Саша черный – стихи для детей: читать детские стихотворения саши черного – произведения, поэзия

Читать

Эй, ребятишки,Валите в кучуХворост колючий,Щепки и шишки,А на верхушкуЛистья и стружку…Спички живей!Огонь, как змей,С ветки на веткуКружит по клетке,Бежит и играет,Трещит и пылает…Шип! крякс!Давайте руки —И будем прыгать вкруг огня.Нет лучше штуки —Зажечь огонь средь бела дня.Огонь горит,И дым глаза ужасно ест,Костер трещит,Пока ему не надоест…Осторожней, детвора,Дальше, дальше от костра —Можно загореться.Превосходная игра…Эй, пожарные, пора,Будет вам вертеться!Лейте воду на огонь.Сыпьте землю и песок,Но ногой углей не тронь —Загорится башмачок.Зашипели щепки, шишки…Лейте, лейте, ребятишки!Раз, раз, еще раз…Вот костер наш и погас.1911Кто пришел? – трубочист.Для чего? – чистить трубы.Чернощекий, белозубый,А в руке – огромный хлыст.Сбоку ложка, как для супа…Кто наврал, что он злодей,В свой мешок кладет детей?Разве мальчики – творог?Разве девочки – картошка?Видишь, милый, даже кошкаУ его курлычет ног.Он совсем, совсем не страшный.Сажу высыпал на жесть,Бублик вытащил вчерашний —Будет есть.Рано утром на рассвете,Он встает и кофе пьет,Чистит пятна на жилете,Курит трубку и поет.У него есть сын и дочка, —Оба беленькие, да.Утром спят они всегдаНа печи, как два комочка.Выйдет в город трубочист —И скорей на крыши, к трубам,Где играет ветер с чубом,Где грохочет старый лист…Чистит, чистит целый день,А за ним коты гурьбоюМчатся жадною толпою,Исхудалые, как тень.Рассказать тебе, зачемОн на завтрак взял печенку?Угостил одну кошчонку,Ну – а та сболтнула всем…Видишь, вот он взял уж шапку.Улыбнулся… видишь, да?Дай ему скорее лапку,Сажу смоешь – не беда.1917Третий звонок, дон-дон-дон!Пассажиры, кошки и куклы,В вагон!До свиданья, пишите!Машите платками, машите!Машинист, свисти!Паровоз, пыхти:Чах-тах-тах-тах!Вот наши билеты —Чурки да шкурки,Бумажки от конфет!Под уклон, под уклон,Летим как пуля.Первый вагон —Не качайся на стуле!Эй, вы, куда?Кондуктор, сюда!Вон там сзадиВзрослые дяди,Тра-та-та, тра-та-та,Они без билетов…Зайцы-китайцы, —Гони их долой!Чах-тах, тах-тах,Машинист, тормозите!Чах-тах-тах,Первый звонок!Чах-тах,Станция «мартышка»…Чах-тах-тах.Надо вылезать.1912На дворе мороз,В поле плачут волки.Снег крыльцо занес,Выбелил все елки…В комнате тепло,Печь горит алмазом,И луна в стеклоСмотрит круглым глазом.Катя-Катенька-КатюшкаУложила спать игрушки:Куклу безволосую,Собачку безносую,Лошадку безногуюИ коровку безрогую —Всех в комок,В старый мамин чулокС дыркой,Чтоб можно было дышать.«Извольте спать!А я займусь стиркой…»Ай, сколько пены!Забрызганы стены,Тазик пищит,Вода болтается,Катюша пыхтит,Табурет качается…Красные лапкиПолощут тряпки,Над водою мыльнойВыжимают сильно-пресильно —И в воду снова!Готово!От окна до самой печки,Словно белые овечки,На веревочках висятВ ряд:Лошадиная жилетка,Мишкина салфетка,Собачьи чулочки,Куклины сорочки,ПеленкаКуклиного ребенка,Коровьи штанишкиИ две бархатные мышки.Покончила Катя со стиркой,Сидит на полу растопыркой:Что бы еще предпринять?К кошке залезть под кровать,Забросить за печку заслонкуИль мишку подстричь под гребенку?…1921Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок.А внизу все будки, будкиИ людей – что мух.Каждый всунул в рот по дудке —Дуй во весь свой дух!В будках куклы и баранки,Чижики, цветы…Золотые рыбки в банкеРаскрывают рты.Все звончее над шатрамиВьется писк и гам.Дети с пестрыми шарамиТянутся к ларькам.«Верба! верба!» в каждой лапкеБархатный пучок.Дед распродал все охапки —Ловкий старичок!Шерстяные обезьянкиПляшут на щитках.«Ме-ри-кан-ский житель в склянкеХодит на руках!!»Пудель, страшно удивленный,Тявкает на всех.В небо шар взлетел зеленый,А вдогонку – смех!Вот она какая верба!А у входа в ряд —На прилавочке у сербаВафельки лежат.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=551742&p=1

