Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Повесть «Пиковая дама» написана Александром Пушкиным в 1833 году. Впервые опубликована весной 1834 года.

История создания повести «Пиковая дама»

Сергей Голицын

Центральную идею «Пиковой дамы» Александр Сергеевич взял из реальной жизни. Его приятель князь Сергей Григорьевич Голицын однажды поведал Пушкину историю, которая приключилась с ним самим. Как-то раз Сергей Голицын серьезно проигрался в карты. Чтобы погасить долг, молодой человек отправился к своей бабке княгине Наталье Петровне Голицыной, даме невероятно богатой и влиятельной.

Однако старуха (которая по воспоминаниям современников имела ужасный характер, была алчной, злой и деспотичной) не дала внуку ни копейки денег. Однако совсем без помощи она его все же не оставила.

Наталья Петровна поведала Сергею Голицыну секрет трех карт, якобы подаренный ей когда-то известным французским авантюристом Сен-Жерменом. Секрет этот состоял в том, что нужно было ставить деньги на три особые карты.

Сергей Григорьевич прислушался к совету княгини и… отыгрался в первый же вечер. 

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)Княгиня Голицына — прототип главной героини повести

Примечательно, что в молодости Наталья Петровна, будучи в Париже, и сама крупно проигралась. Тот самый Сен-Жермен раскрыл ей таинственный картежный секрет, и она смогла крупно выиграть, закрыв денежные долги. 

Пушкина, который, кстати, и сам весьма азартно проводил время за игральным столом, эта история невероятно увлекла!  И он решил положить ее в основу своей новой повести. Все же остальные события «Пиковой дамы», в том числе мистические, являются плодом воображения талантливого автора. 

Написание, издание, критика

К сожалению, рукопись «Пиковой дамы» до нашего времени не сохранилась, поэтому точных дат создания повести мы не знаем. Предположительно, Александр Пушкин написал произведение осенью 1833 года, находясь в селе Болдино. Хотя по другой версии, писатель начал работу над повестью летом 1828 года и закончил только к 1833 году. 

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Первая публикация «Пиковой дамы» состоялась в известном петербургском журнале «Библиотека для чтения» весной 1834 года. В личных записях поэта сохранились строчки, по которым мы можем понять, что публика приняла произведение благосклонно и с большим интересом. Многие игроки того времени проверяли знаменитую комбинацию «тройки, семерки, туза» на удачливость и везение. 

Часть критиков упрекали Пушкина в излишнем мистицизме, а также в том, что на «повесть» произведение не тянет, а соответствует всем канонам рассказа. Однако в литературоведении «Пиковая дама» до сих пор обозначается жанром повести. 

Федор Михайлович Достоевский невероятно восхищался «Пиковой дамой», называя ее «фантастической повестью», где реальность и вымысел переплетены нитями мистики. 

Краткое содержание повести «Пиковая дама»

Главный герой повести молодой инженер Германн происходит из обрусевшей семьи немцев. Он не получил солидного состояния в наследство, живет лишь на казенное жалование, а потому весьма скромно. Но в душе страстно желает внезапно разбогатеть, чтобы жить «на широкую ногу». Даже в карты мужчина не играет, так как боится не выиграть и остаться даже без тех скромных средств, что у него есть.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Над этой особенностью Германна часто подшучивают друзья, которые любят коротать вечера за карточным столом.

Однажды приятель Томский высказывает мнение, что ему вполне понятно, почему не играет Германн – в силу своей расчетливости, доставшейся ему от немецких предков.

Но вот почему не играет его бабушка графиня Анна Федоровна, Томский взять в толк никак не мог. По его словам, лет 60 назад, Анна Федоровна, играя в карты при парижском дворе, проиграла огромную сумму герцогу Орлеанскому.

Супруг графини оплачивать долг жены наотрез отказался, и она не придумала ничего лучше, чем обратится с просьбой о займе к богатому французскому месье по фамилии Сен-Жермен.

Знаменитый авантюрист не стал ссуживать красивой молодой даме деньги, а выручил ее по-другому. Он открыл Анне Федоровне секрет трех карт, благодаря которому она в тот же вечер в полной мере отыгралась.

Однако с того памятного дня она ни разу в жизни не взяла карты в руки. 

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Услышав эту историю, Германн потерял покой! Он мечтал разузнать о тайне этих трех карт. В своих грезах он уже выиграл баснословное состояние и жил припеваючи, ничего не делая. С этой целью он разузнал адрес графини и стал каждый день приходить к ее дому.

