Георгий граубин стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта георгий граубин – поэзия

Георгий Граубин – Избранное

Здесь можно скачать бесплатно “Георгий Граубин – Избранное” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детские стихи, год 1998.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание “Избранное” читать бесплатно онлайн.

Стихи забайкальского писателя и поэта Георгия Граубина

Стихи забайкальского писателя и поэта Георгия Граубина

ГОВОРЯЩИЕ КАРАКУЛИ

Каракули замечу

В шеренгах строк косых

И тут же вам отвечу,

Кто накарябал их.

Вот выведена точка

Во весь тетрадный лист.

Не мяч ли это?

Точно:

Так пишет футболист.

А вот вопрос с колечком,

Приплюснутый слегка.

Ну, это уж, конечно,

Тетрадка рыбака!

Вот П на толстых ножках –

Какой забавный вид!

Лишь только городошник

Такое сочинит.

У Т воздушность в теле,

Того и жди — взлетит.

Воздушные модели

Хозяин мастерит.

Хоть в букве У все гладко,

Да слева нет крючка.

Типичная рогатка

Заядлого стрелка!

И уж совсем отменна

Лентяева тетрадь:

Из Н он непременно

Соорудит кровать!

РЫБАКИ

Мы сидели на реке

С длинной удочкой в руке.

Коля звал все утро рыб:

— Гули-гули,

Цып-цып-цып!

Но ни рыбка ни рачок

Не цеплялись на крючок.

— Ну тогда, — я говорю, –

Ты попробуй “Хрю-хрю-хрю”.

— Хрю-хрю-хрю!

Пустой крючок.

— Кис-кис-кис! –

Опять молчок.

— Ути-ути,

Го-го-го!

Нет, не видно ничего!

Хоть бы маленький жучок

Нам попался на крючок…

Кто же знал, что на крючок

Нужен просто червячок?

КАТЯ ХОДИТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Не шути с моею дочкой:

Катя ходит в первый класс.

Катя вскакивает ночью

И кричит:

— Который час?

Раньше мы будили Катю,

Нынче Катя будит нас.

Мел у мамы потерялся.

Это дочь наедине

Молча буквы мелом пишет

На полу и на стене.

Не заблудишься теперь:

На двери есть слово “дверь”.

По утрам скороговорку

Стала часто слышать мать:

Я наелась на пятерку!

Завтрак тоже был на пять!

Все по новому у нас:

Катя ходит в первый класс.

САМОНАДЕЯННЫЙ ПЕС

Барбос деловито

Облаял трёхтонку

И, взвизгнув сердито,

Помчался вдогонку.

Стрелой по дороге

Машина умчалась.

Собака в восторге:

Ага, испугалась!

БУКВА-АКРОБАТ

В алфавите, в букваре

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Вдруг споткнулась и упала,

Превратилась в букву Ш.

Поднялась, но тут загнулась

Половинка на листе.

Буква Ш перевернулась,

Превратилась в букву ITI.

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

ПОЧЕМУ ГЕНА СТРУСИЛ

Почему сегодня Гена

Испугался вдруг рентгена?

Побледнел и задрожал,

Из кабины убежал?

От людей он слышал вскользь:

Видит все рентген насквозь –

Где печёнка,

Селезёнка,

Где желудок,

Почка,

Кость.

А у Гены нынче совесть

Не особенно чиста:

Гена утром у соседей

Крал смородину с куста.

Беспокоит Гену совесть,

На душе его темно.

А ведь это на экране

Врач увидит все равно.

ГЕРОЙ

По реке катался Коля

На снегурках взад-вперед.

А мальчишка шёл из школы,

И под ним сломался лед.

— Ой, — кричит, — ко дну пошел я,

— Ой, — кричит, — я утонул!

Подбежал к мальчишке Коля,

Мигом палку протянул.

Зацепил его за ворот,

Р-раз! — и мальчика достал…

В общем, он на целый город

Знаменитым сразу стал.

Отовсюду стали Коле

Письма сыпаться горой.

Все девчонки в нашей школе

Говорят, что он — герой.

— Коля смел! — твердят об этом

Всюду Колины дружки…

Я теперь встаю с рассветом

И дежурю у реки

ТАНИНА ТЕТРАДЬ.

На обложке сажа, вакса,

Отпечатки грязных рук.

На обложку села клякса,

Паутину сплёл паук.

А внутри-то,

А внутри-то

Все чернилами залито!

Клякса кляксу погоняет,

На дыре сидит дыра.

Сору добрая телега.

Грязи целая гора.

Даже в руки страшно брать

То, что мама с Танею

Озаглавили

“Тетрадь

По чистописанию”.

БЫ

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом имелась вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы

Не было этого “бы”,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

ДЕДУШКА

Такая у деда растёт борода,

Что я на неё удивляюсь всегда.

— С ним, — мама сказала,-

Не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде.

И правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду, — скажет ответ.

Завидую дедушке я иногда.

Скорей бы росла у меня борода!

ЗЁРНЫШКО

Перед этой пашнею

Шапку скинь сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко

Вложено труда

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

Наклоняя голову,

Слушал не дыша,

Теплится ли в зёрнышке

Хлебная душа.

Для него, для зёрнышка,

Через всю страну

Комсомольцы ехали

Жить на целину.

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Трудной посевной…

Зёрнышко проклюнулось,

Зёрнышко растет!

Значит, булки белые

Будет есть народ.

РАДУГА В ОГОРОДЕ

С проседью, с проседью

Стал горох осенью.

Шляпу снял подсолнух:

Детвора, бери!

Обронил крыжовник

С веток

Цвет зари.

Помидор окрасился

В тот же цвет-

В мире лучше красного

Цвета нет.

Стал белее извести

Патиссон,

Располнел и выгнулся

Колесом.

Баклажан был смолоду

Тоже бел.

Постарев, от холода

Посинел.

Время репу тронуло

Желтизной.

Только лук зелёный,

Как весной…

Подпирала

Радуга небосвод

Да, видать, упала

В огород.

