Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание»

Анализ произведения Бунина «Легкое дыхание»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 522.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 522.

Иван Алексеевич Бунин вошёл в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять сущность этого чувства. Он будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу острова Капри, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и чёткой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, в рассказ включены эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Символизм, реализм.

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916, и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское Орловской губернии к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, где на небольшом кладбище он случайно набрёл на могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в её смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала русская гимназистка Оля Мещерская, чей внешний облик был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестрёнки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, произошедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение.

Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора.

Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали её естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить её балансировать между лёгкостью, «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное легкомыслие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит читателей автор, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжёлый осадок.

Главная особенность композиции новеллы – это контраст и отсутствие хронологической последовательности.

Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы.

После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини.

Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать.

Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной лёгкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Проводя анализ на жанровую принадлежность произведения «Легкое дыхание», следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи сторонником реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, всё более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что новелла «Легкое дыхание» ближе к модернизму, но в ней присутствуют и основные тенденции реализма.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 522.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Биография Есенина»с результатом 14/14

Гость завершил

Тест «Бесприданница»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Биография Лескова»с результатом 11/13

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 17/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 15/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 8/19

Гость завершил

Тест «Бесприданница»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 14/19

Гость завершил

Тест Природные зоны Африкис результатом 8/11

Гость завершил

Тест «Чистый понедельник»с результатом 12/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

"Легкое дыхание" – анализ рассказа Ивана Бунина

Время на чтение: 13 минут

История написания

Новелла была написана в марте 1916 года, когда Бунин находился в имении Васильевском Орловской губернии. Всё началось с того, что московское издательство “Русское слово” попросило его выслать короткую историю для пасхального выпуска своей газеты. Поделиться своими новеллами Иван Алексеевич был не против, поскольку дорожил дружескими отношениями и щедрыми гонорарами, но готовых работ у писателя не оказалось. В результате он решил быстро воплотить на бумаге давно томившуюся у него историю любви о гимназистке Оле.

Сама идея произведения пришла к Бунину намного раньше. Однажды он гулял по кладбищу на Карпи, где неожиданно наткнулся на могилу незнакомой девушки.

Фотография цветущей, жизнерадостной особы создала резкий контраст с гнетущей атмосферой этого места, что потрясло писателя до глубины души.

Воображение сразу же нарисовало ему картину жизни этой девушки — так и родился в его голове план создания произведения под названием “Лёгкое дыхание”.

По признанию самого Бунина, были и более глубокие предпосылки для написания новеллы. В глубоком детстве он стал свидетелем гибели своей сестры Саши, которую вся семья очень любила. Детская травма глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его голове образы зимы, облачного снега, невинной девочки и смерти, которые нашли отражение в будущем произведении искусства.

Краткое содержание

Рассказ начинается с описания кладбища, где находится могила гимназистки. Повествование сразу останавливается на описании внешности героини — живых глаз, радостной улыбки. Из первых строк читатель сразу понимает, что рассказ пойдёт о весёлой, жизнерадостной, оптимистичной девушке. Затем рассказ переходит к детству и юности Оли — до 14 лет она была обычной ученицей, но затем “расцвела”, став одной из самых популярных гимназисток среди парней и однокурсников.

В начале новеллы Мещерская предстаёт как очень благополучная и счастливая личность — она лучше всех танцует на балу, отлично катается на коньках, имеет много подруг и ухажёров. В последнюю зиму жизни она практически “сходит с ума от веселья”, за что её вызывает на разговор начальница гимназии. В процессе беседы девушка признаётся, что она “уже женщина” благодаря Малютину.

После откровенного разговора следует сцена на вокзале, где казачий офицер стреляет в Олю.

В суде он приводит аргументы о том, что она сама довела его до такого, поклявшись быть его женой и нарушив обещание, а также предложив прочесть дневник, где совращала другого мужчину.

Затем следует история её “падения” с Малютиным. В конце действие снова переносится на кладбище, где могилу Мещерской посещает классная дама.

