Все стихи межирова на одной странице: список стихотворений александра межирова

Александр Межиров: стихи, полный список всех произведений – Современная библиотека DY9

Этот жокей отдыхает неплохо,- От репортеров на дно

Этот жокей погружается в Сохо,

… Читать стихотворение »

Я не могу уйти — но ухожу. Пересекаю ржавую межу, По ржавым листьям — к снегу молодому.

Я не могу — но ухожу из дому.

Через четыре года Сорок два Исполнится — и станет голова

Белым-бела,

… Читать стихотворение »

Суббота. Банный день. И мы ползем туда, Где ожидают нас Мочалка и вода. Где в санпропускнике От вшей избавят нас

В блаженный этот день,

… Читать стихотворение »

Ты не напрасно шла со мною, Ты, увереньями дразня, Как притяжение земное,

Воздействовала на меня.

И я вдыхал дымок привала,
Свое тепло с землей деля.

… Читать стихотворение »

1

Мода в моду входила сначала
На трибунах в спортивных дворцах,

… Читать стихотворение »

Строим, строим города Сказочного роста. А бывал ли ты когда

Человеком — просто?

Все долбим, долбим, долбим, Сваи забиваем. А бывал ли ты любим

И незабываем?

… Читать стихотворение »

Тишайший снегопад — Дверьми обидно хлопать. Посередине дня В столице как в селе. Тишайший снегопад, Закутавшийся в хлопья, В обувке пуховой

Проходит по земле.

… Читать стихотворение »

Мальчик жил на окраине города Колпино. Фантазер и мечтатель. Его называли лгунишкой. Много самых веселых и грустных историй накоплено Было им

за рассказом случайным,

… Читать стихотворение »

Нам котелками нынче служат миски, Мы обживаем этот мир земной, И почему-то проживаем в Минске,

И осень хочет сделаться зимой.

Друг друга с опереттою знакомим,

… Читать стихотворение »

Зачем понадобилось Еве Срывать запретный этот плод — Она еще не сознает.

Но грех свершен, и бог во гневе.

Вселился в змея сатана
И женщине внушал упрямо,

… Читать стихотворение »

Я хочу сообщить хоть немного простых, Но тобой позабытых истин,

Смысл которых тебе ненавистен…

Будет холодно в доме от комнат пустых, И на тысячи прочих домов холостых

Будет наше жилище похоже.

… Читать стихотворение »

Просыпаюсь и курю… Засыпаю и в тревожном Сне о подлинном и ложном

С командиром говорю.

Подлинное — это дот
За березами, вон тот.

… Читать стихотворение »

Вот и покончено со снегом, С московским снегом голубым,— Колес бесчисленных набегом

Он превращен в промозглый дым.

О, сколько разных шин! Не счесть их!
Они,

… Читать стихотворение »

От реки, идущей половодьем, И через дорогу — на подъем — Миновали площадь, в ГУМ заходим,

За плащами в очередь встаем.

Красоты и мужества образчик Ищут из незастекленных касс

Тысячи рассеянно смотрящих,

… Читать стихотворение »

По дороге из Ганы домой На пять дней задержаться в Париже, И к бессмертью тебе по прямой

Станет сразу же впятеро ближе.

Записать в повидавший блокнот,

… Читать стихотворение »

Органных стволов разнолесье На лейпцигской мессе, Над горсткой пречистого праха

Пречистого Баха.

И ржавчина листьев последних Растоптанных, падших…

О чем ты,

… Читать стихотворение »

Подкова счастья! Что же ты, подкова? Я разогнул тебя из удальства — И вот теперь согнуть не в силах снова

Вернуть на счастье трудные права.

Как возвратить лицо твое степное,

… Читать стихотворение »

Они расставались, когда С позором своим навсегда Она примириться решала,— Решала, что я виноват, Не муж, не любовник, не брат,—

И этим себя утешала.

Когда же с позором своим
Она подневольно простилась,

… Читать стихотворение »

Нехорошо поговорил С мальчишкой, у которого Ни разумения, ни сил,

Ни навыка, ни норова.

А он принес мне Пикассо Какого-то периода… Поговорил нехорошо —

Без выхода,

… Читать стихотворение »

… И обращается он к милой: — Люби меня за то, что силой И красотой не обделен. Не обделен, не обездолен,

В поступках — тверд, а в чувствах — волен,

… Читать стихотворение »

Не предначертано заране, Какой из двух земных путей Тебе покажется святей,

Определив твое избранье.

Ты можешь властвовать всецело, А можешь в жертву принести

Всю жизнь — от слова и до дела.

… Читать стихотворение »

Сорок пятый год перевалил Через середину, и все лето Над Большой Калужской ливень лил,

Гулко погромыхивало где-то.

Страхами надуманными сплошь
Понапрасну сам себя не мучай.

… Читать стихотворение »

Любая вещь в квартире — это Ты. Вот здесь я жил, в любую мелочь веруя; Цвели на подоконниках цветы,

В железной клетке пела птица серая.

Мне мелочи покоя не дают;

… Читать стихотворение »

Мы под Колпином скопом стоим, Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет.

Мы недаром присягу давали.

… Читать стихотворение »

Согласен, что поэзия должна Оружьем быть (и всякое такое). Согласен, что поэзия — война,

А не обитель вечного покоя.

Согласен,
что поэзия не скит,

… Читать стихотворение »

…И был мне выдан медальон пластмассовый, Его хранить велели на груди, Сказали:— Из кармана не выбрасывай,

А то… не будем уточнять… иди!

Гудериан гудел под самой Тулою.

… Читать стихотворение »

Она прошла по лестнице крутой С таким запасом сил неистощимых, Что было все вокруг нее тщетой,-

И только ног высоких легкий вымах.

Она прошла, когда была жара,

… Читать стихотворение »

Страшный путь! На тридцатой, последней версте Ничего не сулит хорошего. Под моими ногами устало хрустеть Ледяное, ломкое крошево.

Страшный путь!

… Читать стихотворение »

Есть в военном приказе Такие слова, На которые только в тяжелом бою (Да и то не всегда) Получает права

Командир, подымающий роту свою.

Я давно понимаю Военный устав И под выкладкой полной

Не горблюсь давно.

… Читать стихотворение »

Мать о сыне, который на Курской дуге, в наступленье Будет брошен в прорыв, под гранату и под пулемет, Долго молится, перед иконами став на колени,-

Мальчик выживет,

… Читать стихотворение »

Касторкой пахнет!.. Миновав поселок, Два мотоцикла, Круто накренясь, На автостраду, Мимо ржавых елок,

Кидаются, расшвыривая грязь.

Прощай, мое призвание былое —
Ничтожное,

… Читать стихотворение »

Как же мог умолчать я об этом, Столько слов понапрасну губя, Если беды мои рикошетом

Прежде всех попадали в тебя.

Повстречавшись впервые с тяжелой,
Ниоткуда пришедшей бедой,

… Читать стихотворение »

Я позицию выбрал такую, На которой держаться нельзя,— И с нее кое-как атакую

Вас, мои дорогие друзья.

Кое-как атакую преграды
Между нами встающей вражды.

… Читать стихотворение »

Две стены, окно и дверь, Стол и табуретка. В эту команту теперь

Ты приходишь редко.

И огонь в огне погас, Плотно дверь закрыта. Этой комнате теперь

Не хватает быта.

… Читать стихотворение »

Как я молод — и страх мне неведом, Как я зол — и сам черт мне не брат, Пораженьям своим и победам

В одинаковой степени рад.

В драке бью без промашки под ребра,

… Читать стихотворение »

Ты говоришь совсем невнятно, И на щеках твоих горят, Нет, не горят, но тлеют пятна,

И неопрятен твой наряд.

