Омар хайям о боге и религии: рубаи, стихи хайяма про бога

Омар Хайям. Рубаи о Боге и религии — Библиотека для детей

 

 
Рубаи — четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке

  Безгрешный есть ли человек? Скажи! Нам без греха прожить ли век? Скажи! За зло спеша карать нас злом, Скажи:

Святее нас Ты в чем, Скажи!

  Бог есть, и всё есть Бог! Вот средоточье знанья, Почерпнутого мной из Книги мирозданья. Сиянье Истины увидел сердцем я,

И мрак безбожия сгорел до основанья.

  Бушуют в келиях, мечетях и церквах, Надежда в рай войти и перед адом страх. Лишь у того в душе, кто понял тайну мира,

Сок этих сорных трав весь высох и зачах.

  В божий храм не пускайте меня на порог. Я — безбожник. Таким сотворил меня бог. Я подобен блуднице, чья вера — порок.

Рады б грешники в рай — да не знают дорог.

  В свой час горит на небе лучистых звезд венец, Восходит и заходит и меркнет наконец. За пазухой у неба, в карманах у земли

Запас рождений новых… Ведь вечно жив Творец.

  В теснине окажусь — Ты в тот же миг узришь, Вслепую забреду в глухой тупик — узришь, В беде отчаянный безмолвный крик — услышишь,

А если я лукав, в мольбе двулик, — узришь.

  Веселясь беззаботно, греша без конца, Не теряю надежды на милость творца. Снова, пьяный мертвецки, лежу под забором.

Лягу в землю — создатель простит мертвеца!

  Вместо розы — колючка сухая сойдет. Черный ад — вместо светлого рая сойдет. Если нет под рукою муллы и мечети —

Поп сгодится и вера чужая сойдет!

  Вы, злодейству которых не видно конца, В Судный день не надейтесь на милость Творца! Бог, простивший не сделавших доброго дела,

Не простит сотворившего зло подлеца!

  Грех Хайям совершил и совсем занемог, Пребывает в плену бесполезных тревог, Верь, господь потому и грехи позволяет,

Чтоб потом нас простить он по-божески мог.

  Дверь насущного хлеба мне, боже, открой: Пусть не подлый подаст — сам дай щедрой рукой. Напои меня так, чтобы был я без памяти,

Потому и заботы не знал никакой.

  Доколе будешь нас корить, ханжа ты скверный, За то, что к кабаку горим любовью верной? Нас радуют вино и милая, а ты

Опутан четками и ложью лицемерной.

  Душой ты безбожник с Писаньем в руке, Хоть вызубрил буковки в каждой строке. Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

  Если бог не услышит меня в вышине — Я молитвы свои обращу к сатане. Если богу желанья мои неугодны —

Значит, дьявол внушает желания мне!

  Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба —

Мне плевать на твою справедливость, творец!

  Если пост я нарушу для плотских утех — Не подумай, что я нечестивее всех. Просто постные дни — словно черные ночи,

А ночами грешить, как известно, не грех!

  Есть много вер, и все несхожи, Что значит — ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже!

Все прочее — ничтожный хлам!

  Изваял эту чашу искусный резец Не затем, чтоб разбил ее пьяный глупец. Сколько светлых голов и прекрасных сердец

Между тем разбивает напрасно творец!

  Ищешь Бога ты всюду и ночью, и днем, Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о Нем. Бог тебе говорит на наречиях разных:

«Ищешь где и кого? Я — в тебе же самом!»

  Ко мне ворвался ты, как ураган, господь, И опрокинул мне с вином стакан, господь! Я пьянству предаюсь, а ты творишь бесчинства?

Гром разрази меня, коль ты не пьян, господь!

  Когда б я отравил весь мир своею скверной — Надеюсь, ты б меня простил, о милосердный! Но ты ведь обещал в нужде мне руку дать:

Не жди, чтоб сделалась нужда моя безмерной.

  Когда ты для меня слепил из глины плоть, Ты знал, что мне страстей своих не побороть; Не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна?

Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?

  Кто на свете не мечен грехами, скажи? Мы безгрешны ли, господи, сами, скажи? Зло свершу — ты мне злом воздаешь неизменно, —

Значит, разницы нет между нами, скажи!

  Кто не грешит? Ведь жизнь красна грехом. Быть может, Бог меня за грех накажет? За зло мое воздаст небесным злом?

Он сходство лишь Свое со мной докажет!

  Лепящий черепа таинственный гончар Особый проявил к сему искусству дар: На скатерть бытия он опрокинул чашу

И в ней пылающий зажег страстей пожар.

  Ловушки, ямы на моём пути – Их бог расставил и велел идти. И всё предвидел. И меня оставил.

И судит! Тот, кто не хотел спасти!

  Любовь — роковая беда, но беда — по воле Аллаха. Что ж вы порицаете то, что всегда — по воле Аллаха. Возникла и зла и добра череда — по воле Аллаха.

За что же нам громы и пламя Суда — по воле Аллаха?

  Мгновеньями Он виден, чаще скрыт. За нашей жизнью пристально следит. Бог нашей драмой коротает вечность!

Сам сочиняет, ставит и глядит.

  Мы — послушные куклы в руках у Творца! Это сказано мною не ради словца. Нас по сцене Всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доводя до конца.

  На свете можно ли безгрешного найти? Нам всем заказаны безгрешные пути. Мы худо действуем, а Ты нас злом караешь,

Меж нами и Тобой различья нет почти.

  Наполнил зернами бессмертный Ловчий сети, И дичь попала в них, польстясь на зерна эти. Назвал он эту дичь людьми и на нее

Взвалил вину за зло, что сам творит на свете.

  Неправ, кто думает, что бог неумолим. Нет, к нам он милосерд, хотя мы и грешим. Ты в кабаке умри сегодня от горячки, —

Сей грех он через год простит костям твоим.

  Неразумные люди с начала веков Вместо истины тешились радугой слов; Хоть пришли им на помощь Иисус с Муххамедом,

Не проникли они в сокровенность основ.

  Несовместимых мы порой полны желаний — В одной руке бокал, другая на Коране… Вот так мы и живем под небом голубым —

Полубезбожники и полумусульмане!

  Неужто б я возвел хулу на божество! Здесь не было сердец вернее моего. Но если даже я дошел до богохульства, —

Нет мусульманина! Нигде! Ни одного!

  О ты, чьей волей в глину помещен Разумный дух, что после совращен В раю был змием, — наши все грехи

Ты нам прости и нам будь прощен.

  Обещают нам гурий прекрасных в раю, Но прекраснее та, с кем сегодня я пью. Издалека лишь бой барабанный приятен, —

Дайте здесь, а посулы я вам подарю.

