Михаил ломоносов – оды: список, читать оды ломоносова михаила васильевича – поэзия классика

Оды Ломоносова: стихи, полный список всех произведений – Современная библиотека DY9

… Читать стихотворение »

Ода, в которой Ея Величеству благодарение от сочинителя приносится за оказанную ему высочайшую милость в Сарском Селе Августа 27 дня 1750 года.
1

Какую радость ощущаю?

… Читать стихотворение »

Ода Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне на пресветлый торжественный праздник Ея Величества восшествия на Всероссийский престол ноября 25 дня 1761 года.
Владеешь нами двадцать лет,

… Читать стихотворение »

Ода торжественная Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Державнейшей великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской на преславное Ея восшествие на Всероссийский Императорский престол июня 28 дня 1762 года. Внемлите все пределы света

И ведайте,

… Читать стихотворение »

Ода великому государю императору Петру Феодоровичу на всерадостноевосшествие на всероссийский наследный императорский престол и купно на новый 1762 год. 1 Сияй, о новый год, прекрасно

Сквозь густоту печальных тучь,

… Читать стихотворение »

Ода Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне на торжественный праздник тезоименитства Ея Величества сентября 5 дня 1759 года и на преславные Ея победы, одержанные над королем прусским нынешнего 1759 года.

… Читать стихотворение »

Ода Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения Государыни Великой Княжны Анны Петровны, поднесенная от императорской Академии наук декабря 18 дня 1757 года.

… Читать стихотворение »

Ода, которую в торжественный праздник высокого рождения великого государя Иоанна третияго, императора и самодержца всероссийского, 1741 года августа 12 дня веселящаяся Россия произносит.
Нагреты нежным воды югом,

… Читать стихотворение »

Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1746 года.
1

На верьх Парнасских гор прекрасный
Стремится мысленный мой взор,

… Читать стихотворение »

Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года.
1

Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,

… Читать стихотворение »

Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и Княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.
1

Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме Вышним насажденный,

… Читать стихотворение »

Ода на прибытие из Голстинии и на день рождения Государя Великаго Князя Петра Феодоровича 1742 года февраля 10 дня. Дивится ныне вся вселенна

Премудрым вышнего судьбам,

… Читать стихотворение »

Ода на торжественный день восшествия на Всероссийский престол Великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны ноября 25 дня 1752 года.

1 Российско Солнце на восходе В сей обще вожделенный день Прогнало в ревностном народе

И ночи,

… Читать стихотворение »

1

Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год. Благословенное начало Тебе, Богиня, воссияло. И наших искренность сердец

Пред троном Вышнего пылает,

… Читать стихотворение »

О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек, Внимай, коль в ревности ужасно, Он к Иову из тучи рек! Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая

И гласом громы прерывая,

… Читать стихотворение »

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния. Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

… Читать стихотворение »

1

Какой приятный Зефир веет И нову силу в чувства льет? Какая красота яснеет? Что всех умы к себе влечет?

Мы славу дщери зрим Петровой,

… Читать стихотворение »

Российских войск хвала растет, Сердца продерзки страх трясет, Младой Орел уж Льва терзает. Преж нежель ждали, слышим вдруг Победы знак, палящий звук. Россия вновь трофей вздымает

В другой на финских раз полях.

… Читать стихотворение »

Господи, кто обитает В светлом доме выше звезд? Кто с тобою населяет

Верьх священный горних мест?

Тот, кто ходит непорочно, Правду завсегда хранит

И нелестным сердцем точно,

… Читать стихотворение »

Блажен, кто к злым в совет не ходит, Не хочет грешным вслед ступать И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,

Но волю токмо подвергает Закону Божию во всем И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.

… Читать стихотворение »

Суди обидящих, Зиждитель, И от борющихся со мной Всегдашний буди Покровитель,

Заступник и Спаситель мой.

На глас мой ныне преклонися, Прими оружие и щит

И мне на помощь ополчися,

… Читать стихотворение »

Хвалу всевышнему владыке Потщися, дух мой, воссылать; Я буду петь в гремящем лике

О нем, пока могу дыхать.

Никто не уповай вовеки На тщетну власть Князей земных:

Их те ж родили человеки,

… Читать стихотворение »

В тебе надежду полагаю, Всесильный Господи, всегда, К тебе и ныне прибегаю,

Да ввек спасуся от студа.

Святою правдою твоею
Избавь меня от злобных рук,

… Читать стихотворение »

Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И Божия дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Чудяся ясным толь лучам,

Представь, каков Зиждитель сам!

… Читать стихотворение »

Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.
1

Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

… Читать стихотворение »

Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны. 1746 г.
1

В сей день, блаженная Россия. Любезна небесам страна, В сей день от высоты святыя

Елисавет тебе дана,

… Читать стихотворение »

Ода на рождение Государя Великаго Князя Павла Петровича Сентября 20 1754 года. Надежда наша совершилась, И слава в путь свой устремилась.

Спеши, спеши, о муза,

… Читать стихотворение »

Благословен Господь мой Бог, Мою десницу укрепивый И персты в брани научивый

Согреть врагов взнесенный рог.

Заступник и спаситель мой,
Покров, и милость, и отрада,

… Читать стихотворение »

Господь — Спаситель мне и свет: Кого я убоюся? Господь сам жизнь мою блюдет:

Кого я устрашуся?

Во злобе плоть мою пожрать
Противны устремились;

… Читать стихотворение »

Источник: http://dy9.ru/ody/mixail-lomonosov-ody-spisok/

Оды. Стихотворения

 
Восторг внезапный[2]2
  Восторг внезапный – поэтический восторг, вдохновенье.

[Закрыть]

ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,[3]3
  …верьх горы высокой – Парнас.

[Закрыть]

Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,[4]

4
  …ключ молчит… – Имеется в виду Кастальский ключ.

[Закрыть]

Которой завсегда журчитИ с шумом вниз с холмов стремится.Лавровы вьются там венцы,Там слух спешит во все концы;Далече дым в полях курится.    Не Пинд ли под ногами зрю?

