Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Проблематика рассказа

Произведение Рэя Брэдбери «Каникулы» описывает возможность жизни на земле без людей. Главная идея — «Бойся своих желаний, они могут сбываться». Писатель своим творчеством пытался рассмотреть следующие задачи:

  • неумение ставить перед собой определенные цели,
  • избыток общения с людьми,
  • одиночество, скука.

Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Брэдбери напоминает своим читателям, что хотя на земле найдется немало людей, желающих остаться в полном одиночестве, но при этом они не представляют, что им делать потом, когда желание исполнится.

В рассказе писатель затрагивает многие проблемы своего времени. Читатель видит, что главные герои, осуществившие свою мечту, не стали счастливее.

То, о чем они мечтали, принесло им осознание своей горькой участи.

Для современного человека окружающие не всегда бывают приятны и желанны, привычные занятия вызывают скуку. Писатель пытается донести до своих читателей, что без определенных устоев и принципов существование общества невозможно. Творчество Брэдбери помогает человеку понять свою сущность и назначение в этом мире.

Главные герои рассказа — муж с женой и их маленький сын. Оставшись одни во всем мире, они путешествуют, периодически останавливаясь. Об их переживаниях и стремлениях рассказывает нам писатель.

Краткое содержание произведения

Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Мальчик постоянно интересуется у родителей, куда делись все люди. Из слов мужчины и женщины выясняется, что однажды утром отец загадал желание, чтобы все люди на земле исчезли, а они смогли отдохнуть только своей семьей. Мужчина мечтал, чтобы не было работы, начальства, шумного окружения, каких-то обязательств и прочего. Вокруг них было бы постоянное лето.

На следующее утро они проснулись, а их желание исполнилось. Люди исчезли, города заросли травой и цветами, пели птицы, а звуки машин и механизмов замолчали. После завтрака жена испугалась, что муж не идет на работу.

Она еще не до конца верила, что, действительно, никого нет. Мужчина рассмеялся и радостно сказал, что он больше не увидит недовольного начальника и льстивых сотрудников. По его словам, они теперь никому и ничего не должны, их обязанность — быть счастливыми.

Так начались их одинокие 30-летние каникулы.

Жена считала, что им нужно родить еще детей, но муж заявил, что их сын станет последним человеком на земле. Потом мир будут принадлежать животным, птицам и растениям.

Возможно, потом зародится другой вид существ, которые будут сочетать в себе естественное любопытство с естественным счастьем и построят другой мир.

Семья собирается и отправляется в бесконечное путешествие по пустынным городам.

Мать мальчика немного винит себя за исчезновение людей, но муж успокаивает ее, говоря, что они не испытывали мучений, просто исчезли и все. Отдохнув, семья решает ехать дальше. Отец берет атлас, чтобы проложить дальнейший путь, и тут его жена видит, как на бумагу падает слеза. Мужчина не выдерживает и говорит, что очень хочет, чтобы люди вернулись в мир, и все было, как прежде.

Мальчик слышит разговор родителей и тоже начинает плакать. Он убегает к морю, и там пишет свое желание на бумаге, запечатывает в бутылку и бросает в воду. Родители не знают, о чем он написал. Семья снова продолжает свой нелегкий одинокий маршрут по безлюдному миру.

Выводы из рассказа Брэдбери

Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы»

Из-за своей поспешности люди оказались в полной изоляции и долгожданные каникулы стали утомительным ожиданием встречи с любым человеком. Отец семейства для путешествия надел строгий костюм и шляпу, как будто постоянно ждал встречи с людьми, которые раньше были ему неприятны. Но он понял, что в одиночестве жить невозможно. Загадывая свое желание, он не подумал, что будет дальше. Его даже не заботило то, каково будет его сыну, когда он останется единственным жителем земли. Теперь к мужчине пришло прозрение.

Писатель своим повествованием дает понять, что человек не может существовать в одиночку. Чтобы жить, всем нам нужны:

  • общество,
  • моральные принципы,
  • устои, традиции.

Пусть даже окружающие люди не всегда нам приятны, но мы должны приспосабливаться и учитывать интересы других. «Каникулы» говорят о душевных страданиях взрослых и ребенка. Отец переживает из-за своего глупого желания, а мальчик понимает, что взрослые тоже бывают неправы. Он хочет исправить ошибки отца и прилагает для этого усилия. Слова с парными согласными в корне слова изучайте по ссылке.

