Басни крылова: читать все басни для детей ивана андреевича крылова – список стихов

Книга Лучшие басни для детей читать онлайн бесплатно, автор Иван Андреевич Крылов на Fictionbook

Скачать полностью

Составление, предисловие, примечания и пояснения

В.П. Аникина

Художники

С. Бордюг и Н. Трепенок

Русский гений

Свои первые басни двадцатилетний Иван Андреевич Крылов, еще мало кому известный писатель, опубликовал в 1788 году, без подписи, в петербургском журнале «Утренние часы».

А первую книгу басен выпустил спустя годы — лишь в 1809 году. Не без успеха поработав в разных видах творчества, Крылов понял, что жанр басни больше всего удается ему. Басня стала почти исключительным родом его творчества.

И скоро к писателю пришла слава первоклассного автора.

Художественный дар Крылова-баснописца в полной мере раскрылся, когда он соединил свои обширные познания в области древних и новых европейских литератур с осознанием, что облюбованный им вид творчества по природе принадлежит к роду творчества, в котором выражена народная мораль.

Эта мораль, к примеру, явлена в русских сказках о животных, в пословицах, в поучениях, — вообще, в крестьянском баснословии. На Руси затейливый рассказ издавна называли басней. «Басни-сказки» неотделимы от живого ведения рассказа-выдумки, сдобренного шуткой, поучением.

Этого-то долго не понимали многие предшественники Крылова, которые терпели неудачу, так как не осознали, что басня неотделима от разговорного языка.

Так, известный в XVIII столетии трудолюбивый филолог, член Петербургской академии — наук В.К. Тредьяковский (1703–1768) задолго до Крылова издал пересказ нескольких «эзоповских басенок». Среди них была и басня «Волк и журавль». Сюжет её тот же, что и у Крылова, но в изложении басни почти всё чуждо разговорной речи.

Тредьяковский угадывал, что басенную историю надо излагать по-народному, и не случайно внес в свой перевод некоторые разговорные слова и выражения (хотя и не без искажения): «не был в силе ни завыть», «стал весь в пень», но перевод остался тяжелым, книжным.

Сравним с переводом Тредьяковского басню Крылова:

Весь строй изложения легкий, изящный, понятный любому русскому человеку! Это наша живая речь. Крылов следовал интонации устного рассказа, в басенном рассказе нет и тени какой бы то ни было искусственности.

Известный ученый-филолог XX века Виктор Владимирович Виноградов специально изучал язык и стиль басен Крылова и отметил в них десятки народных пословиц.

Ученый привел длинный перечень пословиц и поговорок, которые использовал баснописец, назвал их «семантическими скрепами», то есть связями, которые сообщают изложению басенной истории смысловое единство.

Вот некоторые из них: «В семье не без урода» («Слон на воеводстве»), «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»), «Бедность не порок» («Откупщик и сапожник»), «Из огня да в полымя» («Госпожа и две служанки»), «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» («Лев и мышь») и десятки других.

Баснописец опирался на привычные в нашем языке обозначения и сравнения животных и птиц с людьми: ворона — вещунья, но падка на лесть, осел упрям, лисица хитрая, медведь сильный, но глупый, заяц труслив, змея опасна и др. И действуют как люди. Пословицы и поговорки, присловья и слова-иносказания, включенные в басни, получили у Крылова развитие и смысловые уточнения.

Первенство Крылова среди баснописцев сохраняется и ныне. И в наше время его басни пленяют читателей. Он поставлен в один ряд с величайшими художниками всех времен и народов. Никого не удивляет, что его равняют с древнегреческим Эзопом, с другими всемирно известными баснописцами. Но более всего его ценят в России как художника, который выразил здравый смысл и ум нашего народа.

В.П. Аникин

Ворона и Лисица

Дуб и Трость

Музыканты

Ворона и Курица

Ларчик

Лягушка и Вол

Волк и Ягнёнок

Обезьяны

Синица

Осёл

Мартышка и очки

Безбожники

Орёл и куры

Бочка

Источник: https://fictionbook.ru/author/ivan_kryilov/luchshie_basni_dlya_deteyi/read_online.html

Басни Ивана Андреевича Крылова. Список произведений

Все басни русского баснописца Ивана Андреевича Крылова с иллюстрациями. Полный список произведений.  

