Анализ рассказа Александра Куприна «Тапер»

Среди знаменитых работ в жанре малой повествовательной прозы особое место занимает рассказ Александра Ивановича Куприна «Тапёр».

Анализ этого произведения позволяет увидеть его главную тему — роль счастливого случая в жизни человека.

Но есть у текста и более глубокая проблематика, заключающаяся в безвестности огромного количества талантливых людей, не имеющих возможности проявить себя из-за бедности.

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн.

Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки.

Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов.

Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру.

Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин.

Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Катерина

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Светлана

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Максим

ПредыдущаяСледующая

“Тапер”, анализ рассказа Куприна

В декабре 1900 года в газете “Одесские новости” был впервые опубликован рассказ А. И. Куприна под названием “Тапер”. Как утверждал автор в одной из ссылок к своему произведению, основано оно было на событиях, которые на самом деле имели место быть. Однако тем самым Куприн хотел лишь подчеркнуть его реалистичность.

Анализ документальных фактов подтвердил, что никакого композитора по имени Юрий Азагаров не было.

Сюжетная линия рассказа

Юрий Азагаров в рассказе – четырнадцатилетний тапер (музыкант, играющий на праздниках

музыку для увеселения гостей). Его нанимают играть на елке в семью Рудневых – богатый и хлебосольный дом, двери которого открыты для всей Москвы. Старшая сестра, Лидия Руднева, иронично отнеслась к маленькому музыканту, не поверив, что он может отыграть целый вечер.

Однако Юрий своей талантливой игрой доказывает насмешливой красавице, что он – настоящий талант, который трогательно и красиво играет любое музыкальное произведение: от классики до увеселительных танцев.

В самый разгар праздника в залу, где играет маленький тапер, входит солидный, очень серьезный человек в летах. Юрию становится не по себе, он чувствует в его присутствии непонятную робость – тем более, что пришедший гость внимательно прислушивается к игре мальчика. Он просит сыграть одну из рапсодий Листа, а после игры в самом разгаре вечера забирает и увозит мальчика с собой.

Только одеваясь, Юрий узнает, что этот человек – великий композитор Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий под началом такого великого учителя становится не менее известным композитором.

Идейное содержание произведения

Тема рассказа Куприна – искусство, она характерна для всего творчества этого писателя. В очередной раз Александр Иванович показывает читателям, что настоящий талант будет оценен по достоинству и вознагражден.

Композиция рассказа двухчастная и построена на контрасте. Первая часть – описание роскошного дома Рудневых и их беспорядочного, бесшабашного образа жизни. Вторая часть – скромный, маленький тапер, который своим внешним видом может вызвать только жалость.

К концу рассказа соотношение меняется: все гости дома Рудневых находятся во власти звуков, извлекаемых Юрием из пианино.

Нельзя не заметить, что Куприн заостряет внимание читателя на том, что очень часто в жизни человека судьбоносное значение имеет обычный случай. Таким случаем для маленького тапера стал приход к Рудневым Рубинштейна.

Небольшой, но трогательный рассказ А. И. Куприна “Тапер” легок в прочтении и способен затронуть самые глубинные струны души любого человека.

(2 votes, average: 3.00

"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"

  • Всероссийский фестиваль педагогического творчества
  • (2015 – 2016 учебный год)
  • «Педагогические идеи и технологии: среднее образование».
  • Методическая разработка урока по литературе

рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей

  1. Захарова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
  2. МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №10»
  3. г. Реутов Московской области
  4.   (1)

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР»

(рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)

  • Ход урока
  • (2)
  • СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Совсем недавно мы с вами встретили чудесный светлый праздник: Рождество Христово. Это один из самых почитаемых праздников в России, один из главных праздников православного мира. В России и некоторых других странах Рождество празднуют 7 января.

