Гораций – к августу: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Ода Горация “К Мельпомене”

I.                                                   Слово учителя.

Наверное, каждый поэт однажды задумывается о месте своей поэзии в жизни общества,  о судьбе своих произведений.

И, мысленно перебирая свою жизнь – свое творчество, –  выделяет в нем главное, думает о заслугах перед потомками. Поэты очень часто облекают свои размышления в поэтическую форму.

В русской литературе традиция написания подобных стихотворений началась с перевода оды Горация М. Ломоносовым.

? Что мы знаем о Горации?

К оде Горация обращались многие поэты и  ХVIII, и ХIХ, и ХХ веков.

Что привлекало их в этом произведении?

Зачем  они переводили текст, с которым уже знаком русский читатель?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в конце нашей беседы.

II.                                                 1) А сейчас я прошу вас вспомнить особенности жанра  оды.

             2)  Чтение стихотворения в переводе М. Ломоносова.

3)   Какие слова, выражения были непонятными при чтении? Найдем их в справочнике к уроку.

 Авфид — река в южной Италии, на родине Горация.

Аквилон – название северного ветра у древних римлян.

Александрийский столп – одно из семи чудес света, маяк на острове Фарос. Он был неправдоподобно высоким для того времени – 120 метров. И с огромной высоты помогал людям ориентироваться во тьме.

Алцейской лирой. Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII в. до н.э. Алкеева строфа – сочетание из 4 стихов, названное по имени поэта Алкея. Первые два стиха состоят из 11 слогов, третий – из 9, четвертый – из 10. Гораций ввел алкееву строфу в римское стихосложение.

Давнус — Дафнис, легендарный царь Апулии, родины Горация.

Мельпомена – муза трагедии в греч. миф.

Стихи эольски. Эолийские (по наименованию одного из греческих племен) стихи считались образцом древнегреческой лирики; разработаны в латинской поэзии преимущественно Горацием.

Дельфийским лавром. В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

4)  Теперь, когда с незнакомыми словами и выражениями мы разобрались, стихотворение читать легче? Что затрудняет чтение? Зачем автору необходимы слова «высокие», старославянизмы?

 А теперь, для лучшего понимания текста,  предлагаю  обратиться к композиции стихотворения.                      

Вступление – «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

   ? Как автор подчеркивает прочность своего «знака бессмертия»?

Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

?  Почему поэт обращается к образу пирамид?

Развитие темы – говорит о  времени и пространстве, где будет бессмертна поэзия:

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе…

?  Есть ли границы в пространстве для славы его творчества?

Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе…

Бессмертие поэта связано с вечной славой государства.

?  Чем гордится поэт? О каких заслугах рассказывает нам в стихотворении?

Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой..
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром..

Гораций гордился тем, что внёс “в Италию стихи эольски” (то есть греческие): первым переложил греческие оды на латинский язык, ввел в римское стихосложение четырехстопную строфу греческого поэта Алкея. Гораций был незнатного рода. Незнатный род не помешал ему стать первым поэтом: «мне беззнатной род препятством не был». 

Заключение – обращение к Музе.

Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.

Обращение  к музе в последних строках – не только мысль о заслуженном признании, но и важная мысль о бессмертии поэтического дара. Лавр – символ бессмертия.

Определите стихотворный размер, каким написана ода.

Двухсложный размер – ямб. Строки нерифмованны. Это придает стихотворению четкость, чеканность.

? Как жанр стихотворения – ода– помогает раскрытию мыслистихотворения?

Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие. Здесь говорится о роли поэзии в жизни людей. О том, что созданное поэтом делает его бессмертным. Высокое содержание передается «высокой» лексикой (знак, воздвигнул, превыше, сотреть, множество, едка древность…; античные образы – Аквилон, Рим, Авфид, Дафнус). 

Перевод Ломоносова соответствует классицистическим одам. Для этого направления важна гражданская позиция личности. Поэт связывает поэтическое бессмертие со славой государства, утверждая гражданственность поэзии. Он сохраняет и трехчастное строение: тезис – размышление – вывод.