РЯХИ

Только встанет

Утром Ряха –

Грязь и пыль

Дрожат от страха:

Им — ведь это

Всем известно –

С Ряхой жить

Неинтересно!

Ежедневно

Носят Ряхи

Белоснежные

Рубахи.

На костюме –

Ни пылинки.

Словно зеркало

Ботинки.

Аккуратно

Чистят Ряхи

Кепки, шапки

И папахи.

Каждый день

Солдаты-Ряхи

Чистят пуговицы,

Бляхи.

Любят воду

Черепахи.

И они, выходит,

Ряхи.

Белки, выдры,

Росомахи –

Тоже признанные

Ряхи.

Может быть,

И нет такого

Удивительного

Слова.

Но ведь если вы

Не Ряхи,

Значит, попросту

Неряхи!

ОБЫКНОВЕННЫЙ СТАРИЧОК

Обыкновенный старичок

Живёт у нас в дому.

Детей в его квартире нет,

Не ходим мы к нему.

Он одиноко под окном

На лавочке сидит,

Как будто в прошлое своё,

Закрыв глаза, глядит.

Кричит над ухом детвора:

— Дедуля, удружи!

Мы будем в салочки играть,

Пальто посторожи.

Коляску женщина везёт:

— Товарищ гражданин!

Вы присмотрите за мальцом,

Я мигом в магазин.

.

А там старушка норовит

К нему приковылять:

— Не затруднитесь ли мою

Собачку прогулять?

Обыкновенный старичок

Готов помочь всегда.

Оденет молча пиджачок,

Покорно скажет: “Да”.

Про всё на свете он молчок.

Привыкли мы к тому,

Что просто добрый старичок

Живёт у нас в дому.

Но вот однажды у него

Был скромный юбилей.

В его квартире старички

Сошлись с округи всей.

Их бравым видом детвора

Книги похожие на “Избранное” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Отзывы читателей о книге “Избранное”, комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://www.libfox.ru/441664-georgiy-graubin-izbrannoe.html

Читать онлайн “Избранное” автора Граубин Георгий Рудольфович – RuLit – Страница 1

Выбрать главу

Стихи забайкальского писателя и поэта Георгия Граубина

ГОВОРЯЩИЕ КАРАКУЛИ

Каракули замечу

В шеренгах строк косых

И тут же вам отвечу,

Кто накарябал их.

Вот выведена точка

Во весь тетрадный лист.

Не мяч ли это?

Точно:

Так пишет футболист.

А вот вопрос с колечком,

Приплюснутый слегка.

Ну, это уж, конечно,

Тетрадка рыбака!

Вот П на толстых ножках –

Какой забавный вид!

Лишь только городошник

Такое сочинит.

У Т воздушность в теле,

Того и жди — взлетит.

Воздушные модели

Хозяин мастерит.

Хоть в букве У все гладко,

Да слева нет крючка.

Типичная рогатка

Заядлого стрелка!

И уж совсем отменна

Лентяева тетрадь:

Из Н он непременно

Соорудит кровать!

РЫБАКИ

Мы сидели на реке

С длинной удочкой в руке.

Коля звал все утро рыб:

— Гули-гули,

Цып-цып-цып!

Но ни рыбка ни рачок

Не цеплялись на крючок.

— Ну тогда, — я говорю, –

Ты попробуй “Хрю-хрю-хрю”.

— Хрю-хрю-хрю!

Пустой крючок.

— Кис-кис-кис! –

Опять молчок.

— Ути-ути,

Го-го-го!

Нет, не видно ничего!

Хоть бы маленький жучок

Нам попался на крючок…

Кто же знал, что на крючок

Нужен просто червячок?

КАТЯ ХОДИТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Не шути с моею дочкой:

Катя ходит в первый класс.

Катя вскакивает ночью

И кричит:

— Который час?

Раньше мы будили Катю,

Нынче Катя будит нас.

Мел у мамы потерялся.

Это дочь наедине

Молча буквы мелом пишет

На полу и на стене.

Не заблудишься теперь:

На двери есть слово “дверь”.

По утрам скороговорку

Стала часто слышать мать:

Я наелась на пятерку!

Завтрак тоже был на пять!

Все по новому у нас:

Катя ходит в первый класс.

САМОНАДЕЯННЫЙ ПЕС

Барбос деловито

Облаял трёхтонку

И, взвизгнув сердито,

Помчался вдогонку.

Стрелой по дороге

Машина умчалась.

Собака в восторге:

Ага, испугалась!

БУКВА-АКРОБАТ

В алфавите, в букваре

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала

По тетрадке не спеша,

Вдруг споткнулась и упала,

Превратилась в букву Ш.

Поднялась, но тут загнулась

Половинка на листе.

Буква Ш перевернулась,

Превратилась в букву ITI.

Школьник был, конечно, рад:

Вот так буква-акробат!

ПОЧЕМУ ГЕНА СТРУСИЛ

Почему сегодня Гена

Испугался вдруг рентгена?

Побледнел и задрожал,

Из кабины убежал?

От людей он слышал вскользь:

Видит все рентген насквозь –

Где печёнка,

Селезёнка,

Где желудок,

Почка,

Кость.

А у Гены нынче совесть

Не особенно чиста:

Гена утром у соседей

Крал смородину с куста.

Беспокоит Гену совесть,

На душе его темно.

А ведь это на экране

Врач увидит все равно.

ГЕРОЙ

По реке катался Коля

На снегурках взад-вперед.

А мальчишка шёл из школы,

И под ним сломался лед.

— Ой, — кричит, — ко дну пошел я,

— Ой, — кричит, — я утонул!

Подбежал к мальчишке Коля,

Мигом палку протянул.

Зацепил его за ворот,

Р-раз! — и мальчика достал…

В общем, он на целый город

Знаменитым сразу стал.

Отовсюду стали Коле

Письма сыпаться горой.

Все девчонки в нашей школе

Говорят, что он — герой.

— Коля смел! — твердят об этом

Всюду Колины дружки…

Я теперь встаю с рассветом

И дежурю у реки

ТАНИНА ТЕТРАДЬ.

На обложке сажа, вакса,

Отпечатки грязных рук.