Вопрос классу:

Давайте вспомним, в чём же заключается празднование Рождества:

  • Празднование заключается в воспоминаниях о светлом дне рождения Иисуса.
  • К рождеству готовятся заранее. 40 дней до Рождества соблюдают пост (с 28 ноября по 7 января). Пост нужен для того, чтобы люди встретили великий праздник с чистой душой и телом.
  • 6 января (этот день носит название «Сочельник») не принято употреблять пищу до появления на небе первой звезды. Это дань Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Иисуса.
  • Вечером в Сочельник принято готовить особые блюда: кутью (особая сладкая каша из пшеницы) и взвар (обычно из чернослива).
  • Все православные христиане собираются в храмах, где проходят богослужения в честь праздника. Служба начинается поздним вечером и длится до раннего утра. Вернувшись из храма, люди начинают праздновать Рождество.
  • На стол принято ставить праздничные блюда, вино… Приглашают гостей.
  • Ряженые подходят к дому и начинают петь колядки (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии), хозяин дома должен непременно открыть дверь и угостить ряженых. В качестве угощения давали сладости, кутью, деньги или любое блюдо с праздничного стола. После этого ряженые благодарят хозяина и поют еще одну колядку с добрыми пожеланиями хозяину и его дому. 
Читайте также:  Опыт и ошибки в романе толстого «война и мир»

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ (СЛОВО УЧИТЕЛЯ)

(3)

Многие писатели обращались к празднику Рождества Христова как к основе для своих произведений. И такие произведения получили название рождественских. Сегодня нам предстоит проанализировать один из рассказов А. И. Куприна и решить задачу: можно ли отнести рассказ А. И.Куприна к циклу рождественских и почему. (Вопрос на доске)

Запишем в тетради: (гиперссылка)            А. И. Куприн «Тапёр» (тетрадь)

  1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ
  2. Мы открыли произведение, которое вы уже успели все прочитать.
  3. Вопрос классу:

Ну а поскольку речь зашла о празднике, то выясним, есть ли в рассказе атмо сфера праздника? Как писателю удаётся её передать?  

  • суматоха, приготовления, ёлка, суета. Писатель передаёт атмосферу при помощи описания действий, глаголов, описания гостей и хозяев.
  • РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ.
  • —        Где происходит действие рассказа? 
  • В доме семьи Рудневых
  • — Что мы узнаем о семействе Рудневых?

Описанию семьи уделяется много места в рассказе: оно хлебосольное; отец любил, чтобы в доме было много гостей, не скупился на угощение, был радушным, добрым хозяином, любил музыку и знал в ней толк. В семье много детей. И дру зья любили бывать в этом доме, так как им всегда были здесь рады.

(4)

(тетрадь: Семья Рудневых: гостеприимная, хлебосольная, всегда рады друзьям)

— Мы вошли с вами в атмосферу рассказа? Как же называется введение в атмосферу рассказа? 

  1. Вывод: это экспозиция рас сказа. (тетрадь)
  2. —        Опишите детей Руд невых?
  3. (индивидуальная работа: найти в тексте описание Лидии, Татьяны, Тины)
  4. Задание классу:

        — Кто из сестер больше всех волнуется и почему? Конечно же, младшая из сестер, Ти на, ведь это ее первый бал.

  • (проверка индивидуального задания: учащиеся читают найденные в тексте описания сестёр) Старшая Ли дия — красавица с чайной розой в волосах, которую прозвали царевной-несмеяной. От нее, кроме наставлений, ничего не услышишь;
  • Татьяна — полная, веселая, спокойная. Она удивительно умела улаживать внутренние междуусобные войны;
  • Тина — двенадцатилетняя девочка, добрая и веселая, самая младшая из сестер на этом празднике.
  • — Что же случилось перед праздником, почему все так отчаянно волнуются?
  • Музыкантов все нет!
  • Вывод: это завязка действия (тетрадь)
  •  Прочитайте описание тапёра, которого привела в дом Дуняша. Какие определения будут ключевыми в этом описании?  
  • бледный, худощавый, в подержанном мундирчике, вихры темных волос, завивающихся «гнездышками», лицо некрасивое, но выразительное, с очень тонкими чертами, большие серые глаза — слиш ком большие для такого худенького детского лица…» Они «смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно»).

–Можно ли всё это описание разделить на части? Сколько их будет?

  1. Можно описание мальчика разделить на две части: описание внешности, описание внутреннего мира
  2. (5)
  3. — На что более обращает внимание писатель? (на описание черт лица, глаз)

— Как можно назвать такие лица?(Хорошо, если ребята из многих опреде лений выделят одно — одухотворенное.)

–Каково ваше первое впечатление о му зыканте?

