Анализ пьесы «горе от ума» а.с. грибоедова

Спектакль «Горе от ума», Малый театр. 1911: Wikipedia

Жизнь российского дворянства XIX века сатирически представил Александр Сергеевич Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума». Краткое содержание поможет быстро познакомиться с основными сюжетными линиями, в которых переплелись конфликты поколений и любовные истории главных героев пьесы «Горе от ума». Краткое содержание по действиям вместе с анализом бессмертного произведения читайте в статье.

«Горе от ума»: краткое содержание

«Горе от ума» — знаковое в русской литературе произведение. В нем раскрываются вопросы, которые более всего тревожили общество первой половины XIX века, в том числе описан раскол дворянской среды.

Комедия известна языковым богатством, обилием крылатых выражений, легким слогом и тонкой иронией. Все это, конечно, не передаст краткий пересказ «Горе от ума», но он познакомит с широтой тем и проблем комедии, ее основными сюжетными линиями.

Сюжет «Горе от ума» изложен в четырех действиях:

  • Краткое содержание «Горе от ума»: действие первое.

На сцене появляются все главные персонажи комедии «Горе от ума». Автор знакомит читателя с молодой барышней по имени Софья Фамусова. У девушки ночной визетер — секретарь ее отца Молчалин. Служанке Лизаньке не удается скрыть этот факт от отца девушки. Тот отчитывает дочь и заявляет, что никогда не позволит ей выйти замуж за бедного и незнатного человека.

В это же утро в дом приезжает с визитом Александр Чацкий, с которым Софья росла и который был ее первой юношеской любовью. Однако теперь девушка горячо отрицает былые чувства, чем огорчает Чацкого. Фамусов взволнован и переживает о будущем дочери.

  • «Горе от ума» в сокращении: действие второе.

Александр решается спросить у Фамусова, как бы он отреагировал на его сватовство к Софье. В ответ молодой человек слышит, что необходимо вначале дослужиться до высокого чина, и гордо парирует: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов объясняет свой взгляд на мир. Говорит о том, как важно, прислуживаясь, добыть денег и знатное положение. Но встречает полное непонимание и отпор Чацкого, который не желает быть шутом, но хочет заниматься достойным делом.

Еще один гость — Скалозуб — полковник, который полностью разделяет взгляды отца Софьи и потому ему очень нравится. Фамусов опасается ссоры между гостями, но продолжает беседовать с ними. Вдруг прибегает Софья с новостью о том, что Молчалин разбился.

Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. ГрибоедоваИллюстрация к комедии «Горе от ума»: Wikimedia / Д. Н. Кардовский

Александр увидел в окно, что с Молчалиным все в порядке. Теперь он понимает, кто занял сердце девушки. Софья не скрывает своих чувств, а вот Молчалин упрекает ее в излишней откровенности.

  • «Горе от ума»: действие третье.

Александр в разговоре с Софьей пытается узнать о ее чувствах, однако девушка избегает ответа.

Вечером в доме собирается много гостей, приходят и молодые люди, поклонники Софьи. Молчалин ведет себя так же, как и все окружающие. Чацкий выглядит гордым и злым. Софья определяет его состояние как безумие. Он не может примириться с нравами общества, которое восхищается всем иностранным, французским. Гости рассуждають о сумасшествии Чацкого.

  • «Горе от ума»: действие четвертое.

Бал подходит к концу. Чацкий слышит беседу Молчалина со служанкой, которой тот говорит о своей любви и рассказывает, что за Софьей ухаживает только из-за того, что служит у ее отца. Этот же разговор доносится до Софьи. Негодуя, она прогоняет Алексея.

Александр решается поговорить с девушкой, но вдруг вбегает Фамусов. Он не может понять, как дочь, назвавшая Чацкого безумным, оказалась рядом с ним. Надежды Чацкого рушатся, и он принимает решение навсегда уехать из Москвы.

Все, что после стольких событий беспокоит Фамусова: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»

«Горе от ума»: анализ произведения

Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. ГрибоедоваИллюстрация к комедии «Горе от ума»: Wikimedia / Д. Н. Кардовский

Прототип образа одного из главных персонажей произведения, Чацкого, — сам Грибоедов. «Горе от ума» писатель решил создать после того, как побывал в высшем обществе и осмелился вслух критиковать его лицемерие. За это он был тут же обвинен в сумасшествии. Увиденные пороки, борьбу консерваторов и прогрессивных людей Александр Сергеевич решил отразить в своем сатирическом произведении.

