Белла ахмадулина стихи: читать стихотворения ахмадулиной беллы ахатовны – поэзия, лучшие произведения поэтессы

Ахмадулина, Белла Ахатовна

(полное имя Изабелла Ахатовна Ахмадулина), крупнейший лирический поэт советского и постсоветского периода, родилась в Москве 10 апреля 1937 года в интеллигентной семье.

Отец, Ахмадулин Ахат Валеевич, был заместителем министра, а мать, Надежда Макаровна Ахмадулина, работала переводчицей.

Девочка росла в творческой атмосфере, в доме часто бывали известные писатели и поэты, и маленькая Белла с недетским интересом слушала разговоры взрослых об искусстве, театральных премьерах, новых книгах, обо всем, чем жила Москва в пятидесятых годах прошлого века. 

Будущая поэтесса 

Поэтический дар у проявился еще в детстве, она с легкостью рифмовала все, что приходило ей в голову, а в 12 лет девочка принялась записывать свои стихи в тетрадку. Когда ей исполнилось 15 лет, стихи юной поэтессы прочел известный литературный критик . По его образному выражению, Белла “нащупала свою манеру стихотворчества”. 

После окончания школы Белла Ахмадулина, биография которой открыла тогда свою главную страницу, подала документы на факультет журналистики, но экзамен провалила. В ответ на вопрос о содержании передовой статьи последнего выпуска “Комсомольской правды” Белла пожала плечами и заявила, что газету не читает. 

Звания Ахмадулиной 

Жизнь Беллы Ахмадулиной была наполнена русской поэзией до краев, она выпустила множество сборников, которые читала вся страна, была членом , участвовала в работе Русского под председательством , в котором Ахмадулина была в должности вице-президента совместно с . Также поэтесса являлась членом общественного комитета при Музее имени А.С. Пушкина на . Была Почетным членом по литературе и искусству. Является лауреатом Государственной премии РФ, а также Государственной премии Советского Союза.

Поэтесса и цензоры 

Признанной поэтессой Ахмадулина Белла стала еще до окончания (диплом она получила в 1960 году).

В 18-тилетнем возрасте Белла активно участвовала в протестном движении за справедливость, ее, как и многих советских писателей и поэтов, не устраивала жесткая цензура Комитета по печати.

В 1957 году Ахмадулину раскритиковали в “Комсомольской правде”, на что она ответила новыми стихами. Началась конфронтация с литературными чиновниками, партийными структурами и ректоратом института, в котором училась Белла.

А когда она во всеуслышание отказалась от участия в травле Бориса Пастернака, ее исключили из Литературного института (формальным поводом стал не сданный зачет по марксизму-ленинизму). Однако вскоре Ахмадулину восстановили, так как инцидент грозил выйти на международный уровень. 

Сокровище русской поэзии 

За год до окончания института, в 1959 году, поэтесса написала свое первое, принесшее ей мировую известность, стихотворение “По улице моей который год...“.

После первого успеха Ахмадулина Белла продолжала работать как обычно, создавая настоящие шедевры. Поэтесса придерживалась старомодного стиля в своих стихах, хотя темы раскрывала самые современные.

Стихи Беллы Ахмадулиной яркие, запоминающиеся, пронзительные, как сказал Иосиф Бродский, Белла – “сокровище русской поэзии”. 

Ахмадулина не признавала слово “поэтесса”, требовала, чтобы ее называли “поэт”. Когда “поэт” Белла Ахмадулина побывала в Грузии, в 1970 году, она полюбила эту страну, уезжая, оставила в Тбилиси часть своей души. Позже, уже будучи известной переводчицей, переводила на русский произведения , , поэта-романтика XIX века . 

Поэтесса писала и в прозе, ее перу принадлежит цикл эссе о поэтах-современниках, а также о Пушкине и о Лермонтове. Творчество Беллы Ахмадулиной было отражено в бестселлере “Автограф века”, 2006 года, в нем ей посвящена целая глава. А за границей поэтессе посвящались тома литературных исследований. 

Стиль Ахмадулиной 

Стихи Беллы Ахмадулиной изобилуют метафорами, которые, подобно бриллиантовой россыпи, украшают и облагораживают строки. Самое обычное повествование поэтесса переводит в причудливое переплетение аллегорий, и фразы приобретают оттенок архаичности, а простые словосочетания становятся перлами изящной стилистики. Такова Белла Ахмадулина, поэт. 

Белла входила в кружок “шестидесятников”, она вращалась среди самых известных поэтов того времени: Евгения ЕвтушенкоРоберта РождественскогоАндрея Вознесенского.

Их выступления в , , Лужниках собирали огромные аудитории. В то время люди были не просто открыты новым впечатлениям, они были “распахнуты” для свежего ветра перемен, ждали изменений к лучшему, надеялись.

Поэтому стихи поэтов и не в последнюю очередь Беллы Ахмадулиной становились подспудной критикой тоталитарного строя. 

Публичные выступления 

Белла Ахмадулина, биография которой вызывала вопросы у партийных руководителей, стала первой советской поэтессой, которая говорила о простых вещах высоким поэтическим слогом. Ее выступления на сцене становились импровизацией мастера.

Непередаваемая манера чтения, доверительные интонации, артистизм Беллы действовали на публику завораживающе. В зале стояла звенящая тишина, и только проникновенный голос поэтессы читал стихи, написанные высоким “штилем”, который, тем не менее, понимали все.