Я слышу чистых сестр[5]

5
  …чистых сестр… – то есть муз.

[Закрыть]

музы́ку!Пермесским жаром я горю,Теку поспешно к оных лику.Врачебной дали мне воды:Испей и все забудь труды;Умой росой Кастальской очи,Чрез степь и горы взор простриИ дух свой к тем странам впери,Где всходит день по темной ночи.

   Корабль как ярых волн среди,Которые хотят покрыти,Бежит, срывая с них верьхи,Претит с пути себя склонити;Седая пена вкруг шумит,В пучине след его горит;К российской силе так стремятся,Кругом объехав, тьмы татар;Скрывает небо конской пар!Что ж в том? стремглав без душ валятся.

   Крепит отечества любовьСынов российских дух и руку;Желает всяк пролить всю кровь,От грозного бодрится звуку.Как сильный лев стада волков,Что кажут острых яд зубов,Очей горящих гонит страхом,От реву лес и брег дрожит,И хвост песок и пыль мутит,Разит извившись сильным махом.

   Не медь ли в чреве Этны ржетИ, с серою кипя, клокочет?Не ад ли тяжки узы рветИ челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,[6]

6
  …род отверженной рабы… – Имеются ввиду огаряне, к которым Ломоносов относит турок и татар. Отверженная раба – Агарь, рабыня и жена Авраама, изгнанная им вместе с ее сыном Измаилом. Измаил стал родоначальником агарян (библ.).

[Закрыть]

В горах огнем наполнив рвы,Металл и пламень в дол бросает,Где в труд избранный наш народСреди врагов, среди болотЧрез быстрый ток на огнь дерзает.    За холмы, где паляща хлябьДым, пепел, пламень, смерть рыгает,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь,[7]

7
  …за Тигр, Стамбул, своих заграбь… – Ломоносов предлагает Турции (Стамбулу) убрать свои войска за Тигр (реку в глубине Малой Азии). Заграбь – убери, переведи (диалект.).

[Закрыть]

Что камни с берегов сдирает;

Но чтоб орлов сдержать полет,[8]

8
  …орлов сдержать полет… – то есть сдержать натиск русских войск (на гербе России был изображен двуглавый орел).

[Закрыть]

Таких препон на свете нет.Им воды, лес, бугры, стремнины,Глухие степи – равен путь.Где только ветры могут дуть,Доступят там полки орлины.    Пускай земля как понт трясет,Пускай везде громады стонут,Премрачный дым покроет свет,В крови Молдавски горы тонут;Но вам не может то вредить,О россы, вас сам рок покрыть

Желает для счастливой Анны.[9]

9
  …для счастливой Анны… – для императрицы Анны Иоанновны (1693–1740); правила с 1730 года.

[Закрыть]

Уже ваш к ней усердный жарБыстро́ проходит сквозь татар,И путь отворен вам пространный.    Скрывает луч свой в волны день,Оставив бой ночным пожарам;

Мурза[10]

10
  Мурза – знатный человек, вельможа у восточных народов (татарск.). Здесь: военачальник турецких войск.

[Закрыть]

упал на долгу тень;
Взят купно свет и дух татарам.[11]11
  Взят купно свет и дух татарам… – татары лишились и света, и воинственного духа.

[Закрыть]

Из лыв[12]12
  Лывы – овраги, поросшие кустарником (диалект.).

[Закрыть]

густых выходит волкНа бледный труп в турецкий полк.Иной, в последни видя зо́рю,Закрой, кричит, багряной вид

И купно с ним Магметов стыд[13]

13
  Магметов стыд – позор магометан.

[Закрыть]

;Спустись поспешно с солнцем к морю.    Что так теснит боязнь мой дух?Хладнеют жилы, сердце ноет!Что бьет за странной шум в мой слух?Пустыня, лес и воздух воет!В пещеру скрыл свирепство зверь,Небесная отверзлась дверь,Над войском облак вдруг развился,Блеснул горящим вдруг лицем,Умытым кровию мечем

Гоня врагов, Герой открылся.[14]

14
  Гоня врагов, Герой открылся. – Здесь и далее имеется в виду Петр I и его победы над турками, персами, шведами.

[Закрыть]

   Не сей ли при Донских струяхРассыпал вредны россам стены?И персы в жаждущих степяхНе сим ли пали пораженны?Он так к своим взирал врагам,

Как к готфским приплывал брегам,[15]

15
  …к готфеким… брегам… – Готфы (готы) – воинственное германское племя, жившее в начале нашей эры на острове Готланд в Балтийском море и на берегах нижней Вислы. Здесь имеются в виду берега Швеции.

[Закрыть]

Так сильну возносил десницу;Так быстрой конь его скакал,Когда он те поля топтал,Где зрим всходящу к нам денницу.    Кругом его из облаковГремящие перуны блещут,И, чувствуя приход Петров,Дубравы и поля трепещут.Кто с ним толь грозно зрит на юг,Одеян страшным громом вкруг?

Никак, Смиритель стран Казанских?[16]

16
  Смиритель стран Казанских… – царь Иван IV Грозный (1530–1584). Казань была взята в 1552 году.

[Закрыть]

Каспийски воды, сей при вас[17]17
  Каспийски воды, сей при вас… – Здесь и далее речь идет о взятии Грозным Астрахани в 1556 году.

[Закрыть]

Селима[18]18
  Селим – нарицательное имя татар.

[Закрыть]

гордого потряс,Наполнил степь голов поганских.    Герою молвил тут Герой:«Нетщетно я с тобой трудился,Нетщетен подвиг мой и твой,Чтоб россов целый свет страшился.Чрез нас предел наш стал широкНа север, запад и восток.На юге Анна торжествует,Покрыв своих победой сей».Свилася мгла, Герои в ней;Не зрит их око, слух не чует.

   Крутит река татарску кровь,Что протекала между ними;Не смея в бой пуститься вновь,Местами враг бежит пустыми,Забыв и меч, и стан, и стыд,И представляет страшный видВ крови другое своих лежащих.Уже, тряхнувшись, легкий листСтрашит его, как ярый свистБыстро́ сквозь воздух ядр летящих.

