Дельвиг стихи: читать стихотворения антона дельвига – все произведения поэта антона антоновича дельвига

Длинные стихи Дельвига Антона читать на сайте ProStih.ru

(Идиллия)

Е. А. Баратынскому

Вечер осенний сходил на Аркадию.- Юноши, старцы,Резвые дети и девы прекрасные, с раннего утраЖавшие сок виноградный из гроздий златых, благовонных,

Все собралися вокруг двух старцев, друзей знаменитых.

Славны вы были, друзья Палемон и Дамет! счастливцы!Знали про вас и в Сицилии дальней, средь моря цветущей;Там, на пастушьих боях хорошо искусившийся в песнях,Часто противников дерзких сражал неответным вопросом:Кто Палемона с Даметом славнее по дружбе примерной?

Кто их славнее по чудному дару испытывать вина?

Так и теперь перед ними, под тенью ветвистых платанов,В чашах резных и глубоких вино молодое стояло,Брали они по порядку каждую чашу – и молчаК свету смотрели на цвет, обоняли и думали долго,Пили, и суд непреложный вместе вину изрекали:Это пить молодое, а это на долгие годыВпрок положить, чтобы внуки, когда соизволит КронионВек их счастливо продлить, под старость, за трапезой шумнойПивши, хвалилися им, рассказам пришельца внимая.Только ж над винами суд два старца, два друга скончали,Вакх, языков разрешитель, сидел уж близ них и, незримый,К дружеской тихой беседе настроил седого Дамета:”Друг Палемон,- с улыбкою старец промолвил,- дай руку!Вспомни, старик, еще я говаривал, юношей бывши:Здесь проходчиво всё, одна не проходчива дружба!Что же, слово мое не сбылось ли? как думаешь, милый?Что, кроме дружбы, в душе сохранил ты? – но я не жалею,Вот Геркулес! не жалею о том, что прошло; твоей дружбойСердце довольно вполне, и веду я не к этому слово.Нет, но хочу я – кто знает?- мы стары! хочу я, быть можетНыне впоследнее, всё рассказать, что от самого детстваВ сердце ношу, о чем много говаривал, небо за что яРано и поздно молил, Палемон, о чем буду с тобоюЧасто беседовать даже за Стиксом и Летой туманной.Как мне счастливым не быть, Палемона другом имея?Матери наши, как мы, друг друга с детства любили,Вместе познали любовь к двум юношам милым и дружным,Вместе плоды понесли Гименея; друг другу, младые,Новые тайны вверяя, священный обет положили:Если боги мольбы их услышат, пошлют одной дочерь,Сына другой, то сердца их, невинных, невинной любовьюКрепко связать и молить Гименея и бога Эрота,Да уподобят их жизнь двум источникам, вместе текущим,Иль виноградной лозе и сошке прямой и высокой.Верной опорою служит одна, украшеньем другая;Если ж две дочери или два сына родятся, весь пламеньДружбы своей перелить в их младые, невинные души.Мы родилися: нами матери часто менялись,Каждая сына другой сладкомлечною грудью питала;Впили мы дружбу, и первое, что лишь запомнил я,- ты был;С первым чувством во мне развилася любовь к Палемону.Выросли мы – и в жизни много опытов тяжкихБоги на нас посылали, мы дружбою всё усладили.Скор и пылок я смолоду был, меня всё поражало,Всё увлекало; ты кроток, тих и с терпеньем чудесным,Свойственным только богам, милосердым к Япетовым детям.Часто тебя оскорблял я,- смиренно сносил ты, мне даже,Мне не давая заметить, что я поразил твое сердце.Помню, как ныне, прощенья просил я и плакал, ты ж, друг мой,Вдвое рыдал моего, и, крепко меня обнимая,Ты виноватым казался, не я.- Вот каков ты душою!Ежели все меня любят, любят меня по тебе же:Ты сокрывал мои слабости; малое доброе делоТы выставлял и хвалил; ты был всё для меня, и с тобоюДолгая жизнь пролетела, как вечер веселый в рассказах.Счастлив я был! не боюсь умереть! предчувствует сердце -Мы ненадолго расстанемся: скоро мы будем, обнявшись,Вместе гулять по садам Елисейским, и, с новою теньюВстретясь, мы спросим: “Что на земле? всё так ли, как прежде?Други так ли там любят, как в старые годы любили?”Что же услышим в ответ: по-старому родина нашаС новой весною цветет и под осень плодами пестреет,Но друзей уже нет, подобных бывалым; нередкоСлушал я, старцы, за полною чашей веселые речи:”Это вино дорогое!- Его молодое хвалилиСлавные други, Дамет с Палемоном; прошли, пролетелиТе времена! хоть ищи, не найдешь здесь людей, им подобных,

Славных и дружбой, и даром чудесным испытывать вина”.

Источник: https://prostih.ru/delvig/tema/dlinnye

Дельвиг Антон

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) — барон, русский поэт, критик, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.

Родился 6 (17) августа 1798 в Москве. Из обрусевших лифляндских баронов. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Москве. В 1811 был принят в Царскосельский лицей. Учился без энтузиазма, отмечалось лишь его увлечение отечественной словесностью. Особенно близок был с А.С. Пушкиным и В.К.