  Однажды встретился пред старым пепелищем Я с мужем, жившим там отшельником и нищим; Чуждался веры он, законов, божества:

Отважнее его мы мужа не отыщем.

  Отчего Всемогущий Творец наших тел Даровать нам бессмертия не захотел? Если мы совершенны — зачем умираем?

Если несовершенны — то кто бракодел?

  Пощади меня, боже, избавь от оков! Их достойны святые — а я не таков. Я подлец — если ты не жесток с подлецами.

Я глупец — если жалуешь ты дураков.

  Раз божьи и мои желания несходны, Никак не могут быть мои богоугодны. Коль воля господа блага, то от грехов

Мне не спастись, увы, — усилия бесплодны.

  Раз желаньям, творец, ты предел положил, От рожденья поступки мои предрешил, Значит, я и грешу с твоего позволенья

И лишь в меру тобою отпущенных сил.

  Разум мой не силён и не слишком глубок, Чтобы замыслов божьих распутать клубок. Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь —

Сущность бога способен понять только бог.

  Согрешив, ни к чему себя адом стращать! Стать безгрешным не надо себе обещать! Для чего милосердному Богу безгрешник!

Грешник нужен Всевышнему, чтобы прощать!

  Создал меня Ты из воды и глины. Что ни надену я – всё тварь Твоя, Добро ль творю иль злое – Ты единый

В ответе. Не сердись. Причем тут я?

  Твердят, будто пьяницы в ад угодят. Всё вздор! Кабы пьющих отправили в ад Да всех женолюбов туда же им вслед,

Пустым, как ладонь, стал бы райский ваш сад.

  Творений Ты — ваятель, почему В них проглядел изъяны, не пойму. Коль хороши, зачем их разбиваешь,

А если плохи, кто виной тому?

  Те, что ищут забвения в чистом вине, Те, что молятся богу в ночной тишине, — Все они, как во сне, над развернутой бездной,

А единый над ними не спит в вышине!

  Тихо беседовать с Тобою, Богом, о тайнах в кабачке Лучше, чем молиться без Тебя во храме. Ты первое и последнее Свое творение.

Если хочешь, то испепели; если хочешь, то люби меня.

  Тот гончар, что слепил чаши наших голов, Превзошёл в своём деле любых мастеров. Над столом бытия опрокинул он чашу

И страстями наполнил её до краёв.

  Ты — творец, и таким, как я есть, — я тобой сотворен. Я в вино золотое, и в струны, и в песни влюблен. В дни творенья таким ты создать и задумал меня.

Так за что же теперь я в геенне гореть обречен?

  Ты безнадежного больного исцелишь, Ты в самый горький час печали утолишь. Пока я про одну поведаю занозу,

Ты двести тысяч их из сердца удалишь.

  Ты всемогущ? Но если я восстану? Всеведущ Ты? Зачем же я грешу? И может быть, когда с колен я встану, —

Я небеса опустошу?

  Ты к людям милосерд? Да нет же, непохоже! Изгнал ты грешника из рая отчего же? Заслуга велика ль послушного простить?

Прости ослушника, о милосердный боже!

  Ты меня сотворил из земли и воды. Ты — творец моей плоти, моей бороды. Каждый умысел мой предначертан тобою.

Что ж мне делать? Спасибо сказать за труды?

  Ты наше сердце в грязный ком вложил. Ты в рай змею коварную впустил. И человеку — Ты же обвинитель?

Скорей проси, чтоб он тебя простил!

  Ты не очень-то щедр, всемогущий Творец: Сколько в мире тобою разбитых сердец! Губ рубиновых, мускусных локонов сколько

Ты, как скряга, упрятал в бездонный ларец!

  Ты сердце бедное мое, господь, помилуй, И грудь, которую томит огонь постылый, И ноги, что всегда несут меня в кабак,

И руку, что сжимать так любит кубок милый.

  Ты учишь: «Верные в раю святом Упьются лаской гурий и вином». Какой же грех теперь в любви и пьянстве,

Коль мы, в конце концов, к тому ж придем?

  Ты, Всевышний, по-моему, жаден и стар. Ты наносишь рабу за ударом удар. Рай — награда безгрешным за их послушание.

Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!

  Хотя стройнее тополя мой стан, Хотя и щеки — огненный тюльпан, Но для чего художник своенравный

Ввел тень мою в свой пестрый балаган?!

  Этот мастер всевышний — большой верхогляд: Он недолго мудрит, лепит нас наугад. Если мы хороши — он нас бьет и ломает,

Если плохи — опять же не он виноват!

  Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь. Но не хнычу и кары небес не боюсь. Каждый божеский день, умирая с похмелья,

Чашу полную требую, а не молюсь!

  Я презираю лживых, лицемерных Молитвенников сих, ослов примерных. Они же, под завесой благочестья,

Торгуют верой хуже всех неверных.

  Я утро каждое спешу скорей в кабак В сопровождении товарищей-гуляк. Коль хочешь, господи, сдружить меня с молитвой,

Мне веру подари, святой податель благ!

  Я хотел и страстей не сумел побороть; Над душою царит ненасытная плоть. Но я верю в великую милость господню:

После смерти простит мои кости господь.

Читать другие стихи и рубаи Омара Хайяма

Источник: http://skazkii.ru/omar-xajyam-rubai-o-boge-i-religii

Омар Хайям ру СТИХИ-РУБАИ о боге

Те, что ясной мысли жемчуга сверлили, О природе Бога много говорили, Так и не узнав разгадки главной тайны,

Поболтали праздно, а потом почили.

Кто Богом избран, кто постиг премудрость книг И даже, кажется, в загадки звёзд проник, Стоит, растерян, изумлён и полон страха,

Как небо, сгорбился и головой поник.

Мой Бог, ты глину мял в перстах, а я причём? С моею тканью шерсть сверстал, а я причём? Дела мои, добро и зло, поступок каждый

На лбу моём ты начертал, а я причём?!

Я не из тех, кого пугает смерть. Тот мир, быть может, лучше, хоть на треть. Бог дал мне эту жизнь на подержанье.

Верну, когда придётся умереть.

Коль Бог не хочет дать желаемое мною, Смогу ль я оправдать желаемое мною? Коль благом полагать желаемое Им,

Придётся злом считать желаемое мною.

Бог создал звёзды, голубую даль, Но превзошёл себя, создав печаль! Растопчет смерть волос пушистых бархат,

Набьёт землёю рот… И ей не жаль!

Читайте также:  Аргументы на тему: месть и великодушие в повести «капитанская дочка»

Проходит странно жизни караван. Неси вино, цветы, стихов диван! Что горевать: воскреснем, не воскреснем?