Алкид

Апеллес и Осленок
Безбожник
Бедный Богач
Бумажный Змей
Бочка
Богач и поэт
Бритва
Булыжник и Алмаз
Булат
Вельможа и Философ
Воспитание Льва
Ворона
Вороненок
Ворона и лисица
Волк и ягнёнок
Волк на псарне
Волк и Кукушка
Волк и Лисица
Волк и Журавль
Волк и Волчонок
Ворона и Курица
Волк и Пастухи
Волк и Мышонок
Водолазы
Два Мужика
Гребень
Госпожа и две Служанки
Голик
Гуси
Демьянова уха
Дерево
Две собаки
Две Бочки
Два Голубя
Дикие Козы
Добрая Лисица
Дуб и Трость
Заяц на ловле
Зеркало и обезьяна
Змея и Овца
Камень и Червяк
Кот и повар
Квартет
Кошка и соловей
Колос
Комар и Пастух
Котенок и Скворец
Котел и Горшок
Клеветник и Змея
Крестьянин в беде
Крестьянин и Работник
Крестьянин и Овца
Крестьянин и Змея (Змея к Крестьянину пришла проситься в дом…)
Крестьянин и Змея (К Крестьянину вползла Змея…)
Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…)
Крестьянин и Лисица (Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…)
Крестьяне и Река
Крестьянин и Смерть
Крестьянин и Топор
Крестьянин и лошадь
Кукушка и Орел
Кукушка и Горлинка
Купец
Лань и Дервиш
Ларчик
Лев и комар
Лев на ловле
Лев и Волк
Лев и Барс
Лев и Лисица
Лев состаревшийся
Лев, Серна и Лиса
Лебедь, Щука и Рак
Лжец
Лисица и виноград
Лисица и Сурок
Лисица и Осел
Лиса-строитель
Листы и Корни
Лягушка и Вол
Лягушки, просящие Царя
Лягушка и волк
Лягушка и Юпитер
Любопытный
Мартышка и очки
Мальчик и Змея
Мальчик и Червяк
Мешок
Механик
Мельник
Медведь у Пчел
Медведь в сетях
Мирская сходка
Мор зверей
Мот и Ласточка
Муравей
Музыканты
Муха и Дорожные
Муха и Пчела
Мышь и Крыса
Напраслина
Обоз
Обезьяна
Овцы и Собаки
Огородник и Философ
Осёл и соловей
Осёл и Мужик
Орел и пчела
Орел и Куры
Орел и Паук
Охотник
Орел и Крот
Оракул
Обезьяны
Откупщик и Сапожник
Осел (Когда вселенную Юпитер населял…)
Парнас
Паук и Пчела
Пастух и Море
Петух и Жемчужное зерно
Пестрые Овцы
Пловец и Море
Плотичка
Прохожие и Собаки
Пруд и Река
Пожар и Алмаз
Подагра и Паук
Похороны
Прихожанин
Пчела и Мухи
Пустынник и Медведь
Раздел
Разборчивая Невеста
Роща и Огонь
Ручей
Рыцарь
Рыбья пляска
Слон на воеводстве
Синица
Скворец
Скупой
Скупой и Курица
Собачья дружба
Совет Мышей
Стрекоза и муравей
Слон и Моська
Слон в случае
Свинья под дубом
Свинья
Собака, Человек, Кошка и Сокол
Собака
Соловьи
Сочинитель и разбойник
Сокол и Червяк
Старик и трое Молодых
Троеженец
Тришкин кафтан
Трудолюбивый Медведь
Тень и Человек
Туча
Фортуна и Нищий
Фортуна в гостях
Хмель
Хозяин и Мыши
Цветы
Червонец
Чиж и еж
Чиж и Голубь
Щука
Щука и кот
Ягненок  

Читать все басни Крылова.Список произведений.
Перейти в раздел «Стихи и басни»

 

Для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился только тогда, когда ему минуло сорок лет. В это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне,

В 1808 году вышло первое издание его “Басен”, Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. В это время он был милостиво принят при царском дворе.

Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа. Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны.

Басен на заимствованные сюжеты только 30, остальные принадлежат собственно ему и по вымыслу, и по рассказу.

И. А. Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил сам Державин. Иностранцы, так же как и русские, почитали талант Крылова. Басни его, особенно те, в которых больше национальной прелести, были переведены на разные европейские языки. Особенно знаменательны были почести, оказанные баснописцу в 1831 году. Император Николай в числе своих подарков на Новый год прислал сыну (впоследствии императору Александру I) бюст Крылова. . . Наверное, высшая награда для человека пишущего — полное принятие его произведений народом, когда его «литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами. Басня — это небольшой аллегорический рассказ, чаще стихотворный, имеющий целью нравоучение.

Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова-баснописца, конечно, состоит не в подражании этой традиции.

Как классицист, Крылов считал, что искоренять пороки человечества следует смехом, поэтому в баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова»имеют не только бытовой характер, у него есть басни на исторические темы (“Волк на псарне”, “Щука и кот”) и социальные басни (“Воспитание Льва”).

Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ‘ и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников. Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента:   Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет,.. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.   Действительно, что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если во главе его поставлены столь разные животные.

Эту же тему продолжает Крылов в басне “Лебедь, Рак и Щука”. По объему — это совсем небольшое произведение, но это не умаляет его достоинств. Мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, высказанные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта:

  Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из колеи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка. Да Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.  

Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни.

Для обрисовки русского национального характера Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных разговорную речь разных сословий того времени.

В крыловских баснях слышится яркая живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала одним из необходимейших источников русского литературного языка.

Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим тон рассказчика с присущими ему одному формами и оборотами речи. Постараемся его себе представить. “Лебедь, Рак да Щука”, взявшись за дело, “из кожи лезут вон”. “Механик пуще рвется”, чтобы открыть ларец.

Лягушка, захотевшая сравняться с Волом, вначале стала “топорщиться, пыхтеть”, а затем “с натуги лопнула и — околела”. Бедняк, увидев Смерть, “оторопел”. Моська появляется “отколе ни возьмись”. “Свинья на барский двор когда-то затесалась”. Другая свинья, выспавшись под дубом, “продирает глаза”.

Встречаются в баснях такие обороты: “зима катит в глаза”, “с ним была плутовка такова”. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них как о знакомых, дает им прозвища: попрыгунья Стрекоза, проказница Мартышка, Повар-грамотей, Механик-мудрец.

Лягушку, захотевшую сравняться с Волом, он называет “моя затейница”, музыкантов, горланящих вздор,— “молодцами”. Иногда в самих обращениях выражено отношение рассказчика: “мой бедный соловей”, “бедный Фока мой”, “мой хитрец” (“Волк на псарне”). Но такое приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: “Избави Бог и нас от этаких судей”.

  Юно про свои дела кричит всем без умолку. В том, верно, мало толку…   Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка:   Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там.   Это как раз и есть то “веселое лукавство ума”, о котором писал Пушкин.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое любовь?»

Крылов широко использует в своих баснях пословицы и поговорки: “Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова” (“Музыканты”).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. И наоборот, многие выражения стали восприниматься как пословицы: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”. “Слона-то я и не приметил”.

Некоторые выражения стали популярными в частично измененном виде: “Кукушка хвалит Петуха за то. что хвалит он Кукушку”.

Это позволяет сказать, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, внеся вклад в формирование русского литературного языка.

Басни И. А.

Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.