Своей настойчивостью он расположил к себе девушку Лизу, которая прислуживала графине. И с помощью наивности Елизаветы Германн однажды вечером проник в комнату старушки. Он сначала попросил, а потом стал требовать у Анны Федоровны раскрыть секрет трех карт. Но испугавшаяся пожилая женщина наотрез отказалась говорить.

Тогда Германн достал револьвер и начал угрожать, из-за чего графиня умерла. 

На похоронах графини Германну показалось, что покойница взглянула на него и усмехнулась. Мужчина лишился чувств.

А ночью ему приснился сон, в котором призрак Анны Федоровны открыла ему секрет трех карт: ему нужно было поставить свои деньги на тройку, семёрку и туза. Но непременно в один вечер ставить лишь на одну карту.

А после того, как выиграет, он должен был жениться на Лизе и больше никогда не брать карты в руки. 

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И.

Герман решил проверить сон. В первый вечер он поставил на тройку все свои сбережения в 47 тысяч рублей и выиграл. Во второй вечер он удвоил эту сумму, поставив на семерку.

Третий вечер должен был принести ему огромный выигрыш, но в самый ответственный момент Германн вдруг обнаружил, что вместо туза по ошибке поставил на даму пик. В итоге он проиграл всё.

Мужчина лишился чувств, напоследок заметив, что та самая пиковая дама на карте до боли напоминает старуху-графиню. 

В результате этой истории Герман сошел сума и был помещен в клинику для душевнобольных. Елизавета вскоре вышла замуж за сына бывшего управителя графини.

Краткий анализ повести

В «Пиковой даме» Александр Пушкин ярко и образно изобразил идею наказания человека за злодеяния и неуемную жажду легкого и не совсем законного обогащения.

Герман не стремится ничего создать или сделать в жизни, он просто хочет мгновенно разбогатеть, причем, используя для этого других людей или мистические приемы.

Эта страсть к наживе затмевает ему всю жизнь: он не видит ни своей работы, ни друзей, ни женщин.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Даже Лизу он использует лишь в своих корыстных целях, не обращая внимания на то, что мог бы построить с ней семейный союз. В итоге герой, по сути, идет на преступление, так или иначе подталкивая пожилую графиню к смерти. Жизнь не прощает ему такой дерзости и жестоко наказывает мужчину.

Интересные факты о «Пиковой даме»

Повесть «Пиковая дама» в свое время стала тем редким произведением русскоязычного автора, которое нашло признание и успех не только на территории России, но и за рубежом, прежде всего, в Европе.

Повесть была переведена на французский язык, причем не кем-нибудь, а известными европейскими писателями Проспером Мериме и Андре Жидом.

Сегодня «Пиковая дама» переведена также на английский, немецкий и латышский языки. 

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)А.Н.Бенуа. Германн в спальне графини. Иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». 1905.

Шло много споров на счет того, является ли «Германн» именем главного героя или его фамилий. 

И за ту, и за другую версию приводилось множество довольно веских аргументов.

Например, само написание с двумя «нн» свидетельствует о том, что это фамилия молодого человека, потому что данное имя в русском языке обыкновенно писалось с одной буквой «н».

Также в пользу этой версии свидетельствует тот факт, что всех остальных участников игры Пушкин называет исключительно по фамилии, а потому и «Германн» – это тоже фамилия. 

Но ряд исследователей обращали внимание на то, что Александр Сергеевич, представляя читателям своего героя, писал так: «его зовут Германном», т.е. конструкция построена по формуле «звать + творительный падеж», а в русском языке того времени такие конструкции употреблялись только с именами. Этого правила сам Александр Сергеевич придерживался во всех других своих произведениях.

Известно, что известный советский космонавт Герман Титов, следом за Юрием Гагариным покоривший космос, получил свое имя в честь пушкинского героя. Во всяком случае так утверждал сам Герман Степанович, ссылаясь на воспоминания своего отца. 

Экранизации и музыка

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)Кадр из экранизации 1916 года

Повесть «Пиковая дама» экранизировалась более двадцать раз в течение XX века. И в нынешнем столетии это произведение продолжает вдохновлять режиссеров. Самыми известными на сегодняшний день фильмами являются одноименная картина режиссера Игоря Масленникова (1982 год) и современная киноверсия повести режиссера Павла Лунгина «Дама пик», снятая в 2016 году. Фильмы на известный пушкинский сюжет выходили также в США, Великобритании, Франции, Германии и Польше. 