Читайте также:  Кратчайшее содержание произведения «записки сумасшедшего» для читательского дневника (н. в. гоголь)

Тема новеллы

Центральной темой художественного произведения является любовь. Она раскрывается читателю сквозь призму поступков и поведения персонажей — прежде всего, главной героини Оли Мещерской. Интересно, что роль любви в новелле отходит от классических канонов — она выступает разрушительной, губительной, неконтролируемой силой, а не добрым, чистым и светлым чувством. Женская притягательность Оли почти доводит молодого гимназиста Шеншина до суицида, а сама она гибнет от руки отвергнутого любовника.

Бок о бок с любовью в произведении раскрывается тема ценности и красоты жизни.

Через образ Мещерской Бунин пытается показать, что нужно наслаждаться миром в сегодняшнем дне, смотреть на всё проще и не ограничивать себя правилами.

Но в этом важно не переборщить, встав на путь безнравственности и безответственности, иначе можно разделить печальную судьбу Оли, чья непосредственность и открытость привела к её смерти.

Важным шагом в раскрытии этой темы выступает введение образа классной дамы и противопоставление её главной героине. Эта «пожилая девушка» и «идейная труженица» скована правилами и традициями, но в глубине мечтает научиться жить так же легко и непосредственно, как Оля.

Это становится её недостижимым идеалом и предметом одержимости.

Противопоставление её мечты и реальности в «Лёгком дыхании», контраст безрадостного существования с короткой, но яркой и полной удовольствий жизнью Мещерской лучше всего раскрывает тему скоротечности бытия и важности наслаждения сегодняшним.

Основная проблематика

“Лёгкое дыхание” раскрывает взгляд писателя на многие современные проблемы. Основные из них:

  • Баланс между страстью и приличиями. Автор явно симпатизирует Оле, которая выбирает первое и закрывает глаза на второе. Но такой выбор приводит её к печальному итогу, что отражает реальное положение вещей.
  • Свобода человека. Бунин изображает нравственные ограничения и одержимость традициями в негативном свете, противопоставляя им открытую и непосредственную Мещерскую, не заботящуюся о своей репутации. Он считает, что общество не должно вторгаться в интимную сферу человека.
  • Социальное неравенство. Конфликт Оли с обоими из её любовников происходит из того, что они “из разных сословий”, и это приводит к большим трагедиям.
  • Скука и серость жизни. Желание вырваться из рутины бытия и жизнь в своих мечтах — основная характеристика персонажа классной дамы. Оле удаётся сделать за счёт “лёгкого дыхания”, но с печальными последствиями.

Мельком автор останавливается на проблеме важности семьи. Некоторые цитаты Мещерской намекают на проблемы с родителями, а её воспитание говорит о заброшенности и неприспособленности к жизни в жестоком внешнем мире. Никто из старших не научил героиню ответственности и нормам приличия.

Образ Оли Мещерской

Самым проработанным и раскрытым в новелле является образ главной героини — гимназистки Оли Мещерской. Она воплощает в себе идеал женского очарования Бунина. Присущие ей черты характера:

  • лёгкость;
  • непосредственность;
  • открытость;
  • оптимизм;
  • стремление жить сегодняшним днём и во всём искать радость;
  • откровенность;
  • обаяние;
  • женственность;
  • безответственность;
  • неспособность воспринимать чувства других всерьёз;
  • беззаботность;
  • легкомыслие;
  • ветреность.

Большое внимание автор уделяет внешности героини. Она очень красива, стройна и изящна, из-за чего в юном возрасте имеет много ухажёров.

Подобной лёгкости и грациозности соответствует и внутренний мир Оли — её не сковывают никакие правила, она делает то, что хочет, не задумываясь о мнении окружающих.

Несмотря на неоднозначность и некоторую аморальность поступков, её практически невозможно осуждать из-за наивности и открытости.

Фатальным недостатком Оли является её неспособность найти баланс между чувствами и разумом, свободой и скованностью, реальностью и мечтами.