На обложку села клякса,

Паутину сплёл паук.

А внутри-то,

А внутри-то

Все чернилами залито!

Клякса кляксу погоняет,

На дыре сидит дыра.

Сору добрая телега.

Грязи целая гора.

Даже в руки страшно брать

То, что мама с Танею

Озаглавили

“Тетрадь

По чистописанию”.

БЫ

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом имелась вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы

Не было этого “бы”,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

ДЕДУШКА

Такая у деда растёт борода,

Что я на неё удивляюсь всегда.

— С ним, — мама сказала,-

Не будешь в беде:

У дедушки много ума в бороде.

И правда: попросят родные совет,

Погладит он бороду, — скажет ответ.

Завидую дедушке я иногда.

Скорей бы росла у меня борода!

ЗЁРНЫШКО

Перед этой пашнею

Шапку скинь сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко

Вложено труда

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

Наклоняя голову,

Слушал не дыша,

Теплится ли в зёрнышке

Хлебная душа.

Для него, для зёрнышка,

Через всю страну

Комсомольцы ехали

Жить на целину.

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Трудной посевной…

Зёрнышко проклюнулось,

Зёрнышко растет!

Значит, булки белые

Будет есть народ.

РАДУГА В ОГОРОДЕ

С проседью, с проседью

Стал горох осенью.

Шляпу снял подсолнух:

Детвора, бери!

Обронил крыжовник

Читайте также:  Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти

С веток

Цвет зари.

Помидор окрасился

В тот же цвет-

В мире лучше красного

Цвета нет.

Стал белее извести

Источник: https://www.rulit.me/books/izbrannoe-read-297185-1.html

Стихи для детей: Георгий Граубин

Георгий ГРАУБИН

Приглянулось папе с мамой Жить в таёжной стороне, Чуть не в самом центре БАМа, Мне с братишкою – вдвойне. Возим мы зимой с реки Ледяные глыбы. В них – замёрзшие ленки, Сказочные рыбы. Летом ходим за моховкой, Чудо-ягодой лесной. Если ты не очень ловкий – Не достанешь ни одной! Надо к ним ползти по мхам До седьмого пота. Потому что там, где БАМ, – Топи да болота.

Оттого что там, где БАМ, Топи да болота, Непроста у пап и мам, Нелегка работа! Рубят просеки они – Валят лес, корчуют пни, – Разбирают скалы. Перемалывают грязь, Через пади тянут связь, Через перевалы. Там, где камешки на дно, Булькая, уходят, Насыпают полотно И мосты возводят. А потом на полотно За звеном кладут звено, Крепко их сшивая.

Шпал и рельсов в них – не счесть. Вот они-то БАМ и есть – Магистраль стальная. Помогает вся страна Стройке-исполину. Посылает к нам она Умные машины. Экскаваторы сильны, Роста богатырского. Им морозы не страшны Лютые, сибирские. Краны подъёмные – Очень огромные. Скреперы рослые Очень выносливы.

Великаны-самосвалы Возвышаются, как скалы, Как огромный паровоз Бензовоз, Цементовоз! А на бульдозер посмотри: Как парус нож отвальный… И люди здесь – богатыри, Хоть рост у них нормальный. Очень нужен БАМ Сибири, Очень нужен БАМ стране! Нет таких сокровищ в мире, Как в сибирской стороне.

Чуть не все богатства сразу Там найдём в одном ряду – И якутские алмазы, И витимскую слюду. Там руда и уголь рядом, Хоть вагонами бери. БАМ – дорога к этим кладам – К Удокану, к Нюренгри. БАМ торопится, спешит, Ладно скроен, крепко сшит, И хребты связав, и реки Прочной лентой полотна. БАМ не просто стройка века, А вторая целина.

Репродукторы утрами Про погоду говорят. Всё, что хочешь, есть на БАМе – Солнце, морось, ветер, град. Не отметишь точкой БАМ: БАМ проходит тут и там, По засушливым и влажным, По завьюженным местам. От Байкала до Амура Долгий путь его лежит Через станцию Таюра, Тынду, Чару, Беркакит. Магистраль бежит к Улькану, В Чару, в Хани, на Усть-Кут.

Там висят над ней туманы, Тут ветра её секут! Все свои участки скоро Воедино свяжет БАМ. Замигают светофоры, Путь давая поездам. И пойдут они, гудками Салютуя нам и вам – Тем, кто жил у нас на БАМе, Кто читать любил про БАМ.

Мурзилка, 1981, №7.

Плескалась в колодце луна. Промокла, озябла она. И я деревянной бадьёй Достал её вместе с водой. Я вылил в бочонок луну И снова взглянул в глубину: В колодце, мокра, холодка, Сияла вторая луна! Я сорок четыре луны За вечер достал с глубины.

Я сорок четыре луны Разлил во дворе в чугуны, В корыта, в лохани, в ковши.

И пили её малыши, И пили соседи, но вдруг Всё сразу померкло вокруг: Закрыло туманом одну, Сиявшую в небе, луну, И сорок четыре луны Вдруг сделались так же темны!

Весёлые картинки, 1987, №11.

У природы пауки Взяли чудо-челноки И работают всё лето От рассвета до рассвета В хвое, в листьях бересклета, На опушке, у реки. Еле видимую пряжу, И проворны, и быстры, Ткут они не на продажу, А для ловли мошкары. В лес хожу я на рассвете, Хитроумно сплетены, Всюду маленькие сети Серебрятся, чуть видны.

Где ж охотник? Вот же он: Спит и видит сладкий сон. От ловушки тонкий тросик Прямо к лапке проведён! Тронул сеть я – и паук Побежал в свой ловчий круг. Но его я успокоил: – Это я, прости уж, друг. Раз не каждый верит в слово, Пусть все видят, кто не слеп: У охотника любого Очень-очень трудный хлеб.

Мурзилка, 1987, №8.

Источник: http://a-pesni.org/baby/poesia/graubin.php

Георгий Граубин: больше, чем поэт

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Крылатую фразу Николая Некрасова будто бы продолжает вся деятельность Георгия Рудольфовича: он и поэт, и подлинный гражданин.

