Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

В США эпоха «просперити», процветания, началась после Первой мировой войны. Невероятный рост показывали многие сферы: экономика, политика, сельское хозяйство.

Тогда же сформировалась идея «американской мечты», которую позже, в 1931-м, озвучит историк Джеймс Траслоу Адамс. «Мечта» подразумевала идеал свободы и неограниченных возможностей Нового Света. Многочисленные искатели лучшей жизни возлагали надежды на США.

Таким человеком был и Клайд Грифитс, главный герой романа «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Клайд очень хочет богатой жизни и приятного общества таких же, как и он, не обременённых тяжёлой работой людей высшего сословия.

К сожалению, его «американской мечте» не суждено сбыться. Мужчина, пленённый своими фантазиями, переступил тонкую грань и содействовал убийству, за что был казнён.

Скитания Грифитса — это прежде всего череда решений, которые он принимал, полагаясь на интуицию и расчёт. Каждый населённый пункт, в котором находился Клайд, был выбран писателем не случайно. Названия городов имеют значения, напрямую связанные с событиями, происходящими в жизни героя.

Канзас-Сити. «Люди южного ветра»

История начинается с места, где Клайд обрёл надежду на красивую жизнь и где потерпел своё первое поражение, ступив на путь, в конце которого его поджидала неминуемая гибель.

Город Канзас-Сити расположен на берегу реки Миссури, на границе штатов Канзас и Миссури. Первое поселение на этом месте появилось ещё в 1821-м. 30 лет спустя посёлок получил статус города и стал называться Канзасом.

А уже после окончания Гражданской войны в США он пережил экономический взлёт. Этому помогло строительство дороги до Сент-Луиса в 1865-м, а также железнодорожного моста через Миссури в 1869-м.

Благодаря последнему обстоятельству Канзас стал важным транспортным узлом, так как других мостов поблизости не было.

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» Канзас-Сити. (Pinterest.org)

Кроме того, город являлся важным речным портом. Канзас превратился в самый большой в стране центр по торговле скотом, а позже пшеницей. В 1889 году он был переименован в Канзас-Сити с единственной целью: чтобы его не принимали за территорию Канзас, которая впоследствии стала отдельным штатом.

На языке коренных жителей США слово «Канзас» означало «люди южного ветра». После неоконченной учёбы герой романа переехал, решив провести свою юность в солнечном городе, где даже зимой температура воздуха не опускалась ниже нуля.

Тёплый и светлый, Канзас-Сити был для Клайда удобным местом, где можно было построить неплохую карьеру. Южный ветер, согласно анемологии, приносит тепло и безоблачность, и в юношестве Грифитса солнце неизменно освещало ему открывающиеся возможности.

Однако успеху мешали такие черты характера, как инфантильность, самоуверенность, агрессивность и отсутствие эмоционального интеллекта.

После введения сухого закона Канзас-Сити остался одним из немногих мест, где продолжали продавать алкоголь. Редактор Omaha Herald Джордж Миллер однажды заметил: «Если вы хотите узреть грех, забудьте о Париже. Приезжайте в Канзас-Сити».

В 1920-е город предлагал многочисленные развлечения, например, бары и бордели. Высшим признаком роскоши считалась возможность ходить в театры, летом посещать стадион, танцевать, кататься в автомобиле, угощать друзей обедами.

В этой обстановке юный Грифитс следует моде, пока однажды не попадает в аварию, в результате которой погибает ребёнок. Из страха ответственности юноша сбегает из города. Тёплый южный ветер перестал дуть в его паруса.

Чикаго. «Город ветров»

Клайд переезжал с места на место в поисках хорошей работы и новых связей. Мужчина побывал в Сент-Луисе, Пеории, Милуоки, но ни один из городов не казался ему перспективным. Следующим важным якорем Грифитса стал Чикаго. Герой изменил имя, часто менял работу из боязни преследования за совершённое преступление.

Но однажды удача всё уже улыбнулась ему. Клайд встретил бывшего коллегу, и по старой дружбе тот даже помог ему устроиться рассыльным в «Большом Северном», а затем и в «Юнион-клубе», в котором позже мужчина увидел своего дядю — Сэмюэла Грифитса, владельца фабрики воротничков в Ликурге.

Молодой человек попросил своего богатого родственника устроить его на работу, и тот согласился.

Чикаго — третий по численности населения город в США, расположенный на юго-западном побережье озера Мичиган в штате Иллинойс. В 1674 году на этом месте французским иезуитом Жаком Маркеттом был основан миссионерский пост. А Чикаго появился на карте лишь в 1833-м как посёлок с населением 350 человек. В 1837 году он получил статус города, а уже в 1840-м население превысило 4 тыс. человек.

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» Чикаго в 1920-е. (Wikipedia.org)

После 1848 года, когда силами ирландских эмигрантов был прорыт канал Иллинойс-Мичиган, связавший Великие Озёра с рекой Миссисипи, в Чикаго начался экономический бум. Вскоре к городу подвели железную дорогу, появилось телеграфное сообщение, полноценная система городской канализации и первая в мире торговая биржа.

Развитие железных дорог и изобретения в области сельского хозяйства быстро превращали богатую прерию центрального Иллинойса в один из самых производительных и ценных сельскохозяйственных районов в мире. В 1869 году Чикаго стал центром железнодорожных сообщений между Западным и Восточным побережьями США.

8 октября 1871 года случился знаменитый Великий чикагский пожар, который уничтожил 34 квартала и 18 тыс. зданий. Треть населения осталась без крыши над головой. Чикаго пришлось полностью отстраиваться. За первые 10 лет после пожара были восстановлены Торговая биржа, Меновая биржа, здание финансового управления города.

