Стихи пушкина о поэзии и стихах: читать стихотворения александра пушкина

Стихи о поэзии Пушкина Александра читать на сайте ProStih.ru

На скользком поприще Тимковского наследник!Позволь обнять себя, мой прежний собеседник.Недавно, тяжкою цензурой притеснен,Последних, жалких прав без милости лишен,Со всею братией гонимый совокупно.

Я, вспыхнув, говорил тебе немного крупно,Потешил дерзости бранчивую свербежь —Но извини меня: мне было не в терпеж.

Теперь в моей глуши журналы раздирая,И бедной братии стишонки разбирая(Теперь же мне читать охота и досуг),Обрадовался я, по ним заметя вдругВ тебе и правила, и мыслей образ новый!Ура! ты заслужил венок себе лавровыйИ твердостью души, и смелостью ума.Как изумилася поэзия сама,Когда ты разрешил по милости чудесной

Заветные слова

божественный, небесный,

И ими назвалась (для рифмы) красота,Не оскорбляя тем уж Господа Христа!Но что же вдруг тебя, скажи, переменилоИ нрава твоего кичливость усмирило?Свои послания хоть очень я люблю,Хоть знаю, что прочел ты жалобу мою,Но, подразнив тебя, я переменой сеюПриятно изумлен, гордиться не посмею.

Отнесся я к тебе по долгу моему:Но мне ль исправить вас? Нет, ведаю, комуСей важной новостью обязана Россия.Обдумав наконец намеренья благие,Министра честного наш добрый царь избрал,Шишков наук уже правленье восприял.

Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,Он славен славою двенадцатого года;Один в толпе вельмож он русских муз любил,Их, незамеченных, созвал, соединил;Осиротелого венца ЕкатериныОт хлада наших дней укрыл он лавр единый.Он с нами сетовал, когда святой отец,Омара да Гали прияв за образец,В угодность господу, себе во утешенье,Усердно задушить старался просвещенье.

Благочестивая, смиренная душаКарала чистых муз, спасая Бантыша,И помогал ему Магницкой благородный,Муж твердый в правилах, душою превосходный,И даже бедный мой Кавелин-дурачок,Креститель Галича, [Магницкого] дьячок.И вот, за все грехи, в чьи пакостные рукиВы были вверены, печальные науки!

Цензура! вот кому подвластна ты была!

Но полно: мрачная година протекла,И ярче уж горит светильник просвещенья.Я с переменою несчастного правленьяОтставки цензоров, признаться, ожидал,Но сам не зная как, ты видно устоял.Итак, я поспешил приятелей поздравить,

А между тем совет на память им оставить.

Будь строг, но будь умен. Не просят у тебя,Чтоб, все законные преграды истребя.Всё мыслить, говорить, печатать безопасноТы нашим господам позволил самовластно.Права свои храни по долгу своему.

Но скромной Истине, но мирному УмуИ даже Глупости невинной и довольнойНе заграждай пути заставой своевольной.

И если ты в плодах досужного пераПорою не найдешь великого добра,Когда не видишь в них безумного разврата,Престолов, алтарей и нравов супостата,То, славы автору желая от души,

Махни, мой друг, рукой и смело подпиши.

Источник: https://prostih.ru/pushkin/tema/poezia

Стихи пушкина о поэте и поэзии

Сочинение «Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина»

Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначение своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место. Его поэзия спасает от бед, в ней он обретает душевные силы, видит в ней жизненную силу: В стихотворении “Андрей Шенье” звучит идея — смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта.

Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть “гражданином и поэтом”. В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэт и толпа” Пушкин говорит о высоком назначения поэта.

Одним из наиболее ярких произведений является стихотворение “Я памятник себе воздвиг…” В нем он говорит о том, что его “памятник” выше памятника Александру Первому, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, что дорога к нему не зарастет травой; что, пока будет существовать поэзия, слава Пушкина не увянет.

Он уверен в том, что все многочисленные народы, составляющие русское государство, будут считать его своим поэтом. Право на это бессмертие и любовь народа Пушкин заслужил, по его мнению, во-первых, тем, что его поэзия поднимает, мобилизует самое лучшее, что есть в их душе, самое “доброе чувство”; во-вторых, тем, что он был политически передовым для своего времени поэтом.