Лови блаженства миг – он Богом дан.

Пусть будет сердце страстью смятено, Пусть в чаше вечно пенится вино. Раскаянье Творец дарует грешным –

Я откажусь: мне ни к чему оно.

Сердце моё к девушкам любовью зажжено, Год напролёт в руке держу я вино… “Дай покаяние тебе Бог!”… Так не даёт!

Сам же я не каюсь: пусть провалится оно!

Творца расспроси, ибо сам я не знаю, Я в ад или в рай попаду, умирая. Уж лучше в наличных барбат и вино

Возьму, чем в рассрочку – окраины рая.

Кто жемчуг смысла мудростью сверлил И о Творце так много говорил – Никто не разгадал загадки мирозданья.

Посуесловил каждый и – почил.

Ты из праха меня изваял – я причём? Ты наполнил вином мой фиал – я причём? Всё дурное и доброе, что совершаю,

Ты ведь сам, наш Творец, начертал – я причём?

Ты, Боже, глину мял – что делать мне? Ты ткань мою соткал – что делать мне? Всё, что свершаю, – доброе и злое, –

Ты сам предначертал – что делать мне?

Разбил ты кувшин, что на радость мне дан, о Боже, Закрыл для меня наслаждений фонтан, о Боже! Такое вино ты безжалостно вылил на землю!..

Да буду я проклят, но может, ты пьян, о Боже?

Боже, Ты великодушен – не боюсь я наказанья. Хлеба дал Ты мне в дорогу – не страшны теперь скитанья. Если Божье милосердье сделает меня безгрешным,

Чёрной книги не страшусь я, жду я лишь благодеянья.

Я пресытился нищенством, Боже, на свете, Надоели невзгоды и горести эти. Всемогущий, ты всё сотворил из нуля, –

Почему ж Твоя милость меня не отметит?

Ты к людям милосерден? Да нет же, не похоже! Изгнал Ты грешника из рая отчего же? Заслуга велика ль послушного простить?

Прости ослушника, о милосердный Боже!

Мою душу пленённую, Боже, прости! Грудь любовью спалённую, Боже, прости! Мои ноги, привыкшие к грешным дорогам,

Руку с чашею полною, Боже, прости!

Над бедным сердцем смилуйся, Господь. Прости, Господь, мою дурную плоть, Ступни в пыли и руку, что желанье

Взять пиалу не может побороть.

Кто на свете от века не грешен, скажи? Как он жил, кто в грехах не замешан, скажи? Коль я зло совершу, Ты ответишь мне тем же.

Разве разница есть между нами, скажи?

Неправ, кто думает, что Бог неумолим. Нет, к нам он милосерд, хотя мы и грешим. Ты в кабаке умри сегодня от горячки, –

Сей грех он через год простит костям твоим.

Если розы не нам – и шипов вместо дара довольно. Если свет не для нас – нам очажного жара довольно. Если нет ни наставника, ни ханаки, ни хырки –

С нас и церкви, и колокола, и зуннара довольно.

Источник: http://omarhajam.ru/stihi-rubai-o-boge.html

Омар хайям о боге

Если мельницу, баню, роскошный дворец Получает в подарок дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба –

Мне плевать на твою справедливость, творец!

Ты, всевышний, по-моему, жаден и стар. Ты наносишь рабу за ударом удар. Рай – награда безгрешным за их послушанье.

Дал бы что-нибудь мне не в награду, а в дар!

Сто лет я жил, греха не зная, На мне господня благодать; Хочу жить дальше, согрешая,-

Его терпенье испытать.

Творений ты – ваятель, почему В них проглядел изъяны, не пойму. Коль хороши, зачем их разбиваешь,

А если плохи, кто виной тому?

Есть много вер, и все они несхожи. Что значит – ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже,

Все прочее – ничтожный хлам.

Зачем сначала Ты явил такую милость, Позволил, чтоб душа любовью обольстилась? Теперь Ты хочешь боль и скорбь мне причинить –

Какой свершил я грех? Скажи мне, что случилось?

О сердце, не ищи свидания с больным. Покинут, брошен он, что ж заниматься им? Дервишей посещай, и будет, может быть,

Сам Бог послушник наставникам твоим.

Душой ты безбожник с Писаньем в руке, Хоть вызубрил буковки в каждой строке. Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

Душегуб и меня почитал душегубом. Как проникся он сим заблужденьем сугубым? Он не то чтоб прилгнул, он в свой дух заглянул

И увидел – себя! – в этом зеркале грубом.

Огонь и ветр, вода и прах – из них мы встали все, И станем ими в Судный день, забыв печали все. Что плоть постылую жалеть? Ее топтали все,

А души нам спасет Творец. И то – едва ли все!

Мудрец, султан иль ринд – Творцу любой известен. Он душу зрит и мысль, твой торг с судьбой известен. И если свой народ ты гнусной ложью грабишь,

Как лгать посмеешь там, где твой разбой известен?

Брат, не требуй богатств – их не хватит на всех. Не взирай со злорадством святоши на грех. Есть над смертными Бог. Что ж до дел у соседа,

То в халате твоем еще больше прорех.

Один телец висит высоко в небесах, Другой своим хребтом поддерживает прах. А меж обоими тельцами, – поглядите, –

Какое множество ослов пасет аллах!

Так как вечных законов твой ум не постиг – Волноваться смешно из-за мелких интриг. Так как Бог в небесах неизменно велик –

Будь спокоен и весел, цени этот миг!

От безбожья до Бога – мгновенье одно! От нуля до итога – мгновенье одно. Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно!

Кто живя на земле, не грешил? Отвечай! Ну, а кто не грешил – разве жил? Отвечай! Чем Ты лучше меня, если мне в наказанье

Ты ответное зло совершил? Отвечай!

Раб страстей, я в унынье глубоком – увы! Жизнь прожив, сожалею о многом – увы! Даже если простит меня Бог милосердный,

Стыдно будет стоять перед Богом – увы!

От излишеств моих – разве Ты обнищал? Что за прибыль Тебе, если я отощал? Я смиренно прошу, чтобы Ты, милосердный,

Нас пореже карал и почаще прощал.

Разум мой не силен и не слишком глубок, Чтобы замыслов Божьих распутать клубок. Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь –

Сущность Бога способен постичь только Бог.

Жизнь с крючка сорвалась и бесследно прошла, Словно пьяная ночь, беспросветно прошла. Жизнь, мгновенье которой равно мирозданью,

Как меж пальцев песок, незаметно прошла!

Небо – пояс загубленной жизни моей, Слезы павших – соленые волны морей. Рай – блаженный покой после страстных усилий, Адский пламень – лишь отблеск угасших страстей. Мой совет: будь хмельным и влюбленным всегда, Быть сановным и важным – не стоит труда. Не нужны всемогущему Господу Богу

Ни усы твои, друг, ни моя борода!

