Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

История создания

Достоевский придумал свою повесть «Двойник» в 1845 году, и летом этого же года приступил к ее написанию. Он планировал в августе завершить работу, однако закончил писатель повесть в январе следующего года.

Публикация «Двойника» понесла за собой только негативные комментарии, поэтому Достоевский захотел переработать ее, однако сделать получилось только 1866 году после ареста и ссылки.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Жанр, направление

Современники писателя называют произведение «Двойник» романом. Нынешние литературоведы считают его повестью, так как история сосредоточена вокруг одного персонажа, а побочные сюжетные линии отсутствуют.

«Двойник» — это очень неоднозначное название для повести. Оно характеризует психологическое расщепление главного героя из-за низкого чувства собственного достоинства.

Композиция

Композицию повести Достоевского можно рассмотреть с двух сторон:

  • Кольцевая: кольцо замыкается, когда Голядкин уезжает из старого дома в новый дом скорби.
  • Зеркальная: при первой встречи с доктором Голядкин хочет наладить с ним отношения, а в последний раз ему наоборот кажется врач самим дьяволом во плоти.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Суть повести

Повесть «Двойник» рассказывает об одном невзрачном чиновнике, который сходит с ума. Автор пытался донести читателям, что самые мрачные и потайные мысли могут сломить даже безобидного чиновника. Он беден, асоциален, скучен.

На приеме у врача Голядкин рассказывает о своем внутреннем смятении.

После его забирают в сумасшедший дом, но он еще успевает найти своего двойника Голядкина-младшего, который в наглую забирает его достижения, а потом и собственную квартиру.

Характеристика главных персонажей

Яков Петрович Голядкин-старший – собирательный образ, состоящий из двух видов чиновников: забитого и жалкого, а также ловкого и лукавого авантюриста.

Яков Петрович Голядкин-младший – двойник Голядкина-старшего противоположность ему, он строит козни, обманывает и пытается выселить своего брата-близнеца.

Крестьян Иванович Рутеншпиц – доктор, весьма здоровый, несмотря на склонный возраст. В конце повести забирает Голядкина в психиатрическую больницу.

Берендеев Олфусий Иванович – отец Клары, лишился ног на службе.

Берендеева Клара Олфусьевна – дочь Олфусия, на которой хочет жениться Голядкин. Красивая и талантливая девушка предпочитает ему асессора Владимира Семеновича.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Владимир Семенович – асессор и главный претендент на руку Клары.

Генерал – заведует департаментом. Яков ищет у него помощи от Голядкина-младшего.

Темы

Тему двойничества описывается как две противоположные черты характера, которые есть у людей.

Тему маленького человек в повести можно заметить в Голядкине. Герой начал выделять свою значимость среди общего числа чиновников.

Тема Петербурга в произведениях Достоевского всегда носит двойственный характер, ведь в городе реальность смешивается с фантастикой.

Проблемы

Среди проблем, описанных в романе, можно выделить три главные:

  • Желание найти свое место в мире: Голядкин то концентрируется на себе, отрицая общество, то желает стать его частью. Это можно заметить в процессе повествования.
  • Общество устроено так, что оно обезличивает человека. Тогда у Голядкина есть два выбора, чтобы отстоять свое право на счастье: справедливым, но незаметным или успешным, но обманщиком.
  • Проблему духовности можно рассмотреть на примере чиновников. Яков Петрович стремится к свободе, но система этого не позволяет, тогда появляется Голядкин-младший, которым он хотел бы стать, но его лживость пугает героя.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Главная мысль

Основная идея повести заключается в том, что «в тихом омуте черти водятся». У всех есть подпольная сторона личности, о которой никто не знает. Обуславливается это не только окружением и личными качествами, но и непредсказуемой человеческой природой. Добро всегда борется со злом, а побеждает тот, кого кормят поступками.

В повести «Двойник» остро поднимается тема темной стороны людей, которая зачастую подавляется. Однако она со временем может выбраться наружу и избавиться от нее невозможно.

Писатель хотел передать читателям необходимость культурно обогащаться не только физически, но и духовно.

Критика

Первым критикам не понравилось произведение из-за намека на подражание Гоголю и Гофману. Тема психического здоровья человека тоже их не устроила, ведь «Двойник» больше терапевтическая повесть, нежели литературная.

Белинский же опираясь на юность и неопытность автора, дал ему положительный комментарий за смелый концепт персонажей. Также в повести автор говорит от лица героя, что удивило критика.

Краткое содержание

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин с трудом просыпается у себя в квартире, собирается с помощью своего камердинера Петрушки, достаёт из тайника 750 рублей и отправляется на взятом в аренду экипаже кататься по городу.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Он ведёт себя довольно странно – сначала прячется в тёмном углу кареты от сослуживцев и своего начальника Андрея Филипповича, затем заезжает зачем-то к своему доктору Крестьяну Ивановичу, с которым долго и сумбурно беседует, и оставляет того в крайнем изумлении. Далее он едет в Гостиный двор, где развивает бурную деятельность – заходит в разные лавки, торгуется, обещает выкупить товар на следующий день и уходит. Всю наличность он меняет на более мелкую, чтобы его кошелёк стал более толстым.