В 1890 году Петр Ильич Чайковский написал оперу в четырех действиях «Пиковая дама». Во второй половине ХХ века по опере П. Чайковского было снято несколько фильмов-спектаклей, как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Поделиться новостью в Соцсетях:

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы человека и судьбы. Образ Петербурга. Композиция повести

  • Сегодня на уроке мы:
  • 1. Поговорим о повести «Пиковая дама»;
  • 2. Разберём проблемы человека и судьбы в произведении;
  • 3. Узнаем, каким видел Петербург Пушкин;

4. Рассмотрим композицию повести.

Главная завязка “Пиковой дамы” не вымышлена.

Молодой князь Голицын рассказал Пушкину, как однажды сильно проигрался в карты. Для того, чтобы уплатить долг или отыграться, пришлось обратиться к бабушке Наталье Петровне Голицыной, женщине гордой и властной (Пушкин знал её лично), и просить у неё денег.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Денег княгиня внуку не дала. Зато открыла тайну трёх выигрывающих карт, сообщённую ей знаменитым в своё время графом Сен-Жерменом.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

  1. Голицын поставил на эти карты и отыгрался.
  2. В забавном рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета.
  3. Повесть «Пиковая дама» была закончена Пушкиным осенью 1833 года.

Это самое загадочное произведение поэта. Сюжет связан с мистикой, с непредсказуемостью судьбы, с выбором человеческих ценностей. Повесть имела громкий успех. На светских приёмах, когда шла карточная игра, ставили именно на мистические карты из «Пиковой дамы».

Читайте также:  450. Можно ли учиться на чужих ошибках?

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

«Пиковая дама» – философия Случая и Судьбы, философия самой жизни. Основная и «тайная» тема Судьбы начинается уже эпиграфом ко всей повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность (новейшая гадательная книга)».

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова», – так обыденно и незамысловато начинается повесть «Пиковая дама».

В семи коротких главах поэт смог охватить и исследовать все: и тему быстрого обогащения, и философию игры, и психологию героев…

Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой.

Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты.

Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив воспитанницу графини, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который не был заряжен), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросается на него взгляд.

Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей.

В Петербург приезжает знаменитый картёжник, миллионер Чекалинский. Германн ставит весь имеющийся у него капитал на тройку и выигрывает. На следующий день он ставит все свои деньги на семёрку и опять выигрывает.

На третий день Германн ставит деньги на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла.

Каким-то невероятным образом молодой человек поставил деньги вместо туза на даму.

Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»

Судьба не зависит от человека. Случай всегда появляется непредвиденно. В «Пиковой Даме» случай играет огромную роль. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, случайно ему выпадает пиковая дама. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится наказанием за безнравственный выбор.

Цель жизни Германа – стать богатым. Герой стоит перед выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Молодой человек выбирает быстрый и лёгкий способ – игру.

  • Раскрыв Герману тайну трёх карт, графиня опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.
  • Герман вновь делает выбор в свою пользу: не думая выполнять условия графини, он мечтает о том, как ему распорядиться выигрышем.
  • Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными.

Так в чем же трагедия Германна? От природы он обладает великолепными человеческими качествами. Но жажда быстрого обогащения постепенно становится главной его страстью.

Ни сомнения, ни угрызения совести, ни раскаяния не испытывает Германн, идущий к своей цели, и это приводит героя к трагическому концу: человек, обладающий большим потенциалом, превращается в душевнобольного.

Мечтавший обрести покой и независимость, он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять название трёх роковых карт.

В повести «Пиковая дама» Пушкин весьма подробно и ярко описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами.

Высшее сословие того времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все своё время и средства.

Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм, городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы.

Петербург «Пиковой дамы» – город, чуждый народу, враждебный человеку, исполненный безумия и нелепостей, лжи и фальши.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Повесть начинается с диалога, и это начало – первый знак своеобразия композиции произведения. Автор сразу даёт толчок фабуле. Он пренебрегает долгим предварительным описанием, которое читатель должен получить до начала событий о времени и месте действия, о положении и характерах персонажей.

«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова» – воспринимается как закономерное начало повествования, в курс которого читатели уже введены.

Сразу нельзя догадаться, кто будет главным героем повести: Германн, сам хозяин – Нарумов или Томский, позабавивший всех семейным преданием. Вся композиция “Пиковой дамы” выстроена следующим образом: в каждом фрагменте текста есть все, что именно сейчас необходимо знать читателю, и не больше.