В 1885-м в Чикаго был построен первый в мире 10-этажный небоскрёб «The Home Insurance Building». К началу 20-го века население города выросло более чем в 6 раз. Рост промышленности привлёк в Чикаго иммигрантов — не только европейцев, но и афроамериканцев с сельского юга. Уже к 1900-му численность населения города увеличилась до 1,7 млн человек.

Всё чаще происходили конфликты на расовой почве, росла социальная напряжённость. 1920-е отмечены гангстерским разгулом.

Название города связано с ветром. В 1893 году Чарльз Дан — журналист The New York Sun — назвал Чикаго ветреным из-за пустых обещаний политиков, манипулировавших общественным мнением.

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» Улицы Чикаго. (Wikipedia.org)

В Чикаго Клайду Грифитсу везло на полезные знакомства и встречи: бывший коллега Ретерер, благодаря которому герой устраивается на работу в «Юнион-клуб» рассыльным, дядя Сэмюэл Грифитс, предлагающий поехать с ним в Ликург, чтобы работать на его фабрике.

Люди, встречающиеся на пути Клайда, указывали ему на новые возможности, но тем самым не давали закрепиться на одном месте. И 20-летний Грифитс, за неимением таких качеств, как упорство, ответственность и мужество, бежал за каждым журавлём, пролетающим в небе.

По совету дяди, Клайд отправился в неизвестный ему Ликург.

Ликург. «Суд»

На новом месте дядя Сэмюэл устроил юношу к себе на фабрику, где молодой человек и познакомился с Робертой Олден, которая, несмотря на строгие убеждения, согласилась стать любовницей Клайда.

Затем случай свёл героя с 18-летней Сондрой Финчли — дочерью другого местного фабриканта, занимающего видное положение в обществе. Девушка ввела его в круг местной «золотой молодёжи». Сондра намеревалась женить Клайда на себе, но Роберта забеременела.

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» Здание в Кортлэнде. (Wikipedia.org)

Из газетной заметки мужчина узнал о несчастном случае, который навёл его на мысль избавиться от Роберты, инсценировав несчастный случай на озере.

Ликург — это вымышленный город, вдохновлённый образом Кортленда в штате Нью-Йорк, где трудился Честер Джилетт, прототип Клайда Грифитса. Населённый пункт появился в 1791-м, и лишь в 1900 году он стал городом.

Одно из значений слова «court», являющегося составной частью названия города, — «суд». Клайд устраивает суд над собой. В нём борется мужчина, желающий любви с Робертой, и юноша, запутавшийся в своих мечтах о богатстве и роскоши. Последнее взяло верх, и Грифитс начал продумывать убийство.

Озеро Большой Выпи. «Вопль»

Клайд пригласил беременную девушку покататься на лодке по пустынному озеру Большой Выпи. Однако силы воли осуществить задуманное герою не хватило — он оцепенел.

Роберту испугал мрачный вид возлюбленного, и она попыталась сесть рядом, но Грифитс оттолкнул её, при этом случайно ударив фотоаппаратом. От резкого движения лодка накренилась и перевернулась.

Роберта утонула, а Клайд попытался представить всё как несчастный случай.

Прототипом места трагедии стало Биг Муз — одно из многочисленных живописных озер в Адирондакских горах. Печальную известность оно приобрело после того, как Честер Джилетт убил здесь Грейс Браун. Драйзер не случайно назвал озеро в честь выпи. Таким образом он зашифровал «вопль».

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

Вскоре после преступления Клайда задержали. Началось следствие, а затем суд, на котором он был признан виновным в смерти девушки и приговорён к казни.

Тюрьма Оберн. «Дом смерти»

Клайда переводят в тюрьму, именуемую Домом Смерти, небольшого города Оберна в штате Нью-Йорк. Отчаянные попытки матери найти средства для продолжения борьбы за жизнь сына успеха не приносят, а богатые родственники ещё на первых порах прекратили оказывать помощь осуждённому.

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» Тюрьма в Оберне. (Wikipedia.org)

Тюрьма Оберна в начале 1920-х считалась одним из самых страшных мест. Именно здесь появилась обернская система достижения раскаяния заключённых. Отличительной особенностью было тотальное молчание. Осуждённых изолировали на ночь в одиночных камерах. Днём же они должны были совместно работать в полной тишине. За нарушение запрета грозило ужасное телесное наказание.

Оставленный всеми Клайд Грифитс закончил свою жизнь на электрическом стуле, так и не достигнув «американской мечты».

Некоторые из советских разведчиков были завербованы западными спецслужбами и передавали им ценную информацию о деятельности агентуры СССР за рубежом.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

«Американская трагедия» — жемчужина американской литературы. Блог. online-knigi.com.ua

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» написан в 1925 году. В нём писатель раскрывает типичное мышление людей, которое сложилось в Америке к тому времени. Почувствовать и понять повальное стремление людей к «американской мечте» он даёт возможность через полное раскрытие образа главного героя.

Таких как Клайд Гриффитс было множество. Драйзер не приукрашивал жизнь и не сгущал краски, он описывал всё как есть. Бульварные газеты пестрели заголовками об историях любви бедных людей к человеку из высшего общества. Это преподносилось как лёгкий путь к достижению богатства.

На самом деле, кроме позора и обманутых иллюзий, люди ничего не приобретали. От этого хотел предостеречь своих соотечественников автор. Произведение было и продолжает оставаться актуальным.

Сюжет

Клайд Гриффитс вырос в глубинке в семье набожных проповедников. Сам он не обременён особыми нравственными принципами. Клайд всегда мечтал разбогатеть и завидовал своему богатому родственнику Сэмюэлю Гриффитсу. Для того чтобы приобрести статус, он переезжает в город, где живёт дядя и нанимается к нему на работу.