Кюхельбекером — друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Антона Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817) стала лицейским гимном.

Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Министерства финансов. Служба по финансовой части не увлекала его, но и добившись в 1821 перевода в Публичную библиотеку, Антон Дельвиг своей нерасторопностью и ленью вызвал неудовольствие начальства и в 1825 был отправлен в отставку. Затем служил еще в разных ведомствах, но не с большим усердием.

К 1819 Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и проживавший с ним в одной квартире Е.А. Боратынский составили дружеское сообщество, именуемое «союзом поэтов» (позднее в него вошел П.А. Плетнев).

Противники называли их «вакхическими поэтами» за пристрастие к теме беззаботного наслаждения радостями жизни. В стихотворных посланиях, которыми они постоянно обменивались, господствовал культ дружбы и дух поэтической независимости.

Антон Дельвиг – излюбленный их адресат и сам автор многих посланий.

В конце 1810 — начале 1820-х посещал литературные и масонские собрания, связанные с будущими декабристами, но в тайные общества не входил и радикальных убеждений не разделял, вообще чуждаясь активной политической деятельности. Однако аресты и ссылки, последовавшие за восстанием 14 декабря, воспринял как личную драму и был одним из немногих, кто присутствовал на казни пятерых заговорщиков.

В начале 1820-х пережил недолгое увлечение С.Д. Пономаревой, хозяйкой литературного салона, покорительницей сердец многих литераторов; адресовал ей ряд стихотворений («С.Д. Пономаревой», «К Софии» и др.), в том числе двустишную «Эпитафию» на ее безвременную кончину в 1824: «Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой. / Скоро разбила ее: верно утешилась там».

В 1825 Антон Дельвиг женился на С.М. Салтыковой. В их доме часто бывали гости, устраивались литературно-музыкальные вечера, но желанного семейного счастья из-за увлекающегося характера супруги не было. Единственное посвященное жене стихотворение — «За что, за что ты отравила…» (ок.1830).

Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение и др.).

Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии – страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей.

Пушкин считал их образцом «роскоши» и «неги» древней поэзии. Однако в лучшей идиллии Антона Дельвига «Конец золотого века» (1828) — трагическое крушение этого мира.

Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, — несчастная любовь, разлука, измена («Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек» и др.). Одни идиллии и «русские песни» обеспечили бы Антону Дельвигу место среди крупнейших поэтов пушкинского времени.

«Лентяй» Дельвиг не был таковым в литературных делах. В 1825-1831 он издает альманах «Северные цветы», проявляет незаурядные организаторские способности, привлекает петербургских и московских, известных и начинающих авторов для участия в альманахе, публикует и пишет сам критические статьи и рецензии.

В 1829 Дельвиг выпустил альманах «Подснежник», сборник своих стихотворений, стал редактором и издателем «Литературной газеты» — полемического органа писателей пушкинского круга, которых бранили «литературными аристократами». По делам газеты имел ряд неприятных столкновений с начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом, приведших к ее закрытию в 1830.

В том же году издание удалось возобновить под редакцией О.М. Сомова, но все это наряду с семейными неурядицами тяжело сказалось на его здоровье. В несколько дней Антон Дельвиг скончался, как говорили тогда, от «гнилой горячки» 14 (26) января 1831 в Петербурге. Его внезапная смерть потрясла друзей.

Пушкин написал в письме: «…никто на свете не был мне ближе Дельвига… Без него мы точно осиротели».

Источник: http://scanpoetry.ru/poets/delvig-anton

Дельвиг Антон Антонович – Стихотворения барона Дельвига, Страница 2, Читать книги онлайн

Счастье вкусить идучи!

Тише, дверь, отворись! о Лилета, твой милый с тобою!

Белой, лилейной рукой уж к сердцу его прижимаешь.

Что же робкий твой взор со трепетом бродит во мраке,

Или твой Аргус не спит?

Бог сновиденья, Морфей, будь защитою нежной подруги!

Сны, готовые нас разлучить до прекрасного утра,

Соединяся в толпу, окружите вы жесткое ложе

Аргуса милой моей.

Если же боги мольбу отринете друга Лилеты,

Сердцем и небом клянусь врага поразить перед нею!

И на бессмертных пойду! Их громы любви не ужасны:

Взоры Лилеты мой щит.

Розовой цепью веди, о юность, два нежные сердца!

Пусть унывает богач, не зная с прелестными счастья;

Мы не в палатах златых, но в хате соломой укрытой –

Будем счастливей его.

РМ, 1815, Ќ 8

58. РОМАНС

“Сегодни я с вами пирую, друзья,

Мой голос ваш хор оглашает!

А завтра, быть может, там буду и я,

Где древний Адам обитает!” –

Я так беззаботным друзьям говорил,

Беспечности баловень юный,

(Но рано я сердцем печали вкусил,

И грусть мои строила струны).

Друзья мне смеялись, и, свежий венец

На кудри мои надевая,

“Стыдись, – восклицали, – мечтатель-певец!