Во второй главе Пушкин постепенно готовит появление Германна. Сначала Лиза в разговоре с графиней интересуется военными инженерами. Затем читатель узнает, как этот интерес возник (странный молодой человек, в форме военного инженера, регулярно появляется под её окном). И вот Германн появляется лично.

Анализ произведения «Пиковая дама» (А. Пушкин)

Глава третья посвящена активным действиям Германна, который пытается выведать тайну трёх карт. Это приводит к смерти графини, но не к познанию тайны. Читатель принимает разговор в спальне Томской за кульминацию, после которой остаётся ждать развязки.

Глава четвертая, самая короткая, – объяснение героя с обманутой им Лизанькой. Германн удивительно искренно рассказывает о своих намерениях, но его черствость такова, что слезы девушки, чьи иллюзии он разбил, не трогают его. «Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения».

Четвертой главой повесть могла бы и закончиться, не выйдя за рамки реализма, ведь до сих пор ничего мистического в ней нет.

Глава пятая – похороны графини, её ночное явление, познание тайны. Так уже изящно законченная, повесть воскресает, как и её героиня.

Глава шестая, последняя, – своеобразный повтор главы третьей. Ведь обе они посвящены усилиям Германна, стремящегося к своей цели, и их краху. На этот раз крах окончателен.

Из краткого “Заключения” мы узнаем, что Германн сходит с ума, что Лизанька удачно вышла замуж, что Томский, внук графини, повышен по службе и женится…

Так судьба (в образе Пиковой Дамы, Старухи) смеётся над несчастным выскочкой и устраивает будущность самых близких покойной Анне Федотовне людей.

Древние говорили: «Каждому человеку судьбу создают его нравы». А русская пословица добавляет: «По что пойдёшь, то и найдёшь».

Германн сам сотворил свою судьбу.

Анализ "Пиковой дамы" Пушкина А.С. – Пушкин А.С. Литература 19 века

Относительно времени написания повести «Пиковая дама» нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что она написана, вероятно, в октябре 1833 года в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись до сих пор не обнаружена.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела.

Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш.

Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини.

Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Что же привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею — обстоятельства, суть которых сокрыта, или сам человек, который способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять ответственность за свои решения? Обратим внимание на то, что Германн понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая. Он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна становится ясно, что молодой офицер полагается только на себя, а искушение игры над ним не властно.

Искушение тем не менее подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. На смену решимости Германна пробиваться в жизни своими усилиями пришла одержимость во что бы то ни стало получить этот секрет.

Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М. Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «…

игрок играет не с другим человеком, а со Случаем» — именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна из «Пиковой дамы» отчётливо показал современного человека, исторические обстоятельства, формирующие его характер. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов.

Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или оставаться самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать, преодолевая трудности.

Трудно даже представить, какая бездна ужаса разверзлась перед Германном, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «…ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» — это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семёрка, дама!..

Читайте также:  Итоговое сочинение: Подлежит ли искусство забвению?

» — то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет чёткой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт, или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она в самом деле умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба, а потом с игральной карты? Цель этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен не столько увидеть игру фантазии автора, сколько осознать нравственный закон, запрещающий смешивать жизнь естественную, честную и порочную, преступную. Этот закон высказан Пушкиным в начале главы VI повести «Пиковая дама»: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры героев своего времени и портреты персонажей из XVIII века. Пушкин точно воссоздаёт детали быта, поведения, нравов современников. Верны и тонки его психологические замечания.

Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием — положение Лизы, со светской беспристрастностью — офицеров, с беспощадной разоблачительностью — Германна.

В повести «Пиковая дама» воссоздаётся атмосфера культуры и нравов XVIII и XIX веков; она насыщена символическими образами, которые подталкивают нас к поиску других смыслов повести.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)

Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.  

Авторским художественным замыслом является демонстрация соприкосновения определенного душевного состояния персонажа с реальной действительностью в форме некоего подталкивания к проявлению скрытой в глубине внутреннего мира человека жажды страсти. Тем самым автор изображает в качестве универсального жизненного закона элементы человеческой маниакального сознания, поглощающие даже твердых и сильных волей людей.

Жанровое своеобразие повести состоит в использовании автором элементов мистики, фантастики, а также включение в сюжетную композицию характерных примет стилистической готики в виде таинственных шагов, рокового совпадения, похорон, старинного дома, привидения. При этом применение фантастических фрагментов выполняется через субъективное восприятие главного героя повести Германна в связи с его болезненным психическим состоянием.

