Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Одно из лучших драматических произведений Лермонтова — «Маскарад». Читательский дневник с содержанием и анализом пьесы школьники обычно заполняют в десятом классе. Роковые события в драме происходят во время шумных балов, которые проводило светское общество. Автор отразил личную трагедию и душевные переживания главного героя — Евгения Арбенина.

История создания произведения

«Маскарад» — единственная из пяти пьес, которую Лермонтов хотел увидеть на театральной сцене. Для этого ему пришлось трижды переписать текст, поскольку он не проходил цензуру. Однако инспекторы и критики каждый раз находили к чему придраться, обвиняли молодого автора в непристойных нападках на светское общество и в дерзости против знатных дам.

Только через год после трагической гибели пьесу опубликовали, но с цензорскими правками. Спустя пару десятилетий был снят запрет на ее постановку.

Со второй половины XIX века драму ставили многие знаменитые театры. Впоследствии она вошла в фонд русской классической драматургии.

Современным читателям доступна только вторая редакция пьесы, состоящая из четырех частей. Многие бумаги с авторскими записями и пометками цензоров были утеряны.

Основные персонажи

При анализе «Маскарада» Лермонтова следует указать, что в произведении автор описывает жизнь светского общества в Петербурге в 1830-е годы. Во время прочтения заметно, что пьеса содержит большое количество монологов, каждый из которых мог бы стать отдельным законченным рассказом. Основными действующими лицами драмы выступают:

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

  1. Евгений Александрович Арбенин. Светский лев и игрок, умный и мятежный. Имеет дворянское происхождение.
  2. Нина. Молодая супруга Арбенина. Она находится в расцвете молодости и красоты, обожает мужа и стремится наслаждаться жизнью.
  3. Князь Звездич. Обаятельный мужчина, азартный игрок. Недальновиден, ограничен, не умен.
  4. Баронесса Штраль. Опасная и коварная особа, вдова. Часть строит козни и думает только о себе.
  5. Неизвестный. Жестокий мужчина, которого в свое время Арбенин довел до нищеты. Его цель — месть за прошлое.

Сюжет пьесы

Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.

В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.

Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги.

Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль.

Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.

Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое.

Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения.

Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Во время прощания с Ниной появился Неизвестный, который ранее напророчил Арбенину несчастье. Он обличил Евгения в убийстве супруги, что подтвердил Звездич, рассказав историю с браслетом. Понимая, что разрушил счастье своими руками, главный герой сошел с ума.

Краткий анализ

Для читательского дневника можно взять 6−8 предложений из описания сюжета или составить свой небольшой рассказ, опираясь на полученную информацию. Анализ драмы «Маскарад» Лермонтова десятиклассники проводят по плану. Он включает основные характеристики пьесы.

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

  1. Год написания. Драма создана в Петербурге в 1835 году и первоначально не прошла цензуру.
  2. Жанр. Пьеса.
  3. Время действия. Петербург в 1830-х годах, сюжет разворачивается в светском обществе.
  4. Тема. В произведении затрагивается вопрос взаимоотношений в светском обществе, основанных на обмане, лицемерии, стремлении очернить других.
  5. Основная мысль. За маской внешнего лоска, характерной для современников поэта, кроется бездуховность и пустота. Глядя на это, герой тоже начинает скрывать чувства и помыслы. Проблема углубляется. На первое место выходит вопрос совести, гармонии с собой и окружающим миром.
  6. Главные герои. Игрок Евгений Арбенин, его жена Нина, князь Звездич, баронесса, Неизвестный.
  7. Содержание кратко. Ослепленный чувствами Арбенин обвинил молодую супругу в неверности и убил ее. Узнав о том, что ее оклеветали, Евгений пожалел о содеянном и сошел с ума.

Выводы и впечатление

Высказать мнение относительно прочитанного произведения можно в тематическом итоговом сочинении-рассуждении, реферате или в читательском дневнике.

Пьесу можно отнести к социальной трагедии, которая постигает сильных людей, обреченных на бездействие. Главные герои стали заложниками социума и погрязли в лицемерии и подлости.

Они настолько приспособились лгать, что не могли открыто выражать подлинные чувства, совершать честные и справедливые поступки, продиктованные совестью.

Анализ пьесы Лермонтова «Маскарад»

Произведение названо автором «Маскарад» не только за то, что многие его сцены происходят на костюмированном балу. Лермонтов подчеркивал призрачность образов, которые примерили на себя главные герои. Каждый из них носил символическую маску, чтобы не прослыть изгоем в светском обществе, играл в нем свою роль.