  • «Застенчив, беден и самолюбив». Имен но таким его увидела добрая Таня Руднева.
  • Умен, серьезен, горд. Об этом говорят его глаза и высокий лоб.
  • Он не допустит насмешки над собой и презрительного отношения.
  • — Как реагируют домашние на появление в доме этого мальчика?
  • СЛОВО УЧИТЕЛЯ 
  • Попробуем разыграть диалог Лидии и мальчи ка, на что мы обратим внимание при постановке этой сцены? (индивидуальное опережающее задание)

На внутренний мир героев. Высокомерие Лидии, гордость и уверенность мальчика,  отметим, как меняется его поведение: на пряженная неловкость позы исчезла, «большие глаза вдруг блеснули гневом и насмешкой».

Инсценировка эпизода.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

И вот Тина ведет мальчика в залу, усажи вает за великолепный рояль…

(Слушание текста со слов: «Реалист взял наугад…» до слов: «…он искал глазами Лидию, но её уже не было в зале»).

Вопрос классу:

  • Как автор передает состояние пианиста, чья голова едва виднелась из-за пюпитра?

При помощи эпитетов, описания лица

  • Каким одним словом можно выразить состояние мальчика?

(Из всех названных учащимися слов выде ляем вдохновение).

  • Как присутствующие реагируют на игру музыканта?

Игра мальчика привлекла слушателей: «зала постепенно заполнилась…»

Отец восклицает: «Какой мастер!», «Прекрасно играете!», «Безбожно заставлять его играть танцы!»

  1. Татьяна восхищена: «Правда отлично игра ет?»
  2.    Лидия ушла. (тетрадь)
  3. (6)
  • Почему ушла? Помните, при каких обстоятельствах мальчик стал играть?

Его обидела недоверием старшая из сестер — Лидия.

(7)

  •  Как вы думаете, почему мальчик стал играть «Венгерскую рапсодию», а не какое-то другое произведение. Легко ли мы ответим на этот вопрос, если никогда не слышали произведение? У нас есть такая возможность.

(слушание рапсодии и ответ на тот же вопрос)

Это красивое, очень сложное произве дение. Оно трудное для исполнителя, требует высокого мастерства, музыкальное произведение Листа соответствует настроению мальчика.

  • — Попробуйте передать характер музыки.
  • торжественное, утверждающее, серьезное — подчеркивает настроение юного пианиста.
  • — Как меняется настроение мальчика во время исполнения музыки?
  • (индивидуальный вопрос)

—        Скажите, а мог бы писатель на этом закончить рассказ? Какие части можно было бы здесь найти?

(8)

  • Кульминацией был бы момент виртуозной игры мальчика,
  • Заключением — победа пианиста.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ 

Но автор, как мы убедились, замечательный психолог, на этом не кончает повествование. Поэтому звучит уже другая музыка. Это марш из «Фауста».

  1. Он раскрывает перед нами двери столо вой и под звуки торжественного марша из «Фауста» ведет к красавице елке, на которой за жигают свечи.
  2. (9)
  3. Задание 3 ряду: Докажите фразой из текста, что всю вторую часть рассказа Куприн наполнил музыкой.

Потрясающее зрелище нарядной ёлки удивляет детей. А что ещё придумал писатель, что полнее раскрыть торжественность момента?

Герой — Аркадий Николаевич Руд нев, любитель и знаток музыки, просит сыг рать марш из «Фауста»..

Проверка задания 3 ряда. 

Вечер начат: и долго будут звучать валь сы, польки, кадрили, а «перед глазами будут мелькать белые, розовые, голубые платьица, короткие юбочки… русые и черные головки в шапочках из папиросной бумаги».

–Кто же таким образом становится ещё одним героем этого произведения?

 (тетрадь)

  • Музыка стала одним из главных действующих лиц.
  • И не только потому, что ее исполняет юный виртуоз.
  • Без музыки мы не мыслим такой праздник, как Новый год, Ро ждество.

(10)

Но тут писатель вводит в дом еще одного гостя. (Определяем, что это своеобразная за вязка второй части рассказа.)

  • Почему появление нового гостя заста вило пианиста повернуть голову к входной двери? Что об этом говорит сам автор?

Мальчик почувствовал волнение, охва тившее всех присутствующих. «Не переставая играть, он увидел, что в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих».

  • Каким мы видим этого человека?
  • Это пожилой господин, «немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн».
  • «Держался он с такой изящной, не уловимо небрежной и величавой простотой, которая свойственна только людям большого света».
  • Что в его облике особенно впечатляло?