Структурная композиция произведения представляется шестью главами, каждую из которых открывают эпиграфы, настраивающие читателей на определенное понимание, и кратким заключением.

В первой части повести происходит завязка сюжетной линии, которая достигает своей кульминации в содержании третьей главы в виде кончины старухи-графини, а финальная развязка сюжета излагается в последней, шестой главе.

Сюжетная острота повествования подчеркивается автором путем использования неожиданных, случайных событийных поворотов, позволяющих создать литературную интригу и добавить в содержание повести напряженного драматизма.

Ключевыми персонажами повести являются Германн, представленный автором в виде человека новой эпохи, стремящегося к богатству, приводящего его к трагедии, и пожилая графина Инна Федотовна, старомодная состоятельная дама, отличающаяся эгоизмом, холодностью и властностью. В качестве второстепенных персонажей произведения автор описывает воспитанницу старухи Лизу, внука графини князя Томского, а также Чекалинского, партнера главного героя по карточной игре.

Сюжет повести выстраивается вокруг истории о тайной комбинации трех карт, дающих шанс на победу в карточной игре, секрет которых хранит старая графиня. Жажда обогащения толкает главного героя на крайнюю степень безумства, демонстрирующую огненную одержимость наживы.

Повесть считается одним из самых сильных прозаических пушкинских произведений.

Анализ 2

Пиковая Дама была написана Александром Сергеевичем в 1833 г. Произведение было написано по рассказу Голицына о его бабушке.  Известный ей чернокнижник, открыл ей тайну трех карт, поставив на которые можно выиграть.

  Мистицизм произведения весьма относителен, такой стиль употреблял не только Пушкин, но и Грибоедов в своих произведениях. Многие авторы того времени, часто описывали выдуманное воображение в состоянии опьянения или сна.

Начинается произведение с игры в карты у Наумова. По завершению игры, один из присутствующих (Томский) рассказал историю о своей бабушке. Естественно все посмеялись над ним, и не восприняли его рассказ всерьез. А вот Германн, человек с неустойчивой психикой, воспринял все близко к сердцу. Он жил довольно бедно и всегда надеялся на то что мечты когда, то сбудутся.

Так как самому играть его карман не позволял, он очень внимательно наблюдал за всеми игроками стола. Было ощущение что он хочет разгадать какую-то тайну игры. Очень интересную характеристику Германну дал Томский, сравнив его профиль с Наполеоновским, а душу с Мефистофелем.

Хотя и казалось, что он был лишен разумного мышления, он все-таки смог сколотить себе небольшой капитал, который был поставлен на кон.

Пушкин описывает графиню во второй главе, как капризную и вздорную старушку. Она часто посещает балы и принимает у себя гостей. Всегда одета по моде присущей ее молодости.

Германн был одержим, он очень хотел разбогатеть и это подтолкнуло его на свершение необдуманного поступка. Он хотел попасть в дом к графине и стал привлекать Лизу, которая была на воспитании у старой графине. Она дала ему знать каким способом он может проникнуть в дом. Тем самым подтолкну его к решительным действиям.

Как бы не пытался Германн вымолить у графини, чтобы та рассказала ему тайну тех трех карт, он ничего не добился. Попытка испугать ее, привела к смерти старухи. И по прошествии трех дней к нему явилась женщина в белом и раскрыла ему эти карты.Он принял участие игре, по началу ему повезло, но поставив все на даму пик он проиграл. И лишился всего, это привело его к сумасшествию.

В заключении произведения автор показывает, как в дальнейшем сложилась история главных персонажей. На Полине женился Томский, а Лиза удачно вышла замуж. Герман оказался в психушке.

Сюжет произведения очень яркий и загадочный, это очень привлекает читателя. Повесть не раз воспроизведена на голубых экранах и была переведена на разные языки.

Вариант 3

Произведение великого писателя А.С.Пушкина само по себе несёт ореол таинственности. В тайне так же остаётся и история его создания. Предположительно оно было закончено в 1833 году. Мало кто знает, но частично события, которые разворачиваются в произведении, списаны с реальной жизни. Эту историю Пушкину рассказал его приятель.

Произошла она с князем Галицыным, который любил играть в карты, но однажды удача от него отвернулась. Князь остался должен большую сумму денег. Тогда он решил обратиться за помощью к бабушке. Но Наталья Петровна слыла властной женщиной и не поощряла увлечение своего племянника, зато она якобы знала особый секрет, который помогает выигрывать.