Изменит ли жизнь молодая!”

Война запылала, все други мои

К знаменам родным полетели –

Но к матери дряхлой законы любви

Мне с ними расстаться велели.

В бездействии тяжком я думой следил

Их битвы – предтечи победы;

Их славою часто я первый живил

Родителей грустных беседы.

Года пролетали, я часто в слезах

Был черной повязкой украшен…

Брань стихла, где ж други? лежат на полях

Читайте также:  Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

У рушенных силой их башен.

С тех пор я чуждаюсь бывать на пирах,

Где все мне твердит про былое,

Фиал в престарелых трепещет руках,

Мне страшно веселье чужое!

59. К МАЛЬЧИКУ

(1 редакция)

Мальчик, Феба встретить должно

В торжестве друзьям пиров!

Принеси же осторожно

И скорей из погребов,

Матерь чистого веселья,

Влагу смольную вина,

Чтобы мы во мгле похмелья

Не нашли в фиале дна.

Не забудь края златые

С плющем розами увить!

Весело в года седые

Чашей молодости пить,

Весело, хоть на мгновенье,

Грезами наполнив грудь,

Обмануть воображенье

И – приятно воздохнуть.

Автограф ИРЛИ

60. ДАФНА

Мне минуло шестнадцать лет,

Но сердце было в воле!

Я мало знала божий свет,

Лишь бор, цветы и поле.

К нам юноша пришел в село,

Ах, сердцу ангел милый!

И все с прекрасным ожило,

Лишь я лишилась силы.

И темно-русые власы

Вкруг шеи овивались,

Как мак сияет от росы,

Сияли, рассыпались.

И взоры пламенны его

Мне что-то изъясняли,

Мы, не сказавши ничего,

Уже друг друга знали.

Как с розой ландыш – бел он был,

Милей его не знала!

Он мне приятно говорил,

Но слов не понимала!

Куда пойду, и он за мной,

Мне руку пожимая!

Увы! и ах! твердил с тоской

От сердца воздыхая.

“Что хочешь ты?” – спросила я

У милого с слезами;

И обнял с жаром он меня

Прекрасными руками.

Желала я его обнять,

Но рук не поднимала,

На груди потупила взгляд,

Бледнела, трепетала.

И слова не сказала я!

Почто ж ему сердиться?

Почто ж оставил он меня?

Когда же возвратится?

(Из Клаудия)

61. РОМАНС

Источник: https://romanbook.ru/book/4855425/?page=2

Дельвиг, Антон Антонович

Друг Баратынского и Пушкина, издатель, лицеист, он был крайне одаренным поэтом своего времени. Кроме того, как личность был неповторимым. Являясь представителем «пушкинской плеяды», он никогда не подражал своему лучшему другу, но всегда разделял его взгляды.

Будущий писатель появился на свет в 1798 году в Москве. Вначале мальчик учился в пансионе, а с 1811 года стал проходить обучение в . Антон относительно рано осознал, что его предназначением является поэзия.

Он сосредоточился на изучении русской словесности и в скором времени получил энциклопедические знания.

В лицейских изданиях подросток выступал «», что свидетельствовало о том, насколько его суждениям доверяли товарищи.

Ранние годы

В 1814 году подросток выполнил публикацию своих первых стихотворений, которые по достоинству оценил лишь его верный друг Пушкин.

Окончив лицей, Антон стал служить в Департаменте, направлениями которого были горные и соляные дела. Через время он получил работу в канцелярии при министерстве финансов.

Поскольку у него была маленькая зарплата, поэт поселился на окраине Петербурга вместе со своим приятелем .

Ребята жили дружно, для них это было время небывалого творческого подъема. много писал в разных жанрах: он сочинял элегии, романсы, сонеты и оды. В 1821 году он стал работать в , которой руководил меценат Оленин. В тот период в библиотеке работал баснописец Крылов, который и стал непосредственным начальником Дельвига.

“Северные цветы”

Уйдя со службы, Антон получил работу в МВД. Вначале он получил должность коллежского асессора, а потом стал работать надворным советником. С 1824 года писатель занялся изданием журнала «», в котором печатались самые известные поэты и прозаики. В альманахе часто публиковались произведения , ЖуковскогоТютчева и Пушкина.

Свадьба

В 1825 году дом писателя стал одним из самых известных литературных салонов Петербурга, где собирались многие прозаики и поэты. Там же Плетнев познакомил Антона со своей ученицей, Софьей Салтыковой.

Антон и Софья любили гулять по окрестностям парка и слушать пение птиц. Через некоторое время после знакомства молодой человек попросил у своих родителей одобрения на то, чтобы его супругой стала Софья.

Получив родительское благословение, молодые сыграли свадьбу в том же году.

Однако белая полоса в жизни Антона Дельвига сменилась черной. Когда восстание декабристов было подавлено, для литераторов наступили сложные времена. Самыми распространенными журналами стали «» и «».

Хотя с 1830 года издавалась «», редактором которой был Дельвиг, она была не в равных условиях с журналами Греча и . Власти запретили Дельвигу печатать политические статьи.