Он писал революционные стихи, “восславил свободу”. Даже после разгрома декабристов, он не переставал в своих произведениях оказывать “милость падшим”, желание вернуть сосланных декабристов. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

В этом стихотворении автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что он боролся против крепостного права. Поэт подчеркивает народность своего творчества, поэт дает оценку своему творчеству. Все чувства, мысли поэта, его любовь к людям сливаются в один великий идеал Поэта. Перед нами поэт — это человек гонимый, одинокий, окруженный ненавистью, но остающийся непоколебимым.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Поэт торжествует свою победу над временем, над властью. Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус и друг степей калмык. Поэт верит в силу своих стихов, в силу своей поэзии, в свое бессмертие.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”подытоживает все то, что дал людям талант А. С. Пушкина. В своей лирике А.С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэту»

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.

Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г. в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Это заставило обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной».

Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое.

Читайте также:  Женские образы в «Ревизоре» Н.В Гоголя

Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум».

По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд.

Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» – пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос.

Одиночество и отчужденность поэта воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.

Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею.

Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово – в жизнь.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Анализ стихотворения Пушкина «И. И. Пущину»

Среди своих лицеистских друзей Александр Пушкин особенно выделял Ивана Пущина, с которым поэта связывали очень теплые и доверительные отношения. Двух молодых людей объединяли не только общие взгляды на жизнь, но и любовь к литературе. В юности они даже соревновались между собой на предмет того, кто быстрее и лучше напишет стихотворение на заданную тему.

Судьба Ивана Пущина сложилась трагически. Он был одним из участников декабристского восстания, после провала которого получил пожизненную каторгу. Последний раз друзья встретились как раз накануне этих трагических событий, зимой 1825 года.

В это время Пушкин жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в этот сложный для него период.

Встреча друзей была короткой, однако смысл ее стал Пушкину понятен гораздо позже, уже после того, как восстание декабристов было безжалостно подавлено, а его лицеистский товарищ оказался узником Читинского острога.

Иван Пущин предполагал подобное развитие событий, поэтому приехал к Пушкину для того, чтобы проститься, хотя и словом не обмолвился о том, что ему предстоит стать одним из участников тайного заговора и покушения на жизнь императора Николая I. Эта встреча друзей оказалась последней, больше им не суждено было увидеться.

Накануне годовщины восстания декабристов, зимой 1826 года, Пушкин написал стихотворение-обращение под названием «И. И. Пущину», которое было передано каторжнику спустя несколько лет через супругу декабриста Никиты Муравьева.

В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.

Поэтому когда Пущин оказался в схожей ситуации, автор посчитал своим долгом направить ему ободряющее стихотворное послание, в котором признался: «Молю святое провиденье».

Этим поэт хотел подчеркнуть, что не только беспокоится о судьбе своего друга, но и верит, что его жертва была принесена обществу не напрасно, и будущие поколения смогут оценить этот самоотверженный поступок по достоинству. В это время поэту уже известно, что Иван Пущин отказался бежать за границу после провала восстания декабристов и дожилался ареста в своем петербургском доме.

Обращаясь к другу, поэт мечтает о том, чтобы его голос, облаченный в стихи, даровал ему утешение. «Да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней!», — отмечает Пушкин. Позже Иван Пущин напишет в своем дневнике: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Имен это короткое послание впоследствии легло в основу мемуаров бывшего каторжанина, которые он посвятил своей дружбе с великим русским поэтом.

Пушкин очень тяжело переживал разлуку с другом, и впоследствии адресовал ему еще несколько стихов. Через своих высокопоставленных знакомых он даже пытался повлиять на решение властей, надеясь, что приговор о пожизненной каторге для Ивана Пущина все же будет смягчен.

Однако император Николай I, переживший весь ужас покушения в день своего восхождения на престол, отказал декабристу в помиловании. Лишь спустя почти 30 лет Иван Пущин получил право вернуться в Петербург.

Он побывал на могиле поэта, расположенной на территории Святогорского монастыря, а также в Михайловском, отдав дань уважения своему лицеистскому другу, который не отвернулся от него в трудную минуту.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа»

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному.

Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.

В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл.

Читайте также:  В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение

Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е.

не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так. Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение.

Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие.

Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!».

При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.

Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим.

Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.

Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами.

Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

16 февраля 2016

Пушкин записи — krasivaya pesnya na gitare безумно — красивый+романс Эта красивая песня – романс на стихи Александра Пушкина — Зимняя дорога — Поет Марина Черкасова – знаменитая певица – гитарный аккомпанемент – цыганские гитаристы аранжировщики – Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд.

27 декабря 2015

Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев – А.С.Пушкин) Автор видеоролика – Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин – проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От.

Источник: http://velikiy-pushkin.ru/2996-Stihi-pushkina-o-poete-i-poezii

Стихи Пушкина читать онлайн бесплатно

Александр Сергеевич Пушкин… Какие емкие слова. Вряд ли найдется ребенок, являющийся соотечественником поэта, который с самого глубокого детства не слышал, хотя бы один раз, этого имени.

О взрослых говорить не приходится: все они выросли на сказках Пушкина, хотя поэт был бы недоволен тем, что его считают детским: он ничего, никогда не писал для детей.

Стихи Пушкина для детей – это целый мир поэта, который выплеснулся на страницы его произведений с естественной для него непосредственностью.

Предназначены ли эти стихи Пушкина для детей? Поэт не ставил такой задачи. Но они нашли своего адресата. Яркая зарисовка, в которой поэт показывает здорового деревенского ребенка, заучивается в школе наизусть. Она известна всем детям. В отрывке нет ни одного слова, намекающего на отношение поэта к мальчику. Он описывает русскую зиму.

В нескольких штрихах создан гениальный портрет, передающий ее образ через отчаянного розовощекого смельчака, чье безудержное веселье брызжет со страниц романа «Евгений Онегин» своим жизнеутверждающим весельем.

И уж, конечно, роман никак не предназначен для детского чтения, а чтобы добраться до этого отрывка, взрослым читателям нужно немало потрудиться.

В имени Пушкина заключена какая-то магия, иначе как объяснить такое широкое влияние его творчества на людей самых различных возрастов и национальностей. Читатели Пушкина живут по всему миру. Стихи Пушкина для детей переведены на многие языки. Самые страстные приверженцы творчества поэта читают их в оригинале.

Длится этот непрерывный процесс любви, преклонения и уважения к творчеству поэта ни одно десятилетие. Он исчисляется в столетиях. 216 лет прошло с момента появления феномена Пушкина.

Кто может авторитетно заявить, что этот родник исчерпан? Сколько веков еще понадобиться, чтобы исчерпать его? И, наконец, исчерпаем ли он?

Читайте также:  Когда родителям стоит поучиться у своих детей?

Из маленького родничка пушкинских сказок ребенок, под чутким руководством прошедших этот путь родителей, плавно переходит к «Прологу к поэме «Руслан и Людмила», фантастической сказке, достойной только воображения поэта. Весь сказочный мир собран здесь.

Тихим, загадочным голосом ведет рассказ сказительница, а перед глазами детей возникает образ «верной подружки» юного Пушкина, прекрасной, доброй няни, Арины Родионовны, передавшей своему гениальному воспитаннику ключи от потайной двери народной мудрости.

Ведь именно эта простая женщина, поместившая в себя целый мир народной поэзии и сказок, была чудесным источником стихов Пушкина для детей, именно ей он обязан простотой слога своих летучих талантливых творений, их глубинной, необыкновенной увлекательностью и мудростью.

Многие стихи Пушкина для детей, посвященные няне, отнесены именно к детскому чтению.

Среди источников, сформировавших поэта, живет образ его прекрасной бабушки, ставшей ангелом-хранителем для маленького Пушкина. Ребенок находил нежную заботу в ее теплых руках. Она научила его русской грамоте. Много счастливых минут было связано у него с бабушкиными рассказами о русской старине.

Гениальные стихи Пушкина для детей рисуют картину, как «30 витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных и с ними дядька их морской». А вот – прекрасная Царевна-Лебедь, воплощение утонченности, нежности, самоотверженной жертвенной любви и верности.