Саша Чёрный – Детский остров и другие стихотворения для детей

Здесь можно скачать бесплатно “Саша Чёрный – Детский остров и другие стихотворения для детей” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Паблик на ЛитРесеd7995d76-b9e8-11e1-94f4-ec5b03fadd67.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Детский остров и другие стихотворения для детей” читать бесплатно онлайн.

Саша Черный

Детский остров и другие стихотворения для детей

I. Детский остров, сборник стихотворений

Эй, ребятишки, Валите в кучу Хворост колючий, Щепки и шишки, А на верхушку Листья и стружку… Спички живей! Огонь, как змей, С ветки на ветку Кружит по клетке, Бежит и играет, Трещит и пылает… Шип! крякс!

Давайте руки — И будем прыгать вкруг огня. Нет лучше штуки — Зажечь огонь средь бела дня. Огонь горит, И дым глаза ужасно ест, Костер трещит, Пока ему не надоест… Осторожней, детвора, Дальше, дальше от костра — Можно загореться.

Превосходная игра… Эй, пожарные, пора, Будет вам вертеться! Лейте воду на огонь. Сыпьте землю и песок, Но ногой углей не тронь — Загорится башмачок.

Зашипели щепки, шишки… Лейте, лейте, ребятишки! Раз, раз, еще раз… Вот костер наш и погас.

1911

Кто пришел? – трубочист. Для чего? – чистить трубы. Чернощекий, белозубый, А в руке – огромный хлыст.

Сбоку ложка, как для супа… Кто наврал, что он злодей, В свой мешок кладет детей?

Разве мальчики – творог? Разве девочки – картошка? Видишь, милый, даже кошка У его курлычет ног.

Он совсем, совсем не страшный. Сажу высыпал на жесть, Бублик вытащил вчерашний — Будет есть.

Рано утром на рассвете, Он встает и кофе пьет, Чистит пятна на жилете, Курит трубку и поет.

У него есть сын и дочка, — Оба беленькие, да. Утром спят они всегда На печи, как два комочка.

Выйдет в город трубочист — И скорей на крыши, к трубам, Где играет ветер с чубом, Где грохочет старый лист…

Чистит, чистит целый день, А за ним коты гурьбою Мчатся жадною толпою, Исхудалые, как тень.

Рассказать тебе, зачем Он на завтрак взял печенку? Угостил одну кошчонку, Ну – а та сболтнула всем…

Видишь, вот он взял уж шапку. Улыбнулся… видишь, да? Дай ему скорее лапку, Сажу смоешь – не беда.

1917

Третий звонок, дон-дон-дон! Пассажиры, кошки и куклы, В вагон! До свиданья, пишите! Машите платками, машите! Машинист, свисти! Паровоз, пыхти: Чах-тах-тах-тах! Вот наши билеты — Чурки да шкурки, Бумажки от конфет! Под уклон, под уклон, Летим как пуля.

Первый вагон — Не качайся на стуле! Эй, вы, куда? Кондуктор, сюда! Вон там сзади Взрослые дяди, Тра-та-та, тра-та-та, Они без билетов… Зайцы-китайцы, — Гони их долой! Чах-тах, тах-тах, Машинист, тормозите! Чах-тах-тах, Первый звонок! Чах-тах, Станция «мартышка»… Чах-тах-тах. Надо вылезать.

1912

На дворе мороз, В поле плачут волки. Снег крыльцо занес, Выбелил все елки… В комнате тепло, Печь горит алмазом, И луна в стекло Смотрит круглым глазом.