Всего замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, глаза смотрели тяжело, утомленно и недо вольно. Губы энергично и плотно сжаты. Вооб ще лицо было властное и упорное. «Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос. Все это делало характерную голову похожей на льви ную…»

  • (Откроем портрет композитора, поме щенный на доске, — Антона Григорьевича Ру бинштейна — великого русского композитора, музыканта, известного всему миру).
  • –Знал ли его Юрий Азагаров?
  • Нет.
  • –А присутствующие?
  • Да, многие знали его.
  • –А мы знакомы с этим композитором?
  • СЛОВО УЧИТЕЛЯ 
  • Согласитесь со мной, что Куприн не только мастер-психолог, умеющий передать тончайшие переживания человека, но и мас тер портрета? Писатель удивительно точно и ярко передал внешность и характерные особенно сти Рубинштейна глазами своего героя. Вели кий музыкант и композитор словно ожил под его пером.

(Проверка опережающего индивидуального задания: рассказ о Рубинштейне)

–Каково состояние мальчика? Почему ис пуган, изумлен, смущен?

— Как играл мальчик в этот раз? Прочи тайте отрывок выразительно, стараясь пере дать волнение пианиста.

«Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем играл в первый раз. Но понемногу к нему вернулись смелость и вдох новение.

Присутствие того властного и не обыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гиб кость и послушность.

Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хоро шо, как в этот раз…»

  • Какова реакция Рубинштейна на игру пианиста?

Постепенно проясняется его хмурое ли цо, смягчается мало-помалу строгое выраже ние губ. И мы знаем почему: мальчик играл превосходно.

  • Вы заметили, что композитор не обмол вился с юным музыкантом ни одним словом? Когда мальчик кончил играть, Рубинштейна уже не было в зале. Как вы думаете, почему?

Вполне вероятно, что великий музыкант вспомнил, слушая игру пианиста, свое детст во, увидел себя выступающим с концертами в Москве, Вене, Лондоне, Будапеште, Берлине… Вспомнил, что в детстве у него не было детст ва, как, вероятно, и у этого скромного талант ливого мальчика с огромными серыми глаза ми на одухотворенном лице.

Может быть, вспомнил, как однажды в Вене, уже достаточно взрослым (ему исполни лось 17 лет) оказался в нужде, просил помощи у Ф.Листа (чью рапсодию сейчас слушал). Но Лист высокомерно отказал, заявив, что талант должен сам пробивать себе дорогу. А как в тот момент ему нужна была поддержка!

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вероятно, подобные мысли могли пронес тись в голове великого маэстро. Волнение вы нудило его покинуть залу. Но Куприн не гово рит об этом читателю, как бы оставляя за ним право самому сделать вывод.

—        Как завершается рассказ? Кто, по-ва шему, этот талантливый мальчик?

Писатель не назвал нам его имени. Но мы знаем, сколько учеников было у Рубинштейна, скольким он помог на их трудном пути к славе. Одним из талантливых учеников Рубинштейна был П.И.Чайковский. Но это не о нем, ведь в то время Чайковский уже закончил учебу и работал в Московской консерватории. Известны встречи Рубинштейна с молодым Рахманиновым.

  1. В конечном счете, не так уж важно, кто этот мальчик.
  2. — О чем заставляет задуматься нас писа тель?
  3. — О чём же этот рассказ?
  4. (11)

О бедности и богат стве, о добре и милосердии, об отзывчивости и высокомерии, о неожиданных поворотах судьбы, о таланте, который порой требует поддержки и внимания, иначе погибнет. А ещё он о Рождестве, которое может подарить чудо, встречу с чудеснейшими людьми, день, в который могут сбыться самые заветные мечты и желания.(тетрадь)

Читайте также:  Подборка: все романы А. С. Пушкина

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вот и ответили мы с вами на вопрос, поставленный в начале урока. Этот рассказ один из цикла рождественских рассказов русских писателей. Верю, что встре ча с героями Куприна сделает нас лучше, отзывчивее на добро и красоту.

Анализ рассказа Александра Куприна «Тапер»

В статье мы рассмотрим рассказ А.И. Куприна «Тапер», главным героем которого является талантливый юный музыкант Юрий Азагаров.

История написания

Куприн написал произведение «Тапер» в начале 20 века, которое было опубликовано тогда же в газете. Писатель утверждал, что рассказ основан на реальных событиях.