Какие мысли, темы, идеи представил в комедии Грибоедов? «Горе от ума», краткое содержание которого уже вам знакомо, актуализировало множество тем:

  • пороки общественного строя, которые пронизывают его от низа до верха;
  • лицемерие;
  • бюрократизм;
  • чванство;
  • чинопочитание;
  • преклонение перед всем иностранным.

Главная проблема произведения — противостояние патриархальщины и прогресса, что продемонстрировано на примере Чацкого и Фамусова. Молодой человек придерживается новых взглядов, в то время как отец Софьи защищает старый уклад.

Это ключ к пониманию символичности названия пьесы. Прогрессивный, умный и мыслящий человек для тех, кто не хочет отрекаться от старых взглядов, — безумец. То есть ум, по мнению общества, в этом случае — исключительно источник горя.

В названии заложена идея произведения. Консервативное дворянство отвергает взгляды Александра и обвиняет его в сумасшествии. Так поступить проще, чем менять собственную жизнь по требованию времени. Дворяне понимают, сколь много вопросов придется пересмотреть в угоду прогресса, а потому предпочитают укрыться в своем мире от «безумия Чацких».

Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. ГрибоедоваАлександр Сергеевич Грибоедов: Wikipedia

Главные персонажи пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов. Известен чинопочитанием, а также боязнью просвещения и образования.
  • Софья Фамусова. Воспитывалась без матери, наделена умом и смелостью. Готова противостоять обществу.
  • секретарь Алексей Молчалин. Незнатный и трусливый молодой человек, в которого влюбляется Софья.
  • Чацкий. Влюблен в Софью, умен и придерживается самых современных взглядов.

Довольно сложно определить жанр произведения. Чаще пьесу относят к комедийному жанру, но иногда определяют как драму. В произведении параллельно развиваются социальные и любовные противостояния.

Они тесно связаны, но не находят логического завершения. Каждая из противоборствующих сторон остается верной собственным убеждениям и не находит понимания у оппонента.

Такое построение пьесы не характерно для классицизма, зато сделало произведение очень живым и реалистичным.

Стоит отметить, что автора критиковали за новаторскую композицию пьесы. Он первым использовал деление на четыре действия, отказался от общепринятых стандартов, чем потряс зрителей. Его талант нашел выражение в уверенной и смелой подаче действий, ярких образах, параллельном и симметричном развитии двух сюжетных линий, едином и динамичном сценарии.

В современной жизни мы сталкиваемся с темами, раскрытыми в пьесе «Горе от ума». Краткое содержание позволяет убедиться в этом, одновременно вызывая желание познакомиться с произведением, фразы из которого стали крылатыми и до сих пор не теряют актуальности.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1870906-gore-ot-uma-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ произведения Грибоедова «Горе от ума»

Бессмертная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала самым известным произведением писателя. Пьеса является сатирой на устои и нравы дворянского общество той эпохи.

История создания комедии, краткое содержание

По одной из версий, А. С. Грибоедова на создание пьесы «Горе от ума» вдохновил один занятный инцидент из его биографии. Пребывая на светском рауте в Петербурге, он увидел, как высшее общество обращалось с одним иностранным подданным — с демонстрацией раболепия и подобострастия.

Александру Сергеевичу такая манера не понравилась и вызвала в нем бурю негодования, о чем он открыто высказался перед публикой. Однако аристократия высмеяла точку зрения Грибоедова, вмиг окрестив писателя «сумасшедшим». Слух о его «скандальном» поведении распространился по всем высшим кругам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

После произошедшего у Грибоедова зародилась идея выставить все лицемерие высшего общества в своем сатирическом произведении, несущим социально-политический подтекст.

«Горе от ума» писатель написал за два года. Все герои пьесы имеют реальные прототипы из жизни. Произведение стало самым знаменитым и ценным плодом творчества Грибоедова.

Комедия освещает актуальный по тем временам в обществе конфликт между консервативным дворянством и приверженцами прогрессивных взглядов. Писателя не устраивали господствующие нравы богатого сословия. Его желание выставить его представителей в неприглядном виде выглядело смело и вызывающе.

Список действующих лиц и прототипы героев

Главные персонажи

Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем.

Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден.

Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.

Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.

Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.

Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.

Читайте также:  Природа любви в русской литературе на примере повести а.и. куприна «гранатовый браслет»

Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.

Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.

Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.

Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А.

Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.

Второстепенные герои

Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.

Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.

Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.

Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.

Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.

Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.

Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.

Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.

В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Комедия освещает многие злободневные темы того времени. Неудивительно, что цензура приняла произведение в штыки.

Главными темами комедии стали:

  • бюрократизм;
  • раболепие и подобострастие — особенно по отношению к иностранцам;
  • кичливость;
  • лицемерие.