Наконец, он едет к Олсуфию Ивановичу на торжественный обед в честь дня рождения его дочери Клары Олсуфьевны, на которую Голядкин имеет виды. К его удивлению, его не пускают в дом, сказав, что не велено.

Там он встречается с Андреем Филипповичом, который является одним из главных приглашённых, а его племянник Владимир Семенович собирается стать женихом Клары Олсуфьевны. Голядкин отправляется домой, но, через некоторое время, решает вернуться и пробирается в зал через чёрный ход.

После скандала и различного рода неприятных и неловких событий, его выдворяют из дома.

Униженный и оскорблённый он идёт бродить по улицам Петербурга и на набережной Фонтанки неожиданно встречает человека, очень похожего на него самого. Он бежит за ним, и тот приводит Голядкина в его же квартиру. Там он рассматривает незнакомца и убеждается, что тот – точная его копия.

Очнувшись утром, он идёт в департамент и, к своему удивлению, встречает там своего двойника. Оказывается, что того приняли в его отделение, да ещё и посадили напротив.

Больше всего Голядкина удивляет то, что никто в отделении не обращает внимания на их сходство. Он даже расспрашивает сослуживца Антона Антоновича, но тот лишь говорит, что подумал, что это родственник Голядкина.

От него же он узнаёт, что двойник, к тому же, является его однофамильцем.

Вечером, по дороге домой, Голядкин младший обращается к старшему, с просьбой о помощи, так как ему не к кому обратиться. Голядкин старший ведёт его к себе домой, накормив и напоив младшего, они начинают общаться. Выясняется, что двойника зовут так же, как и его – Яков Петрович.

Младший Голядкин ведёт себя очень скромно, постоянно поддакивает и Голядкин старший захмелев, начинает проникаться к нему симпатией, постоянно повторяв фразу – будем хитрить. Также он рассказывает младшему разные свои секреты, особенно про Андрея Филипповича и Клару Олсуфьевну.

Заканчивается всё тем, что старший укладывает младшего у себя дома спать и ложится сам.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

Утром, младшего Голядкина дома не оказывается, а когда старший приходит на работу, тот обманным путём завладевает его важной работой и выдаёт её начальнику вместо него.

После этого Голядкин младший становится дерзким и мерзким, ведёт себя вызывающе. Он, то оскорбляет старшего, то обманывает, то строит ему всякие козни.

Голядкин старший пытается с ним бороться, то пишет ему письмо, то поймав, пытается с ним объясниться, но всё безрезультатно.

На следующий день, Голядкин старший проспав на работу, не заходит в департамент, а прячется под лестницей, где получает письмо от писаря. Поздно вечером, он всё же решается зайти к себе в отделение.

Его обступают коллеги, а появившийся Голядкин младший публично оскорбляет его. Не выдержав, он обращается к Андрею Филипповичу с просьбой об аудиенции с его превосходительством.

Тот не даёт ответа, и он пытается жаловаться сослуживцу Антону Антоновичу, который резко пресекает его словами – а хитрить, кто собирался?

Позже Голядкин старший вспоминает о письме, оно оказывается от Клары Олсуфьевны, которая просит спасти её, забрав её из дома этой ночью.

Дома он встречает курьера с бумагами, предписывающими сдать все дела в департаменте. Кроме этого, он видит Петрушку, собирающего свои вещи для ухода от него.

Он отправляется к его превосходительству, где его неожиданно принимают, но там уже оказывается Голядкин младший. Старший Голядкин жалуется на младшего, ему даже обещают разобраться, но потом выпроваживают. Причём младший кричит ему вслед оскорбления.

Голядкин нанимает экипаж и отправляется за Кларой Олсуфьевной. Как она и просила, он прячется у неё во дворе и начинает ждать. Через некоторое время его замечают и настоятельно приглашают внутрь дома. Ему это неприятно, так как внутри дома собрались абсолютно все. Все его жалеют, что-то говорят успокаивающее.

Чаще других он слышит противный голос его двойника. Неожиданно двери отворяются, и входит Крестьян Иванович Рутеншпиц, его врач. Голядкина усаживают, он говорит несколько трогательных слов, начинает плакать, а затем говорит, что вручает свою судьбу в руки Крестьяна Ивановича. Его берут под руки и сажают в карету.

Через некоторое время Голядкин понимает, что это не тот, известный ему Крестьян Иванович, а ужасный Крестьян Иванович! Он делает попытку избавиться от него, но получает ответ с ужасным немецким акцентом, что Голядкин получит квартиру с дровами и светом, хотя этого недостоин. Голядкин в ужасе кричит.

Источник.

Анализ и характеристики главных героев произведения «Двойник» М.Ф. Достоевского

«Двойник», анализ повести Достоевского

«Двойник» – ранняя повесть Достоевского, написанная в 1846 г. и опубликованная во втором номере в журнале «Отечественные записки» за этот же год с подзаголовком «Приключения господина Голядкина».

Достоевский начал работать над «Двойником» после окончания повести «Бедные люди», писал произведение полгода. В 1945 г. он читал отдельные главы в кружке Белинского, они были приняты благосклонно. После издания повести Достоевский с горечью отмечал, что все её критикуют, считают затянутой и скучной, но читают с удовольствием, «перечитывают напропалую».

Достоевский принял решение переработать повесть, ему «Голядкин опротивел», но замысел писатель осуществил только через 20 лет. Он значительно сократил повесть, убрав повторы и длинноты, второстепенные рассуждения героя.

