Анализ произведения А.П. Чехова «Анна на шее»

Творчество Чехова – одного из самых известных русских писателей – изучается в 9 классе на уроках литературы. Рассказы, пьесы писателя оригинальны и уникальны настолько, что переведены более чем на сто языков и ставятся в театрах всего мира уже более ста лет.

Анализ произведения А.П. Чехова «Анна на шее»

Анализ рассказа А. П. Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, композиционной структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в своем произведении.

Анализ рассказа «Анна на шее»

Краткий анализ

  • Год написания – 1895 год
  • История создания – задолго до написания рассказа Чехов сделал наброски сюжета в своих рабочих записях. Готовое произведение практически не отличается от первоначальной задумки автора.
  • Тема – влияние богатства, положения в обществе на духовный мир, нравственную сторону личности.
  • Композиция – двуплановая композиция, состоящая из линии главной героини и её супруга. Произведение делится на две гглавы
  • Жанр – новелла, лирико-драматический рассказ.
  • Направление – критический реализм.

Подробный анализ

История создания

Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём предполагалось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих пятерых братьев от нищеты.

Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она попадает в центр внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.

Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора. В октябре 1895 года Антон Павлович послал текст рассказа в редакцию “Русских Ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано.

Немного доработав образ главной героини, изменив второстепенные детали, автор включил рассказ “Анна на шее” в собрание сочинений 1899–1901 годов.

Тема

В рассказе Чехов затрагивает самые животрепещущие  темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения: социальное неравенство и его влияние на жизнь, мировоззрение и личность человека.

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное.

Анна обрела ощущение счастья, богатство и положение в обществе, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи.

Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (которую называли Анной и носили только, вешая на шею) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до первого выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст троих детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа – эти слова повторяют двое братьев Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Жанр

В рассказе “Анна на шее” анализ предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, который свойственен именно А. П.  Чехову. Автор любит лаконизм во всем, не всегда пользуется развязкой, ему нравится оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило – итог очевиден).

Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл – это классическая манера Чехова как прозаика и драматурга. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ или новелла, что подтверждается лаконизмом, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.

О чем рассказ Чехова – сюжет

Молодая, симпатичная девушка выходит замуж за богатого мужчину, который ей годится в отцы. Ее социальное положение очень тяжелое. Она еще в детстве осталась без матери, отец пьет, бедные братья ходят без обуви. Супруг оказывается очень жадным, ничего ей не покупает и денег не дает.

На рождественский бал он делает исключение и покупает ей вечернее платье. Анна выглядит потрясающе, затмевает всех дам вокруг. Даже Его сиятельство остается не равнодушным к прекрасной леди. Этот вечер раз и навсегда изменил жизнь девушки. Теперь она не боится мужа и смело ему отвечает. Она ходит на прогулки, вечера. Счета оплачивает ее муж.

Произведение учит, что не нужно отрекаться от своих родных, стыдится их социального положения, внешности. А наоборот, в трудную минуту протягивать руку помощи.

Сочинение о рассказе Анна на шее

Центральной проблемой рассказа «Анна на шее» является проблема социального расслоения и неравенства, возникшего в обществе. Оно сказывается на судьбы и жизни людей прямым образом. Именно Чехов обращает внимание на то, что весь мир сосредоточен на деньгах, они являются основной движущей силой.

Именно они выявляют ряд человеческих пороков, таких как карьеризм, чрезмерная амбициозность и пошлость. Все это приводит к общей проблематике – нравственная деградация человеческого характера.

В центре событий Анна, которая благодаря усилиям добивается успеха. Она мечтала о нем на протяжении долгого времени, но, когда обрела, начала терять прекрасные качества, очерствела духовна и стала не способна проявлять щедрость и доброту к окружающим людям.

Для того, чтобы акцентировать внимание на изменениях в личности Анны, автор разделяет рассказ на две части. В первой описывается унижение молодой девушки, а во втором ее стремительное вознесение. Параллелизм повествования показывает насколько развился в ее душе эгоизм, и если сначала рядом была ее семья, то в конце она разрывает все отношения.

Второй линией повествования становится жизнь Модеста Алексеевича, привыкший стремиться к чинам и получать награды. Он является супругом Анны. Поэтому он бессовестно пользуется молодой женой, чтобы получить желаемый чин и продвинуться дальше.

