Сенека – о духовном отце: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Стихи, посвященные батюшке

* * *

Добрые, добрые взгляды встречаются,

Сердце встречается милое, милое.

Белые мантии в душах рождаются,

Белые ландыши, розы и лилии.

Каждому, каждому что-нибудь хочется.

И бессознательно всех упование,

Что мимолётно всё – шумное прочее,

Что нам дарованы крылья летания.

Хоть для себя непонятны, непознаны,

Не обмануться бы жизни уютностью.

Только её называем мы прозою,

А розы на сердце – стихами и глупостью.

Чистые, чистые души встречаются,

Слёзы встречаются кроткие, кроткие.

Белою верностью лебеди значатся,

Молятся ландыши белыми чётками.

* * *

Благослови, прошу, отец духовный,

Не впасть во грех, сильнее быть страстей,

Молитвою святою, чудотворной,

Не оставляй грешнейшую, во тьме.

Мне испроси телесного мученья,

Болезней самых сильных и обид.

Но только не позволь душе растленья,

Чтоб не был Бог моим грехом убит.

* * *

Мы странники от млечности до вечности,

Чужие мы для мира и для праздника.

Зашедшие на перевал суетности,

Мы трезвенность телесностью обкрадуем.

И только единичные светильники,

Украшенные ризою монашества,

Собою выстилают путь спасительный,

Путь – в сердце, что стяжало Божье царствие…

* * *

31.01.2012

Сегодня ангелы поют для Вас,

Отец духовный, дорогой, любимый!

И мы сорадуемся в этот час,

И сердце к Вам стремится как на крыльях!

И пусть колоколов звенит трезвон,

И голуби кружат пред Вашей кельей,

И Ваши чада, с Вами в унисон,

Прославят Бога, радуясь и веря!

Пусть Вам сияет солнце каждый день,

И Матерь Божья дарит утешенье,

Мерцает ночи звёздная сирень,

Ведь Вы душой – уже в преображеньи!

Святой молитвою о всех, о нас,

Вы расточаете себя, приумножая,

Вы Небеса Небес нашли, молясь,

Вы мудрость нам, как притчу излагали.

Отец Кирилл, наш Божий проводник,

Благословивший многие труды,

С днём Ангела – духовный наш цветник!

Примите в дар Ваших молитв – плоды…

Примите всё, чем живы мы сейчас,

Примите достижения в терпеньи,

Чтоб лепты эти принял Бог за Вас,

Мы неумело просим, на коленях…

* * *

13.09.2013

Молчат уста. Душа осиротела,

Я как малыш, незнающий пути,

Я возле Вас всю жизнь прожить хотела,

Но Вы, отец Кирилл, вперёд ушли.

Отец духовный, дорогой, любимый,

Всё понимая, радуюсь о Вас,

Вам Царство Божие дорогу осветило

И встретил душу Милостивый Спас!

У Бога есть иное измеренье,

В котором мы по-прежнему близки.

И я у Вас опять прошу прощенье,

А Вы мне отпускаете грехи.

Но никогда я не смогу привыкнуть,

Что Ваши руки мне не целовать,

Что Ваших слов мне больше не услышать,

Отцовских глаз, живых, не увидать.

Совсем недавно, помню, говорили,

Что наши сроки вышли уже все,

Но Вы пошли, а про меня забыли,

Оставив плакать в этом сентябре.

И лишняя струна в душе порвалась,

Рисуя осень и отцовский лик.

Чтоб Вас догнать, я на земле осталась!

Такой вот смысл передо мной возник.

И потому, прошу, отец духовный,

Святых молитв и помощи с Небес,

Благословите, перед Вашим гробом,

Сказать, при встрече, Вам: Христос Воскрес!

* * *

Опять уходят лучшие из лучших,

Во двор Господень, в полноту любви,

Угодны Богу их святые души,

Которые сердца добром зажгли.

Под спудом мира их уже не спрячешь,

Иной подсвечник выхватил их свет,

А мы свою духовную незрячесть,

Оплакиваем горьким словом – смерть…

И замираем пред необъяснимым,

Себе, твердя, как будто в первый раз:

Мы опоздали с добротой к любимым,

Не одарили ласковостью глаз…

Забыли дорожить мгновеньем встречи,

Покрыть любовью всякую беду.

И обгоняя время, что не лечит,

Успеть помочь, иль погасить вражду…

О други, что уже взошли на Небо,

Как рулевые, обозначив цель,

Вы нам открыли Вечность, как Победу

С Христом, без воздыханий и потерь!

* * *

20(21).03.2014

С днём рождения, отец Кирилл!

Дайте трижды Вас расцеловать,

И обнять, и что-нибудь сказать,

Из того, что сам нам говорил.

С днём рождения, отец Кирилл!

Принимайте съехавшихся чад,

И глаза, от мокрости блестят,

Радуясь у первой из могил.

С днём рождения, отец Кирилл!

По причастии, на литии,

Молимся, чтоб Вам во Царствии

Даровал Господь свои дары.