Постепенно продвигаясь по службе, он сам становится желанным женихом для бедных работниц. С одной из них Робертой Олден он закрутил роман. Познакомившись поближе со своим двоюродным братом, Клайд стал вхож в «клуб для избранных».

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

И вот, на горизонте появляется новая девушка. Сондра Финчли из той категории барышень, о встрече с которыми и общении он раньше бы даже не помышлял. Но Сондре он понравился и она не прочь с ним встречаться. А тут эта Роберта с новостью о беременности!

Она отказывается делать аборт и заставляет жениться. Клайд задумывается над тем, как устранить это препятствие. Он вспоминает, как Роберта сетовала на то, что не умеет плавать и приглашает свою любовницу прокатиться с ним на лодке. Читатели наверняка уже догадались, чем закончится эта история. Полностью роман можно прочитать на нашем сайте онлайн бесплатно.

История создания

Одним из поводов написать роман послужила новость в одной из местных газет. Молодой человек по имени Честер Джилетт, работающий на фабрике по изготовлению воротничков, был обвинён в убийстве своей девушки Грейс Браун.

Как и в произведении Честер приходился племянником владельца фабрики, а Грейс была родом из фермерской семьи. Согласно написанному в статье, сообщалось, что Честер и Грейс вместе катались на лодке по озеру, но по какой-то причине они оба утонули.

Лодку и погибшую девушку вскоре нашли, а мужского тела не обнаружили. Та же газета через время писала, что Честера видели в компании своих товарищей на вилле. Расследование показало, что Грейс была беременной и угрожала всё рассказать его дяде, если Джилетт на ней не женится. 

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

Честер, как и Артур был признан виновным и казнён на электрическом стуле, год спустя. Реальная история обеспечила всеми необходимыми деталями для развития сюжета.

Читайте также:  Разумихин и Раскольников: дружба двух противоположностей

Писатель не стал менять факты, а лишь добавил художественные элементы, описывая внутренние переживания героев и предысторию жизни главного героя. Описываемое событие произошло в 1906 году. В то время Теодор работал репортёром и таких случаев знал немало. Он давно хотел написать на эту тему книгу.

Теодор Драйзер стремился собственным трудом выбиться в люди и такие происшествия не могли его не затронуть. Вырезки об убийствах близких людей ради денег положили начало обширному досье с подобными случаями. Опубликованный роман «Американская трагедия», был воспринят читателями на ура!

Стиль написания

Многие согласны с тем, «Американская трагедия» написана в стиле, подобном длинному репортажу. На протяжении повествования добавляются новые факты, а сюжет накаляется всё больше и больше. Кульминацией произведения становится убийство девушки, а затем расследование этого происшествия.

Следующий крутой вираж — казнь преступника. Новаторство этого произведения заключается в натурализме описания всего происходящего. Роман очень своевременен и, несмотря на то что прошли десятилетия с момента публикации, актуален. 

Проблематика произведения

Теодор Драйзер один из первых писателей, показавших изнанку так называемой  американской мечты. Навязывание простым американцам идею «красивой жизни», он считает не просто лживой, но и преступной. Анализируя внутренние переживания главного героя Артура Гриффитса, автор раскрывает его идеалы и иллюзии, сформировавшиеся в результате пропаганды.

Акцентируя внимание на подробном описании жизни семьи Гриффитсов, полной уныния и нищенского существования, автор рассматривает, как главный герой терял уважение к ценностям родителей. Отец Клайда был миссионером и придерживался строгих взглядов.

Он учил сына любить ближних, быть умеренным в привычках, презирать греховные удовольствия и тому подобное. Клайд же видел в этом зло. Он стал задумываться, что такие ценности отнюдь не гарантировали материального благополучия. 

Моральные качества, основанные на добродетели и благочестии, исповедующих его семьёй, Клайд стал считать даже опасными качествами, ведь они приводили, по его мнению, к бедности. Наш герой не мог смириться с этим. Когда Клайд пошёл работать клерком в отель «Грин-Дэвидсон», он увидел противоположное.

Столкнувшись впервые так близко с успешными людьми, ведущими праздную жизнь, Гриффитс был поражён. Он видел внешнюю красивую обёртку, не замечая их качеств. Какие шикарные меха они носили, из какой дорогой ткани пошиты их костюмы, а экипажи, автомобили!

Клайд стал завидовать богатым, а потому и влиятельным особам. В уме Клайд рисовал фантастические картины, предвкушая удовольствие от материальных благ: угощение друзей обедами, танцы, развлечения! Его целью стало одно — разбогатеть во что бы то ни стало!

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

В дальнейшем Драйзер ступень за ступенью следит за продвижением к своей мечте главного героя. Одержимость пробиться вверх по социальной лестнице, сыграла свою роль. Повстречав беднячку Роберту Олден, с которой у него завязываются любовные отношения, а затем богатую Сондру Финчли, исход был предрешён.

Американская мечта привела Гриффитса к гибели. Собственно по этой причине и назван роман. «Американская трагедия» — это участь не одного человека. Теодор Драйзер разоблачил миф «из грязи в князи». Такой сценарий настраивает людей нечестно добиваться своих целей. Настоящий успех ценен лишь тогда, когда добыт своими силами!

Гениаьное произведение вы можете оценить по достоинству, прочитав на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.  Можете поделиться своим мнением о прочитанном в х!

Теодор Драйзер, «Американская трагедия», анализ произведения

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия»

«Американская трагедия» — вершина творчества Драйзера, которого можно назвать великим писателем, поставив на одну ступень с Гюго, Бальзаком, Достоевским. Эта работа наиболее значительна, потому что именно в ней воплотился талант художника, гуманиста и человека, стремившегося найти правду. В статье вы найдете подробный анализ известного романа.

Самая яркая, драматичная, но, с другой стороны, довольно прозаичная жизненная линия обозначена у юного Клайда Грифитса. Он отличается от многих героев Драйзера своей… заурядностью.