Данная линия получает более сатирическое повествование, оттеняемое на воне грустно-лиричных и отчасти ироничных размышлений молодой девушки, обреченной терпеть позицию мужа.

Повествование обоих линий заканчивается одинаково, каждый из них получает желаемое, но теряет самое главное – искренность, чувства и человеческое достоинство. Модеста Алексеича награждают желаемым орденом, но теперь он полностью зависит от супруги, которая помогла ему получить награду.

Анна же не зависит от решений мужа, она полностью избавилась от страха и унижения перед мужчиной, теперь она часть светского шумного мира, но ее душа огрубела, она не способна воспринимать горе других и отвечать добротой и благодарностью.

Каждый из героев сделал выбор, чтобы достичь желаемого и осуществить заветные мечты. Но далеко не все мечты должны исполняться, порой человек желает себе что-то во вред, а не во благо. Именно поэтому часто высшие силы оставляют наши желания неисполненными. Не каждый готов заплатить высокую цену за их осуществление.

Эссе о рассказе Чехова

Рассказ “Анна на шее” — это представление автором собственного понимания проблемы отношений между представителями неравных социальных статусов. Суть проявляется через образы главных и второстепенных героев, их связей друг с другом, занимаемым местом в обществе положением, родом из занятий и интересов.

Главные герои рассказа — молодая девушка по имени Анна и 52-летний мужчина. В их отношениях нет развития ни любовных, ни дружеских отношений. Все ограничено и укладывается в рамки выгоды и наживы. Пожелание девушки и стремление стать его женой — не иначе, как выход из сложной материальной ситуации семьи, где она выросла.

За счет брака на богатом мужчине она надеялась спасти отца от долгов и пьянства, а братьев от голода и нищеты. В этой ситуации Анна выступила как добродетель, любящая дочь и сестра, как человек, у которого было обострено чувство доброты, сострадания к близким, милосердия.

Ее жених, которого рекомендовали родственники, также своей женитьбой создавал идиллии счастливой семейной жизни. Это было рассчитано на внимание вышестоящего, от которого зависела будущая награда главного героя.

А для этого нужно было постараться войти в доверие, заслужить положительную характеристику человека, чья супруга — умная, красивая женщина, готовая также служить своему государю.

Особого внимания в произведении заслуживает его композиция, благодаря которой главные герои будто меняются местами. За счет подобного приема А. П. Чехов добивается желаемого результата, развинчивая характеры героев.

Их встречи и женитьба — это резкие противопоставления друг другу. При этом они будто обмениваются своим внутренним миром частично, меняя сущность.

Из скромной, бедной, думающей девушки Анна превратилась в богатую, расчетливую, легкомысленную девушку, которая после бала изменилась в отношении к лицу и братьям, больше не уделяя им внимания.

Таким образом, меняя от начала произведения к концу характеры и поведение главных героев, автор смог точно обозначить главную мысль рассказа. Он подчеркнул отношения между людьми двух миров — общества богатых влиятельных людей, и тех, у кого нет средств к существованию и права голоса.

А. А. Чехов с осуждением относится к Анне, которая занимая положение супруги богатого человека, показала свое истинное лицо.

Неразделенная любовь – сочинения для 5–11 классов.

Центральным персонажем рассказа «Анна на шее» является юная кокетка Анна. В начале произведения кажется, что брак по расчету – настоящая трагедия, которая загубит ее молодость.

Однако сцена, когда девушка сразу после замужества кокетничает на полустанке с офицерами, показывает, что для девушки важнее ее успех в обществе. Получив этот успех после бала, девушка меняется на глазах, и перед читателем обнажаются ее отрицательные черты.

«Анна на шее» анализ рассказа Чехова – жанр, тема, проблемы, смысл названия произведения

4.6

  • Средняя оценка: 4.6
  • Всего получено оценок: 131.
  • 4.6
  • Средняя оценка: 4.6
  • Всего получено оценок: 131.
Читайте также:  «beat generation» (разбитое поколение) феномен явления

Произведения Чехова, одного из самых известных русских писателей, входят в программу по литературе во всех классах средней школы.