   Шумит с ручьями бор и дол:Победа, росская победа!Но враг, что от меча ушел,Боится собственного следа.Тогда увидев бег своих,

Луна[19]

19
  Луна – символ магометанского мира (на гербе Турции изображен полумесяц и звезда).

[Закрыть]

стыдилась сраму ихИ в мрак лице, зардевшись, скрыла.Летает слава в тьме ночной,Звучит во всех землях трубой,Коль росская ужасна сила.    Вливаясь в понт, Дунай реветИ россов плеску отвещает;Ярясь волнами турка льет,Что стыд свой за него скрывает.

Читайте также:  Данте алигьери - песнь 30: чистилище: божественная комедия: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Он рыщет, как пронзенный зверь,И чает, что уже теперьВ последней раз заносит ногу,И что земля его носитьНе хочет, что не мог покрыть.Смущает мрак и страх дорогу.

   Где ныне похвальба твоя?Где дерзость? где в бою упорство?Где злость на северны края?Стамбул, где наших войск презорство?Ты лишь своим велел ступить,Нас тотчас чаял победить;

Янычар твой свирепо злился,[20]

20
  Янычар твой свирепо злился… – Речь идет о контратаке янычар, отбитой русскими войсками. Янычары – привилегированное войско турецких правителей, телохранители султанов.

[Закрыть]

Как тигр на росский полк скакал.Но что? внезапно мертв упал,В крови своей пронзен залился.    Целуйте ногу ту в слезах,Что вас, агаряне, попрала,Целуйте руку, что вам страхМечем кровавым показала.Великой Анны грозной взорОтраду дать просящим скор;По страшной туче воссияет,К себе повинность вашу зря.

К своим любовию горя,Вам казнь и милость обещает.    Златой уже денницы перстЗавесу света вскрыл с звездами;От встока скачет по сту верст,Пуская искры конь ноздрями.Лицем сияет Феб на том.

Он пламенным потряс верхом;Преславно дело зря, дивится:«Я мало таковых видалПобед, коль долго я блистал,Коль долго круг веков катится».    Как в клуб змия себя крутит,Шипит, под камень жало кроет,Орел когда шумя летитИ там парит, где ветр не воет;Превыше молний, бурь, снеговЗверей он видит, рыб, гадо́в.

Пред росской так дрожит Орлицей,Стесняет внутрь Хотин своих.Но что? в стенах ли может сихПред сильной устоять царицей.    

Кто скоро толь тебя, Калчак[21]

21
  Калчак – Калчак-паша, возглавлявший войска, защищавшие крепость Хотин; был взят русскими в плен.

[Закрыть]

,Учит российской вдаться власти,Ключи вручить в подданства знакИ большей избежать напасти?Правдивой Аннин гнев велит,Что падших перед ней щадит.

Ее взошли и там оливы[22]

22
  Оливы – символ мира у древних греков.

[Закрыть]

,
Где Вислы ток, где славный Рен,[23]23
  Где Вислы ток, где славный Рен… – Во время воины за Польское наследство в 1734 году был взят город Данциг, на Висле, после чего русские войска приблизились к Рейну (Рену).

[Закрыть]

Мечем противник где смирен,Извергли дух сердца кичливы.

   О как красуются места,Что иго лютое сброси́лиИ что на турках тягота,Которую от них носили;И варварские руки те,Что их держали в тесноте,В полов уже несут оковы;Что ноги узами звучат,Которы для отгнанья стадЧужи поля топтать готовы.

   Не вся твоя тут, Порта, казнь,Не так тебя смирять достойно,Но большу нанести боязнь,Что жить нам не дала спокойно.Еще высоких мыслей страстьПретит тебе пред Анной пасть?Где можешь ты от ней укрыться?

Дамаск, Каир, Алепп[24]

24
  …Дамаск, Каир, Алепп – крупные восточные города, бывшие под властью Турции.

[Закрыть]

сгорит;Обставят росским флотом Крит;Евфрат в твоей крови смутится.

   Чинит премену что во всем?Что очи блеском проницает?Чистейшим с неба что лучемИ дневну ясность превышает?Героев слышу весел клик!Одеян в славу Аннин ликНад звездны вечность взносит круги;И правда, взяв перо злато́,В нетленной книге пишет то.Велики коль ее заслуги.    Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили,[25]

25
  Витийство, Пиндар, уст твоих // Тяжчае б Фивы обвинили… – Жители древних Фив были недовольны, что их земляк Пиндар славил Афины. Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.) – греческий поэт, автор торжественных од и гимнов.

[Закрыть]

Затем что о победах сихОни б громчае возгласили,Как прежде о красе Афин;Россия как прекрасный крин,Цветет под Анниной державой.В Китайских чтут ее стенах,И свет во всех своих концахИсполнен храбрых россов славой.

   Россия, коль счастлива тыПод сильным Анниным покровом!Какие видишь красотыПри сем торжествованьи новом!Военных не страшися бед:Бежит оттуду бранный вред,Народ где Анну прославляет.Пусть злобна зависть яд свой льет.

Пусть свой язык, ярясь, грызет;То наша радость презирает.    

Козацких поль заднестрской тать[26]

26
  …заднестрской тать – татары, опустошавшие своими набегами украинские селения.

[Закрыть]

Разбит, прогнан, как прах развеян,Не смеет больше уж топтать,С пшеницой где покой насеян.Безбедно едет в путь купец,И видит край волнам пловец,Нигде не знал, плывя, препятства.Красуется велик и мал;Жить хочет век, кто в гроб желал;Влекут к тому торжеств изрядства.

   Пастух стада гоняет в лугИ лесом без боязни ходит;Пришед, овец пасет где друг,С ним песню новую заводит.Солдатску храбрость хвалит в ней,И жизни часть блажит своей,И вечно тишины желаетМестам, где толь спокойно спит;И ту, что от врагов хранит,Простым усердьем прославляет.