Действительно, Керри в одноименном романе обладала актерским дарованием, Дженни Герхард очаровывала читателя женственностью, мягкостью и душевным богатством.

А Клайд -средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь.

Здесь скрыта одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся в реальности: в чем разница между «обычным», «нормальным» человеком и посредственностью? Клайд — ординарный человек, но с всепоглощающими амбициями, поэтому такой темперамент, столкнувшись с миром роскоши, терпит поражение из-за своего невежества в этой неравной борьбе между его ограниченностью и вседозволенностью. В чем и заключается главная трагедия по мнению автора.

Семья и воспитание

С самого начала читателя поражает его семья: фанатичные, почти безумные в своем религиозном сознании родители видели цель своей жизни в уличных проповедях, создании религиозных центров, которые не уступали в своей убогости и нищете обычной ночлежке. Читая о таком, подтверждаются мысли о первостепенности семейных уз.

С течением времени ребенок, сравнивая свою плохонькую одежду и скудный, если не сказать аскетический, обед с тем, что имеют другие дети, начинает задавать вопросы.

Тогда в сознании его (а сейчас речь идет уже конкретно о детстве Клайда),начинают зарождаться вопросы: почему он не может иметь такие же красивые ботинки как у того мальчика, который только что прошел мимо, взглянув на него с презрением?

Почему он не может веселиться, как эта шумная компания сверстников, пробежавшая рядом и не заметившая печального Клайда, вынужденного петь песни, прославляющие Господа.

В это время все внутри Клайда, несмотря на его инертный характер, взбунтовалось, и он решил, что хочет выбраться из убогой семейной обстановки. Каждый, прочитав эту книгу, может осознать важность семьи как некой сферы, в которой вращаются родственные души.

Можно сделать много интересных наблюдений относительно стратегии воспитания: одни выросли в душной атмосфере несвободы, другие — в богатстве и беспечности, и проследить эту взаимосвязь между средой воспитания и формированием характера и отношение к жизни.

Это те фундаментальные вещи, касающиеся семейных ценностей, которые будут близки любому из нас, а Драйзер — один из тех, кто изучает влияние семьи на своих героев, чтобы помочь читателям осознать всю ее важность.

Путь в мир роскоши

Американский журнал «Кольерс» так писал об этой истории: «беден лишь тот, кто хочет быть бедным…». Клайд не хотел, но способ, им выбранный, заставляет поразмыслить, отыскав всевозможные пути, по которым он мог пойти.

Читателя поражают решения Клайда, которые с самых ранних его лет неминуемо вели к, прежде всего, духовной гибели.

Клайд так желал влиться в сладкий, но не принадлежавший ему мир, что готов был поступиться и семейными ценностями, которые, несмотря ни на что, были дороги для него, и, что самое страшное, жизнями людей, калеча и убивая их.

Именно так раскрывается и социальная обусловленность поведения Клайда. Книга способна воздействовать на читателя и в этом ключе: насколько нужно принимать веяния общества, чтобы поступиться всем? Думаю, это тоже способно затронуть многих читателей.

Любовь и отношения

Нельзя упустить и момент любовных отношений, но опять же в социальном аспекте. Отношения Клайда к Роберте, девушке из религиозной и бедной семьи, и его чувства к Сондре, представительницы аристократического рода, обусловлены прагматическим интересом.

Первую он хотел использовать как объект для удовлетворения плотских желаний, вторую — как ступень для социального возвышения. В его сознании любовь не может быть отделена от роскоши, поэтому, полагая, что Роберта утянет его на дно, он ее убивает. Поступком Клайда руководит расчет и детская инфантильность, что приводит к трагичным последствиям.

Обзор всей этой психологической головоломки, может, научит нас, что человек — не объект для купли-продажи.

Главные выводы

Трагедия этой сгоревшей жизни воздействует на читателя, потому что мы понимаем, что Клайд — это собирательный образ многих молодых людей, совершающих роковые ошибки.

Задумываясь об этих несчастных и жалея их, начинаешь скрупулезнее оценивать свои собственные поступки, объективнее ставишь цели и подходящие пути для их осуществления.

Глубокий психологический драматизм открывает картину реальной жизни, достойно прожить которую можно, лишь сохранив благородство духа и ясность разума. Это еще один аспект книги, на который стоит обратить внимание.

«Американская трагедия», как и другие романы Драйзера, развивает, помимо острого видения современных реалий, нравственные ориентиры, а также гуманистические чувства и мысли.

Автор описывает те стороны жизни, которые так или иначе близки каждому из нас или затрагивает определенные события человеческой жизни, поэтому любой сможет понять эту историю.

Со всей точностью изображая душевные переживания своих героев, Драйзер будто затрагивает психологические стороны каждого из нас, поэтому это так близко.

Ведь все метания и сомнения, бытовые неудобства, душевные и ментальные терзания — все это неразрывно с каждой человеческой судьбой. Эта история отражает все стороны общественной и личной жизни, и она может коснуться любого, в особенности молодого человека, не обладающего духовным стержнем.

Драйзер изображает людей, родившихся, живущих, но ничего не понявших в этом мире, несмотря на прожитые годы, «они появляются, бредут наугад и исчезают во мгле», как говорил сам Драйзер. Родители Роберты и Клайда чтили лишь клерикальные установки и жили, руководствуясь догмами, в ощущении постоянной иллюзии.

Человек, читающий книгу, должен понимать, что иллюзии губительны, что, живя в бесплодных миражах, ты останешься лишь тенью, слабо вращающей ручку того самого органчика.

Золотой мираж губит Клайда, губит личность, но замысел здесь обширнее — Драйзер подчеркивал, что такой образ мыслей поддерживается самим обществом.