Его рассказы, повести, пьесы переведены более чем на сто языков и ставятся на сценах театров всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А.П.

Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в этом произведении.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Анна на шее.Год написания – 1895 год.

История создания – Задолго до написания рассказа Чехов сделал наброски сюжета в своих рабочих записях. В 1895 году рассказ был опубликован в “Русских ведомостях”, но позже, для собрания сочинений, несколько переработан. Готовое произведение от первоначальной задумки автора отличается чёткой композицией и глубиной проработки характера главной героини.

  1. Тема – влияние богатства, положения в обществе на духовный мир, нравственную сторону личности.
  2. Композиция – В произведении две главы: отдельно даны сюжетные линии главной героини и её супруга.
  3. Жанр – новелла, лирико-драматический рассказ.
  4. Направление – критический реализм.

Анализ рассказа

В лице главной героини видна резкая перемена личностных качеств после понимания своей социальной значимости. Изначально Анна кажется читателю тонкой натурой, которая обладает чувствами сострадания, нравственности и любви к своей семье. Но возвышение человека в аристократических кругах пробуждает в Анне скрытые пороки в лице корысти, гордыни и пренебрежения своими родными.

Глубина рассказа и его суть полностью раскрываются в кульминации. Автор дает четко понять читателю, что Анна — ветреная особа, для которой смысл жизни заключается в дорогих нарядах, пышных балах и влиятельном окружении в лице расточительных богачей.

«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье. В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св.

Анны второй степени и пришел благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое».

А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у нее все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог.

«Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами». Супруги стали жить на казенной квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы.

Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести.

Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“» С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей.

Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день.

И часто проверял: все ли вещи целы. Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье. Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват.

«Подошел Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал еще сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных.

И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“» После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро.

Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.» На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира.

Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своем каламбуре. А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“»

История создания

Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём говорилось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих братьев от нищеты.

Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она становится центром внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.

  Характеристика Фирса – образ слуги в пьесе «Вишневый сад»

Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора.

В октябре 1895 года Антон Павлович отправил текст рассказа в редакцию “Русских ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано.

Углубив образ главной героини, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и “его сиятельства”, автор включил рассказ “Анна на шее” в 9 том собрания сочинений 1899–1901 годов.

  • Посмотрите, что еще у нас есть:
  • для самых рациональных —
  • Краткое содержание «Анна на шее»
  • для самых крутых —
  • Читать «Анна на шее» полностью

Популярные сочинения

  • Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс) В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.
  • Сочинение Хорь в рассказе Хорь и Калиныч (Образ и характеристика) Художник русского слова, Иван Сергеевич Тургенев, в цикле «Записки охотника» отразил красоту природы, жизнь и быт крестьян. В рассказе «Хорь и Калиныч» описываются будни жителей
  • Сочинение Индивидуальность человека Индивидуальность есть у нас у всех. Мы все рождаемся индивидами, как я понял. Личность надо ещё «вырастить» в самом себе.

Тема

В рассказе Чехов затрагивает важные темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения – социальное неравенство и его влияние на жизнь (как меняются мировоззрение и личность человека в обществе, построенном на власти денег).

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие друг другу люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное.

Анна обрела богатство, положение в обществе и от этого – ощущение счастья, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи.

Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (орденом Святой Анны, который носили на шее) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Анна на шее

«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.

Читайте также:  Образ Матрены в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришел благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной.

Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое».

А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у нее все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог.

«Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами». Супруги стали жить на казенной квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы.

Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести.

Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“» С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей.

Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день.

И часто проверял: все ли вещи целы. Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье. Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват.

«Подошел Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал еще сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных.

И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“» После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро.

Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.» На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира.

Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своем каламбуре. А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“»

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа эти слова повторяют два брата Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Жанр

Анализ рассказа “Анна на шее” предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, свойственной прозе А.П. Чехова. Автор любит лаконизм во всем, не всегда добавляет развязку, для него характерно оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило, итог очевиден).

Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл, – эта особенность Чехова как прозаика и драматурга проявилась и в этом рассказе. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ, или новелла, что подтверждается краткостью, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.