Поскольку он неоднократно нарушил это условие, его отстранили от редактирования газеты.

Смерть

В 1831 году Антон Антонович умер от случайной простуды. Это произошло так внезапно, что друзья поначалу не верили в его смерть. Через год в память о поэте его товарищи издали последний выпуск издания «».

Источник: https://poesy.site/poets/92-delvig-anton-antonovich.html

Дельвиг Антон Антонович – Полное собрание стихотворений

СТИХОТВОРЕНИЯ ЛИЦЕЙСКОГО ПЕРИОДА

1812–1817

Как разнесся слух по Петрополю,

Слух прискорбнейший россиянину,

Что во матушку Москву каменну

Взошли варвары иноземныи.

То усл’ыхавши, отставной сержант

Подозвал к себе сына милого,

Отдавал ему свой булатный меч

И, обняв его, говорил тогда:

«Вот, любезный сын, сабля острая,

Неприятелей разил коей я,

Бывал часто с ней на сражениях,

Умирать хотел за отечество

И за батюшку царя белого.

Но тогда перестал служить,

Как при Требио калено’ ядро

Оторвало мне руку правую.

Вот тебе еще копье меткое,

С коим часто я в поле ратовал.

Оседлай, мой друг, коня доброго,

Поезжай разить силы вражески

Под знаменами Витгенштеина,

Вождя славного войска русского.

Не пускай врага разорити Русь

Иль пусти его чрез труп ты свой»

7 сентября 1812

* От вод холмистых средиземных *

От вод холмистых средиземных

Дождливый ветер полетел,

Помчался в дол, и тучи темны

На небо синее навел.

Столетние дубы ломает и гнет

И гонит с треском по озеру лед.

На Альпах снег звездчатый, тая,

По ребрам гор гремя летит,

Река, пределы расширяя,

Как море по лугу бежит.

Высокие волны с громадами льда

Одна за другою несутся шумя.

На каменных столбах широкий

Чрез быстру реку мост лежит,

И на средине — одинокий

Дом бедного пловца стоит.

Живет он с детями и с верной женой,

Страшится, пловец, быть так близко с волной.

Волна волну предупреждая

Кругом уж хижины шумит,

И, руки кверху поднимая,

Семья, рыдая, вдаль глядит:

О небо! ужели назначено нам

Быть лютою жертвой свирепым волнам.

Ревели волны, завывали,

И по обоим берегам

Столбы и своды отрывали

И с шумом ластились к стенам,

Волны заглушая и бурь грозных вой,

Рыдает пловец и с детьми, и с женой

1812 или 1813

* Дщерь хладна льда! Богиня разрушенья, *

Дщерь хладна льда! Богиня разрушенья,

Тебя, россиян мать, на лире воспою,

Зима! к тебе летит мое воображенье

Желаю изразить волшебну красоту.

Когда, последуя холодному Борею,

Опустошаешь ты зеленые луга,

Ложатся на весь мир, десницею твоею

Повсюду сеются пушистые снега.

Дотронешься к водам — и воды каменеют

И быстрый ручеек, окован, не журчит;

Дотронешься к лесам — и дерева пустеют,

Но з’ефир между них, но бурный ветр свистит.

Не любишь песен ты, не знаешь хоровода,

Унылый соловей вдали отсель поет.

В унынии, цепях печалится природа,

И солнце красное тебя страшится греть.

Не любишь ты народ, с которым обитаешь,

Лиешь в него любовь и грудь его крепишь,

Блюдешь как нежный чад, от бури укрываешь

И храбрость на боях в душе его живишь.

Недавно с запада, как тучи громоносны,

Стремилися враги россиян поразить,

Шагнули в их предел — гремят перуны грозны,

И зарево Москвы багровое горит.

Воззрела мрачно ты — метели зашумели

И бури на врагов коварных понеслись.

Ступила на луга — и мразы полетели,

И, как от ветра прах, враги от нас взвились.

О, муза, возвести хотя на слабой лире

Ее все прелести, которы видим мы,

Когда, одеянна во ледяной порфире,

Вселенную тягчит алмазными цепьми.

Еще лиется дождь, и листья пожелтелы

С дерев развесистых шумя на стол летят,

Стоят в безмолвии дождем омыты селы,

И в роще хоры птиц, в гнезд’ах сидя, молчат.

Вдруг снежны облака над полем понесутся,

И снег луга и лес звездч’атый обелит,

И мразы мудрые от дремоты проснутся,

И ратовать Борей на землю полетит.

Все будто оживет, и вранов стая с криком

Чернеющим крылом покроет небеса,

И с воем серый волк, со взором мрачным, диком,

Помчится по холмам с добычею в леса.

1812 или 1813

* Настанет час ужасной брани, *

Настанет час ужасной брани,

Источник: https://fanread.ru/book/5571768/?page=1

Антон Дельвиг: биография и интересные факты :

Антон Антонович Дельвиг – это имя, несмотря на существенный вклад в развитие литературы 19-го века, в первую очередь у многих ассоциируется с именем А. С. Пушкина. И немудрено, ведь еще в школе все изучали биографию великого русского поэта, и учителя рассказывали о его друзьях. Именно тогда впервые для многих звучало имя Дельвига.