В качестве прототипа Голядкина называют писателя Якова Петровича Буткова, сотрудника «Отечественных записок», который отличался излишней робостью, мнительностью и замкнутостью, определённой забитостью. Бутков стал прототипом ещё нескольких героев Достоевского.

В окончательной редакции повесть получила подзаголовок «Петербургская поэма». Так Достоевский подчеркнул связь её с «Мёртвыми душами» Гоголя, исключительной в своём роде поэмой в прозе.

Читайте также:  Анализ романа «женщина французского лейтенанта» (дж. фаулз)

Литературное направление и жанр

Современники называли «Двойника» романом. Во втором издании Достоевский обозначил жанр как «Петербургская поэма», но слово «поэма» для Достоевского важно не как определение жанра, а как отсылка к «Мёртвым душам».

В современном значении «Двойник» – повесть, которой присущи психологизм и сатирический взгляд на общество. Психологическую разработку получила история помешательства Голядкина. Для достоверности Достоевский изучал течение психических расстройств. По словам психиатров, Достоевский довольно точно отразил изменения в поведении человека с расстроенной психикой.

Литературное направление произведения «Двойник» – реализм. Достоевский выступает как последователь Гоголя и романтика Гофмана, остро критикующих современное им общество, использующих для этого элементы фантастики. Социальное и нравственное разложение Голядкина происходит именно под влиянием ненормального, с точки зрения Достоевского, общественного устройства.

Проблематика

Вслед за Гоголем, Достоевский поднимает проблему маленького человека, порождённую самим обществом. Безумие Голядкина развивается вследствие социальной несправедливости: его соперником за руку и сердце Клары, дочери статского советника Олсуфия Ивановича Берендеева, становится чиновник более высокого ранга.

В повести поднимается проблема общественного уничижения человека до положения низменного существа, «ветошки». Для Достоевского важно изобличить «виновника» – чиновничье-дворянское петербургское общество.

Зеркальная к названной – проблема такого «забитого человека» (по словам Добролюбова), который понимает, что к нему относятся, как к грязной тряпке, но в глубине души его теплится задавленное человеческое достоинство.

Нереализованные амбиции Голядкина становятся причиной мании преследования. Двойник – порождение больного сознания Голядкина. Он делает самое неприятное для героя – унижает его.

Распад личности Голядкина происходит через потерю, в первую очередь, чина. Голядкин-младший замещает место старшего, ему достаётся повышение по службе.

Затем герой теряет и личность, превращаясь в жертву доктора Крестьяна Ивановича Рутеншпица.

Вне чиновничьей службы Голядкин тоже не может реализоваться, потому что распад его личности приводит к отсутствию борьбы даже за возлюбленную, которую он уступает без боя. При этом болезненное восприятие окружающих как врагов, подлецов, возможно, не соответствует действительности.

В повести поднимается также ряд социально значимых и философских проблем: проблема разобщённости людей, хрупкость и слабость человеческой личности, зависимость душевного состояния и нравственности отдельного человека от общественных отношений, влияющих на личность негативно, деформирующих её.

Сам Достоевский в «Дневнике писателя» утверждал, что ничего серьёзнее идеи этой повести в литературу не проводил.

В повести обнаруживается ряд психологических проблем, получивших развитие в дальнейшем творчестве Достоевского. Писатель называл образ Голядкина-младшего «главнейшим подпольным типом», положив основание проблеме душевного подполья своих героев.

Проблема двойников тоже получила развитие в романах Достоевского, но они утратили абсолютное сходство, походили на главных героев одними чертами характера, но были противопоставлены другими, низменными, которые, возможно, не были реализованы у главных героев.

Сюжет и композиция

Сюжет повести развивается в двух планах: реальные события, происходящие с чиновником Голядкиным, и события так называемого «романа сознания» героя, реализующиеся только в его воображении.

Сюжет реального плана прост: Голядкин собирается на праздник, посвящённый именинам Клары Олсуфьевны, дочери статского советника Берендеева, его покровителя. По дороге он заезжает к врачу, которому обещает пить прописанное лекарство.

Но его не пускают в дом советника, а потом выдворяют. Далее описаны два дня на службе Голядкина. В первый день он сосредоточен на посторонних проблемах и подозревает сотрудников и начальство в интригах и несправедливом отношении.

Во второй день Голядкин проспал и пришёл на службу поздно, потому что проснулся только в час дня. Он не решается зайти в отделение, поднимается туда только в конце работы.

В кармане Голядкин находит письмо от Клары Олсуфьевны, о котором забыл с утра. Она просит спасти её от нежеланного жениха.

Голядкин готовит карету к условленному времени, но передумывает и решает посмотреть из укрытия, как будут развиваться события. Его замечают и приглашают в дом, где передают в руки доктора.

За эти же три дня сознание Голядкина порождает двойника, которого зовут так же, он в таком же чине. Двойник знакомится с Голядкиным ночью первого дня, ночует у него и пользуется его гостеприимством, на следующий день оказывается принятым на службу в то же отделение.

Там он ведёт себя по отношению к Голядкину оскорбительно, пытается выслужиться и обходит Голядкина по службе. Поскольку Голядкину не удаётся объясниться с двойником, он пишет ему письмо, которое передаёт через писаря. Вечером именно Голядкин-младший замечает Голядкина-старшего возле дома статского советника.