Почему Ломоносов обращается к этой оде? Чем она близка ему?

Ломоносов, как и Гораций, был незнатного рода. Но это не помешало стать известным человеком, а главное – служить Отечеству, принося пользу. Ломоносов также внес неоценимый вклад в развитие отечественной поэзии. Но здесь речь не только о себе. Автор размышляет о назначении поэзии.

III.             1)  Чтение оды в переводе Державина.

2)      Наблюдение за композицией.

Вступление –   «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»

У Ломоносова – «знак бессмертия», у Державина – «памятник». Какие эпитеты характеризуют «памятник»?

? Какие доказательства прочности памятника мы встречаем у Державина?

Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

? Взгляните на эту часть стихотворения Ломоносова. Какие мысли возникают при сравнении отрывков? (Читается легче, текст понятен, у Ломоносова повтор ни…ни усиливает замедленное величие, а у Державина усиливает отрицание, подчеркивая прочность памятника).

Добавим, что Державин заменяет античные образы русскими, у него больше эпитетов; поэтому и звучание стихотворения более эмоциональное. «Гром …быстротечный», «времени полет» подчеркивают мимолетность всего земного  и вечность «памятника».

В стихотворении есть рифма: перекрестная.

Окаких заслугах говорит Державин в своем стихотворении?

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Державин ценил «забавный слог», созданный им (смешение «высокой» и «низкой» лексики), преобразованиях в жанре оды (показал возможность «беседовать» и «с улыбкой правду говорить»).

Развитие темы – бессмертие во времени и пространстве:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал…

?  Какое пространство охватывает слава поэта? До каких пор будет она существовать? Вернемся к переводу Ломоносова. В чем видите разницу?  В отличие от Горация и Ломоносова, связывавших свое бессмертие с существованием государства, Державин говорит об уважении к делам своих соотечественников. У Горация говорится о ценности его произведений для римлян, у Державина для русских.

Заключение – обращение к Музе.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И, презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой,

Чело твое зарей бессмертия венчай.

Державин считал, что поэт должен гордиться справедливой славой. Но он понимал, что  единодушного одобрения его новаторства современниками не будет. Поэтому появляется строка: «И, презрит кто тебя, сама тех презирай…».                                                                                    

3)  Стихотворение Ломоносова — близкий к тексту Горация перевод. Державин на основе текста Горация создал своё произведение:

  • Сохранил основные мысли оригинала,но, применяя их к себе, вносит поправки: «слава возрастёт… доколь славянов род вселенна будет чтить»;
  • Гораций причину славы объясняет кратко, Державин подробнее; и говорит не только о чисто поэтических заслугах (“истину царям с улыбкой говорить”);
  • римский поэт просит музу увенчать его лавровым венком, Державин же добавляет от себя важную мысль: “И презрит кто тебя, сама тех презирай”.

IV.           1) Чтение стихотворения «Памятник» А.С. Пушкина.

2)      Композиция стихотворения.

Вступление –    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

?  Почему поэт подбирает эпитет нерукотворный?

Какие доказательства бессмертия такого памятника приведены в тексте? Почему поэт отказывается от перечислений сил природы, которые могут уничтожить памятник? Почему строки «Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, / И времени полет его не сокрушит» у Державина, «бурный аквилон сотреть не может, / Ни множество веков, ни едка древность» у Ломоносова заменены поэтом?

(У Пушкина памятник – нерукотворный. Нет перечисления сил природы, которые могут этот памятник разрушить. Как разрушить нематериальный памятник? Но такому «знаку бессмертия» тоже существует угроза: забвение. Поэтому вторая строка: «К нему не зарастет народная тропа…»).

Читайте также:  Омар хайям о боге и религии: рубаи, стихи хайяма про бога

? Обратимся к справочнику к уроку. Что мы узнаем о выражении Александрийский столп? Что мы знаем о судьбе этого маяка? Почему Пушкин заменяет пирамиды другим образом?

  Развитие темы – бессмертие во времени и пространстве:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук Славян, и Финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей Калмык.