Сегодня вы более подробно узнаете о том, кто такой Антон Дельвиг. Биография и творчество его тесно связаны с деятельностью Александра Сергеевича Пушкина. Всю жизнь, практически с первой встречи, два литератора поддерживали теснейшую дружескую связь.

Что же привлекало в этом человеке знавших его людей? Чем привлек он к себе Пушкина и многих других именитых представителей литературы того времени?

Детство

В конце XVIII века, а именно 6 августа 1798 года, в семье плац-майора, помощника коменданта Московского Кремля, родился сын Антон. Отец был из старинного рода прибалтийских баронов, давно обедневшего. Мать из семьи дворян Красильниковых.

Обучение мальчика проводил частный учитель А. Д. Боровков, который привил мальчику любовь к литературе. Также Антон посещал частный пансион.

Лицеист

В 13 лет его отправили в открывающийся в Петербурге Царскосельский лицей. Дельвиг, биография которого с того времени стала тесно связана с историей этого заведения, толстый, неповоротливый, весьма ленивый, но очень добродушный, быстро подружился со многими лицеистами.

Пушкин, Пущин, Кюхельбекер – имена его ближайших друзей того времени. С ними он хранил теплые отношения всю жизнь.

Лень Антона не знала границ, когда дело касалось любых точных наук, но он блистал на уроках истории и литературы. Здесь не было ему равных.

Ему не были интересны шумные лицейские мероприятия, он любил подолгу бродить по парку Царского Села или уединиться в тихом уголке с книгой. Читал Антон Дельвиг все, что попадало ему под руку.

Лень Тоси – так с любовью называл его Пушкин – стала легендой у лицеистов. Они беззлобно подшучивали над ним, а он не обижался, охотно позволяя это.

Читайте также:  Анализ романа Дефо «Робинзон Крузо»

Он ни за что не хотел делать то, что было ему неинтересно, ненавидел рутину, но если его глаза загорались, лень исчезала без следа, и Дельвиг демонстрировал живой, проницательный ум, богатое воображение.

С детских лет он был великим сочинителем. Его образы были настолько ярки, что часто хорошо знающие его друзья поддавались и верили его вымышленным рассказам. Верили не только друзья, но и преподаватели, и сам В. Ф. Малиновский, директор лицея.

Пушкин однажда даже описал, как Дельвиг (биография, интересные факты из жизни которого рассматриваются в этой статье) рассказывал о военном походе.

В 1807 году он будто бы был свидетелем военных действий, отправившись с отцом в повозке на фронт. Так четко, ярко, подробно было все описано, что все поверили тогда рассказу юного фантазера.

Только некоторое время спустя он признался близким друзьям в своем сочинительстве.

Творчество

Юноша рано стал писать стихи. В этом он опередил даже А. С. Пушкина. В 16 лет он отправил свое первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». Стихотворение было без подписи. Читатели, среди которых были признанные литераторы того времени, были удивлены талантом неизвестного поэта и гадали, кто же это мог быть.

Стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов.

Таким образом, совершил новый виток в развитии Дельвиг. Биография и творчество его до сих пор интересуют неравнодушных к литературе.

Антон Дельвиг написал не так много стихов, но среди них особой популярностью пользовались народные песни. Он первым в стране стал писать сонеты. При жизни издал всего одну книгу своих стихов, произошло это в 1829 году.

Друзья

А. С. Пушкин – лучший друг А. Дельвига. Оба очень ценили теплые доверительные отношения, зародившиеся между молодыми людьми еще в лицейские годы. Когда у них была такая возможность, они встречались ежедневно. Если это невозможно было по какой-либо причине (ссылка Пушкина, например), они писали друг другу письма.

Кюхельбекер, Баратынский, Пушкин, Дельвиг в 1819 году создали Союз поэтов, который был скреплен не только общими интересами, но и дружескими отношениями.

Они собирались вместе, читали стихи, с удовольствием пили шампанское, позже увлеклись бунтарскими идеями, их собрания изменили характер. Часто в них сквозили дерзкие, бунтарские настроения.

Поэты поддерживали друг друга в очень сложной обстановке того времени.

Любовь

Антон Дельвиг был подслеповат, и все женщины, по уверениям его лицейских приятелей, казались ему красавицами. Такому восприятию способствовало и богатое воображение. Так ли это было на самом деле?

Модно было в те годы устраивать литературные салоны, где собирались просвещенные люди того времени, увлекающиеся литературой. Сюда же приходили поэты и писатели, как молодые, так уже и именитые, к коим уже относились ранее упомянутые личности.

Хозяйкой одного из таких салонов, пользующихся успехом в те времена, была Софья Пономарева. Дельвиг, бывавший среди ее посетителей, влюбился в молодую образованную Софью. Он стал посещать салон ежедневно, но успеха у его хозяйки не достиг, как, впрочем, и многие другие ухажеры, которым она с легкостью кружила головы.

В конце концов Антон Дельвиг решил, что негоже так терять голову, и стал внимательнее глядеть по сторонам, уделяя внимание другим представительницам женского пола. Вскоре на горизонте появилась Софья Салтыкова. Красивая, веселая, образованная, во многом похожая на свою тезку.

