Михаил светлов – стихи о войне: читать стихотворения светлова про войну

Стихи о войне Светлова: стихи, полный список всех произведений – Современная библиотека DY9

… Читать стихотворение »

Н. Асееву

Ночь стоит у взорванного моста, Конница запуталась во мгле… Парень, презирающий удобства,

Умирает на сырой земле.

Теплая полтавская погода
Стынет на запекшихся губах,

… Читать стихотворение »

Пробивается в тучах Зимы седина, Опрокинутся скоро На землю снега,- Хорошо нам сидеть За бутылкой вина И закусывать

Мирным куском пирога.

Пей,

… Читать стихотворение »

Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом.

Мы с тобою шлялись долго,
Бились дружно,

… Читать стихотворение »

Поворачивали дула В синем холоде штыков, И звезда на нас взглянула Из-за дымных облаков. Наши кони шли понуро, Слабо чуя повода. Я сказал ему: — Меркурий

Называется звезда.

… Читать стихотворение »

Они улеглись у костра своего, Бессильно раскинув тела, И пуля, пройдя сквозь висок одного,

В затылок другому вошла.

Их руки, обнявшие пулемет,
Который они стерегли,

… Читать стихотворение »

Барабана тугой удар Судит утренние туманы,- Это скачет Жанна дАрк

К осажденному Орлеану.

Двух бокалов влюбленный звон Тушит музыка менуэта,- Это празднует Трианон

День Марии-Антуанетты.

… Читать стихотворение »

В екатеринославских степях, Где травы, где просторов разбросано столько, Мы поймали махновца Кольку, И, чтоб город увидел и чтоб знали поля, Мне приказано было его

расстрелять.

… Читать стихотворение »

Было так — легенды говорят — Миллиарды лет тому назад: Гром был мальчиком такого-то села,

Молния девчонкою была.

Кто мог знать — когда и почему
Ей сверкать и грохотать ему?

… Читать стихотворение »

Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. Ты устал. На лице твоем пот, Словно капелька жира, течет. Стой! Ты рано, дружок, поднялся.

Поработай еще полчаса!

… Читать стихотворение »

Гуди над батальоном, Знакомая пальба, Труби над батальоном, Десятая труба. Опять предо мною Огонь и свинец, Весь мир предо мною, Как Зимний дворец… Время свершает

Десятый полет,

… Читать стихотворение »

Уже не мальчиком, Уже почти мужчиной Перехожу десятую межу. В одиннадцатую Нашу годовщину, Накрыт противогазом,

Прихожу.

Мне десять лет
Знакомы поименно,

… Читать стихотворение »

Мы — солидные люди, Комсомольцы двадцатого года. Моль уже проедает Походные наши шинели… Мы с детства знакомы С украинской нашей природой, Мы знаем, Как выглядит тополь

После дождя и шрапнели.

… Читать стихотворение »

1

Снова бродит луна Но полям бесконечных скитаний. Словно в очередь к богу, Вразвалку лежат мертвецы… Засыхает слюна Над застрявшей в гортани

Отсыревшей полоской мацы…

Чтобы спрятать свой стыд,

… Читать стихотворение »

Первая пуля Попала в ногу, Но я, представьте, не был взволнован, — Я был совершенно спокоен… Ей-богу!

Честное слово!..

То ли бог, то ли черт мне помог?

… Читать стихотворение »

Черный крест на груди итальянца, Ни резьбы, ни узора, ни глянца,- Небогатым семейством хранимый

И единственным сыном носимый…

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?

… Читать стихотворение »

Чтоб не было следов, повсюду подмели… Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте: Мой финиш — горизонт, а лента — край земли,

Я должен первым быть на горизонте!

… Читать стихотворение »

Молодой красноармеец Долго на небо смотрел, — Над заводом оружейным

Тульский голубь пролетел.

И пошел красноармеец По дорогам боевым, —

Позади родная Тула,

… Читать стихотворение »

С утра до заката, Всю ночь до утра В снегу большевичит

Мурманский край.

Немного южнее Суровой страны Бока Ярославля

От крови красны.

… Читать стихотворение »

Белый конь Под Орлом пролетел, Предназначенный к въезду в Москву, Подминая траву… Время мчится быстрее, Чем лошадь, — и вот – Конь издох,

А хозяин в Париже живет.

… Читать стихотворение »

Я нынешней ночью Не спал до рассвета, Я слышал — проснулись Военные ветры. Я слышал — с рассветом Девятая рота Стучала, стучала,

Стучала в ворота.

… Читать стихотворение »

Каховка, Каховка — родная винтовка — Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орел и Каховка — Этапы большого пути. Гремела атака, и пули звенели, И ровно строчил пулемет…

И девушка наша проходит в шинели,

… Читать стихотворение »

Источник: http://dy9.ru/stixi-o-vojne/mixail-svetlov-stixi-o-vojne/

Михаил Светлов – Стихи

Здесь можно скачать бесплатно “Михаил Светлов – Стихи” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Стихи” читать бесплатно онлайн.