?  Как долго продлится слава его поэзии? («… доколь в подлунном мире/  Жив будет хоть один пиит»).  Не до тех пор, пока существует государство или род славянский, а пока существует человечество. «Подлунный мир» – это вся земля, пространство не ограничено географическими рамками.

?  Какие заслуги делают бессмертной поэзию?

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Бессмертной поэзию делает её гуманизм.

Слова «чувства добрые я лирой пробуждал» заставляют нас вернуться к стихотворению «Пророк» («глаголом жги сердца людей»); об эволюции понятия «свобода» в творчестве Пушкина уже говорилось на уроках (вспоминаем о свободе и независимости поэтического творчества), и «милость к падшим» – терпимость, человечность, сострадание. Значит, цель поэзии не служение земным властям, а служение Богу, несение в мир доброты, пробуждение в людях милосердия. Это нужно не отдельному государству, а всему человечеству. Поэтому у Пушкина пространство  шире, чем в стихотворениях Ломоносова и Державина. Чернышевский писал: «Гораций говорит: «я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям» Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев».

 ?  Прочтем последние строки стихотворения.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

? О чем шла речь в последних строках стихотворений Ломоносова и Державина? (о справедливых заслугах музы). У Пушкина? В пятой строфе речь идет о цели поэзии. Высшая цель поэзии – служение Богу, а не земным властям, поэзия свободна и независима, поэтому поэт не жаждет славы, признания общества («не требуя венца»), не боится преследований («обиды не страшась»).

? Как вы думаете, почему поэт не последовал примеру своих предшественников? (Пушкин показал сложный путь поэта, тернистый. И сказал, что главное – не заслуги поэзии, а следование по этому пути).

V.                 Вернемся к вопросам, поставленным в начале беседы:

Что привлекало поэтов в оде Горация? Зачем переводить текст, с которым уже знаком русский читатель?

VI.              Домашнее задание.

1.          Что привлекает поэтов в оде Горация «К Мельпомене»?

2.          Можно ли назвать стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» одой?

Дать письменный ответ на один из вопросов.

Источник: http://tvorcheskieidei.ucoz.ru/publ/uroki/oda_goracija_quot_k_melpomene_quot/1-1-0-1

Ода Горация «к мельпомене»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задание №1

Урок литературы в 8 классе

Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII-XIX в.в.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из стихотворений Горация и его переводами, сделанными русскими поэтами М. Ломоносовым, Г. Державиным, И. Востоковым, А. Пушкиным; совершенствовать умение делать сопоставительный анализ стихотворений, развивать устную и письменную речь учащихся, расширять кругозор учеников.

Оборудование урока: портрет Горация, М. Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, распечатанные тексты стихотворений.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка задач урока.

  2. Вступительное слово учителя

Стихотворения, к тексту которых мы обратимся на сегодняшнем уроке, объединяет тема, ставшая важнейшей, магистральной темой русской поэзии- тема определения назначения поэзии и роли поэта.

Произведения, посвященные этой теме, создавали все русские поэты, стараясь в них показать свое понимание поэтического служения, задач поэта в жизни страны и народа.

Гражданственный пафос русской поэзии, ее стремление откликаться на события современности делают поэта Пророком, чье слово несет людям не только красоту поэтической речи, но и свет истины, свет незыблемых духовных ценностей.

Сегодня в центре нашего внимания известное вам стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и его предшественники: ода римского поэта Горация, поэтические переводы М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Х. Востокова.

3. Обратимся к оригиналу, к оде Горация «К Мельпомене».

Несколько слов об авторе оды, римском поэте Горации (индивидуальное сообщение учащегося)

Вспомним, что предполагает жанр оды? (Ученики дают определение оды, которое дополняется учителем. Ода- (от греч. Ode- песнь.) В Древней Греции- первоначально лирическое произведение на различные темы, исполнявшееся хором, с музыкальным сопровождением. В дальнейшем одой называлось торжественное лирическое стихотворение, написанное в приподнятом тоне.)

Кто такая Мельпомена? ( В греческой мифологии муза трагедии, одна из 9 дочерей Зевса и Мнемосины. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом в другой руке).