Вы, злодейству, которых не видно конца, В Судный день не надейтесь на милость Творца! Бог, простивший не сделавших доброго дела,

Не простит сотворившего зло подлеца.

Благородство и подлость, отвага и страх – Все с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже –

Мы такие, какими нас создал Аллах!

От зенита Сатурна до чрева Земли Тайны мира свое толкованье нашли. Я распутал все петли вблизи и вдали,

Кроме самой простой – кроме светлой петли.

Твое дело, Хайям, лишь палатка в пути: Вечный дух себе места не сможет найти. Знак подаст повелитель отправиться дальше –

И торопятся слуги палатку снести.

Кто за чашей сидит и души не щадит, Кто молитвы твердит и на Мекку глядит, – Все они, пребывая в неведенье, дремлют,

И Один лишь – за миропорядком следит.

Мгновеньями Он виден, чаще скрыт. За нашей жизнью пристально следит. Бог нашей драмой коротает вечность!

Сам сочиняет, ставит и глядит.

Из жемчуга молений я четок не связал, И праха прегрешений с лица я не стирал, Надеюсь на спасенье лишь потому, что я

Единого ни разу двумя не называл.

В свой час горит на небе лучистых звезд венец, Восходит и заходит и меркнет наконец. За пазухой у неба, в карманах у земли

Запас рождений новых… Ведь вечно жив Творец.

Если сана святого ты мечтаешь достичь, Постарайся гордыню на время сломить. Не тревожься о пище, не думай о смерти –

Будет время того и другого вкусить.

Людей ночами не тревожил я, Не вынуждал вопить “о Боже!” я. Когда-нибудь в ночи за мной придут

И все возьмут, и самого меня.

Полно, друг, о мирском горевать и тужить, – Разве вечно кому-нибудь выпало жить? Эти несколько вздохов даны нам на время,

А имуществом временным что дорожить?

Знаю, сущность твоя недоступна уму, Мои бунт иль покорность Тебе ни к чему. Я, погрязший в грехах, жив одною надеждой:

Милосердный, простишь Ты рабу своему.

Все – и десять умов, также девять небес, восемь райских ворот, Семь созвездий – тебе по причинам шести песнь поет: “Бог не создал еще существа, кто б тебе был подобен,

Кто пять чувств, все четыре стихии, три духа несет!”

На пути Твоем – в поисках много племен, Ищут всюду слова, но не суть и закон, Суть же Истины в мире не всех озаряет,

Не познавший ее лишь болтать осужден.

Только Бог! Ничего больше нет, знаю я, Мне о том рассказала тетрадь Бытия. Светом Истины сердце едва озарилось –

От неверья очистилась вера моя!

Тот, кто в сердце своем тайны духа познал, Тот читает в сердцах, кто б пред ним ни стоял. Сам он – море, ныряльщик и жемчуг бесценный!

Вникни в мудрость того, что сейчас я сказал!

Сколько тех, кто не смог дотянуть до утра, Сколько тех, кто не знает дороги добра! Сколько тех, кто позорили лик человека –

В украшеньях из золота и серебра!

Люди веры проникли в высокую суть, Недалеким туда не дано заглянуть. И забавно ведь, что в постижении Правды

Часто видит народ еретический путь!

Боже, если грехи я большие свершил, То свои же я душу и тело губил! Я в твоем милосердии твердо уверен –

Вот пришел с покаяньем. и вновь нагрешил!

Тех, кто щедр, за былинку горой одарят И за вздох лишь один прегрешенья простят. Там, где тварям живым Бог всегда расположен,

Сто заблудших простят за один только взгляд.

От любви к Тебе сердце скорбит все сильней, Руку помощи, Боже, дай в скорби моей! Если в чем-то в делах я Тебя недостоин,

Для меня-то есть все в благодати Твоей!

Приходи, ведь душевный покой – это ты! Ты пришла! И не кто-то другой – это ты! И не ради души – ради нашего Бога

Дай увериться, тронуть рукой – это ты!

Ты, стремящийся в вечность дорогу найти, Можешь в светлой молитве ты много найти. Бог – в тебе, а великое небо есть в сердце,

Лишь в себе – где еще тебе Бога найти?

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра. Так спешите же сеять вы зерна добра! И любовь в тленном мире к друзьяи берегите

Каждый миг пуще золота и серебра.

Мир прекрасен! На все благородно взирай! Нам для жизни Господь подарил этот рай! За бездомность, которую друг не осудит,

Горьким словом упрека ты нас не карай.

Верен времени будь и к Кавсару клонись, Рай и ад позабудь и от них откажись. Шелк чалмы на вино променяй, и без страха,

Обмотавшись тряпицей, ты блеска лишись!

Я сказал: “Мир и царства – творенье Твое, Во вселенной безбрежно владенье Твое!” Ты ответил: “О нас ничего не узнаешь,

Что узнал ты о нас – заблужденье твое!”

Из ушедших никто не вернулся назад – Тайны вечной завесы прилежно хранят. Бытие прояснится в нужде – не в молитве,

Ведь молитва без веры – всего лишь обряд.

Бытие твое – миг жизни высшей, иной, Опьяненье твое – от лозы неземной, Погрузись с головой в воротник размышлений!

Твоя длань – продолжение длани другой.

Когда в сердце душа была заточена, Обрела здесь жемчужины форму она. Но лишь только расколется внешняя форма,

Тайна каждого станет пред всеми видна.

У аскета надежда на пост в рамазан, У влюбленного ринда – на чашу и жбан. Кто порадует Бога из них? – Неизвестно.

В разумении каждого – виден изъян!

Ради рая скитаться аскет будет рад, Благородных пытает мученьями ад. Говорят: нет в раю ни невзгод, ни страданий.

Ясно мне: бессердечных туда поместят!

Все изваяно в мире из глины одной, В сердце – дух, нет обители духа иной. Небеса и стихии, и птицы, и звери –

Сути Духа лишь отблеск и отклик земной.

Много зла, что казалось мне раньше добром, И добра, что ко мне обернулось лишь злом! Я не знаю, чего я хочу? Дай мне, Боже,

То, что благо внесет в мою душу и дом!

Ищешь Бога ты всюду и ночью, и днем, Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о Нем. Бог тебе говорит на наречиях разных:

“Ищешь где и кого? Я – в тебе же самом!”

Мусульманин, еврей иль язычник ты есть – Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть. Будь прямой, как стрела, в соблюдении веры!

Читайте также:  Оправдывает ли цель средства?

Иль – лежать в колчане тебе скромная честь.