С любовью к Чите

Значительную часть жизни я провела в доме, где в соседнем подъезде жил с семьёй Георгий Рудольфович Граубин, в другом – Николай Дмитриевич Кузаков, в этом же дворе, но с противоположной стороны – Георгий Шелест. В те годы соседские отношения были очень тёплыми, дружественными. Все знали друг друга. Младшее поколение вечерами выходило к волейбольной площадке, мы играли, качались на качелях, а то и просто собирались под большим деревянным грибком, пели песни, делились школьными новостями. У моих родителей сложились приятельские отношения с Георгием Рудольфовичем, Григорием Григорьевичем Кобяковым, который бывал у Граубиных и приходился им родственником.

Во второй половине 80-х я училась на вечерних курсах, осваивая профессию экскурсовода. К выпускному экзамену мы должны были разработать самостоятельно текст экскурсии по городу.

Чтобы интереснее сделать вступление в тему, решила использовать соответствующие стихи. Наиболее подходящими показались граубинские. В них звучала одновременно лиричность, патриотичность, гордость за Читу.

А главное – простота, безыскусственность.

Позвонила Георгию Рудольфовичу. Он благосклонно отнёсся к моей просьбе и предложил своё посвящение к 135-летию нашего города «Именинница Чита». И с тех пор все свои экскурсии я начинаю несколькими строчками:

Дорогие мои земляки!
Как нам с вами
Читой не гордиться:
Этот город у синей реки –
Забайкальская наша столица.
Есть не хуже Читы города,
Есть ко многим
сердечная тропка.
Только где есть ещё Ингода,
И Кенон, и Титовская сопка?
Знает много
торжественных дат
Забайкальская наша столица:
Ведь рабочий она и солдат,

И истории нашей страница.

Дальше – больше. Многое взяла из поэмы «Вехи». О том, например, как первопроходцы шли к забайкальской земле:

Навстречь неласковому
солнцу, 
Хоть был мороз
сибирский лют,
Шли на восток
землепроходцы –
Охочий и рисковый люд.
Шли до неведомой границы
Необозначенных морей,
Чтоб приискать
в пути землицы

К великой радости царей…

О Московском тракте, по которому экскурсионный автобус выезжает к часовне Александра Невского на смотровой площадке у подножья Титовской сопки:

Ещё не строилась чугунка,
Транссиб рудой 
в карьерах спал,
А на Московском
тракте гулко
На всю Сибирь звенел металл.
Гремя уныло кандалами,
Совсем не в качестве гостей
К нам шли горами и долами
Сидельцы
мрачных крепостей…

Сначала это были тати –
Люд ненадёжный, воровской…
О декабристах – узниках Читинского острога:
Потом иных сюда погнали,
Кто был за волю, за народ.
Они, в борьбу вступая, знали
Свой горький жребий наперёд.

О появлении в Чите железной дороги:
А через горные дороги,
Из-за уральского хребта,
Уже железная дорога

Шла в эти гиблые места…

По окончании экскурсии объявляю, чьи стихи были прочитаны. При имени Граубина улыбаются. Знают.

И поэт, и гражданин

12 февраля этого года по российскому радио прошла информация следующего содержания: в 1979 году в Свердловске произошло событие, из ряда вон выходящее. В одной из лабораторий, работающей над проблемами, связанными с сибирской язвой, из-за недосмотра «вырвалась наружу» эта самая зараза. Погибло много людей, особенно «косило» мужчин. Этот факт и всё, что было с ним связано, были строго засекречены. Родственникам умерших выдали справки с указанием совсем иных причин смерти. С тех, кто знал о том, что произошло в действительности, были взяты подписки о неразглашении тайны. Но одна женщина, тяжело переболев сибирской язвой, к счастью, выжила. Все 35 лет молчала, а теперь, когда рассекретили это событие, она подаёт в суд заявление с требованием о выплате компенсации.

Может, для кого-то из радиослушателей эта информация прошла незамеченной. А я мысленно возвращаюсь в июнь 1988 года. В двух номерах газеты «Забайкальский Рабочий» опубликована статья Георгия Граубина «Тайна Сенной пади».

Речь шла о том, что строящаяся в Сенной пади Читинская биофабрика таит в себе тяжёлые для горожан последствия, если будет пущена в эксплуатацию. Короткое слово «биофабрика» непонятно что означало, мало кому о чём говорило.

Оказывается, на этом предприятии предполагалась выработка вакцины против сибирской язвы, чумы крупного рогатого скота, ящура. Но для того, чтоб внедрять эту вакцину, надо иметь материал для испытаний. А это уже – смертельно опасное производство.

В комплексе предусматривались трупосжигательные печи, котельная с мощными котлами.

Дым от котельной, вытяжка загрязнённого воздуха из лабораторий и цехов, десятки газующих машин, доставляющих корнеплоды и животных и вывозящие загрязнённый навоз, огромное количество золы – всё это «выбрасывалось» в никуда, то есть в воздушный бассейн над городом. Не говоря уже о возможных аварийных ситуациях, которые могли спровоцировать непредсказуемые для населения последствия.

Граубин обращался к читинцам с призывом остановить строительство биофабрики. И предлагал, пока не поздно, перепрофилировать направление деятельности объекта на безвредное и безопасное. Народ знал, любил своего писателя, верил ему. Общественность откликнулась и поддержала.

Чиновники сопротивлялись, потому что к тому времени был смонтирован железобетонный каркас из мощных колонн – одна из самых затратных статей сметы на строительно-монтажные работы.

И всё-таки строительство биофабрики было приостановлено, а потом, с наступлением 90-х, и вовсе заброшено. Прошло всего два с половиной десятка лет, а на том самом месте появился огромный торговый комплекс.

Город расстраивается именно в том, северном, направлении. Как же прав был писатель, призвав тогда всех нас к обсуждению этой темы.