Так, Антон Рубинштейн, который являлся знаменитым пианистом и не менее славным композитором, был создателем нескольких опер и романсов, а также учителем и дирижером. Он был очень популярен и имел множество почитателей.

В рассказе же Рубинштейн представлен нам как способный и талантливый юный пианист. А Азагаров Юрий – выдуманный персонаж.

Писатель неоднократно приходит к музыкальной теме в своих произведениях, например, в произведении «Скрипка Паганини» повествование ведется об уникальном скрипаче из Италии, о котором ходили слухи, будто он продал душу дьяволу в обмен на свою славу. А в «Соловье» описаны известные певцы Энрике Карузо и Тито Руффо.

Также он описывает событие из жизни Ивана Шаляпина в рассказе «Гоголь-моголь». Впрочем, наиболее музыкальным и неоднозначным произведением Куприна, которое отличается особой трогательностью и трагичностью, является рассказ «Гамбринус», посвященный неизвестному и талантливому скрипачу по имени Сашка, обретавшемуся в трактире в Одессе.

Жанр

«Тапер» по своему жанру относится к рассказам. Небольшая единственная сюжетная линия с коротким отрезком времени, действующих лиц в произведении мало. Также к рассказу это произведение относит его относительно небольшой объем. Творческое направление писателя – реализм. В рассказе мы наблюдаем за коротким промежутком времени жизни мальчика, образ которого основан на реальном человеке.

Композиция

По сути, рассказ состоит из двух частей. В первой части повествуется о семье Рудневых, и о том, какая царила в их семье атмосфера и настрой, а также об особой тяге членов семьи к различному искусству, и обо всех устраиваемых праздниках в семье.

Непосредственно описываются семейные хлопоты перед праздником в честь символа Нового Года – елки. Обусловлены хлопоты были поиском тапера, с которым праздник был бы более хорош.

Скандалов и ссор в семействе почти не бывает, а если случаются, то с ними разбирается Татьяна Руднева, средняя дочь.

Во второй же части произведения в доме Рудневых появляется юный пианист. Описывается встреча гостей Рудневых с уникальным искусством мальчика.

Смысл

Стоит заметить, что в ту эпоху в среде просвещенных и интеллигентных людей считалось традиционным пригласить на мероприятия музыкантов, которые бы создавали определенную атмосферу там.

Среди приглашенных музыкантов не все были мастерами своего дела, и зачастую, таким образом, подрабатывали не очень опытные музыканты.

Из-за этого этот вид подработки стал называться тапером, что в переводе с французского языка значит стук, или хлопки.

Смысл названия произведения кроется в том, что тапер – это пренебрежительное название подработки в качестве музыканта на различных праздниках, и писатель решил показать нам контраст между тем, чего ожидали от мальчика люди, и что он выдал. Юный музыкант оказался настоящим виртуозом. Он мастерски музицировал, чем покорил собравшееся в доме Рудневых общество.

Суть

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году.

По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди.

Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Характеристика персонажей

В рассказе «Тапер» автор знакомит читателей с интеллигентной семьей Рудневых, юношей-музыкантом и гостями дома Рудневых, окунает читателя в праздничную новогоднюю атмосферу, наполненную радостью, волшебством, нетерпеливым ожиданием.

Глава московского семейства Аркадий Николаевич Руднев – элегантный, представительный пятидесятилетний мужчина, привлекательной внешности. Он занимается меценатской деятельностью, покровительствовал искусствам, особенно балету. Также он шел в ногу со временем, был любитель устраивать праздники, приглашать гостей, любил молодежь и был душой компании. У семьи было много друзей.

  • Жена главы семейства Ирина Алексеевна Руднева как последний потомок высокого знатного рода была наоборот высокомерной, держалась обособленно, много времени находилась в своих комнатах, старалась общаться только с такими же высокими и родовитыми представителями дворянства.
  • Три дочери Рудневых, абсолютно разные по характеру и внешности:
  • Лидия – девушка красивая, но холодная и бессердечная, относившаяся с презрением к прислуге и простым людям, ко всем, кто ей подвластен и ниже по положению.

Татьяна – блондинка, обладающая веселым нравом и спокойным характером, за что ее любила прислуга. Она в семье Рудневых являлась миротворицей, улаживала все возникающие инциденты.

Тина – младшая дочь Рудневых, двенадцатилетняя девочка, милая, добрая, резвая, взявшая мальчика тапера под покровительство.