О лекарствах для тяжких больных знаешь Ты, Толк в леченье, в спасении их знаешь Ты. Рассказал бы Тебе я о ранах сердечных,

Но ведь, как обо всем, и о них знаешь Ты.

Он явился ко мне: “Если ищешь меня, Почему ты в исканьях того, кто не я? Если ты вне себя, я – есть ты, ты стал мною,

Не ищи сам себя на кругах бытия!”

Кто познанья вино призван в жизни вкусить, Обо всем, что – не Бог, должен он позабыть. Тем, кому дан язык, не дозволено видеть,

Тем, кто зрячим рожден, не дано говорить.

Неразумные люди с начала веков Вместо истины тешились радугой слов; Хоть пришли им на помощь Иисус с Муххамедом,

Не проникли они в сокровенность основ.

Дух – ты разум, Всеведущим в мире ты будь И ищи милосердия праведный путь! Белый сокол ты в добрых руках у Султана,

И в руинах ли место познавшему суть?

“Бог один, лишь Аллах!” – это умный кричит; “Друг иль враг?” – усомнившись, глупец говорит. Море в вечном волненье. На волнах качаясь, –

“Я – причина волненья!” – соломинка мнит.

Коль с родным рудником связь земную порвал, Оглянись, что ты есть и куда ты попал! Потерял ты в душе то, что вложено Богом,

И дорогу ко храму его потерял!

Надо зрячим во взглядах и в виденье быть, Отстраненным от благ научиться прожить. Не дано тебе зрение виденья Бога,

Раз не можешь величье Его оценить.

В теле мира душа – это Истины суть, Твари – чувства, что миру наполнили грудь. Элементы, природа – лишь органы тела,

Все в единстве проходит начертанный путь!

Пусть весь мир перед шахом покорный лежит, Ад – плохим, рай же праведным принадлежит. Четки – ангелам, свежесть заоблачным кущам,

Нам – любимых и души их дать надлежит.

Ищешь чашу Джамшидову каждый ты миг, Весь в сомненьях – путь верный искать не привык. Посмотри, ведь частицы души – это чаши,

Где, как в зеркале, виден творения лик!

Две Каабы для веры нам создал Творец – Бытия и сердец, это – веры венец. Поклоняйся Каабе сердец, пока можешь,

Выше тысяч Кааб – и одно из сердец!

Как полон я любви, как чуден милой лик, Как много я б сказал и как мой нем язык!

Не странно ль, Господи? От жажды изнываю,

Суровый рамазан велел с вином проститься. Где дни веселые? О них нам только снится. Увы, невыпитый стоит в подвале жбан,

И не одна нетронутой ушла блудница.

Жильцы могил гниют дни, месяцы, года, Немало их частиц исчезло без следа. Какой же хмель свалил их с ног и не дает им

Прийти в сознание до Страшного суда?

О чудо четырех стихий, внемли ты вести Из мира тайного, не знающего лести! Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;

Все, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.

Всяк, кто в сердце знак рассудка начертал, – В жизни ни минуточки зря не расточал, Богу ль он молился, грамогласно вопия,

Чарку ли он в руке, успокоенный, сжимал.

Ты к людям милосерд? Да нет же, непохоже! Изгнал ты грешника из рая отчего же? Заслуга велика ль безгрешного простить?

Прости ослушника, о, милосердный боже!

Где теперь эти люди мудрейшие нашей земли? Тайной нити в основе творенья они не нашли. Как они суесловили много о сущности бога, –

Весь свой век бородами трясли – и бесследно ушли.

Ты сам ведь из глины меня изваял! – Что же делать мне? Меня, словно ткань, ты на стене соткал. – Что же делать мне? Все зло и добро, что я в мире вершу, ты сам предрешил,

Удел мой ты сам мне на лбу начертал! – Что же делать мне?

Коль можешь, не тужи о времени бегущем, Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим. Сокровища свои потрать, пока ты жив:

Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.

Я презираю лживых, лицемерных Молитвенников сих, ослов примерных. Они же, под завесой благочестья,

Торгуют верой хуже всех неверных.

Из кожи, мышц, костей и жил дана Творцом основа нам. Не преступай порог судьбы. Что ждет нас, неизвестно там. Не отступай, пусть будет твой противоборец сам Рустам.

Ни перед кем не будь в долгу, хотя бы в долг давал Хатам.

Достав вина два мана, не жалей, – Сам пей и вдоволь угощай друзей. Ведь не нуждается Создатель мира

В твоих усах и в бороде моей.

Мне богом запрещено – то, что я пожелал, Так сбудется ли оно – то, что я пожелал? Коль праведно все, что Изед захотел справедливый,

Так значит, все – ложно, грешно, – то, что я пожелал.

Из тех, что мир прошли и вдоль и поперек, Из тех, кого Творец на поиски обрек, Нашел ли хоть один хоть что-нибудь такое,

Чего не знали мы и что пошло нам впрок?

Источник: http://myrubai.ru/1879-omar-hayyam-o-boge

Омар хайям о боге(извлечение)

В публикуемых четверостишьях известного Омара Хайяма много вопросов, чем ответов…Он искал Истину всю свою жизнь, иногда порицая Бога, иногда сомневаясь в нём, но он никогда не лукавил,имхо…

Благородство и подлость, отвага и страх –

Всё с рожденья заложено в наших телах.

Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже –

Мы такие, какими нас создал Аллах!

****************************************

 Боже, если грехи я большие свершил,

То свои же я душу и тело губил!

Я в твоем милосердии твердо уверен –

Вот пришёл с покаяньем… и вновь нагрешил!

 ****************************************

Брат, не требуй богатств – их не хватит на всех.

Не взирай со злорадством святоши на грех.

Есть над смертными Бог. Что ж до дел у соседа,

То в халате твоём ещё больше прорех.

 ****************************************

Был ли в самом начале у мира исток?

Вот загадка, которую задал нам бог.

Мудрецы толковали о ней, как хотели, –

Ни один разгадать её толком не смог.

 ****************************************

В свой час горит на небе лучистых звёзд венец,

Восходит и заходит, и меркнет, наконец.

За пазухой у неба, в карманах у земли

Запас рождений новых… Ведь вечно жив Творец.

****************************************

Всё – и десять умов, также девять небес,

восемь райских ворот,Семь созвездий –

тебе по причинам шести песнь поёт:

“Бог не создал ещё существа, кто б тебе был подобен,

Кто пять чувств, все четыре стихии, три духа несёт!”

 ****************************************

Всё изваяно в мире из глины одной,

В сердце – дух, нет обители духа иной.

Небеса и стихии, и птицы, и звери –

Сути Духа лишь отблеск и отклик земной.