Может быть, Георгий Рудольфович как-то узнал о трагедии, произошедшей в Свердловске? Почему именно ему, и никому другому, пришла в голову мысль защитить Читу и читинцев от загрязнения воздушной среды над городом? Почему он поднял вопрос о несоответствии санитарно-защитной зоны вредного производства от окружающей жилой застройки? Ведь в областном центре достаточно служб, контролирующих и отвечающих за подобные проблемы. Но строящаяся биофабрика не попала в их поле зрения. Для меня это до сих пор остаётся загадкой.

Есть ещё один факт из истории столицы Забайкалья, о котором много лет не прекращаются споры. Это год рождения нашей Читы. В книге Граубина «Серебряный капкан» читаем: «Некоторые историки называют Бекетова градоначатцем: мы уже видели, сколько он заложил острогов, будущих городов. А вот от чести быть основателем Читы он бы отказался.

Как человек совестливый и не имеющий к этому никакого отношения. С чувством неловкости прохожу я мимо гостиницы «Забайкалье», на южной стене которой красуется большое панно. Среди других фигур там есть и условный портрет Петра Ивановича Бекетова. И надпись: «1653.

Казаки Петра Бекетова, заложив Читинский острог, положили начало нашему городу».

Далее автор поясняет, как строилась гостиница, как его попросил художник Владимир Калашников написать текстовую информацию для панно. Позже, вникнув во все перипетии и споры насчёт этой даты, изучив документы, повинился в своей ошибке: «Неудобно признаваться, но эту нелепицу сочинил я. Причём совершенно искренне». До сих на боковом фасаде здания остаются эти строчки.

Кстати, по инициативе Граубина и при его активном участии был создан клуб краеведов. На первом же заседании он предложил собрать воедино, систематизировать все имеющиеся материалы, любую информацию о возникновении Читы, её развитии, этапах становления. Призвал краеведов включиться и активно работать над этим.

Зарубки на сердце

Выступление против строительства биофабрики наверняка повлияло на дальнейшие события в судьбе писателя.

26 марта 1989 года должны были состояться выборы народных депутатов СССР. От Читинской области на одно место были выдвинуты две кандидатуры: детский поэт Г.Р. Граубин и детский доктор А.И. Хворов.

Кому-то в «местных верхах» очень не хотелось, чтоб депутатом стал Граубин. В СМИ началась травля в его адрес. В одной из газет появилась клеветническая статья, сработанная явно не тем автором, чьим именем была подписана, причём совсем незадолго до выборов, чтоб не оставалось времени для защиты и оправданий. В редакцию посыпались письма.

Сотрудники проектной организации, где я работала, на общем собрании решили отправить обращение к тогдашнему первому секретарю обкома КПСС Н.И. Малькову с требованием прекратить эту нечестную кампанию против уважаемого литератора. Где-то в партийных архивах это письмо, как и многие другие, наверное, хранится. 

Тем не менее, случилось так, что «прошёл» А.И. Хворов. Вскоре, в лихие 90-е, депутатский корпус прекратил своё существование. Но глубокие зарубки на сердце писателя, конечно же, появились.

Тайга в четыре этажа

Читайте также:  Анализ пьесы Шекспира «Гамлет»

Больше всего имя Георгия Рудольфовича ассоциируется именно с книгой «Четырёхэтажная тайга». На мой взгляд, если б он написал даже только одну её, хватило бы признания и популярности почитателей его таланта на всю жизнь. Этому поистине энциклопедическому изданию о нашей забайкальской природе пока что нет равных. Если даже в будущем что-то новое и появится на эту тему, всегда будут сравнивать это новое с «Четырёхэтажной тайгой».

Всё произведение, от корки до корки – одна большая экскурсия в природу Забайкалья. Раньше как-то не приходило в голову расселять растительный и животный мир по этажам. За эту замечательную подсказку образно сравнить тайгу с многоэтажным жилым домом, включая и «подвал», густонаселённый живыми существами и корневой системой, мы, экскурсоводы, особенно благодарны писателю.

…Как же нам всем нужны такие книги, вводящие в мир прекрасного, подтверждающие слова академика И.П. Бородина: «Естественные сокровища природы – это такие же уникумы, как картины Рафаэля.

Уничтожить их можно, но воссоздать нет возможности». Подросток, прочитавший эту книгу, не будет жечь костры в лесу, заламывать ветки, топтать зелёные ростки, сбивать ногами грибы.

Беречь природу – значит любить Родину, быть гражданином России –вот основная концепция этого «учебника».

Пройдёт много лет, сменятся поколения, но останется природа с её чудесами. И изучать тайгу, убеждена, будут по книге Георгия Граубина.

Источник: http://obozrenie-chita.ru/article/graubin_georgiy_rudolfovich

Литературная гостиная «Поэзия Граубина»

Литературная гостиная «Поэзия Граубина»

Задачи – познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрыть многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе.

ХОД:

1. Вступительное слово. Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка читинского поэта Георгия Рудольфовича Граубина.

2. О поэте. На экране портрет поэта.

Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Прослушайте стихотворение поэта «Чита»

На экране город Чита (слайды)

Я живу на самой длинной долготе: За Байкалом в славном городе Чите.Здесь деревья удивительно длинны: Достают макушкой чуть не до луны. Да и люди проживают им под стать: До макушки вам рукою не достать! Здесь дороги от села и до села Подлиннее, чем от Курска до Орла. И зима у нас, конечно же, длинна: Чуть не летом начинается весна! Широка у нас в Чите и широта:Этим тоже отличается Чита. Удивляет новичков такая ширь:Больше Франции Восточная Сибирь.Широки у нас просторы, велики:Пади шире Волги-матушки реки.А душевная людская широта -Это тоже забайкальская черта.Правда, осень в Забайкалье коротка -Не длинней она, чем нос у кулика.

Длинно люди не умеют говорить.Но за это и стоит их корить!Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

3. ^ Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.

Прослушайте стихотворение “Всеумейка” и подумайте: почему автор так назвал свое стихотворение?

Все она на свете может: Дом построит, печку сложит. Переплавит в сталь руду. Спилит лес, склепает лодку. В море выловит селедку,Отольет сковороду. Всеумейка и всезнайка. С тротуаров смоет пыль, Ежедневно, ежечасноЧто-то делает она.Даже небо ей подвластно И морская глубина. От болта до звездолета,От подлодки до клюки Может все она, Работа, -Десять пальцев, две руки!