Урок-размышление по рассказу "Каникулы" Р. Брэдбери

Урок-размышление по рассказу Рея Брэдбери «Каникулы». 7 класс .

  • Примерная тема: Что нужно человеку для счастья?
  • («Счастье есть удовольствие без раскаяния»?
  • «Каникулы» Бредбери : мечта о счастье.
  • Что есть настоящее счастье?)
  • Конспект подготовила
  • учитель русского языка и
  • литературы
  • МАОУ СОШ №18
  • г. Кунгура Пермского края

Котельникова Е.И.

  1. Цели урока:
  2. Обучающая:
  3. – провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа американского писателя Рея
  4. Брэдбери «Каникулы»
  5. Развивающие:
  6. – развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся;
  7. -развивать навыки анализа текста;
  8. – формировать коммуникативные навыки.
  9. Воспитательная:
  10. – воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
  11. -воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.
  12. Используемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
  13. Приемы: чтение с остановками, прием предположения.
  14. Ход урока:
  15. Стадия вызова.

1.Работа со словом «каникулы».

-Ребята, ждете ли вы каникул?

-Что вы ожидаете от них? Где и как вы мечтаете их провести?

  • -Постройте ассоциативный ряд со словом «Каникулы».( Дача, море, лето, отдых,
  • солнце, счастье…)
  • Ассоциации оформляются в виде кластера на доске.
  • Вы , наверное, догадались, что я не просто так завела речь о каникулах. Сегодня мы

будем читать рассказ знаменитого американского писателя-фантаста Рея Бредбери. Как вы понимаете слово «фантаст»?

Чтение первого отрывка.

  1. Работа с текстом (1 абзац рассказа, стр 269: День был свежий – свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли

  1. в небесах, бабочек, что опускались на траву. День был соткан из тишины, но она вовсе не была
  2. немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и
  3. океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь

своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось.

  • Море было неспокойно,и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвиесрасталось с
  • безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя
  • падали на клевер. Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной
  • дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу
  • видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась
  • в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах
  • смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
  • Остановка.1-я
  • Ожидаемо ли для вас начало рассказа?
  • Какового настроение пейзажа в этом отрывке?
  • А меняется ли? (учитель заостряет внимание учащихся на выделенных цитатах, перечитывает их)
  • Как вы думаете, какое слово является ключевым в этом эпизоде и какую

смысловую нагрузку оно несет? ПАРАДОКС!!!

В чем именно заключается ПАРАДОКС? – ТИШИНА со звуками , движение со

статичностью сливаются воедино. ТОЛЬКО МИР ПРИРОДЫ, НЕТ

ЧЕЛОВЕКА!!!

2. Учитель: И человек, точнее, люди в этом мире появляются – стр 270.

  1. На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь
  2. тишине казалось – это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение
  3. колес.
  4. – Бензин кончился.
  5. Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в
  6. бак.
  7. Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот,
  8. слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.
  9. Остановка 2-я.
  10. Ожидали ли вы такого продолжения?
  11. Что нового вы узнали ?
  12. Что вам кажется необычным, непонятным?

Что вы можете сказать о героях? Как они себя ведут, являясь отдыхающими?

  1. Выборочное цитирование, комментирование. Насколько их настроение соответствует настроению отдыхающих?

  • «Женщина пыталась улыбнуться… перевела серьезные, пытливые глаза на мужчину»
  • «Напряжённо глядел в бинокль»
  • «Словно с них сейчас снимут оковы»
  • И плюс ко всему: «На нем был строгий костюм с жилетом, галстук, шляпа»

А этот образ туриста ли? О каком внутреннем состоянии героя он говорит?

  1. Учитель: Итак, наши герои сели перекусить. Стр 271 – самостоятельное чтение диалога «Мы одни, папа?»

В чем загадочность, необычность диалога?

Известно ли нам , как они сюда попали? Предположите, как это произошло.

Остановка 3-я

  1. Выборочное чтение. Стр 271-272 – эпизод «Все исчезли»

  1. Ожидали ли вы такого продолжения?
  2. – Что еще мы узнали о героях из прочитанного отрывка?
  3. – А чье это было желание?

6. Цитирование.

  • «-Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?»
  • – А есть, ребята такая кнопка вообще?
  • – А мы многое себе можем позволить с помощью кнопок в современном мире?

– Это облегчает нашу жизнь, но зависит ли от этого счастье человека? Тянет на мечту самую сокровенную?

6 . Брэдбери – писатель фантаст.