Знаменитый баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода, всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки животным, и делал это с блеском. ———————————————

Басни Ивана Крылова.
Читаем бесплатно онлайн

 

Читать все басни Крылова.Список произведений.
Перейти в раздел «Стихи и басни»

Источник: https://skazkibasni.com/basni-krylova

Самые короткие басни Крылова

Лиса, не видя сроду Льва,С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,Но уж не так ей страшен показался.А третий раз потомЛиса и в разговор пустилася со Львом.Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:Бедняжка в ней и рвался и метался,А Голубь молодой над ним же издевался.«Не стыдно ль, – говорит, – средь бела дняПопался!Не провели бы так меня:За это я ручаюсь смело».Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.И дело!

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Волк и Пастухи

Волк, близко обходя пастуший дворИ видя, сквозь забор,Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,Спокойно Пастухи барашка потрошат,А псы смирнёхонько лежат,Сам молвил про себя, прочь уходя в досаде:«Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья,

Когда бы это сделал я!»

Водопад и Ручей

Кипящий Водопад, свергался со скал,Целебному ключу с надменностью сказал(Который под горой едва лишь был приметен,Но силой славился лечебною своей):«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,А у тебя всегда премножество гостей?Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –

Смиренно прожурчал Ручей.

Мальчик и Змея

Мальчишка, думая поймать угря,Схватил Змею и, воззрившись, от страхаСтал бледен, как его рубаха.Змея, на Мальчика спокойно посмотря:«Послушай, – говорит, – коль ты умней не будешь,То дерзость не всегда легко тебе пройдёт.На сей раз бог простит; но берегись вперёд

И знай, с кем шутишь!»

Овцы и Собаки

В каком-то стаде у Овец,Чтоб Волки не могли их более тревожить,Положено число Собак умножить.Что ж? Развелось их столько, наконец,Что Овцы от Волков, то правда, уцелели,Но и Собакам надо ж есть.Сперва с Овечек сняли шерсть,А там, по жеребью, с них шкурки полетели,А там осталося всего Овец пять-шесть,

И тех Собаки съели.

Петух и жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая! Не глупо ль, что его высоко так ценят? А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно.*** Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

Туча

Над изнурённою от зноя стороноюБольшая Туча пронеслась;Ни каплею её не освежа одною,Она большим дождём над морем пролиласьИ щедростью своей хвалилась пред Горою,«Чтo? сделала добраТы щедростью такою? –Сказала ей Гора. –И как смотреть на то не больно!Когда бы на поля свой дождь ты пролила,Ты б область целую от голоду спасла:

А в море без тебя, мой друг, воды довольно».

Крестьянин и Лисица (Книга восьмая)

Лиса Крестьянину однажды говорила:«Скажи, кум милый мой,Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила,Что, вижу я, она всегда с тобой?В довольстве держишь ты её и в холе;В дорогу ль – с нею ты, и часто с нею в поле;А ведь из всех зверейЕдва ль она не всех глупей». –«Эх, кумушка, не в разуме тут сила! –Крестьянин отвечал. – Всё это суета.Цель у меня совсем не та:Мне нужно, чтоб она меня возила,

Да чтобы слушалась кнута».

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда — висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Сокол и Червяк

В вершине дерева, за ветку уцепясь,Червяк на ней качался.

Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,Так с высоты шутил и издевался:«Каких ты, бедненький, трудов не перенёс!Что ж прибыли, что ты высоко так заполз?Какая у тебя и воля и свобода?И с веткой гнёшься ты, куда велит погода».

 –«Тебе шутить легко, –Червяк ответствует, – летая высоко,Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;Но мне судьба дала достоинства не те:Я здесь, на высоте,

Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

Собака и Лошадь

У одного крестьянина служа,Собака с Лошадью считаться как-то стали.«Вот, – говорит Барбос, – большая госпожа!По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.

Велика вещь возить или пахать!Об удальстве твоём другого не слыхать:И можно ли тебе равняться в чём со мною?Ни днём, ни ночью я не ведаю покою:Днём стадо под моим надзором на лугу,А ночью дом я стерегу».