«Анна на шее» анализ рассказа Чехова – жанр, тема, проблемы, смысл названия произведения

Произведения Чехова, одного из самых известных русских писателей, входят в программу по литературе во всех классах средней школы.

Его рассказы, повести, пьесы переведены более чем на сто языков и ставятся на сценах театров всего мира уже более ста лет. Анализ рассказа А.П.

Чехова “Анна на шее” включает в себя обзор тематики, проблематики, структуры, особенностей жанра и художественных средств выразительности, которые использовал автор в этом произведении.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Анна на шее.Год написания – 1895 год.

История создания – Задолго до написания рассказа Чехов сделал наброски сюжета в своих рабочих записях. В 1895 году рассказ был опубликован в “Русских ведомостях”, но позже, для собрания сочинений, несколько переработан. Готовое произведение от первоначальной задумки автора отличается чёткой композицией и глубиной проработки характера главной героини.

  1. Тема – влияние богатства, положения в обществе на духовный мир, нравственную сторону личности.
  2. Композиция – В произведении две главы: отдельно даны сюжетные линии главной героини и её супруга.
  3. Жанр – новелла, лирико-драматический рассказ.
  4. Направление – критический реализм.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Маковского Воззвание Минина к нижегородцам Полотно величайшего художника Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованию» больше известная под названием «Воззвание Минина к нижегородцам»
  • Сочинение Наша квартира (описание) Мы с родителями проживаем в двухкомнатной квартире. Купили мы её на самом верхнем (семнадцатом) этаже. Наш дом с лифтом и мусоропроводом. Мне нравится смотреть сверху на вид улиц, автомобилей
  • Сочинения по картинам Саврасова Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) ‒ один из наиболее известных российских художников, создатель жанра русского лирического пейзажа. Его картина «Грачи прилетели», олицетворяющая

История создания

Сохранились записи писателя, в которых он разработал сюжетную линию будущего рассказа. В нём говорилось, что молоденькая гимназистка выходит за толстого некрасивого старика, чтобы спасти себя и своих братьев от нищеты.

Муж оказывается скупым, попрекает её, не даёт денег. Желая занять более почётное место в обществе, он ведёт жену на бал, где она становится центром внимания, имеет головокружительный успех. Понимая свою выигрышную позицию, Анна называет мужа болваном, изменяет, тратит его деньги.

Окончательный вариант рассказа отличается некоторыми деталями, но в целом сюжет соответствует первоначальной задумке автора.

В октябре 1895 года Антон Павлович отправил текст рассказа в редакцию “Русских ведомостей”, 22 октября произведение было опубликовано.

Углубив образ главной героини, придав сатирические черты образам Модеста Алексеевича и “его сиятельства”, автор включил рассказ “Анна на шее” в 9 том собрания сочинений 1899–1901 годов.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Анна на шее»
  • для самых крутых — Читать «Анна на шее» полностью

Анализ 2

Рассказ «Анна на шее» — это представление автором собственного понимания проблемы отношений между представителями неравных социальных статусов. Суть проявляется через образы главных и второстепенных героев, их связей друг с другом, занимаемым местом в обществе положением, родом из занятий и интересов.

Главные герои рассказа — молодая девушка по имени Анна и 52-летний мужчина. В их отношениях нет развития ни любовных, ни дружеских отношений. Все ограничено и укладывается в рамки выгоды и наживы. Пожелание девушки и стремление стать его женой — не иначе, как выход из сложной материальной ситуации семьи, где она выросла.

За счет брака на богатом мужчине она надеялась спасти отца от долгов и пьянства, а братьев от голода и нищеты. В этой ситуации Анна выступила как добродетель, любящая дочь и сестра, как человек, у которого было обострено чувство доброты, сострадания к близким, милосердия.

Ее жених, которого рекомендовали родственники, также своей женитьбой создавал идиллии счастливой семейной жизни. Это было рассчитано на внимание вышестоящего, от которого зависела будущая награда главного героя.

А для этого нужно было постараться войти в доверие, заслужить положительную характеристику человека, чья супруга — умная, красивая женщина, готовая также служить своему государю.

Читайте также:  Образ григория мелихова сочинение

Особого внимания в произведении заслуживает его композиция, благодаря которой главные герои будто меняются местами. За счет подобного приема А. П. Чехов добивается желаемого результата, развинчивая характеры героев. Их встречи и женитьба — это резкие противопоставления друг другу. При этом они будто обмениваются своим внутренним миром частично, меняя сущность.