Катя-Катенька-Катюшка Уложила спать игрушки: Куклу безволосую, Собачку безносую, Лошадку безногую И коровку безрогую — Всех в комок, В старый мамин чулок С дыркой, Чтоб можно было дышать. «Извольте спать! А я займусь стиркой…»

Ай, сколько пены! Забрызганы стены, Тазик пищит, Вода болтается, Катюша пыхтит, Табурет качается… Красные лапки Полощут тряпки, Над водою мыльной Выжимают сильно-пресильно — И в воду снова! Готово! От окна до самой печки, Словно белые овечки, На веревочках висят В ряд: Лошадиная жилетка, Мишкина салфетка, Собачьи чулочки, Куклины сорочки, Пеленка Куклиного ребенка, Коровьи штанишки И две бархатные мышки.

Читайте также:  Музыка революции в поэме Блока «Двенадцать»

Покончила Катя со стиркой, Сидит на полу растопыркой: Что бы еще предпринять? К кошке залезть под кровать, Забросить за печку заслонку Иль мишку подстричь под гребенку?…

1921

Солнце брызжет, солнце греет. Небо – василек. Сквозь березки тихо веет Теплый ветерок.

А внизу все будки, будки И людей – что мух. Каждый всунул в рот по дудке — Дуй во весь свой дух!

В будках куклы и баранки, Чижики, цветы… Золотые рыбки в банке Раскрывают рты.

Все звончее над шатрами Вьется писк и гам. Дети с пестрыми шарами Тянутся к ларькам.

«Верба! верба!» в каждой лапке Бархатный пучок. Дед распродал все охапки — Ловкий старичок!

Шерстяные обезьянки Пляшут на щитках. «Ме-ри-кан-ский житель в склянке Ходит на руках!!»

Пудель, страшно удивленный, Тявкает на всех. В небо шар взлетел зеленый, А вдогонку – смех!

Вот она какая верба! А у входа в ряд — На прилавочке у серба Вафельки лежат.

1912

Семейство мальчиков «вынь-глаз», Известных в Амстердаме, Даст представление сейчас По мишкиной программе. Бум-бум! За вход пять рублей, А с мамы – две копейки… Сейчас начнем! Оркестр, смелей! Галоп для галерейки.

Вот перед вами Пупс-солист В мамашиной рубашке. Он храбро съест огромный лист Чернильной промокашки. Пупс не волшебник, господа, — Не бойтесь! Он, понятно, Ее без всякого труда Сам выплюнет обратно.

Алле! Известный Куки-фокс И кошка, мисс Морковка, Покажут нам английский бокс. Ужасно это ловко! Свирепый фокс не ел пять дней, А кошка – две недели. Все фоксы мира перед ней, Как кролики робели!

А вот пред вами клоун Пик, Похрюкай, Пик, немножко… Сейчас издаст он адский крик И дрыгнет правой ножкой. Он может выть, как крокодил, И петь, как тетя Нэта, — Король голландский подарил Ему часы за это.

Я сам – известный рыцарь Му. Вес – пуд семь фунтов в латах, Зубами с пола подыму Двоюродного брата. Он очень толстый и живой. Прошу вас убедиться — Он может двигать головой, Пищать и шевелиться.

Вниманье! Девочка Тото Пропляшет вальс бандита. Она хоть девочка, зато Ужасно знаменита. Тото, не бойся, не беда! Так надо по программе. Ведь в львиной клетке ты всегда Плясала в Амстердаме.

Вот дядя Гриша. Не визжать! Он ростом выше шкафа И очень любит представлять Алжирского жирафа. Гоп, дядя Гриша, на дыбы! Бей хвостиком по тальме! Он может кончиком губы Рвать финики на пальме…

Эй, там, на сцене, все назад — От кресла до кроватки. Смотрите! Это акробат «Вынь-глаз, стальные пятки». Он хладнокровен, словно лед! Он гибче шведской шпаги! Он ходит задом наперед В корзинке для бумаги…

Конец! Артисты, вылезай — Морковка, Пупс и Куки. В четверг мы едем в порт Ай-яй Показывать там штуки… Бей дядя Гриша крепче в таз, Тото, не смей щипаться… Семейство мальчиков «вынь-глаз» Уходит раздеваться.