Шайбу выточит и гайку,Сапоги сошьёт и майку,Соберет автомобиль.

– Почему так названо стихотворение?)Что надо иметь, чтобы быть Всеумейкой? (Желание трудиться, все научиться делать)

^

С большой теплотой и уважением рассказывает Георгий Рудольфович о трудной работе хлебопашца. Сколько сил, здоровья, времени тратят земледельцы, чтобы вырасти хлеб и накормить людей. Вот как об этом говорится в стихотворении “Зернышко”.

Перед этой пашнею Шапку скинь, сынок: Видишь, пробивается Хлебный стебелек. Сколько в это зернышко Вложено труда, Знает только солнышко, Ветер да вода. Перед ним, малюсеньким,Крошечным зерном, Долго думу трудную Думал агроном. Для него, для зернышка,Через всю странуКомсомольцы ехали Жить на целину. А потом с тревогоюВесь народ весной Замирал над сводками Трудной посевной…Зернышко проклюнулось,Зернышко растет!Значит, булки белыеБудет есть народ.

Наклоняя голову,Слушал, не дыша,Теплится ли в зернышке Хлебная душа.

  • О чем говорится в этом стихотворении?
  • К чему призывает автор своих читателей?

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

4.Природа Забайкалья. Слайды природы.

Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года.

Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”. Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? Чтение стихотворения “Зима” под музыку П.И.Чайковского “Времена года”

Как полотно простынное, Пороша на полях. А ели в шерстке инея, Как в белых свитерах. Под щит, морозом кованный, Забился ручеек. Ветрами утрамбованный, Скрипит, скрипит снежок. Как головешки, вороны На этой белизне, На зимние диковинки Смотреть забавно мне! Вот мама входит весело С мороженым бельем: Его сушить повесила, Оно взялось колом. И я трясусь от хохота:Сорвавшись, на меня Летят с железным грохотом Трусы и простыня! А следом – чудо новое:Был папа на рекеИ воду родниковую Домой принес в мешке.Как гири, в бочку падают Большие глыбы льда.Кого же не обрадует Стучащая вода!Я подышал на синееОконное стекло – Оно покрылось инеемИ сразу расцвело.

Сливаясь с занавесками,Возник пейзаж лесной…И я подумал: веселоБывает жить зимой!(Ответ на ?) – Какое настроение у этих произведений? У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке.

Снега у нас в Сибири На всякий вкус и цвет. Наверно, в целом мире Снегов подобных нет. Бывает снег колючим, Бывает снег скрипучим. А есть литой, Крупчатый, Как рожь, ядреный снег, Хоть загребай лопатой И засыпай в сусек! Бывает снег пушистым, Бывает черствым снег И даже каменистым, Как высохший чурек. А есть, как мяч, упругий, Спрессованный пургой, -Его ни взрезать плугом, Ни распилить пилой…Придет неумолимо В край сибирский СнегИ в будущую зиму, И в двадцать первый век.Он будет всяким:БлеклымБлестящим, как слюда,С дорожной пылью в порах, Сухим, как в банке порох, Таким сырым и мокрым,

Что липнет даже к стекламНо хоть немного теплым не будет никогда.- Какое настроение передает стихотворение?- Какие оттенки имеет снег?

5^ �.

Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Послушайте стихотворение “ Погорельцы”.

Лес кормил зверей и птиц, Укрывал в мороз и зной. Но деревья пали ниц, Стали пеплом и золой. Нет ни лёжек, ни берлог, Только угли там и тут. На чужбину без дорог Белки – нищенки бредут. Ковыляют кое-как, От ушей до пят черны. Заяц больше не русак, Еле тащится коза, Лось бредет, едва живой,Воспаленные глазаПереполнены тоской.Волк обнюхал их следыИ ушел. Таков закон:В час всеобщей их беды Никого не тронет он.Перед горем все равны,Драки, распри – все в былом,Вместе ищут новый дом.

– К чему призывает автор этим стихотворением?Знакомя своих читателей с повадками лесных зверей, объясняя законы тайги, поэт подводит нас к выводу…К какому?… Давайте его сейчас определим, посмотрев, инсценировку стихотворения “Охотники”.

6. ^

– Что ты, охотник, принес из тайги?- Шкуру медведя, клыки кабарги.- Ну, а еще что?- Косача, глухаря.- Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?- Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.- Белку – смешно! – не стрелял – рисовал,- Нюхал пионы, подснежники рвал, – Щелкал на пленку оленей и коз…- Вот кто с охоты богатство принёс!Какой охотник вам понравился больше? Почему?

7. Итог. – К чему призывает своими стихами поэт?

– Познакомившись с поэзией нашего земляка, Георгия Рудольфовича Граубина, мы видим, что поэт нас призывает беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших. Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России. Призывает уважать труд других и самим трудиться.

Источник: http://lit-yaz.ru/kultura/35131/index.html

Граубин Георгий Рудольфович – Приглашение в гости

Хобот задрав,

В ответ зачирикала громко:

— Гав-гав!

Поросёнок забебекал,

Голос грубый у него.

А индюк закукарекал:

— Мяу-мяу, иго-го!

Почему — я не пойму –

Наш барбос захрюкал: “м-м-у!”

Сам себя он веселит

И рогами шевелит.

Карась всё время тренькает,

Как будто бегемот.

А бабочка мяукает

И гривою трясёт.

А вот у буерака

Кричит петух:

— Кар-р, кар-р!

Клюёт зерно собака,

Копытом бьёт комар.

Цыплёнок воет глухо,

Вгоняя всех в тоску.

Слона бодает муха,

Вопя: “Кук-к-ка-реку!”

Кто должен хрюкать, кто мычать,

Я не пойму никак!

Давайте вместе разберём,

Рассудим, что и как.

Начнем стихи сначала:

Корова замы….

Сыночку своему

Она сказала: “М-м….”

Собака, кошку напугав,

Сердито взлаяла: “Г… г..!”