Напряжение было полуобморочным, позже Белла говорила: “…словно иду по острию каната…” 

Выбор 

Белла инстинктивно отстранялась от обыденности, бежала от современности, искала уединения в своем творчестве. Первый сборник поэтессы, под названием “Струна”, вышел в 1962 году. В книге просматривается желание Ахмадулиной найти себя в русской поэзии.

Она напряжена, дорог много, но хочется обрести единственно верный, свой путь.

И Белла его нашла, именно в середине 60-х она перестала быть “витязем на распутье”, и тогда сформировался тот высокий поэтический стиль, манера и музыка стиха, отличающие все творчество Беллы Ахмадулиной.

Возвышенная лирика, точность метафоры, свобода в построении стиха – все это стало “поэзией Ахмадулиной”. В ее творчестве прослеживается одна интересная особенность: поэтесса общается с душой предмета. Дождь, деревья в саду, свеча на столе, чей-то портрет – все имеет душевные признаки в поэзии Беллы Ахмадулиной. Чувствуется ее стремление дать имя предмету и вступить с ним в диалог. 

Прошлое и настоящее в творчестве Ахмадулиной 

Стихотворения Беллы Ахмадулиной как бы ведут игру со временем, поэтесса пытается подчинить себе пространство, уходит мыслями в XIX столетие, эпоху рыцарства и благородства, аристократизма и великодушия.

Там, в прошлом, Белла находит свое место, живет утраченными ценностями и жаждет вернуть их в свою современность.

Пример тому – “Приключение в антикварном магазине“, “Дачный роман“, “Моя родословная“. 

Всю свою жизнь Белла Ахмадулина следовала принципу “дружественности”, ей было важно “воздать благодарение”, воспеть самую малость, ибо не существует этой малости – все велико.

Поэтому Белла Ахмадулина о любви говорила так, словно ее слышал любовник, а на самом деле она обращалась к прохожему, читателю или самому обыкновенному человеку.

Ее лирика пронизана участием, состраданием и любовью к несчастным людям, убогим, сирым существам в человеческом обличье. 

Поэтесса Ахмадулина испытывала на себе действие критики по двум направлениям: официальной, которая ставила ей в вину манерность и трюкачество, и критики либеральной, допускающей “художества” в стихотворчестве. И те и другие доброхоты были порождением системы, и Белла их игнорировала.

Вместе с тем поэтесса никогда не писала стихов на темы, имеющие общественное значение и социальный подтекст. Ее лирика была лиричной и никак не иначе, хотя лиричной можно было сделать ткачиху или доярку.

И сделала бы, если б не соцсоревнование между ними, на котором настаивали партийные органы.<\p>

Личная жизнь 

О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало страсть.

Первым законным мужем Беллы был , с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами.

Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года. 

Вторым супругом поэтессы стал , писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах.

В то время Белла была на пике своей экстравагантности. “Ангел, красавица, богиня”, – так отзывалась о своей подруге Ахмадулиной. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет.

Прощание было болезненным, Белла даже написала стихи по этому поводу.

Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с , даже снялась в его фильме “”, сыграв журналистку. Какое-то время жила с Эльдаром , сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Брак был гражданским, но тем не менее у пары в 1973 году родилась дочь Лиза. 

Затем, в 1974 году, Белла встретила , театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем, с ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет. Как-то так само собой получилось, что практичный Борис Мессерер взялся вести дела рассеянной супруги.

Он приводил в порядок ее стихи, написанные на чем попало, в том числе и на салфетках. Белла была благодарна мужу за это. Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной оказались под надежной защитой. Супруг поэтессы охранял сокровище и свое, и всей русской земли.

 

Смерть Ахмадулиной 

В октябре 2010 года Ахмадулина Белла почувствовала себя плохо, обострилось онкологическое заболевание. Поэтессу госпитализировали в , где она была прооперирована. Наступило улучшение, и Ахмадулину выписали домой. Однако через четыре дня она скончалась.

прошло в храме Святых Козьмы и Дамиана, в присутствии родных и близких. Затем в с поэтессой простились все те, кого она при жизни называла “досточтимые мои читатели”, а это многие тысячи людей. Похоронили Беллу Ахмадулину на . 

Источник: https://poesy.site/poets/6-ahmadulina-bella-ahatovna.html

Читать Сборник стихов

Белла Ахмадулина

Сборник стихов

СНЫ О ГРУЗИИ

Сны о Грузии – вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, неясность родины чужой.

ГРУЗИНСКИХ ЖЕНЩИН ИМЕНА

Там в море паруса плутали, и, непричастные жаре, медлительно цвели платаны и осыпались в ноябре.

И лавочка в старинном парке бела вставала и нема, и смутно виноградом пахли грузинских женщин имена.

Они переходили в лепет, который к морю выбегал и выплывал, как черный лебедь, и странно шею выгибал.

Смеялась женщина Ламара, бежала по камням к воде, и каблучки по ним ломала, и губы красила в вине.

И мокли волосы Медеи, вплетаясь утром в водопад, и капли сохли, и мелели, и загорались невпопад.

И, заглушая олеандры, собравши все в одном цветке, витало имя Ариадны и растворялось вдалеке.

Едва опершийся на сваи, там приникал к воде причал. “Цисана!” – из окошка звали. “Натэла!” – голос отвечал…

x x x

Смеясь, ликуя и бунтуя, в своей безвыходной тоске, в Махинджаури, под Батуми, она стояла на песке. Она была такая гордая вообразив себя рекой, она входила в море голая и море трогала рукой. Освободясь от ситцев лишних, так шла и шла наискосок. Она расстегивала лифчик, чтоб сбросить лифчик на песок.