1917

7. Про девочку, которая нашла своего Мишку

Мишка, Мишка, как не стыдно! Вылезай из-под комода… Ты меня не любишь, видно? Это что еще за мода… Как ты смел удрать без спроса? На кого ты стал похож? На несчастного барбоса, За которым гнался еж… Весь в пылинках, В паутинках, Со скорлупкой на носу… Так рисуют на картинках Только чертика в лесу. Целый день тебя искала — В детской, в кухне, в кладовой, Слезы локтем вытирала И качала головой… В коридоре полетела, — Вот, царапка на губе… Хочешь супу? Я не ела — Все оставила тебе. Мишка-Миш, мохнатый Мишка, Мой лохматенький малыш! Жили-были кот да мышка… Не шалили! Слышишь, Миш? Извинись, скажи: не буду Под комоды залезать. Я куплю тебе верблюда И зеленую кровать. Самый мой любимый бантик Повяжу тебе на грудь: Будешь милый, будешь франтик, — Только ты послушным будь… Что молчишь? Возьмем-ка щетку — Надо все соринки снять. Чтоб скорей тебя, уродку, Я могла расцеловать.

1916

– Отчего у мамочки На щеках две ямочки? – Отчего у кошки Вместо ручек ножки? – Отчего шоколадки Не растут на кроватке? – Отчего у няни Волоса в сметане? – Отчего у птичек Нет рукавичек? – Отчего лягушки Спят без подушки?… – Оттого, что у моего сыночка Рот без замочка.

1912

Мчусь, как ветер на коньках Вдоль лесной опушки… Рукавицы на руках, Шапка на макушке… Раз-два! Вот и поскользнулся… Раз и два! Чуть не кувыркнулся… Раз-два! Крепче на носках! Захрустел, закрякал лед, Ветер дует справа. Елки-волки! Полный ход — Из пруда в канаву… Раз-два! По скользкой дорожке… Раз и два! Веселые ножки… Раз-два! Вперед и вперед…

1913

Источник: https://www.libfox.ru/608846-sasha-chernyy-detskiy-ostrov-i-drugie-stihotvoreniya-dlya-detey.html

Стихи для детей Саши Черного

Может быть, слыхали все вы — и не раз,Что на свете есть поэты?А какие их приметы,Расскажу я вам сейчас:  Уж давным-давно пропели петухи… А поэт еще в постели. Днем шагает он без цели, Ночью пишет всё стихи.

Беззаботный и беспечный, как Барбос, Весел он под каждым кровом, И играет звонким словом, И во всё сует свой нос.  Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы: Любит сказки, солнце, елки,— То прилежнее он пчелки, То ленивее совы.

У него есть белоснежный, резвый конь, Конь — Пегас, рысак крылатый, И на нем поэт лохматый Мчится в воду и в огонь… Ну так вот,— такой поэт примчался к вам: Это ваш слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам.

Здесь для вас связал в букет он, как цветы, Все стихи при свете свечки. До свиданья, человечки!—

Надо чайник снять с плиты…

ПРИСТАВАЛКА

– Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

– Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

– Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

– Отчего у няни

Волоса в сметане?

Читайте также:  Краткое содержание романа «Отец Горио» (Оноре де Бальзак)

– Отчего у птичек Нет рукавичек? – Отчего лягушки Спят без подушки?..

-Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка.

ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ

Зеленеют все опушки

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка — сноп зеленых свечек,

Мох — зеленый пол.

И зелененький кузнечик

Песенку завел…

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,

Шепчет младший гном:

«Видишь? Рыжий гимназистик

Ходит под окном.

Отчего он не зеленый?

Май теперь ведь… Май!»

Старший гном зевает сонно:

«Цыц! Не приставай».

ВОРОБЕЙ

Воробей, мой воробьишка! Серый, юркий, словно мышка. Глазки – бисер, лапки – врозь,

Лапки – боком, лапки – вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону – Видишь, хлебца накрошил… Двинь-ка клювом в бок ворону, Кто ее сюда просил?Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, еще чуть-чуть… Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка, Будем вместе в доме жить, Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко… Фурх! удрал… какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

УГОВОР

Еж забрался в дом из леса!

Утром мы его нашли –

Он сидел в углу за печкой

И чихал в густой пыли.

Подошли мы – он свернулся.

Ишь как иглами оброс.