  1. Запись в тетради:
  2. Прием фантастики, который писатель использует в композиции рассказа, привлекает исключительностью события, подчеркивает значительность размышления.
  3.  Семья прилетела с другой планеты, на Земле никого уже не было
  4.  Произошла планетная катастрофа
  5.  Все умерли от болезни

7. Как ведут себя персонажи Брэдбери дальше?

Чтение 4 отрывка.

Работа по вариантам. Подготовьте сообщение на основе анализа прочитанного эпизода.

1 вар. – стр 274 – поведение отца.

2 вар. – стр. 275 – поведение сына.

– А мама как она себя ведет?

Остановка 4-я.

– Так рады ли герои осуществлению такой мечты? Почему отец плакал? Каким эпитетом (ОДИЧАВШИЙ, НЕСКОНЧАЕМЫЙ) характеризует материк и путешествие мать мальчика? Что это значит? ОСОЗНАЛИ СВОЮ ОШИБКУ

– О чём они мечтают, осознав свою ошибку? Что им приходится побороть в себе для этого?

– Почему мальчик назвал родителей дураками и болванами? Чем вызвана эта истерика?

– Вспомните фразу: Устами младенца глаголет истина. Находит ли она подтверждение в рассказе?

-Что оказывается на проверку: семилетний сын мудрее своих родителей?

8. Давайте подведем итоги.

 Каким оказался мир без людей? Мир без людей парадоксален.

 Сбылось ли желание главных героев? Сделала ли она их счастливее? Мечта главных героев сбылась, но она не сделала их счастливыми.

 (Гарантирует ли счастье сбывшаяся мечта? Иногда человек понимает, что мечтает не о том, что ему по-настоящему нужно.

 Что нужно человеку для счастья? Человеку нужны друзья.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Человек и война

 Удались ли каникулы? Почему? ОДИНОЧЕСТВО БЫСТРО НАДОЕЛО ГЕРОЯМ , И ОНИ ХОТЯТ ОТ НЕГО ИЗБАВИТЬСЯ.

 Может ли чувствовать себя счастливым одинокий человек? А эгоист?

9. Домашнее задание: читать рассказ до конца, стр 275-275 – эпизод с бутылкой «Записка» -пересказ, в. 2 (с 276)- письменно.

"Каникулы" – краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери

Рассказ «Каникулы», краткое содержание которого представлено в данной статье, был написан Рэем Брэдбери в 1949 году. Это антиутопическая повесть рассказывает о том, какой бы была жизнь на Земле без людей, если бы на планете осталась только одна семья. 

Краткий пересказ поможет школьникам заполнить читательский дневник и подготовиться к сочинению, освежив в памяти главные моменты произведения.

Главные герои рассказа

Джим — мальчик, путешествующий со своими родителями по миру. Он веселый и озорной ребенок, который никак не может привыкнуть к тому, что на планете не осталось больше людей кроме его родителей. Его мучает тоска и одиночество, он замкнут и мечтает только о том, чтобы на планету снова вернулись люди.

Отец — уставший от жизни и людей мужчина, эгоистично мечтающий о том, чтобы на свете не осталось больше людей кроме его семьи.

Мать — простая добрая женщина, которая содержит семью и во всем соглашается с мужем. Пытается наладить между сыном и отцом добрые отношения и придерживается нейтральной позиции, пытаясь не допустить скандалов. Смиренно терпит обвинения сына в своем одиночестве.

«Каникулы» Рэй Брэдбери — краткое содержание

Одним погожим летним утром на железной дороге одной маленькой деревни показывается небольшая дрезина, в которой сидели жена с мужем и их семилетний сын по имени Джим. Когда у них заканчивается бензин, семья решает остановиться на привал, тем более что дорога впереди была разрушена и требовала починки рельсов.

Все трое спускаются к морскому побережью, чтобы отдохнуть и перекусить. Мальчик постоянно донимает родителей расспросами, куда же делись все люди вокруг. 

Отец рассказывает Джиму о том, что однажды он пожелал, чтобы во всем мире они всей семьей остались одни, чтобы больше не было надоевшей работы, надоедливых людей и постоянной суеты. Вокруг будет постоянное лето, они смогут отдохнуть одни, а на земле наконец наступят вечные каникулы.

На следующий день они проснулись в полном одиночестве. Желание отца сбылось — на много миль вокруг не было ни одного человека. Города заросли деревьями и травой, в то время как стих гул механизмов и машин. Не случилось никакой катастрофы, людей никто не мучил и не убивал, они просто все разом исчезли. 