И вид ее предплечья смутного дразнил и душу бередил. Там белое пошло по смуглому, где раньше ситец проходил.

Она смеялася от радости, в воде ладонями плеща, и перекатывались радуги от головы и до плеча.

АБХАЗСКИЕ ПОХОРОНЫ

Две девочки бросали георгины, бросали бережливо, иногда, и женщины устало говорили: – Цветы сегодня дороги – беда…

И с жадным страхом улица глядела, как девочки ступали впереди, как в отблесках дешевого глазета белым-белели руки на груди.

Несли венки, тяжелые, скупые, старушек черных под руки влекли. Да, все, что на приданое скопили, все превратилось в белые венки.

На кладбище затеяли поминки, все оживились, вздрогнули легко, и лишь глаза у женщины поникли и щеки провалились глубоко.

Но пили, пили стопкою и чашкой и горе отпустило, отлегло, и на дороге долго пахло чачей, и голоса звучали тяжело.

И веселились песни хоровые, забывшие нарочно про беду… Так девочку Геули хоронили. Давно уже – не в нынешнем году

x x x

– Все это надо перешить, сказал портной, – ведь дело к маю. -Все это надо пережитьсказала я, – я понимаю.

И в кольцах камушки сменить, и челку рыжую подрезать, и в край другой себя сманить, и вновь по Грузии поездить.

ЧУЖОЕ РЕМЕСЛО

Чужое ремесло мной помыкает. На грех наводит, за собой маня. моя работа мне не помогает и мстительно сторонится меня.

Я ей вовеки соблюдаю верность, пишу стихи у краешка стола, и все-таки меня снедает ревность, когда творят иные мастера.

Поет высоким голосом кинто, и у меня в тбилисском том духане, в картинной галерее и в кино завистливо заходится дыханье.

Когда возводит красную трубу печник на необжитом новом доме, я тоже вытираю об траву замаранные глиною ладони.

О, сделать так, как сделал оператор послушно перенять его пример и, пристально приникнув к аппаратам, прищуриться на выбранный предмет.

О, эта жадность деревце сажать, из лейки лить на грядках неполитых и линии натурщиц отражать, размазывая краски на палитрах!

Так власть чужой работы надо мной меня жестоко требует к ответу. Но не прошу я участи иной. Благодарю скупую радость эту.

x x x

Ты говоришь – не надо плакать. А может быть, и впрямь, и впрямь не надо плакать – надо плавать в холодных реках. Надо вплавь

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое благородство» по тексту Беляева

одолевать ночную воду, плывущую из-под руки, чтоб даровать себе свободу другого берега реки.

Недаром мне вздыхалось сладко в Сибири, в чистой стороне, где доверительно и слабо растенья никнули ко мне.

Как привести тебе примеры того, что делалось со мной? Мерцают в памяти предметы и отдают голубизной.

Байкала потаенный омут, где среди медленной воды

посверкивая ходит омуль и перышки его видны.

И те дома, и те сараи, заметные на берегах, и цвета яркого саранки, мгновенно сникшие в руках.

И в белую полоску чудо внезапные бурундуки,

так испытующе и чутко в меня вперявшие зрачки.

Так завлекала и казнила меня тех речек глубина. Граненая вода Кизира была, как пламень, холодна.

И опровергнуто лукавство мое и все слова твои напоминающей лекарство целебной горечью травы.

Припоминается мне снова, что там, среди земли и ржи, мне не пришлось сказать ни слова, ни слова маленького лжи.

ДЕНЬ ПОЭЗИИ

Какой безумец празднество затеял и щедро Днем поэзии нарек? По той дороге, где мой след затерян, стекается на празднество народ.

О славный день, твои гуляки буйны. И на себя их смелость не беру. Ты для меня -торжественные будни. Не пировать мне на твоем пиру.

А в публике – доверье и смущенье. Как добрая душа ее проста. Великого и малого смешенье не различает эта доброта.

Пока дурачит слух ее невежда, пока никто не видит в этом зла, мне остается смутная надежда, что праздники случаются не зря.

Не зря слова поэтов осеняют, не зря, когда звучат их голоса, у мальчиков и девочек сияют восторгом и неведеньем глаза.

НОВАЯ ТЕТРАДЬ

Смущаюсь и робею пред листом бумаги чистой. Так стоит паломник у входа в храм. Пред девичьим лицом так опытный потупится поклонник.

Как будто школьник, новую тетрадь я озираю алчно и любовно, чтобы потом пером ее терзать, марая ради замысла любого.

Чистописанья сладостный урок недолог. Перевернута страница. Бумаге белой нанесен урон, бесчинствует мой почерк и срамится.

Так в глубь тетради, словно в глубь лесов, я безрассудно и навечно кану, одна среди сияющих листов неся свою ликующую кару.

СТАРИННЫЙ ПОРТРЕТ

Эта женщина минула, в холст глубоко вошла. А была она милая, молодая была.

Прожила б она красивая, вся задор и полнота, если б проголодь крысиная не сточила полотна.

Как металася по комнате, как кручинилась по нем. Ее пальцы письма комкали и держали над огнем.

Источник: http://online-knigi.com/page/38409

Белла Ахмадулина: лучшие стихи о любви

Белла Ахмадулина (УНИАН)

Белла Ахмадулина – одна из самых ярких представителей поэтов-шестидесятников. Биографию поэтессы и лучшие стихи о любви читайте в материале Styler.

10 апреля свое 80-ти летие отметила бы Белла Ахмадулина. Стихи о любви и биография одной из самых талантливых поэтесс XX века в юбилейную дату памяти у нас на Styler.