Все то, чем болело общество той эпохи, Грибоедов вынес наружу и показал в сатирическом ключе. Основным лейтмотивом проходит линия противоборства нового взгляда и консервативного, устаревшего, олицетворением которого является Фамусов. Чацкий же — его противник, выступающий за прогресс и развитие.

Само название произведения «Горе от ума» дает ключ к пониманию сути пьесы: человек думающий и стремящийся к обновлению нравов воспринимается как полусумасшедший.

Масштаб его мышления не может оценить никто из присутствующих — сторонников консервативного уклада. В их глазах такой типаж выглядит чудаковато.

Они считают, что Чацкий — жертва собственных идей, вынужденный страдать из-за своего ума.

Укоренившиеся взгляды дворянского сословия непоколебимы, поэтому человек нового времени не способен вписаться в сложившуюся обыденность.

Окружающим намного проще обвинить героя в сумасшествии, чем обернуться на свои поступки и слова или принять новое, неизбежное и осознать, что прежнее мировоззрение приводит к регрессу. Никому не приходит в голову полностью переоценить бытовую, политическую, культурную, национальную сторону жизни.

Литературоведческий анализ и разбор текста по действиям

Период написания пьесы — 1822-1824 гг.

Направление — классицизм + реализм. Пьеса представляет собой новаторский стиль, совмещающим в себе классические приемы и элементы реальности с иллюстрациями сцен повседневной жизни. Грибоедов ставил своей целью совместить несколько жанров сразу.

Пьеса состоит из 4 актов, выстроенных в полноценный сценарий. Все действия происходят за один день. Присутствует динамика, ритм, читателя/зрителя стремительно подводят к финалу в завершающем акте.

Примечание

Для постановки в театре Грибоедову пришлось упростить произведение, что обусловлено спецификой театрального жанра.

Приступим к подробному рассмотрению четырех актов пьесы. Это поможет проанализировать характеры героев, их мотивы, идеи самого автора и его взгляды на происходящее в стране: государственное устройство, невежество, проблема крепостничества.

Действие 1

Мы оказываемся в доме помещика Фамусова. У его дочери, Софьи, происходит тайное свидание с Молчалиным. Служанке Лизе приходится покрывать свою хозяйку. Молодой человек собирается уйти, однако его застает Фамусов. Молчалин и Софья говорят, что он оказался здесь проездом. Мужчины уходят.

Лиза и Софья обсуждают Молчалина, и служанка полагает, что отец такой союз не одобрит. Софье стоило бы обратить внимание на Скалозуба — он богат и имеет чин. Также Лиза вспоминает Чацкого, который когда-то был увлечением юности Софьи. Появляется и он сам перед Софьей, однако барышня холодна к гостю. Чацкий полагает, что у девушки появилась другая любовь.

В первом действии автор знакомит с героями и дает представление об их характерах. В уме читателя/зрителя складывается картина о персонажах и их жизненных приоритетах.

Действие 2

Между героями возникают первые споры и конфликты. Чацкий интересуется у Фамусова, как бы тот отреагировал на его предложение руки и сердца Софье. Барин дает понять, что для него имеет значение чин и статус жениха. Он говорит, что получить это можно, и не имея заслуг, стоит подслужиться кому-то из верхов. Например, его дядя был в подчинении у императрицы и смог высоко подняться.

Однако Чацкий не является сторонником такого подхода. Такие, как Фамусов, судят о личности человека по размеру его кошелька, и за получение статуса готовы выглядеть дешево, вести себя подобострастно. Чацкий хочет служить делу, а не прислуживаться конкретной персоне.

Скалозуб, богатый полковник, стремится получить звание генерала. В нем Фамусов видит хорошую партию для Софьи. Помещик винит Чацкого за его идеи и мировоззрение, в то время как Чацкий критикует фамусовское общество за то, что здесь не любят науку, искусство и тех, для кого чины не имеют никакого значения.

Вывод: Фамусов видит своим потенциальным зятем только человека при чинах и должности. Софья проявляет интерес к Молчалину, о чем начинает догадываться Чацкий.

Действие 3

Софья разговаривает с Чацким. Молодой человек пытается узнать у барышни, к кому же она неравнодушна — к Молчалину или Скалозубу. Она не дает ответ, а Чацкий признается, что без ума от нее. Затем Софья назовет героя сумасшедшим при гостях на званом вечере — данный эпизод является ключевым в пьесе. Эта новость мгновенно разлетается по высшим светским кругам.

Чацкий сетует на Москву и ее обитателей, подчеркивая, что в ней не осталось ничего русского, поскольку отовсюду слышится французская речь. Однако окружение Фамусова одобряет и принимает эту моду, поклоняясь всему иностранному.