Прочитаем перевод оды Горация (выразительное чтение оды подготовленным учеником)

Создан памятник мной. Он вековечнее

Меди, и пирамид выше он царственных.

Не разрушит его дождь разъедающий,

Ни жестокий Борей, ни бесконечная

Цепь грядущих годов, в даль убегающих.

Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя

Избежит похорон: буду я славиться

До тех пор, пока жрец с девой безмолвною

Всходит по ступеням в храм Капитолия.

Будет ведомо всем, что возвеличился

Сын страны, где шумит Ауфид стремительный,

Где безводный удел Давна – Апулия,

Эолийский напев в песнь италийскую

Перелив. Возгордись этою памятной

Ты заслугой моей и, благосклонная

Мельпомена, увей лавром чело мое!

(Пер. А. П. Семенова-Тян-Шанского )

Прокомментируем непонятные ученикам слова.

Ауфид — река на родине Горация на юге Италии.

Давнус — или Давн, царь Апулии, родины Горация.

Эолийские- Гораций имеет в виду, что ему принадлежит заслуга перенесения на италийскую почву греческой лирики, которую он называет “эолийским напевом”, потому что главные ее представители Алкей и Сафо (VI век до н.э.) были эолийцами.

Борей-в греческой мифологии бог северного ветра

Беседа по содержанию оды.

-Что, по мнению Горация, станет ему памятником? (Речь идет о нематериальном памятнике, который не смогут повредить ни годы, ни природные катаклизмы. Таким памятником поэту станет его творчество)

-В чем он видит главную свою заслугу? (Гораций видит свою главную заслугу в перенесении на римскую почву, в римскую поэзию «эолийского напева», т. е. перенесении в римскую литературу достижений и традиций древнегреческой литературы)

-Почему ода носит название «К Мельпомене»? В связи с чем упоминает поэт ее имя? (Поэт считает, что за его заслуги Мельпомена увенчает его лавровым венком, т. е славой)

4. Групповая работа над переводами оды Горация

Первая группа работает над текстом стихотворного перевода, сделанного М.В. Ломоносовым (текст снабжен комментарием непонятных школьникам слов) и готовится дать ответ на вопросы:

  1. Какие образы оригинала сохраняет, а что изменяет в своем переводе Ломоносов?

  2. Сохраняется ли торжественное, неторопливое, величавое звучание, характерное для жанра оды? Чем создается такая интонация?

  3. Как вы считаете, почему и в оригинале, и в переводе Ломоносова в первой строфе символами земного величия, твердости и прочности земных реалий выступают пирамиды и медь?

  4. Вы знаете Ломоносова как автора теории «трех штилей». Вспомните, к какому «штилю» относил он оду? Соблюдены ли в данном переводе принципы отбора речевых средств в зависимости от жанра произведения? Докажите.

Вторая группу работает над переводом Г.Р. Державина и ищет ответ на вопросы:

  1. Образы Горация Державин переносит на русскую почву. Какие слова, названия, характерные для России, привносит он в свой перевод? Сохраняется ли при этом смысл, вкладываемый автором в оригинальное произведение?

  2. Можно ли утверждать, что Державин создает уже не просто перевод, а переложение латинского текста, говоря в нем о себе, о своих поэтических заслугах?

  3. О каких собственных достижениях говорит в стихотворении «Памятник» Г.Державин? За что он считает себя достойным славы?

  4. Докажите, что в тексте стихотворения Г. Державин блистательно соединяет высокую и нейтральную лексику. Приведите примеры.

Третья группа работает над переводом А.Х. Востокова и ищет ответ на вопросы:

  1. Какие образы оригинала сохраняет А.Х.Востоков в своем переводе, а что он изменяет?

  2. Понаблюдайте над ритмом и стихотворным размером стихотворения. Выскажите свои предположения о том, почему в переводе Востокова строки не зарифмованы. Чего стремится достичь этим поэт?

  3. Найдите примеры инверсии. Какие слова, образы выделены таким способом?