Им то  и решил воспользоваться князь, но вышло не совсем так, как он предполагал.

В своей повести автор хотел не просто поделиться забавной историей, которую хорошо знали в светском обществе. Он хотел показать настоящую сущность человека. В погоне за богатством главный герой произведения теряет голову. Он готов на всё, даже на сделку с совестью.

С появлением денег героем завладевает зло и жадность, хотя раньше эти качества ему были совершенно чужды. Можно сказать, что герой отличается лицемерием. С виду он благовоспитанный молодой человек, а в душе расчётливый и желающий зла. Богатство оказывается по плечу далеко не каждому.

Многих оно потом делает своим рабом.

Чтобы выведать секрет у старой графини Германн признаётся в любви к её воспитаннице. Но делает это исключительно ради собственной корысти, чтобы стать вхожим в дом.

Вначале он пытается выведать секрет трёх карт уговорами. Но графиня не желает раскрывать ему свою тайну. Германн не сдаётся, тяга к деньгам слишком высока. Он вынимает пистолет и начинает угрожать, пожилая женщина умирает от разрыва сердца. А сам герой тоже находится в эмоциональном потрясении. И начинает сходить с ума.

События становятся необъяснимыми. К герою начинает приходить призрак графини. Вначале это пугает Германна, но потом призрак как бы нехотя выдаёт роковую комбинацию – тройка, семёрка, туз.

И чудо! Каждый раз, когда Германн ставит на эти карты, он выигрывает. Уверовав в то, что он владеет картёжным секретом, герой повести решается поставить весь свой капитал. Но всё проигрывает.

Ему выпадают три карты – тройка, семёрка, но вместо туза пиковая дама. При этом в злорадной улыбке дамы он видит усмешку княгини, в чьей смерти виновен.

  Получается, что она всё таки наказала своего обидчика за то, что он потерял человечность.

Мне очень нравится это произведение, поскольку оно держит читателя в напряжении до самого конца. И невозможно предугадать, как закончит Пушкин своё произведение.

Автор показательно продемонстрировал, что может происходить с человеком, если он находится в погоне за богатством, теряет над собой контроль способен даже убить человека. Произведение справедливое, Герман расплатился за то, что сделал.

Он соблазнил воспитанницу графини и даже не хотел в этом раскаиваться. 

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Папа в армии (как папа служил в армии)
    Защищать свою Отчизну – это главная обязанность каждого мужчины. У нашей страны самая могучая и образцовая армия. И день, и ночь, российские солдаты несут службу, охраняя наш спокойный сон.
  • Герои произведения Живи и помни сочинение
    Андрей Гуськов. Молодой человек, супруг Настёны. До кровопролития они были вместе 4 года, малышей у них не было. Он, как и все, воевал на фронте, не был дезертиром.
  • Сочинение Что делает человека счастливым?
    Счастье – это очень неопределённое понятие, ведь для каждого человека оно значит что-то своё. Для кого-то счастье – это много путешествовать, а для того, кто уже побывал во всех уголках планеты, счастьем будет полететь на Луну.
  • Сочинение на тему Толерантность
    Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.
  • Сочинение на тему мой любимый попугай
    У меня есть удивительная птица, которая может разговаривать – это попугай. Это мое любимое животное. Это девочка. Ее зовут Тося. Она удивительное создание. Как встанет солнце, Тося начинает разговаривать: «Доброе утро, просыпайтесь, просыпайтесь!»
Читайте также:  Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Исторический подтекст в повести Пушкина «Пиковая дама» – Вопросы литературы

Литература, посвященная «Пиковой даме», обширна, но анализ повести, надо полагать, далеко еще не исчерпан. Слишком многое в ней продолжает оставаться необъясненным. Внимание исследователей до последнего времени чаще всего привлекал ее фантастический колорит.

Правда, наряду с этим указывалось на связь повести с историческими и социальными проблемами, но делалось это в самом общем виде. Так, например, Б. Томашевский отмечал: «Для Пушкина критерий историзма уже не определяется более исторической отдаленностью событий прошлого… В этом отношении особенно характерна повесть «Пиковая дама», писавшаяся одновременно с «Медным всадником».

В ней каждое действующее лицо является представителем определенной исторической и социальной формации.

Графиня – представительница уходящей знати, с ее воспоминаниями о дореволюционном Париже; Лиза – одна из тех обнищавших компаньонок, первый очерк которых мы находим в «Романе в письмах»; Германн – хищный искатель счастья, пробивающий дорогу в новом обществе и готовый на всякий риск и даже на преступление. Смена поколений в этом романе характеризует смену разных укладов жизни русского общества»1.