Она слишком откровенна и не стесняется говорить жестокую правду, за что в конце концов расплачивается жизнью.

Трагедия героини заключается в том, что её определяющие черты характера — непосредственность, жизнелюбие, вера в мечту — в итоге приводят к её смерти. Она действует по воле чувств, а не разума, за что и расплачивается в конце истории.

Характеристика остальных героев

«Лёгкое дыхание» — короткая новелла, которая не может похвастаться богатым составом персонажей. Большинство из них в какой-то мере противопоставляются образу Мещерской:

  • Алексей Михайлович Малютин — 56-летний офицер, семейный друг Мещерских, красивый пожилой мужчина. Однажды остаётся наедине с девушкой дома, не сдерживается и совращает её. Несмотря на первоначальное желание «стать женщиной», Оля чувствует к нему отвращение, в чём открыто признаётся. Позже Малютин погибает в русско-японской войне, в одну зиму с главной героиней.
  • Казачий офицер — любовник Оли, загадочный и мрачный персонаж, о мотивах которого мало что известно. Он описывается как некрасивый и небогатый мужчина. Нюансы его взаимоотношений с главной героиней остаются за кадром, но ясно, что он относился к роману очень серьёзно — настолько, что отнял жизнь возлюбленной, узнав о невзаимности своих чувств. Для самой Мещерской их связь была чем-то вроде эксперимента или мимолётного увлечения, в то время как офицер хотел свадьбы, что и стало причиной конфликта и последующей смерти девушки.
  • Начальница гимназии — строгая, правильная женщина, осуждающая ветреное поведение Оли. Скованная собственными нравоучениями и установками, она оказывается совершенно обезоружена непосредственностью и откровенностью Мещерской, несмотря на свою позицию власти по отношению к гимназистке. Разговор с ней, несмотря на недолгую продолжительность, нередко называется одним из самых запоминающихся моментов новеллы.
  • Классная дама — немолодая женщина, которая живёт мечтами вместо реальности. Для неё Оля становится чем-то вроде идеала, а её жестокую судьбу она считает воплощением несправедливости мира. После смерти Мещерской классная дама регулярно посещает её могилу, предаваясь сентиментальным размышлениям.

Своеобразие каждого персонажа новеллы состоит в неоднозначности его мотивов. Психология и глубокие размышления героев оставлены за кадром, что позволяет читателю понимать их по-своему.

Особенности композиции

Главная особенность композиции рассказа — отсутствие хронологической последовательности. Текст начинается с описания могилы Оли, затем перескакивает к описанию её детства, затем переходит последней зиме.

После всего этого следует разговор с начальницей, где раскрываются некоторые из ключевых деталей сюжета, включая связь героини с Малютиным. Затем произведение возвращается к новостям о смерти гимназистки.

Концом служит незначительный на первый взгляд эпизод из повседневной жизни Мещерской, где она рассказывает подругам-гимназисткам о смысле женской красоты.

Благодаря резкой перемене места и времени действия, автору удалось сохранить ощущение лёгкости. Несмотря на несправедливые удары судьбу и множественные сомнительные или трагические события, новелла не нагружает читателя тяжёлыми мыслями — он становится отрешён, дистанцирован от героев и их проблем.

Другая особенность композиции — стремительность всего происходящего, которая подчёркивает живую и непосредственную натуру главной героини.

События происходят настолько быстро, что у читателя практически не остаётся времени проанализировать сочинение — он, как и Мещерская, воспринимает его чувствами, а не холодным разумом.

Это соответствует картине жизни Оли — она всегда «жила настоящим», не задумываясь о долгосрочных последствиях своих действий.

Ещё одна интересная деталь — автор фактически начинает своё произведение с развязки, лишая его неожиданного поворота в виде смерти героини.

Читатель знает, что печальный итог неизбежен, потому лучше концентрируется на причинах и событиях, ведущих к трагической концовке.

Предрешённая обречённости Оли, неважность её действий и решений помогают донести идею и смысл «Лёгкого дыхания» — именно желание жить на полную, веселиться и не обращать внимания на последствия привели девушку к печальному итогу.