«Конечно, – Лошадь отвечала, –Твоя правдива речь;Однако же, когда б я не пахала,

То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Мышь и Крыса

«Соседка, слышала ль ты добрую молву? –Вбежавши, Крысе Мышь сказала, –Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?Вот отдохнуть и нам пора настала!»«Не радуйся, мой свет, –Ей Крыса говорит в ответ, –И не надейся по-пустому!Коль до когтей у них дойдет,То, верно, льву не быть живому:Сильнее кошки зверя нет!»Я сколько раз видал, приметьте это сами:Когда боится трус кого,То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами.

Крестьянин и Разбойник

Крестьянин, заводясь домком,Купил на ярмарке подойник да коровуИ с ними сквозь дубровуТихонько брёл домой просёлочным путём,Как вдруг Разбойнику попался.Разбойник Мужика как липку ободрал.

«Помилуй, – всплачется Крестьянин, – я пропал,Меня совсем ты доконал!Год целый я купить коровушку сбирался:Насилу этого дождался дня».«Добро, не плачься на меня, –Сказал, разжалобясь, Разбойник.

И подлинно, ведь мне коровы не доить;Уж так и быть,

Возьми себе назад подойник».

Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола, Затеяла сама в дородстве с ним сравняться: Она завистлива была. И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться. «Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» — «Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Ну, каково? Пополнилась ли я?» — «Почти что ничего».— «Ну, как теперь?» — «Все то ж». Пыхтела да пыхтела И кончила моя затейница на том, Что, не сравнявшися с Волом, С натуги лопнула и — околела.

*** Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин?

Источник: https://vsebasni.ru/krylov/korotkie-basni-krylova.html

Басни Крылова

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками.

Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей.

Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения.

После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива.

Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические.

Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости.

Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром.

Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Источник: https://deti-online.com/basni/basni-krylova/

Басни Крылова Ивана Андреевича

Алкид, Алкмены сын,

Столь славный мужеством и силою чудесной,

Однажды проходя меж скал и меж стремнин

Опасною стезей и тесной,

Увидел на пути свернувшись, будто ёж

Лежит, чуть видное, не знает, что такое.

Он раздавить его хотел пятой. И что ж?

Оно раздулося и стало боле вдвое.

От гневу вспыхнув, тут Алкид

Тяжелой палицей своей его разит.

Читать дальше

Кто самолюбием чрез меру поражен,

Тот мил себе и в том, чем он другим смешон;

Читайте также:  Создает человека природа, но развивает его общество

И часто тем ему случается хвалиться,

Чего бы должен он стыдиться.

С Осленком встретясь, Апеллес

Зовет к себе Осленка в гости;

В Осленке заиграли кости!

Осленок хвастовством весь душит лес

Читать дальше

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

Да и на что? Умрем, ведь все оставим.

Мы только лишь себя и мучим и бесславим.

Читать дальше

Был в древности народ, к стыду земных племен,

Который до того в сердцах ожесточился,

Что противу богов вооружился.

Мятежные толпы, за тысячью знамен,

Кто с луком, кто с пращой, шумя, несутся в поле.

Зачинщики, из удалых голов,

Чтобы поджечь в народе буйства боле,

Кричат, что суд небес и строг и бестолков;

Что боги или спят, иль правят безрассудно;

Что проучить пора их без чинов;

Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно

Читать дальше

В деревне, в праздник, под окном

Помещичьих хором,

Народ толпился.

На Белку в колесе зевал он и дивился.

Читать дальше

У Льва служила Белка.

Не знаю, как и чем; но дело только в том,

Что служба Белкина угодна перед Львом;

А угодить на Льва, конечно, не безделка.

За то обещан ей орехов целый воз.

Обещан – между тем все время улетает;

А Белочка моя нередко голодает

И скалит перед Львом зубки свои сквозь слез.

Посмотрит: по лесу то там, то сям мелькают

Ее подружки в вышине:

Она лишь глазками моргает, а оне

Орешки знай себе щелкают да щелкают.

Читать дальше

С великим Богачом Поэт затеял суд,

И Зевса умолял он за себя вступиться.

Обоим велено на суд явиться.

Пришли: один и тощ и худ,

Едва одет, едва обут;

Другой весь в золоте и спесью весь раздут.