Через пять минут очнулся,

Лапки высунул и нос.

Почему ты к нам забрался –

Мы не спросим, ты пойми:

Со своими ли подрался,

Захотел ли жить с людьми…

Поживи… у нас неплохо.

Только раньше уговор:

Будешь ты чертополохом

Называться с этих пор!

Ты не должен драться с кошкой

И влезать к нам на кровать,

Потому что ты колючий,

Можешь кожу ободрать…

За день будешь получать ты

По три блюдца молока,

А по праздникам – ватрушку

И четыре червяка.

Днем играть ты должен с нами,

По ночам – ловить мышей,

Заболеешь – скажем маме,

Смажем иодом до ушей.

Вот и все, теперь подумай.

Целый день ведь впереди…

Если хочешь – оставайся,

А не хочешь – уходи!

Другие стихи Саши Черного: http://chernyj.ru/detiam01.html

Источник: http://detsad114rzd.ru/publ/http_detsad114_ucoz_ru_index_konsultant_0_28/detskaja_khudozhestvennaja_literatura/stikhi_dlja_detej_sashi_chernogo/47-1-0-215

Книга Стихотворения читать онлайн бесплатно, автор Саша Чёрный на Fictionbook

Скачать на ЛитРес

«Кричали. Я тоже кричал…» – так Саша Черный описывает какое-то уличное происшествие. И здесь главное не само событие, пустячное, скорее всего, а мгновенная готовность автора причислить себя к безликой толпе зевак, стать одним из многих.

Я – такой как все – словно хочет сказать поэт и это нужно ему, чтобы с беспощадной убийственной иронией показать «ближнему» его истинное лицо.

А кто, как не Саша Черный, мог сделать это наиболее, как бы мы сказали сейчас, «эффективно». Ведь его знали буквально все, или почти все.

В воспоминаниях Марина Цветаева пишет о своей детской молитве перед сном:

«– Спаси, Господи, и помилуй папу, маму, няню, Асю, Андрюшу, Наташу, Машу и Андрея Белого…

– Ну, помолилась за Андрея Белого, теперь за Сашу Черного помолись!

Самое забавное, что нянька и не подозревала о существовании Саши Черного (а существовал ли он уже тогда, как детский поэт? 1916 год), что она его в противовес: в противоцвет Андрею Белому – сама сочинила…».

Для широких же кругов читающей публики Саша Черный – А. М. Гликберг (1880–1932) – в те годы несомненно существовал, да еще как! Он был необычайно известен и популярен.

По свидетельству Корнея Чуковского, в свежем номере «Сатирикона» читатели прежде всего искали стихи Саши Черного, «не было такой курсистки, такого студента, такого врача, адвоката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть».

Действительно, стихи Саши Черного задевали не только самые злободневные общественные темы и настроения времени, но и самые потаенные, скрытые. Он словно говорил за читателя то, о чем тот мучительно раздумывал, но боялся не только сказать, но даже признаться себе в этих мыслях.

Считается, что только хорошо зная прошлое, можно понять настоящее. Наверно, для историка это так. Поэзия же всегда вслушивается в будущее, пытается провидчески рассказать о нем, объяснить из будущего нынешний день. Саша Черный был настоящим поэтом.

Что ждало Россию в самом ближайшем будущем? Революция 1905 года, Первая мировая война, жутковатый хаос октябрьского переворота, долгие годы тоталитарного режима.

Может быть, в предчувствии всего этого так карикатурно текла российская жизнь: неудачная внутренняя и внешняя политика, Думская «говорильня», крушение надежд на обновление жизни толкали одних к самоубийству, других в объятия самой откровенной рутины и пошлости, как сказали бы мы сегодня – «попсы».

Вопросы пола, болезненное воспевание смерти и всего связанного с нею, всяческие мистические поветрия, крикливое «новаторство» в искусстве, а в итоге – пошлое существование, черносотенство, нравственное оскудение…

Какая знакомая фразеология, какой убедительный сарказм, как все это живо и как близко нашему времени!

Саша Черный безжалостно и насмешливо предлагал своему ближнему посмотреться в зеркало («С выпученными глазами и облизывающийся – вот моя внешность» – писал современник поэта, мыслитель В. В.