Дельвиг делает ей предложение и женится на ней. Отношения между супругами очень нежные. Софья пишет об этом часто в письмах своей подруге. Но, по-видимому, как в письмах, так и в отношениях возникают некие паузы. Тем не менее в семействе Дельвигов рождается дочь Лиза, горячо любимая обоими супругами.

Об этом Софья восторженно повествует все той же подруге в письмах.

Недолгая, но богатая была у такого литератора, как Антон Дельвиг, биография. Фото его с дочерью, к сожалению, найти практически невозможно. Не суждено ему было долго наслаждаться отцовством из-за скоропостижной кончины. К моменту его смерти девочке не исполнилось и года.

Карьера

По окончании лицея менял не одно место работы Антон Дельвиг. Биография краткая его трудовой деятельности ничем не приметна, кроме одного – он поменял несколько мест работы, но нигде не оставался подолгу. Ему было скучно на государственной службе, он опаздывал на работу, уходил раньше времени домой, для того чтобы встретиться с любимыми друзьями-поэтами.

Работа в Департаменте водных и соляных дел, а впоследствии в Публичной библиотеке стала для поэта лишь доказательством его нежелания заниматься монотонной деятельностью, лишенной творчества.

Любимое дело

Все изменилось после того, как Дельвиг возглавил выпуск альманаха «Северные цветы» и Литературной газеты. Он оживился, начал трудиться усердно.

Он поддерживал мятежное настроение того времени и часто допускал к печати произведения своих сотоварищей, пребывающих в ссылке (Пушкина, Кюхельбекера), поддерживал молодых начинающих, но уже талантливых авторов. Зачастую ему крепко доставалось от Бенкендорфа, заведовавшего в то время цензурой. Стычки происходили все чаще.

Внешне спокойный Дельвиг в душе сильно переживал. Когда очередной скандал закончился решением закрыть газету под угрозой ссылки в Сибирь, впечатлительный поэт долго сидел на морозе погруженный в свои думы.

Предположительно именно это подорвало и без того не очень крепкое здоровье. Нервное потрясение, воспаление легких привели к трагическому концу жизни талантливейшего человека – Антона Антоновича Дельвига, биография его оборвалась в тридцать с небольшим лет. Он умер 14 января 1831 года, через месяц после случившегося скандала.

Источник: https://www.syl.ru/article/288884/new_anton-delvig-biografiya-i-interesnyie-faktyi

«Вдохновение» А. Дельвиг

Рассуждая о «золотом веке» русской поэзии, обычно вспоминают самых ярких его представителей – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Крылова и других.

На фоне этих значительных фигур персона Антона Антоновича Дельвига немного теряется – в отличие от некоторых своих современников, молодой поэт не был слишком плодовит в творческом плане.

Однако это не дает никаких оснований считать, что Дельвиг был менее талантливым автором. Его незаурядный поэтический дар оставил заметный след в развитии русской культуры.

Одной из отличительных черт поэта была необыкновенная способность к подражанию.

Перу Антона Антоновича принадлежат изящные строки стихотворений, созданных по образу греческих идиллий, христианских псалмов; баллады и романсы, имитирующие стиль и форму европейских авторов.

При этом нельзя сказать, что это вторичные, лишенные художественной ценности и смысла, произведения. Подражая другим традициям, Дельвигу удавалось привнести в поэзию свежие образы, чувства и смыслы.

Одним из таких произведений является сонет «Вдохновение», созданный в 1822 году. В этом стихотворении Дельвиг обращается к классической строгой поэтической форме и размеру – пятистопному ямбу, применяет типичное для сонета чередование мужских и женских рифм. Структура катренов напоминает «французскую» последовательность abba abba ccd eed, но в терцетах автор меняет ее на cdd ccd.

Поэт играючи обходится не только с формой стихотворения, но и с темой. Если обычным для сонетов мотивом является любовь, преклонение перед женской красотой, возвышенные чувства, то для Дельвига центральной фигурой становится поэт. Подчеркивая его значение, автор прибегает к метафорам («любимец муз») и устаревшим выражениям («пиит»).

Это стихотворение вполне можно назвать философским размышлением о предназначении и судьбе поэта в мире.

Дельвиг сравнивает момент творческого озарения со смертью, избавлением от земных мук, потому что только в этот миг поэт освобождается от суеты, несовершенства окружающего мира, разочарований и страданий.

В остальное же время участь поэта, по мнению автора, незавидна – он не понят обществом, «презренный, гонимый от людей, блуждающий один под небесами».

Лирический герой сонета похож на прорицателя: «Он говорит с грядущими веками». Он предвосхищает наступление новых времен, крушение старых порядков, и за это его отвергают. Эта идея получит впоследствии развитие – выдающиеся современники, например, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин также прославят поэтов как пророков будущего.