С днём рождения, отец Кирилл!

Это значит, Церковью земной

Мы взываем к Горней и родной:

С днём рождения, отец Кирилл!

* * *

Замурованы двери в келью,

Нет ступеней, перил и окна…

А душа не смиренно верит,

Что вы там же и ждёте меня…

И пред Вами, отец, на коленях,

Я глазами в глаза расскажу,

Как страдаю и маловерю,

И терзая себя, грешу…

И так больно, а больше – стыдно,

И застыл запредельный стон…

Двери в келью уже не видно,

Вас закрыли со всех сторон…

У могильной плиты, колени

Преклоню, и ищу глаза…

Вы же видите,… я же верю,…

Вы же ждёте меня всегда…

Ваши тёплые руки целую,

Проходящей сквозь землю, слезой.

И за Вами, отец тоскую,

Хоть Вы рядом всегда, со мной.

И пусть замурована келья,

До времени, и плита

Задвинута вместо постели,

Вы в сердце моём – всегда!

Автор стихов: Елизавета Дьяченко, г.Алчевск.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=stihi-posviashennie-batiushke

Стихи о Боге

Красивые стихотворения известных поэтов и стихи от пользователей сайта про Бога, веру и религию.

Любовь Зайцева 21 Октября 2018

Сегодня Бог проснулся на рассвете…

Сегодня Бог проснулся утром рано… Он жалобы и просьбы почитал… И людям из кувшина без обмана Желаемое в сердце наливал… Но не у всех открыто было сердце И место есть для Чуда не у всех. То завистью, враждой подпёрта дверца… То жадность не даёт налить успех… А у кого-то до краёв разлита Печаль и безысходность, вот беда.

И Бог жалел, что сердце это скрыто… Любви хотел налить, да вот куда? И Бог грустил, что люди не умеют Сердца и души чистить от обид… Они с годами в сердце каменеют И сердце превращается в гранит… Но Бог ходил, смотрел и улыбался, Когда сердца влюблённые встречал.

Он брал кувшин и от души старался, Им счастье в сердце бережно вливал… А люди постепенно расплескали Подаренную Богом благодать И всех вокруг в утрате обвиняли, Забыв в самих себе вину искать… Ведь если б мы могли прощать и верить, Любить, благодарить и отпускать, То Бог бы мог не каплей счастье мерить, Кувшин волшебный мог бы весь отдать… Сегодня Бог проснулся на рассвете. Огромный ящик с просьбами у ног… А рядом лишь один без просьб конвертик:

«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»

Художница Жизни 13 Декабря 2016

Неси свой крест…

Неси свой крест!!! Не говори, что тяжко… Кому-то в этот миг в сто раз сложней… Но не носивши ближнего рубашку, Судить его грехи вовек не смей… Не истоптав в его лаптях дорогу, Ты о его ошибках не суди… Носи в себе не гнев на мир, а Бога… И даже если нету сил – иди! Неси свой крест, когда тоска сжимает Твоё больное сердце до крови… Когда тебя уныние съедает, И, кажется, что в мире нет любви, Себе тверди, что счастье есть на свете, Ведь это не обман, и есть оно… К примеру, мама, дом, семья и дети… Любовь всегда со счастьем заодно! Неси свой крест, когда друзья стреляют В твою больную спину, в трудный час… Так Бог тебя от тех освобождает, Кто мог предать больнее в сотни раз… Когда ты хочешь новую квартиру, Кричишь «Молитвы Богу не слышны», Он сделает, что ты захочешь мира В стране, что погибает от войны! Неси свой крест!!! Чужой не примеряя… Как стать дельфином птицу не учи… Но если миллион свечей сгорает, То их спасёт огонь одной свечи… Вот так и ты, тепла отдай немного, И ничего не требуя вернуть, Почувствуешь, как много в сердце Бога…

А хочешь быть счастливым, значит – будь…

Я пришла за счастьем…

Я пришла за счастьем, вот мои ладошки… Боженька, ну сжалься, поделись немножко… Людям очень важно с мыслью просыпаться, Что жива надежда, что нельзя сдаваться… Очередь за счастьем у тебя толпится, Но намного больше тех, кто побоится К очереди этой присоединиться… Только им ведь тоже счастье пригодится… Я раздам прохожим счастье по крупинкам… Близким и не очень, рыжим и блондинкам, Бедным, и богатым, слесарям, поэтам… Недостойных счастья в мире просто нету… Ведь когда улыбки добрые встречаешь, О своих проблемах сразу забываешь… А когда душою кто-то согревает, Это значит, счастье всё-таки бывает… Нужно оглянуться, нужно присмотреться… Может, в чьём-то сердце к счастью скрыта дверца… Только вы не бойтесь в эту дверь стучаться… Пред любовью лучше не сопротивляться… И толпились люди, занимали место… Кто-то хочет денег, кто-то стать невестой… Для кого-то счастье – сплетнями делиться… Очередь большая… Всё мелькают лица… Я пришла за счастьем, вот мои ладошки… Вижу, пусто… Птицы доклевали крошки… Но с улыбкой мудрой мне ответил Боже,

Что улыбка близких – это счастье тоже…

А я за мир!!! За мир на всей земле! За дружбу, за любовь, за веру в Бога… За то, чтоб угощенье на столе, А за столом родных и близких много! А я за радость добрых детских глаз…

В них часто нашей нежности нехватка… За то, чтоб жили счастливо сейчас, И не давали государству взятки! А я за справедливость без войны! За то, чтоб мы могли договориться.