  4. В лексике стихотворения найдите примеры использования слов высокого, книжного стиля. Сумел ли А. Востоков добиться высокого, торжественного звучания своего перевода?

Читайте также:  Гёте стихи: читать стихотворения иоганна вольфганга гете онлайн бесплатно - поэзия поэта классика

Выслушиваем ответы групп. Каждый ответ начинается с выразительного чтения стихотворения.

5. Беседа по содержанию стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный..»

Выразительное чтение стихотворения

Комментарий учителя о некоторых образах, используемых поэтом.

Если предшественники А. Пушкина, говоря о незыблемости памятника поэту, который он создает в своем творчестве, использовали образы пирамид, металла, как воплощение твердости, прочности, долговечности, то Пушкин уже в первой строфе пишет о непокорной главе памятника, вознесшейся выше Александрийского столпа.

Что же такое Александрийский столп? Первоначально его соотносили с Александровской колонной, поставленной в Петербурге и бывшей в то время самым высоким европейским памятником- 47,5 метра. Однако слово Александрийский произведено не от имени Александр, а он названия города Александрия. Речь идет об одном из семи чудес света- высоченном маяке- Фаросе Александрийском.

Возможно, Пушкин обратился к этому образу еще и потому, что тот был светоносен, что он с огромной своей высоты помогал ориентироваться во тьме и в безбрежном пространстве. Таким образом, Пушкин не просто утверждает превосходство вечного поэтического слова над земными твердынями, но и говорит о светоносности искусства.

Пушкинский памятник, нерукотворный, духовный, освещает людям путь к истине. И потому – «К нему не зарастет народная тропа».

-Как вы понимаете выражение «душа в заветной лире»? (после того, как ученики выскажут свои предположения, учитель дополнит и расширит их знания. Заветная лира у Пушкина не просто дорогая его сердцу. Она потому и дорога его сердцу. Что связана с заветом, т.е.

с теми народными представлениями, которые закрепило в себе это слово. Пушкин не идеализировал патриархальный быт, но дорожил как абсолютной ценностью вековечной народной нравственностью, в контексте которой, по словам В. Колесова, «за– древних оборачивалось в перед– для будущих племен и народов» т. е.

завет предков воспринимался как предвестие потомками.

-Что поэт считает своей главной заслугой перед потомками? Как вы думаете, эти задачи решал в своем творчестве только А,Пушкин или речь идет вообще о целях любого искусства? (Он говорит о нравственных целях, которые ставит перед собой любой творец: пробуждать добрые чувства, будить в сердцах любовь и милосердие, прославлять гуманистические ценности)

-Почему вместо традиционного поэт А. Пушкин использует высокопарное слово пиит? (индивидуальное сообщение подготовленного ученика о том, что «пиитом» может быть не только тот, кто творит, но и тот, ради кого творит поэт, к кому обращается в надежде на понимание.

-Найдите эпитеты. Какие из них выделены инверсией? Как это помогает реализации авторского замысла?

-Попытайтесь определить интонацию, с которой следовало бы читать стихотворение. Чем она задается?

-Чем стихотворение А. Пушкина резко отличается от других переводов и переложений Горация?

Выводы :

В пушкинском стихотворении нет провозглашения никаких заслуг автора, которыми он мог бы гордиться и , опираясь на которые, надеяться на бессмертие. Пушкин ведет речь о великой миссии искусства сплачивать людей, заряжать их оптимизмом и верой в вечное торжество жизни. Здесь «мир», т.е.

народ, не отделен от поэта, который выражает не свою особость, обособленность от других, но свою нерасторжимость с другими, не мыслит себя вне общности со всеми.

Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»- памятник поэту вообще, художнику вообще, такому, конечно, как Пушкин, но и не только самому Пушкину.

Домашнее задание: написать творческую работу «Сопоставительный анализ одного из переводов с оригиналом Горация»

Источник: https://gigabaza.ru/doc/101673.html

Квинт Гораций Флакк — один из величайших поэтов римской литературы

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Квинт Гораций Флакк — один из величайших поэтов римской литературы!!! =>>>

Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.