Жена все никак не могла поверить, что на всем свете не осталось больше людей, кроме нее и сына, и все волновалась о том, что муж не идет на работу. На что тот ответил, что теперь не будет никакого надоедливого начальства и льстивых коллег, теперь они ничем никому не обязаны, разве что быть счастливыми.

Так начались их одинокие долгожданные каникулы длиною в тридцать лет. Жена предлагала мужу завести еще детей, но тот заявил, что их единственный сын Джим станет последним человеком на планете.

После его смерти мир будет в полном распоряжении птиц, животных и растений.

Дальше когда-нибудь сама собой зародится новая жизнь и этот новый вид будет сочетать в себе естественное счастье и естественное любопытство и сумеет построить новый лучший мир.

Семья решила отправиться в долгое путешествие по опустевшим городам. Сидя на берегу моря, отец изучает атлас, планируя дальнейший маршрут, и вдруг начинает плакать. Он рассказал жене, что жалеет о своем желании и хочет, чтобы вернулась их прежняя жизнь, и все стало, как было.

Это слышит их сын и тоже начинает плакать. Ему так и не понравилось жить в полном одиночестве, он был одинок и страдал от скуки и тоски, виня во всем родителей. В слезах он убегает дальше к морю и пишет свое самое заветное желание, чтобы все люди снова вернулись на землю. Он запечатывает клочок бумаги с пожеланием в бутылку и кидает ее в воду. 

Родители так и не узнали, что именно он загадал. Семья садится в дрезину и обреченно продолжает свое одинокое путешествие по опустевшему миру.

Анализ произведения

Произведение написано в жанре фантастического рассказа. Его главная мысль заключается в том, что не стоит бездумно желать неизвестного и неизведанного. Все опостылевшее и устаревшее познается в сравнении. 

Человек не может выжить в полном одиночестве, без постоянного контакта с людьми и всякой социальной жизни. Жизнь человека не может проходить в полной изоляции от общества, несмотря на его противоречивость и несовершенство.

Повесть «Каникулы» также учит читателя с благодарностью и бережностью относиться к тому, что имеешь, учиться ценить окружающих людей и с осторожностью следить за своими желаниями. Автор пытается показать читателю, что способность ценить жизнь во всех ее проявлениях — самая важная черта для каждого человека.

Рецензия на рассказ Р.Брэдбери "Каникулы"

  • Рецензия на рассказ
  • Рэя Брэдбери «Каникулы».
  • «Каникулы в никуда»
  • Дубовцева Юлия Васильевна

Читать Рэя Брэдбери можно бесконечно, таково мое субъективное мнение.

Каждое слово-выстрел, каждая мысль-стрела и все, несомненно, достигает цели. Будоражит сердце читателя. Он словно говорит тебе: «Остановись. Оглянись. Подумай». Писал автор, как говорил сам, не ожидая вдохновения, оно само «толкало» его в бок.

И получалось чудесно!

Каждое произведение Р.Брэдбери для меня не только приятное общение с книгой, но и бурная работа мозга, вызывающая огромное количество споров с самим собой.

Мой Брэдбери способен создать палитру из разных чувств и эмоций: восторга и негодования, улыбки и страха… Его загадочность научила меня читать между строк, видеть необычное в обычных вещах.

С ним я приобрела собственную «машину времени», читая «Вино из одуванчиков», смогла увидеть мир без литературы, без книг и мыслей в антиутопии «451 градус по Фаренгейту».

Рассказ «Каникулы» написан в 1963 году и считается одним из наиболее таинственных рассказов писателя. После прочтения можно ощутить какую-то неясность мысли, недосказанность.

Ведь нам неизвестно то, каким образом воплотилось второе желание героев, исполнилось ли оно снова, так же, как и неизвестно, что написал мальчик на клочке бумаги.

В творениях Рэя Брэдбери много загадок, это и манит и не перестает притягивать читателя к его творчеству.

Автор поэтично рисует картину окружающего мира в начале рассказа. Тихое, доброе утро. Все подчинено неповторимому ритму – это закон мироздания. Особый ритм у природы, у жизни общества, у биения человеческого сердца. Каждый ритм неповторим.

Когда нарушается ритм биения человеческого сердца, человек умирает – таков закон. Природа Брэдбери продолжает жить в неповторимом ритме, а вот ритм жизни человечества в «Каникулах» нарушен, его попросту нет.