Творчество Беллы Ахмадулиной относится к поколению поэтов-шестидесятников прошлого века. Послушать стихи Ахмадулиной, Евтушенко, Рождественского, Вознесенского собирались стадионы, поэты с аншлагами выступали на творческих вечерах по всему Советскому Союзу.

Ахмадулина исполняла свои произведения со свойственной только ей изысканностью и возвышенностью, чем и запомнилась почитателям русской поэзии. В ее библиографии множество сборников и эссе, а особое место в творчестве поэтессы занимают лирические стихотворения.

Белла Ахмадулина: стихи о любви

В строчках стихов Беллы Ахмадулиной о дружбе и любви – вся глубина таланта и многоранность чувств поэтессы. Многие из ее произведений звучали в советских фильмах и в песнях. Стихотворение “Прощание”, написанное в 1960 году, прозвучало в картине “Жестокий романс”.

А напоследок я скажу: прощай, любить не обязуйся. С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства. Как ты любил? – ты пригубил погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил, но погубил так неумело. Жестокость промаха… О, нет тебе прощенья. Живо тело и бродит, видит белый свет, но тело мое опустело. Работу малую висок еще вершит.

Но пали руки, и стайкою, наискосок,

уходят запахи и звуки.

Строчки произведения  Ахмадулиной “Озноб” звучали в фильме “Служебный роман”:

О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой – все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой…

Одно из своих самых знаменитых стихотворений “По улице моей который год..” поэтесса написала в 22 года. Позднее романс на эти стихи прозвучал в картине “Ирония судьбы или с легким паром” в исполнении Аллы Пугачевой.

Видео: Белла Ахмадулина читает стихотворение “По улице моей который год…” (YouТube-канал godwomen)

Среди знаменитых стихотворений поэтессы о высоких чувствах: “Ни слова о любви”, “Из глубины моих невзгод”, “В тот месяц май”, “Дождь в лицо и ключицы”, “Не уделяй мне много времени”, “Сказка о дожде” и др. 

Ни слова о любви! Но я о ней ни слова, не водятся давно в гортани соловьи. Там пламя посреди пустого небосклона,

но даже в ночь луны ни слова о любви…

***

Из глубины моих невзгод молюсь о милом человеке. Пусть будет счастлив в этот год,

и в следующий, и вовеки.

Я, не сумевшая постичь простого таинства удачи, беду к нему не допустить

стараюсь так или иначе…

***

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость, и, расстилаясь над землей,

влекла меня погоды летность.

Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла

я окунала в воздух перья…

***

Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился,

словно шторм с кораблем.

То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе,

или в счастье влечу.

Мне и страшно, и весело,
как тому кораблю…

Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.

***

Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю — снова не получится

из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости — из горести

так прямо голову держу.

Видео: Белла Ахмадулина читает стихотворение “Сказка о дожде” (YouТube-канал Sven Luelsdorff)

Белла Ахмадулина: биография

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась в зажиточной семье в Москве 10 апреля 1937 года. Интерес к литературе ей привила бабушка, а свои первые стихи Белла Ахмадулина начала писать в школе. В 1955 году произведения школьницы опубликовали в журнале “Октябрь”. Ахмадулина получила образование в московском Литературном институте.

За поддержку Бориса Пастернака была исключена из ВУЗа, однако позднее восстановилась и окончила его с отличием. В творческом багаже поэтессы не один десяток сборников стихов, поэм, переводов, эссе. Ахмадулина также снималась в кино.

В  1964 году исполнила роль журналистки в картине “Живет такой парень”, а в 1970-м снялась в фильме “Спорт, спорт, спорт”.

Белла Ахмадулина была замужем трижды. Ее первый супруг – поэт Евгений Евтушенко. Во второй раз поэтесса вышла замуж за писателя Юрия Нагибина. От третьего мужа, Эльдара Кулиева, родила дочь Елизавету. Четвертым мужем Ахмадулиной стал театральный художник Борис Мессерер.

Белла Ахатовна скончалась 29 ноября 2010 года в машине скорой помощи. Причиной смерти стал сердечно-сосудистый криз. Поэтессу похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://styler.rbc.ua/rus/dosug/bella-ahmadulina-luchshie-stihi-lyubvi-poetessy-1491821768.html

Книга – Стихотворения – Ахмадулина Белла Ахатовна – Читать онлайн, Страница 42

Закладки

и сквозь стекло желал пройти ко мне.

Я вышла. И была моя щека

наказана пощечиною влаги,

но тут же Дождь, в печали и отваге,

омыл мне губы запахом щенка.

Я думаю, что вид мой стал смешон.

Сырым платком я шею обвязала.

Дождь на моем плече, как обезьяна,

сидел.

И город этим был смущен.

Обрадованный слабостью моей,

он детским пальцем щекотал мне ухо.

Сгущалась засуха. Все было сухо.

И только я промокла до костей.

2

Но я была в тот дом приглашена,

где строго ждали моего привета,

где над янтарным озером паркета

всходила люстры чистая луна.

Я думала: что делать мне с Дождем?

Ведь он со мной расстаться не захочет.

Он наследит там. Он ковры замочит.

Да с ним меня вообще не пустят в дом.

Я строго объяснила: – Доброта

во мне сильна, но все ж не безгранична.

Тебе ходить со мною неприлично.

Дождь на меня смотрел, как сирота.

– Ну, черт с тобой,- решила я,- иди!

Какой любовью на меня ты пролит?

Ах, этот странный климат, будь он проклят!

Прощенный Дождь запрыгал впереди.

