелева↑ ДругиеАнализ романа Дон Кихот Сервантеса →
Анализ произведения Живи и помни Распутина →

  • Пейзаж в романе Евгений Онегин сочинение
    Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном
  • Сочинение на тему Выбор жизненной цели
    На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать – в каком направлении надо двигаться.
  • Сочинение по произведению Белые ночи Достоевского
    В этом произведении мне больше всего жаль Мечтателя. Он такой замороченный! Такой интроверт, как сейчас говорят… И наверное, ни одна девушка не захочет стать его подругой. Такой уж он странный.
  • Характеристика полковника на балу и после бала сочинение
    Петр Анисимович – герой, который представлен в двух «вариантах» – до праздника и после. Конечно, дело не в том, что на вечере он красиво выглядит, хорошо себя показывает, а после такой дома в халате. Нет, он на отдыхе (в обществе) и на работе.
  • Сочинение Анализ рассказа Яма Куприна
    Повесть Яма написана Куприным в 1909 году, доработана в 1915. Куприн один из первых среди русских писателей смог раскрыть тему продажной любви, показать жизнь «жриц любви».
Ссылка на основную публикацию