   Любовь России, страх врагов,Страны полночной Героиня,

Седми пространных морь[27]

27
  Седми пространных морь… – Имеются в виду семь морей, омывающих берега Российской империи: Мурманское (Баренцово), Белое, Балтийское, Камчатское (Охотское), Каспийское, Азовское и Черное.

[Закрыть]

бреговНадежда, радость и богиня,Велика Анна, ты добротСияешь светом и щедрот, —Прости, что раб твой к громкой славе,Звучит что крепость сил твоих,Придать дерзнул некрасной стихВ подданства знак твоей державе.  

Источник: https://itexts.net/avtor-mihail-vasilevich-lomonosov/155791-ody-stihotvoreniya-mihail-lomonosov/read/page-1.html

Стихи Ломоносова Михаила читать на сайте ProStih.ru

ВЕНЧАННАЯ НАДЕЖДА РОССИЙСКИЯ ИМПЕРИИВ ВЫСОКИЙ ПРАЗДНИК КОРОНОВАНИЯ ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШИЯДЕРЖАВНЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ,ИМПЕРАТРИЦЫ И САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКИЯ,ПРИ ПУБЛИЧНОМ СОБРАНИИ САНКТПЕТЕРБУРГСКОЙИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ВСЕРАДОСТНОИ ВСЕПОДДАННЕЙШЕ В САНКТПЕТЕРБУРГЕ АПРЕЛЯ 29 ДНЯ1742 ГОДАСТИХАМИ ПРЕДСТАВЛЕННАЯ ОТ ГОТЛОБА ФРИДРИХА ВИЛЬГЕЛЬМАЮНКЕРА, ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВАНАДВОРНОГО КАМЕРНОГО СОВЕТНИКА,ИНТЕНДАНТА СОЛЯНЫХ ДЕЛ И ЧЛЕНА АКАДЕМИИ НАУК.С НЕМЕЦКИХ РОССИЙСКИМИ СТИХАМИ ПЕРЕВЕЛ

МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ, АКАДЕМИИ НАУК АДЪЮНКТ

Россия, что тебя за весел дух живит?Как можешь рада быть? Европа вся скорбит;Тебе грозит раздор, лукавство сети ставит,Продерзкий полк землей и морем бег свой правит,Что мыслью в твой предел уже давно вступил,Пограбил все места, твое добро сглотил.Орлы, как вы еще веселой глас послали?

Подкрались тигры к вам, внезапно львы напали.

Но радость истинна; уже признал весь свет,10 Как ты на трон Петров взошла, Елисавет,Чрез сильной дух его в противных страх вложити;Он будет свой трофей, твой щит наследство крыти.Вступила вольной ты в стезю его ногой,Где рок его вспятил, тут путь начался твой.Ты будешь так, как он, любовь во всей вселенной,

Князей пример, покров земли, тебе врученной.

Велико дело в сем равно душе твоей:Как он отец наш был, ты мать России всей.Когда Олимп давал таких монархов славных?20 Весь свет, что чтит его, ему не узрит равных.Сквозь все препятства он главу свою вознес,Монарх здесь, там отец, хвалой к верьху небес.Пристойны скажет кто к правленью стран науки,

Где не был дух его и храбры купно руки?

Надежда стран его венчанна днесь в тебе,Понеже всякой чин пособы ждет себе.Ты, ты, монархиня, на пользу всё исправишь,Неполной труд его со всем скончишь, прославишь.Ты скиптр рукой берешь, коварна злость дрожит,30 Хоть тяжко злато в нем, любовь тебя крепит.Счастлива будешь тем, земель императрица,

Печаль прогонишь всю, сердец людских царица.

Как ясной солнца луч в немрачной утра час,Так твой приятной взор отрадой светит в нас.В тебе с величеством сияет к нам приятство,С небес влиянной дар доброт твоих изрядство,К почтенью нас ведет прекрасной зрак лица.В тебе дивимся мы премудрости творца,В талантах что твоих венца достойных зрится,

40 Чрез кои мы давно желали ввек плениться.

Твоя высока мысль цесарску кровь значит,Что ты Геройска дщерь, твой бодрой дух гласит,И склонность верности чинить всегда награду,Невинных брать под кров и бедным дать отраду.Коль сильных сих доброт в тебе велика власть?Хвалы достойна мысль, и славой полна страсть,Живот души твоей, что тщится толь ревниво

Прилично трону жить, являть породы диво.

Тебя к сему избрать творец изволил сам50 И древо дней твоих растить в цветах к плодам.Являешь склонность к нам, что прежде ты таила,Котору с бодростью стараньем ты открыла.Твоя десница что на пользу нам чинит,То правит зрел совет, и добр успех скорит.Пресильной разум твой поспешно всё пронзает,

Намеренье твое с желаньем всех кончает.

Мы можем наш талан уже вперед прозрить:Духовной будет чин ученьем нас крепитьИ чисту жизнь блюсти, с словами оных сходну,60 С наукой кроткой нрав и с тем премудрость сродну,И мирно в бозе жить и ревность в том казать,Чтоб бедным помощь дать, страстей набег попрать.Они покажут всем промеж собой согласно,

Что то сама любовь, что зрим во оных ясно.

Тобою будет сей почтенье чин иметь,Чего достоин он, всегда то будет зреть,Чтобы простой народ пороков впредь чужалсяИ свято в мире жить по их словам старался.Священство в ревности пред божий станет трон,70 Имея чисту мысль, хранив его закон,И дух его готов небесну власть склонити,

Его чтоб сердце взять и мир благословити.

Твой веры полной ум умножит счастье в нас,Понеже правда, свет с тобой на всякой час,Что ты чрез твой совет в един союз приводишь,Чрез умно следство все препятства превосходишь,Ты держишь зависть злу и ненависть в браздахИ правду с разумом всегда в твоих очах,И верность истинну, и вольну мысль в совете,

80 Источник толь богат к делам преславным в свете!