 ****************************************

Вы, злодейству, которых не видно конца,

В Судный день не надейтесь на милость Творца!

Бог, простивший не сделавших доброго дела,

Не простит сотворившего зло подлеца.

****************************************

Душегуб и меня почитал душегубом.

Как проникся он сим заблужденьем сугубым?

Он не то чтоб прилгнул, он в свой дух заглянул

И увидел – себя! – в этом зеркале грубом.

 ****************************************

Душой ты безбожник с Писаньем в руке,

Хоть вызубрил буковки в каждой строке.

Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

****************************************

Если сана святого ты мечтаешь достичь,

Постарайся гордыню на время сломить.

Не тревожься о пище, не думай о смерти –

Будет время того и другого вкусить.

 ****************************************

Есть много вер, и все они несхожи…

Что значит – ересь, грех, ислам?

Любовь к Тебе я выбрал, Боже,

Всё прочее – ничтожный хлам.

****************************************

Знаю, сущность твоя недоступна уму,

Мои бунт иль покорность Тебе ни к чему.

Я, погрязший в грехах, жив одною надеждой:

Милосердный, простишь Ты рабу своему.

****************************************

Из тех, что мир прошли и вдоль и поперёк,

Из тех, кого Творец на поиски обрёк,

Нашёл ли хоть один хоть что-нибудь такое,

Чего не знали мы и что пошло нам впрок?

 ****************************************

Из ушедших никто не вернулся назад –

Тайны вечной завесы прилежно хранят.

Бытие прояснится в нужде – не в молитве,

Ведь молитва без веры – всего лишь обряд.

****************************************

Ищешь Бога ты всюду и ночью, и днём,

Ищешь ты вне себя, слеп в мечтаньях о Нём.

Бог тебе говорит на наречиях разных:

“Ищешь где и кого? Я – в тебе же самом!”

 ****************************************

Когда в сердце душа была заточена,

Обрела здесь жемчужины форму она.

Но лишь только расколется внешняя форма,

Тайна каждого станет пред всеми видна.

 ****************************************

Коль можешь, не тужи о времени бегущем,

Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.

Сокровища свои потрать, пока ты жив:

Ведь всё равно в тот мир предстанешь неимущим.

 ****************************************

Коль с родным рудником связь земную порвал,

Оглянись, что ты есть и куда ты попал!

Потерял ты в душе то, что вложено Богом,

И дорогу ко храму его потерял!

 ****************************************

Кто познанья вино призван в жизни вкусить,

Обо всём, что – не Бог, должен он позабыть.

Тем, кому дан язык, не дозволено видеть,

Тем, кто зрячим рождён, не дано говорить.

****************************************

Люди веры проникли в высокую суть,

Недалёким туда не дано заглянуть.

И забавно ведь, что в постижении Правды

Часто видит народ еретический путь!

 ****************************************

Мир прекрасен! На всё благородно взирай!

Нам для жизни Господь подарил этот рай!

За бездомность, которую друг не осудит,

Горьким словом упрёка ты нас не карай.

 ****************************************

Много зла, что казалось мне раньше добром,

И добра, что ко мне обернулось лишь злом!

Я не знаю, чего я хочу? Дай мне, Боже,

То, что благо внесёт в мою душу и дом!

 ****************************************

Мусульманин, еврей иль язычник ты есть –

Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть.

Будь прямой, как стрела, в соблюдении веры!

Иль – лежать в колчане тебе скромная честь.

 ****************************************

Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра…

Так спешите же сеять вы зёрна добра!

И любовь в тленном мире к друзьям берегите

Каждый миг пуще золота и серебра.

 ****************************************

На пути Твоём – в поисках много племён,

Ищут всюду слова, но не суть и закон,

Суть же Истины в мире не всех озаряет,

Не познавший её лишь болтать осуждён.

****************************************

Надо зрячим во взглядах и в виденье быть,

Отстранённым от благ научиться прожить.

Не дано тебе зрение виденья Бога,

Раз не можешь величье Его оценить.

  ****************************************

Неразумные люди с начала веков

Вместо истины тешились радугой слов;

Хоть пришли им на помощь Иисус с Муххамедом,

Не проникли они в сокровенность основ.

 ****************************************

От безбожья до Бога – мгновенье одно!

От нуля до итога – мгновенье одно.

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно!

 ****************************************

От излишеств моих – разве Ты обнищал?

Что за прибыль Тебе, если я отощал?

Я смиренно прошу, чтобы Ты, милосердный,

Нас пореже карал и почаще прощал.

 ****************************************

От любви к Тебе сердце скорбит всё сильней,

Руку помощи, Боже, дай в скорби моей!

Если в чём-то в делах я Тебя недостоин,

Для меня-то есть всё в благодати Твоей!

 ****************************************

Полно, друг, о мирском горевать и тужить, –

Разве вечно кому-нибудь выпало жить?

Эти несколько вздохов даны нам на время,

А имуществом временным что дорожить?

 ****************************************

Раб страстей, я в унынье глубоком – увы!

Жизнь прожив, сожалею о многом – увы!

Даже если простит меня Бог милосердный,

Стыдно будет стоять перед Богом – увы!

 ****************************************

Разум мой не силён и не слишком глубок,

Чтобы замыслов Божьих распутать клубок.

Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь –

Сущность Бога способен постичь только Бог.

 ****************************************

Сколько тех, кто не смог дотянуть до утра,

Сколько тех, кто не знает дороги добра!

Сколько тех, кто позорили лик человека –

В украшеньях из золота и серебра!

 ****************************************

Те, что веруют слепо, – пути не найдут.

Тех, кто мыслит, – сомнения вечно гнетут.

Опасаюсь, что голос раздастся однажды:

“О невежды! Дорога не там и не тут!”

 ****************************************

Тех, кто щедр, за былинку горой одарят

И за вздох лишь один прегрешенья простят.

Там, где тварям живым Бог всегда расположен,

Сто заблудших простят за один только взгляд.

 ****************************************

Только Бог! Ничего больше нет, знаю я,

Мне о том рассказала тетрадь Бытия.

Светом Истины сердце едва озарилось –

От неверья очистилась вера моя!

 ****************************************

Тот, кто в сердце своём тайны духа познал,

Тот читает в сердцах, кто б пред ним ни стоял.

Сам он – море, ныряльщик и жемчуг бесценный!

Вникни в мудрость того, что сейчас я сказал!

  ****************************************

Ты, стремящийся в вечность дорогу найти,

Можешь в светлой молитве ты много найти.

Бог – в тебе, а великое небо есть в сердце,

Лишь в себе – где ещё тебе Бога найти?