Михаил Аркадьевич Светлов

– Басня – В разведке – Горизонт – Гренада – Двое – Живого или мертвого… – Живые герои – Итальянец – Песня (Ночь стоит у взорванного моста…) – Песня о Каховке – Рабфаковке – Старушка

ГРЕНАДА Мы ехали шагом, Мы мчались в боях, И “Яблочко”-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая Степной малахит.

Но песню иную О дальней земле Возил мой приятель С собою в седле. Он пел, озирая Родные края: “Гренада, Гренада, Гренада моя!”

Он песенку эту Твердил наизусть… Откуда у хлопца Испанская грусть? Ответь, Александровск, И, Харьков, ответь: Давно ль по-испански Вы начали петь?

Скажи мне, Украйна, Не в этой ли ржи Тараса Шевченко Папаха лежит? Откуда ж, приятель, Песня твоя: “Гренада, Гренада, Гренада моя”?

Он медлит с ответом, Мечтатель-хохол: – Братишка! Гренаду Я в книге нашел. Красивое имя, Высокая честь Гренадская волость В Испании есть!

Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные, Прощайте, друзья “Гренада, Гренада, Гренада моя!”

Мы мчались, мечтая Постичь поскорей Грамматику боя Язык батарей. Восход подымался И падал опять, И лошадь устала Степями скакать.

Но “Яблочко”-песню Играл эскадрон Смычками страданий На скрипках времен… Где же, приятель, Песня твоя: “Гренада, Гренада, Гренада моя”?

Пробитое тело Наземь сползло, Товарищ впервые Оставил седло. Я видел: над трупом Склонилась луна, И мертвые губы Шепнули “Грена…”

Да. В дальнюю область, В заоблачный плес Ушел мой приятель И песню унес. С тех пор не слыхали Родные края: “Гренада, Гренада, Гренада моя!”

Отряд не заметил Потери бойца, И “Яблочко”-песню Допел до конца. Лишь по небу тихо Сползла погодя На бархат заката Слезинка д 1000 ождя…

Новые песни Придумала жизнь… Не надо, ребята, О песне тужить. Не надо, не надо, Не надо, друзья… Гренада, Гренада, Гренада моя! Русская Советская Поэзия. Москва, “Художественная Литература”, 1990.

РАБФАКОВКЕ Барабана тугой удар Будит утренние туманы,Это скачет Жанна д'Арк К осажденному Орлеану.

Двух бокалов влюбленный звон Тушит музыка менуэта,Это празднует Трианон День Марии-Антуанетты.

В двадцать пять небольших свечей Электрическая лампадка,Ты склонилась, сестры родней, Над исписанною тетрадкой…

Громкий колокол с гулом труб Начинают “святое” дело: Жанна д'Арк отдает костру Молодое тугое тело.

Палача не охватит дрожь (Кровь людей не меняет цвета),Гильотины веселый нож Ищет шею Антуанетты.

Ночь за звезды ушла, а ты Не устала,- под переплетом Так покорно легли листы Завоеванного зачета.

Ляг, укройся, и сон придет, Не томися минуты лишней. Видишь: звезды, сойдя с высот, По домам разошлись неслышно.

Ветер форточку отворил, Не задев остального зданья, Он хотел разглядеть твои Подошедшие воспоминанья.

Наши девушки, ремешком Подпоясывая шинели, С песней падали под ножом, На высоких кострах горели.

Так же колокол ровно бил, Затихая у барабана… В каждом братстве больших могил Похоронена наша Жанна.

Мягким голосом сон зовет. Ты откликнулась, ты уснула. Платье серенькое твое Неподвижно на спинке стула. Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1967.

* * * Живого или мертвого, Жди меня двадцать четвертого, Двадцать третьего, двадцать пятого Виноватого, невиноватого. Как природа любит живая, Ты люби меня не уставая… Называй меня так, как хочешь: Или соколом, или зябликом.

Ведь приплыл я к тебе корабликом Неизвестно, днем или ночью. У кораблика в тесном трюме Жмутся ящики воспоминаний И теснятся бочки раздумий, Узнаваний, неузнаваний… Лишь в тебе одной узнаю Дорогую судьбу свою. Михаил Светлов. Избранные произведения в двух томах.

Москва, “Художественная литература”, 1965.

ДВОЕ Они улеглись у костра своего, Бессильно раскинув тела, И пуля, пройдя сквозь висок одного, В затылок другому вошла.

Их руки, обнявшие пулемет, Который они стерегли, Ни вьюга, ни снег, превратившийся в лед, Никак оторвать не могли.

Тогда к мертвецам подошел офицер И грубо их за руки взял, Он, взглядом своим проверяя прицел, Отдать пулемет приказал.

Но мертвые лица не сводит испуг, И радость уснула на них… И холодно стало третьему вдруг От жуткого счастья двоих. 1924 Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, “Полифакт”, 1995.

БАСНЯ Было так – легенды говорят Миллиарды лет тому назад: Гром был мальчиком такого-то села, Молния девчонкою была.

Кто мог знать – когда и почему Ей сверкать и грохотать ему? Честь науке – ей дано уменье Выводить нас из недоуменья.

Гром и Молния назначили свиданье (Дата встречи – тайна мирозданья). Мир любви пред ним и перед ней, Только все значительно крупней.