Чтоб признавали груз своей вины, Прощать умели, верить и молиться! А я за теплоту сердец родных, В которых смысл жизни и отрада.

Читайте также:  Анализ произведения «Песня о последней встрече» А.А. Ахматовой

И мне нельзя сломаться ради них, А их любовь и есть моя награда! А я за жизнь! За нашу с вами жизнь, Что Господом дарована однажды… И в смуты час он шепчет мне: «Держись!» И также беспокоится о каждом… Добра не отыскать в жестоком зле… Войной не победить души тревогу… А я за мир!!! За мир на всей земле!

За дружбу, за любовь, за веру в Бога…

Художница Жизни 9 Декабря 2016

А надо, чтобы в каждом слове Бог…

А надо, чтобы в каждом слове – Бог… И надо, что бы в каждой мысли – свет. Тогда и солнце вовремя взойдёт, Тогда и злиться – надобности нет… Бывает, очень сложно воспринять Чужие недостатки и грехи. Но стоит ли кого-то исправлять, Когда от Бога сами далеки? Не научились верить и прощать, И сострадать мы можем не всегда.

А Бог умеет чудом поощрять Людей, в ком не исчезла доброта… В ком сохранились детские черты, Они в душе… Там искренность живёт. И раз не исполняются мечты, То Бог ещё от вас чего-то ждёт… Возможно, нужно просто сделать шаг… Из сердца удалить вагон обид.

И Бог подаст какой-то верный знак, Что к счастью путь свободен и открыт… Я каюсь, что сама себе во вред, Жила в плену уныний и тревог… А надо, что бы в каждой мысли – свет…

И надо, чтобы в каждом слове – Бог…

Галина Маркова 21 Октября 2017

Не значит…

Ходить в собрание – Не значит Бога знать. И слушать проповедь – Не значит понимать. А проповедовать – Не значит послужить. Служенье Богу – Не на сцене быть. И прославление – Не просто песни петь. И сокрушение – Не только пореветь. Лишь Библию читать – Не значит исполнять.

Молиться Богу – Не на колени встать. И улыбаться всем – Не значит всех любить. А промолчать при всех – Не значит не судить. И защищать других – Не значит оправдать. Чтоб быть услышанным – Не значит прокричать.

Знай, раскаяние – не значит “ну, прости” Сказать: “прощаю все” – Не значит все простить. Имея слух людской – Не значит слышать всё. Мы, часто, слушая – Не слышим ничего. Ты знаешь, только Бог Поймет тебя, любя. Он знает то, что ты Скрываешь от себя.

Бог смотрит ведь не так, Как смотрим я и ты. Он видит нас насквозь…

Другими… Изнутри…

Вера Хананеянки! Христианские стихи о Духе Святом

ВЕРА ХАНАНЕЯНКИ! Христианские стихи о Служении Богу – в Духе Святом, о Пятидесятнице /Матф. гл.15 : 22 ст./ …Стояла женщина , у Храма, Сердечком плакала она, “..- Дай силы Боже, мне увидеть, Живое солнце, небеса!.. В моём сердечке только слёзы, Единственная дочь – больна, И кто-же может исцелить, Чтобы душой была чиста?… …Вот старец ей , подал надежду, ..

– Есть, говорит, один пророк, Что утешает – душу, сердце! Даёт устам – воды глоток! Он – Иисус, из Назарета, И послан Он – к “сынам любви”, А ты – язычница, хананеянка, И дочь твоя – чернее тьмы!.. Но мать, скорбя душою кроткой, Сказала старцу : “..

– Мир тебе! Я – верю Вечному Владыке, Что не оставит Он – в беде! Люблю я дочь! И не оставлю, души её – Во царстве тьмы, Я знаю, есть Бог Вечной Жизни, Дающий “солнышко любви!” И старец показал рукою : ..- Вот, посмотри, толпа идёт, И средь неё – Иисус! Великий, истинный, Пророк!.. ….Слеза любви – покрыла сердце, И закричала вдруг она : ..