Отзывы читателей

Произведение вызывает бурю эмоций, несмотря на небольшую длину. Настолько хорошо прописаны женские образы, что просто оживают перед глазами. Прочтение помогло мне лучше понять себя и окружающих.

Новелла рассказывает о девушке, которая впуталась в слишком большие передряги для своего возраста и интеллекта. Но несмотря на то что героиня та ещё “молодец”, ей искренне сопереживаешь. Текст отлично балансирует между лёгкостью и мрачностью.

Красивая и печальная история, затрагивающая темы быстротечности жизни, разрушительности страсти и опасности женской притягательности. Образ героини пробирает до мурашек, особенно когда сопоставляешь её с некоторыми знакомыми из реальной жизни.

«Легкое дыхание» анализ рассказа Бунина – особенности, смысл названия, критика произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Иван Алексеевич Бунин вошел в историю русской литературы как писатель, способный удивительно тонко и трепетно описывать столь многогранное чувство как любовь. Одной из наиболее ярких его работ на эту тему стало произведение «Легкое дыхание». Анализ рассказа позволит лучше понять психологию этого чувства, и будет особенно полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Жанр

Краткий анализ

Год написания – 1916 год.

История создания – Рассказ был написан под впечатлением от прогулки по кладбищу, где писатель случайно наткнулся на могилу юной девушки. Контраст унылого места и медальона с изображением красавицы с необычайно живыми и радостными глазами глубоко потряс Бунина.

Тема – Центральная тема произведения – очарование и трагизм беспечной молодости.

Композиция – Композиция отличается отсутствием хронологического порядка и четкой схемы «завязка-кульминация-развязка». События начинаются и заканчиваются на кладбище, фабула не всегда совпадает с сюжетом, попадаются эпизоды, не имеющие, на первый взгляд, никакого отношения к истории Оли Мещерской.

Жанр – Новелла (короткий сюжетный рассказ).

Направление – Модернизм.

История создания

Рассказ Бунина «Легкое дыхание» был написан в марте 1916 , и опубликован в том же году в газете «Русское слово».

Читайте также:  Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Во время пребывания Ивана Алексеевича в имении Васильевское, к нему обратились из столичной газеты «Русское слово» с просьбой предоставить какое-либо небольшое произведение для публикации в пасхальном номере. Бунин был не прочь отправить солидному изданию свою работу, однако готовых новых рассказов к тому времени у него не было.

Тогда писатель вспомнил о своих прогулках по Капри, когда он случайно набрел на небольшое кладбище. Прогуливаясь по нему, он обнаружил могильный крест с портретом цветущей жизнерадостной девушки. Вглядываясь в ее смеющиеся, полные жизни и огня глаза, Бунин рисовал себе картины из прошлого этой юной красавицы, столь рано ушедшей в мир иной.

Воспоминания о той прогулке и послужили толчком к написанию рассказа о любви, главной героиней которого стала гимназистка Оля Мещерская, чей образ был «срисован» с портрета на кладбище.

Однако предпосылкой к написанию новеллы были и боле глубокие воспоминания писателя, зафиксированные в его дневнике. В возрасте семи лет он стал свидетелем смерти младшей сестренки Саши, любимицы всей семьи. Трагедия, происшедшая февральской ночью, глубоко потрясла мальчика, навсегда оставив в его душе образы девочки, зимы, облачного неба, смерти.

Портрет незнакомки на могильном кресте всколыхнул эти детские воспоминания, писатель уже давно был внутренне готов поделиться своими переживаниями, и рассказ «Легкое дыхание» был написан удивительно быстро.

Тема

Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение.

Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора.

Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской – лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.

Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости – «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.

Композиция

К главным особенностям композиции новеллы следует отнести контраст и отсутствие хронологической последовательности. Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» к ее последней зиме.

После идет разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о ее связи с пожилым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки.

И в самом конце рассказа автор добавляет незначительный, казалось бы, эпизод из жизни Оли, в котором она делится с подругой своим представлением о женской красоте.