Грандиозная сияла высь, У крылечка мамонты паслись, Рыбаков артель себе на завтрак Дружно потрошит ихтиозавра.

Грандиозная течет вода, Грандиозно все, да вот беда: Соловьи не пели за рекой (Не было же мелочи такой).

Над влюбленными идут века. Рановато их женить пока… Сквозь круговорот времен домчась, Наступил желанный свадьбы час.

Пили кто знаком и незнаком, Гости были явно под хмельком. Даже тихая обычно зорька Всех шумней кричит фальцетом:- Горько!

Гром сидит задумчиво: как быть? Может, надо тише говорить? Молния стесняется – она, Может, недостаточно скромна?

Читайте также:  Анализ рассказа чехова «толстый и тонкий»

– Пьем за новобрачных! За и за!Так возникла первая гроза.

Молния 1000 блестит, грохочет гром. Миллиарды лет они вдвоем…

Пусть любовь в космическом пространстве О земном напомнит постоянстве!

Дорогая женщина и мать, Ты сверкай, я буду грохотать! 1958 Михаил Светлов. Избранные произведения в двух томах. Москва, “Художественная литература”, 1965.

ПЕСНЯ О КАХОВКЕ Каховка, Каховка – родная винтовка, Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орел и Каховка Этапы большого пути.

Гремела атака и пули звенели, И ровно строчил пулемет… И девушка наша приходит в шинели, Горящей Каховкой идет…

Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти Мы – мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути!

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, Как нас обнимала гроза? Тогда нам обоим сквозь дым улыбались Ее голубые глаза…

Так вспомним же юность свою боевую, Так выпьем за наши дела, За нашу страну, за Каховку родную, Где девушка наша жила…

Под солнцем горячим, под ночью слепою Немало пришлось нам пройти Мы – мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути! 1932 Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, “Детская Литература”, 1968.

ПЕСНЯ

Н. Асееву

Ночь стоит у взорванного моста, Конница запуталась во мгле… Парень, презирающий удобства, Умирает на седой земле.

Тёплая полтавская погода Стынет на запёкшихся губах, Звёзды девятнадцатого года Потухают в молодых глазах.

Он ещё вздохнёт, застонет еле, Повернётся на бок и умрёт, И к нему в простреленной шинели Тихая пехота подойдёт.

Юношу стального поколенья Похоронят посреди дорог, Чтоб в Москве ещё живущий Ленин На него рассчитывать не мог,

Чтобы шла по далям живописным Молодость в единственном числе…

Девушки ночами пишут письма, Почтальоны ходят по земле. 1931 Русская и советская поэзия для студентов-иностранцев. А.К.Демидова, И.А. Рудакова. Москва: “Русский язык”, 1981.

ГОРИЗОНТ Там, где небо встретилось с землей, Горизонт родился молодой. Я бегу, желанием гоним. Горизонт отходит. Я за ним. Вон он за горой, a вот – за морем.

Ладно, ладно, мы еще поспорим! Я и погоне этой не устану, Мне здоровья своего не жаль, Будь я проклят, если не достану Эту убегающую даль! Все деревья заберу оттуда, Где живет непойманное чудо, Всех зверей мгновенно приручу… Это будет, если я хочу! Я пущусь на хитрость, на обман, Сбоку подкрадусь…

Но как обидно На пути моем встает туман, И опять мне ничего не видно. Я взнуздал отличного коня Горизонт уходит от меня. Я перескочил в автомобиль Горизонта нет, а только пыль. Я купил билет на самолет. Он теперь, наверно, не уйдет! Ровно, преданно гудят моторы.

Горизонта нет, но есть просторы! Есть поля, готовые для хлеба, Есть еще не узнанное небо, Есть желание! И будь благословенна Этой каждой дали перемена!.. Горизонт мой! Ты опять далек? Ну еще, еще, еще рывок! Как преступник среди бела дня, Горизонт уходит от меня! Горизонт мой… Я ищу твой след, Я ловлю обманчивый изгиб.

Может быть, тебя и вовсе нет? Может быть, ты на войне погиб? Мы – мои товарищи и я Открываем новые края. С горечью я чувствую теперь, Сколько было на пути потерь! И пускай поднялись обелиски Пад людьми, погибшими в пути,Все далекое ты сделай близким, Чтоб опять к далекому идти! Михаил Светлов. Избранные произведения в двух томах. Москва, “Художественная литература”, 1965.

ЖИВЫЕ ГЕРОИ Чубатый Тарас Никого не щадил… Я слышу Полуночным часом, Сквозь двери: – Андрий! Я тебя породил!..Доносится голос Тараса.

Источник: https://www.libfox.ru/54975-mihail-svetlov-stihi.html

Читать

Любимый герой Светлова — комсомолия, юность. Поэта можно назвать летописцем комсомола, его подвигов — на фронтах гражданской, а затем Отечественной войны, вплоть до штурма целины и космоса. Светлова можно назвать и певцом революционных традиций, которые принимает новая молодежь из рук старших поколений.

Жить (по-человечески!) на земле — значит жить в мире прекрасного. Это ключ к пониманию особенностей поэтического мира Светлова.