Цель настоящих кратких заметок – конкретизировать эти общие положения.

1

События, о которых рассказывается в повести, охватывают промежуток новейшей для Пушкина русской истории, продолжительностью примерно в 60 лет. Начало относится ко времени царствования Екатерины II, финал – к 20-м или 30-м годам следующего столетия.

Развитие сюжета связано с екатерининской эпохой тайною трех карт, атмосфера эпохи отражена во множестве подробностей и деталей: в именах Сен-Жермена, Ришелье, Зорина, в обстановке спальни графини, в ее вкусах, манерах и разговоре.

Не будет преувеличением сказать, что сама старая графиня, «пиковая дама», является олицетворением екатерининского времени.

  • Несмотря на щедро рассыпанную здесь и там иронию, авторское отношение к этому времени нигде не выражено явно, кроме разве того обстоятельства, что пиковая дама «символизирует отрицательный женский образ, «злодейку» 2. Однако историческая оценка Пушкиным екатерининской эпохи и самой носительницы этого имени нам известна:
  • «Царствование Екатерины II имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их на счет народа…»3
  • Эта оценка оставалась устойчивой на протяжении всей жизни Пушкина.

Переворот 1762 года (непосредственно затронувший и семью поэта: дед его, Лев Александрович, «во время возмущения» был посажен в крепость за верность присяге и затем вынужден выйти в отставку, – VIII, 56) ускорил процесс угасания родовитых дворянских фамилий и безудержного возвышения за их счет новой знати, ведущей свою родословную от вчерашних «денщиков и певчих».

Проблема оскудения дворянства затрагивала лично самого Пушкина, который, несмотря на новое скромное социальное положение, не забывал своего происхождения и гордился причастностью своих предков к истории России. Эта проблема отразилась во множестве его произведений 30-х годов и является одной из центральных в его творчестве.

В этой связи нельзя не назвать «Мою родословную», «Роман в письмах», «Дубровского», «Арапа Петра Великого», повести «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади», «Путешествие из Москвы в Петербург», материалы к статьям «Опровержение на критики» и «О дворянстве».

Эти же мотивы могут быть обнаружены и во многих других его произведениях, например в «Барышне-крестьянке», в «Капитанской дочке», в «Медном всаднике» и т. д.

В первоначальной редакции «Дубровского» вместо: «Обстоятельства разлучили их надолго» – было: «Славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошел в гору» (VI, 528). Дубровский же, как известно, «с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне».

Следовательно, конфликт между Троекуровым и Дубровским, в котором все симпатии автора на стороне последнего, имеет еще определенный политический подтекст: отставной генерал-аншеф Троекуров – выдвиженец 1762 года.

К нему как к таковому без сомнения могут быть отнесены пушкинские слова из уже цитированной выше статьи: «Екатерина знала плутни и грабежи своих любовников, но молчала.

Ободренные таковою слабостию, они не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностию пользовались кратким его царствованием.

Отселе произошли сии огромные имения… и совершенное отсутствие чести и честности в высшем классе народа. От канцлера до последнего протоколиста все крало и все было продажно. Таким образом развратная государыня развратила свое государство» (VIII, 92).

С большей частью перечисленных произведений «Пиковая дама» связана непосредственно: с «Романом в письмах» – образом бедной воспитанницы и эпиграфом к главе II, воспроизводящим светский каламбур Дениса Давыдова; с повестью «На углу маленькой площади» – эпиграфом к главе III; с «Дубровским» – фамилией Нарумова, заимствованной из первоначальных набросков к роману; с «Арапом Петра Великого» – сходством приемов при воспроизведении колорита парижской жизни героев; с «Путешествием из Москвы в Петербург» – стилистическим построением сентенции в начале главы VI («Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе…») 4, а также эпиграфом к главе IV.

Но неизмеримо важнее отмеченных заимствований та идейно-тематическая связь, которая роднит повесть с другими произведениями этого периода: раздумья о судьбах русского дворянства, о екатерининской эпохе, о последствиях переворота 1762 года.

Прямого обращения к «славному 1762 году» в повести, как и в окончательной редакции «Дубровского», нет. Прямым обращениям и упоминаниям вообще нет места в этом таинственнейшем произведении, но косвенное (и довольно конкретное) имеется.