Петух по дружбе индюку

Сказал: “Привет, кук-ка….!”

Слетаясь, словно на пожар,

Вороны каркали: “К…, к…!”

Баран угрюмый сам себе

Сказал задумчивое “б-бе”,

Свинья прохрюкала “Х… х..”…

Я всех ребят благодарю:

Вы помогли — спасибо вам,

Теперь всё встало по местам.

ЗЕЛЁНЫЕ ОЧКИ

Листва опала,

Трава увяла.

А это значит –

Зима настала.

Но наш телёнок

Неугомонный

Всё время просит

Травы зелёной.

С упрямцем бились

Мы две недели.

Потом телёнку

Очки надели.

Притих он,

Робкий и удивлённый:

В очках зелёных

Стал мир зелёным.

Поел теленок,

Воды напился

И наконец-то

Угомонился.

БИГУДЯВКИ

Возле берега, на травке,

Загорают бигудявки.

Не котята, не овечки,

Не жучки, не человечки,

Не букашки, не козявки –

Бигудявки, да и всё.

Оживлённо бигудявят

Про весёлую погоду,

Травку славят, солнце славят,

Славят воздух, славят воду.

Кувыркаются у речки

Не котята не овечки,

И катаются на травке

Не букашки, не козявки.

Кто такие — неизвестно:

Всем известным не сродни.

Это даже интересно

И забавно, что они

Не котята, не овечки,

Не жучки, не человечки,

Не букашки, не козявки –

Бигудявки да и всё!

СТОЛКНОВЕНИЕ

Дождь

На себя

Нахлобуча,

Ехала

По небу

Туча.

Где-то

В сторонке

Другая

Ехала,

Гром

Изрыгая.

Обе

Дорогой

Ошиблись,

С курса

Без компаса

Сбились.

Встретились,

Стукнулись,

Сшиблись,

Вдребезги,

В брызги

Разбились!

Если

(Такая

Примета!)

Небо

Водой

Засочилось,

Значит,

Авария где-то

С тучами

Снова

Случилась.

ПЕЧЬ

На даче печка у меня

С большим секретом:

Отлично греет без огня

Зимой и летом.

Чтоб распалить в лесу костёр,

Нужна сноровка.

А здесь — колун или топор

Да плюс ножовка.

Читайте также:  Анализ повести тургенева «ася»

Раз пятьдесят, от силы сто

Ударишь в чурку —

И снять захочется пальто,

Потом тужурку.

Я устаю, но становлюсь

Сильней при этом.

И скоро в майке остаюсь,

Как жарким летом.

И вот в пару я, как в дыму,

Стою над речкой.

Мне жарко так, что ни к чему

Возиться с печкой.

И ту поленницу свою

Без сожаленья

Тому обычно отдаю,

Кто болен ленью.

Но при условии одном:

Мои издержки

Пусть возместит он мне бревном,

И без задержки!

ТРУДОЛЮБИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Хорошо работают

Перпендикуляры!

Источник: https://fanread.ru/book/10001929/?page=8

Красивые стихи про осень

Здравствуйте читатели сайта Мир детства!

И снова рубрика читаем детям красивые стихи про осень.

                    Сон

                    Георгий Граубин

Между летом и зимой

Все впадает в сон:

Засыхает зверобой,

Опадает клен.

Дуб морозцем опален,

Спать сурки идут…

Люди этот самый сон

Осенью зовут.

Да,

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь –

Настоящий сон:

В первых буквах этих слов

Зашифрован он.

Шишкопад

             Георгий Граубин

Осень шагает

В желтом платьишке,

С кедров сшибает

Бурые шишки.

Тр-рах! – на опушку,

Бух! – на кукушку,

Хлоп! – на зайчишку

Падают шишки.

Эй, бурундук,

Забирайся на сук!

Живо, клесты,

Убирайтесь в кусты.

Глупые козы,

Прячьте козлят:

По лесу грозно

Идет шишкопад!

В ветках зеленых

Черные вспышки.

Это со звоном

Падают шишки.

 Сентябрь

            Василий Бирюков

Шум большой

В лесу стоит.

Не медведь ли

К нам спешит?

— Это я! –

Бормочет еж. –

Нынче тихо

Не пропадешь.

И под лапками

Мышат

Листья

Палые шуршат.

 Лужи-зеваки

                             Татьяна Золотухина

До первой зимней стужи

Всю осень напролет

Стоят  зеваки-лужи,

Глазея на народ.

Им все вокруг в новинку…

И скачут с высоты

Проказницы-дождинки

В разинутые рты.

    Осень

                     Ирина Токмакова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

           Туман

Ирина Токмакова

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячется птица и зверь?

И куда за грибами теперь?

 Улетают, улетели…

                        Елена Благинина

Скоро белые метели

Снег подымут от земли,

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой  черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели т грачи.

Источник: http://tanyakiseleva.ru/krasivye-stixi-pro-osen/

Открытый урок по литературе на тему: Что может быть милей бесценного родного края? по стихотворениям Г.Ф. Граубина

  • Шаферова Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы

Задачи

– познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрыть многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном

отношении к природе.

Оборудование:

портрет поэта, выставка его книг, рисунки по стихотворениям, фотографии Забайкалья, музыка П.И.Чайковского “Времена года”, картина русского художника К.Ф. Юона

“Русская зима. Лигачёво”.

Методические приемы

: выразительное чтение стихотворений учащимися, рассказ учителя,

использование мультимедиа.

План урока.

1. Орг. момент.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему

любит свою Родину.

Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка читинского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, проследим, как

отражается тема Родины в его стихотворениях.

2. Рассказ учителя о поэте. (На экране
портрет поэта, фотографии нашего края)

Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Прослушайте стихотворение поэта и

скажите, какие черты родного края он отразил
здесь?

3. Чтение стихотворения “Чита” учеником:

Длинно люди не умеют говорить.
Но за это и стоит их корить!

(Ответ на, заданный перед чтением)

4. Продолжение рассказа учителя о творчестве
поэта.