Благодаря временным перемещениям и быстрой смене всех действий автору удалось создать чувство легкости и некоей эмоциональной отрешенности. В произведении все призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини.

Все события происходят стремительно, не давая возможности их как следует проанализировать.

Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днем, не думая о последствиях своих действий.

В своем рассказе Бунин сразу же лишает сюжет непредсказуемости и кульминационной развязки. Она уже произошла – и это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже произошло, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу.

Намеренно разрушая причинно-следственные связи в рассказе, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значение ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обреченность героини – в ней семой, в ее невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Огромная страсть к жизни и привела ее к столь быстрому концу.

В этом и заключается смысл названия рассказа. «Легкое дыхание» – это невероятная жажда жизни, способность с удивительной легкостью парить над обыденной реальностью, не замечая проблем и искренне радуясь каждому прожитому дню, каждой минуте.

Жанр

Проводя в «Легком дыхании» анализ на жанровую принадлежность произведения, следует отметить, что написано оно в жанре новеллы – короткого сюжетного рассказа, в котором в полной мере отражена основная проблематика и идея, волнующая автора, представлена картина жизни героев из различных групп общества.

Будучи последователем реализма, Иван Алексеевич не мог оставаться в стороне от модернизма, все более набиравшего обороты в ХХ столетии. Краткость сюжета, символизация и многозначность деталей, раздробленность описываемой истории и демонстрация ничем не приукрашенной реальности указывают на то, что «Легкое дыхание» соответствует модернизму, в котором присутствуют основные тенденции реализма.

ПредыдущаяСледующая

Статья "Анализ рассказа Ивана Бунина "Легкое дыхание" на уроках литературы"

  • ГБОУ СОШ № 264, декабрь 2015 года
  • Шилова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы
  • СТАТЬЯ «АНАЛИЗ РАССКАЗА ИВАНА БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

        Я глубоко убеждена, что каждый истинно любящий Россию человек, не может не любить творчество И.А.

Бунина. Его тонкий взгляд на нашу страну, на людей, на хрупкое движение каждой конкретной человеческой души невозможно не оценить. Путь к пониманию Бунина непрост, но обретение понимания творчества этого великого писателя – великое достижение каждого человека.

Учитель литературы должен привести своих учеников к пониманию и чувствованию произведений Бунина. Начиная в 5-ом классе знакомить детей с рассказами И.А. Бунина (к примеру, с рассказом «Лапти»), в 11-ом классе своевременным будет обращение к чрезвычайно сложному и неоднозначному рассказу «Легкое дыхание».

Некоторыми мыслями в трактовке данного произведения я и хочу поделиться.

И.А. Бунин много писал об исканиях человеческой души. Именно поэтому радость жизни для Бунина – не безмятежное состояние, а чувство трагическое. Вот почему любовь, жизнь и смерть в его творчестве всегда идут рядом…

        В канун Первой Мировой войны в русской литературе горячо обсуждался вопрос о смысле жизни. Наиболее популярной была теория «живой жизни», которую проповедовал писатель-реалист Вересаев.

Жить «живой жизнью» – следовать природе, понимая, что смысл жизни есть в ней самой. Эти веяния также отразились и в некоторых произведениях И.А.

Бунина («Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Божье дерево»).

        Рассказ «Легкое дыхание» был напечатан в 1916 году в газете «Русское слово».

        События в рассказ, составляющие его сюжетный костяк, расположены не в хронологическом порядке. Автор начинает свое повествование с описания могилы Оли Мещерской, затем переходит к раннему детству девушки, но вновь повествует о ее последней зиме.

Вслед за этим передается разговор Оли с начальницей гимназии, во время которого обнаруживается связь Мещерской с Малютиным. Потом читатель узнает об отношениях с офицером и об убийстве Ольги.

А почти в самом конце – об одном незначительном, казалось бы, эпизоде ее гимназической жизни, относящейся к далекому прошлому.