Лицо в табачном дыме мглистом
Усталостью притемнено,

… Читать стихотворение »

Два профсоюза рикш борьбу ведут За центр Калькутты. Потому что труд Полгорсти риса все-таки приносит. Холера косит, ветер оспу носит, И прокаженный милостыню просит,-

Два профсоюзных рупора орут.

… Читать стихотворение »

Едва сошел с трамвая — И вот вокзал опять. Куда ты — не понять,

Россия кочевая.

Куда на всех парах?
Зачем в твоем вокзале,

… Читать стихотворение »

По лестнице, которую однажды Нарисовала ты, взойдет не каждый На галерею длинную. Взойду Как раз перед зимой, на холоду, На галерею, по твоим ступеням, Которые однажды на листе Ты написала вечером осенним Как раз перед зимой ступени те

Гуашью смуглой и крутым зигзагом.

… Читать стихотворение »

Все разошлись и вновь пришли, Опять уйдут, займутся делом. А я ото всего вдали,

С тобою в доме опустелом.

Событья прожитого дня,
И очереди у киоска,

… Читать стихотворение »

Впервые в жизни собственным умом Под старость лишь раскинул я немного. Не осознал себя твореньем бога,

Но душу вдруг прозрел в себе самом.

Я душу наконец прозрел — и вот
Вдруг ощутил,

… Читать стихотворение »

Все выдумал — И друга и жену. Придумал все — Любовь и даже бога. Но ты — превыше вымысла любого.

Не смог придумать лишь тебя одну.

… Читать стихотворение »

Пули, которые посланы мной, не возвращаются из полета, Очереди пулемета режут под корень траву. Я сплю, положив голову на синявинские болота, А ноги мои упираются

в Ладогу и в Неву.

… Читать стихотворение »

Во Владимир перееду, В тихом доме поселюсь, Не опаздывать к обеду

Напоследок обучусь.

Чтобы ты не огорчалась, Чтобы ждать не приучалась, Буду вовремя всегда Возвращаться отовсюду И опаздывать не буду

Ни за что и никогда.

… Читать стихотворение »

Проснуться в восемь И глядеть в окно. Весна иль осень —

Это все равно.

Лишь только б мимо, Всюду и всегда, В порывах дыма

Мчались поезда.

… Читать стихотворение »

Верийский спуск в снегу. Согреемся немного И потолкуем. Вот кафе «Метро». О Корбюзье, твое дитя мертво,

Стеклянный домик выглядит убого.

В содружестве железа и стекла
Мы кофе пьем,

… Читать стихотворение »

Хоронили меня, хоронили В Чиатурах, в горняцком краю. Черной осыпью угольной пыли

Падал я на дорогу твою.

Вечный траур — и листья и травы
В Чиатурах черны иссиня.

… Читать стихотворение »

Затейливой резьбы беззвучные глаголы, Зовущие назад к покою и добру,- Потомственный браслет, старинный и тяжелый, Зеленый скарабей

ползет по серебру.

Лей слезы,

… Читать стихотворение »

Метель взмахнула рукавом — И в шарабане цирковом Родился сын у акробатки. А в шарабане для него Не оказалось ничего:

Ни колыбели, ни кроватки.

Скрипела пестрая дуга,

… Читать стихотворение »

В классах свет беспощаден и резок, Вижу выступы полуколонн. Еле слышимым звоном подвесок

Трудный воздух насквозь просквожен.

Но зато пируэт все послушней,
Все воздушней прыжок,

… Читать стихотворение »

Анна, друг мой, маленькое чудо, У любви так мало слов. Хорошо, что ты еще покуда

И шести не прожила годов.

Мы идем с тобою мимо,

… Читать стихотворение »

От зеленого поля села До зеленого поля стола, По которому крутится-вертится шар заказной В знаменитой пивной, В «Метрополе», Деревенского парня судьба довела,

Как тогда говорили,

… Читать стихотворение »

Ах, этот старый анекдот Опять сегодня в моду входит: Не этот глобус и не тот

Репатрианту не подходит.

Ах, если б этот лайнер вниз
Пылающий,

… Читать стихотворение »

Арбат — одна из самых узких улиц… Не разминуться на тебе, Арбат!.. Но мы каким-то чудом разминулись

Тому почти что двадцать лет назад.

Быть может,

… Читать стихотворение »

Над Ливийской пустыней Грохот авиалиний, По одной из которых Летит в облаках Подмосковное диво, Озираясь пугливо, С темнокожим ребенком

На прекрасных руках.

В нигерийском заливе
Нет семейства счастливей,

… Читать стихотворение »

Одиночество гонит меня От порога к порогу — В яркий сумрак огня. Есть товарищи у меня, Слава богу!

Есть товарищи у меня!

Одиночество гонит меня
На вокзалы,

… Читать стихотворение »

Человек живет на белом свете. Где — не знаю. Суть совсем не в том. Я — лежу в пристрелянном кювете,

Он — с мороза входит в теплый дом.

… Читать стихотворение »

Льется дождь по березам, по ивам, Приминает цветы на лугу. Стало горе мое молчаливым,

Я о нем говорить не могу.

Мне желанья мои непонятны,—
Только к цели приближусь — и вспять,

… Читать стихотворение »

Эта женщина, злая и умная, Проживает под кровлей одна. Но подруг разномастная уния

Этой женщине подчинена.

Эта церковь для склада, для клуба ли
Предназначена прежде была,

… Читать стихотворение »

Был бой. И мы устали до потери Всего, чем обладает человек. Шутил полковник: — Сонные тетери…—

И падал от усталости на снег.

А нам и жить не очень-то хотелось,—
В том феврале,

… Читать стихотворение »

Своих учителей умел я радовать, На муки шел, науки грыз гранит. Но никогда не понимал, где складывать,

Где вычитанье делать надлежит.

Куда ни поползу, куда ни кинусь,

… Читать стихотворение »

Я люблю — и ты права, Ты права, что веришь свято, Так, как верили когда-то

В эти вечные слова.

Я люблю… Так почему,

Почему же,

… Читать стихотворение »

Весь вечер из окна — до, ре, Ми, фа, соль, ля, си, до —

и туго

На синтетическом шнуре
Полуоткрытая фрамуга.

Весь вечер из окошка — до,

… Читать стихотворение »

Ах, шоферша, пути перепутаны! — Где позиции? Где санбат? — К ней пристроились на попутную

Из разведки десять ребят…

Только-только с ночной операции —
Боем вымученные все.

… Читать стихотворение »

Какая музыка была! Какая музыка играла, Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех — не по ранжиру.

… Читать стихотворение »

Прилетела, сердце раня, Телеграмма из села. Прощай, Дуня, моя няня,-

Ты жила и не жила.

Паровозов хриплый хохот, Стылых рельс двойная нить.

Заворачиваюсь в холод,

… Читать стихотворение »

В Саратове Меня не долечили, Осколок Из ноги не извлекли — В потертую шинельку облачили,

На север в эшелоне повезли.

А у меня Невынутый осколок

Свербит и ноет в стянутой ступне,

… Читать стихотворение »

Не обладаю правом впасть в обиду. Мой долг… Но я, ей-богу, не в долгу. По лестнице сбегу. На площадь выйду.

Проталины увижу на снегу.

Тебя не вправе упрекнуть в измене,

… Читать стихотворение »

Читайте также:  Сочинение: Мое открытие Серебряного века (для девушки)

Спокойно спал в больших домах в Москве, Но вдалеке от зданий крупноблочных, В Литве — была бессонница и две

Собаки для прогулок заполночных.

По Вильнюсу бродя то здесь,

… Читать стихотворение »

У каждого свой болельщик, У каждого игрока. И у меня, наверно, И даже наверняка. Он в кассе билет оплачивает И голову отворачивает, Когда меня в борт вколачивают

Защитники ЦСКА.

… Читать стихотворение »

Такой туман без края над полями, Что можно заблудиться, запропасть. Шершавый иней пойман тополями

На листья, не успевшие опасть.