– О, Сын , Давидова колена! Дочь у меня – душой больна! Не может встать, не видит света, Беснуется душой своей! И нет в ней – “солнышка Завета!”, И нет в ней – “истины Твоей!” …Толпа её толкала, гнала, Но Голос Веры – в ней звучал! Пророк был в Вечной Благодати! Он – в Силе Свыше пребывал!…

Иисус услышал “голос сердца”, И ей сказал : ” – Я послан к истинным сынам, К погибшим “овцам освящения”, Чтоб им придти в Блаженный Храм!… Хананеянка – отвечала , Припав к Ногам “Живой Любви”, ..- О, Сын Давидова колена! Меня ты мимо не пройди! Ты – Господин! Господь Завета! Пришёл к “Израильским сынам!” А я – ничто.. Хананеянка…

И не могу войти я – в Храм, Но Верю я – Живому Богу! Огонь молитвы – Свет Любви! Прошу Тебя, Господь Великий, Мою дочурку – исцели! Хоть послан Ты – к сынам “Осанны!”, К народу “истинной хвалы”, Я – Верю Голосу Пророчеств, Живой Пророк – Господь любви! И псы ведь крохи подбирают, Со всех столов – живых Господ, И “верой кроткой”, умаляют, Чтобы испить – “потоки вод!”, О, Господин, Святого Неба! Я Верю – истине Твоей! Перед Тобою умаляюсь! Сними печаль с души моей! Хочу испить я – воды Жизни, Господь Молитвы – Бог Любви! ..- О, Иисус! Господь Завета! Я словно “пёс” – у ног хвалы! …Я крохи веры – подбираю, Сердечко всё моё в слезах, Хочу вкушать я – “манну жизни”, И быть с дочуркой, в Небесах!.. …И кротко , сердцем, умаляясь, Душой печальной, сокрушаясь, Она увидела – весь “Свет!”, Духовный, Истинный Завет! Глаза Иисуса – словно солнце! И в лучиках, Святой Любви, Она услышала слова : ” .. – Иди! Дочь у тебя – исцелена! Пророка – Господом назвала! Ты верой кроткой ревновала! Даруется тебе – “печать!”, Во Святом Духе – благодать! Постясь молитвенной душой, Ты увидала – свет живой! И Бог тебя – благословил, Елеем истины – покрыл! И солнце света – над тобою! И “утро Ангельской росы!”, Ты веришь Господу, Живому, Что может снять – оковы тьмы! …И Небеса – Небес, открылись! О, Аллилуйя! Честь, Хвала! Дочурка – сердцем исцелилась, Молитвой видит – “солнце дня!”.. И нет – лукавства, Нету – злобы, И нету – “тени” на Душе, Ей дан – “Венец Живой молитвы”, “Сияние солнышка” – вдвойне! …Молитвой кроткою, сияя, Мать поклонилась – Царству Рая, В Пророке – видя Небеса, Она увидела – Христа! Испив Любви Благословенной, В её Сердечке – Вечный Свет, Её дочурка – Мир и Радость! В её Душе – Живой Завет! И Дух Святой – Покров “Осанны!”, Дыханием Ангельских Небес, Сказал : ” ..- Прощаются тебе грехи! В твоём Сердечке – “Свет Воскрес!” …Стояла женщина, у Храма, Приняв покров” живой любви, Во Святом Духе – ревновала, Ведь дочь её – как “свет зари!” …Благодаря Владыку Бога, Она пошла к себе, домой, И у “порога благодати”, Ей дочь сказала – ” …- Бог Живой!!”

Аминь! 04.03.2011.

Галина Маркова 20 Сентября 2017

У Бога право – исцелить

Источник: https://millionstatusov.ru/stihi/bog.html

О поэзии благочестивой и поэзии настоящей

Сегодня – Всемирный день поэзии.

Год за годом православные читатели-поэты заваливают редакции епархиальных газет и радио своими «духовными» стихами, в тысячный раз воспевая «дорогу к Богу» и «страдания Христа у Креста», а также заполняя страницы «горящими свечечками» и «благодатью фимиама».

Вот только почему-то среди них никак не встречается никого по фамилии «Бродский» или «Пастернак»… О том, что такое настоящая духовная поэзия, мы беседуем с поэтом, ведущим передачи «Поэзия. Движение слов» на радиоканале «Культура», священником Сергием Кругловым.

Отец Сергий, как Вы относитесь к определениям «православная поэзия», «православный поэт», «духовная поэзия»?

Священник Сергий Круглов

– Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), который был не только замечательным пастырем, но еще писал и стихи, говорил, что не бывает литературы православной и неправославной, а бывает хорошая и плохая, т.е.

интересная или скучная, несущая в себе какую-то жизнь, посыл, увлекающая человека ввысь, в небо или, наоборот, мало что дающая уму и сердцу. Литература не делится на конфессии. Мне близко это определение владыки Иоанна.

Самое замечательное определение поэзии дал Михаил Леонович Гаспаров: «Стихи делятся на две части: те, которые нравятся мне, и те, которые нравятся кому-то еще». Отношение к поэзии, прежде всего, дело сокровенное, личное.

В поэзии, как и в жизни, может быть всё: и красота, которая возвышает, но может быть и красота распада, красота наркотическая – иллюзорная, временная, которая через минуту рассыплется, и обнажится вся неприглядность того, куда она ведет, наступит похмелье.

В поэзии может быть просто пошлость – кич, глянец. Как в фотосалонах – один в костюме пирата, другой в ином костюме, с яркими цветами и подобное. В ней может быть скука, безвкусица – всё как в жизни.