Из скромной, бедной, думающей девушки Анна превратилась в богатую, расчетливую, легкомысленную девушку, которая после бала изменилась в отношении к лицу и братьям, больше не уделяя им внимания.

  Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Таким образом, меняя от начала произведения к концу характеры и поведение главных героев, автор смог точно обозначить главную мысль рассказа. Он подчеркнул отношения между людьми двух миров — общества богатых влиятельных людей, и тех, у кого нет средств к существованию и права голоса.

А. А. Чехов с осуждением относится к Анне, которая занимая положение супруги богатого человека, показала свое истинное лицо.

Тема

В рассказе Чехов затрагивает важные темы, касающиеся человеческого бытия: богатство и бедность, нравственность и духовное падение, смысл жизни, обывательщина. Основная проблема произведения – социальное неравенство и его влияние на жизнь (как меняются мировоззрение и личность человека в обществе, построенном на власти денег).

Жизнь Анны и мужа показывается параллельно, они не пересекаются. Это чужие друг другу люди, добившиеся того, о чем мечтали, но потерявшие что-то очень важное.

Анна обрела богатство, положение в обществе и от этого – ощущение счастья, но её душа очерствела, она забыла о братьях и отце, отчаянно нуждающихся в помощи.

Модест Алексеич получил желаемые чины и награды, но потерял уважение супруги и стал её “прислугой”.

Смысл названия произведения в том, что вместе с желаемой наградой (орденом Святой Анны, который носили на шее) главный герой получил ещё одну Анну – жену-распутницу, неблагодарную, своенравную, которая тоже оказалась “на его шее”.

Другие герои

  • Петя и Андрюша
  • – гимназисты, младшие братья Анны.
  • Петр Леонтьич
  • – отец Анны, учитель в гимназии.
  • Артынов
  • – «богач, высокий, полный брюнет» , «донжуан и баловник» , ухаживал за Анной.
  • Его сиятельство
  • – начальник Модеста Алексеича.

I

«После венчания не было даже легкой закуски». Молодые сразу поехали на вокзал, «на богомолье» . Модест Алексеич женился на совсем юной девушке. Говорили, что и поездку в монастырь он затеял для того, чтобы показать, что и в браке он будет отдавать «первое место религии и нравственности» .

Пьяный отец Анны со слезами на глазах пытался ей что-то сказать на прощание, но братья девушки, Петя и Андрюша, сконфужено его одергивали.

Оставшись наедине с женой, Модест Алексеич вспомнил историю. У его знакомого была сварливая жена Анна. И когда знакомому вручали орден Святой Анны второй степени, его сиятельство выразился: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее» (эту награду принято было носить на шее). Модест Алексеич надеялся, что ему его сиятельство такого не скажет.

Анне же «было страшно и гадко» . Девушка вспомнила, каким мучительным было венчание. Никто не понимал, зачем она выходит замуж за «этого пожилого, неинтересного господина» . Она чувствовала себя обманутой. Свадебное платье пришлось шить в долг, а ее семье Модест Алексеич так и не помог. Девушка даже не была уверена, есть ли что-то у отца и братьев на ужин.

Отец Анны был учителем рисования и чистописания в гимназии. Когда мать умерла, он сильно запил, наступила нужда, его даже хотели уволить. Знакомые дамы «засуетились» и подыскали для Анны жениха – Модеста Алексеича. Девушка надеялась, что он замолвит слово за ее отца и мужчину не уволят с работы.

Поезд остановился на полустанке. Девушка вышла на платформу. Увидев офицеров и богатого владельца дачного места Артынова, она начала кокетничать. У девушки поднялось настроение, и до монастыря она ехала уже в прекрасном расположении духа.

В городе Анна и Модест Алексеич жили на казенной квартире. Оставаясь одна, девушка играла на рояле, читала книги, плакала от скуки. За обедом Модест Алексеич говорил о том, «что надо трудиться, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг» и что «каждый человек должен иметь свои обязанности» .