Там, где «небо встретилось с землей», на линии горизонта, на грани обычного, повседневного, и возвышенного, а иногда фантастического, — возник этот мир.

Порою кажется, что дар воображения уводит поэта чересчур далеко: на ленинградской улице ему мерещатся усатые тигры… Но тигры на Фонтанке — это не более чем шутливое утверждение безграничности и щедрости воображения, у которого точны цель и адрес:

Богат я! В моей это власти —

Всегда сочинять и творить,

И если не радость и счастье,

То что же мне людям дарить?

Поэзия Светлова — создание не только большого таланта и мастерства. Она — детище любви поэта к героям революции. Силой этой необыкновенной любви они подняты, словно на крыльях. Сказать, что Светлов воплощает идеи и чувства героев революции, — неточно: Светлов рыцарски верен ей.

Но кто же в XX веке воспримет рыцарский культ всерьез? Чтобы красота и сила чувства были выражены без потерь, они маскируются — застенчивостью, наивностью, юмором. Поэт говорит вполголоса, любит полутона, оттенки, — в стихах нередко совмещаются радость и грусть, отрицание и понимание, одобрение и сожаление.

Это поэзия правды человеческих чувств, неизменно просветленная мыслью о прекрасном.

1

Михаил Аркадьевич Светлов родился в Екатеринославе (теперь Днепропетровск) 17 июня 1903 года. Отец его был мелким ремесленником. Будущий поэт жил в среде местечкового мещанства, задавленного еврейскими религиозными традициями и предрассудками.

В 1914–1917 годах Светлов учился в начальном (четырехклассном) Екатеринославском училище, одновременно служил «мальчиком» в фотографии и на товарной бирже.

Светлов рано познакомился с классиками русской литературы, зачитывался Лермонтовым, Некрасовым, особенно любил поэзию Пушкина.

Когда в город ворвалась революция, будущему поэту было всего 14 лет. Но в те годы люди взрослели стремительно. В 1917 году Светлов добровольно вступил в Красную Армию, вскоре стал комсомольцем[1].

Он родился как поэт в дни революции и гражданской войны.

Не сынки у маменек

В помещичьем дому —

Выросли мы в пламени,

В пороховом дыму.

Эти слова популярной комсомольской песни[2] очень точно передают не только типичную биографию юношей тех лет, но и гордость их — быть солдатами армии революционеров.

Революционные чувства накапливались, росли, искали выхода. И когда Светлов заговорил в стихах о том, что пережил, когда понял свой опыт как исторический опыт нового поколения, родившегося в гражданской войне, тогда и родился поэт.

В 1925–1926 годах одно за другим написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке» и многие другие.

Им предшествует полоса исканий.

Светлов начал писать еще в 1919 году, а к 1925 году был автором сборников «Рельсы», «Стихи» и «Корни». Но стихотворения этих лет — еще не тот Светлов, которого мы знаем.

Сначала поэтический разговор об отдельных героях казался ему, вероятно, мелким, — Светлова влекли монументальные формы влиятельного в те дни искусства «Пролеткульта» и «Кузницы». Это искусство воспринималось тогда как выражение чувств всей огромной массы людей, только что совершивших переворот в мировой истории.

Монументальные, абстрактные образы: Революция, Коммуна, Город, Завод, Домна — господствовали в стихах. В светловских «Рельсах» — нередки подобные мотивы («Моим друзьям», «Промышленность», «Песня о городе и о железе»). «Рельсы» — сквозной образ, давший название сборнику, типичен для пролетарской поэзии.

Но уже здесь ощутимо будущее светловской музы:

…Сегодня больному паровозу

В депо починили лапу.

Видимо, не удовлетворенный пролеткультовскими принципами, поэт порывается к откровенной сердечной исповеди о том, что он видел сам. Он еще не чувствует, что его биография — это биография поколения, — и стихи приобретают замкнуто личный характер («Песня отца», «Теплушка»).

В ранних стихах уже пробиваются характерные для зрелой поэзии Светлова темы интернационализма и гуманизма. В поэме «Комсомол» два героя — друзья Васька и Джон. «Стихи о ребе» пронизаны чувствами человека, свободного от национальных предрассудков.

Настолько прекрасным и прочным кажется Светлову это завоевание, что он ищет неожиданную ситуацию: погромщик и его жертва, которых разделила река крови, случайно встретились уже после Октября.

И что же? Нет в душе героев и тени былой вражды… Они — люди! И потому могут стать друзьями (поэма «Хлеб»).

В первых произведениях Светлова уже заключено понимание непростоты жизни, столь свойственное поэту впоследствии. Хорошо ли, что революция отдает на слом патриархально-религиозный уклад? Еще бы! Но все-таки жалко такого старого, беспомощного ребе. И эта жалость — не измена революции.

Склонность к сердечному общению с читателем, разочарование в риторической отвлеченности поэтов «Кузницы» направляет внимание Светлова к опыту Есенина («ночь проходит черною гадалкой…», «новых гуслей звончатый запев…»).

Пока можно говорить лишь о подражании, а не о связи Светлова с традицией того или иного поэта.