Главный герой рассказа Юрий Азагаров изображен Куприным в рассказе худощавым мальчиком невзрачной наружности, в поношенном мундирчике, стеснительным, но самолюбивым. Особенно писатель обращает внимание на его большие серые глаза.

Но, характеризуя юношу, автор говорит о его внутреннем преображении во время игры, о том, как его невзрачное лицо становилось прекрасным, а он извлекал мощные, полные силы звуки.

Антон Рубинштейн – в то время уже знаменитый композитор и пианист, прошедший через все трудности к вершине своего признания и славы, изображен автором подробно, его внешность, как и Юрия, описана во всех деталях.

Рубинштейн был в числе гостей, держался он просто, непринужденно и небрежно, но величаво. Куприн говорит о нем как о человеке «большого света» с железной волей и несгибаемым характером. Игра мальчика и на него произвела впечатление.

Тема

Главной темой произведения является тема таланта «тапера». Ведь искусство красит человека и изменяет его в лучшую сторону, причем, изнутри – юноша кардинально менялся и одухотворялся. Будучи ребенком, он имел слух и чувствовал музыку, вдумывался в нее и преображался.

Вторая тема описывает нам быт и царящие тогда нравы в среде интеллигентов через семью Рудневых. Лучшие представители тогдашней московской интеллигенции были образованными и гостеприимными людьми, которые ценили талант и награждали за его проявление, имели понимание музыки и любили ее.

Но имеются представители сословия другого характера, например, супруга Руднева и старшая дочь, которые отличаются надменностью и высокомерием, но не умом. Они замкнуты в себе и избегают реальной жизни, бросаясь заумными фразами.

Третьей темой является тема детства. В рассказе писатель противопоставил два варианта детства – в первом жизнь полнится довольствием и праздностью, а во втором – трудностями и выживанием.

Мальчик работает с малых лет, ощущая презрение со стороны тех, кто его нанял. Он говорит, что может играть всю ночь – из-за того, что ему некуда идти, и нечем платить за проживание.

В противовес ему представлена Татьяна, которая живет в довольствии и богатстве.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является социальная несправедливость, выраженная в проблемах юного дарования.

Талантливому музыканту нужны деньги, чтобы выживать, и он подрабатывает на вечерних мероприятиях у богатых людей, не щадя свое здоровье. Лишь случайно его заметил Рубинштейн, и дал возможность развиться и выжить.

Однако таких юношей было много, но они не были замечены. Сколько их таких было и сколько их работало? – такие вопросы задает автор.

Второй проблемой писатель означил творческий путь, который в большинстве своем является весьма тернистым и трудным – люди работают очень много, чтобы добиться славы, им нужно обеспечить себя, при этом уделяя основное внимание тому, к чему у них лежит душа. Однако именно такое стечение обстоятельств закаляет людей и делает их мастерами своего дела, виртуозами.

Третьей проблемой выступают взаимоотношения сословий – юноша сносит надменность и недоверие тех, кто его пригласил. Люди думают, что он ничего не умеет и является новичком в музыке. Ответить он им не может, поскольку зависит финансово от них. Впрочем, конфликт окончился неплохо – талант мальчика привел его к всеобщему признанию.

Идея

Идеей рассказа является вера в силу и мощь настоящего таланта, который может пройти и пробиться через все и добиться всего, если его развивать. В рассказе приводится пример не по годам развитого мальчика-пианиста, владеющего обширным репертуаром – он может сыграть как классические произведения, так и что-то легкое, танцевальное. Он добивался этого тяжелым трудом.

Смысл таков – нельзя судить о человеке по его внешности и возрасту. Ведь Рудневы изначально были настроены отрицательно к таперу, иронически, поскольку считали, что он посредственный музыкант, и сильно удивились, когда выяснилось, что это не так.

Чему учит

Этот рассказ учит нас тому, что при наличии таланта, способностей у человека, их нужно развивать. Писатель нам показывает, что сложности при этом сказываются положительно на опыте и мастерстве в этом деле. Чтобы достигнуть вершин совершенства, добиться признания, славы, нужно приложить множество усилий.

Также произведение учит читателей не останавливаться перед трудностями, стараться их преодолевать, чтобы выжить.