Главная идея произведения заключается в обличении лицемерного общества, скрывавшего пустоту за маской благополучия. Подчеркивая отношение к происходящему, автор приводит небольшое стихотворение-афоризм: «У маски ни души, ни званья нет, — есть тело».

Проанализировав пьесу, можно сказать, что самым счастливым в описываемой ситуации оказался Звездич, у которого не хватило ума оценить трагизм происходящего. Обличив Арбенина с помощью Неизвестного, он оправдал свое опороченное имя. Все остальное было для этого человека второстепенным. К сожалению, так жили многие современники Лермонтова. Ничего не изменилось и в наши дни.

Примечательно, что каждый из героев произведения думает только о себе и о своем состоянии. Никому нет дела до Нины, которая стала жертвой двусмысленной ситуации и ревнивого мужа, подверженного влиянию общества.

Молодую женщину искренне жаль, ведь причиной ее гибели стало самолюбие мужа и страх перед мнением окружающих. Именно эти чувства привели к непоправимой трагедии. Заигравшись страстями, общество губит само себя, и это не оставляет читателя равнодушным.

Отзывы читателей

Познакомилась с произведением при подготовке к уроку литературы. Думаю, что в жизни не раз к нему вернусь. «Маскарад» держит в напряжении до конца, побуждает любить или презирать героев.

Яркое и образное произведение соответствует своему названию. Однако драматический финал и разоблачение заставили меня задуматься и о своем окружении. Порой мы совершенно не знаем, с какими людьми общаемся, но доверяем им.

Наивность может привести к беде. Мне кажется, это и хотел сказать автор.

В пьесе меня поразило то, что в результате душевных поисков и метаний героев произошла настоящая трагедия. Причем с прекрасной девушкой, которая в отличие от остальных, не металась, не искала денег и связей на стороне, а просто наслаждалась жизнью. К сожалению, именно такие простодушные люди не выживают и становятся жертвами несчастных событий.

Читала за всю свою жизнь «Маскарад» раза четыре, в молодости и в зрелые годы. Сейчас его содержание воспринимается ярче и хорошо понятна мысль, заложенная автором. Есть в пьесе и шекспировские страсти, и роковые случаи.

Много ярких и праздничных событий, за которыми скрывается горькая суть. Это крик души человека, уставшего от людской глупости и напыщенности. Удивляет и язык Лермонтова — легкий и поэтичный. Драма читается на одном дыхании.

Анализ пьесы «Маскарад» Лермонтова: жанр, основная идея, тема, конфликт, символика игры и маскарада в драме

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Анализ пьесы Маскарад

Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами. Однако выход в печать пьесы произошел только после смерти автора, поскольку цензора не пропускала произведение и поэту приходилось вносить неоднократные изменения., меня количество персонажей, название, систему повествования, финал пьесы.

Смысловое значение названия выражается в самом понятии маскарада, который представляется обителью вечной праздности и торжества лицемерия. Маскарад является местом, на котором происходит развертывание основного конфликта пьесы, заключающегося в изображении блеска и мишуры в сочетании с пороками общества.

Отличительной особенностью пьесы является раскрытие автором темы судьбы и случая, заключающейся в преследовании героя собственной предначертанной судьбой, финалом которой становится трагический конец.

Реальная жизнь отличается постоянной игрой людей, надевающих на себя чужие маски, что и делают герои произведения на всем протяжении повествования, думая, что наблюдают свое отражение в зеркале, сглаживающем угловатости и неровности, с помощью которого осуществляют попытки убеждения окружающих в собственном превосходстве. В этом мире появляется человек, который не желает проявляться притворство и лицемерие, при этом он не испытывает необходимости в этом, поскольку его не волнует общественное мнение.

Читайте также:  Анализ романа а.с. пушкина «дубровский»

Пьеса имеет в своем содержании романтический конфликт, заключающимся в изменении главного героя буквально на глазах.

Первоначально Арбенин является спокойным, утомленным человеком, но подозрение об измене жены выводит героя из душевного равновесия, превращая его из тихого семейного человека в страстного любовника.

Таким образом, ревность подталкивает героя к совершению необдуманных поступков.

  Салтыков Щедрин.

Сказка “Коняга”, краткое содержание

Главным героем, как было сказано, является Евгений Арбенин, представленный в образе обличителя, пресыщенного светской жизнью, с которой он пытается вступить в борьбу, изначально обреченную на провал. Герой обличает пороки окружающих, не замечая, что становится непонятым, отвергнутым, осмеянным членом общества.

Важным персонажем в произведении является образ Нины, молодой девушки, чистого, цветущего создания, посланного главному героя для кардинального изменения его внутреннего состояния, испытания, которое Евгений Арбенин не в силах преодолеть. Главного героя настигает прошлое, которому он не может противостоять, поддаваясь слабости характера. Кроме того, над ним довлеет ревность и дикая страсть, обуславливая его прыжок в бездну.

Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им, непонятого на протяжении ослепления ревности и страсти. Данное осознание обуславливает невозможность дальнейшего существования героя, поскольку его разум является полностью погруженным во тьму.

Сумасшествие главного персонажа становится его наказанием за грехопадение, при этом судьбы не лишает его жизни, но не дает возможности обретения счастья и покоя в земном существовании, заставляя его существовать между небом и землей, не давая второго шанса на исправление за совершенные поступки.

История создания

Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек».

Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта.

Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.

Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.

С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.

Характеристика персонажей

Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения.

Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами.

Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:

  1. Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
  2. Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
  3. Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
  4. Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
  5. Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.

Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.

При косвенном участии Казарина свет узнает ложную новость о связи Нины и Звездича. Неизвестный — мстительный и жестокий человек, ранее ставший жертвой Арбенина. Он вершит возмездие.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им.

Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе.

Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его.

Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется.

Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех.

Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Сюжетная линия

При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения.

В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием.

Условно поэму можно разделить на 3 главные части:

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

В итоге жизнь и репутация Арбенина погублены, его ждет безумное существование в наказание за убийство жены. Зрители и читатели подсознательно чувствуют, что каждый герой преследует свои интересы, и никто не думает о трагической судьбе прекрасной юной Нины. Причиной ее гибели стали самолюбие и страх перед общественным порицанием.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье.

Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает.

И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов.

Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа «Кусака» Л.Н. Андреева

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону.

Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя.

Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

  Краткое содержание повести «Котлован» А. Платонова

Смысл названия

Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже.

В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим.

Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.

В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.

Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.

Главная идея и анализ

«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние.

Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья.

Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые.

Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью.

Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом.

Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же жесткие обвинения.

Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому.

Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину.

Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки).

Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго.

Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Смысл пьесы Лермонтова "Маскарад" | Какой Смысл

Пьеса «Маскарад» считается образцом позднего творчества М.Ю. Лермонтова, хотя сложно делить на периоды литературную деятельность человека, прожившего такую короткую жизнь. Автор писал ее в 1835-36 гг. Произведение неоднократно переделывалась автором, досталось «Маскараду» и от цензуры. Издана же пьеса была через год после его гибели.

Канву пьесы Лермонтов взял из светской хроники Петербурга того времени. Поэт близко сошелся с Василием Энгельгардтом, в чьем доме кипела бурная жизнь столичной богемы. В моде у высшего общества тогда были игра в карты и маскарады.

Именно маскарад, не только в буквальном, но и переносном смысле, стал главным героем пьесы. Собственно маскарад, как костюмированный бал, показан лишь в одной сцене.

Картежная игра — не более чем повод для развития сюжета. Но по мысли Лермонтова вся светская жизнь является не более, чем маскарадом, разбросанной по столу карточной колодой.

Никто не показывает своего истинного лица, не проявляет настоящих чувств.

Искренность в тогдашнем высшем обществе считалась моветоном. Однако, прикрыв лицо маской, можно было стать более открытым, поведать о своих истинных чувствах, поделиться откровенным мыслями. А экстраполируя частный случай «лица под маской» на общество, можно понять, что речь идет о низком зле, действующем под маской добра.

Главный герой пьесы Евгений Арбенин – это человек, наделенный взрывным темпераментом, добрый и справедливый по натуре и азартный по характеру. В отличие от большинства персонажей он не лицемерен. Ему чужды светские интриги.

Конфликт, описанный в пьесе, случается из-за того, что честный Арбенин требует того же от других, т.е. другими словами, хочет, чтобы они, сорвав маски, показали свои истинные лица. Он пытается действовать, как «Жук в Муравейнике» у братьев Стругацких.

Но общество к этому не готово, более того, оно активно выступает против проявления настоящих чувств и искренности.

С точки зрения нравов того времени Арбенин выглядит изгоем. Даже его глубокая, к тому же далеко не безответная, любовь к жене Нине воспринимается окружающими, как притворство. Как может молодая жена любить мужа, который значительно старше его.

Нет, здесь только расчет. С ее стороны. А с его – желание вызвать зависть у менее удачливых друзей и знакомых: смотрите, какая у меня красавица жена. Любовь Арбенина к Нине отягощена ревностью, что, в конце концов, приводит к трагическому финалу.

Лермонтов позаимствовал сюжет с мнимой изменой Нины у Шекспира. Хотя Арбенин не так безумен, как Отелло, но подозрения сначала приводят его к преступлению, а затем сводят с ума. Действие пьесы происходит в постоянном развитии и нагнетании страстей. Главный герой по ходу пьесы срывает маски то с одного, то с другого персонажа и обнаруживает то пустоту, то зависть, то злобу, то лицемерие.