Глашатаем новых лозунгов выступила группа комсомольских поэтов. Ранее связанные с «Кузницей», поэты эти откололись от нее и организовали группу «Молодая гвардия». Сюда вошли А. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов, М. Голодный, Н. Кузнецов и другие.

Убежденно и страстно они утверждали, что именно «живой человек», делающий свое скромное дело, — подлинный предмет искусства. И слова Безыменского:

Довольно неба

И мудрости вещей!

……………………

Давайте землю

И живых людей, —

прозвучали как манифест. В веселой и воинственной нарочитости раздумий поэта о «себестоимости советских товаров» или «о шапке, котиковой, моей», полученной по ордеру Центрального Комитета, о валенках или картофеле — звучала заражающая своей убежденностью интонация первооткрывателей новых горизонтов поэзии.

Но единый курс на героя конкретного дела комсомольские поэты держали по-разному: Безыменский, Жаров — в сторону подробностей революционного быта первой комсомолии, Светлов — к романтике, подымавшей героя над бытом.

Если участие Светлова в группе комсомольских поэтов «Молодая гвардия» не было ни случайным, ни бесплодным, то приход его в «Перевал» (1924) вовсе не принес поэту радости. Его привлекли, видимо, декларации группы, утверждавшей психологизм и эмоциональность искусства в противовес социологическим схемам.

Но молодой поэт сразу не сумел разглядеть, что «перевальцы» разъединяли в героях их чувства и разум, отрицали социальное сознание героя, отдавая его на произвол подсознательных, биологических инстинктов.

Читайте также:  Как Вы понимаете фразу: «Человек без мечты, что птица без крыльев»?

Возможно, именно отталкивание от идей «Перевала» укрепило поэта в его пристрастии к социальному, нравственно здоровому и красивому герою, который вот-вот должен был родиться в его стихах: год выхода из «Перевала» совпал с публикацией первых произведений светловской классики.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=260697&p=1

Стихи о великой отечественной войне

МИХАИЛ  СВЕТЛОВ

ФРОНТОВАЯ НОЧЬ

Пожар крылом широким машет,

Над лесом полночь глубока,

И, как дивизия на марше,

Над батареей облака.

Как будто схвачена за горло,

Окрестность дальняя дрожит,

Когда огонь, покинув жерла,

Быстрее выдумки летит.

И как бы смерть ни сторожила,

Никто назад не отойдёт,

Покуда ненависть по жилам,

Как электричество, течёт.

Огня военных перекличек

Я узнаю знакомый свист…

Вперёд, боец! Стреляй, зенитчик!

Гони коня, кавалерист!

Пройдут года, мы станем старше, –

На город издали взгляни,

И, как дивизию на марше,

Ты вспомнишь молодости дни!

                      (1941г.)

* * *

ВАДИМ  СИКОРСКИЙ

Как я люблю людей родной России!

Они тверды. Их вспять не повернёшь!

Они своею кровью оросили

Те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули никакие беды.

И славить вечно вся земля должна

Простых людей, которым за победы

Я б звёзды перелил на ордена.

                         ( 1945г.)

·         * *

КОНСТАНТИН  СИМОНОВ

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

                   (1941г.)

              * * *

СЛАВА.

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

Он мёртв. Его никто не знает.

Но мы ещё на полпути,

И слава мёртвых окрыляет

Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

                       ( 1942г.)

               * * *

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» –

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, всё-таки родина-

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезой и песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовым,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём».

«Мы вас подождём!»- говорили нам пажити.

«Мы вас подождём!»- говорили леса.

Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я всё-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По- русски три раза меня обняла.

                               ( 1941г.)

                 * * *

ГРИГОРИЙ  САННИКОВ

БЕРЕГИ КАСКУ – СБЕРЕЖЁШЬ ГОЛОВУ

Полукруглая, стальная,

С тонким звоном серебра,

Вот она, моя родная,

Дорогая, как сестра.

Вот она, моя защита-

Прочный панцирь головной.

Трижды бита, не пробита

Вражьей пулей, ни одной.

Три скользящих поцелуя,

Три зарубки, три конца,

Три могилы – аллилуйя! –

Неизвестного бойца.

Посудите сами, братцы,

Выйди я без каски в бой,

И пришлось бы мне валяться

С продырявленной навылет

Разудалой головой.

Так-то, братцы, было дело…

Каска – панцирь, каска – щит.

Кто её сочтёт за мелочь,

Коль она у амбразуры

И в бою от пули-дуры,

От осколков нас хранит.

                         (1944г.)

               * * *

   САМУИЛ  МАРШАК

ЧАСЫ НА БАШНЕ

Башня есть под Ленинградом,

А на башне – циферблат.

Разорвался с башней рядом

Неприятельский снаряд.

Бил по башне в перестрелке

Частым градом пулемёт.

Но ползут по кругу стрелки,-

Время движется вперёд!

Под землёй лежит в подвале

Сердце башенных часов,

Чтоб его не колебали

Источник: http://loknaj.ucoz.ru/publ/stikhi_o_velikoj_otechestvennoj_vojne/1-1-0-75

Михаил Светлов «Большая дорога»

Пришло уже пять сборников  стихов из серии «Великие поэты» (Антокольский,  Вяземский, Григорьев, Жуковский, Никитин) и что-то ни о ком из них не захотелось написать. Сегодня купила сборник стихов Михаила Светлова «Большая дорога».