Хотя велика толь монаршска власть твоя,Но видим, правишь как самую ты себя.Ты мысль твою тогда на инной путь склоняешь,Когда других совет правдиве быть познаешь.Тебе сия хвала пребудет ввек красой,Возвысишь твой народ на счастья верьх с собой,Не зная, что цари с князями мимо ходят,

Когда те ложну власть как сон на мысль наводят.

Тебе единой дан высокой верьх хвалы,90 Твоими должно звать потом других труды;Что острой разум твой в вещах отмену знает,Известное чинит, не то, что только чает.За ясной солнца свет луны не чтишь лучей;Князей искусство всё: совет, разбор вещей,Различных склонностей в слугах и всей державе

Для счастья их земель и к большей трона славе.

Коль здраво мыслишь ты, толь скоро всё кончишь.В чем здесь совет даешь, то делом там велишьС пристойной бодростью, во всех делах свободно,100 Что царску кажет кровь, монархам что природно.Ты зришь всегда умом, что долга мысль в делахДаст часто хуждший плод, неж жар в крытых сердцах,И чрез един момент, излишно что пробавлен,

Разумной замысл прочь бывает так отставлен.

Твоя страна и так большая света часть,Разумна храбрость где над злобой держит власть.И звук ее хвалы, взбуждать что должен к чести,Как терн в чужих ногах и ось в очах у лести.И зависть метит в нас, где нельзя силой взять,110 Тут ложной дружбой ков желает нас прельщать.Державнейша! твоих советов он не знает,

Коль скоро разум твой такую сеть терзает.

Нынь зависть, как змия, ведет лукавой взглядИ ядом полну мысль на ону ночь назад,Когда российский род под игом в тьме держалсяИ злого Батия кумиру ниц склонялся.Та мыслит паки впредь тому же быть у нас,Однако всё сие лишь снится ей на час.Не будет с нами так в бою опять глумиться,

120 Чтобы противу ста и тысяче склониться.

Нет, о монархиня, в том разум твой во всем.Блещи Петровым вверьх чрез равну мочь мечем,Что дерзка гордость вновь себя казнить взбудила;Он вышел сам наруж, лишь та себя явила.Постигни сих врагов, победу с ними всю,Принуди к миру их чрез краткую войну,Неблагодарность что воздвигнула с хулою

И мздой завистлив род, подкупленный чужою.

Покрой твой шлемом верьх, Минерва наших лет,130 Воткни копье твое: твой полк готов идет,Полтавских семя поль, к победам склонны дети,Попранна что врага в ногах обыкли зрети,От коих Мелибок и Кавказ сам дрожал,И с Вислой черной понт, как сильных бурь, бежал,Побитых что врагов принудили к покою

И пальм снопы несли геройскою рукою.

В хладу Балтийских вод их храброй дух горит,С весельем как на борт, так в поле быть спешит.В долинах и в горах и где свирепы волны140 Поставят грудь свою, отважных мыслей полны.Морской народ спешит, возносит весел глас:«Что долго ждали толь, уже проходит час.Каморы полны все, палубы пушки кроют,

Готовы в путь со всем, вот в море вдруг пороют».

Вели твой флаг поднять, и вимпел в ветр пустить,И страшной лес в волнах российских машт открыть,Пресильной вывесть флот из ледных устий в мореИ мочь твоих галер к пособе оных вскоре,Вогнали что велик в морски заливы страх,150 Мутила чем боязнь Эвксинской понт в брегах.Судам на брань бежать вели в ужасном виде:

Читайте также:  Почему не сбылась мечта Катерины и Тихона?

Отец твой был Нептун, ты равна будь Фетиде.

Дай им указ к тому; ружье уже востро,И верность силу даст в солдат твоих плечо.С весельем правьте путь в поля, полки орлины,Где ваш насмешлив враг, пройдите все долины,Разройте гнезда их; добыча хоть мала,Однако будет в том велика вам хвалаИ с ней довольство нам, чем вашу храбрость пети.

160 Не возьмем хоть богатств, но будем мир имети.

Пущай, державнейша, пущай туда пойдут,Куда собой хотят, где пальмы их цветут.Без страху мы живем, чем бог врага смущает;Он рок приметил свой, к нам ближе не дерзает.Границы с крепостьми имеют тверд покровТвой храброй полк и с ним снаряд поверьх валов,На гору дерзость что, рыгая огнь жерлами,

Твой грозной мещет гром и смерть между врагами.

По праву должно так их силою смирять,170 Что бог изволил сам тебе для нас послать,Твой бодрой дух спешит любви щедроту датиИ сильнейшим ружьем тебе триумф сыскати.Тебя прославит то, не помнишь что обидИ щедро презрила проступок гнусной вид;Хотя приятна месть, но быть в тебе не смеет:

Что твой высокой дух собою сам владеет.

Я мышлю, что наш враг в твоей доброте зрит,Что склонна к милости, хотя полки крепит.Он ставит войско в строй, притом и мертвых числит,180 То перемирных дней, просить то миру мыслит.Изволь, державнейша: явила ты пред сим,Что хочешь миловать, неж вредна быти им,Вся власть в твоих руках, когда их просьба нравна,

Твоя земля и так своим пространством славна.

Как норду мир подашь, иметь всё будет он,Премудру кажешь мысль, на твой восшедши трон.Подобна ты во всем британ Елисавете,Славне что разумом была, неж бранью в свете,Ввела науки все, британ хвалу взнесла,190 Богатства и ума довольно им дала,В воздержных торжествах казну и честь достала,

По-царски век жила, в победах жизнь скончала.

Ты видишь, равно ей, к талану путь прямой,Известны будут нам науки все тобой.Чрез оны человек приходит к совершенству,К сему нас бог избрал с натурою блаженству.Те красят нашу плоть, острят и разум в нас;Без них мы мрачны, как нечищеной алмаз,Что в диком камне скрыт, очей людских таится,

200 Где светлость и цена в всегдашней тьме не зрится.

Кто им добро чинит, воздать те могут всё,И делом кажет нам их свет лице свое.Художеств разных плод обильный в тьмах являют,Чрез прибыль славную своих обогащают.Тиранам мерзки те: они враги себе.Монархи любят их подобные тебе.Когда спокойно их хранит кака держава,

Бывают счастье стран, корон краса и слава.