Гармоничный мир природы автор умело противопоставляет исчезнувшему миру людей.

Герои рассказа недальновидные эгоисты.

Мечтая об исчезновении людей, всех совершенно, кроме их троих, они ни на минуту не задумывались о том, чем заполнят образовавшуюся в своей жизни пустоту, вероятно, забыли, что семья-ячейка общества, его частичка, самое важное звено! Эгоизм, зависть, амбиции – вот «лихая» тройка, которая унесла их в «каникулы в никуда».

Эгоистичные взрослые хотели получить свободу от всей суеты, от работы, прочих хлопот, они хотели уйти на вечный отдых, наполненный счастьем, не понимая, что только тогда отдых хорош, когда он не вечный.

Ведь преодолевая трудности, достигая поставленных целей, накапливая опыт от совершенных ошибок, человек духовно обновляется.

Не в этом ли и заключается счастье? Человек любит выходные, каникулы и отпуска за то, что они вносят некоторое разнообразие в обыденную жизнь и дают время на преобразование своих чувств, а человеку это, бесспорно, необходимо.

Однако слишком долгий отдых надоедает, ежедневное разнообразие перестает быть разнообразным, и человеку нужны новые трудности, новые достижения. Это и произошло с героями рассказа, им нужны новые преобразования души, но у них нет почвы для этих преобразований, им абсолютно некуда стремиться, у них нет никаких трудностей, и, как следствие, нет счастья! Ощутив и осознав ужасные последствия своего нелепого желания, герои хотят вернуть то, что они не ценили – все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злых людей и бестолковых детей, всю эту катавасию, мелочность, суету, все надежды, чаяния и любовь. Взрослые наказаны – пустые, безмолвные улицы и неизвестность впереди…

А что же ожидает их ребенка? Чем он заслужил немую тишину, серые, бесцельные будни? Почему Брэдбери лишает мальчика права выбора? Потому что родители решили за него! Почему они не пожелали остаться вдвоем? Ведь другие дети им не нужны, и этот ребенок должен, по их мнению, стать последним. Жестоко! Если они пожелали остаться в мире с ребенком, которого так сильно любят, то почему же не думают о том, как он будет существовать, ведь иначе такую жизнь не назовешь, когда не станет их.

Образ личности мальчика загадка для меня, его поведение весьма странно, однако объяснимо полным одиночеством ребенка. Каникулы… Какое чудесное слово! С ним связано безоблачное детство, солнце, речка, друзья, масса теплых воспоминаний.

Они непременно должны быть! Но ведь не на тридцать лет?! А здесь, по эгоистичному желанию своих родителей, мальчик остался совсем один, у него нет сверстников, ему не с кем поговорить, не с кем играть – он несчастлив.

Чего же хотели добиться своим желанием родители? Убежать от проблем? Возможно!

Осознание произошедшего всегда происходит- это всего лишь вопрос времени. Главные герои осознали его, особенно ужасным и болезненным это становится тогда, когда внезапно, посреди разговора, появляется ребенок. Его обвинительные крики, словно острый нож, пронзают сердца родителей и нарушают неповторимый ритм природной тишины.

Автор, как мне кажется, дает надежду читателю, запечатлев желание ребенка в брошенной в море бутылке. Надежда на исполнение желания есть! И это важно для нас-читателей.

Рассказ является весьма поучительным, его необходимо прочитать. Ведь в нем говорится о том, что нужно ценить то, что имеешь, необходимо дорожить каждым мгновением жизни. Автор призывает нас не бояться трудностей и не бежать от них, так как любые трудности можно преодолеть, получая как награду достойную и счастливую жизнь.

Р. Брэдбери уже нет, но его рассказы должны читаться и перечитываться, несомненно. Он писал легко, но писал о весьма сложных вещах. Сложное делал понятным и доступным. Писатель и сейчас двигает вас вперед и не позволяет нашим головам отправиться на каникулы – «каникулы в никуда».

Читайте также:  Александр кочетков стихи: читать стихотворения поэта кочеткова александра сергеевича

Смысл рассказа "Каникулы" Рэя Брэдбери | Какой Смысл

Рэй Брэдбери — писатель, поэт, который сопровождает читателя в мир неведомой фантастики и новизны. Свой рассказ “Каникулы” он написал в 1949 году, когда у него уже была писательская популярность и признание читателей. Рассказ вошел в сборник “Механизмы радости”, который был опубликован в 1964 году. После этого о произведении автора узнали и критики, и журналисты, и коллеги Брэдбери.