Михаил Аркадьевич Светлов — русский советский поэт и драматург

17 06 1903 — 28 09 1964

Из юности помню песни на его стихи:

ГРЕНАДА

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая —

Степной малахит.

Но песню иную

О дальней земле

Возил мой приятель

С собою в седле.

Он пел, озирая

Родные края:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Он песенку эту

Твердил наизусть…

Откуда у хлопца

Испанская грусть?

Ответь, Александровск,

И Харьков, ответь:

Давно ль по-испански

Вы начали петь?

Скажи мне, Украйна,

Не в этой ли ржи

Тараса Шевченко

Папаха лежит?

Откуда ж, приятель,

Песня твоя:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя»?

Он медлит с ответом,

Мечтатель-хохол:

— Братишка! Гренаду

Я в книге нашел.

Красивое имя,

Высокая честь —

Гренадская волость

В Испании есть!

Я хату покинул,

Пошел воевать,

Чтоб землю в Гренаде

Крестьянам отдать.

Прощайте, родные!

Прощайте, семья!

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Мы мчались, мечтая

Постичь поскорей

Грамматику боя —

Язык батарей.

Восход поднимался

И падал опять,

И лошадь устала

Степями скакать.

Но «Яблочко»-песню

Играл эскадрон

Смычками страданий

На скрипках времен…

Где же, приятель,

Песня твоя:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя»?

Пробитое тело

Наземь сползло,

Товарищ впервые

Оставил седло.

Я видел: над трупом

Склонилась луна,

И мертвые губы

Шепнули: «Грена…»

Да. В дальнюю область,

В заоблачный плес

Ушел мой приятель

И песню унес.

С тех пор не слыхали

Родные края:

«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Отряд не заметил

Потери бойца

И «Яблочко»- песню

Допел до конца.

Лишь по небу тихо

Сползла погодя

На бархат заката

Слезинка дождя…

Новые песни

Придумала жизнь…

Не надо, ребята,

О песне тужить,

Не надо, не надо,

Не надо, друзья…

Гренада, Гренада,

Гренада моя!

1926

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Мы шли под грохот канонады,

Мы смерти смотрели в лицо,

Вперед продвигались отряды

Спартаковцев, смелых бойцов.

Средь нас был юный барабанщик,

В атаках он шел впереди

С веселым другом барабаном,

С огнем большевистским в груди.

Однажды ночью на привале

Он песню веселую пел,

Но пулей вражеской сраженный,

Пропеть до конца не успел.

С улыбкой юный барабанщик

На землю сырую упал,

И смолк наш юный барабанщик,

Его барабан замолчал.

Промчались годы боевые,

Окончен наш славный поход.

Погиб наш юный барабанщик,

Но песня о нем не умрет.

Конец 1920-х годов

ПЕСНЯ О КАХОВКЕ

Каховка, Каховка — родная винтовка —

Горячая пуля, лети!

Иркутск и Варшава, Орел и Каховка —

Этапы большого пути.

Гремела атака, и пули звенели,

И ровно строчил пулемет…

И девушка наша проходит в шинели,

Горящей Каховкой идет…

Под солнцем горячим, под ночью слепою

Немало пришлось нам пройти.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд

Стоит на запасном пути!

Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались,

Как нас обнимала гроза?

Тогда нам обоим сквозь дым улыбались

Ее голубые глаза…

Так вспомним же юность свою боевую,

Так выпьем за наши дела,

За нашу страну, за Каховку родную,

Где девушка наша жила…

Под солнцем горячим, под ночью слепою

Немало пришлось нам пройти.

Мы мирные люди, по наш бронепоезд

Стоит на запасном пути!

1935

Вот еще три стихотворения из прочтенного сборника:

РЕЛЬСЫ

Г. Ножницкому

1

Тухнет тающих туч седина,

Ночь приходит, убогая странница,

Бесконечной лентой луна

По чугунным рельсам тянется.

Выйди, маленький, стань у колес

И в бегущем огне каруселься,

Если вдруг захотел паровоз

Притянуть горизонт рельсами.

Только сумерок тихий пляс,

Только шепоты вечера раннего…

Выйди с рельсами в поздний час

Серебристую песню вызванивать.

Под колесами день умрет,

И доверчиво встретит вечер,

И запляшет колес хоровод

В убегающей четкой речи.

Стой и слушай, как рельсы звенят.

И смотри, как бегут колеса,

Как большие снопы огня

Вяжет ночь в золотые косы.

Молчи, и гляди, и жди,

И, к шпалам приникнув крепче,

Всё слушай, как пар гудит,

Как вечер про рельсы шепчет.

2

Пусть с неба туманные слезы

На грудь железную капают,-

Сегодня больному паровозу

В депо починили лапу.

Свирепо воткнет гудки

В низко нависшие тучи.

Сегодня машиниста замучают

Читайте также:  Три смерти в повести «Тарас Бульба» (Н. Гоголь)

Клокочущие паровики.