 ****************************************

Источник: https://subscribe.ru/group/na-zavalinke/6164201/

Омар Хайям: цитаты, высказывания, наставления о Боге

1

“Бог один, лишь Аллах!” – это умный кричит;

“Друг иль враг?” – усомнившись, глупец говорит.

Море в вечном волненье. На волнах качаясь, –

Читайте также:  Образ и характеристика Манилова в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

“Я – причина волненья!” – соломинка мнит.

2

Благородство и подлость, отвага и страх –

Все с рожденья заложено в наших телах.

Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже –

Мы такие, какими нас создал Аллах!

3

Боже, если грехи я большие свершил,

То свои же я душу и тело губил!

Я в твоем милосердии твердо уверен –

Вот пришел с покаяньем… и вновь нагрешил!

4

Брат, не требуй богатств – их не хватит на всех.

Не взирай со злорадством святоши на грех.

Есть над смертными Бог. Что ж до дел у соседа,

То в халате твоем еще больше прорех.

5

Был ли в самом начале у мира исток?

Вот загадка, которую задал нам бог.

Мудрецы толковали о ней, как хотели, –

Ни один разгадать ее толком не смог.

6

Бытие твое – миг жизни высшей, иной,

Опьяненье твое – от лозы неземной,

Погрузись с головой в воротник размышлений!

Твоя длань – продолжение длани другой.

7

В свой час горит на небе лучистых звезд венец,

Восходит и заходит и меркнет наконец.

За пазухой у неба, в карманах у земли

Запас рождений новых… Ведь вечно жив Творец.

8

В теле мира душа – это Истины суть,

Твари – чувства, что миру наполнили грудь.

Элементы, природа – лишь органы тела,

Все в единстве проходит начертанный путь!

9

Верен времени будь и к Кавсару клонись,

Рай и ад позабудь и от них откажись.

Шелк чалмы на вино променяй, и без страха,

Обмотавшись тряпицей, ты блеска лишись!

10

Все – и десять умов, также девять небес, восемь райских ворот,

Семь созвездий – тебе по причинам шести песнь поет:

“Бог не создал еще существа, кто б тебе был подобен,

Кто пять чувств, все четыре стихии, три духа несет!”

11

Все изваяно в мире из глины одной,

В сердце – дух, нет обители духа иной.

Небеса и стихии, и птицы, и звери –

Сути Духа лишь отблеск и отклик земной.

12

Всяк, кто в сердце знак рассудка начертал, –

В жизни ни минуточки зря не расточал,

Богу ль он молился, грамогласно вопия,

Чарку ли он в руке, успокоенный, сжимал.

13

Вы, злодейству, которых не видно конца,

В Судный день не надейтесь на милость Творца!

Бог, простивший не сделавших доброго дела,

Не простит сотворившего зло подлеца.

14

Где теперь эти люди мудрейшие нашей земли?

Тайной нити в основе творенья они не нашли.

Как они суесловили много о сущности бога, –

Весь свой век бородами трясли – и бесследно ушли.

15

Две Каабы для веры нам создал Творец – 

Бытия и сердец, это – веры венец.

Поклоняйся Каабе сердец, пока можешь,

Выше тысяч Кааб – и одно из сердец!

16

Достав вина два мана, не жалей, – 

Сам пей и вдоволь угощай друзей.

Ведь не нуждается Создатель мира

В твоих усах и в бороде моей.

17

Дух – ты разум, Всеведущим в мире ты будь

И ищи милосердия праведный путь!

Белый сокол ты в добрых руках у Султана,

И в руинах ли место познавшему суть?

18

Душегуб и меня почитал душегубом.

Как проникся он сим заблужденьем сугубым?

Он не то чтоб прилгнул, он в свой дух заглянул

И увидел – себя! – в этом зеркале грубом.

19

Душой ты безбожник с Писаньем в руке,

Хоть вызубрил буковки в каждой строке.

Без толку ты оземь башкой ударяешь,

Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!

20

Если мельницу, баню, роскошный дворец 

Получает в подарок дурак и подлец, 

А достойный идет в кабалу из-за хлеба – 

Мне плевать на твою справедливость, творец!

Источник: http://www.edgarcaysi.narod.ru/omar_hayam_oboge_1.html

Омар Хайям и его поэтичная мудрость. Будь счастлив теперь!

Дорогие читатели, сегодня я приглашаю вас к философской беседе. Ведь речь пойдет о высказываниях знаменитого поэта и философа Омара Хайяма. Поэт считается одним из величайших умов и философов Востока. Составляя афоризмы о жизни со смыслом, Омар Хаям писал короткие четверостишия – рубаи. Интересно однако, что при жизни он гораздо больше был известен как ученый-астроном и математик.

До викторианской эпохи о нем знали только на Востоке. Из-за широты взглядов долгое время Хайяма-поэта и Хайяма-ученого считали разными людьми. Сборник четверостиший, рубаят, был опубликован после смерти автора.

Европейцы прочитали рубаят в переводе английского естествоиспытателя и поэта Эдварда Фитцджеральда. По мнению литераторов, собрание стихов Хаяма включает более 5 000 произведений.

Историки осторожничают: эксперты утверждают, перу Хайяма принадлежит лишь от 300 до 500 стихов.

Философ тонко чувствовал жизнь и точно описывал характеры людей. Подмечал особенности поведения в разных ситуациях. Несмотря на то, что он жил много лет назад, изречения и мысли Хайяма актуальны до сих пор, а многие высказывания стали известными афоризмами.

И теперь я приглашаю вас, дорогие читатели, получить тонкое удовольствие от поэтичной мудрости и остроумия афоризмов и цитат великого мыслителя Омара Хайяма.

Поэт не мог пройти мимо вечной темы отношений мужчин и женщин. Искренне и просто он пишет:

Дни, проведенные без радостей любви,
Считаю тяготой ненужной и постылой.

Но идеализм Хайяму чужд. Любовные метания описывают несколько строк:

Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.

Поэт также много размышлял о том, в чем проявляется истинная близость и любовь между людьми:

Дарить себя – не значит продавать.
И рядом спать – не значит переспать.
Не отомстить – не значит все простить.
Не рядом быть – не значит не любить.

Физические расстояния в далеком прошлом значили больше, чем сейчас. Но душевное отчуждение может быть все тем же. Знаток душ о вечной проблеме семей, соблазнении мужей, сказал кратко: «Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена, можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница, но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина».

Вместе с тем философ признается:

Слаб человек – судьбы неверный раб,
Изобличенный я бесстыдный раб!
Особенно в любви. Я сам, я первый
Всегда неверен и ко многим слаб.

Об идеале женской красоты от лица мужчин Хайям писал:

Ты, чей облик свежее пшеничных полей,
Ты михраба из райского храма милей!
Тебя мать при рожденье омыла амброю,
Подмешав в аромат капли крови моей!