Империя твоя пространной дом для них.210 Коль много скрытых есть богатств в горах твоих!Что прошлой век не знал, натура что таила,То всё откроет нам твоих стараний сила.Ты помощь в том даешь, как сам родитель твой.Что нам прилежность даст, то тратит враг собой.Последню мочь его голодна скудость склонит

И горду мысль его сильней огня прогонит.

Позволь купечеству торгом довольну бытьВ излишестве твоем, и безопасно жить,Позволь свободной путь, умножь суда, товары220 Чрез кроткие твои доброт душевных дары:Страна как человек: как сердце бьется в нем,Содержит кровь всегда в прямом бегу своем;То может каждой член напитан быть удобно;

Как тело дух живит, так земли торг подобно.

В делах с речьми людей согласия прибавь,С надеждой верну мысль на равной вес поставь,Чтобы в торгу своем никто не знал урону;Гони от портов прочь обман, утрату, спону;Чрез вольность к нам введи талан земель чужих.230 И для того что всяк прибытков ждет своих,Дай большу вольность тем, что нам живут согласно

И наш товар берут, как мы от оных, власно.

В твоей премудрости высокой дар сей скрыт.Поставь правдивой суд, откуду ложь бежит,Лукавство, ков и лесть низринь из мест судебных,Вели на правду зрить, как ты, в делах враждебных,Без траты времени в обидах помощь дай,Коварну зависть, злость по их делам карай,Невинных току слез посли твою утеху,

240 Избавь от хищных рук твоих людей к успеху.

Благословен будь день, что избран был к тому,Когда склонилась ты к народу твоему.О коль предраг залог от сей высокой страсти!И коль пресладок плод, любовь подданных к власти!Колика радость нам тебе врученным быть!Велика сладость коль себя любиму зрить!Геройска бьется грудь, смотря твоих забаву,

А наша, чтоб твою почтить довольно славу.

«Господствуй и имей над счастьем полну власть,250 Всевышний даст тебе в талане лучшу часть:Чтобы познать могли в грядущий век потомки,Что ты всех жен краса, твои дела коль громки», —Желая то, гласят брега Балтийских вод,До толь, где кажет свой яппонцам солнце всход;И от Каспийских волн до гор, где мраз насильный.

Где мал народ, больших зверей стада обильны.

Восток и запад весь, большая часть землиНа промысл смотрит твой и чтит дела твои.И силу войск твоих, и честь от многих тронов,260 И оных стран союз, и твердь твоих законов.Будь как начальной луч в средине всех планет,Что сам собой стоит и круг себя течетИ столько тяжких тел пространным вихрем водит,

Что каждое из них чрез вечный путь свой ходит.

Тебя творец для нас до времени скрывал.Когда пременный рок бедами нас смущал.В мятежны те часы и мудры все молчали;Что рок отнять не мог, то злы насильно взяли,Смутили все в одно; в союзе силы нет!270 Политика зрит вдаль, но слаб ее совет.Ужасна будет коль ее потом кончина?

Того нам нельзя знать, покажет впредь година.

Довольно, небо, будь потоком слез людских;Поставь уж с нами мир за кровь рабов твоих.Низвергни мерзкой ков, что вводит брань в народы,Подай спокойной век, сгони от нас погоды.Вздыхает верность так, того Россия ждет.Тебе всесильного рука венец дает,Где непорочной лавр, где чист жемчуг и ясный

280 Тебе, монархиня, наш ангел мира красный.[1]

Первая половина 1742

[1]Венчанная надежда Российския империи в высокий праздник коронования велик и я государыни Елисаветы Петровны в Санктпетербурге апреля 29 дня 1742 года стихами представленная от Готлоба Фридриха Вилгельма Юнкера, с немецких российскими стихами перевел Михайло Ломоносов. Отд. изд., Спб., 1742.Львы — шведы.Батий — Батый.Мелибок,- старинное название горного кряжа Брокен (в Гарце).Перемирных дней. Война со Швецией вступила в стадию перемирия вскоре после воцарения Елизаветы Петровны.

Британ Елисавета — королева английская Елизавета (1533-1603).

Источник: https://prostih.ru/lomonosov

Поэзия Ломоносова: общая характеристика

В 1758-м Ломоносов создаёт учение «о трёх штилях». Он разделяет лексику (словарный состав) русского языка на три разряда и в соответствии с этим выделяет три стиля: высокий, средний и низкий.

Каждый «штиль» представлен своими жанрами: высоким «штилем» приличествует писать трагедии, оды, героические поэмы; средним должно писать драмы, дружеские письма, элегии; а низким — комедии, песни, басни, эпиграммы.

Перу Ломоносова принадлежат произведения разных «штилей»: он написал две трагедии, героическую поэму о Петре Великом, создал оды, элегии, подражания античной лирике, басни. Метрический строй, ритм поэзии Ломоносова был богаче, чем у поэтов-предшественников, например у В.К.

Тредиаковского, потому что Ломоносов учитывал подвижность ударения в русском языке, и оттого его стих становился мелодичнее.

Простая лирика Ломоносова отличалась пластичностью и использованием разговорного языка, поэтому его стихотворения могли стать песней, как, например, стихотворение «Ночною темнотою покрылись небеса…».

Основной тон лирики Ломоносова — торжественный, величавый, он хорошо подходил для выражения её главных тем и идей. Это темы величия и могущества России, грандиозности преобразовании и реформ послепетровского времени, нравственной жизни и самое главное для Ломоносова — веры в просвещение, разум и науку.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова — ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода у Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления.

Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие — обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй — духовными.

Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршеской власти и её окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России.

Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

А здесь поэт говорит о могуществе Бога:

Кто море удержал брегами

И бездне положил предел…

Или, например, поучает человека разуму и смирению:

В надежде тяготу сноси

И без роптания проси.