Стих Горация «К Мельпомене» стал первым среди поэзий, посвященных осознанию поэтом достижений своего творческого пути.

Как из безвестности я тем известен стал,

Выразительное чтение поэзии учителем

Памятник

Доколь Славянов род вселенная будет чтить.

Слух пройдет обо мнет вот Белых вод до Черных,

О какой заслуге в области поэтического искусства упоминает Гораций? («Впервые составить сумел по-итальянски Еолейские стихи» — это означает, что Гораций писал латынью, используя стихотворные размеры, изобретенные Сапфо, Архилохом, Алкеем.)

Мотив увековечения памяти о поэте в его творческом заделе, который будет нужный будущим поколениям, есть ведущим также в поэзиях русских поэтов Г. Р. Державина и О. С. Пушкина.

Увлекшись идеями республики, Гораций боролся в лавах защитников республики и пруд военным трибуном (командиром легиона) в армии Брута.

И времени полет его не сокрушит.

В сердечной простоте беседовать в боге,

Г. Р. Державин 1796

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И знаменитый буду я, доколь в подлунном мире Жил будет хоть один пиит

2) Отец Энея. (Анхиз)

ХОД УРОКА

2. усвоение литературоведческих сроков

Беседа

Перу Горация принадлежат 2 книги сатир, книга эподов (лирических стихов), 4 книги од, 2 книги посланий.

Я памятник себя воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше вон главой непокорной Александрийского столпа.

Цель: Ознакомить с биографическими сведениями о Горация; продолжить работу над выразительным чтением; провести литературные параллели; сравнить стихи Горация, Державина, Пушкина; развивать внимательность, логическое мышление; воспитывать уважение к художникам слова.

2. Сравнение поэмы «Энеида» Вергилия с одноименной поэмой

Доколь славянов род вселенная будет чтить

Творчество Горация создавало огромное влияние на развитие мировой культуры. В Риме его произведения изучали в школах, укладывали к ним комментарии. Не исчезал интерес к творчеству поэта и в средние возрасты, и в пор Возрождения.

И слава возрастет моя, не увядая,

Задание: Прочитать текст, составить информативное гроно, которое выполняет роль опорного конспекта.

Первые строки поэзии похожие между собой: поэты уверенно заявляют о том, что они создали памятник. В поэзиях Горация и Державина отмечается, что он высший, чем царские пирамиды; ни дождь, ни ураган, ни гром не смогут ему повредить.

В стихе Пушкина говорится лишь о том, что памятник «выше Александрийского столпа». Некоторые исследователи считают, что речь идет не об Александрийской колонне, сведенную на Дворцовой площади в Петербурге, а об одно из чудес мира.

Таким образом, во всех стихах памятник сравнивается с чудесами мира, даже превосходит их.

О. С. Пушкина 1836

5) Брат-Близнец Ромула. (Рэм)

Гораций Державин (1796) Пушкина (1836)

Веленью божью, в муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.

3) Мать Энея. (Рея Сильвия, Илия)

Познакомившись с Августом, Гораций становится императорским певцом, проповедником цезарианства. Но, ощущая, что такая жизнь ему не к душе, уединяется в своем имении в Сабинских горах. Со временем Меценат, а Август снова вызывают поэта у Рифм. Так и минует его жизнь – в бегствах на лоно природы и возвращениях к Риму.

Я памятник себя воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже вон и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

1) Известнейшая поэма Вергилия. («Энеида»)

Памятник — от слова Память. Итак, сводят памятники, чтобы люди помнили о других, уважали их, не забывали об их достижениях.

Ода (гр. Ode — Песня) — жанр лирики, которая высказывает приподнятые чувства, вызванные важными историческими событиями, деятельностью определенных лиц и т. д..

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

5. «литературные параллели»

И презрит кто тебя, сама тех презирай,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

Вот тлена убежав, по смерти станет жить,

Свел я памятник свой… Гораций

к текстам на карточках, в которых речь идет о жизни и творчестве Горация.