Читать дальше

Приятель своего приятеля просил,

Чтоб Бочкою его дни на три он ссудил.

Услуга в дружбе – вещь святая!

Вот, если б дело шло о деньгах, речь иная:

Тут дружба в сторону, и можно б отказать, –

А Бочки для чего не дать?

Как возвратилася она, тогда опять

Возить в ней стали воду.

Читать дальше

С знакомцем съехавшись однажды я в дороге,

С ним вместе на одном ночлеге ночевал.

Поутру, чуть лишь я глаза продрал,

И что же узнаю? – Приятель мой в тревоге:

Вчера заснули мы меж шуток, без забот;

Читать дальше

Булатной сабли острый клинок

Заброшен был в железный хлам;

С ним вместе вынесен на рынок

И мужику задаром продан там.

Читать дальше

Произведения разбиты на страницы

Крылов Иван Андреевич – невероятно популярный в России писатель. Из большинства детских сказок и стихов – басни Крылова всегда самые лучшие, ведь они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками.

Часто люди могут сказать, что Крылов писал свои стихи совсем не для детей, но неужели смысл его басен совсем не понятен детям? Ясно и грамотно прописана мораль, именно поэтому басни Крылова читать с огромной пользой сможет абсолютно любой ребенок.

Читать Басни Крылова мы обожаем с самого детства. В нашей памяти хранятся различные крыловские образы, которые зачастую возникают в нашей памяти в абсолютно разных жизненных перипитиях, и, обращаемся к ним, не перестаем удивляться таланту Крылова.

Басни занимают основополагающее место в творчестве Ивана Крылова.

Применительно к басням вся разноплановая литература Крылова как сатирика, поэта и драматурга явилась всего лишь подготовкой для появления его гения – величайшего баснописца.

В частности этим объясняется и то, что сам Крылов, относившийся несколько безучастно к своему раннему творчеству и ни разу за свою жизнь не объединивший их в специальном издании, с особенной тщательностью относился к работе над своими баснями и к их выпуску в свет.

Что же такое басня? Согласно толковому словарю это “краткий, в основном стихотворный, нравоучительный текст”, то есть сказка содержащая в себе учение, имеющее непосредственное отношение к внутренним душевным качествам личности, основанным на таких моральных идеалах как добро, отзывчивость, долга, справедливость и другие. Героями в баснях могут быть, что или кто угодно: люди, животные, предметы или растения, которые наделяются различными человеческими качествами. На нашем интернет сайте вы можете читать басни Крылова Ивана Андреевича онлайн список абсолютно бесплатно.

басни Крылова читать

Источник: http://VseSkazki.su/avtorskie-skazki/basni-krilova-ivana.html

Басни Крылова читать

Иван Андреевич Крылов прославился необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующих определенные человеческие качества и манеры поведения, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль сей басни такова» – стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку,их учат в школе, читают на досуге, читаю взрослые и дети. Произведения этого автора подходят на любую категорию читателей.

Сам смыл басен это показать и научить чему-то путем не скучных нравоучений, а интересных сказок.Главные герои Крылова это обычно животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрыми, честными, дружелюбными.

На примере разговоров животных открывается суть человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем к примеру самые популярные басни. “Ворона и лисица” показывает самовлюбленность птицы, то как она показывает и ведет себя, и то,как лисица ей льстит.

Это заставляет нас вспомнить ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, что получить желанное, конечно идти к своей цели это похвально, но если это не вредит окружающим. Так и лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусок сыра.

Эта басня учит быть внимательным к тому, что тебе говорят, и к тому, кто тебе это говорит, не доверять и не отрываться малознакомым.

Басня «Квартет», показывает нам Осла, Козла, Медведя и Мартышку затеявших создать квартет, все они не владеют ни умениями, ни слухом.

Все по разному воспринимали эту басню, некоторые думали, что в ней высмеиваются заседания литературных обществ, другие же видели в этом пример государственных советов.