Вывод: общество придает чрезмерное значение чужому мнению. Здесь никто не искал правды или лжи в высказанной фразе — ее тотчас же принимали за истину.

Чацкий стал безумным в глазах толпы из-за одной фразы Софьи. Стадное чувство оказалось сильнее, чем поиск правды и стремление к ней.

Слова князей — неоспоримая истина, что является еще одной проблемой общества, которую раскрыл Грибоедов в произведении.

Действие 4

Повествование стремительно подводит к концу истории. После бала приглашенные расходятся. Вскоре нам открывается настоящее лицо Молчалина: он не любит Софью, ему нужно выслужиться перед ее отцом. Девушка слышит это и прогоняет молодого человека, однако тот просит прощения у Софьи.

Чацкий говорит, что девушка предала их дружбу и все чувства, не сказав, что давно равнодушна к нему. А ведь он все эти годы думал лишь о ней. Герой покидает дом Фамусова, который стал ему чужд и холоден. Он не потерял чувство собственного достоинства, поэтому не видит смысла больше там находиться.

В последней главе раскрывается проблема униженного достоинства человека в высшем обществе, не способном дать оценку своему поведению.

Тема, затронутая Грибоедовым, всегда остается актуальной, ведь пороки не меняются даже спустя века. Писатель умело показал грехи людей через комедийное произведение. Новаторство пьесы также заключается и в том, что здесь мы видим недостатки не просто одного человека, а целого класса, являющимся в обществе привилегированным.

Читайте также:  Сочинение: проблематика рассказов чехова

Основная идея пьесы и ее культурологическое значение

Несмотря на то, что жанр пьесы определяется как комедия, произведение освещает самые актуальные проблемы того времени, вскрывает нарывы и пороки общества, так долго остававшиеся без должного внимания: невежество, леность, дурное воспитание, несправедливость крепостничества, несовершенство государственного устройства и другие.

Недаром герои рассуждают о судебной системе присяжных, об образовании и цензуре — Грибоедов грамотно вплетает животрепещущие темы в сатирическое и развлекательное произведение.

В обществе фамусовых лучшие умы чахнут и уходят в изгнание, а самые благородные порывы погибают в зародыше. Молчалин, например, стараясь попасть в высшее общество, вынужден изворачиваться и подчиняться законам барина, иначе его ждет бедность и безвестность. Молодой человек живет по принципу: хочешь жить — умей вертеться.

Стилистически комедия построена по жанру классики: диалоги героев, монологи, говорящие фамилии, характеризующие персонажей. По сей день спектакли пользуются большим успехом во всех уголках страны.

Все герои сочетают в себе множество черт — вопреки классическому подходу, здесь нет строго положительных или строго отрицательных персонажей. У Чацкого, при всех его достоинствах, есть и негативные черты: импульсивность и вспыльчивость. Узнав, что Софья любит другого, он демонстрирует обиду и ревность, которые не в силах сдержать.

Каждого героя автор наделяет свои уникальным языком общения, присущим конкретному персонажу. Это было трудно осуществить, так как комедия написана в стихах. Однако Грибоедову удалось справиться с задачей.

Пьеса почти сразу стала популярной в обществе. Современники утверждали, что цитаты стремительно разлетелись и «ушли в народ», став афоризмами. Многие из них мы употребляем и сегодня:

  • «А судьи кто?»;
  • «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
  • «Где ж лучше? // Где нас нет»;
  • «Дома новы́, но предрассудки стары».

Грибоедов не был писателем по основному роду деятельности, однако смог создать произведение, опережающее свое время и ставшее источником вдохновения для начинающих творцов. Оно отражает действительность той эпохи и жизнь дворян с их приверженностью к консерватизму.

Грибоедов не стал вдаваться в крайности, изображая героев карикатурными — их характеры сложны и лишены схематичности. Благодаря таланту мастера пьеса «Горе от ума» является настоящим литературным явлением и занимает особое место в русской культуре.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей.

Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире.

В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства.

И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине.

Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом.

Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни.

В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя.

При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами.

Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания.

А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума.

Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось.

Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома.

Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи.

Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть.

На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина.

Читайте также:  Творчество игоря северянина: анализ стихотворения «увертюра»

Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства.

Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица.

Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения.

Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным.

Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса.

Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века.

В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю.

Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе.

Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей.

Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным.

Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника.

Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме.

Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье.

Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей.

Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты.

Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва».

Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским.

Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого.

Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства.

Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету.

Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия.

Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой.

Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова).

Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

ПредыдущаяСледующая

Ссылка на основную публикацию