Я плохо прежде понимал все это,

… Читать стихотворение »

У тебя сегодня — май, ты в соку, в цветенье, в росте, если хочешь, принимай

в жизнь распахнутую — в гости.

Потому что я брожу в час твой радостный и ранний

по такому рубежу,

… Читать стихотворение »

Дом заселяется людьми,- Налаживание уюта Идет в рассрочку за дверьми, Сверлит и пилит, черт возьми,

А жизнь — всего одна минута.

… Читать стихотворение »

Перекинута дорога Через правое плечо. Я иду, устал немного —

Или что-нибудь еще.

Набираю нужный номер Мановением руки. Две копейки сэкономил,-

Только длинные гудки.

… Читать стихотворение »

Моя рука давно отвыкла От круто выгнутых рулей Стрекочущего мотоцикла

(«Иж»… «Ява»… «Индиан»… «Харлей»…).

Воспоминанья зарифмую, Чтоб не томиться ими впредь: Когда последнюю прямую

Я должен был преодолеть,

… Читать стихотворение »

Источник: http://dy9.ru/aleksandr-mezhirov/

Александр МЕЖИРОВ “Стихи из портлендского архива” журнал “ДРУЖБА НАРОДОВ” №5 2012

Александр МЕЖИРОВ “Стихи из портлендского архива” журнал “ДРУЖБА НАРОДОВ” №5 2012mezhirovaMay 21st, 201222-ОГО МАЯ ГОДОВЩИНА КОНЧИНЫ  А.МЕЖИРОВА

НОВАЯ ПОДБОРКА НЕИЗВЕСТНЫХ РАНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

ВОЙНАЗдесь, в бойницах, дежурит голодная стража,В блиндажах и в землянках живет.Прямо в партию, без кандидатского стажа,Принят весь недоукомплектованный взвод.Потому что накат ненадежен солдатскийНа аппендиксе самом почти.Потому что под пулями стаж кандидатскийНевозможно пройти.Нас, которые в нескольких метрах от немцевжевали ремни по окопам,(Позавидуйте нашей судьбе!)Нас по списку собрали и приняли скопомПрямо, без кандидатского стажа,в блокадную ВКП(б).По замешенной и по заснеженной прорве болотИзначальномоя магистральтриумфально идет.Упирается в 46-й, где почти наповалВ резолюциюпо беспощадному постановленью попал.Ну, а в 48-мдвое в штатскомподходят ко мнеСо спины,чтобы, бросив,размазать меня по стене.Сталин с Титопоссорился в этом году,И о них на Сущевкекакую-то там ерундуЯ сказал (не подумавши) глупо, открыто:Мол, не верю в их ссору,мол, маршал прославленный ТитоРезидентом вождяна Балканахторчать обречен, —В чем и был уличен.Я и сам, захлебнувшийся кровью недавней войны,Мало чем отличался от тех,кто бросал меня в угол стены.На исходе безумного, послевоенного дняБог простит и моих палачей, и меня.Стыд и срамв позапрошлом оставил году,И по-прежнему по магистрали идуПрямо в 49-й,где кровь споловинив мою,Стопроцентные однополчанеподводят меня под статью.Заклеймило мой лоб и на нем,как огнем,негасимо горитДостославная кличка —безродный,беспаспортныйкосмополит, —То, что было для Шиллерасловом, звучащим священно и гордо,А для слуха иных, как жидовская морда…И все дальше иду магистральной дорогой, —Предо мной, наконец, ПятьдесятТретий год,гнев и благоволение Бога,Окаймленные черным знамена висят.Вы и слыхом не слышали, видом не видели,Кто такие, в натуре, врачи-отравители.Я сказал закадычным друзьям(Может быть, получилось некстати):За икону Рублева отдамПередвижников всех без изъятья.Я преступную тайну своюРазболтал: за икону Рублева,За одну,передвижников всех отдаю.Впрочем, кара была не сурова.“За высказыванья о религии, неСовместимые…”. Дальше стоялоВсевозможных укоров немалоИ прямых обвинений, представленных мне, —Что назвал я икону Рублева любимой, —И не мыслю духовной энергии безЭтой “пристани тихой”, что несовместимоС членством в КПСС,И что не отрицаю ИногоБытия, как основу всего.Так, пред самой кончиной вождя моего,Кандидатом я сделался снова,Кандидатом я стал, по причине того,Что из членов,парткомом(в составе знакомом),Был (при двух воздержавшихся) переведенВ кандидаты (тянуло погромом).(Так и перевели. Не подумали даже,Что в синявинской жиже болотПринят в партию без кандидатского стажаНедоукомплектованный взвод).Правда, если бы вождь не почилв Авраамовом лоне,Взвод прошел бы доукомплектовку на зоне.

ТАМ, ИЗ-ЗА ПОВОРОТА…

Надо мной разразилась беда —И услышал я голос ликующий,Неотложной расправы и мести взыскующий, —Разной видел и всякой тебя, но такую ещеНикогда не видал.Никогда.Я услышалтвой голос, Толпа,твоему ликованью внимая,Понимая и не понимая.

Ты мне жить воспрещала, —Но этого мало, —Ты бы жить не смогла, если б выжилТот, кто заполночь из дому вышелНа проезжую часть —Под колеса упасть —И пожизненной сделаться мукойДней остатних моих, —Как ее ни баюкай,Не уснет ни на миг.Там, из-за поворота,Слабый промельк и гул,Словно кто-то кого-тоОсторожно толкнул.

Предпоследнее полумгновенье, —Тень откуда-то справа из тени, —И сознанье мое за рулемПомутилось в пространстве пустом,Первый и предпоследнийУжас небытия.Стала слухом и сделалась сплетнейНеизбывная мука моя.

* * *

Его на острове метелиВасильевском не замели,Его не то чтобы отпели,Но и бегом не волокли.И все-таки он стал пророком,Хоть умер вдалеке-далекомОт грешной родины святой,От желтой лестницы от той…

………………………………………….

О чем подумал умирая, —О том ли, что весна сыраяНевыносимо тяжела,Концы с концами не свела,Что камень, что отверг строитель,Ваятель бодрый и воитель,Положен во главу угла.И над родной страной огромной,Бездомной родиной больнойВосстал его анапест темныйПочти некрасовской волной.

СПЕШУ ДОПИСАТЬ

Вы навсегда останетесь без крова,Останусь я без языка, без Слова,Без правды жизни, правды языка,Которая настолько высока,Что выше правды жизни. И покаЯ жив, на этом языке, ночамиЯ вижу сны.

И виноват пред вами,За то, что слово и на этот разМеня, родные, отвлекло от вас,В том виноват, что, зная об уроке,Который миру должен преподатьСвятой и грешный, добрый и жестокийКрай, где закон попрала благодать,Виновен в том, что знал о том заране,И вот за это знанье, в наказаньеМне предстоит бездомность ваша, быт,Навечно превращенный в пепелище,И бесприютность вашей жизни нищей,И ваша немота, смущенье, стыд,И раны ваших бед неисчислимых,И звонкие пощечины обидВ манхэттенах и в иерусалимах.

* * *

Когда сошли утопии с орбитыИ обнажилось мировое зло,Не из народа, из низов элитыКоричневое что-то поползло.Однако, без утопий невозможенМиропорядок, и опять ониВернутся на орбиту, как бы ложен

Их смысл высокий не был искони.

Источник: https://mezhirova.livejournal.com/17286.html

Стихи: Александр Межиров: Александр Петрович Межиров

Межиров Александр Петрович (26 сентября 1923, Москва) — русский советский поэт, переводчик.

Александр Межиров родился в семье юриста. Пробелы в его биографии, сведения о которой весьма скупы, частично компенсируются редкими признаниями поэта. Дом, где родился и вырос Александр Межиров, и поныне стоит на берегу Москвы-реки. Его окна выходят на Лебяжий переулок и Кремлевскую набережную.