Самой значительной похвальной одой Ломоносова является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

В ней поэт, прославляя государыню и её дела, высказывает высокие патриотические идеи, а также призывает юношество к наукам.

Замечательна ода «Памятник», представляющая собой перевод-переложение оды Горация «К Мельпомене», заложившая в русской поэзии традицию обращаться к этому выдающемуся произведению древнеримского поэта.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/lomonosov_m_v/poehzija_lomonosova_obshhaja_kharakteristika/110-1-0-2019

Читать онлайн «Оды. Стихотворения», автора Ломоносов Михаил Васильевич

Annotation

Ломоносов — первый великий русский поэт, и ему выпала особо важная роль в становлении словесности. Своим творчеством он коренным образом изменил облик литературы, ее характер, ее место и роль в общественной жизни страны. Он был, по словам Белинского, Петром Великим русской литературы.

В данном издании представлены оды, надписи и стихотворения.

Примечания: П. Орлов

М. ЛОМОНОСОВ

ОДЫ ПОХВАЛЬНЫЕ

Ода

Ода

ПОХВАЛЬНЫЕ НАДПИСИ

К статуе Петра Великого[41]

Надпись на иллуминацию,

ОДЫ ДУХОВНЫЕ

Преложение псалма 143[45]

Ода, выбранная из Иова,[46]

Утреннее размышление

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния[49]

РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»[53]

«Ночною темнотою…»[58]

«Послушайте, прошу, что старому случилось…»[59]

«Женился Стил, старик без мочи…» [60]

«Бугристы берега, благоприятны влаги…»[61]

Гимн бороде[67]

Разговором с Анакреоном[76]

«Случились вместе два Астро́нома в пиру…»[82]

«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен…»[83]

«Мышь некогда, любя святыню…»[84]

ПРИМЕЧАНИЯ

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

М. ЛОМОНОСОВ

ОДЫ ПОХВАЛЬНЫЕ

Ода

блаженныя памяти

государыне императрице Анне Иоанновне на победу

над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года[1]

Восторг внезапный

[2]

ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой,

[3]

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

[4]

Которой завсегда журчит

И с шумом вниз с холмов стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

Не Пинд ли под ногами зрю?

Я слышу чистых сестр

[5]

музы́ку!

Пермесским жаром я горю,

Теку поспешно к оных лику.

Врачебной дали мне воды:

Испей и все забудь труды;

Умой росой Кастальской очи,

Чрез степь и горы взор простри

И дух свой к тем странам впери,

Где всходит день по темной ночи.

Корабль как ярых волн среди,

Которые хотят покрыти,

Бежит, срывая с них верьхи,

Претит с пути себя склонити;

Седая пена вкруг шумит,

В пучине след его горит;

К российской силе так стремятся,

Кругом объехав, тьмы татар;

Скрывает небо конской пар!

Что ж в том? стремглав без душ валятся.

Крепит отечества любовь

Читайте также:  Сочинение: Почему Иуда Искариот предал Христа?

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Как сильный лев стада волков,

Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,

Разит извившись сильным махом.

Не медь ли в чреве Этны ржет

И, с серою кипя, клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,

[6]

В горах огнем наполнив рвы,

Металл и пламень в дол бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрый ток на огнь дерзает.

За холмы, где паляща хлябь

Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь,

[7]

Что камни с берегов сдирает;

Но чтоб орлов сдержать полет,

[8]

Таких препон на свете нет.

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи — равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

Пускай земля как понт трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут;

Но вам не может то вредить,

О россы, вас сам рок покрыть

Желает для счастливой Анны.

[9]

Уже ваш к ней усердный жар

Быстро́ проходит сквозь татар,

И путь отворен вам пространный.

Скрывает луч свой в волны день,

Оставив бой ночным пожарам;

Мурза

[10]

упал на долгу тень;

Взят купно свет и дух татарам.

[11]

Из лыв

[12]

густых выходит волк

На бледный труп в турецкий полк.

Иной, в последни видя зо́рю,

Закрой, кричит, багряной вид

И купно с ним Магметов стыд

[13]

;

Спустись поспешно с солнцем к морю.

Что так теснит боязнь мой дух?

Хладнеют жилы, сердце ноет!

Что бьет за странной шум в мой слух?

Пустыня, лес и воздух воет!

В пещеру скрыл свирепство зверь,

Небесная отверзлась дверь,

Над войском облак вдруг развился,

Блеснул горящим вдруг лицем,

Умытым кровию мечем

Гоня врагов, Герой открылся.

[14]

Не сей ли при Донских струях

Рассыпал вредны россам стены?

И персы в жаждущих степях

Не сим ли пали пораженны?

Он так к своим взирал врагам,

Как к готфским приплывал брегам,

[15]

Так сильну возносил десницу;

Так быстрой конь его скакал,

Когда он те поля топтал,

Где зрим всходящу к нам денницу.

Кругом его из облаков

Гремящие перуны блещут,

И, чувствуя приход Петров,

Дубравы и поля трепещут.

Кто с ним толь грозно зрит на юг,

Одеян страшным громом вкруг?

Никак, Смиритель стран Казанских?

[16]

Каспийски воды, сей при вас

[17]

Селима

[18]

гордого потряс,

Наполнил степь голов поганских.

Герою молвил тут Герой:

«Нетщетно я с тобой трудился,

Нетщетен подвиг мой и твой,

Чтоб россов целый свет страшился.

Чрез нас предел наш стал широк

На север, запад и восток.

На юге Анна торжествует,

П …

Источник: https://knigogid.ru/books/288190-ody-stihotvoreniya/toread

Михаил Васильевич Ломоносов как поэт

Первое, что вспоминается, когда речь заходит о Михаиле Васильевиче Ломоносове, – обширный перечень его достижений в области точных наук: физики, химии, астрономии. Очень много сделал этот удивительный человек, ученый-энциклопедист, для развития истории, географии, живописи.

А вот поэтическая сторона творчества этой многогранной личности нередко остается «за кадром».