Эту книгу стоит прочесть потому, что здесь завуалирована еще одна важная вещь: жизнь может столкнуть человека со множеством неприятных вещей, но человек может не только противостоять ей, но сделать так, чтобы она сама пошла к нему навстречу, стать творцом своей судьбы, но для этого, разумеется, нужно отдалиться от чудовищных позиций Клайда Грифитса и следовать нравственным путем.

Также здесь в полной мере развенчан миф о возможности достижения легкого счастья. Конечно, оно может прийти, сначала обогрев, но затем, буквально через мгновение, ты сгоришь, потому что лучи станут смертоносны.

Также важным замыслом книги является обозначить фон и психологию действительности, которые объясняют, как происходят убийства, что лежит в их основе, потому что сюжетная линия романа основана на материале подлинной истории.

Самое главное для читателя — это понять точку зрения автора, так как именно среда и сопротивление ей дают свои результаты.

Драйзер искал альтернативные пути достижения человеком своих целей, которые бы позволили личности свободно развиваться, и он размышляет над ними и заставляет размышлять читателя, чтобы предотвратить в будущем не только американские, но и любые другие трагедии.

«Американская трагедия» венчает собой важную главу в истории США, связанную с борьбой за реализм в  искусстве, против которого выступали известные буржуазные критики того времени.

Многие литературоведы называют роман Драйзера американским аналогом «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.

Впрочем, и сам писатель признает то влияние, которое оказало на него самого и его книги творчество Федора Михайловича.

Закончить анализ этого выдающегося произведения бы хотелось фразой американского писателя Герберта Уэллса: «Это гораздо больше, чем простое жизненное описание типичного бедного уголка американской действительности… она передает большую, суровую, реальную правду с силой, которой не может достигнуть никакая грамматическая точность.

Читайте также:  Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Анализ романа Теодора Драйзера предоставила Рубакова Анна.

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Анализ романа Драйзера «Американская трагедия» | Литерагуру

«Американская трагедия» — одно из самых значимых произведений Теодора Драйзера, опубликованное в 1925 году.

  Роман об амбициозном до исступления юноше Клайде стал жемчужиной молодой американской литературы, что признают даже те, кто критически относится к творчеству писателя.

В основе книги лежит рассказ о развенчании «американской мечты», история о становлении и падении молодого человека, мотивах и настроениях.

История создания

Отправной точкой для автора «Американской трагедии» стала новость, опубликованная в одной местной газете. Ее бесстрастно изложенное содержание превратилось в кульминацию целого произведения.

Это преступление молодого человека по имени Честер Джилетт, который, как и герой Драйзера, работал на фабрике производства воротничков города Кортленд и был племянником его владельца. Честер оказался замешанным в деле об убийстве девушки Грейс Браун из фермерской семьи, которая работала на него.

Согласно статье в газете, молодой человек с девушкой отдыхали на озере Биг-Муз, катаясь на лодке, и оба утонули. На месте происшествия нашли ту самую лодку и женскую шляпку в воде – дно озера обследовали и нашли тело Грейс, мужского же тела нигде не было.

Вскоре было опубликовано сообщение о Честере, который был замечен в компании друзей на вилле неподалёку. Окружной поверенный опрашивает свидетелей, находит в комнате виновного письма Грейс, где она писала про свою беременность и упрашивала Честера жениться на ней, угрожая выдать его богатым и влиятельным покровителям.

После долгого судебного разбирательства Джилетт был приговорён к заключению в каторжной тюрьме сроком в один год, а после казнён на электрическом стуле, лишь в самом конце своей жизни признав вину. Это и стало сюжетной канвой произведения «Американская трагедия».

Роман Теодора Драйзера стал своеобразным художественным откликом на типичное для начала XX века в Америке бульварное чтиво.

Основная, объединяющая многие из них, авторская задумка состояла в том, что, в попытках достичь знаменитой «американской мечты», юноша из нижних слоёв общества через знакомство и отношения с девушкой из высшего общества добивается высокой должности, признания, положения. «Американская трагедия» — это развенчание мифа о том, что такое действительно может произойти, роман открывает читателям глаза на то, что в Америке тех лет такой сценарий невозможен. Кроме того, он безнравственен, ведь настраивает молодых людей нечестно добиваться своих целей, как будто другого, достойного и славного пути нет. Настоящий успех приобретает ценность лишь тогда, когда добыт самостоятельно.

О чём роман?

Роман, как уже было упомянуто выше, основан на весьма занятной истории, произошедшей в действительности. Можно сказать, что эта ситуация не только дала толчок к созданию произведения, но и обеспечила его всеми необходимыми деталями для развития сюжета романа.

Благодаря статье в газете, Теодор Драйзер знал, какую должность занимал молодой человек, знает подробности случившейся трагедии, а так же главный мотив, который подтолкнул его пойти на убийство юной девушки.

Факты из статьи писатель менять не стал и все использовал в первозданном виде, тем самым создав себе очень прочную базу, к которой оставалось добавить художественные описания, предысторию и внутренние переживания героев.

Теодор Драйзер рассказывает историю мальчика, семья которого проповедует на улицах города. Клайд Гриффитс недостаточно образован, стыдится образа жизни, который ведут его родные, хочет добиться в жизни чего-то, но довольствуется малым: работает на мелких должностях.

С того момента, когда из дома сбегает его сестра, герой всё чаще задумывается о том, чтобы оставить всё то, что держит его в нижнем слое общества, и пробиться к верхам. Ему предоставляется такой шанс, его берут работать в отель, и тогда Клайд познаёт новые стороны жизни.

Молодой человек предаётся радостям, поддаётся искушениям, влюбляется впервые, развлекается, попадает в нерешаемые ситуации, зарабатывает кажущиеся ему большими суммы денег. Одно происшествие заставляет его покинуть город и уехать к богатым родственникам, где его дядя владеет фабрикой, куда он устраивается работать.