Анна часто приходила к отцу и братьям, но те словно осуждали ее за брак по расчету. Ее дамский вид смущал и оскорблял их. Каждый раз за обедом отец много пил, а по праздникам играл на фисгармонии.

Иногда Анна с мужем ходили в театр. Модест Алексеич заставлял жену кланяться персонам, занимающим более высокое положение. Анна стеснялась просить у мужа деньги, а сам он ее ничем не баловал.

«Она делала всё, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее, как последнюю дурочку». Денег у нее теперь было меньше, чем до замужества.

Иногда муж дарил Анне украшения, но регулярно делал «ревизию» , проверяя, все ли на месте.

Только однажды Петр Леонтьич попросил у Модеста Алексеича в долг 50 рублей. Тот дал, но сказал, что больше не даст до тех пор, пока мужчина не бросит пить. Каждый раз родным Анны приходилось выслушивать наставления Модеста Алексеича, хотя денег он им не давал.

II

Планировался зимний бал. Модест Алексеич сказал Анне, что она должна сшить себе бальное платье и дал ей сто рублей. Девушка решила купить такой наряд, какой бы надела ее покойная мать – женщина была модницей и научила дочь кокетничать.

На балу, в окружении высшего общества, Анна в первый раз чувствовала себя «не девочкой, а дамой» . Она понимала, что близость старого мужа не унижает ее, а «кладет на нее печать пикантной таинственности» .

Девушка пользовалась успехом у мужчин, ее все приглашали. Сам его сиятельство предложил Анне принять участие в благотворительном базаре.

Присутствовавший Артынов покупал у нее шампанское и чай за сто рублей. «Она уже поняла, что создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни» .

Анна начала стесняться своего пьяного, «обыкновенного» отца. Когда девушку провожали домой, уже светало.

На следующий день к Анне с визитом приехал Артынов, а после и его сиятельство с благодарностью за участие в базаре. Наконец приехал и ее муж. Модест Алексеич смотрел на жену с «заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных» . Понимая, что ей ничего не будет, девушка сказала ему: «Подите прочь, болван!».

«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня». Она возвращалась домой под утро. Анна не боялась брать у мужа деньги, тратя их как свои.

Когда на Пасху Модест Алексеи получил Анну второй степени, его сиятельство сказал: «Значит, у вас теперь три Анны, одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич, пытаясь скаламбурить ответил, что теперь остается ожидать на свет маленького Владимира, имея ввиду орден Владимира IV степени, но его сиятельство уже не слушал мужчину.

Петр Леонтьич пил сильнее прежнего, денег у них не было, фисгармонию пришлось продать за долг. Когда же мужчина пытался окликнуть Анну на улице, сыновья брали его под руки и умоляюще говорили: «Не надо, папочка… Будет, папочка…»

Композиция

Композиция двуплановая: рассказ разделён на две главы. Первая повествует о жизни Анны до выхода в свет. Вторая – о кардинально изменившейся ситуации, которая перевернула весь уклад семьи после первого бала, оглушительного успеха молодой супруги Модеста Алексеича. Всё повествование построено на ярчайшей антитезе, на “до” и “после”.

Кольцевую оформленность композиции придаёт лейтмотив из бедной прошлой жизни главной героини: “не надо, папочка” – звучит из уст детей овдовевшего старого учителя, в конце рассказа эти слова повторяют два брата Анны. Она становится частью нового мира, забывает о бедности и нужде самых близких людей.

Жанр

Анализ рассказа “Анна на шее” предполагает рассмотрение особенности жанра малой прозаической формы, свойственной прозе А.П. Чехова. Автор любит лаконизм во всем, не всегда добавляет развязку, для него характерно оставлять читателя в раздумье – чем закончится произведение (как правило, итог очевиден).

Сатирические образы, за которыми стоит трагический смысл, – эта особенность Чехова как прозаика и драматурга проявилась и в этом рассказе. Таким образом, “Анна на шее” – лирико-драматический рассказ, или новелла, что подтверждается краткостью, резкой сменой событий, неожиданным перевоплощением главной героини.

Стилевое своеобразие

Особенности рассказа, написанного в художественном стиле, – обилие общелитературных мотивов, перенасыщенность нравственной лексикой, активное использование лейтмотива, антитезы.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Ссылка на основную публикацию