Он же бежит за каретой, в которой врач увозит Голядкина.

Сюжет повести занимает всего 3 дня.

Композиция близка к кольцевой: действие начинается и заканчивается общением с врачом, за этим следует (или этому предшествует) приход в дом статского советника, в который Голядкина первый раз не пускают, а во второй раз, зеркально, приглашают (очевидно, чтобы отдать врачу). Идея двойника возникает у Голядкина при общении с врачом, отстаёт двойник в самом конце, не угнавшись за каретой врача.

Хотя события конца повести подобны событиям начала, Голядкин воспринимает всё по-другому, даже доктор кажется ему другим, страшным.

Герои повести

Главный герой повести «Двойник» – титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Его говорящая фамилия происходит от слова голяда, голядка, что значит голь, беднота.

В отзыве о «Двойнике» в 1946 г. Белинский назвал Голядкина обидчивым, помешанным на амбиции человеком, каких много «в высших и средних слоях нашего общества». Голядкину всё время кажется, что его обижают, что против него интригуют.

Он видит опасность в любом поведении окружающих: в словах, делах, взглядах. Но, по словам Белинского, в действительности Голядкин не может ничем возбудить к себе зависти: ни личными качествами (умом и способностями), ни положением в обществе, ни богатством.

Его опасения вызывают у читателя улыбку.

Белинский считает черты характера Голядкина невыразительными: не умный и не глупый, не богатый и не бедный, очень добрый и слабохарактерный. Жизнь его была бы неплохая, если бы не «болезненная обидчивость и подозрительность».

Согласно Белинскому, единственная добродетель Голядкина, которою он очень гордится, состоит в  том, что он идёт прямою дорогою, ходит не в маске.

Эти метафоры обозначают, что Голядкин действует открыто, не плетёт интриг.

На деле же Голядкин не обладает даже этой единственной добродетелью, пытаясь всё выведать обходными путями, всё время прячась, не предпринимая решительных действий и надеясь, что всё обойдётся.

Среди других черт характера Голядкина его страх перед обществом, чувство социальной незащищённости, способность жертвовать личными интересами.

Добролюбов уже в 1861 г. отнёс Голядкина к типу «забитых людей». Критик воспринимал сумасшествие Голядкина как форму протеста человека-«ветошки» против действительности, которая его унижает и обезличивает.

Добролюбов попытался психологически объяснить причину раздвоения личности Голядкина. Раздвоение возникло у слабого человека между его желанием действовать прямо и подсознательным стремлением самому плести интриги.

Голядкин-младший – и есть воплощение этой второй, нереализованной стороны робкого Голядкина.

С точки зрения Добролюбова, робость и не совсем исчезнувшее нравственное начало не позволяют Голядкину принять придуманные им гадости как свои собственные. Так появляется двойник.

Мотив двойничества характерен для литературы романтизма и многократно обыгран в образе тени. Но трагико-фантастический план повести позволяет ввести образ двойника – человека с такой же внешностью (что бывает), таким же социальным статусом (это возможно), таким же именем (невозможное совпадение) и даже родом из тех же мест.

Остальные герои повести смотрят на Голядкина подозрительно отчасти потому, что подозревают в нём некоторую ненормальность. Странным поведением Голядкина можно объяснить пьянство Петрушки и его желание уйти от хозяина.

Большое значение в повести имеет речь Голядкина и других персонажей, переданная через призму его восприятия. Монологи Голядкина построены синтаксически правильно, но не передают никакой мысли: «Что, дескать, отчего ж и нет, но что если так дело пошло, то он, пожалуй, готов согласиться».

Стилистические особенности

Ещё современники критиковали повесть за чрезмерную затянутость. Белинский в защиту писателя утверждал, что огромный и сильный талант 24-летнего автора просто ещё не созрел.

Среди достоинств повести Белинский отметил избыток юмора, способность объективно созерцать жизненные явления.

Ещё одной особенностью повести Белинский назвал манеру изложения: она ведётся от автора, но языком и понятиями героя, так что читатель даже не сразу понимает, что герой сумасшедший. Этот же приём порождает комическое в повести.

Среди недостатков Белинский назвал, кроме повторов, ещё и такой: почти все герои говорят похожим языком.

Но не в этом ли состоял замысел Достоевского: читатель видит всех героев глазами Голядкина, через призму его сознания преломляется и трансформируется их внешность, поступки и речь.

Ещё одной причиной обезличивания героев, их невнятных речей, подобных высказываниям Голядкина, может быть идея Достоевского, что в каждом человеке есть часть сознания Голядкина.

Достоевский – творец многих неологизмов. В повести он впервые использовал глагол «стушеваться», но не признавал его авторства, утверждая, что так говорили его однокурсники, товарищи по Главному инженерному училищу.

Сатирический комический эффект вызывает использование Достоевским говорящих фамилий. Некоторые из них (Басаврюковы) отсылают к поэтике Гоголя, другие вешают на героя ярлык, от чего его личность сразу становится плоской, как в комедии классицизма. Кроме Голядкина, такими фамилиями обладают князь Свинчаткин, полковник Переборкин, генерал Недобаров.