3

Хозяин дома оказал мне честь,

которой я не стоила. Однако,

промокшая всей шкурой, как ондатра,

я у дверей звонила ровно в шесть.

Дождь, притаившись за моей спиной,

дышал в затылок жалко и щекотно.

Шаги – глазок – молчание – щеколда.

Я извинилась: – Этот Дождь со мной.

Позвольте, он побудет на крыльце?

Он слишком влажный, слишком удлиненный

для комнат.

– Вот как?- молвил удивленный

хозяин, изменившийся в лице.

4

Признаться, я любила этот дом.

В нем свой балет всегда вершила легкость.

О, здесь углы не ушибают локоть,

здесь палец не порежется ножом.

Любила все: как медленно хрустят

шелка хозяйки, затененной шарфом,

и, более всего, плененный шкафом

мою царевну спящую – хрусталь.

Тот, в семь румянцев розовевший спектр,

в гробу стеклянном, мертвый и прелестный.

Но я очнулась. Ритуал приветствий,

как опера, станцован был и спет.

5

Хозяйка дома, честно говоря,

меня бы не любила непременно,

но робость поступить несовременно

чуть-чуть мешала ей, что было зря.

– Как поживаете? (О блеск грозы,

смиренный в тонком горлышке гордячки!)

– Благодарю,- сказала я,- в горячке

я провалялась, как свинья в грязи.

(Со мной творилось что-то в этот раз.

Ведь я хотела, поклонившись слабо,

сказать:

– Живу хоть суетно, но славно,

тем более, что снова вижу вас.)

Она произнесла:

– Я вас браню.

Помилуйте, такая одаренность!

Сквозь дождь! И расстоянья отдаленность!

Вскричали все:

– К огню ее, к огню!

– Когда-нибудь, во времени другом,

на площади, средь музыки и брани,

мы б свидеться могли при барабане,

вскричали б вы:

– В огонь ее, в огонь!

За все! За дождь! За после! За тогда!

За чернокнижье двух зрачков чернейших,

за звуки, с губ, как косточки черешни,

летящие без всякого труда!

Привет тебе! Нацель в меня прыжок.

Огонь, мой брат, мой пес многоязыкий!

Лижи мне руки в нежности великой!

Ты – тоже Дождь! Как влажен твой ожог!

– Ваш несколько причудлив монолог,

проговорил хозяин уязвленный.

Но, впрочем, слава поросли зеленой!

Есть прелесть в поколенье молодом.

– Не слушайте меня! Ведь я в бреду!

просила я.- Все это Дождь наделал.

Он целый день меня казнил, как демон.

Да, это Дождь вовлек меня в беду.

И вдруг я увидала – там, в окне,

мой верный Дождь один стоял и плакал.

В моих глазах двумя слезами плавал

лишь след его, оставшийся во мне.

6

Одна из гостий, протянув бокал,

туманная, как голубь над карнизом,

спросила с неприязнью и капризом:

– Скажите, правда, что ваш муж богат?

– Богат ли он? Не знаю. Не вполне.

Но он богат. Ему легка работа.

Хотите знать один секрет?- Есть что-то

неизлечимо нищее во мне.

Его я научила колдовству

во мне была такая откровенность

он разом обратит любую ценность

в круг на воде, в зверька или траву.

Я докажу вам! Дайте мне кольцо.

Спасем звезду из тесноты колечка!

Она кольца мне не дала, конечно,

в недоуменье отстранив лицо.

– И, знаете, еще одна деталь

меня влечет подохнуть под забором.

(Язык мой так и воспалялся вздором.

О, это Дождь твердил мне свой диктант.)

7

Все, Дождь, тебе припомнится потом!

Другая гостья, голосом глубоким,

осведомилась:

– Одаренных богом

кто одаряет? И каким путем?

Как погремушкой, мной гремел озноб:

– Приходит бог, преласков и превесел,

немножко старомоден, как профессор,

и милостью ваш осеняет лоб.

Источник: https://detectivebooks.ru/book/23149796/?page=42

Белла Ахатовна Ахмадулина – к 80-летию со дня рождения

Белла Ахатовна Ахмадулина – русская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века

Читайте также:  Какова роль женских образов в романе Шолохова «Тихий Дон»?

10 апреля исполняется 80 лет со дня рождения поэтессы.

Белла Ахмадулина
(1937-2010)
«Мы не успеваем узнать свое счастье»

Белла появилась на свет 10 апреля 1937 года в элитной советской семье, проживавшей в Москве.
Её папа, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне крупным начальником, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью.

Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ.
С ними ещё проживала бабушка по маминой линии Надежда Митрофановна. Именно она придумала дать появившейся на свет девочке имя Изабелла.

Мама в то время была просто помешана на Испании и попросила бабушку подыскать для новорожденной имя в испанском стиле. Но поэтесса не любила такое имя и сократила его, убрав первые три буквы, получилось просто Белла.

Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя.
В 1944 году Белла стала ученицей первого класса московской школы.

Учебное заведение ужаснуло её, за годы эвакуации девочка привыкла к одиночеству, поэтому занятия она чаще всего прогуливала. Ей не нравились никакие предметы, кроме литературы. Тем не менее читала она лучше всех в классе и писала очень грамотно, совсем без ошибок. В этом была заслуга бабушки.

В школьные годы Ахмадулина посещала Дом пионеров в Красногвардейском районе, там она занималась в литературном кружке.
В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт.
В 1959 году в Советском Союзе разразился скандал после присуждения Нобелевской премии писателю Борису Пастернаку.