Поэтому важно, чтобы в стихотворении не было пошлости, безвкусицы, а также важно – какая там красота: распада или та, которая ведет ввысь.

А если мы считаем, что красота, которая ведет ввысь, это только та, что обставлена православными атрибутами, то мы, конечно, ошибаемся.

Очень многие стихи, которые мы называем «духовными», на самом деле – рифмованные благочестивые картинки к учебнику Закона Божьего. Кроме недоумения это ничего не вызывает – это никому не интересно: ни взрослым, ни детям.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «гробовщик» для читательского дневника (а.с. пушкин)

Но ведь многие православные, в силу разных причин, не способны отличить хорошие стихи от плохих, а тут привычные рифмы: Креста – Христа, Бога – дорога, Мати – благодати – и это кажется правильным, благочестивым, тем, что никогда не уведет в сторону. Такие стихи, как у Вас, наверно, вызывают недоумение у некоторых православных читателей?

– Такое бывало редко, может, не попадали мои стихи к таким читателям, но случаи бывали. Был у меня вечер в театре на Сретенке, собрались люди, я читал стихи.

И у одной женщины, которая там сидела, глаза всё расширялись, расширялись, а сама она съеживалась, съеживалась – совершенно искренне, она была потрясена – а потом она закричала: «Перестаньте читать, я не могу это слышать!» – и выбежала.

Источник: https://www.pravmir.ru/poeziya-otgolosok-rayskoy-rechi/

50 великих стихотворений. “Отцы-пустынники…” – Православный журнал “Фома”

10 февраля — память великого православного святого преподобного Ефрема Сирина. И — день смерти Александра Пушкина. Чувствуя приближение кончины, Пушкин признался: «Хочу умереть христианином». Вера каждого человека — тайна его души. Но поэт не может не сказать о ней в своих стихах.

За полгода до смерти Пушкин написал стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…». И это было именно переложение покаянной молитвы преподобного Ефрема! Такие вот параллели… Вспоминаем и анализируем главную поэтическую молитву Пушкина в проекте «50 великих стихотворений».

Отцы пустынники и жены непорочны…

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

«Отцы пустынники и жены непорочны…» (читает Я. Смоленский)

Исторический контекст

Лето 1836 года стало последним в жизни Александра Пушкина. Он провел его на даче на Каменном острове под Петербургом. Именно здесь он создал свой последний лирический цикл — «каменноостровский». Поэт не успел опубликовать свои новые стихотворения: они вышли посмертно.

Надежда Осиповна Пушкина

Незадолго до этого, весной, после продолжительной болезни, скончалась мать поэта. Ее последние дни пришлись на заключительную неделю Великого поста, а умерла Надежда Осиповна в день Христова Воскресения, 29 марта.

Во время болезни матери поэт сблизился с ней и очень тяжело переживал ее кончину. Пушкин сопровождал ее гроб в родовое имение Пушкиных — Михайловское.

Это было последнее посещение поэтом знакового для его творческой биографии места.

В это же время не слишком удачно складывается судьба журнала «Современник», основанного Пушкиным.

На этом фоне Пушкин пишет несколько стихотворений. Три из шести произведений «каменноостровского цикла» написаны на евангельские события. Один из текстов сам поэт назвал «молитвой». Это стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Автор

Русский мыслитель Семен Франк отмечал, что к своей поэтической деятельности Пушкин (1799–1837) относился с подлинно религиозным чувством. В его стихах явственно проступает «религиозное восприятие самой поэзии и сущности поэтического вдохновения».

Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина». 1828 г. Литография

Пушкин хорошо знал Священное Писание.

Несмотря на то, что в его время еще не существовало полного перевода Библии на русский язык, поэт читал ее на французском языке и использовал библейские сюжеты, мотивы и цитаты как в своем творчестве, так и в личной переписке. С самого детства писатель был знаком с православными традициями, посещал церковные службы, а также был внимательным читателем православной богословской литературы.

Несмотря на то, что поэт называл христианство «величайшим духовным переворотом нашей планеты», он пережил кризис и поиски веры. Но после ранения, полученного на дуэли, он  исповедался и причастился. «Хочу умереть христианином…» — сказал Пушкин перед смертью, запретив друзьям мстить за себя.

О произведении

Материал по теме

Преподобный Ефрем Сирин

Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину. Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать.

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» имеет точную дату: 22 июля 1836 года. Оно  переложение известной православной молитвы Ефрема Сирина, читаемой в дни Великого поста.

Что же заставило Пушкина в июле 1836 года обратиться к великопостной молитве? Главной причиной биографы и литературоведы считают воспоминание поэта о смерти матери в Пасхальное воскресенье 29 марта 1836 года.

В тот год 21 июня, день рождения Надежды Осиповны Пушкиной, впервые отмечался как день ее поминовения, и это могло воскресить в памяти ее сына скорбные события.В одном из писем поэта лицейскому товарищу Михаилу Яковлеву от 9 июля Пушкин говорит, что он и его родственники продолжают носить траур.