  • «Двойник», краткое содержание по главам повести Достоевского

  • «Преступление и наказание», анализ романа

  • «Идиот», анализ романа

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»

  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского

  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского

  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского

  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского

  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского

  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского

  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского

  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского

  • По произведению: «Двойник»
  • По писателю: Достоевский Федор Михайлович

«Двойник» – краткое содержание повести Ф.М. Достоевского

История создания

Повествование рассказывает об истории обычного чиновника из Петербурга Якова Петровича Голядкина — это молчаливый, робкий и услужливый человек. Больше всего тихий Голядкин желает получить повышение на работе и быть «своим человеком» в обществе светской элиты.

После острого психоэмоционального перенапряжения с главным героем происходят непонятные вещи. К примеру, однажды ему встречается собственный двойник, воплощающий в жизнь все задуманные мечты Голядкина. Но ему от этого не легче, так как непосредственно он до сих пор находится в плачевном положении, при этом самозванец пожинает всю славу.

Над кратким содержанием «Двойник» Достоевский начинает работу еще в 1845 г., находясь в гостях у своего брата Михаила в Ревеле (сейчас это город Таллин, столица Эстонии).

Когда он возвращается в Питер, продолжает написание повести. Работа тянется сложно, произведение пишется с трудом. В результате в 1846 г.

повествование было полностью закончено и опубликовано в издании «Отечественные записки».

Невзирая на хорошие отзывы критиков, в том числе знаменитого Белинского, который уже в то время благосклонно относился к Достоевскому, непосредственно автор «Двойником» был недоволен. Спустя определенное время книга переделывается, но все равно не удовлетворяет создателя.

Являясь требовательным критиком к собственному творчеству, автор жалуется, что погубил великолепную идею, наверное, лучшую, которая у него родилась. «Идея повести светлая, — говорил Достоевский — однако форма не та, что надо. Если бы начать работу сейчас, был бы выбран другой стиль написания».

Насколько бы ни критиковал себя Достоевский, это произведение было важным событием в литературе 19 столетия. С учетом всех традиций Гоголя и Пушкина, автор углубляется в психологию «маленького человечка».

Он показывает внешнюю борьбу личности и отрекающегося от него общества, а также внутреннее противоборство темной и светлой стороны людского «Я».

Чтобы реализовать эту идею, Достоевский создает фантастического персонажа и обращается к теме двойной личности.

Тема доппельгангера часто применялась предшественниками Достоевского. К примеру, популярными рассказами, где можно встретить доппельгангер являются:

  1. «Эликсир сатаны».
  2. «Кристабель».
  3. «Бойцовский клуб».
  4. «Вильям Вильсон».
  5. «Уединенный домик».

Описание персонажей

Главный герой Голядкин занимает должность советника в одном из петербуржских муниципальных учреждений.

Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице и стать блистательным чиновником, одним из тех людей, перед которыми открывают двери швейцары, кого рады видеть на любом приеме, кто сидит на лучших местах в театре, при виде кого отцы толкают незамужних дочек, чтобы те выровняли осанку и поправили прическу.

Основное препятствие на пути к желанному результату — характер Голядкина. Он не умеет подлизываться, юлить, подхалимствовать, плести козни. «Не интриган, и горд этим» — говорит Яков Петрович. Но, гордиться ему нечем. Голядкина не уважают на службе, над ним смеются его коллеги, его не замечают девушки, он является посмешищем на светских приемах.

Когда главного героя выставляют с вечеринки, которая была устроена в поместье богача Берендеева, с Голядкиным случается нервный приступ. Именно в это время он встречает собственного двойника.

Незнакомый человек полностью похож на него. Помимо этого, утром на второй день Яков Петрович видит его на своей работе. Приглашая к себе в гости Голядкина-младшего, «старший» начинает ликовать, так как теперь он обзавелся соратником, и они свернут горы, могут «вместе хитрить… в пику им создавать интригу».

Но Голядкин-младший выбрал другой способ поведения. Главный персонаж для него не является соратником, а поэтому самозванец умело подхалимничает с «нужным» людьми и за несколько дней становится любимцем в министерстве.

Поимо этого, самозванец бесцеремонно начинает издеваться над «старшим», превратив беднягу в предмет постоянных насмешек. Так, «младший» выживает Якова Петровича как из министерства, так и из общества.

Рассказ завершается тем, что безумного Голядкина отвозят на карете в психушку.

Две стороны главного героя

Голядкин-самозванец, он же доппельгангер настоящего Якова Петровича, это его противоположность. Чтобы описать настоящего Голядкина, можно выбрать следующие эпитеты:

  • исполнительный и нерешительный;
  • конфузливый и совестливый;
  • мечтательный и замкнутый;
  • заурядный и серый;
  • молчаливый и услужливый.

Младший имеет такие характеристики: дерзкий, смелый, хитрый, развязный, красноречивый, наглый, авантюрист, карьерист.

Нужно понять, что в этом случае нельзя рассматривать противоположность «хороший и плохой». Настоящий Яков Петрович совершенно не идеален, а младший — это тот человек, которым смог бы стать госслужащий, имея смелость, жизненную энергию, волю. Доппельгангер в этой повести — это синтез скрытых сторон человека, которые главный персонаж не может развить у себя.