В литературных кругах стали собирать подписи под петицией, где писателя обвиняли в измене Родине, называли предателем. Сбор подписей проходил и в Литературном институте, но Ахмадулина отказалась ставить свою подпись, за что была исключена из учебного заведения.

В официальных документах значилось, что студентка отчислена за неуспешную сдачу экзамена по марксизму-ленинизму.
Позднее Белла восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году получила красный диплом о высшем образовании.
Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы.

Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Её поэзия отличалась необычными рифмами, трогательным целомудрием и особенным стилем написания. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».

Когда после школы Белла не поступила в МГУ, мама посоветовала ей пойти на работу в газету «Метростроевец». Здесь она печатала не только свои статьи, но и стихи.
После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете».

Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Она видела их, измученно выходящих после смены. Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна».

Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла!»
Поэтесса стала известной.

В то же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко.

Ахмадулина обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную исполнительскую манеру Беллы. Её поэзия стала легко узнаваемой.

Помимо стихов творческий талант Беллы нашёл своё применение и в кино.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм режиссёра Василия Шукшина «Живёт такой парень».

Белла Ахмадулина снялась в фильме в роли ленинградской журналистки. Она, по сути, играла саму себя в тот жизненный период, когда работала корреспондентом «Литературной газеты».

На венецианском фестивале фильм получил «Золотого льва».

Личная жизнь
Первым супругом Беллы стал поэт Евгений Евтушенко, их знакомство произошло во время учёбы в Литературном институте. Жизнь их была бурной, с громкими ссорами и быстрыми примирениями. Безумно друг друга любили, уважали поэзию друг друга. Могли целый день, взявшись за руки, бродить по улицам Москвы.

Он обожал её бахчисарайские глаза, а лицо называл самым прекрасным в мире. Пара прожила в браке три года (с 1955 по 1958).
Второй муж Ахмадулиной – известный писатель Юрий Нагибин. Они прожили в браке с 1959 по 1968 годы, Белла была его пятой женой. После развода с Юрием поэтесса удочерила девочку Аню.

Третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев (сын известного балкарского классика Кулиева Кайсына). Он был моложе Беллы на 14 лет. В 1973 году в браке родилась девочка Лиза.
В 1974 году на прогулке с собаками произошло знакомство Беллы с театральным художником, скульптором Борисом Мессерером.

Это была любовь с первого взгляда и самый счастливый брак в жизни поэтессы.
Обе дочери пошли по стопам Беллы Ахатовны. Старшая Аня окончила полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Лиза, как и мама, отучилась в Литературном институте.

В последние годы Белла Ахатовна жила с супругом в Переделкино, тяжело болела, у неё почти полностью отказало зрение, и поэтесса передвигалась на ощупь.
29 ноября 2010 года сердечно-сосудистый криз стал причиной смерти Ахмадулиной, её похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Знаете ли вы что 

• Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим. В ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Татарами были ее предки по линии отца, крупного таможенного начальника Ахата Валеевича. Итальянцы, обосновавшиеся в России, присутствовали в роду со стороны матери, майора КГБ Надежны Макаровны.

• После окончания школы Ахмадулина провалилась на вступительных экзаменах на журналистском факультете МГУ, куда она поступала по желанию семьи.

Она не смогла ответить на вопрос о главной советской газете «Правда», которую никогда не читала. После этого она работала в газете «Метростроевец», где получила возможность публиковать не только статьи, но и стихи.

А уже в 1956 году ей удалось поступить в Литературный институт.

• Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое произведение «По улице моей который год звучат шаги – мои друзья уходят». Через 16 лет на эти стихи положил музыку композитор Микаэл Таривердиев, и с тех пор каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

• “Я полностью солидарна с Анастасией Ивановной Цветаевой, которая говорила: “Слово “собака” пишу большими буквами”, – признавалась Ахмадулина.

В раннем детстве, когда ее родители были постоянно заняты на работе, большую часть времени девочка проводила с бабушкой, которая вместе с будущей поэтессой подбирала бездомных животных.

Эту любовь к кошкам и собакам Белла сохранила на всю жизнь и передала своим дочерям.

• Белла Ахмадулина родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина ушла из жизни также через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого. Говоря о значимости поэтессы для отечественной культуры, это отметил писатель Андрей Битов.

Интернет-ресурсы: 

Ахмадулина, Белла Ахатовна. Избранное [Электронный ресурс]: стихотворения / Б. А. Ахмадулина. – Москва : Советский писатель, 1988. – 480 с. – Режим доступа: http://imwerden.de/pdf/akhmadulina_izbrannoe_1988__ocr.pdf 

Белла Ахмадулина. Все стихи на одной странице / Б. Ахмадулина [Электронный ресурс] / / Русская поэзия. – Режим доступа: http://rupoem.ru/axmadulina/all.aspx
Белла Ахмадулина [Электронный ресурс] // Библиотека русской поэзии. – Режим доступа: http://libverse.ru/ahmadylina/list.html 

Белла Ахмадулина. Сборник стихов [Электронный ресурс] / Б. Ахмадулина // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. – Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/ahmadulina.txt 

Ахмадулина Белла Ахатовна. Стихи [Электронный ресурс] / Б. А. Ахмадулина // Лучшие стихи русских и зарубежных поэтов. – Режим доступа: https://istihi.ru/ahmadulina 

Афоризмы и цитаты: 

Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без которого плохо.
Мир – это только спор двух детских .
Когда моих товарищей корят, я понимаю слов закономерность, но нежности моей закаменелость мешает слушать мне, как их корят.

О, мой застенчивый герой,
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнера!