Удивительно, больше десяти веков прошло со времени, когда были написаны эти строки, а поступки влюбленных почти не изменились. Может быть, поэтому до сих пор пользуются такой популярностью самые остроумные цитаты и афоризмы Омара Хайяма?

В период жизни учёного в исламском мире (в современных границах от Азербайджана до Индии) религией в литературе наложены жесткие ограничения на описание любви. Более тридцати лет действует строжайший запрет на упоминание спиртного в стихах. Но философ словно смеется над имамами. Известных стих разобран на афоризмы.

Нам говорят, что в кущах рая мы дивных гурий обоймем,
Себя блаженно услаждая чистейшим медом и вином.
Так если то самим Предвечным в святом раю разрешено,
То можно ль в мире скоротечном забыть красавиц и вино?

Впрочем, пресловутое вино Хайяма не столько спиртное, сколько символ радости жизни:

Пей! И в огонь весенней кутерьмы
Бросай дырявый, темный плащ зимы.
Недлинен путь земной. А время – птица.
У птицы – крылья… Ты у края тьмы.

Вино это еще и способ постичь мудрость обычных, на первый взгляд, явлений и образов:

Человек – это истина мира, венец –
Знает это не каждый, а только мудрец.
Выпей каплю вина, чтоб тебе не казалось,
Что творения все на один образец.

Хотя главное все-таки это умение получать удовольствие от жизни:

Не горюй, что забудется имя твое.
Пусть тебя утешает хмельное питье.
До того, как суставы твои распадутся,
Утешайся с любимой, лаская ее.

Главная особенность произведений мудреца – целостность без модного ныне конфликта. Человек не просто целостен, но и влияет на окружение:

Лишь на небе рассвет займется еле зримый,
Тяни из чаши сок лозы неоценимой!
Мы знаем: истина в устах людей горька, –
Так, значит, истиной вино считать должны мы.

В этом весь Хайям – предлагает искать смысл жизни в ее бесконечных проявлениях.

Такова суть философов – постоянно размышлять о происходящем вокруг и уметь выразить это точно и емко. Омар Хайям излагал очень необычный взгляд:

И ночи сменялися днями
До нас, о мой друг дорогой,
И звезды свершали все так же
Свой круг предрешенный судьбой.
Ах, тише! Ступай осторожней
На пыль под ногою твоей –
Красавиц ты прах попираешь,
Останки их дивных очей.

Хайям мудр и в своем отношении к смерти и страданиям. Как любой мудрый человек он знал, что нет смысла жалеть о прошлом и что в постоянном ожидании лучшего счастья тоже не найти.

За страданья свои небеса не кляни.
На могилы друзей без рыданья взгляни.
Оцени мимолетное это мгновенье.
Не гляди на вчерашний и завтрашний дни.

И о разном восприятии жизни он писал:

В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

И, конечно, для него были очевидны все основные законы мироздания, которые и сейчас указывают на то, что самое лучшее в жизни – творить добро:

Не делай зла – вернется бумерангом,
Не плюй в колодец – будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не предавай друзей – их не заменишь,
И не теряй любимых – не вернешь,
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь.

Философ считал главным труд, а положение в обществе, богатство и социальные блага лишь преходящими атрибутами. О чванстве он писал:

Порою некто гордо мечет взгляды: «Это – я!»
Украсит золотом свои наряды: «Это – я!»
Но лишь пойдут на лад его делишки,
Внезапно смерть выходит из засады: «Это – я!»

В мимолетности бытия поэт ценил человечность, умение сосредоточиться на своих задачах:

Не завидуй тому, кто силен и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Омар Хайям способен был с юмором относиться ко многим вещам:

Когда голову я под забором сложу,
В лапы смерти, как птица в ощип, угожу –
Завещаю: кувшин из меня изготовьте,
Приобщите меня к своему кутежу!

Хотя, как и вино, кутеж и радость поэта нельзя понимать только буквально. В рубаи заключается несколько слоев мудрости.

В силу особенностей мировоззрения Востока того времени Хайям не мог оставить без внимания религию.

Бог – в жилах дней. Вся жизнь – Его игра.
Из ртути он – живого серебра.
Блеснет луной, засеребрится рыбкой…
Он – гибкий весь, и смерть – Его игра.

Омар Хайям долго шел к пониманию Бога. Бог, по Хайяму, сильно отличается от христианского триединства Отца, Сына и Святого Духа.

Мгновеньями Он виден, чаще скрыт.
За нашей жизнью пристально следит.
Бог нашей драмой коротает вечность!
Сам сочиняет, ставит и глядит.

Говоря строго, в исламе от триединства присутствует лишь Святой Дух. Согласно Корану, Иисус, точнее Иса – один из величайших пророков. Их ученый откровенно не любил:

Пророки приходили к нам толпами,
И миру темному обещан ими свет.
Но все они с закрытыми глазами
Во тьму сошли один другому вслед.

Хотя философ и участвовал в воспитании детей знатных родов, богословских трудов после себя не оставил. Факт тем более удивительный, что за 10 лет работы в Бухаре ученый выпустил 4 фундаментальных дополнения к геометрии Евклида и 2 работы по астрономии. Видимо, теософия осталась вне его интересов. Об отношении к культу религии говорит его шутливый стих:

Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.
Не в жажде чуда я и не с мольбой:
Когда-то коврик я стянул отсюда,
А он истерся. Надо бы другой…

И тут уже прямо, без всякого юмора:

В семидесяти двух ученьях все подряд
О сущности Творца так много говорят!
Уж ладно б чепуху болтали меж собою –
Словами складными народ они дурят.

Между религией и светом деятельного разума людей ученый выбирает человечество:

Для верующих есть к двум Каабам пути:
Иль в Мекке Каабу, иль в сердце обрести.
Как по святым местам, иди от сердца к сердцу
И каждое из них ста Меккам предпочти.

Основным путем к сердцу людей Хайям считал действие. Притом начатое полагал жизненно важным завершить: «Сорванный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение – дописано, а любимая женщина – счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам».

Об отношении же к жизни поэт писал:

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь.
Ни былой, ни грядущей минуте не верь.
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!

Возможно, не все строки отзываются в душе каждого из нас, но наверняка большая их часть. Не зря их передают из уст в уста и постоянно цитируют. Так пусть же наша теплая подборка пополнит копилку житейской мудрости и еще раз напомнит о главном. Хотя бы опять же об умении быть счастливым здесь и сейчас, в настоящем, не откладывая свое счастье на потом.

Источник

Источник: https://polonsil.ru/blog/43635545230/prev

Ссылка на основную публикацию