Запертый шумит огонь,

Чугунная поет свирель,

Сегодня железный конь

Сорвется с натянутых рельс.

Громыхая, промчится мимо

Уснувших в ночи огней,

Кидая пригоршни дыма

На пестрый подол полей.

Стоит и фыркает в небо,

И сумерки жмутся у ног,

И дико свободы требует

Запертый в клетку гудок.

Миг… и, покорный сигналу,

Сдвинет трубу набекрень

И помчится по серым шпалам

Догонять уходящий день.

3

Кинув вожжи в скучающий вечер,

Бронированная лошадка мчится,

Взметнулись рельсам навстречу

Деревни большими птицами.

Поднял посиневшие руки

Вечер над селами взмытыми,

По рельсам чугунные стуки

Отбивают стальные копыта.

Бежит и клокочет пламя

В стальном нахлобученном ранце,

Пока не заржет гудками

Прямо в ухо испуганной станции.

И снова и снова помчится

Туда, где, вспорхнув на рассвете,

Солнце огненной птицей

Бронированную лошадку встретит.

4

Утро тихо пришло с окраины

Лечь на бронь паровоза сердитого,

Подслушать, какие тайны

У трубы ветер выпытывал.

Расцвечен зарею восток,

Бежит паровоз и зябко

Кидает сердитый гудок

На церковь в буденновской шапке.

Гудка пересвист напевный

Петуху пересилить невмочь.

Бесшумно ушла из деревни

Убогая странница — ночь.

Лети, и бушуй, и осмелься

В час пробудившихся снов

Обнимать любимые рельсы

В аллее телеграфных столбов.

Смотри, как восток горит

Под тяжестью неба тяжелого,

И первым лучам зари

Подставь свою русую голову.

1921

ДВОЕ

Они улеглись у костра своего,

Бессильно раскинув тела,

И пуля, пройдя сквозь висок одного,

В затылок другому вошла.

Их руки, обнявшие пулемет,

Который они стерегли,

Ни вьюга, ни снег, превратившийся в лед,

Никак оторвать не могли.

Тогда к мертвецам подошел офицер

И грубо их за руки взял,

Он, взглядом своим проверяя прицел,

Отдать пулемет приказал.

Но мертвые лица не сводит испуг,

И радость уснула на них…

И холодно стало третьему вдруг

От жуткого счастья двоих.

1924

БЕССМЕРТИЕ

Как мальчики, мечтая о победах,

Умчались в неизвестные края

Два ангела на двух велосипедах —

Любовь моя и молодость моя.

Иду по следу. Трассу изучаю.

Здесь шина выдохлась, а здесь прокол,

А здесь подъем — здесь юность излучает

День моего вступленья в комсомол.

И, к будущему выходя навстречу,

Я прошлого не скидываю с плеч.

Жизнь не река, она — противоречье,

Она, как речь, должна предостеречь —

Для поколенья, не для населенья,

Как золото, минуты собирай,

И полновесный рубль стихотворенья

На гривенники ты не разменяй.

Не мелочью плати своей отчизне,

В ногах ее не путайся в пути

И за колючей проволокой жизни

Бессмертие поэта обрети.

Не бойся старости. Что седина? — пустое!

Бросайся, рассекай водоворот,

И смерть к тебе не страшною — простою,

Застенчивою девочкой придет.

Как прожил ты? Что сотворил? Не помнишь?

И всё же ты недаром прожил век —

Твои стихи, тебя зовет на помощь

Тебя похоронивший человек.

Не родственник, ты был ему родимым,

Он будет продолжать с тобой дружить

Всю жизнь, и потому необходимо

Еще настойчивей, еще упрямей жить.

И, новый день, встречая добрым взглядом,

Брось неподвижность и, откинув страх,

Поэзию встречай с эпохой рядом

На всем бегу,

На всем скаку,

На всех парах.

И, вспоминая молодость былую,

Я покидаю должность старика,

И юности румяная щека

Опять передо мной для поцелуя.

1957

Странное осталось впечатление от прочтения. Жил он, конечно, раньше меня и в военное время. Я тоже верила в светлое будущее человечества. С одной стороны мне понятен его героизм, патриотизм, вера в коммунизм, бесконечный романтизм.

Но я уже другая и почему-то думаю, что не мог Светлов прожить всю жизнь в розовых очках, ведь по стихам он человек – искренний, душевный и ироничный.

И он ведь пишет: «Предел моих мечтаний: когда-нибудь читатель, наткнувшись на мою книжку стихов, поймет не только меня, но и время, в которое я жил». Может это и есть объяснение?

Источник: http://art-notes.ru/mixail-svetlov-bolshaya-doroga.html

Начать бы мне хотелось не с очень известного стихотворения «Итальянец» Михаила Светлова

Поиск Лекций

Литературный вечер

«Написано войной. Поэты о Великой Отечественной»

Составила и провела

Директор МКУК «Новоуспенский дом культуры» Смирнова Н.В.

Поэзия Великой Отечественной войны.

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт.

«Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером», – заявил на митинге А.Фадеев в первый же день войны.