До выхода «Двойника» в литературе находилось несколько типажей чиновников: расчетливый карьерист и забитый бедный служащий. Достоевский смог создать экспериментального героя Голядкина, который страдал раздвоением личности. Благодаря психологическому срыву Якова Петровича у писателя получилось объединить 2 литературных образа в одном герое.

Основной смысл

«Двойник», как и каждая великая повесть — это не только история определенного человека.

В своем рассказе автор показал светское общество Петербурга в общем, и с помощью собирательных образов (именно они относятся к Голядкину) рассматривает перспективы дальнейшей русской истории.

А они эти, как считает писатель, не радужные, так как общество, в котором успеха добиваются только благодаря обману и лицемерию, где в почете сомнительные ценности и находятся ложные идеалы, изначально обречено на быструю гибель.

Общество пытается вытеснить каждого человека, который отличается. Сильных людей оно подавляет, а слабых доводит до угнетенного состояния. Как сказал Майков: «Автор мастерски смог исследовать анатомию души, погибающей от сознания разных частных интересов в благополучно устроенном обществе».

Раздвоение личности Якова Петровича произошло вследствие сильного психоэмоционального напряжения, которое было спровоцировано неблагоприятным социальным положением его существования. А в действительности, двойственные, как разум Голядкина, так и все общество вокруг, где моральные принципы замещены интригами, корыстью, личной выгодой.

Краткий анализ

В критических литературных произведениях жанр рассказа «Двойник» определен гротескно-фантастическим. Фантастический персонаж (Голядкин-младший) вводится в сюжетную линию по ряду причин:

  • для воплощения идеи полярности людей, борьбы человека со злом, которое находится внутри него;
  • для демонстрации, как отравляющее воздействие общества может пробудить низкие моральные качества натуры человека;
  • для демонстрации двух разных литературных разновидностей чиновников (наглого интригана и забитого служаку).

Гротеск требуется Достоевскому, чтобы живописно описать нелепость и противоречивость положения главного персонажа в обществе. Один из ярчайших примеров, что никто из работников министерства совершенно не был удивлен, когда в один день на работу приходят 2 Якова Петровича.

Введение такого художественного оборота обусловило литературные споры. Некоторые литературоведы считают Голядкина-самозванца галлюцинацией настоящего персонажа, а все, что происходит вокруг — плод больной фантазии безумного чиновника.

В этом случае «Двойник» является гротескно-психологическим рассказом. Некоторые литературоведы увидели в Голядкине-младшем настоящего персонажа, темного двойника души чиновника, которая в один день вырвалась наружу и стала реальной.

В таком случае рассказ можно отнести к фантастической повести.

Непосредственно Достоевский оставил этот вопрос открытым. Писателя больше волновала не жанровая стилистика, а основные причины и последствия того, что когда-то тихий чиновник Голядкин увидел своего двойника.

Анализ повести Двойник Достоевского

Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

Чтобы провести анализ данного произведения, необходимо кратко изучить сюжет. Повесть написана про психическое расстройство, которое характеризует раздвоение личности. Этому психическому расстройству подвержены очень впечатлительные люди, не имеющие своей точки зрения и которые не имеют смелости, сделать то о чем жалеют еще долгое время.

Произведение нам повествует о неком человеке, который работает очень маленьким чиновником. Не имея большого влияния на свою жизнь, он очень хочет ее изменить и поднять выше по карьерной лестнице. Но помехой этому является он сам, его мягкотелость, трусость принятия важного решения. Само произведение описывает события трёх дней из жизни чиновника.

Но вот ему попадается случай быть приглашенным на светский вечер, и это удобный случай, чтобы попросить руки и сердца дочери большого чиновника.

Ведь только он сможет поднять нашего героя наверх и обеспечить жизнь в достатке. Но как только он появляется на пороге поместья, его задерживают и не пускают, аргументируя это тем, что он не заявлен как гость.

А после и вообще выпроваживают за порог, тем самым оскорбив маленького человека.

Именно на этой почве и появляется его двойник. Внешне он копия самого себя, но вот внутренне он более грубый, готовый идти до конца, чужие чувства для него чужды.

Ради карьеры он готов на все подхалимничать, подлизываться. Очень скользкий типа. Прямая противоположность нашего героя.

Именно его двойник и строит козни против него и даже в скором времени обходит его по службе и добирается до самых верхов.

В итоге главный герой сходит с ума от борьбы самим с собой. Он запутывается в себе и своих чувствах. И в скором времени, буквально за три дня, его увозят в специализированную больницу для душевно больных.

Основная идея произведения это показать какие люди могут быть разные. Один будет всегда сидеть в тени другого и всегда мечтать о его месте. А другой будет идти на пролом ради достижения цели.

И его не будет волновать кто перед ним и через кого ему нужно переступить чтобы добиться желаемого.

Какой можно сделать вывод так только один – это то, что не нужно боятся сказать, то что думаешь и стараться воплощать свои мечты в реальность, выходить из зоны комфорта и освободится от оков своих предрассудков.