На противоположном берегу реки располагается Замоскворечье, Кадашевские бани, Болотный рынок. Это тихие переулки, купеческие особняки и, конечно же, особый замоскворецкий говор. Александр Межиров был свидетелем того, как сносили храм Христа Спасителя, куда его еще ребенком водила няня. Неподалеку располагался известный «Дом на набережной», которому был посвящен роман Ю.В. Трифонова.

Там проживала партийная элита и в конце тридцатых годов проводились регулярные аресты.

Александр Межиров является представителем того самого поколения, которое приняло все тяготы войны на свои плечи. Он ушел на фронт в 1941 году, вскоре после школьного выпускного вечера. Воевал в Синявинских болотах, на Ленинградском и Западном фронтах. В годы Великой Отечественной войны Александр Межиров был солдатом, а впоследствии заместителем командира стрелковой роты.

В 1943 году Александр Межиров стал членом коммунистической партии. В том же 1943 году он был тяжело ранен и контужен, вследствие чего его демобилизовали.

Вся дальнейшая послевоенная жизнь Александра Межирова была тесно связана с литературной деятельностью.

По возвращении в Москву Александр Межиров в качестве вольного слушателя посещал лекции в Московском государственном университете. Там он прослушал полный курс на историческом факультете.

Одновременно с этим он учился в Литературном институте имени А.М. Горького, который закончил в 1948 году.

Первая публикация Александра Межирова состоялась 23 марта 1945 года в газете «Комсомольская правда». В газете было опубликовано его стихотворение «В сорок первом». Вскоре после первой публикации произведения Александра Межирова стали печатать во многих других изданиях, например, в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журналах «Новый мир» и «Знамя».

Первая книга стихотворений Александра Межирова была издана в 1947 году под названием «Дорога далека». Название этой книги представляет собой цитату из стихотворения Н.И. Гладкова. Это стихотворение, популярное в литературной среде, было известно и Александру Межирову, который являлся отличным знатоком русской поэзии и мог читать стихи часами напролет.

Стихотворения Александра Межирова на военную тематику обладали одной особенностью: в них неизменно чередовались картины военной и мирной жизни.

Всякий раз за описанием военных событий следовали воспоминания о тихих мирных днях. Поэт переносил в свои художественные образы события и факты собственной жизни, вводя их в биографию своего лирического героя.

Поэзия Александра Межирова, по сути, представляет собой роман со сквозными лейтмотивами.

Одним из основных лейтмотивов поэтического творчества Александра Межирова является «раздвоенность». Он возник в 1944 году в стихотворении под названием «Человек живет на белом свете…». В этом стихотворении автор сопоставил две судьбы.

Одна из них — судьба неизвестного человека, живущего обычной жизнью, в обычном мире, который входит с морозной улицы в теплый дом и поднимается в свою квартиру. Другая — судьба лирического героя, от лица которого написано стихотворение. Этот человек лежит в заснеженном кювете и ждет приказа к атаке.

Этот мотив варьируется и развивается. В дальнейшем стихотворения Александра Межирова, которые были посвящены описанию таких «двойников», были собраны и объединены в поэме «Alter ego». Эти стихотворения вошли в поэму в качестве пролога.

Данная поэма Александра Межирова была опубликована в 1976 году в сборнике «Под старым небом». Впоследствии она снова была разделена на отдельные произведения.

Эта «раздвоенность» является вовсе не случайной. Александр Межиров утверждал в своих произведениях, что у него есть две книги: «Дорога далека», которая была оплачена «страданьем плоти», и «Ветровое стекло», выстраданная духовно.

В действительности после первой книги Александра Межирова были выпущены и другие. В 1949 году вышел сборник «Новые встречи». В 1955 году были опубликованы сборники «Коммунисты, вперед!» и «Возвращение». В 1956 году вышел сборник «Разные годы».

Только после этого, в 1961 году, вышел сборник Александра Межирова «Ветровое стекло», который по замыслу автора являлся именно книгой, то есть целостным художественным произведением. Александр Межиров утверждал, что книгу стихотворений нельзя задумать и написать специально.

«Она может сложиться или не сложиться, как складывается или не складывается жизнь», — говорил он.

Произведения Александра Межирова очерчивают два круга тем. Во-первых, это стихотворения о войне. В их число входит стихотворение «Музыка», которое позднее стало хрестоматийным.

Здесь снова прорабатывается тема параллельного существования разных людей, не знакомых друг с другом. Не менее известны и другие стихотворения Александра Межирова о войне: «Утром», «Календарь», «Воспоминание о пехоте».

Героем этих произведений является «нежный отрок», в котором еще осталось мальчишество.

Другие произведения Александра Межирова рассказывают об уже повзрослевшем герое, который хочет найти свое место в мире после войны. Например, «Баллада о цирке» рассказывает о жизни героя начиная от рождения.

Герой исполняет популярный как до, так и после войны зрелищный номер: ездит на мотоцикле по вертикальной стене.

Признавая, что номер является «ложным», он тем не менее говорит: «Но это все-таки работа…» В других стихотворениях Александра Межирова также встречается тема цирка.

В стихотворениях Александра Межирова прослеживается неявное сопоставление Родины и всего мира с миром искусства и спорта, который становился все более конкретным от сборника к сборнику. Этот мир профессиональных игроков является кастовым, и поэтому он проявляет враждебность ко многим.

Есть такие места, где достигнутое долгим и упорным трудом в течение недель и месяц тренировок можно потерять мгновенно из-за случайности. Это карточный стол, бильярдная, ипподром, а также балетная студия и мастерская художника. Азарт, дерзость или простое везение могут неожиданно принести успех.

Для лирического героя произведений Александра Межирова эти места становятся в некотором смысле заменой целого мира.

Произведения Александра Межирова воспринимаются весьма аллегорично. К примеру, стихотворение «Закрытый поворот», повествующее о желании в этот поворот вписаться, говорит также о смелости, безрассудстве, бросании вызова опасности. Некоторое стремление Александра Межирова к афористичности, характерное для части его произведений, иногда даже идет в ущерб стилю.

Начиная свой творческий путь, Александр Межиров написал несколько не слишком удачных поэм, сюжет которых был ослаблен или же его подменяла риторика. Это, например, «Годы Чкалова», «На рубежах» и другие.

Вскоре автор осознал, что именно отдельное стихотворение является истинной единицей его поэтической мысли.

А отсутствие дат позволяет выстраивать стихотворения в нужном порядке, перемещая их и создавая таким образом сверхсюжет.

Произведения Александра Межирова издавались довольно часто. После вышедшего в 1961 году сборника «Ветровое стекло», было выпущено еще много книг.

В 1962 году вышел сборник Александра Межирова «Стихи и переводы», в 1963 году — «Стихотворения», в 1964 году — «Прощание со снегом» и так далее. До конца 1970-х годов Александр Межиров издавал новую книгу каждые один–два года.

Но к концу 1970-х его поэтика заметно изменилась. Поэтический мир, который ранее был тщательно разработан, постепенно приобрел остросовременные черты. Часто подвергается переосмыслению прошлое лирического героя, которое порой бывает оценено отрицательно.

Постоянная, но не очевидная рефлексия подается не напрямую, воспринимаясь читателем как признание лирического героя, возможно, связанное с биографическими мотивами автора.

Персонаж одного из стихотворений Александра Межирова — мастер, который создает игрушки, выступая при этом в роли любого творца. В частности, речь идет и о литераторе. «Он был умен, бездушен, пустотел».

Игрушки, которые он создавал, взяли у него многое, получили власть над создателем, и мастер оказался навсегда связан со своими творениями. Теперь они держатся друг за друга, чтобы не потерять равновесие.

Александр Межиров встраивает в текст заимствованные слова, и объединение разнородной лексики образует словесную какофонию.