Произведения этого писателя отличаются тем, что главные идеи, придуманные автором, не всегда лежат на поверхности: нужно покопаться, чтобы раскрыть суть того или иного рассказа.

Для этого писатель подает очень интересный сюжет, который и наталкивает на различные размышления. В рассказе “Каникулы” читатель знакомится с тремя главными героями: папой, мамой и сыном.

У них нет имен — это писатель придумал нарочно, чтобы не было привязки к какому-либо имени.

Папа в этом рассказе выступает эгоистом, который в один прекрасный день пожелал, чтобы его родственники и вообще все люди на земле исчезли. Виной тому проблемы на работе и постоянное напряжение в отношениях с другими людьми, даже родными. Его желание сбылось — люди исчезли, но его родные остались.

Сын чувствует себя крайне одиноким и во всем обвиняет своих родителей, а мама смягчает это напряжение между сыном и отцом. Мальчику очень трудно понять и принять пустоту земли.

В конце рассказа читатель узнает о том, что мальчик выбрасывает в море бутылку со свертком бумаги внутри — вероятнее всего, это было загаданное желание о возвращении всего, что было, на круги своя.

В произведении нарушено очень много проблем. Одна из них (она самая глобальная и вечная) — эгоизм. Каждый человек — эгоист, и таким изображен отец, желающий исчезновения всех людей на Земле.

Его проблема в том, что он не подумал о последствиях: что ждет его семью дальше, как жить в одиночестве без социума… И как это все отразится на психике его сына, который только-только наладил отношения с людьми вне семьи.

Эгоизм и слушанье только самого себя часто играет не в нашу пользу. Зачастую важно обращать больше внимания на других людей — родных и близких, ведь им так нужно наше внимание и поддержка. Если мы будем рядом с ними в нужный момент — потом они тоже придут нам на помощь.

Тема одиночества является сквозной во всем произведении. Мы живем в социуме, общаясь с людьми, и не можем резко от этого отказаться. Без общения с другими людьми, коммуникации человек запросто может сойти с ума.

Автор произведения показывает внутренние страдания мальчика, который в один миг из-за желания своего отца остался без возможности общаться со своими друзьями и знакомыми.

Иногда нужно побыть наедине с собой, однако если такое положение вещей становится нормой — человек забывает, как это — общаться с другими, обмениваться своими эмоциями, новостями, реагировать на истории друзей и т.д.

Проблема пропасти между поколениями. Родители никогда не поймут своих детей, и дети не всегда принимают мнение своих родителей. Это закономерно — две разные эпохи, мировоззрения пытаются найти точки соприкосновения. “Каникулы” — это тот рассказ, в котором можно принять мнение обеих сторон.

Отец, взрослый человек, уже вдоволь наобщался со всякими людьми — и приятными ему, и не очень. Он вынужден разговаривать с теми, кто ему неприятен. Ему нужно ходить на ненавистную работу, выслушивать мнения своих коллег, которые ему, скорее всего, неинтересны.

Папа хочет отгородить себя от этой ненужной суеты и поговорить с самим собой наедине, чтобы узнать, что же его тревожит на самом деле. Сын же, только что поняв, как нужно вести себя в обществе, как искать друзей и как избегать нежелательных контактов, остается без всего этого.

Понятно, что он будет обвинять во всем своих родителей, так как они отгородили его от общения с другими людьми тогда, когда оно было ему крайне необходимо.

Смысл этого произведения очень прост — нужно ценить момент и тех людей, которые рядом. Важно думать не только о своем комфорте, но и обращать внимание на душевное состояние близких. Еще важно замечать, о чем мы думаем и как воспринимаем мир и людей в нем. Наша жизнь в большинстве очень зависит от того, как мы думаем и о чем мы думаем. Мысли часто материальны — об этом не нужно забывать.

Урок «Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра»

Р.Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

Радькова Ю.Н.

  • МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
  • Цели урока: провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа Рея Брэдбери «Каникулы»; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; развивать навыки анализа текста; формировать коммуникативные навыки; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; -воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.
  • Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

– Фантастика… Какие ассоциации связаны у вас с этим словом?

ФАНТАСТИКА – (от греч. phantastike – искусство воображать) – вид художественной литературы, основанный на особом фантастическом типе образности, для которого характерны: высокая степень условности, нарушение норм, логических связей и законов реальности, установка на вымысел, создание вымышленных, “чудесных” миров.