Стихотворение было опубликовано в первом томе журнала «Современник» за 1837 год уже после смерти Пушкина. Сам поэт в черновике 1836 года дал этому стихотворению заголовок «Молитва». Публикацию сопровозждало факсимиле рукописного текста и прилагаемого к нему рисунка самого поэта, изображающего старца в келье.

Журнал готовили к печати друзья Пушкина, которые учли при публикации пожелание императора Николая I: «Государь желает, чтобы эта молитва была там факсимилирована как есть и с рисунком. Это хорошо будет в 1-й книге «Современника».

Обложка журнала «Современник»

«Отцы пустынники и жены непорочны…» — одно из стихотворений «каменноостровского цикла» Пушкина, которое сам поэт пометил римской цифрой II. Остальные стихотворения этого цикла: «Подражание италиянскому» (III), «Мирская власть» (IV) и «Из Пиндемонти» (VI) (Стихотворения I и V неизвестны).

Сюжеты стихотворений основаны на заключительных главах Евангелий, повествующих о предательстве Иуды Искариота, жертвенной смерти Христа и Его крестных муках.

Известный литературовед Вадим Старк высказывает версию о том, что стихотворения цикла написаны «в соответствии с последовательностью событий Страстной недели и их ежегодного поминовения: среда — молитва Ефрема Сирина (в этот день она читается последний раз за Великий пост — ред.

), четверг — возмездие Иуде за предательство, свершенное в ночь со среды на четверг, пятница — день смерти Христа, когда в церкви установленный накануне крест сменяет плащаница».

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» делится на две части. Само переложение молитвы составляет вторую часть. Первая — это своеобразное — вступление, в котором автор выражает свое отношение к молитвенному тексту и одновременно подготавливает своего читателя к восприятию молитвенного стиха.

В первой части автор рассуждает не только о той молитве, которую считает исключительной, но и о достоинствах других молитв. По словам князя Петра Вяземского, Пушкин «в последние годы жизни своей был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их».

Здесь же объясняется причина обращения к тексту конкретной молитвы, которая «умиляет» и «падшего крепит неведомою силой».

Вторая часть стихотворения — это поэтическое переложение конкретной молитвы. Герой стихотворения просит оградить его душу от праздности, любоначалия и празднословия. Пушкин пересказывает молитвенные строки в соответствии со своими переживаниями, практически не отступая от канонического текста Ефрема Сирина.

Религиозные мотивы

Ефрем Сирин и отцы-пустынники

Стихотворение Александра Пушкина построено на великопостной покаянной молитве преподобного Ефрема Сирина (306—373), христианского богослова и поэта IV века, толкователя Священного Писания, знаменитого учитель покаяния. Приведем целиком текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми,
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.

Молитва преп. Ефрема Сирина

Эта молитва читается во все дни Великого поста, начиная с подготовительной недели Масленицы и до среды Страстной недели (за исключением субботы и воскресенья).

Так как речь идет о молитве преподобного Ефрема, справедливо будет заключить, что «отцами пустынниками» поэт именует отшельников, живших в эпоху расцвета монашества (IV-VI вв.), которые были современниками знаменитого сирийского монаха.

Интересно, что первоначально в тексте Пушкина вместо слов «отцы пустынники» стояло сочетание «святые мудрецы». Так поэт конкретизировал свой выбор: из многих «мудрецов» он останавливает внимание на пустынниках, отшельниках, к числу которых принадлежал и преподобный Ефрем.

Все комментаторы пушкинского стихотворения утверждают, что подобное исправление и вся работа над первой частью стихотворения одновременно свидетельствуют о стремлении Пушкина выразить особенное отношение к молитве Ефрема Сирина и о желании передать свое душевное состояние готовности к покаянию.

Черновик стихотворения и рисунок Пушкина

Сохранился пушкинский рисунок к своему стихотворению, где монах-отшельник изображен за зарешеченным окном. По мнению исследователей, композиция рисунка отсылает к биографии самого Ефрема Сирина — создателя молитвы.

Однажды его обвинили в краже и посадили в темницу. Здесь он услышал голос, который призывал его к покаянию и исправлению своих жизненных ошибок.

Читайте также:  Мотивы бессмертия души в творчестве и. бунина

Когда Ефрема оправдали и освободили, он удалился в пустыню, где вел  подвижническую жизнь.

Кто такие «жены непорочны» в стихотворении Пушкина?

С этим образом чистоты духа тесно связана дата написания стихотворения (22 июля). Это день ежегодной памяти жены-мироносицы Марии Магдалины.

С этим христианским праздником вполне могло быть связано употребление в поэтическом тексте «жен непорочных».

Также 22 июля в доме Пушкиных было домашним праздником: это были именины Марии Алексеевны Ганнибал — покойной бабушки писателя, а с 1832 года стали отмечать именины старшей дочери поэта — Марии.

Что такое «области заочны» и как туда попасть?