Я смотрела на Париж и думала: «Жалко, что это неправда. Все равно я какой-то раб. Вот они – свободные люди, любой какой-нибудь гарсон».
О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным.

Так и живем — напрасно маясь,
в случайный веруя навет.
Какая маленькая малость
нас может разлучить навек.

Но как же всё напрасно,
но как же всё нелепо!
Тебе идти направо.
Мне идти налево.

Значительнее, что ни день, природа ум обременяет, похожая на мудрость лень уста молчаньем осеняет.

Никто не знал, как мука велика за дверью моего уединенья.

Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прекрасны!
Терять их страшно, Бог не приведи!

Кем приходились мы друг другу,
никто не знал, и все равно —
нам, словно замкнутому кругу,
терпеть единство суждено.

Прикосновеньем осень осенит
все то, что было неприкосновенно.

Из глубины моих невзгод
молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
и в следующий, и вовеки.

Пока в себе не ощутишь
последней простоты насущность,
слова твои – пустая тишь,
зачем ее слагать и слушать?

Кто знает – вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.

Источник: http://lib.usfeu.ru/index.php/literaturnaya-stranichka/992-bella-akhatovna-akhmadulina-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya

Стихи Ахмадулиной

Зачем? – да так, как входят в глушь осин, для тишины и праздности гулянья, – не ведая корысти и желанья,

вошла я в антикварный магазин.

Недобро глянул старый антиквар. Когда б он не устал за два столетья лелеять нежной ветхости соцветья,

он вовсе б мне дверей не открывал.

Он опасался грубого вреда для слабых чаш и хрусталя больного. Живая подлость возраста иного

была ему враждебна и чужда.

Избрав меня меж прочими людьми, он кротко приготовился к подвоху, и ненависть, мешающая вздоху,

возникла в нём с мгновенностью любви.

Меж тем искала выгоды толпа, и чужеземец, мудростью холодной, вникал в значенье люстры старомодной

и в руки брал бессвязный хор стекла.

Недосчитавшись голоска одной, в былых балах утраченной подвески, на грех её обидевшись по-детски,

он заскучал и захотел домой.

Печальную пылинку серебра влекла старуха из глубин юдоли, и тяжела была её ладони

вся невесомость быта и добра.

Какая грусть – средь сумрачных теплиц разглядывать осеннее предсмертье чужих вещей, воспитанных при свете

огней угасших и минувших лиц.

И вот тогда, в открывшейся тиши, раздался оклик запаха иль цвета: ко мне взывал и ожидал ответа

невнятный жест неведомой души.

Знакомой боли маленький горнист трубил, словно в канун стихосложенья, – так требует предмет изображенья,

и ты бежишь, как верный пёс на свист.

Я знаю эти голоса ничьи. О плач всего, что хочет быть воспето! Навзрыд звучит немая просьба эта,

как крик: – Спасите? – грянувший в ночи.

Отчаявшись, до крайности дойдя, немое горло просьбу излучало. Я ринулась на зов, и для начала

сказала я: – Не плачь, моё дитя.

– Что вам угодно? – молвил антиквар. – Здесь всё мертво и не способно к плачу. – Он, всё ещё надеясь на удачу,

плечом меня теснил и оттирал.

Сведённые враждой, плечом к плечу стояли мы. Я отвечала сухо: – Мне, ставшею открытой раной слуха,

угодно слышать всё, что я хочу.

– Ступайте прочь! – он гневно повторял. И вдруг, средь слабоумия сомнений, в уме моём сверкнул случайно гений

и выпалил: – Подайте тот футляр!

– Тот ларь? – Футляр. – Фонарь? – Футляр! – Фуляр? – Помилуйте, футляр из чёрной кожи. – Он бледен стал и закричал: – О боже?

Всё, что хотите, но не тот футляр.

Я вас прошу, я заклинаю вас! Вы молоды, вы пахнете бензином! Ступайте к современным магазинам,

где так велик ассортимент пластмасс.

– Как это мило с вашей стороны, – сказала я, – я не люблю пластмассы. – Он мне польстил: – Вы правы и прекрасны.

Вы любите непрочность старины.

Я сам служу её календарю. Вот медальон, и в нём портрет ребёнка. Минувший век. Изящная работа.

И всё это я вам теперь дарю.

…Печальный ангел с личиком больным. Надземный взор. Прилежный лоб и локон. Гроза в июне. Воспаленье в лёгком.

Читайте также:  2 сочинения: Моё любимое стихотворение Блока (для девушек и юношей)

И тьма небес, закрывшихся за ним…

– Мне горестей своих не занимать, а вы хотите мне вручить причину оплакивать всю жизнь его кончину

и в горе обезумевшую мать?

– Тогда сервиз на двадцать шесть персон! – воскликнул он, надеждой озарённый. – В нём сто предметов ценности огромной.

Берите даром – и вопрос решён.

– Какая щедрость и какой сюрприз! Но двадцать пять моих гостей возможных всегда в гостях, в бегах неосторожных.

Со мной одной соскучится сервиз.

Как сто предметов я могу развлечь? Помилуй бог, мне не по силам это. Нет, я ценю единственность предмета,

вы знаете, о чём веду я речь.

– Как я устал! – промолвил антиквар. – Мне двести лет. Моя душа истлела. Берите всё! Мне всё осточертело!

Пусть всё моё теперь уходит к вам.

И он открыл футляр. И на крыльцо из мглы сеней, на волю из темницы явился свет и опалил ресницы,

и это было женское лицо.

Не по чертам его – по черноте, ожёгшей ум, по духоте пространства я вычислила, сколь оно прекрасно,

ещё до зренья, в первой слепоте.