Коварная царица из сказки «О золотом петушке» вызывает негодование юных слушателей, а прекрасная царевна, так бережно хранимая семью благородными братьями-богатырями для царевича Елисея, из сказки « О мертвой царевне и семи богатырях», взывает неописуемый детский восторг, проснувшись от долго сна.

Гневом наполнены детские сердца против злой царицы мачехи, пытавшейся погубить царевну. Как много образов русского фольклора живет на страницах стихов Пушкина для детей и крупных произведений.

Чуткая поэтическая натура Пушкина сумела глубоко прочувствовать многовековую мудрость народа и силой своего гения перевоплотить в целый мир не поддающихся аналитическим оценкам прекрасных творений.

Легкий, изящный, жизнеутверждающий стих стремится ввысь, как сладостная музыка. Его хочется просто повторять.

Аромат этих великолепных шедевров, так же, как аромат самой благоухающей розы, восхитителен и тонок.

Вот почему поэзия Пушкина так близка детским душам: она чиста, как родник, свежа, как горный воздух, легка, как эфир, благоуханна, как роза. Дети не слушают и не читают Пушкина, они живут в мире его стихов, радуются добру и переживают зло вместе с его героями, негодуют из-за него.

Самое главное в пушкинской поэзии – это мощное воспитательное воздействие на ребенка, оказываемое таким непосредственным и восхитительным способом. Детские слезы с героями пушкинских сказок, их неподражаемая радость, прекрасный, заразительный смех – являются причиной долголетия стихов Пушкина для детей и неувядаемой славы великого гения.

Источник: http://www.hobobo.ru/stihi/stihi-pushkina/

Каким было самое первое стихотворение Александра Пушкина?

К сожалению, ни один документальный источник не сохранил тексты первых сочинений маленького Александра. Его младший брат и литературный секретарь Лев Пушкин вспоминал: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году (то есть примерно в 1807 году. — Прим. ред.

), умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии». Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги. Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой).

Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С.

Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера].

Пушкин любил импровизировать комедийки и, по общему согласию с сестрой, устроил нечто вроде театра, где автором и актером был брат, а публикой — сестра. Раз как-то публика освистала его пьесу «L'Escamoteur» [«Похититель»]. Автор отделался от оскорбления эпиграммой, сохранившейся доселе в памяти тогдашнего судьи:

Dis moi, pourquoi l'Escamoteur
Est-il sifflé par le parterre?
Hélas! c'est que le pauvre auteur
L'escamota de Molière.

Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера. (Пер. с франц.)

Известно еще одно маленькое стихотворение, которое Пушкин сочинил до поступления в лицей. Его также опубликовал Павел Анненков:

Je chante ce combat, que Toly remporta,Où maint guerrier périt, où Paul se signala,
Nicolas Maturin et la belle Nitouche,
Dont la main fut le prix d'une horrible escarmouche.

Пою сей бой, в котором Толи одолел,Где погиб не один воин, где Поль отличился,
Никола Матюрин и прекрасная Нитуш,
Рука которой была трофеем ужасной стычки.
(Пер. с франц.)

«Стишки гладенькие и легкие. Они были предшественниками таких же русских стихов, которые Пушкин начал писать уже в лицее, — писал Анненков. — Авторство шло параллельно с его чтением. Ознакомившись с Лафонтеном, Пушкин стал писать басни.

Начитавшись «Генриады», он задумал поэму в шести песнях, но здесь останавливает нас одна характеристическая особенность. Это была не героическая поэма, как следовало бы ожидать, а шуточная. Содержанием послужила война между карлами и карлицами во времена Дагоберта.

Карло последнего, по имени Толи, был героем ее, почему и вся поэма называется «La Tolyade» («Толиада»). Начиналась она вышеуказанным четверостишием. Все это было во вкусе того, что слышал Пушкин вокруг себя и чему он довольно долго подражал, как увидим после.

Гувернантка похитила тетрадку поэта и отдала мосье Шеделю, жалуясь, что «мосье Александр» за подобными вздорами забывает о своих уроках. Шедель расхохотался при первых стихах. Раздраженный автор тут же бросил в печку свое произведение».

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/samoe-pervoe-stihotvorenie-pushkina

Ссылка на основную публикацию