Во второй строке стихотворения («Чтоб сердцем возлетать во области заочны») автор акцентирует внимание на роли сердца в молитвенной жизни. Именно оно, непорочное и чистое, может «возлетать» к Господу в «области заочны» — невидимые для простого взора.

В заповедях блаженства сказано, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф 5:8). Чистая, сердечная молитва — это вершина духовной жизни.

Комментируя текст Пушкина, литературовед Валерий Лепахин отмечал: «Первая цель молитвы — укреплять сердце в борьбе против «дольних», то есть земных, искушений («Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв»)».

Как выглядит «змея любоначалия»

В строках стихотворения Пушкина возникает образ «любоначалия, змеи сокрытой сей», который отсутствует в оригинальной молитве. Грех любоначалия — это желание властвовать над людьми. Стремление к людей к власти Пушкин всегда считал пагубным: «Чины сделались страстию русского народа», — писал поэт,.  

В заключительных строках поэт говорит о добродетелях — духе смирения, терпения, любви и целомудрия, которые просит Господа оживить в его сердце. Именно эти добродетели молящиеся просят даровать им, читая молитву Ефрема Сирина во время Великого поста.

Непонятные слова

Непорочный — 1) девственный; 2) нравственно чистый, безгрешный

Возлетать (устар.) = взлетать

Заочный — незримый, невидимый

Дольний — земной

Любоначалие (устар.) — любовь к власти, стремление к ней; властолюбие

Сей (устар.) — этот

Празднословие (книжн.) — пустые, праздные слова, разговоры

Прегрешение (устар.) — проступок, грех

Источник: https://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-ottsyi-pustyinniki.html

«Отцы пустынники и жены непорочны…» А. Пушкин

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…», созданное в конце июля 1836 года, относится к позднему творчеству Пушкина. Оно включено в «Каменноостровский цикл» под римской цифрой II.

Из всех произведений, вошедших в эту серию, Александр Сергеевич пронумеровал только четыре. «Подражание италиянскому» (III) рассказывает о предательстве, совершенном Иудой. В «Мирской власти» (IV) речь идет о распятии Христа.

В произведении «Из Пиндемонти» (VI) повествуется о надмирной свободе художника. В основу стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны…» положена молитва, автором которой считается Ефрем Сирин, христианский богослов и поэт, живший в четвертом столетии.

Ключевая пропагандируемая им идея – идея покаяния. Молитва, которую использовал Пушкин, — покаянная. Христиане читают ее в дни Великого поста.

Есть интересное мнение, что Александр Сергеевич мог ассоциировать себя с Ефремом Сириным. В 1828 году Пушкин сочинил стихотворение «Воспоминание». В нем читатель видит если не покаяние лирического героя, то отражение нравственных мучений человека, угнетенного совершенными в прошлом грехами.

Что объединяет великого русского поэта и христианского богослова четвертого века? Как минимум, бурная молодость. Ефрем Сирин признавался, что в юные годы был злоезычен, завистлив, спорил с соседями, жестоко поступал с друзьями и так далее. Раскаялся он после особенного вразумления Божия.

Тем не менее, на протяжении долгого времени Ефрем Сирин оплакивал свои грехи, как и герой «Воспоминания».

Главная мысль, транслируемая через произведение «Отцы пустынники и жены непорочны…», — христианский стихотворец-пророк не стремится к власти над материальным миром. Он избегает так называемого греха любоначалия, подразумевающего желание повелевать.

Молитва Ефрема Сирина призвана помочь лирическому герою стихотворения обрести духовную крепость и духовное зрение. Мотив зрячести для лирики Александра Сергеевича необыкновенно важен, хотя встречается он не так уж часто. В частности, тема эта использована в знаменитом «Пророке».

В нем шестикрылый серафим легкими перстами коснулся глаз лирического героя, после чего произошло следующее: Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Скорей всего, символически прозрение означает отказ от грехов молодости, первый шаг на пути к свободе, какой ее понимает православное христианство. «Отцы пустынники и жены непорочны…» — гимн покаянию, которое несет за собой радость, духовное перерождение, позволяет по-другому взглянуть на прошлые ошибки.

Источник: http://pishi-stihi.ru/otcy-pustynniki-i-zheny-neporochny-pushkin.html

Духовные стихи

Духовные стихи это песенный жанр русского фольклора, исполнявшийся чаще всего бродячими слепыми певцами; стихотворения-песни на религиозные темы и сюжеты, большинство из которых заимствовано из Библии и житий святых.

Большинство духовных стихов сложено тем же тоническим стихом, что и былины, и их язык похож на былинный. Известны также духовные стихи, сложенные рифмованным равносложным (силлабическим) стихом, который господствовал в русской книжной поэзии второй половины 17 — начала 18 века.

По всей видимости, силлабические духовные стихи имеют книжное происхождение и, возможно, созданы позднее, чем тонические. Существуют также духовные стихи, написанные рифмованным силлабо-тоническим стихом. Они явно позднего происхождения и испытали на себе влияние русской поэзии 18-19 веков.