Не нужно надеяться лишь на случай, но жить нужно с верой в успех.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа Александра Куприна «Тапер»

Кто такой тапер? Анализ рассказа Куприна "Тапер"

Действующие лица произведения «Тапер» – члены семьи Рудневых. В их доме нередко проводятся праздники. Причем поводом для увеселений может служить спонтанное желание главы семейства. Рудневы гостеприимны. Глава уважаемого семейства – Аркадий Николаевич – гурман, игрок и неудачливый предприниматель.

Однажды при организации очередного семейного праздника, на котором ожидается немало гостей, забывают пригласить музыкантов. Аркадий Николаевич отправляет за тапером. Горничная, выполняющая указание хозяина, исчезает на добрых три часа. Младшая дочь – непоседливая Тина – с нетерпением ждет музыканта. Ведь вечер вот-вот должен начаться, а тапера все нет.

Читайте также:  Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека»

Анализ произведения «Тапёр» А. И. Куприн

1) Александр Иванович Куприн

2) «Тапер»

  «Певцы» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

  • 3) 5 класс
  • 4) Жанр: рассказ
  • 5) Год создания рассказа: 1900.

6) Действие рассказа происходит в Москве, в 1885 году. В то время царствовал Александр III.

7) Основные герои: Аркадий Руднев – хозяин богатого московского дома, гостеприимен. Ирина Алексеевна Руднева – его жена, закрытая, почти никогда не выходившая из своих комнат, кроме особых случаев. Дочери – Лидия, Татьяна, Тиночка. Юрий Агазаров – тапер, 14-летний музыкант.

Антон Григорьевич Рубинштейн – великий композитор и музыкант.

Конечно, я хотела бы быть похожа на главного героя, Юрия Агазарова. Благодаря своей воле, таланту и трудолюбию он смог добиться успеха.

Сюжет произведения: молодого музыканта Юрия Агазарова, 14-ти лет, нанимают в качестве тапера играть на ёлке в семью Рудневых, двери богатого и гостеприимного дома которых были широко открыты для целой Москвы.

Старшая из дочерей в семье, Лидия, иронически отнеслась к Юрию, ей казалось невозможным, что он может отыграть весь вечер. Однако маленький музыкант своей игрой доказал, что он – истинный талант, которому подвластно сыграть любое музыкальное произведение, начиная с классического и заканчивая танцами.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В тот момент, когда праздник был уже в самом разгаре, в залу, где играл тапер, вошел видный, очень серьезный человек, уже в возрасте.

Юрию стало не по себе, в присутствии гостя он почувствовал необъяснимый страх, тем более, что пришедший человек начал внимательно слушать, как играет мальчик.

Он просит сыграть одну из рапсодий композитора Листа, а после игры забирает и увозит Юрия с собой. Только собираясь выйти, Юрий узнает, что этот человек ни кто иной, как великий композитор – Антон Рубинштейн.

Рассказ кончается тем, что молодой музыкант Юрий Агазаров благодаря такому великому учителю впоследствии стал не менее знаменитым композитором.

9) Отзыв: мне очень понравился рассказ, небольшой по объему он способен тронуть самые глубинные струны человеческой души. Нужно трудиться, развивать в себе способности, дарованные природой.

Полезный материал по теме:

  1. «Олеся» А. И. Куприн
  2. «Поединок» А.И. Куприн
  3. Гранатовый браслет Куприн А.И.
  4. Куприн «Куст сирени»
  5. «Гранатовый браслет» А.И.Куприн

Рубинштейн

Вдруг хозяин дома куда-то исчезает. А спустя час возвращается в сопровождении важного господина. Гость Руднева внимательно слушает игру гимназиста. Юрий немало смущен вниманием человека с надменным взором.

К тому же незнакомец просит сыграть еще раз рапсодию. Постепенно выражение лица важного гостя смягчается, в его глазах появляется одобрение. Юрий между тем играет, как никогда.

Его пальцы обретают исключительную послушность и гибкость.

Гость снова исчезает. А вскоре к музыканту подходит Аркадий Николаевич, отдает конверт с деньгами и отправляет в переднюю одеваться. Оказалось, что важным господином, перед которым Азагаров так робел, является не кто иной, как великий композитор Рубинштейн. Судьба Юрия предопределена. Он поступает в ученики к выдающемуся музыканту.

  Готорн “Алая буква” – краткое изложение

Кто такой тапер? Это непрофессиональный музыкант, дилетант. Человек, имеющий лишь косвенное отношение к настоящему искусству.