 Розанов) и ужаснуться, поэт словно читал его мысли, говорил его голосом – и какое же мелкотравчатое и безликое существо возникало в его едких, колючих, точных стихах. Двойник, клон, отражение, в котором совершенно не хочется узнавать самого себя.

Снова процитируем Корнея Чуковского, у которого с Сашей Черным были свои сложные отношения: «Он не только проклинал ее (эпоху – Г. К.

), не только издевался над нею, но мало-помалу нашел другой, более действенный метод сатиры: надел на себя самого маску ненавистного ему обывателя и стал чуть ли не каждое стихотворение писать от имени этой отвратительной маски».

Словно боясь, что его действительно окончательно отождествят с какой-либо из этих гротескных личин, он написал легкое, насмешливо-улыбчивое стихотворение, своего рода визитную карточку для каждого читателя:

Сатирическая беспощадность, мгновенный – и, как правило, саркастический – отклик на те или иные «модные веяния», неподражаемое чувство юмора, самоирония – поэт, как уже было сказано, нередко отождествляет себя с объектом своих сарказмов и этим словно бы смягчает свои желчные сатиры, – все это делало Сашу Черного одним из самых востребованных, самых читаемых писателей своего времени.

Но известность сатирика и юмориста не вскружила ему голову. Он тяготился громкой славой «обличителя, бичующего пороки». Его больше заботило то, что слава эта заслоняла другие грани его творчества.

Читайте также:  Анализ повести «Записки сумасшедшего» (Н.В. Гоголь)

Более того, маска, которую он надевал, выдавая себя за махрового обывателя, порой все же принималась простодушным читателем за его истинное лицо. А между тем в творчестве Саши Черного все настойчивее звучали и мягкие, лирические ноты, совершенно не противоречащие его сатирическому дару.

Наверно, во всей отечественной поэзии трудно отыскать столь органичный сплав сатиры и лирики, который явлен нам в творчестве этого поэта. Здесь фигура Саши Черного поистине уникальна.

«Хочу отдохнуть от сатиры… У лиры моей есть тихо дрожащие, легкие звуки…».

Стремление расширить звучание своей лиры, выявить все грани своего таланта заставляло поэта все сосредоточеннее вглядываться в себя, искать истинно поэтическое решение «трудных вопросов», не отделываясь – пусть ярким и хлестким – стихотворным фельетоном на злобу дня. И лирик в его творчестве ничуть не уступает сатирику.

И если в стихотворных фельетонах поэт предстает умелым бойцом, виртуозно владеющим всем арсеналом сатирического оружия, то в своей лирической ипостаси он совсем иной. И вдумчивый читатель прекрасно чувствует это.

«С Сашей Черным «хорошо сидеть под черной смородиной» («объедаясь ледяной простоквашей») или под кипарисом («и есть индюшку с рисом»).

И без изжоги, которую, я заметил, Саша Черный вызывает у многих эзотерических простофиль», – проникновенно писал автор «Москвы – Петушков» Венедикт Ерофеев, точно уловив лирическую открытость поэта, его доверительное, если не сказать доверчиво-беззащитное, отношение к окружающему.

А вот с другим пассажем из этой же работы о поэте можно и поспорить. Венедикт Ерофеев, возможно исходя из своего собственного литературного и общественного контекста, приписывает поэту чуждые ему черты: «С башни Вяч. Иванова не высморкаешься, на трюмо Мирры Лохвицкой не наблюешь.

А в компании Черного все можно, он несерьезен в самом желчном и наилучшем значении этого слова…». Позвольте не согласиться! Подобные сомнительные эскапады совершенно несвойственны поэту.

Эстетическая взыскательность, безупречный вкус не позволили бы ему даже снисходительно попустительствовать подобным «душевным излияниям». Это мог бы проделать кто-нибудь из героев его сатир, например тот же художник Минога, чьи потуги эпатировать публику поэт безжалостно высмеял («Трагедия»).

Кстати, в соответствующем контексте, определенной ситуации, подобный эпатаж несет несомненное, яркое и очень действенное эстетическое содержание, является необходимой составляющей творческого процесса.

Говоря о Саше Черном, невозможно не упомянуть и его дар детского поэта. Он много и успешно писал для детей.