        Главная героиня рассказа – гимназистка Оля Мещерская. В основе повествования – ничем не примечательная и, казалось бы, лишенная высокого смысла, жизнь провинциальной девушки. И тут сюжетная линия начинает раздваиваться, как и все в этом рассказе.

Появляется линия классной дамы – немолодой девушки, и эта линия параллельна линии Оли – юной женщины. Бросается в глаза не только нарушение хронологического порядка, но и изломанность композиции. Помимо смещения планов, сопоставления разных точек зрения, в рассказе есть и другие несоответствия. События Олиной жизни как бы разорваны.

Главная тема – о легком дыхании – не связана ни с каким конкретным эпизодом из жизни девушки.

        Описание Оли Мещерской заставляет читателя  в нее влюбиться. Ольга напоминает юную Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Н. Толстого.

Гимназистку любят младшие классы, ведь дети чувствуют доброту. Далее идут якобы снижающие образ ноты. «Она ветрена, не может жить без поклонников…» – но это уже мнение ее подруг, завидовавших Оле.

«Мещерская завлекла» – это мнение «офицера плебейского вида».

        Тайна раскрывается в дневнике Оли. При описании дня Оли без родителей часто повторяется слово «одна». Но ведь только одна женщина могла сказать о себе: «Я одна в этом мире»! Это Ева. Оля писала, гуляя по саду, что хочет жить без конца.

        Описание сады также напоминает райский сад. Алексей Михайлович Малютин, приятель отца, ведет героиню в сад гулять. Он циничен и безжалостен. Так в рассказе возникает мотив искусителя: «называл себя Фаустом, а ее Маргаритой». Описание Малютина напоминает описание Мефистофеля (черные глаза, борода, разделенная пополам).

Кульминационная сцена – сцена соблазнения – не описана, вместо нее – многоточие. «Теперь мне один выход …» – пишет Оля. Читатель понимает, что речь идет о смерти.  «Я такая…» – говорит героиня, то есть «с плотью». Она не может простить себе эту близость без любви со стариком (Малютину было 56 лет).

Тогда и возникает мотив самоубийства, и все мы понимаем, что Ольга «спровоцировала» офицера убить ее.

        Классная дама, прожившая пустую, неяркую жизнь, одухотворенная бесплотными мечтами (о брате, об идейном труде, о Мещерской) делает образ Оли особенно живым, живым даже после смерти.

        Интересна также детализация рассказа. В нем присутствует множество описаний интерьера. Все предметы обстановки близки Оле. «Легкому дыханию» героини как бы «аккомпанируют» пейзажные зарисовки «свежей, солнечной зимы», «лучистого солнца», «розового вечера».

Читайте также:  Анализ пьесы «горе от ума» а.с. грибоедова

        Таким образом, ведущим композиционным началом в рассказе является не сюжет, а лейтмотив, тема «легкого дыхания», которую развивает система образных и лексических повторов, различные литературные ассоциации (например, фамилия гимназиста Шеншина отсылает нас к Афанасию Фету). Все то, что составляло жизнь, гибель, любовь Оли – это разлитое в мире женское начало, естественное, как сама природа. Это открытие жизни. Это и есть «легкое дыхание».

        У человека всегда есть выбор. Он может увидеть закопченные дома или ощутить  свежий вечер на той же улице, выбрать монастырь или острог (они у Бунина находятся напротив друг друга), выбрать скучную жизнь или жизнь красивую, но обреченную на быстрое угасание.

Оля «живо смотрит» с фотографии на могильном кресте, а «легкое дыхание» ее рассеивается в мире, «в этом холодном весеннем ветре». И в этом вечность женственности, целомудренность девушки, осудившей себя за ее проявление. «Живая жизнь» обречена на смерть, но хочется верить, что на небе принимают Олю.