Дельвиг

Источник: http://pishi-stihi.ru/vdohnovenie-delvig.html

Дельвиг Антон Антонович | Сообщество любителей литературы

 Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 г. в Москве; его отец, генерал-майор, происходил из обедневшего и обрусев­шего (будущий поэт даже не знал в детстве немецкого язы­ка) рода прибалтийско-немецких (остзейских) баронов. В 1811 г. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей, где об­рел себе друзей на всю жизнь, одним из них был А. С. Пушкин.

     Любимейшим поэтом Дельвига-лицеиста был Державин. «Небесных песен похититель» своей жизнью и поэзией во­площал для него идеал поэта: «На сильных он метал перу­ны и добродетель прославлял» («К поэту-математику»).

В ранних стихах Дельвига чувствуется также воздействие сентиментально-песенной поэзии конца XVIII века.

Но зна­чительнее всего в конце лицейского периода, по-видимому, было влияние поэзииБатюшкова (а также увлечение древнеримским поэтом Горацием; горацианский дух присущ и поэзииБатюшкова), сказавшееся в целом ряде стихотво­рений Дельвига этого времени — в общем эпикурейском тоне, в родстве художественных идей и образов, в их размере: «Тихая жизнь», «Бедный Дельвиг», «Застольная песнь», «Ди­фирамб» и т. д. Знакомство Дельвига с поэтическими дек­ларациями Карамзина и Батюшкова, где говорилось о воз­вышенной судьбе поэта, о его высокой миссии, произвело на юношу глубокое впечатление. Тема призвания поэта стала одной из ведущих в его творчестве, он постоянно обращает­ся к ней в целом ряде произведений — «К А. С. Пушкину», «Элизиум поэтов», «Пушкину», «На смерть Державина». Уже в этих ранних стихах поэт предстает как песнопевец и про­рок, способный предвидеть будущее:

 Судьбой открыта

Грядущих дней

Ему завеса…

      Но эта двойная способность не безусловна — дар поэзии и провидения истины требует от поэта верности своему ге­нию, смелости следовать за ним, душевной чистоты. Тот кто почувствовал в себе огонь поэзии, не должен искушаться славой — ни военной, ни гражданской, ибо ему в удел дана слава более громкая и мудрость более глубокая:

Читайте также:  Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

 …Паллада туманное облако 

Рассевает от взоров — и в юности

Он уж видит священную истину

И пророк, исподлобья взирающий!

Дельвиг Антон Антонович (6.08.1798-14.01.1831), поэт, критик, журналист. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу.

С 1824 издавал альманах “Северные цветы”, в 1830 редактировал “Литературную газету”. После конфликта с шефом жандармов масоном Бенкендорфом газета была закрыта.

Это событие, наряду с семейными неурядицами, повлекло болезнь и скоропостижную смерть поэта.

Один из ярких представителей русской поэзии пушкинской поры, Дельвиг приобрел известность своими элегиями и идиллиями, а также романсами и песнями. Особую популярность приобрели песни “Соловей мой, соловей” (1826, комп. А. А. Алябьев) и “Не осенний мелкий дождичек…” (к. 1820-х, комп. М. И. Глинка).

Антон Дельвиг работы неизвестного художника

Дельвиг и Пушкин

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), барон; один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).

Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.

Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе…», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

+ + +

Дельвиг Антон Антонович (1798-1834).

«Никто на свете не был мне ближе Дельвига»,— писал Пушкин П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: «Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас».

Дельвиг стал писать стихи очень рано и первым из лицеистов стал печататься. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном читающей публике.

Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного 

Аполлон на Олимп торжествующий. 

Поэтическое наследие Дельвига сравнительно невелико. Основное в его лирике — идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен. Широко известны его «Соловей», «Ах ты, ночь ли, ноченька…», «Не осенний частый дождичек…», положенные на музыку.

Значительна роль поэта в развитии русского стиха. «Идиллии Дельвига для меня удивительны,— писал Пушкин в 1827 году.— Какую силу воображенья должно иметь…

и какое необыкновенное чутье, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы».

Дружба поэтов прервалась лишь со смертью Дельвига. Они были неразлучны в послелицейское время. Их можно было видеть на заседаниях «Зеленой лампы», членами которой они состояли, на праздновании дня основания Лицея и в литературных кругах столицы.

В годы ссылки Пушкина они поддерживали переписку как личного, так и литературного характера. Радостным был приезд Дельвига в Михайловское в апреле 1825 года.

Когда постиг меня судьбины гнев, Для всех чужой, как сирота бездомный, Под бурею главой поник я томной И ждал тебя, вещун пермесских дев, И ты пришел, сын лени вдохновенный, О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный, 

И бодро я судьбу благословил.

Встречи Пушкина с Дельвигом возобновляются летом 1827 года. Петербургский салон Дельвига был одним из культурных центров столицы, и Пушкин посещал его ежедневно. Его завсегдатаями были друзья хозяина П. А. Плетнев, А. Мицкевич, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, О. М.

Сомов, М. И. Глинка, М. Л. Яковлев, музыканты и актеры. Пушкин деятельно участвовал в изданиях Дельвига «Северные цветы» (1825—1831), «Подснежник» (1829) и «Литературная газета» (1830), печатал в них свои стихотворения и критические статьи.