Однако другой оттенок приобретает это слово после прочтения рассказа, который написал Александр Куприн.

«Тапер», содержание которого вкратце изложено в статье, – история о талантливом музыканте, который мог бы до последних дней своей жизни зарабатывать на хлеб исполнением полек и кадрилей. Но участие доброго человека изменило его жизнь.

В концовке рассказа автор говорит о том, что гимназист-тапер — нынче всемирно знаменитый пианист. Но о вечере в доме Рудневых и встрече с Антоном Григорьевичем Рубинштейном, пожалуй, никогда не забудет.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки.

Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов.

Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру.

Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин.

Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Сочинение: Главные герои рассказа Куприна «Тапёр» (А. И. Куприн)

Рассказ «Тапёр» был создан А. И. Куприным примерно в 1900 году. По уверениям писателя, в основу сюжета легла реальная история. Чтобы создать ощущение достоверности происходящего, писатель даже ввел в повествование действительно существовавшую личность – А. Г.

Рубинштейна, одного из величайших пианистов мира. Его считают основоположником профессионального музыкального образования в России. Так, например, благодаря его стараниям, в Санкт-Петербурге открылась первая государственная консерватория.

Автор описывает композитора как личность с сильной внутренней энергией, величественного и степенного.

«Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов»

В произведении же он становится учителем одного из главных героев – способного музыканта Юрия Азагарова. Впервые юный гений появляется на пороге дома семьи Рудневых. На торжественную елку не смогли найти хорошего тапёра, а подростка случайно встретила горничная и решила предложить главе семейства в качестве замены.

«Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища…»

Сначала к молодому пианисту относятся со скептицизмом, но стоит тому сесть за инструмент, как все оказываются очарованы великолепной музыкой.

«Прекрасно играете, голубчик. Большое удовольствие нам доставили…»

Несмотря на внешнюю неказистость, он оказывается настоящим мастером своего дела, и получает за старание награду – одобрение окружающих, в частности, и самих Рудневых.

Аркадий Николаевич Руднев – беспечный глава дома и заядлый игрок, очень много времени проводит в разъездах – чаще в Английском собрании или театре. Его жизнь похожа на бесконечный праздник, радостный и яркий.

  Краткое содержание Чехов О любви для читательского дневника

«Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе, он любил, чтобы и в доме у него было шумно и оживленно…»

Оттого неудивительно, что ценящий искусство и красоту, Аркадий Николаевич всячески поддерживает юношу. Подобным образом относится к Юрию Тина – одна из дочерей Руднева. Бойкая и живая, она практически сразу добровольно берет тапёра под свое покровительство. Вторая дочь – спокойная и милая Татьяна, помогает ей в этом.

Зато совсем иначе ведет себя третья сестра – Лидия. Ее показывают как холодную девушку, которая отличается «странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному». Она дразнит мальчика из-за его бедности, не желая поверить в его возможный талант.

В целом, герои обращаются с Юрием доброжелательно, не обращая внимания на его происхождение. Таким образом, автор показывает, что признание публики можно получить независимо от социального статуса, главное – умения и стремления человека.

  1. Предыдущая
  2. СочиненияИтоговое сочинение: Влияет ли общество на человека?
  3. Следующая
  4. СочиненияИтоговое сочинение: Как общество влияет на человека? (2 варианта)

Сочинение по рассказу «Тапер»

Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.

Рассказ «Тапер» Чехова был впервые напечатан в журнале «Будильник» . Без изменения «Тапер» вошел в сборник «Первые рассказы», но в Собрание сочинений Чехов его не включил. Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев.

Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: «Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы…»

У него «необыкновенно острые, словно воспаленные глаза», «бледное… испитое и поношенное лицо». Он понимает всю унизительность своего положения: «Тапер, прислуга… официант, умеющий играть!», привык к грубости заказчиков: «У купцов тыкают и на чай дают, и… нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать!»

Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает.

  • Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер («…подплывает толстая пава… и что-то шепчет ей на ухо…»), она «вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля…».
  • Важно
  • Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, «закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши», но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома.

Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом «скандале» своему соседу-писателю (от его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.

Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета «Тапера» — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года «Припадок».

Спустя пятнадцать лет после чеховского «Тапера» был опубликован в газете «Одесские новости» (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте. Действие «Тапера» происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых.

Ссылка на основную публикацию