Ведь все в рассказе, как и в нашей жизни,  начинается и заканчивается крестом…

Легкое дыхание анализ рассказа Бунина (смысл рассказа кратко)

Бунин – уникальный писатель, которому удавалось с особым трепетом описать любовь. Как раз на эту тему и была написана новелла Легкое дыхание. Анализ данного сюжетного рассказа позволяет в полной мере разобраться в данном чувстве, а особо полезна эта информация окажется для учащихся 11 класса, изучающим произведение Легкое дыхание Бунина в рамках школьной программы.

Легкое дыхание анализ рассказа Бунина

Первым делом следует рассмотреть краткий анализ рассказа Легкое дыхание. Написан он был писателем в 1916 году.

Вдохновила его на написание этого произведения прогулка по кладбищу, где он увидел могилу еще совсем молодой девушки. Бунин был потрясен столь сильным контрастом.

Ведь в столь унылом, мрачном месте с фотографии на него смотрела невероятно красивая особа с радостными, наполненными жизнь и счастьем глазами.

Если делать анализ Легкое дыхание кратко, то главной темой в данном случае является прелесть молодости и особый трагизм, связанный с ее беспечностью. В основе композиции не наблюдается строгой хронологии, как и явно расставленной схемы. Разворачиваются события именно на кладбище, после чего уже идет рассказ о том, что же привело к трагической смерти девушку.

Написано данное произведение в жанре новеллы. Рассказ в данном случае сюжетный, достаточно короткий и создан в характерных чертах модернизма.

Тема и композиция

Начать анализ Легкое дыхание Бунина следует с определения его темы. Центральной в данном случае тематикой является именно любовь. Показано данное чувство через образ Оли Мещерской, жизнерадостной, непосредственной и весьма обаятельной особы.

Бунин видит любовь по-особенному и ассоциирует ее со страстью. Она неистовая, всепоглощающая и при этом разрушительная. Вполне естественно, что в рассказе спутницей данного чувства является смерть.

Ведь гимназист Шеншин был готов покончить жизнь самоубийством, страдая от того, что Оля не разделяет его чувств. При этом сама девушка пострадала от действий любовника, который попросту обезумел.

Именно в этом и заключается неординарность любовной концепции автора.

Оля совершает довольно аморальные поступки, но при этом Бунин не осуждает гимназистку за них, не критикует ее. Помимо этого, он указывает на ее положительные стороны.

Писатель восхищается ее женственностью и красотой, умением видеть в жизни исключительно хорошее.

Причем, он указывает на то, что красота женщины заключается не во внешних особенностях, а в способности очаровывать и вдохновлять окружающих. Как раз такой и является главная мысль новеллы.

При анализе произведения Легкое дыхание нельзя не упомянуть и о других качествах Оли. Она несколько поверхностна и весьма беспечна. По мнению автора, главной ее проблемой является то, что ее никто попросту даже не пытался научить чувствовать баланс между безмятежностью и принятием ответственности за совершенные поступки.

Именно это равнодушие и привело к гибели главной героини. Правда, даже смерть не способна уничтожить прелесть молодости. Она рассеивается и обязательно будет возрождена. К такому выводу Бунин и приводит своих читателей. Как раз поэтому после прочтения новеллы в душе не остается тяжелого, неприятного осадка.

Анализ рассказа Бунина Легкое дыхание также подразумевает определение его композиции. Она в данном случае весьма неординарна. Здесь попросту не прослеживается хронология, отмечается контраст. В самом начале новеллы автор описывает могилу гимназистки и только после этого переходит к рассказу о ее ранних детских годах. После этого речь резко заходит о последнем зимнем периоде в жизни девушки.

Затем описывается разговор Оли и руководительницы гимназии. Именно из этой беседы читатель узнает о том, что девушка находится в любовной связи с немолодым офицером. Сразу после этого становится известно, что главную героиню убили. В финале же новеллы Бунин рассказывает, как Оля говорила со своей подругой и делилась личным мнением о том, что такое красота женщины.

Именно за счет перемещения во времени, резкой перемены обстановки, писатель смог создать ощущение некой легкости и своеобразной отрешенности. Главной целью рассказа является передача непосредственности Оли.

События развиваются невероятно стремительно. Нет никакой возможности произвести их анализ. По сути, столь быстро пролетела и жизнь главной героини.