Положительных героев в пьесе кроме Арбенина и Нины фактически нет. У каждого есть свои низменные чувства и секреты, основанные на светских сплетнях.

А за душой, если приглядеться, пустота, которую помогает скрывать маска добропорядочного человека. Если Арбенин порывист и, не задумываясь, может сказать правду в лицо, то Нина наивна и немного скрытна.

Читайте также:  Все стихи ахматовой на одной странице: список стихотворений анны андреевны ахматовой

Это мешает ей отстоять свою невинность и невиновность перед ревнивым мужем. В результате она погибает.

Узнав всю подоплеку событий, приведших к ужасному исходу, главный герой лишается рассудка. Закономерный финал. Что еще делать человеку, который не может жить в обществе лицемеров и подлецов.

Тема «лишнего человека», неоднократно описанная и препарированная многими русскими писателями и поэтами.

И название пьесы – это не желание рассказать о маскараде, как о событии, а стремление показать жизнь высшего общества (причем не только в рамках светских мероприятий), как парад масок, скрывающих всё, что можно объединить одним понятием – «зло».

Как пел Андрей Макаревич (разумеется, с сарказмом): «И в радости праздной И в горькой беде Пусть каждый из вас будет верен себе Носите маски Носите маски Лишь только под маской ты можешь остаться собой».

Песне, пожалуй, лет 40, но она актуальна по сию пору.

Маскарад преследует нас повсюду: в политике, в общественной жизни, да и в личных отношениях далеко не всегда можно понять, кто перед тобой – маска или живой человек.

Анализ произведения «Маскарад» Лермонтова

Драма Лермонтова была написана в 1835 году.

Как бы сильно ни желал автор увидеть свое творение на сцене, но при жизни Лермонтова этому не суждено было случиться: ни первоначальная, ни переделанные позже варианты не удовлетворили сурового Бенкендорфа: слишком уж сильна была критическая направленность драмы. Впервые пьеса увидела сцену в 1852 году, и то в урезанном виде. И только спустя двенадцать лет в 1864 году в Александринском театре «Маскарад» был поставлен полностью.

В произведении нашло отражение жизнь столичного светского общества со всеми присущими ей пороками, а именно: сплетнями, лестью, жаждой наживы, злобными интригами.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Неслучайно главный герой драмы Евгений Арбенин повсюду замечает только золото и обман, которые противны для него. Он презирает общество, состоящее главным образом из мелочных карьеристов, ничтожных льстецов и лицемеров. Но и сам Арбенин для этого общества чужд.

Типичным представителем аристократического общества является Казарин, для которого жизнь ассоциируется с банком, а мир — с карточной колодой. Этот азартный картежник не стесняется признавать, что правила карточной игры он с удовольствием применяет к людям.

Подлинное утешение и счастье для Арбенина – это не имеющая границ любовь к своей жене Нине. Он не мыслит свое существование без любимой жены. Отчасти Евгений Арбенин напоминает героя другого не менее значительного произведения — Чацкого.

Умственное и нравственное убожество аристократов и у Арбенина вызывают неудержимый злой смех. Но в моральном плане Чацкий вышел победителем, тогда как гордый ум Арбенина, наоборот, не смог противостоять светским интригам и пал их жертвой.

Его жену оклеветали.

Опустошенный Арбенин не смог возвыситься над воспитавшим его обществом и пошел на поводу у индивидуализма. Трагический результат ревности не заставил себя долго ждать. И вот невинная жена отравлена, а сам Арбенин, потрясенный случившимся, лишается рассудка.

Исследователи творчества великого классика считают, что произведение Лермонтова основано на реальных событиях.

По их мнению, ярким доказательством тому служит тот факт, что жену Арбенина только один раз на протяжении всей пьесы называют полным именем – Настасьей Павловной. Один раз, но во всех переделанных вариантах.

Но вне зависимости от того, основывался ли автор при создании своего произведения на реальных событиях или нет, неоспоримым фактом остается то, что драма «Маскарад» — это социальная трагедия.

«Маскарад», анализ пьесы Лермонтова, сочинение

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось.

Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила.

Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет.

В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века.

Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования.

Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

…я все видел,Все перечувствовал, все понял, все узнал,Любил я часто, чаще ненавидел,И более всего страдал!Сначала все хотел, потом все презирал я,То сам себя не понимал я,

То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,В огромной книге жизни ты прочлаОдин заглавный лист, и пред тобою

Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

  • Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…
  • Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.
  • «Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

  1. По произведению: «Маскарад»
  2. По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Ссылка на основную публикацию