В поэзии в годы войны, прежде всего, проявила себя ЛИРИКА. Она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей её объёмной полноте: о её тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Война вызвала творческий подъём самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы Вы послушали известные произведения, а также познакомить Вас со стихами не такими популярными, но очень красивыми и проникновенными. Хочу обратить Ваше внимание на художественное оформление всех предложенных мною произведений.

В настоящее время существует множество проектов, в том числе на телевидении и в сети Интернет. Главная задача таких проектов – это воспитание гражданственности и патриотизма, а также, несомненно, дань памяти героям Великой Отечественной войны.

Если говорить об Интернете, то далеко не всё, что там можно найти, выполнено качественно. Я постаралась выбрать для Вас трогательные, художественно оформленные произведения, трогающие сердце.

******

Начать бы мне хотелось не с очень известного стихотворения «Итальянец» Михаила Светлова.

Проект «Стихи военных лет». Читает актёр Кирилл Плетнёв №1

Поэт Михаил Светлов (1903— 1964).Родился 17 июня 1903 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовой и армейской печати.

******

Одно из известных имён в поэзии – поэтесса Ольга Берггольц. Ею написано много стихов о войне. Родилась в 1910 г. Во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству. Я предлагаю Вашему вниманию стихотворение О.Берггольц.

Проект телеканала «Культура» «Написано войной». Читает Евгения Симонова. №2

******

Следующее произведение из этого же цикла. Автор Константин Ваншенкин. Родился 17 декабря 1925 г. в Москве. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт. Известен в первую очередь песнями, Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».

Проект телеканала «Культура» «Написано войной». Стихотворение К.Ваншенкина читает актёр Гоша Куценко. №3

******

Одним из известных, и, несомненно, любимых поэтов, писавших о войне, является Александр Твардовский. Родился в 1910 г. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Поэму «Василий Тёркин писал в походе, отрывки печатались во фронтовых газетах.

Проект телеканала «Культура» «Написано войной». «Василий Тёркин» (Отрывки)Читает актёр Юрий Назаров. №4

******

Всем известно, что на стихи поэтов слагались песни. Например, стихотворение Алексея Суркова «В землянке». Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

В настоящее время о войне написано много современных песен.

Я предлагаю Вашему вниманию песню о Великой Отечественной войне в исполнении Анны Черноталовой и Натальи Коршуновой. Проект «Творцы истории». ****«Это просто война» №5.

*******

Сегодня оформляется много художественных произведений в сопровождении военной хроники и фотографий. Те редкие кадры, которые дошли до нас, бесценны и очень дороги.

Следующее стихотворение из цикла «70–летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается». Проект «Стихи о войне». Стихотворение написал Юрий Воронов. Родился 13 января 1929 года в Ленинграде. Пережил блокаду.

Стихотворение под названием «31 декабря 1941 года» читает Роман Ильич. №6

******

Ещё много поэтов, писавших о войне, можно назвать, которые по праву заслужили народное признание. Одно из таких имён – Роберт Рождественский. Родился в 1932 году на Алтае. В творчестве главное – гражданский пафос и активная жизненная позиция.

Его творчество не обошла стороной и тема войны. Стихотворение «Баллада о зенитчицах» известно всем со школьной скамьи. В данном видеоролике его очень проникновенно читает девушка, имя которой, к сожалению не известно. Внимание на экран. №7.

*****

Сегодня я предложила Вашему вниманию несколько стихотворных композиций. По-разному оформленных, по-разному прочитанных. Я выбирала эти стихи с точки зрения художественного оформления. Это далеко не всё. И многие имена поэтов не названы.

Но ещё одного из самых известных поэтов мне всё же хотелось бы назвать. Конечно, это Константин Симонов. Известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24 июня 1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом.

Я предлагаю Вашему вниманию не очень известное стихотворение К.Симонова «Ты говорила мне люблю». Проект «Написано войной». Читает актёр Андрей Ташков. №8.

*****

Ну и несомненно, самое известное и любимое всеми стихотворение К.Симонова «Жди меня». Написанное во время войны стало широко

известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым. Я много находила разных вариантов его прочтения, но лучше, чем читает автор, не нашла. Для Вас стихотворение «Жди меня» в исполнении Константина Симонова. №9.

******

Наш литературный вечер подходит к концу. Я уверена Вы получили удовольствие от просмотра этих художественно оформленных стихов. И закончить мне бы хотелось песней в исполнении Зары «Так случилось – мужчины ушли». Несмотря на название, эта песня очень нежная и трогательная. №10

Кроме прочитанных стихотворений есть подборка:

А.Твардовский «Рассказ танкиста», «Василий Тёркин. О награде», «Отец и сын»,

О.Берггольц «Блокадная ласточка»

В.Высоцкий « Он не вернулся из боя»,

Исай Тобольский «Второй эшелон»

Эдуард Асадов «Письмо с фронта»

К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Б.Слуцкий «Бесплатная снежная баба»

Юрий Левитанский «Ну что с того, что я там был»

Стихотворение «Убей его» (отрывок фильма)

Источник: https://poisk-ru.ru/s30556t8.html

Ссылка на основную публикацию