Она никогда не задумывалась о том, к каким последствиям могут привести совершаемые действия, жила здесь и сейчас, не думая о завтрашнем дне.

Новелла изначально является предсказуемой. В ней напрочь отсутствует кульминация и развязка. Ведь все уже свершилось. Юная девушка мертва. Осознавая же, что основные события уже произошли, читатель начинает разбираться в том, что же привело к такому печальному финалу.

Писатель намеренно рушит в своем рассказе причинно-следственную связь. Автор специально указывает на то, что совершенно неважно, чем руководствовалась девушка, совершая те или иные поступки. Ее судьба уже предрешена. По сути, именно огромное желание жить, неистовая страсть и стали причиной кончины столь притягательной и обаятельной особы.

Жанр и средства выразительности

Делая анализ рассказа Легкое дыхание, следует также определить его жанровую принадлежность.

Данное произведение является новеллой, в которой писателю удалось в полной мере осветить определенную проблему.

Несмотря на то, что рассказ довольно короткий, автор развил в нем весьма увлекательный сюжет, описал не только особенности жизни главных персонажей, но и представил различные общественные группы.

Бунин считался приверженцем модернизма. Естественно, что он попросту не смог оставить в стороне это направление. Тем более, что именно в двадцатом веке модернизм становился все более востребованным.

Это направление проявляется в краткости самого сюжета, особом значении символизма. Писатель максимум внимания удаляет деталям. Именно поэтому история оказывается несколько раздроблена. Бунин показывает реальность такой, как она есть, не приукрашивает ее.

Естественно, что все это идеально соответствует модернизму с характерными чертами реализма.

Легкое дыхание: смысл рассказа

В анализе Легкое дыхание смысл названия имеет невероятно важное значение. С его помощью Бунин показывает на огромное желание жизнь, умение парить с особой легкостью, не видя при этом никаких проблем. Ведь главная героиня искренне радовалась каждому мгновенью своей короткой жизни.

Смысл же самого произведения Бунина гораздо более глубокий. Автор поднимает вопрос о создании баланса между приличием и страстью. Он в произведении весьма спорный. Ведь отчетливо видно, что писатель испытывает симпатию к своей героине. Несмотря на то, что она выходит за рамки приличия, отдается страсти, в ней писатель видит прекрасные качества, замечает естественность и явное очарование.

Правда, девушка оказывается наказана за собственную легкомысленность. При этом наказание оказывается довольно жестоким. Ей приходится отдать собственную жизнь. Соответственно, поднимается также проблема, связанная со свободой.

В обществе существует немало условностей и вседозволенность в личной жизни является неприемлемой. Многие считают, что это правильно, все именно так и должно быть. При этом другим приходится подавлять тайные желания, возникающие в душе, скрывать их.

Для того же, чтобы достичь гармонии, следует искать компромисс, а не просто принимать одну сторону, невзирая на мнение остальных.

Кроме того, тут же освящается и явная социальная проблема. В провинциальном городке царит весьма унылая, не приносящая радости атмосфера. Здесь можно делать все, что только вздумается. Главное, чтобы об этом никто не узнал.

В столь спокойном месте людям попросту нечем заняться. Как результат – они попросту начинают обсуждать тех, кто предается страсти, лишь бы убежать от столь серых рутинных будней. Таких особ осуждают.

Отношения, которые царили в семье главной героини, особо не описываются. Тем не менее, исходя из сюжета, можно сделать вывод, что они были далеки от идеала. Девушка чувствовала себя счастливой, но при этом одинокой. Ей казалось, что во всем мире у нее нет ни одного близкого человека.

Она все время была одна. Естественно, что никто при этом Олей просто не занимался, не воспитывал ее. Она была брошена на произвол судьбы. Именно поэтому ее и ждала такая судьба.

Ведь если бы кто-то научил ее руководствоваться не только чувствами, но и разумом, жизнь девушки могла бы сложиться совершенно иначе.

Ссылка на основную публикацию