– Вы любите фантастику? Почему?

– А как вам кажется, много ли почитателей у фантастической литературы?

– Было время, когда научная фантастика и фэнтези были на периферии культуры, не пользовались популярностью. Пробудить у читателей интерес к этим жанрам сумел американский писатель Рей Брэдбери. В истории человечества все начинается с мечты, считал Брэдбери, «сначала нужно о чём-то мечтать, только потом можно мечты воплотить в реальность».

  1. Действительно, воплощение любой идеи начинается с мечты. Как и многие писатели-фантасты, Брэдбери сумел предсказать то, что стало реальностью сегодня:
  2. – Мобильные телефоны – в рассказе “Убийца” описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.
  3. – Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) – рассказ “Вельдт”.
  4. – “Умный дом” – возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой (“451 градус по Фаренгейту”).
  5. – Плейеры – миниатюрные “ракушки”, радиоприемники-втулки, вставляемые в уши (“451 градус по Фаренгейту”).
  6. – Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу – “451 градус по Фаренгейту”.

– Робот в виде животного – японские роботы “Айбо”, выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из “451 градуса по Фаренгейту”. Но если кто-то решит их перепрограммировать…

Об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, – об американском писателе – фантасте Рее Брэдбери и его рассказе «Каникулы» и пойдёт речь сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

– Полное имя писателя – Рэймонд Дуглас Брэдбери (второе имя ему дали в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Он родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, штат Иллинойс, в семье мелкого служащего компании по производству электроэнергии.

«Когда я мальчиком жил на Среднем Западе,- вспоминал Брэдбери, – я ночью выходил смотреть на звезды и бежал в своих старых или ослепительных новых теннисных туфлях, чтобы забраться на дерево, поплавать в озере или посидеть в городской библиотеке и читать о динозаврах и машине времени». Нe случайно детские годы отложились в сознании писателя как мир тепла, добра и солнечного света, где «новенькие теннисные туфли»… «в силах помчать тебя над деревьями, над реками и домами. И если захочешь – они перенесут тебя через заборы, тротуары и упавшие деревья».

В городке Уокиган прошли первые 12 лет жизни Рэя. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, семья перебралась в Лос-Анджелес.

Когда Рэй окончил среднюю школу, ему не смогли купить новый пиджак. Пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди Лестера, который погиб от руки грабителя. Дыры от пули на животе и спине пиджака аккуратно заштопали. Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, формально он закончил своё образование на школьном уровне.

– И что же, – скажете вы, – полуобразованный мальчик стал всемирно известным писателем? Сомнительно!

Да, Брэдбери не учился в колледже, но его образованности и знаниям могли бы позавидовать выпускники лучших учебных заведений. «Когда мне было 19 лет, – писал Брэдбери, – я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи.

Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку». Не имея высшего образования, в анкетах он всегда так и писал: «Выпускник библиотеки».

Писатель говорил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс – мудрым дядюшкой. Эдгар Алан По – приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь – вечно обитал у нас на тёмном чердаке.

Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница “Франкенштейна”.

Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке”.

Литературой Рэй Брэдбери серьезно занялся еще в школе.

Будущему писателю-фантасту не исполнилось 12 лет, когда он попросил родителей купить ему детскую пишущую машинку, на которой напечатал свои первые сочинения – собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса».

Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.

К 20 годам Рэй Брэдбери твердо решил, что станет писателем. С 18 лет он начал продавать газеты на улице и продавал их каждый день в течение четырех лет, пока литературное творчество не стало приносить ему более или менее регулярный заработок.

Носясь по улицам с криком “Последние новости!” Брэдбери одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали… Через много лет он написал об этом времени: “Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: “Что ты тут делаешь?” Я отвечал: “Становлюсь писателем”.

Читайте также:  Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

“Ты выглядишь не по-писательски”, – говорили они. “Зато я чувствую себя как писатель!” – возражал я”.

Только в 1941 году Брэдбери удалось напечатать свой первый рассказ. В 1946, 1948, 1954 годах его рассказы включались в антологии лучших американских рассказов; в 1947, 1948 годах произведения Брэдбери вошли в сборники рассказов, удостоенных премии им. О.Генри. В 1950 году писатель-фантаст получил широкую известность после выхода сборника “Марсианские хроники”.