← Анализ сказки Песочный человек Гофмана
← Анализ сказки Мороз Иванович Одоевского↑ ДругиеАнализ сказки Чуковского Мойдодыр →
Анализ рассказа Джамиля Айтматова →

  • Образ грозы в пьесе Островского Гроза
    Гроза – это природное явление. Однако Островский, в своей пьесе дал ему немного другую интерпретацию. При этом символический образ грозы мы находим одновременно в разных смыслах.
  • Образ и характеристика капитана Сливы в повести Поединок Куприна
    В произведении «Поединок» А.И. Куприн раскрыл перед читателем реальность царской армии начала 20-го века, отличавшейся жестокостью и насильственным отношением к солдатам, которых считали рабами
  • Составьте рассказ о своей игровой деятельности
    Как правило, мальчики играют в очень подвижные игры. Особой популярностью пользуются такие игры, как догонялки, «Казаки-разбойники», войнушки. Также мальчики часто играют в футбол, баскетбол, навес и прочие игры с мячом
  • Сочинение Дружба Жилина и Дины 5 класс кратко (Кавказский пленник Толстого)
    Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды
  • Сочинение на тему Общение рассуждение
    Общение выполняет одну из главных ролей в жизни людей. Почти каждый день мы с кем-то встречаемся, делимся информацией, рассказываем друг другу интересные новости. Также рассказываем о своих чувствах

Роман Достоевского "Двойник": о чем он, образ Голядкина (главного героя) – Достоевский Ф.М. Литература 19 века

Кратко:

Повесть «Двойник»(1846) появилась в «Отечественных записках» на четвертый день после завершения рукописи, — так велик был интерес издателя Н. Некрасова к новой работе автора.

Главная ее мысль — низведение обществом человека до степени грязной, затертой «ветошки» и болезненная амбиция этого задавленного существа — два несовместимых состояния, разрывающих человеческую психику.

В центре внимания писателя — раздвоение личности главного героя, чиновника Голядкина.

Прием введения фантастического двойника Голядкина позволяет автору сгустить до предела напряженность действия, выявить состояние человека, сходящего с ума под влиянием теснящих со всех сторон кошмаров жизни и ощущения непрочности своего положения. Призрачная атмосфера Петербурга придает ряду сцен зыбкость очертаний и загадочность.

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII – начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. – М.: Книжная палата, 1988

Подробнее:

Девушкин из «Бедных людей» страстно хотел, чтобы люди «признали» его — об этом свидетельствуют его письма.

Однако Яков Петрович Голядкин, герой второго произведения Достоевского — «Двойник», уже не довольствуется этим, он выходит из тени и, движимый жаждой признания, бросается навстречу людям.

Бросившись же, он вдруг начинает думать, что этот человек — вовсе не он сам, и у него мутится рассудок.

Так же, как и Девушкин, Голядкин является мелким и бессильным чиновником. Он тоже страшится людских глаз, он ощущает, что его презирают сослуживцы и что они издеваются над ним. Он живет один, его жизнь полна страданий. Но он не таков, чтобы ни с кем не общаться, ничего не предпринимать и всегда оставаться в одиночестве.

Когда Голядкин обнаруживает, что уже не в силах сносить свое положение, он облачается во взятое напрокат шикарное платье и отправляется на обед, затеянный его сослуживцами.

Он хочет дать им понять, что вовсе не намерен причинять им вред, что он не чужак, что он достаточно хорош для того, чтобы «господа» признали его за своего. Но «господа» смотрят на него как на пришельца из другого мира, сторонятся и занимают круговую оборону.

Страстное желание Голядкина «быть признанным» кончается полным конфузом.

В эту ночь Голядкин все больше погружается в пропасть одиночества и отчаяния, его страстное желание быть признанным становится все сильнее, он не может больше сносить этот жар, ему кажется, что все кончено, но тут перед ним является новый Голядкин (Голядкин-младший), который своим обликом и даже именем и фамилией является его полным двойником.

Хотя этот новый Голядкин — вроде бы полная копия старого, но характером и способностями он является полной противоположностью прежнего.

Без всякого труда он сходится со старыми служащими департамента, непринужденно похлопывает по плечу молодых, сближается с ними и очень скоро становится всеобщим любимцем.

Таким образом, он с легкостью осуществляет мечту старого Голядкина — быть принятым в обществе.

Тут старый Голядкин обращает внимание на следующее обстоятельство.

Человек, который похож на него, как две капли воды, ведет такую политику, чтобы изолировать «настоящего» Голядкина от сослуживцев — и тот понимает, что попал в ловушку.

Так возникает осознание того, что с новым Голядкиным нужно бороться. То есть получается, что, воплотив в жизнь мечтания настоящего Голядкина, новый Голядкин толкает его в пропасть.

Но дело в том, что новый Голядкин — это победительный тип, воплощение идеала Голядкина старого, а потому совершенно естественно, что в смертельной схватке с ним Голядкин старый не имеет шансов на успех. Всем становится видно: он загнан в угол, а его странные поступки и речи приводят к тому, что его сажают в карету и отправляют в психиатрическую лечебницу.

«Двойник» представляет собой описание трагедии неудачника. Вероятно, развитие этой трагедии можно представить себе так: Девушкина из «Бедных людей» оставляет Варенька, которой он поверял в письмах свои помыслы, и тогда Девушкин становится Голядкиным. То есть Достоевскому было интересно проследить эволюцию этого типажа.

Достоевский не считает, что каждый сам по себе — это нормально и признан ты другими или нет — не имеет никакого значения.