  1. 2
  2. Главу I повести предваряет невинный как будто бы стихотворный эпиграф:
  3. А в ненастные дни
  4. Собирались они
  5. Часто;
  6. Гнули – бог их прости! –
  7. От пятидесяти
  8. На сто,
  9. И выигрывали,
  10. И отписывали
  11. Мелом.
  12. Так, в ненастные дни,
  13. Занимались они
  14. Делом.

Эти стихи еще задолго до опубликования повести Пушкин сообщал Вяземскому в своем письме к нему. Шуточные строки о собственном времяпрепровождении летом 1828 года. А потом они пригодились для повести.

Все как будто бы просто. Но простота эта кажущаяся.

Ведь стихотворный размер эпиграфа в точности повторяет размер известной декабристской агитационной песни, написанной совместно Рылеевым и Бестужевым между 1822 и 1825 годами:

  • Ты скажи, говори,
  • Как в России цари
  • Правят.
  • Ты скажи поскорей,
  • Как в России царей
  • Давят.
  • Как капралы Петра
  • Провожали с двора
  • Тихо.
  • А жена пред дворцом
  • Разъезжала верхом
  • Лихо.
  • Как курносый злодей
  • Воцарился по ней –
  • Горе!
  • Но господь, русский бог,
  • Бедным людям помог
  • Вскоре.

В середине прошлого века оба текста воспроизводились как одно целое, что, конечно, не было случайностью: эпиграф написан как продолжение песни. Несколько лет назад на это обратил внимание Н.

Эйдельман: «…для определенной, весьма просвещенной части читателей пушкинского и послепушкинского времени строчки «Как в ненастные дни…» были частью сверхкрамольного, агитационного декабристского сочинения о том, как «давили» цари друг друга… и, понятно, – о том, что эту традицию нужно продолжить.

Действительно, размер, ритм, которым написаны разные куплеты этого сочинения, последовательно выдержан, он очень оригинален, его невозможно спутать с каким-либо другим, это настолько очевидно, что в конце прошлого и начале нашего века специалисты готовы были допустить:

1) что все опасные куплеты написал Пушкин; 2) что те же самые строки, включая и «Ненастные дни», сочинили Рылеев и А. Бестужев».

Далее он писал: «Пушкин, конечно, все это понимал, и если «воспользовался легким размером Рылеева», то совершенно сознательно. Зачем же? Простая пародия была бы невозможным кощунством» 5.

А если это не «простая пародия», а указание на то, что картежная игра в повести, помимо выполнения основной, сюжетной функции, является еще и развернутой метафорой? Что за ней скрывается другая игра, по мнению Пушкина, еще более азартная?

Действительно, эпиграф намеренно проецирует наше внимание на содержание агитационной песни, состоящее в рассказе о том, «как в России царей давят»: убийство Петра III и восшествие на престол Екатерины II в результате дворцового переворота 1762 года («славный 1762»!), убийство Павла I в пользу его сына Александра I в 1801 году. Как известно, решающую роль в этих дворцовых переворотах сыграла гвардия. В агитационной песне эта решающая сила как бы находится за кадром, но в эпиграфе она выходит на первый план. «Они» – это те же гвардейские офицеры, подготовившие события агитационной песни, но только взятые в иное время, в иные – «ненастные дни».

В составлявшей некогда вместе с эпиграфом одно целое агитационной песне – борьба за трон, в эпиграфе – картежная игра. Не в этом ли ключ к прочтению исторического подтекста повести?

  1. Картежники, которые в «ненастные дни» гнут пароли «от пятидесяти на сто», в иные дни давили царей, а заговорщики, в иные, счастливые дни совершавшие дворцовые перевороты, – тоже азартные игроки, только ставки в их игре неизмеримо крупнее…
  2. При сопоставлении текстов под таким углом зрения затемненный пушкинский эпиграф проясняется содержанием агитационной песни, а само содержание агитационной песни получает в пушкинском эпиграфе нравственную оценку.
  3. Уместно отметить также, что название картежной игры, избранное Пушкиным, – «фараон» – не было ни единственным, ни наиболее употребительным 6 и поэтому даже в нем ощутим определенный оттенок двусмысленности: «В то время дамы играли в фараон».

В главе, которой предпослан стихотворный эпиграф, мы узнаем со слов Томского о двух поистине выдающихся картежных событиях: выигрыше графини и выигрыше Чаплицкого. Если попытаться выяснить, к какому времени они могут быть отнесены, откроются весьма любопытные совпадения.

Ссылка на основную публикацию