Губ полусмехом, полумраком глаз лицо её внушало мысль простую: утратить разум, кануть в тьму пустую,

просить руки, проситься на Кавказ.

Там – соблазнять ленивого стрелка сверкающей открытостью затылка, раз навсегда – и всё. Стрельба затихла,

и в небе то ли бог, то ль облака.

– Я молод был сто тридцать лет назад, – проговорился антиквар печальный. – Сквозь зелень лип, по желтизне песчаной

я каждый день ходил в тот дом и сад.

О, я любил её не первый год, целуя воздух и каменья сада, когда проездом – в ад или из ада –

вдруг объявился тот незваный гость.

Вы Ганнибала помните? Мастак он был в делах, достиг чинов немалых. Но я о том, что правнук Ганнибалов

случайно оказался в тех местах.

Туземным мраком горячо дыша, он прыгнул в дверь. Всё вмиг переместилось. Прислуга, как в грозу, перекрестилась.

И обмерла тогда моя душа.

Чужой сквозняк ударил по стеклу. Шкаф отвечал разбитою посудой. Повеяло палёным и простудой.

Свеча погасла. Гость присел к столу.

Когда же вновь затеяли огонь, склонившись к ней, переменившись разом, он всем опасным африканским рабством

потупился, как укрощённый конь.

Я ей шепнул: – Позвольте, он урод. Хоть ростом скромен, и на том спасибо. – Вы думаете? – так она спросила. –

Мне кажется, совсем наоборот.

Три дня гостил, – весь кротость, доброта, – любой совет считал себе приказом. А уезжая, вольно пыхнул глазом

и засмеялся красным пеклом рта.

С тех пор явился горестный намёк в лице её, в его простом порядке. Над непосильным подвигом разгадки

трудился лоб, а разгадать не мог.

Когда из сна, из глубины тепла всплывала в ней незрячая улыбка, она пугалась, будто бы ошибка

лицом её допущена была.

Но нет, я не уехал на Кавказ. Я сватался. Она мне отказала. Не изменив намерений нимало,

я сватался второй и третий раз.

В столетье том, в тридцать седьмом году, по-моему, зимою, да, зимою, она скончалась, не послав за мною,

без видимой причины и в бреду.

Бессмертным став от горя и любви, я ведаю этим ничтожным храмом, толкую с хамом и торгую хламом,

затерянный меж богом и людьми.

Но я утешен мнением молвы, что всё-таки убит он на дуэли. – Он не убит, а вы мне надоели, –

сказала я, – хоть не виновны вы.

Простите мне желание руки владеть и взять. Поделим то и это. Мне – суть предмета, вам – краса портрета:

в награду, в месть, в угоду, вопреки.

Старик спросил: – Я вас не вверг в печаль признаньем в этих бедах небывалых? – Нет, вспомнился мне правнук Ганнибалов,

сказала я, – мне лишь его и жаль.

А если вдруг, вкусивший всех наук, читатель мой заметит справедливо: – Всё это ложь, изложенная длинно, –

Отвечу я: – Конечно, ложь, мой друг.

Весьма бы усложнился трезвый быт, когда б так поступали антиквары и жили вещи, как живые твари,

а тот, другой, был бы и впрямь убит.

Но нет, портрет живёт в моём дому! И звон стекла! И лепет туфель бальных! И мрак свечей! И правнук Ганнибалов

к сему причастен – судя по всему.

Источник: http://philosofiya.ru/verses_ahmadulina.html

Белла Ахмадулина

Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в Москве, в интеллигентной и состоятельной семье. Её отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора КГБ. 

Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 1930-ые годы в Советском Союзе была очень популярна Испания и всё, что с ней связано.

Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла – именно то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина.

Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила своё имя до Белла.

Поэтесса Белла Ахмадулина

В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна.

Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии.

Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.

Белла Ахмадулина в детстве

В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама.

Сразу же после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы.

Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.

Белла Ахмадулина в молодости

Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль.

Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда».

Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

Творчество

В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой.

Дочь согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или всё же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец».

Но публиковала там не только статьи, но и свои стихи.

Белла Ахмадулина

На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины».

За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.

Белла Ахмадулина подписывает свой сборник поклонникам

Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна».

Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения.

Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

Поэтесса Белла Ахмадулина

В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии».

Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Белла Ахмадулина читает стихи

Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».

Белла Ахмадулина

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-ом Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был Василий Шукшин, вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года.

Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале.

В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме Василия Шукшина “Живет такой парень”

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру.

Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы Эльдара Рязанова. В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная Аллой Пугачёвой. В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу».

Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный Светланой Немоляевой в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».

Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. Ия Саввина, озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж очень рано – в 18 лет. Её первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей.

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной наладилась быстро. В следующем году она вышла замуж за известного писателя Юрия Нагибина. Вместе они прожили с 1959-го по 1968 год. Но и этому браку не суждено было длиться долго.

Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню.

Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Очень коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. Он был театральным художником и сценографом. Дочери Аня и Лиза остались на попечении матери и домработницы.

Смерть

Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи. 

Могила Беллы Ахмадулиной

Её смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с легендарной женщиной состоялось в столице, в Центральном Доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.

Библиография

  • Струна
  • Озноб
  • Уроки музыки
  • Стихи
  • Свеча
  • Сны о Грузии
  • Метель
  • Тайна
  • Гряда камней
  • Звук указующий
  • Миг бытия
  • Друзей моих прекрасные черты
  • Нечаяние

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/1529-bella-ahmadulina.html

Ссылка на основную публикацию