Это лишь новая ступень в познании жизни для Клайда, где позорные и негативные качества его характера лишь набирают силу, а положительные всё меркнут перед ними. Именно возникшая под влиянием впечатлений от богатых родственников «американская мечта», то, чему она научила Клайда, и приводят его в финале на электрический стул.

Как в книге проявился американский натурализм?

Последний значительный роман Драйзера — его наиболее последовательное натуралистическое произведение. Говорят, что композиция «Американской трагедии» подобна длинному репортажу, к которой добавляются всё новые подробности, обстановка накаляется, и кульминацией становится смерть девушки, после снова ряд деталей и фактов об убийстве, и вторая кульминация – смерть главного героя.

«Ноги Теодора протаптывают дорогу, тяжёлые грубые ноги. Он продирается сквозь чащу лжи, прокладывая путь вперёд», — так говорил о своём товарище и учителе Шервуд Андерсон.

Драйзер сумел внести новаторство и феноменальную глубину в американскую реалистическую литературу, несмотря на влияние буржуазии Америки и жестокую критику, которая присутствовала на протяжении всего его творческого пути.

Драйзер «ворвался в спёртую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уитмена внёс в наш пуританский обиход струю свежего воздуха», — писал Синклер Льюис.

Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода в изображении мира и человека, включается в процесс переосмысления новой действительности ХХ века и места в ней человека, раскрывает причины и изображает сущность «американской трагедии», которая стала реальностью.Творчество Драйзера оказало сильное влияние на развитие литературы, так как именно он наметил границы современного социального романа.

Образ главного героя

Клайд Грифитс – это «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». Впервые перед читателем он предстаёт мальчиком из бедной религиозной семьи, которая проповедует на улицах – даже прохожие замечают, как сильно ему не по себе и что это место – не его.

Он мечтает об образовании, о свободе, о богатой и беспечной жизни, одним словом, пытается убежать от того, кем он сейчас является. По сути, Клайд пытается стать тем, кто ставит деньги выше, чем что-либо ещё, в том числе и нравственную чистоту.

Именно из-за благоговейной строгости, в которой держит его мать, из-за образа жизни и способа заработка его семьи, из-за застоя в духовном развитии Клайд так сильно ощущает изменения, получив работу посыльного при отеле.

Для юноши новая жизнь полна открытий, притягательна, и всё это настолько заманчиво, что он торопится окунуться с головой, но не замечает, что именно в омут.

Теперь у него есть собственный заработок – он становится скрытным, так в нём рождается жадность и желание обладать большим, он утаивает доходы от матери. У него появляются друзья, но он не разбирается особо в тех, кто его окружает, потому что всю жизнь боялся, что останется в одиночестве из-за проповедничества на улицах.

Клайд впервые посещает публичный дом и испытывает стыд, перебарывает совесть, ведь это было непозволительно при том образе жизни, что ведёт его семья, такие развлечения для него аморальны.

Он впервые влюбляется, и читатель видит слабость его души, когда он не может противостоять своим чувствам, как они напрочь лишают его здравого рассудка.

Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает: развлекаясь однажды с друзьями, он катался на машине на повышенных скоростях, в результате чего на дороге умирает девочка – Клайд не раздумывая покидает город, оставив в нём всё: брошенную беременную сестру, по-прежнему сильно привязанную к нему маму, бедствующего отца семейства, рабочее место, приносившее ему неплохой заработок.

Об этом рассказывается в первой части произведения, где мы знакомимся с настоящим Клайдом Гриффитсом – молодым человеком с не оформившимся характером, который сталкивается с реальной жизнью, погружающей его в мир запретов и развлечений и раскрывающей в нём слабость, неспособность противостоять искушениям и душевную трусость. Он не обуздан в своих желаниях и слишком слабохарактерен, чтобы самостоятельно это контролировать.

Последующая история с каждым новым его поступком доказывает, что он, как выразились его адвокаты, «умственный и нравственный трус».

Если бы нравственность, которую так яро воспитывала в нём мать, смогла пробудить в Клайде ум и рассудительность, если бы он не откликался так живо на эмоции внутри себя, то, возможно, всё закончилось бы по-другому.

Роберта осталась бы жива, если бы Клайд не боялся упасть в глазах богатых родственников, спросив у них совета или попросив у них помощи.

Даже к Роберте изначально его тянуло из-за того, что она казалась ему такой же слабой, такой же ненужной и отторгаемой обществом, из-за внутреннего одиночества. Едва уловив возможность сблизиться с девушкой из высшего сословия, Клайд охладевает к бедной возлюбленной, ведь и его уже ка будто принимают, так что работница ему не ровня.

Перед казнью Клайд, ведомый испугом и чувством одиночества, признаёт вину – чего не добились от него во время долгого судебного процесса: он лгал, путался в собственной лжи, истязал себя мыслями, как выпутаться из всего этого под давлением неопровержимых доказательств, но продолжал считать себя невиновным. К вере Клайд так не приходит. Однако за него на коленях молится мать – весь год, что он был заключён в тюрьме, и в минуту казни.

Тематика и проблематика

В романе Теодора Драйзера нашли отображение общественно-исторические противоречия капиталистической Америки. Это американская реальность изнутри, такая, какой её сложно понять со стороны, но легко почувствовать на себе, представив себя в теле главного героя.

Реализм писателя отличен именно близостью к документалистике, которая переплетается с классической художественной литературой, где он показывает типичное поведение, типичные характеры, типичных людей.

Он не приукрашивал то, что на самом деле происходило в стране, пытаясь противопоставить своё произведение тем, кто пропагандировал нереальные истории любви, как легкому пути из низших слоёв общества к высшим.