Брэдбери обладал исполинской работоспособностью. «Я пишу каждый день, каждое утро, в течение семидесяти лет, не останавливаясь! А для театра я работаю уже сорок пять лет – мне это безумно нравится…» – говорил он. Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы.

Один из рассказов Брэдбери – «Каникулы» – вы прочитали дома. Жанр произведения – фантастический рассказ, однако, читая его, понимаешь это не сразу. Почему? Как начинается рассказ?

Рассказ начинается с пейзажной зарисовки. «День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву.

День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось.

Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».

– Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает? Обратимся к толковому словарю.

  • ПАРАДОКС — в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле — два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы
  • – В чём парадоксальность описания?
  • Гармония в соединении противоположного: тишина – всё двигалось, порхало, трепетало, вздыхало; недвижим – двигался; море неспокойно – море молчало; и подобного: безмолвие – безмолвие, звук – звук, волны холмов – волны океана.

– Вокруг какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер.

Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда.

На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».

Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие.

В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой.

Они останавливаются, чтобы перекусить на природе. Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. Однако дрезина останавливается, и герои оказываются в «сокрушительной тишине». Как вы поминаете слово «сокрушительная»?

Сокрушительная – причиняющая гибель, уничтожение, разрушительная.

– Разве тишина может быть «сокрушительной»? Опять парадокс? Каково значение этого эпитета?

Разрушение иллюзии счастья.

– Из разговора героев мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?

  1. Всё началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался: «— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
  2. Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
  3. — Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?

— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.

— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.

– Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»

– Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах? Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Может быть, потому, что надоело сравнивать себя с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь?

И вот мечта сбылась. Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Счастливы ли они?

Сначала они были счастливы: «— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»

Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таком важном.

Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад.

— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».

– Взрослые не так откровенны, как ребёнок, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку.

Однако и он живет надеждой на то, что все вернется на круги своя, поэтому и в путешествии «на нём был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути.

Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».

Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи.

«Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели.

И по одной щеке тянулась влажная дорожка».

Герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить.

Почему же, получив то, о чём мечтали, герои рассказа несчастливы? Почему, обрадовавшись вначале исполнению желания, они захотели вновь увидеть вокруг себя полнокровную жизнь: людей – пусть даже злых, суету – пусть даже бестолковую?

Вместе с неприятными им людьми, с заботами, с тревогами, проблемами, родители мальчика избавились и от всего хорошего, что у них было — от дружбы, любимой работы, каких- либо отношений и чувств…

Они получили бесконечные каникулы, бесчувственное, бесстрастное существование в пустом мире. Герои рассказа поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа.

И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.

– Сколько бы ни храбрились герои рассказа, сколько бы ни мечтали о «светлом» будущем, ни чинили расползшиеся рельсы, они поняли, что натворили. Легкомысленное желание обернулось катастрофой.

Потому с таким беспокойством смотрят взрослые на бутылку, в которой уплывает желание, написанное их сыном: а вдруг его желание не совпадёт с их желанием? «Вдруг он захочет избавиться от них так же, как они пожелали избавиться от других?!

Мы не знаем, что написал в своём письме мальчик, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»

Можно ли однозначно сказать, что будет дальше?

– Такая концовка в произведениях литературы называется открытым финалом. Открытый финал – отсутствие развязки произведения. Почему автор как бы обрывает повествование?

Он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.

– «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда», – писал Рэй Брэдбери. В чём абсурдность ситуации в рассказе «Каникулы»?

Живя среди людей, люди страдают от одиночества. Живя в мире без людей, они всё равно страдают от одиночества.

– Каков же выход?

– Нужно увидеть ДРУГОГО человека рядом, научиться его понимать. Изменить в собственном сознании Чужого на Другого. Чужого — его надо убрать, таково окончательное решение вопроса. Убрать из дома, района… Улицы. Города. Страны. Из божьего мира.

Почему-то некоторым кажется, что сделать это проще, чем научиться видеть в Чужом — Другого. Научиться жить рядом. Парадокс рассказа в том, что каникулы, время отдыха, для героев стали временем серьёзных размышлений. У души нет каникул.

Она должна работать регулярно.

4.Итоги.

– «Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов», – сказал в одном из своих интервью Брэдбери.

Особенность фантастики писателя в том, что главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков, размышлениях о будущем не только человека, но всего мира. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.

Главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни».

5.Рефлексия.

– Открыли ли вы для себя что-нибудь сегодня на уроке?

– Показался ли вам рассказ писателя интересным?

 Литература: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Ссылка на основную публикацию