3. Чтение оды Горация «К Мельпомене»

— Чтобы мы не забывали о классиках античной литературы, обратимся

Читайте также:  Стихи про настроение: стихотворения про хорошее, плохое настроение для детей поэтов классиков

Он выковал щита Энею. (Гефест – Вулкан)

Непринужденною рукой, неторопливой,

И истину царям с улыбкой говорит.

О каком памятнике речь идет в поэзии «К Мельпомене»? (Поэт уверен, что есть памятники, которым не угрожают ни дожди, ни ураганы. Они – в памяти людей, ведь речь идет о наилучших, самых знаменитых деятелей в истории человечества. Они – в поэтических строках, которые переживут возрасты, так как написал их талантливый поэт.)

я памятник свой…»

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГОРАЦІЯ

4) Основатель Рима. (Ромул)

Ода «К Мельпомены» как начало традиции подбивки поэтом итога своего творческого пути.

И.АктуализацияОпорныхЗнаний

Металлов тверже вон и выше пирамид;Текст для обработкиКто такая Мельпомена? (Муза трагедии)Поэт прошел все ступеньки тогдашнего образования: от начального обучения в Риме к философским занятиям в Афинах, как это было принято в римской знати.Какие автобиографические сведения указал поэт в стихе? («Я — знаменитый с убогого» — Гораций напоминает о своем «запятнанном» происхождении: был сыном бывшего раба.)Прочитайте эти стихи и сравните их между собой и с поэзией Горация.9) Время его царствования называют «золотыми пор» римской литературы. (Октавиан Август)В добродетелях Фелицы возгласить,Что непривычного есть в поэзии поэта? (Во-первых, он сводит памятник себе сам, не ожидая, пока его увековечат в мраморе или бронзе. Во-вторых, поэт настолько уверен в своем таланте, который считает себя достойным лаврового венка Мельпомены.)И долго буду тем любезен я народа, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал.Во Муза! возгордись заслугой справедливой, (Ответа учеников.)Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.Квинт Гораций Флакк ( 65-8 г. г. к н. э.) родился на юге Италии, в семьи вольноотпущенного – раба, отпущенного на волю. Отец Горация много работал для того, чтобы сын получил достойное образование. БудущийЯ памятник себя воздвиг чудесный, вечный,— Горацию принадлежит стих, первый строка которого звучит так: «СвелВсяк будет помнить то в народах несчетных,Так! – весь я не умру: но часть меня большая,Так! – весь я не умру: но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, и слава возрастет моя, не увядая,7) Этот бог опекался Ромулом и Рэмом. (Марс)Именно в настоящее время Гораций начинает писать стихи. Его первые стихи привлекли внимание Вергилия, который познакомил молодого поэта с Меценатом, который стал другом и покровителем Горація.КотляревскогоГде Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

После поражения армии Брута разочарованный Гораций возвращается на родину. Здесь на него ждет еще одно испытание: имение его отца было конфискованный, и поэт остался без средств к существованию.Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – и знаменитый буду я, коль в подлунном мире Жил будет хоть один пиитКоторым может быть памятник? Зачем люди их сводят? От какого корня образовалось это слово?Чело твое зарей бессмертия венчай.6) Кормилица мальчиков-близнецов. (Волчица)В своих одах Гораций, будучи философским, интеллектуальным поэтом, воспевает Рифм и Августа, любовь и красоту, размышляет о поэзии, жизни и смерти, наследуя призыв эпикурейства «Carpe diem!» («лови день!»).Оборудование: Карточки с биографией Горация, с текстами стихов Горация, Державина, Пушкина.II.Мотивация учебной деятельности

Подготовка к восприятиюIII.Изучение нового материала

Мой памятник стоит крепче меди. Поднялся он лбом над царскими пирамидами. Его не сточит дождь въедливый. Не свалит залетный северный ураган, Ни лет длинный ряд, ни времени лет беспрерывный; Я не умру целиком: естества моего часть Переживет меня, и от человеческих сердец Буду Принимать хвалу, пока понтифик-жрец Еще сходит с дивой в высокий Капитолий1. литературный диктантИ времени полет его не сокрушит.1. ГронированиеСочинение опубликовано: 11.05.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!Квинт Гораций Флакк — один из величайших поэтов римской литературы