Учёба в обычной школе, затем школа железнодорожных техников и начало пути в рабочем коллективе Читинского паровозовагонноремонтного завода в 1951 году. Здесь он начинает писать стихотворения, вошедшие в сборник “Утренний гудок”.

Герои этих стихотворений — рабочие, товарищи по заводу.

Потом работает журналистом, и появляются его новые сборники: “Любознательный народ”, “Говорящие каракули”, “Происшествие в 4-б”, “Замри — отомри”, “Чем пахнут ветра”, “Ссора в грамматике”, “Таежный телеграф”. (Обращаю

внимание на выставку книг поэта, спрашиваю: какие

книги читали, что запомнилось, что понравилось).

Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием

“Заслуженный работник культуры РСФСР”.

5. Темы стихотворений Граубина.

Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и

забавные, озорные стихи о детях.

а) история нашей Родины и края.

Прекрасно зная историю нашей страны и нашего края, он в стихотворении “Сибиряковы и Сибирь” проследил родословную Ивана Безродного, отправленного Петром Великим на поиски серебра в

Сибирь с XVIII века до наших дней.

После победы над шведами из Сибири пришла радостная весть: серебро нашли — стала Русь

богата.

Иван Сибиряков исколесил всю Сибирь вдоль и поперек, занося на карту все, что вызывало его интерес: Ангару, где позже станет ГЭС; нашел на Маме мусковит; у витимских скал приглядел железо; “черный камень отыскал, что пламенем горит”; на Оби попал в топь и увидел волшебные огни болотного газа, т.е. открыл нефтеносную Тюмень. Он был настоящий сибиряк Иван Сибиряков. Сын его Степан дружил с Ганнибалом, арапом Петра, который после смерти царя был сослан в Сибирь. Он ставил посты — заставы “вдоль Сибири сплошной засов!… С той поры на замке граница”. Сын Степана Семен

прожил очень мало

И от него еще один росток пошёл, и “был он прадедов достоин и честь России поддержал”. В честь следующего Сибирякова Александра, человека богатого, но доброго и помогающего открывателям деньгами, был назван новый остров в Карском море, а после смерти ледокол в его честь.

“По всей России с той поры пошли Сибиряковы”. Сибиряковский род надёжный, благородный, гостеприимный, щедрый, во всех делах толковый. Сибиряковы были рыбаками, молотобойцами, моряками, художниками, поэтами, были большевиками и брали Зимний, сражались в битвах под Москвой, освобождали Берлин.

“Везде он есть Сибиряков, прародственник Ивана”. Все на подъём

они легки, трудяги, острословы.

б) красота труда в стихотворениях поэта.

Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без

которой жизнь немыслима.

Прослушайте стихотворение “Всеумейка” и подумайте: почему автор так назвал свое

стихотворение?

(Ученик читает стихотворение “Всеумейка”)

(Ответ на заданный? — Почему так названо
стихотворение?)

Что надо иметь, чтобы быть Всеумейкой? (Желание
трудиться, все научиться делать)

С большой теплотой и уважением рассказывает Георгий Рудольфович о трудной работе хлебопашца. Сколько сил, здоровья, времени тратят земледельцы, чтобы вырасти хлеб и накормить людей. Вот как об этом говорится в стихотворении

“Зернышко”.

  • Какая главная мысль этого стихотворения?
  • К чему призывает автор своих читателей?

в) отражение нравов и обычаев жителей края в
стихотворениях.

Знает он обычаи и привычки местных людей,
весело и шутливо рассказывает он о них.

(Ученик читает стихотворение “Пельмени”).

г) природа Забайкалья.

Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья.

Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется

“Веселый год”.

Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Ученик читает стихотворение “Зима” под музыку П.И.Чайковского

“Времена года”)

(Ответ на ?) — Какое настроение у этих
произведений? Что их объединяет?

У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает

стихотворение “Снег”).

Что липнет даже к стекла

Но хоть немного теплым не будет никогда.

— Какое настроение передает стихотворение?

— Какие оттенки имеет снег?

6. Словарная работа над лексическим значением слов, запись их на доске и в тетрадях: скрипучий, колючий, литой, крупчатый, ядрёный, пушистый, черствый, каменистый, упругий,

спрессованный, блеклый, блестящий, сухой, мокрый.

  • Как называются эти слова? (эпитеты)
  • С какой целью поэт использует их?

7. Работа с репродукцией картины К.Ф. Юона
“Русская зима. Лигачёво”.

Русского художника Константина Федоровича
Юона называют поэтом русского зимнего пейзажа.

— Рассмотрите картину “Русская зима. Лигачёво” и скажите: что общего в стихотворении Г. Р. Граубина и репродукции К. Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”? (Обилие снега. Любовь к родной

природе.)

г) Родная природа в стихотворениях Граубина.

Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы..

Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз.

Послушайте стихотворение “

Погорельцы” и выделите главную мысль.

— К чему призывает автор этим стихотворением?

Знакомя своих читателей с повадками лесных зверей, объясняя законы тайги, поэт подводит нас к выводу…К какому?… Давайте его сейчас определим, посмотрев, инсценировку

стихотворения “Охотники”.

8. Инсценировка стихотворения “Охотники”.
(Читают 2 ученика.)

— Что ты, охотник, принес из тайги?

— Шкуру медведя, клыки кабарги.

— Ну, а еще что?

— Косача, глухаря.

— Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой
товарищ?

— Вернулся пустым: все любовался пейзажем
лесным.

— Белку — смешно! – не стрелял – рисовал,

— Нюхал пионы, подснежники рвал,

— Щелкал на пленку оленей и коз…

— Вот кто с охоты богатство принёс!

9. Беседа по содержанию стихотворения.

— Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших – обязанность

каждого человека нашей Родины).

10. Итог урока.

— Чем проникнуто творчество нашего земляка?

— К чему он призывает своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть

Гражданином России).

11. Д/.з. – творческое: выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому

стихотворению.

Приложения.

Портрет поэта

Слайды с природой Забайкалья

Репродукция картины К. Ф. Юона

Источник: http://koshkinsad.ru/3097/

Ссылка на основную публикацию