«Американская трагедия» — это история об американской мечте, затмившей разум и совесть эпохи.

Пока все думали, что каждый может подняться по социальной лестнице и обладать неземными богатствами, даже если раньше работал посыльным, реальность оборачивалась для них нравственным падением ради карьерного взлета.

Теодор Драйзер показывает, что эта мечта – иллюзия, человечность несовместима с буржуазными стандартами счастья. Клайд Гриффитс пошёл именно по тому пути, который описывали бульварные романы того времени, и лживая американская мечта привела его к смерти и позору.

Читайте также:  Кратчайшее содержание поэмы «полтава» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Екатерина Чуненкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Американская трагедия», художественный анализ романа Теодора Драйзера

Роман «Американская трагедия» был опубликован в 1925-м году. В основу его был положен реальный случай убийства Честером Джиллетом своей девушки Грейс Браун, произошедший девятнадцатью годами ранее.

С идейной точки зрения, «Американская трагедия» явилась художественным откликом на выпускавшиеся в начале XX века в США бульварные романы, прививавшие населению страны мысль о том, что одним из путей реализации знаменитой «американской мечты» может быть «путь Золушки»: когда бедный молодой человек встречает девушку из состоятельной семьи, женится на ней, получает богатое приданое и занимает высокое положение в обществе. Своим романом Драйзер попытался развенчать этот миф, указав на его несостоятельность в условиях обычных американских реалий.

Главный герой романа – Клайд Грифитс – «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь». С самого детства он стремится к «полному сходству» и «стандарту» с большинством своих сограждан, ставящих материальные ценности выше духовных.

Получив работу посыльного в отеле «Грин-Дэвидсон», выросший в исключительно религиозной, проповеднической семье молодой человек с радостью погружается в новый, притягательный для него мир, в котором есть и высокий заработок (на основе хороших чаевых), и верные друзья (которых он так боялся не найти в детстве из-за специфической деятельности родителей), и красивые девушки, согласные проводить с ним время, и недозволенные прежним образом жизни или существующей общественной моралью развлечения – пиршества в ресторанах и посещения публичных домов. Столкновения с реальной жизнью Клайд не выдерживает сразу же: став случайным виновником гибели девочки на дороге, семнадцатилетний юноша бросает всё (любящих родителей, попавшую в беду старшую сестру, работу) и бежит прочь из Канзас-Сити. Так заканчивается первая книга, знакомящая читателя с основами характера главного героя – любящего деньги и развлечения, сходящего с ума от женской красоты, совершенно не разбирающегося в жизни и не умеющего постоять за себя.

Вторая часть (она же – книга) «Американской трагедии» рассказывает подлинную историю взаимоотношений Клайда Грифитса и Роберты Олден – простой работницы с ликургской «Фабрики воротничков», принадлежащей богатому промышленнику и дяде юноши – Сэмюэлю Грифитсу.

Третья часть является юридической трансформацией и нравственным продолжением второй – в ней подробно разбирается состав преступления, преподносится вымышленная история убийства девушки и показывается, как после вынесения обвинительного приговора совершается некоторый духовный перелом в сознании Клайда.

Основная черта характера главного героя, приведшая его к трагедии, жестоко и беспощадно выносится на всеобщий суд его же адвокатами – Белнепом и Джефсоном, строящими свою защиту на том, что их подопечный – «умственный и нравственный трус».

Прямо об этом в книге не говорится, но читатель может и сам догадаться, что будь Клайд чуть более умён, нравственен и смел, он бы не загнал сам себя в угол: на любом этапе развития отношений с Робертой молодой человек мог обратиться за помощью всё к тому же дяде, но страх потерять доверие богатого родственника и навсегда распрощаться с мыслями о прекрасной и богатой Сондре Финчли помешал ему это сделать.

Произошедшая с Клайдом трагедия, основывается на целом ряде как случайных, так и неизбежных факторов, обусловленных его воспитанием (строгим), молодостью (наивной и необузданной в своих желаниях), положением (бедный член богатой семьи, отвергаемый высшим светом и не имеющий возможности общаться с низшими слоями ликургского общества).

Клайд тянется к Роберте как из-за внутреннего одиночества, так и потребности в телесной близости с женщиной, разбуженной в Канзас-Сити обаятельной кокеткой Гортензией Бригс.

Не встретив достойного сопротивления, молодой человек охладевает к простой работнице сразу же, как только встречает девушку из богатой семьи и понимает, что может рассчитывать на её руку и сердце.

Воспитанная в соответствии со строгими моральными ценностями Роберта, вопреки своему доброму и любящему сердцу, перед лицом постигшего её несчастья становится упрямой и жестокой.

Будь она более гибкой – она либо согласилась бы с предложением Клайда родить ребёнка на стороне и получать от него деньги, либо попыталась бы воздействовать на него другими способами – например, через своих или его родственников.

Трагедия Роберты Олден в том, что она, как и её ветреный возлюбленный, чувствовала огромный страх перед родителями и обществом и боялась признать в согрешении, чтобы не быть отвергнутой.

Ослеплённый любовью к Сондре Клайд приходит к мысли об убийстве, благодаря газетной заметке, но…

совершает ли он преступление или нет – ни он, ни окружающие, ни читатель не могут понять до самого конца романа, пока сиракузский проповедник Мак-Миллан не ставит окончательную точку в этой страшной истории. По мнению священника, юноша виновен уже хотя бы потому, что он совершил убийство в своём сердце.

Все внутренние метания Клайда ничто перед чередой простых фактов: он хотел избавиться от Роберты; он, пусть и случайно, но от злобы и ненависти, ударил её; он не помог ей спастись, так как понял, что для него это будет чрезвычайно удобно.