Но в итоге можно сказать, что это произведение учит элементарному понимаю того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под Дубом» В ней автор открывает читателю такие качества как невежество,лень,эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни это поесть и поспать, а ведь ее даже не волнует откуда берутся желуди.

Главным плюсом басен Крылова можно выделить то, что их восприятие человеком очень легкое, строчки написаны простым языком,поэтому они легко запоминаются. Басни нравятся многим людям и являются актуальными до сих пор, потому что носят поучительный характер, учат честности, труду и помощи слабым.

Прелесть басен Крылова

Иван Андреевич Крылов является самым известным баснописцем во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями еще в раннем детстве. На баснях Крылова выросли и воспитались не мало поколений.

Немного из биографии Крылова

Семья Крыловых проживала в Твери. Отец – не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям.

И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу.
После армии активно начал свою литературную деятельность.

Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Про басни Крылова

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира.

Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые.

Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova

Басни И.А. Крылова. Читать и слушать онлайн

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — известный русский поэт и баснописец, академик Петербургской Академии Наук. Издатель сатирических журналов «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Известен как автор более 230 басен.

При воспитании ребенка очень важны моральные принципы, которые закладываются в самом раннем возрасте. Чтобы правильно объяснить малышу поступки окружающих людей ему необходимо показать схожие примеры поведения.

Идеальным вариантом для знакомства с общественными реалиями станут басни Крылова. Читать произведения Ивана Андреевича лучше всего вместе с детьми.

Тогда у юных слушателей не возникнет проблем с пониманием сложившихся ситуаций.

Читать и слушать басни Крылова онлайн

Благодаря стихотворной форме поучительные истории легко воспринимаются ребенком. Образность представленных персонажей передает качества, присущие не только человеку.

Воплощая через лису хитрость, через волка коварство, а через обезьяну глупость, русский поэт вызывал у юных читателей ассоциативный ряд с поведением этих животных. Баснописец демонстрировал пороки общества, выражая их с помощью остроумного языка сатиры.

Начав слушать произведения Крылова, дети быстро научаться угадывать истинные намерения окружающих по их поступкам.

Басня Волк и Кукушка

Басня Волк и Кукушка слушать online: Басня Крылова Волк и Кукушка в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Кукушка читать: «Прощай, соседка! – Волк Кукушке говорил, – Напрасно я себя покоем здесь манил! Всё те ж…

Басня Волк и Мышонок

Басня Волк и Мышонок слушать online: Басня Крылова Волк и Мышонок в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Мышонок читать: Из стада серый Волк В лес овцу затащил, в укромный уголок, Уж разумеется, не в гости:…

Басня Мышь и Крыса

Басня Мышь и Крыса слушать online: Басня Крылова Мышь и Крыса в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Мышь и Крыса читать: «Соседка, слышала ль ты добрую молву? – Вбежавши, Крысе Мышь сказала, – Ведь кошка, говорят, попалась…

Басня Волки и овцы

Басня Волки и овцы слушать online: Басня Крылова Волки и овцы в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волки и овцы читать: Овечкам от Волков совсем житья не стало, И до того, что, наконец, Правительство зверей благие меры…

Басня Волк и Пастухи

Басня Волк и Пастухи слушать online: Басня Крылова Волк и Пастухи в формате mp3 — слушать или скачать бесплатно. Басня Волк и Пастухи читать: Волк, близко обходя пастуший двор И видя, сквозь забор, Что, выбрав лучшего себе барана в стаде,…

Источник: https://mamontenok-online.ru/basni/i-a-krylov/

Басни Крылова: читаем, слушаем, а также смотрим онлайн!

Иван Андреевич Крылов – мастер басни. Его произведения были актуальны всегда: и в эпоху правления Николая I, и во времена СССР, и сегодня, когда мир охвачен виртуальной паутиной Интернета. Высмеивая человеческие пороки в XIX веке, Крылов и не подозревал, что в XXI они никуда не исчезнут, а его басни будут на слуху у каждого человека.

Читайте также:  Анализ цикла стихов Николая Гумилева «Капитаны»

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки.

Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова.

Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.

В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки.