Иногда в поздних духовных стихах встречаются цитаты из стихотворений русских поэтов (напр., А.С.Пушкина). Старинные духовные стихи назывались «псальма» или «псалма» по названию текстов религиозной лирики — псалмов, входивших в состав библейской книги Псалтирь.

Более поздние силлабические и силлабо-тонические духовные стихи именовались «кант» или «канта» (от латинского «cantus» — «песня»). Для старинных духовных стихов характерна архаическая лексика, в некоторых текстах очень велика доля церковнославянских слов.

В поздних духовных стихах встречаются слова, характерные для русского языка Нового времени, например, слово «газета» в церковно-славянском духовном стихе «Газета ада», написанном монахом-старообрядцем в середине 19 века. Этот стих в русской переработке «Пришла газета с того света» дожил до нашего времени.

Как духовный стих старообрядцами пелись переложения псалмов М.В.Ломоносова (14го и 26го). Большинство духовных стихов известно в записях фольклористов середины 19 и 20 веков, сохранились они и в старообрядческих рукописных книгах и печатных изданиях. Наиболее распространено мнение, что формирование этого жанра относится к 15-17 векам.

Тематически среди духовных стихов выделяются стихи на ветхо и новозаветные сюжеты; стихи о Богородице; стихи о святых и о событиях христианской истории; стихи духовно-наставительные («о плачевной жизни человека», о покаянии), стихи эсхатологического содержания, рассказывающие о «после днем времени»); стихи, посвященные смерти и погребению человека. По своей структуре духовные стихи также могут быть разделены на несколько видов. Некоторые из них несюжетны и представляют собой своеобразные назидания (духовные стихи о святой Параскеве Пятнице, наставляющей пустынника) или моления и исповеди. Но большинство имеют эпический характер. Особое место занимают стихи о «Голубиной книге», повествующие о сокровенной сущности, истине мира, заключенной в таинственной Голубиной книге. Название «Голубиная книга» (13 века) истолковывается исследователями либо как искаженное «глубинная» («тайная», «сокровенная»), либо как неверно понятое древнееврейское название первых пяти книг Библии — «sefer tora» («Книга Закона») как «sefer tor» («Книга Голубя»). Последовательное развернутое описание совершаемых действий в форме несовершенного времени, сходное построение соседних стихов (синтаксический параллелизм), использование постоянных эпитетов («погреба глубокие»), постановка эпитета после определяемого слова — все эти черты сближают старинные сюжетные духовных стихов с былинами. Духовные стихи используют устойчивые словосочетания, характерные для былин («добр конь», «чисты поля», «темны леса, дремучие») и присущие былинному стилю повторы таких словосочетаний, а также повторы предлога перед каждым из слов в выражении.

Установка духовного стиха заключается в том, чтобы вызвать умиление страданиями Христа и Богоматери, мучениями, которым подвергают святых языческие цари, требующие отречься от Христа. Другое чувство, которое должны рождать духовные стихи, — страх Божий, страх возмездия за грехи. Построены они на противопоставлении небесного мира земному.

Особое значение обретают эсхатологические мотивы: конец света и Страшный суд. Христос в духовных стихах предстает прежде всего в образе строгого судии грешников, Богородица — заступницей за людей. Основной элемент в структуре духовного стиха — диалог: Христа и Богородицы, Христа и грешников.

Образ мира и мотивы восходят к апокрифам — сочинениям, представляющим отличающуюся от библейской версию священных событий; церковь эти сочинения не признавала истинными. В «Стихе о Голубиной книге» повествуется о сотворении мира из тела Иисуса Христа, который, вопреки христианскому вероучению, отождествляется со Святым Духом.

Духовные стихи продолжают исполняться и ныне, но их репертуар существенно сократился: старинные духовные стихи былинного характера сохранились только в старообрядческой среде, преобладают силлабо-тонические стихи. Современные духовные стихи связаны с похоронным обрядом: в них говорится о смерти, о расставании души с телом.

Исполняются они обычно после похоронена поминках. Сюжетные духовные стихи почти не поются. Исполнители сейчас — не странники и нищие, а члены христианской общины, обычно церковные певчие.

Образы и мотивы духовных стихов встречаются в произведениях русских писателей 19-20 века: в стихотворении H.А.Некрасова «Влас» (1854) и в легенде «О двух великих грешниках» (1876) из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в повести Н.С.

Лескова «Запечатленный ангел» (1873) и в романе П.И.

Мельникова-Печерского «В лесах» (1871-74), в стихотворениях (цикл «Избяные песни», 1914-16; стихотворения «Белая Индия»; 1916, «Баюкало тебя райское древо…», 1931-32) и поэмах («Мать-Суббота», 1922, «Плач о Сергее Есенине»; 1926, «Погорельщина», 1928) Н.А.Клюева, в стихах М.А.Кузмина.

  • ТЕГИ
  • ДУХОВНЫЕ СТИХИ
  • жанр
  • фольклор

Источник: https://www.litdic.ru/duxovnye-stixi/

Ссылка на основную публикацию