Перед казнью главный герой «Американской трагедии» под влиянием страха и одиночества переживает духовный переворот, позволяющий рассказать подлинную историю произошедшего на озере Большой Выпи, но к Господу так и не приходит. Для него он остаётся «этим их богом», которому молится никогда не понимавшая Клайда мать, и молодой, обуздавший свои страсти преподобный Мак-Миллан.

В своём романе Драйзер выступил не только прекрасным психологом, раскрывшим внутренние чувства преступника и осуждённого на смерть человека, но и отменным документалистом, рассказавшим об устройстве американского общества – его верхушке (богатые промышленники и их не знающие нужды дети) и социальном низе (бедная семья проповедников, юные посыльные гостиниц, работники фабрики), его политической (активное развитие дела Клайда прокурором Мейсоном ради получения должности судьи) и судебной (подробное описание процесса) составляющей, его рабочей (описание рабочих обязанностей людей разных специальностей) и развлекательной (танцы, выезды на природу, посещение церковных собраний) стороне жизни.

  • «Американская трагедия», краткое содержание романа Теодора Драйзера

  • «Финансист», краткое содержание романа Теодора Драйзера

  • «Сестра Керри», художественный анализ романа Теодора Драйзера

  • «Титан», краткое содержание романа Теодора Драйзера

  • «Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера

  • «Стоик», краткое содержание романа Теодора Драйзера

  • «Сестра Керри», краткое содержание романа Теодора Драйзера

  • «Стоик», художественный анализ романа Теодора Драйзера

  • «Титан», художественный анализ романа Теодора Драйзера

  • Теодор Драйзер, краткая биография

  • По произведению: «Американская трагедия»
  • По писателю: Драйзер Теодор

Анализ романа Драйзера Американская трагедия

Теодор Драйзер великий американский писатель. Пожалуй, самым известным и значимым его произведением является роман “Американская трагедия”. Роман был опубликован в 1925 году, буквально сразу принесли невероятный успех писателю.

Толчком для создания романа стала новость о преступлении, изданная в газете. Юноша Честер Джилетт был обвинён в убийстве девушки Грейс Браун. После долгого процесса разбирательств, его приговорили к смертной казни, но он до самого конца отрицал вину.

Автору удалось развеять миф об “американской мечте”, ведь главный герой желал достичь успеха лишь благодаря связи с богатой девушкой, Драйзер же хотел сказать, что подлинный успех состоит из усилий самого человека, только такой успех имеет ценность.

Автору оставалось добавить в роман лишь эмоциональные переживания героев, их мысли, ведь история уже была готова благодаря реальному прототипу.

Роман является натуралистическим произведением. Критики считают, что композиция романа сильно похожа на репортаж, ведь к нему постоянно добавляются лишь новые интересные подробности и факты.

Клайд Грифитс является главным героем романа. Как уже было отмечено, прототипом для его создания стал Честер Джилетт.

Герой рос в бедной семье, родители были чрезвычайно набожными людьми, а Клайд все детство мечтал выбраться из бедности, мечтал получить достойное образование и стать богатым человеком.

Как только герой нашёл работу, то стал тщательно скрывать свои доходы от родных и близких, стал очень жадным человеком, ему хотелось заработать ещё больше. Он отчаянно хотел стать тем человеком, который ставит деньги на первое место в жизни.

Что касается друзей, то Клайд абсолютно не разбирался в людях, он дружил со многими, так как боялся оставаться в одиночестве. Клайд вскоре по уши влюбляется в девушку, он не в силах совладать с чувствами, читатели могут наблюдать слабую душу  героя.  Из-за любви он теряет голову.

Герой всю жизнь жил в розовых очках, он не знал настоящей жизни, кроме того имел слабый характер, он легко поддавался искушениям. Клайд имеет слабый характер, он не в состоянии контролировать эмоции и желания. Когда Клайда посадили в тюрьму, его мать молились целыми днями, она молилась и в минуту казни. Но к сыну вера так и не пришла. Он до последнего отрицал свою вину, он признал ее только в минуту казни.

В романе представлена проблема противоречий капиталистической Америки. Автору удалось в мельчайших деталях представить реальность Америки изнутри, читатель может прочувствовать ее благодаря яркому главному герою.

Документалистика и художественная литература связаны между собой. В этом и отличие реализма Драйзера от реализма других писателей.

Кроме того, автор не старался утаить какие-то факты, он не приукрашивал действительность, автор старался описать все чувства и переживания героев как они есть.

Роман «Американская трагедия» смог рассказать о той американской мечте, которая напрочь забила разум и совесть людей того времени. Драйзер призывает оставаться человеком, ведь на пути к идеальной жизни буржуазии стоит именно бесчеловечность, алчность и жестокость. Иллюзия, живая мечта довела героя романа до смерти.

← Система образов в Слове о полку Игореве
← Образ матери в поэме Реквием Ахматовой↑ ДругиеАнализ произведения Заводной апельсин Берджесс →
Анализ романа Фадеева Разгром →

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь
    Волшебный образ Царевны – лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.
  • Жизнь и творчество Джека Лондона
    Продавец газет, уборщик, рабочий на консервном заводе, рыбак, матрос, гладильщик в прачечной, кочегар, золотоискатель, военный корреспондент, социалист и путешественник. Вот далеко неполный список профессий
  • Анализ Сказки об Италии Горького
    Произведение представляет собой цикл, состоящих из нескольких рассказов, созданных писателем от впечатлений во время путешествия по Италии.
  • Пословицы и поговорки из поэмы Кому на Руси жить хорошо
    Основные персонажи поэмы – это семеро освобождённых крепостных, которые отправляются в путешествие по земле Русской в поисках ответа на вопрос: кто же на родной земле живёт счастливо и вольготно?
  • Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина (черты и признаки)
    В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно
Ссылка на основную публикацию