Источник: http://www.getsoch.net/kvint-goracij-flakk-odin-iz-velichajshix-poetov-rimskoj-literatury/

Творчество Горация



Квинт Гораций Флак (65-8 до нэ)

Родился на ю. Италии в семье вольноотпущенника, откуда-то получил имение и жил с дохода. Много пишет об отце, мать не упоминается

Учителем его был Орбилий. Поехал Г. доучиваться в Афины, чтобы заработать на обучение сына. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии».

Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной (после убийства Цезаря (44 г.)).

В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с преемниками Цезаря, Горац поступил в его армию. Горац. в войске Брута стал командиром легиона (круто).

42 г (битва при Филиппах) – Брут с Касием разбиты Октавианом, Г. бежал «бросив щит» → общее место. Октавиан: «Кто сдаст сразу оружие → амнистия», 14 тыс перешло. Г. не сдал → долго слонялся по островам. Октавиан: «Амнистию всем, но без имущества» → Г. вернулся.

Становится писцом, начинает писать стихи «побуждаемый бедностью дерзкой» . Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот долго присматривается к Г.

Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры

«Эподы» – первый сборник (30-е гг.) – ямбографические стихотворения. Эпод в античности одна из строфических форм – двустишие, в котором второй стих короче первого..

-ямб, двустишья, образец – Архилох (именно в метрике и агрессии). Насмешки – на современников, но только на «маленьких».

-агрессивная ироническая поэзия, грубая, 17 эподов. Говорит, что Все сейчас плохо. Если -у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – только бежать подальше можно.

13 г – два сборника сатир. Счастье – в «золотой середине» (выражение принадл ему же) – самое главное в жизни – умеренность и покой. Независимая бедность лучше зависимого богатства.

«Сатиры»

– это жанр формы «просвещенной беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни».

Каждой сатире соответствует одна определенная тема.

Лирика неотериков и любовная элегия, популярные, его не интересуют, для него главное – правильный выбор жизненного пути.

«Сатиры – 2»

– более зрелый, чем 1, много общих мест, усложняется композиция

– диалогическая форма преобладает

– автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость

Говорит: Человек должен быть художником и мудрецом своей жизни, идеал – «довольство малым».

«О полевой и городской мыши» – басня, «Полевая мышь и хорек»

23 г– «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры. 3 книги

образец – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры к римской литературе

разный поэт, но поэт мысли, а не чувства

темы различны – дружеские, гимны богам, размышления, любовная.

-Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти разных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.

-Расстановка слов очень сложная.

-стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Каждая последующая -картина крупнее предыдущей и мгновенна

-концовка всегда падает, менее напряженная. Тот самый «Гимн Мельпомене»

«золотая середина» – относится ко всему.

  • много возлюбленных, всегда легкая влюбленность. Любовная лирика – без страданий.

  • ?счастье не может быть совершенным → пофигист

  • главное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался.

  • хорошо не испытывать сильных чувств

  • плохо быть и бедным, и богатым

  • не надо быть плохим, а надо быть хорошим

23 послания в гекзаметре -20 г.

– письма в стихотворной форме. Каждое как-нибудь называется, часто – греческими именами.

Форма – советы. Писал Меценату, Августу.

Впервые дает описание своей внешности.

13 г. – 4-ая книга из «Од» – посвящена Августу

2-ая книга «Посланий» – посвящ вопросам лит-ры. Сост из 3-х писем: Августу, второе и «Послание к Писонам».

идеи

  • поэт должен быть образованным человеком, мыслителем

  • поэзия – не развлечение

Стихотворение Горация почти всегда имеет форму обращения (почти всегда это – совет): поэт адресуется к некоему второму лицу.

Ямб, сатира, ода, послания («Гимн Мельпомене» – станет «Памятником» Пушкина)



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/zarub_html/bilet2/bilet38.shtml

Ссылка на основную публикацию