Между тем именно ему мы должны быть благодарны за тот литературный язык, которым пользуемся сегодня: его основы заложил «архангельский помор», профессор химии, создатель первого российского университета Михаил Ломоносов.

Михаил родился в деревне Денисовка, что под Архангельском. Вопреки сложившемуся сегодня мнению о нем как о выходце из бедной семьи можно отметить, что отец юноши был человеком зажиточным, имел свою рыбную артель. Первые знания Михаил получил дома.

Развитию любви к чтению способствовала мать, к сожалению, рано умершая. 14-ти лет юноша принимает решение отправиться в Москву для продолжения образования, а также с целью избежать женитьбы, на которой настаивали отец и нелюбимая мачеха.

С этого и начинается его нелегкий путь к вершине славы.

В 1730 г. Михаил поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию. Его в числе других успешно обучающихся направляют в Германию, Марбургский университет. В этот период юный Ломоносов увлекается поэзией, и не просто увлекается, а предлагает способ реформирования русского языка, который способствовал бы отказу от тяжеловесных конструкций, общеупотребительных в то время.

Две оды выходят из-под пера Ломоносова и вместе с «Письмом о правилах российского стихосложения» отправляются в Россию. Молодой ученый делит все существующие способы написания литературных произведений на «штили»: высокий, средний и низкий.

Первый он считал наиболее подходящим для создания торжественных од и трагедий, второй – для написания писем и таких литературных произведений, как элегия. Последний же «штиль» оставался в распоряжении создателей комедий. В этом «Письме» Ломоносов спорит с поэтом Тредьяковским, придерживавшимся традиционных сложных способов выражения мысли поэтическим языком.

Несколько позднее Ломоносов закладывает основы одного из методов стихосложения – четырехстопного ямба, взяв за основу немецкий образец.

https://www.youtube.com/watch?v=ViqJtnDhrf4

Литературными трудами Ломоносов успевал заниматься как бы между делом, проводя опыты по химии и физике, разрабатывая теории, изучая строение Вселенной, размышляя о составе глубоких недр Земли.

Нередко он облекал свои мысли в поэтическую форму, описывая красивыми стихами природные явления и объясняя читателю их происхождение. Так, мы видим «открывшуюся бездну», что «звезд полна», близко-близко взглядываем на Солнце, где «огненны валы стремятся» и «вихри пламенны крутятся».

Образно говоря, Ломоносов был поэтом в науке и ученым в поэзии. В его стихах не встретишь любовного томления и восхищения различными нимфами и богинями: он сам признавался, что ему ближе гражданская поэзия, нежели нежные вздохи о красавицах.

Можно встретить у Ломоносова и сатирические произведения, короткие и емкие. Интересно, что они легки для понимания современному читателю, так как написаны упрощенным слогом.

Важное место в литературном творчестве Ломоносова занимают оды. Так, он писал торжественные приветствия на воцарение двух императриц – Елизаветы и Екатерины. Но и здесь «поэт-гражданин» верен себе: между восхвалениями величайших достоинств императриц он высказывает мысли о необходимости просвещения и выражает надежду, что они окажутся достойными продолжательницами дела Петра.

Михаил Васильевич всю жизнь работал, и итоги его творчества и научных изысканий невозможно переоценить. Он действительно был «первым нашим университетом», как писал о нем Пушкин.

Остается только удивляться: как можно было успеть столько сделать за одну жизнь? Да и жизнь-то оказалась короткой: Ломоносов сильно простудился, началось осложнение в виде воспаления легких, и великий ученый покинул сей мир в возрасте 53 лет.

Давайте вчитаемся внимательнее в его стихи: может быть, они помогут нам лучше понять этого поистине гениального человека, представлявшего собой целую эпоху.

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/lomonosov-mihail/bio

Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова на Сёзнайке.ру

Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

Михаил Васильевич родился и вырос в северном крае России, возле Архангельска, где не было помещичьего землевладения, помещичьей кабалы, где русские крестьяне и рыбаки проявляли мужество, отвагу, настойчивость в борьбе с суровой природой. Отсюда его независимость и чувство собственного достоинства.

Ломоносов сам творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, он пешком, без денег уходит из родного дома за рыбным обозом – в Москву. Терпя нужду, на жалкие копейки успешно учится в московской Славяно-греко-латинской академии, а затем в числе лучших учеников отправляется в северную столицу – в Императорскую Академию наук и художеств.

В 1736 году за успехи в науке Ломоносов был отправлен в Германию – изучать горное дело и металлургию. Лишь в 1741 году он вернулся в Петербург, получив блестящую оценку знаний профессорами, у которых учился.

В 1755 году в Москве с его помощью открывается Университет, основание которого в древней столице России Ломоносов считал делом своей жизни.

Этот великий человек сказал новое слово во многих отраслях науки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этом пути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, что относилось к отечественной культуре.

Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка был труд, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь – деловую, научную, художественную.

Он разделил язык на «три рода речений», три «штиля»: высокий, средний и низкий.

Высоким стилем Ломоносов предлагал писать трагедии, оды; средним – светские повести, стихи менее возвышенного содержания; низким – комедии, басни, сатирические стихи.

Творчество Михаила Васильевича – яркий пример классицизма в русской литературе XVIII века. Основным жанром его были оды – хвалебные стихотворения в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику поэзии, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.

Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота и могущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года читаем:

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» он показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш народ».

С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд», обогатить народ не только материально, но и духовно.

В «Оде на день восшествия…» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут….

Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина»), но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:

Воззри на плач осиротевших,

Воззри на слезы престаревших,

Воззри на кровь рабов твоих.

«Возлюбленная тишина» для Ломоносова – это не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания» России.

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени.

Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, – казалось, всюду он успевал и во все привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена

на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав личным примером, на какие подвиги способны люди ради своей Родины.

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Того, что сделал Ломоносов, включая его определяющий вклад в становление литературного и научного русского языка и поэзии, более чем достаточно для вечной славы нашего замечательного соотечественника.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8460-poeziya-mihaila-vasilevicha-lomonosova

Ссылка на основную публикацию