Так автор выражает иронию, доходящую до сарказма по отношению к тем ситуациям и образам, которые он описывает. Это замкнутый мирок богемы, нуворишей, псевдоинтеллектуалов и так далее.

В то же время эта какофония противопоставляется музыкальности, которую критики не раз замечали в произведениях Александра Межирова.

Книги Александра Межирова в 1970-хегоды выходили также регулярно, но несколько реже, чем раньше. В 1977 году был выпущен сборник «Очертанья вещей». Позднее вышли книги Александра Межирова «Медальон» (1979), «Тысяча мелочей» и «Теснина» (1984), «Закрытый поворот» (1985). В 1981 году были изданы избранные произведения Александра Межирова в двух томах.

В 1986 году Александр Межиров получил Государственную премию СССР за книгу «Проза в стихах», изданную в 1982 году.

В произведениях Александра Межирова и раньше присутствовали религиозные мотивы в неявном виде. К этому времени эти мотивы стали эсхатологическими.

Читайте также:  Кратчайшее содержание повести «смерть ивана ильича» для читательского дневника (л. толстой)

В произведениях прослеживается томительное и напряженное ожидание Страшного суда. Это объясняется переломом привычного хода жизни, нарушением ее порядка.

Александр Межиров оставил в прошлом работу над стихотворениями и переводами литовских и грузинских поэтов, над которыми он активно работал.

В январе 1988 года Александр Межиров, будучи за рулем своего автомобиля, сбил человека. Пешеход скончался.

Резкое общественное осуждение вызвал тот факт, что Межиров, интеллигентный человек, обладающий высокими нравственными качествами, фронтовик, скрылся с места аварии. Этот поступок вызвал длительное разбирательство в Союзе писателей.

Нужно отметить, что писательское общество и раньше испытывало тайную неприязнь к Межирову как к преуспевающему и удачливому литератору.

Не выдержав остракизма, Александр Межиров переехал в США, где он и живет с 1994 года. Перед его отъездом в свет вышли книги «Избранное», изданная в 1989 году, и «Бормотуха», изданная два раза — в 1989 и 1991 году.

В 1997 году увидела свет книга Александра Межирова «Поземка». В нее вошли как старые его стихотворения, так и новые. В этой книге Александр Межиров показал вновь внесенные изменения в строй стиха. «Чуждая» лексика почти не употребляется, но музыкальность произведений также утрачена. Отчуждаясь от привычной языковой стихии, поэт фактически обречен на эту утрату.

В 2003 году Александр Межиров вернулся к российской аудитории. Осенью 2003 года по центральному телевидению показали телевизионную передачу, приуроченную к восьмидесятилетнему юбилею поэта.

Источник: http://ouc.ru/mezhirov/

Стихи Александра Межирова / Стихи

Я хочу сообщить хоть немного простых, Но тобой позабытых истин, Смысл которых тебе ненавистен… Будет холодно в доме от комнат пустых, И на тысячи прочих домов холостых Будет наше жилище похоже. Если стужа — мурашки по коже.

Ну, а если июль, ну, а если жара, Это значит — по стенам над копотью ламп Будет тени большие бросать мошкара, Будет хаос… А я загоню его в ямб. Буду счастлив. И пронумерую листы.

Ну, а ты? Ну, а ты? Ну, а ты?

Я умру весь текст→

Подкова счастья! Что же ты, подкова? Я разогнул тебя из удальства – И вот теперь согнуть не в силах снова Вернуть на счастье трудные права.

Как возвратить лицо твое степное, Угрюмых глаз неистовый разлет, И губы, пересохшие от зноя, И все, что жизнь обратно не вернет? Так я твержу девчонке непутевой, Которой всё на свете трын-трава,- А сам стою с разогнутой подковой

И слушаю, как падают слова.

Как я молод – и страх мне неведом, Как я зол – и сам черт мне не брат, Пораженьям своим и победам В одинаковой степени рад. В драке бью без промашки под ребра, Хохочу окровавленным ртом, Все недобро во мне, все недобро.

…Я опомнюсь, опомнюсь потом.

Я не могу уйти – но ухожу. Пересекаю ржавую межу, По ржавым листьям – к снегу молодому. Я не могу – но ухожу из дому. Через четыре года Сорок два Исполнится – и станет голова Белым-бела, как свет высоких истин… Мне этот возраст мудрый ненавистен, Назад хочу – туда, где я, слепой, Без интереса к истине блуждаю И на широкой площади С толпой

Державно и беспомощно рыдаю.

По дороге из Ганы домой На пять дней задержаться в Париже, И к бессмертью тебе по прямой Станет сразу же впятеро ближе.

Записать в повидавший блокнот, Как звучит непонятное слово, Как фиалковый дождик идет И мерцают бульвары лилово. А в России пророческий пыл, Черный ветер и белые ночи. Там среди безымянных могил Путь к бессмертью длинней и короче.

А в России метели и сон И задача на век, а не на день. Был ли мальчик?— вопрос не решен,

Нос весь текст→

Как же мог умолчать я об этом, Столько слов понапрасну губя, Если беды мои рикошетом Прежде всех попадали в тебя. Повстречавшись впервые с тяжелой, Ниоткуда пришедшей бедой, Ты красивой была и веселой, Ты была молодой-молодой.

Падал я под раскатами боя, За ошибки платил по счетам, Все обиды мои за тобою, Неотступные, шли по пятам. Каждой раной, царапиной каждой Искажало родные черты. В дни, когда изнывал я от жажды, Изнывала от жажды и ты.

Но у жизни весь текст→

Я люблю — и ты права, Ты права, что веришь свято, Так, как верили когда-то В эти вечные слова. Я люблю… Так почему, Почему же, почему же Мне с тобой гораздо хуже И трудней, чем одному? Прохожу все чаще мимо, И любовь уже не в счет, И к себе Неотвратимо

Одиночество влечет.

Перекинута дорога Через правое плечо. Я иду, устал немного – Или что-нибудь еще. Набираю нужный номер Мановением руки. Две копейки сэкономил,- Только длинные гудки.

Только длинные гудочки, Потому что все ушли По привычке ставить точки Над десятеричным «и». Улетаю по работе Пустяковой, игровой. В реактивном самолете Только рев и только вой. Голова гудит от боли…

Ходит это существо,- И на свете ничего Нет прекрасней этой воли. Ходит это существо

весь текст→

Ты говоришь совсем невнятно, И на щеках твоих горят, Нет, не горят, но тлеют пятна, И неопрятен твой наряд. Лицо в табачном дыме мглистом Усталостью притемнено, И карты падают со свистом

На предвоенное сукно.

От репортерских облав беспощадных Прячется этот жокей, Этот жокей – из крестьян безлошадных В Сохо гуляет. О'кэй. Этот жокей отдыхает неплохо,- От репортеров на дно Этот жокей погружается в Сохо, Тянет сухое вино.

Слышит, как стелется лошадь со стоном Над предпоследней стеной, Дышит сигарой в подвале пристойном Возле рулетки ручной. Этот жокей – человек из железа – В этом году фаворит Летнего лондонского степельчеза,- Англия так говорит.

КАФКА Кафка

Контакты весь текст→

Органных стволов разнолесье На лейпцигской мессе, Над горсткой пречистого праха Пречистого Баха. И ржавчина листьев последних Растоптанных, падших… О чем ты, старик проповедник, Твердишь, как докладчик? Что душу печалишь, Зачем тараторишь уныло,- У Лютера дочка вчера лишь

Ресницы смежила…

Я позицию выбрал такую, На которой держаться нельзя,— И с нее кое-как атакую Вас, мои дорогие друзья. Кое-как атакую преграды Между нами встающей вражды. Чужды мне ваши крайние взгляды, Радикальные мысли чужды. Но я отдал бы все, что угодно, Все, что взял у небес и земли, Чтобы вы совершенно свободно

Выражать эти взгляды могли.