Вообще, дети это отдельная – нежная и грустная – тема его творчества, может быть наиболее сильно выразившаяся в стихотворении «Мой роман», «Кто любит прачку, кто любит маркизу…». Словом, он всегда и во всем оставался настоящим поэтом.

Читатель сможет убедиться в этом – в небольшой книге, которую он держит в руках, представлены все грани поэтического творчества Саши Черного.

И снова придется вернуться к провидческой природе поэзии. Поэт словно прозревал свою грядущую поэтическую, человеческую судьбу, потому-то так стремился расширить свой диапазон, добавить как можно больше красок в свою палитру. Сатирические стихи, лирика, стихи для детей, прозаические опыты… Все это ему понадобилось в нелегко сложившейся жизни.

В первые же дни начавшейся первой мировой войны вольноопределяющийся А. М. Гликберг явился на призывной пункт и почти сразу же отправился на фронт. Пронзительные, достоверные стихи о войне, о ее тяготах и незаметном, настоящем героизме несомненно одна из вершин не только его творчества, но и всей отечественной поэзии о войне. Пожалуй, как заметил Д.

 Быков, только Николай Гумилев видел и пережил войну так близко и так жестко-осязаемо, как Саша Черный. Стихи не смогли вместить весь этот нелегкий военный опыт, и уже в эмиграции он напишет «Солдатские сказки», где снова попытается осмыслить пережитое на войне.

К прозе он обращался часто и охотно, добиваясь от нее, как и от стихов, предельно ясного и чистого звучания.

Война не была последним горьким испытанием для поэта. Наверное, тяжелее и горше войны стало для него испытание эмиграцией.

Да, последовательный и убежденный критик существующего строя, антимонархист, «диссидент», как сказали бы позднее, Саша Черный не принял революцию и последовавшие за ней перемены.

Поэтический дар, ведший его по жизни, и на этот раз позволил ему раньше многих почувствовать все мрачные бездны «российской кровавой смуты».

«Новую послеоктябрьскую Россию я видел месяца четыре… Какой стаж необходим, чтобы иметь право суждения об этой Не-России?». Прежняя Россия, где расцвел его талант, исчезла безвозвратно.

Поэт во многом повторил судьбу типичного русского скитальца-эмигранта: Германия, Италия, Франция, негустые литературные заработки, ностальгия.

В стихах, написанных в эмиграции, он пытается воссоздать навсегда утраченную Россию, вспомнить и удержать ее в слове, понимая всю обреченность таких попыток.

Он еще не раз обратится к своему излюбленному и проверенному сатирическому дару, откликаясь на нравы буржуазной среды и на то, что происходило в коммунистической России, и среди этих насмешливых, беспощадных памфлетов немало удачных. Чего, например, стоит «Сказка про красного бычка».

Вспомнит он в стихах и своего соратника по «Сатирикону» Аркадия Аверченко, а в ряде стихотворений, посвященных А. Куприну, с которым поэт близко дружил, нарисует «русскими красками» немного идиллические картины былого.

И в лирике он не утратил свежесть восприятия, остроту чувств, к ним еще добавилась и житейская умудренность, стоическое восприятие всего сущего.

У него было еще много творческих планов, когда его жизнь внезапно оборвалась. Человек, смотревший на войне в глаза смерти, он не мог пройти мимо чужой беды: в местечке на юге Франции, где он жил летом, случился пожар. Саша Черный принял участие в его тушении, а вернувшись домой, умер от сердечного приступа. Смерть солдата, смерть поэта…

Такую писательскую судьбу, наверно, можно назвать удачной, ведь несмотря на жизненные невзгоды, преследовавшие его еще с отроческих лет, на годы войны, на несладкое эмигрантское житье-бытье Саша Черный всегда верно и честно служил литературе, не отступался от своих жизненных и творческих принципов, не предавал и не разменивал свой немалый талант. Именно поэтому он и интересен нынешнему читателю, его творчество достойно выдержало испытание временем.

Нельзя не согласиться со словами В. Набокова, редко находившего добрые слова о писателях-современниках, которому Саша Черный мягко и благожелательно помогал в начале его писательского пути: «от него осталось только несколько книг и тихая, прелестная тень».

Критику

Всем нищим духом

Источник: https://fictionbook.ru/author/sasha_chernyiyi/stihotvoreniya/read_online.html

Ссылка на основную публикацию