А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен.

Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.

Полный сборник басен Крылова в удобном формате

На нашем сайте собрана коллекция самых популярных и редких басен Крылова. И ребенок, и взрослый сможет найти в них что-то полезное для себя.

В простых, но в то же время поучительных историях, с детской ненавязчивостью описываются недостатки людей, осмеиваются их поступки. Но содержание и суть басен Крылова имеют, скорее, философские, а не юмористические корни.

Каждое произведение – легкое сочетание морали, мудрости и непосредственного юмора.

Веселые истории, вышедшие из-под пера гениального писателя, изменили взгляд на этот жанр. Новаторство Крылова проявилось в житейской мудрости, легкой философской нотке и реалистичности  описываемых сценок. Любая басня Крылова – маленький роман или драма, в которой каждый найдет собственный смысл.

Для тех, кто любит читать – басни Крылова доступны для ознакомления и анализа в удобном текстовом формате. Просто выберите интересующую вас историю и читайте.

Если лень, можно прослушать басни Крылова в аудио-записи, а для самых маленьких мы предлагаем видео-версии популярных произведений великого баснописца.

  Читайте, слушайте, смотрите, знакомьтесь с народной мудростью вместе с малоизвестными и знаменитыми баснями Крылова.

Б

В

Г

Д

З

К

Л

Басни Ивана Андреевича Крылова: читаем, слушаем и смотрим

Источник: https://basni-krylova.ru/

Басни Крылова Ивана Андреевича – Крылов И.А. скачать бесплатно или чи…

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — русский баснописец, поэт, писатель, драматург, переводчик.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) 1769 (по другим сведениям в 1766 или 1768) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Детские годы прошли на Урале. В 1775 отец выходит в отставку, и семья поселяется в Твери.

Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг.

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта.

В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости.

Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал.

В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату.

В 14 лет (1784 год) написал оперу «Кофейница», отнес ее к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперу так и не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868.

Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра.

Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его руках остался младший брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»).

В 80-е годы много писал для театра. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традиции русской сатирической журналистики.

  Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности.

Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова. Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами.

В 1810 (по другим сведениям – в 1812) назначается помощником библиотекаря в Императорскую Публичную Библиотеку (ныне ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая в 1820, «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а в 1834 увеличивается вчетверо, он возвышается в чинах и в должности, став с 1816 библиотекарем.

В одном из зданий библиотеки (Садовая улица, 20) в 1816 – 1841 Крылов снимал квартиру. При выходе в отставку в 1841 ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке (11700 рублей ассигнациями).

С 1811 член «Беседы любителей русского слова», с 1816 — Вольного общества любителей российской словесности, с 1817 — Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В. Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию.

16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета.

В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»”).

2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю – 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К.

Клодт; персонажи басен Крылова – по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду.

О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.

Проза:

  • Сатирические «пись­ма» [1-48], составившие журн. «Почта ду­хов» (1789).

Сатирические повести:

  • «Ночи» (незаконч.) (1792)

  • «Каиб» (1792).

Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).

Комические оперы:

  • «Кофейница» (1783, опубл. 1869)

  • «Бешеная семья» (1793)

  • «Илья-богатырь» (1807)

Комедии:

  • «Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)

  • «Проказники» (1788, опубл. 1793; в про­зе)

  • «Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)

  • «Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)

  • «Модная лавка» (1807, в прозе)

  • «Урок дочкам» (1807; в прозе

  • Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).

Басни:

  • «Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)

  • «Разборчивая невеста» (1806)

  • «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)

  • «Петух и Жемчуж­ное зерно» (1809)

  • «Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Во­рона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)

  • «Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)

  • «Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)

  • «Крестьяне и Ре­ка», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)

  • «Крестьянин и Овца» (1823)

  • «Кошка и Соловей», «Рыбья пляс­ка» (обе – 1824)

  • «Свинья под Дубом» (1825)

  • «Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)

  • «Волк и Кот» (1830)

  • «Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)

Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.

Источник: http://archive.li/sKWCc

Ссылка на основную публикацию