Источник: http://mudreishy.ru/stikhi/source/mezhirov-aleksandr

Два стихотворения Александра Межирова

Александр Межиров родился 26 сентября 1923 года. Ветеран Великой Отечественной войны, воевал на Западном и Ленинградском фронтах. Был ранен и контужен. В 1944 году демобилизован в звании младшего лейтенанта. Скончался 22 мая 2009 года.

Мы под Колпином скопом стоим.

Мы под Колпином скопом стоим,Артиллерия бьёт по своим.Это наша разведка, наверно,

Ориентир указала неверно.

Недолёт. Перелёт. Недолёт.
По своим артиллерия бьёт.

Мы недаром Присягу давали.За собою мосты подрывали, –Из окопов никто не уйдёт.

Недолёт. Перелёт. Недолёт.

Мы под Колпиным скопом лежимИ дрожим, прокопчённые дымом.Надо всё-таки бить по чужим,

А она – по своим, по родимым.

Нас комбаты утешить хотят,Нас великая Родина любит…По своим артиллерия лупит, –

Лес не рубят, а щепки летят.

* * * * *

Коммунисты, вперед!

Есть в военном приказеТакие слова,На которые только в тяжёлом бою(Да и то не всегда)Получает права

Командир, подымающий роту свою.

Я давно понимаюВоенный уставИ под выкладкой полнойНе горблюсь давно.Но, страницы устава до дыр залистав,Этих словДо сих порНе нашёл

Всё равно.

Год двадцатый.Коней одичавших галоп.Перекоп.Эшелоны. Тифозная мгла.Интервентская пуля, летящая в лоб, —

И не встать под огнём у шестого кола.

ПолкШинелиНа проволоку побросал, —Но стучит над шинельным сукном пулемёт.И тогдаеле слышносказалкомиссар:

— Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!

Есть в военном приказеТакие слова!Но они не подвластны уставам войны.Есть —Превыше устава —Такие права,

Что не всем, получившим оружье, даны…

Сосчитали штандартыПобитых держав,Тыщи тысяч плотин возвели на реках.Целину подымали,Штурвалы зажав

В заскорузлых тяжёлых рабочих руках.

И пробило однаждыПлотину однуНа Свирьстрое, на Волхове иль на Днепре.И пошлиГоловные бригады ко дну,Под волну,

На морозной заре в декабре.

И когдаНе хватало«…Предложенных мер…»И шкафы с чертежами грузили на плот,Еле слышносказалмолодойинженер:

— Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!

Летним утромГраната упала в траву,Возле ЛьвоваЗастава во рву залегла.«Мессершмитты» плеснули бензинВ синеву, —

И не встать под огнём у шестого кола.

Жгли мостыНа дорогах от Бреста к Москве.Шли солдаты,От беженцев взгляд отводя.И на башнях,Закопанных в пашни «KB»,

Высыхали тяжёлые капли дождя.

И без кожухаИз сталинградских квартирБил «максим»,И Родимцев ощупывал лёд.И тогдаеле слышносказалкомандир:

— Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!

Мы сорвали штандартыФашистских держав,Целовали гвардейских дивизий шелкаИ, древкоУзловатыми пальцами сжав,Возле ЛенинаВ Мае

Прошли у древка…

Под февральскими тучами -Ветер и снег,Но железом нестынущим пахнет земля.Приближается день.Продолжается век.

Индевеют штыки в караулах Кремля…

Повсеместно,Где скрещены трассы свинца,Где труда бескорыстного — невпроворот,Сквозь века,на века,навсегда,до конца:

— Коммунисты, вперёд! Коммунисты, вперёд!

Источник: https://utvamu.livejournal.com/100998.html

BookReader – Стихи (Межиров Александр)

Александр Петрович Межиров

– Ветровое стекло – Все разошлись и вновь пришли… – Две стены, окно и дверь… – Касторкой пахнет!.. – Ладожский лед – Музыка – Мы под Колпиным скопом стоим… – Не обладаю правом впасть в обиду… – Обьяснение в любви – Подкова счастья!.. – Рассвет этой осени – Тишайший снегопад… – Человек живет на белом свете…

ВЕТРОВОЕ СТЕКЛО Проснуться в восемь И глядеть в окно. Весна иль осень Это все равно.

Лишь только б мимо, Всюду и всегда, В порывах дыма Мчались поезда.

А лучше нету Доли кочевой По белу свету В тряской грузовой.

Чтоб ливень, воя, Падал тяжело На ветровое Мокрое стекло.

Я жил собой И всеми вами жил, Бросался в бой И плакал у могил.

А время шло, Мужая и борясь, И на стекло Отбрасывало грязь.

Я рукавом Стирал ее во мгле На ветровом Исхлестанном стекле.

Я так люблю Дорогу узнавать, Припав к рулю О многом забывать!

В метель, в грозу, Лишь руку подыми, Я подвезу Бесплатно – черт возьми!

Тебя бесплатно Подвезти клянусь, Зато обратно Больше не вернусь.

Всегда вдвоем, Довольные судьбой, Мы не даем Покоя нам с тобой.

И смотрят двое Весело и зло Сквозь ветровое Грязное стекло. Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. Составитель И.И.Розанов. Минск, “Вышэйшая школа”, 1982.

* * * Не обладаю правом впасть в обиду. Мой долг… Но я, ей-богу, не в долгу. По лестнице сбегу. На площадь выйду. Проталины увижу на снегу.

Тебя не вправе упрекнуть в измене, По всем счетам я заплатил сполна,И праздную свое освобожденье,А на снегу – проталины. Весна. Русская советская поэзия 50-70х годов. 1000 Хрестоматия. Составитель И.И.Розанов. Минск, “Вышэйшая школа”, 1982.

МУЗЫКА Какая музыка была! Какая музыка играла, Когда и души и тела Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем, Всем и для всех – не по ранжиру. Осилим… Выстоим… Спасем… Ах, не до жиру – быть бы живу…

Солдатам голову кружа, Трехрядка под накатом бревен Была нужней для блиндажа, Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна Натянутая трепетала, Когда проклятая война И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд, Одной-единой страсти ради На полустанке – инвалид, И Шостакович – в Ленинграде. Советская поэзия 50-70х годов. Москва, “Русский язык”, 1987.

* * * Мы под Колпином скопом стоим, Артиллерия бьет по своим. Это наша разведка, наверно, Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет. По своим артиллерия бьет.

Мы недаром присягу давали. За собою мосты подрывали,Из окопов никто не уйдет. Недолет. Перелет. Недолет.

Мы под Колпиным скопом лежим И дрожим, прокопченные дымом. Надо все-таки бить по чужим, А она – по своим, по родимым.

Нас комбаты утешить хотят, Нас, десантников, армия любит… По своим артиллерия лупит,Лес не рубят, а щепки летят. 60 лет советской поэзии. Собрание стихов в четырех томах. Москва, “Художественная Литература”, 1977.

РАССВЕТ ЭТОЙ ОСЕНИ Такой туман без края над полями, Что можно заблудиться, запропасть. Шершавый иней пойман тополями На листья, не успевшие опасть.

Я плохо прежде понимал все это, Я даром эту благодать имел Туманы предосеннего рассвета, Земной покой на тридевять земель.

Я думал, что не может быть иначе, Иной представить землю я не мог, Когда над тихой сестрорецкой дачей В туман вплетался утренний дымок, И волны пену на берег кидали, И с грохотом обрушивались близ Угластых скал.

И в утренние дали Седые чайки между волн неслись И, возвращаясь, свежесть приносили В туманный, сонный, влажный Ленинград. И не было земной оссенней силе Конца и края, смерти и преград.

К нам нелегко приходит пониманье, Но эту красоту поймешь вдвойне, Когда пройдешь в пороховом тумане Полями в пепле, в свисте и огне. И станет ясно, что просторы эти До гроба в плоть и кровь твою вошли, И ничего прекрасней нет на свете Рассвета отвоеванной земли. Вечер лирики. Москва, “Искусство”, 1965.

ОБЬЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ … И обращается он к милой: – Люби меня за то, что силой И красотой не обделен. Не обделен, не обездолен, В поступках – тверд, а в чувствах – волен, За то, что молод, но умен.

Люби меня за то хотя бы, За что убогих любят бабы, Всем сердцем, вопреки уму,Люби меня за то хотя бы, Что некрасивый я и слабый И не пригодный ни к чему. Русская советская поэзия 50-70х годов. Хрестоматия. Составитель И.И.Розанов. Минск, “Вышэйшая школа”, 1982.

* * * Человек живет на белом свете. Где – не знаю. Суть совсем не в том. Я – лежу в пристрелянном кювете, Он – с мороза входит в теплый дом.

Читайте также:  Анализ стиха есенина «вот уж вечер»

Человек живет на белом свете, Он – в квартиру поднялся уже. Я – лежу в пристрелянном кювете, На перебомбленном рубеже.

Человек живет на белом свете Он – в квартире зажигает свет Я – лежу в пристрелянном кювете, Я – вмерзаю в ледяной кювет.

Снег не тает. Губы, щеки, веки Он засыпал. И велит дрожать… С думой о далеком человеке Легче до атаки мне лежать.

А потом подняться, разогнуться, От кювета тело оторвать, На ледовом поле не споткнуться И пойти в атаку Воевать.

Я лежу в пристрелянном кювете. Снег седой щетиной на скуле. Где-то человек живет на свете На моей красавице земле!

Знаю, знаю – распрямлюсь, да встану, Да чрез гробовую полосу К вражьему ощеренному стану Смертную прохладу понесу.

Я лежу в прист 1000 релянном кювете, Я к земле сквозь тусклый лед приник… Человек живет на белом свете Мой далекий отсвет! Мой двойник! Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, “Полифакт”, 1995.

ЛАДОЖСКИЙ ЛЕД Страшный путь!

На тридцатой,

последней версте Ничего не сулит хорошего. Под моими ногами

устало

хрустеть Ледяное,

ломкое

крошево. Страшный путь!

Ты в блокаду меня ведешь, Только небо с тобой,

над тобой

высоко. И нет на тебе

никаких одёж: Гол как сокол Страшный путь!

Ты на пятой своей версте Потерял

для меня конец, И ветер устал

над тобой свистеть, И устал

грохотать

свинец… – Почему не проходит над Ладогой

мост?! Нам подошвы

невмочь

ото льда

оторвать. Сумасшедшие мысли

буравят

мозг: Почему на льду не растет трава?! Самый страшный путь

из моих путей! На двадцатой версте

как я мог идти! Шли навстречу из города

сотни

детей…

Сотни детей!..

Замерзали в пути…

Одинокие дети

на взорванном льду Эту теплую смерть

распознать не могли они сами И смотрели на падающую звезду Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова “вперед”, Под каким бы нам

ни бывать огнем У меня в зрачках

черный

ладожский

лед, Ленинградские дети

лежат

на нем. 1944 Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, “Полифакт”, 1995.

* * * Подкова счастья! Что же ты, подкова? Я разогнул тебя из удальства И вот теперь согнуть не в силах снова Вернуть на счастье трудные права.

Как возвратить лицо твое степное, Угрюмых глаз неистовый разлет, И губы, пересохшие от зноя, И все, что жизнь обратно не вернет?

Так я твержу девчонке непутевой, Которой всё на свете трын-трава,А сам стою с разогнутой подковой И слушаю, как падают слова. 1961 Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

* * * Тишайший снегопад Дверьми обидно хлопать. Посередине дня В столице как в селе. Тишайший снегопад, Закутавшийся в хлопья, В обувке пуховой Проходит по земле.

Он формами дворов На кубы перерезан, Он конусами встал На площадных кругах, Он тучами рожден, Он пригвожден железом, И все-таки он кот В пуховых сапогах.

Штандарты на древках, Как паруса при штиле. Тишайший снегопад Посередине дня. И я, противник од, Пишу в высоком штиле, И тает первый снег На сердце у меня. 1961 Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

* * * Касторкой пахнет!.. Миновав поселок, Два мотоцикла, Круто накренясь, На автостраду, Мимо ржавых елок, Кидаются, расшвыривая грязь.

Прощай, мое призвание былое Ничтожное, прекрасное и злое… Не знаю сам, к какому рубежу Я от твоей погони ухожу. Александр Межиров. Тысяча мелочей. Лирика. Москва: Современник, 1984.

* * * Две стены, окно и дверь, Стол и табуретка. В эту команту теперь Ты приходишь редко.

И огонь в огне погас, Плотно дверь закрыта. Этой комнате теперь Не хватает быта.

Видно, бытом ты была, Жизнью не была ты, Мы, имея два крыла, Не 37f были крылаты.

Я забыл, что ты жива, Мне бы вспомнить хоть слова: Имя или отчество. В этом доме нежилом Бьет единственным крылом Наше одиночество. Александр Межиров. Тысяча мелочей. Лирика. Москва: Современник, 1984.

* * * Все разошлись и вновь пришли, Опять уйдут, займутся делом. А я ото всего вдали, С тобою в доме опустелом.

Событья прожитого дня, И очереди у киоска, И вести траурной полоска Не существуют для меня.

А я не знаю ничего, И ничего не понимаю, И только губы прижимаю К подолу платья твоего. Александр Межиров. Тысяча мелочей. Лирика. Москва: Современник, 1984.

Источник: http://bookre.org/reader?file=144728

Александр Межиров. Критика. Особенности творчества А. Межирова

М. Лапшин

Александр Межиров. Поэт фронтового поколения. Ветеран Отечественной войны.

Как-то он писал, что в архиве покойного отца обнаружил два неотправленных письма тысяча девятьсот сорок пятого года, которые адресовались известному советскому литератору. Вот выдержки из этих писем:

«После получения Вашего письма меня уже тревожит не только судьба молодого поэта Александра Межирова. Думается мне, что никому и никогда так не был жизненно необходим разумный и настойчиво взваливаемый на плечи трудовой режим, как этой молодой, не лишенной талантов (не знаю точно, в каких областях мысли и искусства) шеренге человечества, хлебнувшей в свои молодые годы так много горя…»

«Меня тревожит и даже волнует их слишком ранняя профессионализация, которая, стимулируя творческое напряжение, с одной стороны, с другой — почти неизбежно развивает страсть к деньгам и славе (часто дешевой)…»

«И вот я хотел бы сказать, что, не врываясь проповеднически в их внутренний мир, мы, старшие (в лучшем и неоскорбительном смысле этого слова), имеем право и обязаны настойчиво и систематически направлять их на трудовой путь».

Да! Вчерашние ребята прибыли в послевоенную литературу прямо с войны как ее певцы, целым поэтическим взводом. Пройдя по пылающим фронтовым дорогам, они действительно думали, что опыт военных лет способен заменить им все на свете.

В этом поэтическом взводе был и Александр Межиров. «В первые послевоенные годы, — говорит он, — стихи мои выражали войну как нечто обособленное от жизни. Позже я стал думать о том, что явления войны как бы повторяются и в мирной жизни».

Так непросто налаживался духовный мост между Войной и Миром в его поэзии.

Через три недели после последнего школьного звонка семнадцатилетний москвич Межиров ушел на фронт:

Без слез проводили меня…Не плакала, не голосила,Лишь крепче губу закусилаВидавшая виды родня.Написано так на роду…Они, как седые легенды,Стоят в сорок первом году,

Родители-интеллигенты.

Всенародная трагедия и его, как других, вовлекала в свою гигантскую орбиту. Он попал на Ленинградский фронт, и было у него, как у всех, две тысячи бомб, ежедневно сбрасываемых на город, окопы на Пулковских высотах, рубежи под Синявином, болота, сорокаградусный мороз, а под снегом — намерзшая вода; блокада — и единственная дорога по льду Ладожского озера.