Помимо одинокого, как перст, мелкого чиновника Голядкина, среди героев Достоевского значатся самые разные люди: здесь и шут-приживала в помещичьей усадьбе, и нищий студент, и бывший профессор, и революционер, и девочка-сирота, и невоспитанный семинарист…

Их общая трагедия заключена в том, что у каждого такого человека не исполнена «самая естественная необходимость человеческая», а потому «впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие».

Несмотря на разницу в благосостоянии и общественном положении, все люди хотят, чтобы их признали другие, они хотят общаться, они не хотят быть одинокими — вот что движет их поступками, вот что составляет их жизненную драму. Вот в этом и состоит мысль Достоевского.

Человек — это такое существо, которое не может не желать реализовать себя, он хочет предъявить окружающим то хорошее, что заключено в нем — это и есть его глубинная «естественная необходимость человеческая». Этому пониманию человеческой натуры Достоевский оставался верен до конца жизни.

Совершенство психологической драматургии «Двойника» заключено в том, что Достоевский сумел понять и описать, как отчаявшийся реализовать себя человек ищет выход, причем писатель делает это не с помощью излишних и отвлеченных рассуждений, а с помощью точного и детального описания его слов и поступков.

Никто не обращает внимания на этого человека, у него нет никаких возможностей для самореализации, а потому его воображение работает все лихорадочнее, биение сердца стесняет дыхание. Когда Голядкин начинает задыхаться от отчаяния и оказывается на пороге самоубийства, ему является призрак — измысленный им враг, и теперь он может вздохнуть свободнее.

Если нет друга, то пусть будет хотя бы враг. Пусть хоть этот враг признает существование Голядкина. Полное одиночество порождает и фантом жертвы.
Враг Голядкина — это новое «я» Голядкина, внешне не отличимое от него. Этот новый Голядкин становится всеобщим другом, его обласкивает начальник. Враг — это нереализованные мечты и стремления.

Голядкин ревнует свои собственные желания, с ними он и борется.

Таким образом, на примере «Двойника» хорошо видно, какой тип человека интересовал молодого Достоевского. Вместе с тем, это произведение прекрасно показывает поиски литератора Достоевского в области творческого метода.

Когда Достоевский описывал драму Голядкина, у него были точно такие же комплексы — выключенности из жизни и неполноценности, его мучили предчувствия и фантомы. Об этом свидетельствуют в своих воспоминаниях его тогдашний лечащий врач С. Д.

Яновский и хозяйка литературного салона А. Я. Панаева. Она говорит о Достоевском как о больном человеке, которого мучила «страшная подозрительность».

Он отдавал себе отчет в своей болезни, но в то же время умел использовать ее в литературных целях.

Во время работы над «Двойником» Достоевский так писал своему брату Михаилу: «Я теперь настоящий Голядкин. Голядкин выиграл от моего сплина. Родились две мысли и одно новое положение» (начало сентября 1845).

То есть, являясь Голядкиным, писатель располагал возможностью изучить его и управлять им, управлять и иронизировать над ним.

Не в силах бороться с одиночеством, добродушный Голядкин выставляет угощение своему врагу — новому Голядкину, беспокойно говоря при этом: «Ну, да ведь мы с тобой, Яков Петрович, сойдемся , мы с тобой, Яков Петрович, будем жить, как рыба с водой, как братья родные».

Таким образом, он предлагает своему двойнику дружбу. Однако в следующую минуту он осознает, что «пересыпал», его начинает мучить нестерпимое раскаяние, и он не может найти себе места. 

Вот таким образом движения израненной души претворяются в целостный персонаж, тонкие перемены в душевном состоянии и восприятии забавны и интересны, они подобны тому, как чревовещатель меняет регистры своего голоса —Достоевский живописует их с потрясающим мастерством, что превращает «Двойника» в настоящий шедевр.

Панаева и Яновский свидетельствуют о мании преследования у Достоевского, о его комплексе жертвы, о беспочвенном чувстве вины, мизантропии, катастрофических предчувствиях.

Но дело в том, что и эти страдания он сумел блестяще объективировать и воспроизвести в образе Голядкина. Об этой способности Достоевского свидетельствует близко знавший его литературный критик Николай Страхов.

Благодаря этой «особенности» Голядкин, являясь «двойником» Достоевского, отделяется от него и живет собственной жизнью.

Можно предположить, что мотив двойничества был навеян Достоевскому Э. Т. А. Гофманом («Эликсир сатаны») и Эдгаром По («Вильям Вильсон»). Кроме этого, могли сказаться и собственные переживания Достоевского, которые он испытывал с детства: слуховые галлюцинации, страхи, видения.

В позднем романе «Братья Карамазовы» есть сцена, когда Иван Карамазов видит своего двойника. После публикации романа один врач отмечал в своем письме Достоевскому, что его описание видения по-медицински верно.

В своем ответе Достоевский написал, что «этот человек (Ив Карамазов) при данных обстоятельствах никакой иной галлюсинации не мог видеть, кроме этой» (письмо А.Ф. Благонравову от 19 декабря 1880).

Чувствуется, что Достоевский вполне уверен в своих словах, и эта уверенность основана на собственном опыте и переживаниях.

Помимо одного «я», Достоевский обладал и другим, больным «я». А еще он обладал талантом все свое нутро преобразовывать в литературу.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Ссылка на основную публикацию