Своему другу великий поэт посвятил множество стихотворений, и среди них «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…» ) (1815), «Любовью, дружеством и ленью…» (1817-1820), «Послание Дельвигу» («Прими сей череп, Дельвиг, он…»).

Упоминает его в стихотворениях «Сонет», «Чем чаще празднует Лицей…» и других.

У Дельвига было много друзей среди петербургских художников, и он стремился сблизить с ними Пушкина.

Незадолго до смерти, осматривая в мастерской скульптора Б. И. Орловского модели статуй Кутузова и Барклая-де-Толли, Пушкин вспоминал своего друга:

…Но меж тем в толпе молчаливых кумиров — Грустен гуляю: со мною доброго Дельвига нет; В темной могиле почил художников друг     и советник.

Как бы он обнял тебя! Как бы гордился тобой!

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 27-29.

Поэт

Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), поэт. Родился 6 августа (17 н.с.) в Москве в семье обрусевших лифляндских баронов, из старинного обедневшего рода. Учился в частном пансионе, затем в 1811 поступил в только что открытый Царскосельский лицей. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.

Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.

После окончания лицея в 1817 Дельвиг служит в разных ведомствах. В 1818 был избран в “Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”, много пишет.

В 1820 Дельвиг – помощник библиотекаря в Публичной библиотеке, служит под началом И.Крылова, но основное время отдает литературному творчеству, посещает литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы, сближается с А.Бестужевым, и К.Рылеевым. Однако идеи декабристской революционности ему чужды.

Основным жанром поэзии Дельвига становятся идиллии (подражания древним) и стихи в духе русских народных песен, некоторые из которых пользуются широкой популярностью (“Соловей”, музыка А.

Алябьева, “Не осенний мелкий дождичек”, музыка М. Глинки). Дельвиг одним из первых разрабатывал русский сонет.

Лирика его, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин высоко ценил стихи Дельвига.

В 1825 – 31 издает альманах “Северные цветы” и “Литературную газету” (1830 – 31), имевшие большое значение для объединения прогрессивных поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе того времени. Доносы Ф.Булгарина сыграли свою роль, “состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией” (1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался (14 января, в Петербурге).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

А. А. Дельвиг Художник В. П. Лангер. 1830

Искал новых путей

Дельвиг Антон Антонович (6[17].08.1798—14[26].01.1831), барон, поэт. Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды.

В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основными видами его лирики становятся подражания древним (идиллии) и стихи в духе русских народных песен.

Увлечение античностью для Дельвига, как и для многих поэтов н. XIX в., обусловливалось романтическими поисками гармоничной личности, отличающейся простотой и естественностью чувств. Именно в этом заключался идейный смысл таких идиллий, как «Цефиз», «Дамон», «Купальницы», «Конец Золотого века».

В идиллии «Отставной солдат» Дельвиг стремился воспроизвести особенности русского народного характера, быта, языка. В жанре народных песен он значительно глубже отразил народный дух по сравнению с предшественниками (Ю. А. Нелединским-Мелецким, И. И. Дмитриевым). Некоторые из песен пользуются широкой популярностью («Соловей», муз. А. А.

Алябьева, «Не осенний мелкий дождичек», муз. М. И. Глинки). Дельвиг одним из первых разработал в русской поэзии форму сонета. Как показывает набросок «Ночь на 24 июня», Дельвиг искал новых путей в области драмы и смело обращался к новым метрическим формам, вводя их в литературу.

Лирика Дельвига, несмотря на свою камерность, сыграла большую роль в развитии поэтических форм и метрической техники в поэзии. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—1831) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника.

Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830).

Вскоре после этого Дельвиг скончался.

Л. А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Соловей мой, соловей, Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь, 

Где всю ночку пропоешь?

Кто-то бедная, как я, Ночь прослушает тебя, Не смыкаючи очей, 

Утопаючи в слезах?

Ты лети, мой соловей, Хоть за тридевять земель, Хоть за синие моря, 

На чужие берега;

Побывай во всех странах, В деревнях и в городах: Не найти тебе нигде 

Горемышнее меня.

У меня ли у младой Дорог жемчуг на груди, У меня ли у младой 

Жар-колечко на руке,

У меня ли у младой В сердце миленький дружок. В день осенний на груди 

Крупный жемчуг потускнел,

В зимню ночку на руке Распаялося кольцо, А как нынешней весной Разлюбил меня милой.

1825

* * *

Не осенний мелкий дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман Слезы горькие льет молодец 

На свой бархатный кафтан.

“Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; 

Пей, пей, тоска пройдет!

– “Не тоска, друзья-товарищи, Грусть запала глубоко, Дни веселия, дни радости 

Отлетели далеко”.

“Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; 

Пей, пей, тоска пройдет!”

– “И как русский любит родину, Так люблю я вспоминать Дни веселия, дни радости, 

Как пришлось мне горевать”.

“Полно, брат молодец! Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; 

Пей, пей, тоска пройдет!

1829

Сотрудничал с декабристами

ДЕЛЬВИГ

Источник: http://maxpark.com/community/5487/content/2925487

Ссылка на основную публикацию