Вскоре после войны, в 1947 году, Межиров издал свою первую книгу «Дорога далека» — своеобразный дневник воина, прошедшего боевой путь от Ленинграда до Бранденбургских ворот Берлина. Воспоминания об армии, о фронтовом товариществе окрашены у поэта светлым чувством.

В манере неторопливого, величественного сказа написаны, например, «Воспоминания о пехоте», где поэт рисует ратный путь, пройденный от июня памятного сурового года до весеннего Дня Победы.

Книга «Дорога далека» была фактически написана на привалах войны, но «в голове». «Пехотная рота, — вспоминает об этом поэт, — в которой я служил, стояла на передовой, в таком гиблом месте, куда не добраться не только писателю, но даже самому лихому журналисту.

Поэтому во время войны стихов я не писал, точнее, не записывал их на бумагу… В 1946 году я написал стихотворение «Утром». Возникло оно (без слов) в сорок втором году. Я шел с передовой в Ленинград. Мне было восемнадцать лет. И была весна, и не было обстрела.

О чем еще может мечтать человек! Вскоре меня догнали дивизионные разведчики. Они возвращались из ночного поиска… Попутная машина подбросила нас к штабу дивизии. Вот и все. Но ощущение этого утра, весны, молодости, риска и песни осталось жить во мне. В сорок шестом я начал записывать это ощущение.

Я знал, с чего начать, но не знал, чем кончить. Семен Гудзенко посоветовал мне оборвать очень длинное стихотворение на строке «про красавицу в терему».

Песенность, лихость этого стихотворения ярко передает состояние его героев:

Ничего мне не надо лучшего,Кроме этого — чем живу.Кроме солнцав зените,колючего,Густо впутанного в траву.Кроме этого тряского кузова.Русской далив рассветном дыму,Кроме песни разведчика русого

Про красавицу в терему.

Его первые сборники, невзирая на некоторую риторичность, отличала самобытная цельность. Но тогда, тотчас после войны, поэт вопреки обилию материала («…

Меня гнетет избыток познаний путевых»), который настойчиво требовал, чтобы его отлили в поэтическую форму, еще не нашел себя настолько, чтобы заявить о себе во весь голос.

В то же время уже в стихотворении «Десантники» есть такие выразительные, поэтически мощные строки:

Я прошел по той войне,
И она прошла по мне.

Именно в этом «и она прошла по мне» заключен драматизм жизни и творчества Александра Межирова.

По-разному сложились судьбы поэтов-фронтовиков. Некоторые сумели довольно легко обрести себя в мирных темах, другие еще долго не могли вырваться из плена реальных ощущений войны, мучительно воспринимали диалектику связей прошлого с настоящим, будущим. К последним относился и Межиров.

Война осталась позади, жизнь диктовала другие темы, а он «все жил, изнемогая, не в силах разорвать с войной». Тогда и решился бежать оттуда, «где медленный яд уклада, уюта, устоя», стал ездить по стране, работать газетчиком, переводить стихи грузинских и литовских поэтов…

Межиров с головой окунулся в жизнь, и все-таки писал он о себе, главных всегда оставалось одно: «в нем иная страсть жила… Он губы складывал в слова…»

О чем бы ни писал Александр Межиров, во всем «он сам». Он, говоря словами Владимира Маяковского, пишет стихи «всей своей жизнью». Он убежден в том, что «тех, кто спешит самоутвердиться в жизни при помощи стихов, Пегас сбрасывает на землю, иногда разбивая насмерть. Бороться за существование при помощи стихов — постыдное занятие.

Поэзия участвует в борьбе, но в другой». Потому все его книги, продолжающие одна другую, — это развернутая повесть о жизни, о формировании характера лирического героя и создании стиля поэта, главное качество которого — в стремлении к гармонии.

Парадоксальной может показаться эта тяга к красоте, к соразмерности в творчестве одного из тех, кому война продиктовала суровые и жесткие ритмы.

Межиров — мастер поэтической формы. Создается впечатление, будто по первому требованию к нему на зов являются яркие метафоры и емкие, эмоциональные эпитеты. Нередко основной упор он делает и на выразительности, музыкальной экспрессивности поэтической речи. Вот один из примеров:

Какая музыка была!Какая музыка играла.Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Война тревожит поэта как старая, незарубцевавшаяся рана. Однако теперь воспоминания о молодости в окопах — это повод для раздумий о наших днях, о сложностях и противоречиях жизни. В новых стихах Александра Межирова с темой войны сопряжены широта мыслей и динамика ощущений лирического героя.

Признаки нашего времени, его психологические особенности, новые черты, характеризующие жизнь общества, расширяющаяся сфера нравственных требований советских людей — все это входит в них насущной темой.

Гражданский темперамент, влюбленность в жизнь, наступательный дух бойца за все прекрасное в душе человека, яркая мечта и вера в будущее — все это придает этим стихам самое насущное звучание.

В большинстве своих последних произведений Межиров — художник, тонко понимающий психологию людей, умеющий объемно и правдиво передать их душевные боли и радости, «жизнь их сердца», и потому он становится активным участником формирования духовного облика современника.

Александр Межиров — откровенный поэт. Он критически пересмотрел свое отношение к тому, что было написано в конце сороковых годов, и отверг то, что отмечено печатью условности. С годами он стал видеть действительность острее, глубже. «Значит, я чего-нибудь да стою, если над своей неправотою подниматься было мне дано».

Его последние поэтические сборники — «Очертанья вещей», «Под старым небом», «Медальон»… В этих стихах немного внешних примет времени, и тем не менее они современны. Обеспокоенно говорит поэт об опасности разминуться со временем, о потребности постоянно знать, «который час на свете белом».

Место его лирического героя — на переднем крае борьбы за чистоту нравственного идеала, за человека, который должен быть «год от года честней и чище».

Для сегодняшнего Межирова художественное освоение мира состоит в том, чтобы глубже вникать в жизненные явления и анализировать виденное.

Все его лучшие стихи написаны в русле классической традиции и всегда, всюду, где бы ни приходилось выступать поэту или же писать о поэзии, он настойчиво повторяет, что искусство развивается прежде всего по традиции. Слеза сегодня текла так же, как текла сто, тысячу лет тому назад.

Представление о Межирове будет неполным, если обойти вниманием его переводческую деятельность, которой он отдает столько же энергии, сколько и своим стихам, потому что, как считает поэт, «переводить стоит лишь с полной самоотдачей, которая обязательно должна быть равна усилиям, затраченным на сочинение собственных стихов. Думаю, что если стихотворец относится к переводам как к чему-то второстепенному по сравнению с работой над собственными стихами, то непроизвольно предает последние».

Александр Межиров — поэт талантливый и предельно честный, поэт, прошедший большую жизненную школу, и о своем опыте он пишет открыто и прямо. Примеров тому в его стихах немало. Но, пожалуй, лучше всего сие подтверждается стихотворением «Возраст»:

Наша разница в возрасте невелика,Полдесятка не будет годов.Но во мне ты недаром узрел старика —Я с тобой согласиться готов.И жестокость наивной твоей правотыЯ тебе не поставлю в винуПотому что действительно старше, чем ты

На Отечественную войну.

Межировское слово емко и эмоционально, оно определено, оправдано и работой, и судьбой поэта.

Л-ра: Москва. – 1983. – № 5. – С. 191-193.

Биография

Произведения

  • Возраст
  • Рассвет этой осени
  • Тишайший снегопад

Критика

Ключевые слова: Александр Межиров, критика на творчество Александра Межирова, критика на стихи Александра Межирова, анализ поэзии Александра Межирова, скачать критику, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170618-pole-boya-poeta-shtrihi-k-portretu-a-mezhirova

Ссылка на основную публикацию